logo1

logoT

 

Адаптивная акпп что это


Адаптивная АКПП: особенности

Автоматические коробки передач появились давно, а также с момента появления первых АКПП агрегаты пользуются большим спросом. В процессе эволюции и модернизации данный тип трансмиссий получил большое количество функций и  всевозможных режимов, также сегодня можно встретить разные виды и типы самих АКПП.  

При этом отдельного внимания заслуживают трансмиссии с функцией типтроник (коробка автомат типтроник), а также адаптивные коробки передач. В этой статье мы поговорим о том,  чем отличается от аналогов адаптивная коробка автомат, что это такое, а также какие плюсы и минусы имеет КПП данного типа.

Адаптивная коробка автомат: что это такое и как работает

За долгие годы существования автопрома практически все узлы и агрегаты современного автомобиля подверглись существенным доработкам. Основная задача — добиться максимальной эффективности работы в сочетании с комфортом, повышенной надежностью и лучшими техническими характеристиками и эксплуатационными показателями.

Что касается автоматической трансмиссии, в результате целого ряда доработок была создана адаптивная коробка передач. При этом подобное решение по целому ряду причин можно считать достаточно значимым в истории развития трансмиссий в целом и АКПП в частности.

Прежде чем перейти к рассмотрению адаптивных коробок, для лучшего понимания необходимо изучить основные типы и виды КПП автомобиля. Как известно, трансмиссия является важнейшим агрегатом (не менее важным, чем двигатель).

Дело в том, что крутящий момент от ДВС предается на ведущие колеса именно благодаря КПП. Простыми словами, коробка передач представляет собой редуктор с цилиндрическими шестернями, что позволяет гибко изменять крутящий момент, который «выдает» двигатель.

В результате можно изменять скорость движения ТС, величину момента на колесах применительно к различным дорожным условиям и т.д. Кстати, современные коробки по конструкции стали достаточно сложными и уже мало чем напоминают указанный выше редуктор.

Среди основных видов КПП можно выделить следующие:

  • Механическая коробка передач (МКПП). Данный тип трансмиссий является традиционным, водитель самостоятельно изменяет величину передаваемого кутящего момента, переключая скорости вручную во время движения.

Простыми словами, при езде нужно выжать сцепление, тем самым рассоединив ДВС и КПП. Затем при помощи рычага коробки в салоне  следует включить нужную  передачу, вводя в зацепление пары шестерен, которые соответствуют выбранной передаче. Далее сцепление можно отпустить, после чего продолжается движение.

МКПП является ступенчатой коробкой, что означает возможность изменять величины момента от двигателя ступенчато. Данная коробка проста в изготовлении, надежна и ремонтопригодна, машину с МКПП легче контролировать. Единственным минусом является необходимость постоянного переключения передач, в результате чего страдает комфорт.
  • Автоматическая коробка передач (АКПП, коробка-автомат) позволяет переключать передачи без прямого участия водителя. В большинстве АКПП момент также изменяется ступенчато (кроме вариаторов CVT).

При этом АКПП могут иметь разные варианты исполнения и управления (например, гидромеханический автомат или преселективный робот), однако принцип ступенчатого переключения скоростей (передач) сохраняется во всех случаях. 

Естественно, возможность автоматического переключения обеспечивает высокий комфорт при управлении автомобилем, нет необходимости переключать передачи самостоятельно, автоматика подбирает оптимальную передачу с учетом целого ряда условий при езде и т.д. 

  • Коробка передач вариатор является бесступенчатой коробкой автомат, в которой вместо привычных шестерен  работают два шкива и натянутый между ними ремень вариатора. За счет изменения диаметров шкивов происходит изменение передаточного отношения. При этом фиксированных ступеней (скоростей) нет, под управлением электроники происходит бесступенчатое изменение величины момента в соответствии с нагрузками, условиями движения и т.д.

Идем далее. Рассмотрев все основные виды КПП автомобилей, следует отметить, что в случае с АКПП агрегаты могут сильно отличаться друг от друга, иметь целый ряд функций и особенностей. При этом, чем сложнее коробка, тем выше ее начальная стоимость, а также более затратное обслуживание и ремонт.

Отметим, что адаптивная коробка автомат не является каким-либо отдельным видом АКПП. На самом деле это агрегат с расширенным функционалом. Адаптивными могут быть разнее типы автоматов. Если точнее, понятие «адаптивная АКПП» означает высокую гибкость при управлении переключениями передач коробки. Простыми словами, автомат буквально подстраивается под манеру езды водителя, позволяя реализовать максимум комфорта при управлении автомобилем.

Если рассматривать работу адаптивной коробки передач более подробно, можно выделить следующие особенности:

  • электроника не просто управляет процессами переключения передач, но и выполняет такую задачу по особым «плавающим» алгоритмам;
  • адаптивная коробка автомат подбирает наиболее подходящий режим, при этом учитывается манера езды конкретного водителя;

На практике, ЭБУ коробкой самостоятельно принимает решение о том, когда переключать передачу и до каких оборотов раскручивать двигатель, учитывая предпочтения водителя. Другими словами, блок управления «запоминает», как привык ездить тот или иной водитель, поле чего работа коробки подстраивается под индивидуальный стиль езды.

В результате разгон с одинаковым положением педали газа может быть разным. Машина может как активно ускоряться, когда АКПП как можно дольше не переключается на повышенную подобно спортрежиму «S», так и возможен плавный спокойный разгон, когда коробка максимально быстро переключается на более высокую передачу, не перекручивая ДВС и экономя горючее.

Еще добавим, что от переключения передач «вниз» будет зависеть и режим торможения (торможение двигателем). Адаптивная коробка учитывает силу нажатия на тормоз и резкость таких нажатий. Если водитель привык активно оттормаживаться, задействуется режим, когда АКПП заранее переходит на пониженные передачи.

Как сделать адаптацию АКПП

С учетом сказанного выше, адаптивная автоматическая коробка прямо в движении «учитывает» ряд параметров (как сильно водитель нажимает на газ, какой разгон необходим, как происходит торможение, на каких скоростях обычно движется ТС и т.д.). После этого электроника заставляет коробку работать в режиме, наиболее подходящем для конкретного водителя и его манеры езды.

На деле такие адаптивные коробки являются достаточно удобным решением, так как зачастую избавляют водителя от необходимости переходить в спортрежим, задействовать ручное переключение передач при помощи функции Типтроник и т.д.

Единственным недостатком можно считать определенные усложнения, связанные с работой ЭБУ АКПП и алгоритмами, а также то, что когда другой водитель садится за руль, могут возникнуть сложности и даже неудобства. Еще следует отметить, что в нестандартных ситуациях адаптивная коробка также может вести себя не совсем «правильно».

Например, если водитель привык к агрессивным разгонам и рваному темпу езды с постоянными ускорениями и оттормаживаниями, в пробке адаптивная КПП  может сильно «рвать» автомобиль вперед даже при плавных нажатиях на газ. 

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое Типтроник АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, чем отличается коробка Типтроник от других видов коробок-автомат, а также какие плюсы и минусы имеет агрегат данного типа.

Причина — АКПП «запомнила» манеру езды и старается обеспечить активный разгон. Также, если машина какое-то время двигалась в пробке, а после выехала на разгруженную дорогу, можно почувствовать, что автомобиль стал хуже разгоняться.

Опять же, автомат за время езды по пробкам адаптировался под новые условия движения, то есть переключения теперь подстроены именно под такие условия (плавный разгон, частое торможение, низкие скорости).

Важно понимать, что для «переобучения» АКПП требуется около 10-20 мин или, в среднем, потребуется проехать около 10-15 км (в зависимости от марки, модели, типа АКПП и т.д.). Чтобы добиться желаемого результата, водителю нужно проехать в нужном темпе несколько минут, чтобы коробка снова адаптировалась.

Именно по этой причине при проверке автомобиля с коробкой автомат (например, приобретается б/у авто с АКПП), адаптивная коробка может какое-то время переключаться с толчками, рывками и т.п. Причиной в этом случае может быть не та или иная неисправность автомата, а то, что ЭБУ коробкой еще не перестроился под нового водителя.   

Чтобы оценить работоспособность адаптивной автоматической трансмиссии, нужно просто поездить на машине в привычной манере, после чего уже можно сделать определенные выводы.

Подведем итоги

Как видно, адаптивный автомат также имеет свои плюсы и минусы на фоне других типов автоматических трансмиссий, однако является достаточно удобным вариантом АКПП. С учетом того, что адаптивные АКПП активно используют «плавающие» алгоритмы, это позволяет ЭБУ АКПП определять, в каком режиме оптимально выполнять переключение (спортивное, зимний режим, езда с учетом высоких нагрузок и т.д.).

Например, водитель может не переходить в «спортрежим» и другие допрежимы, нет необходимости использовать ручное переключение Типтроник, так как коробка самостоятельно адаптируется под манеру езды.

На практике, водитель самостоятельно «определяет» режим работы коробки передач, после чего автомат в дальнейшем поддерживает такой режим, создавая наиболее комфортные для водителя условия при управлении транспортным средством.

Напоследок отметим, что основным минусом таких АКПП можно считать сложность конструкции, трудности при диагностике неисправностей, а также то, что на «переобучение» адаптивного автомата после смены условий может потребоваться проехать на машине около 20 минут в нужном режиме.

Только спустя определенный промежуток времени в памяти электронного блока управления будут прописаны новые данные, после чего АКПП будет работать в оптимальном для конкретного водителя режиме.

krutimotor.ru

Что из себя представляют адаптивные коробки передач

Конструкция автомобиля очень рациональна, за многие годы его существования не осталось ни одного узла, не подвергнувшегося тем или иным изменениям с целью более эффективной его работы, а также обеспечения наиболее комфортных условий для водителя при управлении. Одним из результатов подобной модернизации узлов является адаптивная коробка передач, являющаяся итогом, хотелось бы надеяться, что не заключительным, многолетней истории развития этого элемента конструкции автомобиля.

Об основных типах КПП

Она является неотъемлемой частью любой автомашины. Коробка передач, или сокращенно КПП, участвует в передаче к колесам момента от двигателя. Фактически, в самом простом варианте — это редуктор с цилиндрическими шестернями, предназначенный для изменения величины момента, поступающего с двигателя. Однако, современная КПП, ее конструктивное исполнение мало напоминает такой редуктор. Сейчас существует и используется на автомобиле несколько различных ее вариантов:

Механическая коробка передач (МКПП). Она в наибольшей степени соответствует традиционной конструкции, в ней изменение передаваемого момента осуществляется вручную, для чего водитель выжимает сцепление и изменяет положение рычага управления, вследствие чего меняются находящиеся в зацеплении шестеренки. Она является ступенчатой, т.е. значение величины момента, поступающего от двигателя, изменяется на какую-то величину ступенчато. Достоинством такой КПП является простота изготовления, надежность и возможность выбора водителем нужного режима движения автомобиля. Автоматическая коробка передач (АКПП) или, как ее еще называют, автомат. Она является дальнейшим развитием механической коробки. Переключение передач автомат осуществляет без вмешательства водителя. При этом величина передаваемого момента изменяется тоже ступенчато. Существуют различные конструктивные варианты, как реализуется автоматическая коробка передач, но ступенчатый принцип изменения момента, поступающего от двигателя, при этом, как правило, сохраняется.

Автомат обеспечивает водителю:

  • дополнительный комфорт при управлении транспортным средством, т.к. нет необходимости отвлекаться на переключения КПП;
  • своевременные изменения передаваемого момента;
  • снижение расхода горючего и хорошую динамику разгона.
  • Вариаторная коробка передач может считаться одной из разновидностей как автоматической, так и самостоятельной КПП. Она осуществляет бесступенчатое изменение величины момента в соответствии с текущей нагрузкой и складывающимися условиями движения.

Вот такие типы КПП чаще всего устанавливаются на современные автомобили, но подобные устройства могут быть и совсем другими, значительно отличающимися от описанных. При этом стоит иметь в виду, что другой стороной усложнения первоначальной конструкции будет повышенная стоимость новых агрегатов, а также увеличивающиеся затраты на их обслуживание.

Адаптивная коробка автомат и другие типы КПП

Понятие адаптивная коробка скорее относится не к самой КПП, а к управлению переключением. Подразумевается, что автомат подстраивается под манеру езды водителя и тем самым обеспечивает ему наиболее комфортные условия управления автомобилем. Это становится возможным благодаря использованию электроники для управления процессом переключения.

Адаптивная коробка или, можно сказать, автомат, выбирая лучший режим переключения, учитывает такие факторы:

  1. манеру разгона (форсированная или спокойная);
  2. предпочтительный режим движения, когда оно выполняется с неизменным положением педали газа, автомат выбирает более высокую передачу, обеспечивая экономичный режим;
  3. предпочтительный режим ускорения, при разгоне с максимальным ускорением автомат использует спортивную программу переключения передач;
  4. предпочтительный режим торможения, при резком нажатии на тормоз, автомат использует спортивное торможение с более ранним переходом на пониженные передачи.

Таким образом, адаптивная АКПП через какое-то время (до десятков минут) начинает производить смену передач в режиме, наиболее соответствующем привычному для водителя темпу движения и манере езды. Только у такой коробки есть существенный, но легко преодолимый недостаток. После езды в течение продолжительного времени в затрудненных условиях, например в пробке, адаптивная КПП запоминает такой режим и проводит в дальнейшем переключения как при движении в пробке. Поэтому после того, как пробка останется позади, автомобиль может потерять привычную динамику и его придется снова «обучать» нужному вам режиму перемещения. Выполняется это очень просто – надо проехать в нужном темпе несколько десятков минут, и все восстановится.

Однако описанный автомат не является исключительным вариантом построения АКПП. Например, на автомобиле может быть использована секвентальная коробка. Суть ее работы заключается в том, что переключение производится на следующую по порядку передачу, вверх или вниз, т.е. с четвертой передачи можно переключиться на пятую или третью. Как правило, такой автомат ставят на гоночных машинах.

В отличие от того, что позволяет секвентальная коробка, МКПП позволяет из любого положения установить нужную передачу, например, с третьей перейти на пятую.

Стоит ещё отметить, что автомат при своей работе использует набор программ, определяющий в каком режиме необходимо производить переключение. В их число входят программы, позволяющие реализовать спортивное переключение, режим движения зимой, в гору и с грузом (прицепом).

Адаптивная автоматическая КПП позволяет освободить водителя от процедуры ручного переключения передач, кроме того, автомат создает и поддерживает условия движения, наиболее комфортные для водителя при управлении автомобилем.

znanieavto.ru

Адаптация АКПП: как обучить коробку передач, настройка после ремонта, как сделать правильно, основные параметры и характеристики, какие преимущества

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Наверное, многие владельцы автомобиля с автоматической коробкой передач слышали о том, что их автомат может быть либо обычным, либо адаптивным. Различия между ними существенны и заключаются в том, что адаптивные АКПП способны обучаться под конкретный стиль вождения, в то время как обычные коробки работают исключительно по запрограммированному алгоритму. Удивительно, но купив машину с адаптивным автоматом, любой автомобилист может обучить устройство «под себя», просто проведя его адаптацию. Не слышали о таком? Тогда давайте рассмотрим обучение АКПП по порядку с уточнением всевозможных тонкостей этого вопроса.

Несколько слов об адаптивных коробках

Привычный всем автомат, сделанный на основе гидротрансформатора, появился порядка 80 лет назад. С тех пор АКПП стали активно оснащаться не только гидравлическими и механическими элементами, но и своей современной основой – электроникой. Появление микропроцессорных технологий в начале 80-х годов позволили не просто усилить электронизацию автомата, а вывели её по-настоящему на новый уровень. Именно поэтому около 30 лет назад и стали появляться первые обучаемые коробки передач, получившие название «адаптивные».

Подобные АКПП имеют одно, поистине существенное отличие от своих предшественниц. Его сущность заключается в том, что электронный «мозг» коробки не просто управляет ею по запрограммированным алгоритмам, но и видоизменяет таковые, основываясь на стиле, манере и условиях вождения конкретного автомобилиста. Удивительно, но адаптивные КПП вмиг вытеснили со «сцены» своего выступления обычные автоматы, и сегодня встретить последние можно лишь на автомобилях ранних 80-х и 90-х годов. Все модели, выпущенные позже, уже оснащались обучаемым автоматом.

Все АКПП имеют исключительно индивидуальные способы и алгоритмы адаптации, однако большинство устройств имеют два режима обучения:

  • Длительная адаптация, осуществляющаяся коробкой по истечению большого пробега (около 200-1 000 километров). В ходе подобного обучения автомат привыкает к среднестатистическому стилю вождения автомобилиста и задаёт настройки именно под него, которые с течением времени становятся для устройства стандартными;
  • Быстрая адаптация, которая происходит в течение очень короткого времени (от нескольких сотен метров до пары-другой километров пробега). Это обучение происходит постоянно и подстраивает работу АКПП под режим езды конкретно в данный момент времени. Естественно, если движение организовано как обычно, то и автомат под новый лад не перестраивается.

Такая совокупность адаптивных режимов позволила организовать наиболее качественную и удобную работу современных АКПП. Конечно, адаптация находится не на сверхуровне, но «тупить» умные коробки стали всё меньше. Отметим, что некоторые старые автоматы имеют лишь один из режимов обучения.

Основные параметры адаптации

Теперь, когда сущность адаптивных АКПП более-менее ясна каждому, давайте пробежимся по основным параметрам адаптации. Современные коробки «автомат» учитывают огромное число нюансов езды конкретного автомобилиста, однако столпом среди них стоит следующая тройка:

  • Динамика разгона. Любой адаптивный автомат в ходе своего функционирования внимательно следит за тем, насколько резко любит ускоряться водитель. Большинство коробок имеют две основные адаптации под разгон. Он либо задаётся спокойным (передачи переключаются плавно, как бы максимально растягиваясь), либо ускоренным (передачи переключаются быстро, а иногда даже перескакивают через 1-2);
  • Стиль езды. Тут учитывается такой момент, насколько часто автомобилист меняет положение педали газа. То есть, если движение проходит без особых изменений при нажатии акселератора, включается максимально высокая передач для экономии топлива, при езде же в пробках – автомат настраивается на работу без сильной раскрутки мотора на нижних передачах;
  • Манера торможения. Здесь всё очень просто. Если водитель любит тормозить резко и часто, то АКПП привыкает к ускоренному сбросу передач на 1-2, а то 3 за один момент времени, в ином случае коробка себе не изменяет и продолжает работать в режиме плавного торможения.

Благодаря тому, что электронный «мозг» автомата сам настраивает режим работы, наличие ряда кнопок на его рычаге просто не нужно. Большинство адаптивных АКПП не имеют кнопок для перевода их функционирования в спортивный или городской ритм движения, что ещё больше упрощает управление ими. По сути, подобные автоматы вообще не требуют вмешательства от водителя, однако возможно это лишь с тем условием, что коробка сделана качественно с использованием хорошего и грамотно прошитого чипа. При иных обстоятельствах от адаптивной КПП придётся только страдать, так как низкокачественное устройство будет постоянно «тупить» и долго адаптироваться под конкретный стиль езды.

Способы ускоренной адаптации автомата «под себя»

Мало кто знает, но при необходимости адаптация АКПП может быть проведена в ускоренном режиме (естественно, речь идёт о задании постоянного режима работы автомату, который формируется в течение длительной эксплуатации автомобиля). Подобная мера не должна казаться чем-то ненужным, ибо её проведение вполне резонно, если:

  • К автомобилисту в эксплуатацию попала АКПП, ранее адаптированная под другого человека, и требуется её перенастройка;
  • Автомат стал работать некорректно, пинаться и часто «тупить», но с его технической составляющей всё отлично;
  • После капитального ремонта коробка сбросила привычные настройки или просто отказывает адаптироваться под новый стиль вождения.

Как видите, ситуаций для принудительного обучения АКПП под новый лад работы особо придумывать не стоит, все они лежат на поверхности. Но как адаптировать автомат качественно и быстро? На самом деле есть несколько способов:

  • Вариант первый – отдаём автомат на перепрошивку. Тут всё предельно просто. Автомобилист говорит мастерам, под какой режим вождения хочет адаптировать АКПП, а они в свою очередь заново программируют её чип;
  • Вариант второй – проводим принудительную адаптацию. Здесь же всё посложнее, ибо придётся найти техническую документацию на обучаемую АКПП. Как правило, для принудительного обучения требуется сначала обнулить имеющуюся адаптацию, а затем «залить» новую. У разных коробок подобное обучение проводится по-разному. Для примера рассмотрим принудительную адаптацию автомата от Мерседес. Зачастую проводится она так:
    1. Машина прогревается, глушится на 5-10 секунд, снова заводится (повторяем два-три раза);
    2. Затем нажимается тормоз, АКПП переводится в режим ручного управления, по очереди включаются режимы и передачи (в таком порядке, в котором они должны работать в будущем);
    3. После этого машина заводится, плавно разгоняется до 40 км/ч, глушится, снова заводится, плавно разгоняется до 80 км/ч, глушится, снова заводится и на автомобиле откатывается 5-7 километров.

На этом адаптация завершена. К слову, подобной настройкой можно сделать работу адаптивной коробки более спортивной или же, напротив, более мягкой.

Если же времени у вас вдоволь, то прибегать к принудительной адаптации автомата бессмысленно. Намного проще проехать в своём стиле несколько сотен километров и дать АКПП привыкнуть самой.

Пожалуй, на этом повествование об обучении автомата можно завершать. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу

swapmotor.ru

Как устроены и работают адаптивные коробки передач на автомобилях

Первые автоматические коробки массово начали появляться на автомобилях около 30 лет назад. АКПП того времени управлялись за счёт работы гидромеханических приводов, и в конструкции попросту не использовали никакие электронные решения. Электроника на то время была лишней.

Подобное устройство позволяло автоматам обеспечивать удивительный срок службы, который составлял около 300 тысяч километров при условии соблюдения простых правил по обслуживанию. Современные коробки подобным ресурсом похвастаться не могут, хотя они стали намного эффективнее, удобнее и функциональнее.

Одними из самых ярких АКПП выступают адаптивные коробки. Они обладают особой конструкцией и разными режимами работы. Это позволяет им работать в оптимальном режиме, в зависимости от тех или иных условий эксплуатации.

Зачем требуется адаптация

Адаптивные АКПП отличаются тем, что в их конструкции предусматривается использование специального электронного блока. С его помощью трансмиссия как бы привыкает, то есть адаптируется под стиль вождения конкретного автомобилиста. Это позволяет создать идеальную связь между оборотами силового агрегата и переключением скоростей.

Отсюда становится очевидным ответ о том, зачем нужна эта самая адаптация. Это способ создать наиболее комфортные и благоприятные условия для управления транспортным средством в различных режимах, условиях и при передвижении на разной скорости.

Всё это обеспечивается электроникой, которая отвечает одновременно за несколько функций:

  • Разгонная динамика. Коробка позволяет создавать максимально быстрое и резкое ускорение, либо плавное и спокойное. АКПП отслеживает скорость, с которой происходит ускорение наиболее часто;
  • Режим передвижения. Если положение ноги на педали газа не меняется, то есть давление на акселератор неизменное, АКПП переходит на более высокие передачи и экономит топливо;
  • Ускорение. Когда водитель стремится резко ускорится, коробка автоматически запускает программу работы в спортивном режиме;
  • Торможение. Если водитель резко выжимает педаль тормоза в пол, что считается спортивным торможением, электроника заставляет трансмиссию сброситься сразу на несколько передач вниз;
  • Износ. Параллельно задачей адаптивной коробки является слежение за степенью износа элементов узла.

Всё это позволяет сделать работу коробки понятной, продуманной и адаптированной под стилистику вождения человека. Это даёт возможность во многом понять, что же значит адаптивная АКПП и в чём её главные особенности.

Но требуется детальнее вникнуть в суть подобного оборудования. Чтобы действительно разобраться, что такое эта адаптивная коробка автомат, следует изучить её устройство и режимы работы.

Особенности устройства

Многое с позиции конструкции и устройство зависит от конкретного автопроизводителя. Конкуренция заставляет внедрять некоторые авторские решения, отличающие коробку одного изготовителя от другого.

Но если говорить о том, что такое адаптивный автомат, то здесь следует учесть определённое сходство между всеми подобными АКПП. Первым делом речь идёт об использовании гидротрансформатора. Он включается в себя лопатки, закреплённые на 3 колёсах. Также применяются зубчатые передачи, основная масса которых планетарные.

Истинная разница и основная суть адаптивных устройств заключается именно в электронике. Электронные блоки имеют примерно одинаковую конструкцию, есть выглядят практически идентично. Но вот набор программ, начинка и электронные мозги у каждого производителя свои.

Не лишним будет сравнить обычный автомат и адаптированный. В первом случае речь идёт о заранее запрограммированном переключении скоростей. Да, все производители могут иметь несколько разные подходы к программированию, но суть всегда остаётся одной. Переключение осуществляется примерно на 2500 оборотах. При достижении этой отметки происходит переход с одной скорости на другую. При этом говорить об экономичных или повышенных оборотах не приходится в стандартном режиме работы.

Чтобы поменять программу переключения на обычных автоматах, изготовители предусмотрены переход на разные режимы типа экономичного, спортивного, внедорожного и пр. Но это не происходит автоматически. Коробка меняет стиль своей работы, иначе переключает передачи только после ручного изменения режима. Это не адаптация, а просто ручная регулировка. Чтобы вернуться снова к режиму экономии или перевести коробку под городские условия эксплуатации, потребуется вручную переключиться с одного режима на другой.

Отличительной особенностью адаптивной трансмиссии является отсутствие различных кнопок и настроек, а также всевозможных режимов, которые нужно включать и переключать. Электроника запоминает стиль вождения и всё необходимое регулирует самостоятельно. Это объясняет, почему на адаптивах используется минимальное количество кнопок и переключателей.

Если водитель предпочитает экономичное и аккуратное вождение, коробка считает это, поймёт и будет работать в соответствующем режиме. Если же автомобилист отдаёт предпочтение более агрессивной езде, тогда и переключение передач будет происходить на более высоких оборотах.

Обучение

Автомобилисты, имеющие опыт в эксплуатации машин с адаптивной коробкой, отмечают, что при длительных простоях в пробках работа АКПП меняется, она перестаёт быть прежней, как до попадания в затяжной трафик.

Фактически коробка меняет свой режим. При нажатии на педаль газа разгонная динамика существенно снижается, не удаётся нормально разогнаться, как водитель привык в нормальных условиях. Всё это связано с тем, что электроника адаптируется под пробку, где нужны минимальные обороты, небольшой разгон и короткие перебежки с последующим торможением. АКПП перешла в режим более длинного переключения, что направлено на уменьшение количества самих переключений и уменьшение износа элементов трансмиссии.

Бывает и так, что после хорошего разгона и движения на высокой скорости по трассе, когда происходит быстрое переключение, водитель оказывается в городе. Динамика сохраняется некоторое время на высоком уровне, двигатель чётко реагирует на нажатия педали акселератора. Но спустя некоторое время после езды по городу КПП снова возвращается в свой стандартный режим с уже более медленным переключением и не такой чувствительностью.

Подобных явлений пугаться не стоит. Это нормально и вполне естественно для адаптивных коробок. Ведь они могут привыкать к разным режимам за короткий промежуток времени. Подобные ситуации являются обучением, когда автомат адаптируется под новые условия, и выбирает оптимальные параметры для работы в том или ином режиме эксплуатации.

Обучение зависит от ряда параметров, а также на него во многом влияет конструкция и электронное программирование каждого отдельно взятого адаптивного автомата. Ведь производители применяют различные алгоритмы.

Иногда достаточно выехать из пробки и подавить на педаль акселератора в течение нескольких минут, в результате чего экономичная и умеренная динамика сменится на полноценный спортивный режим. Просто требуется немного времени на адаптацию.

Но бывает и так, что обучение подразумевает проведение нескольких манипуляций. Это обусловлено тем, что заданный производителем алгоритм считывает информацию по последним 100-200 километрам, допустим. Если вам попался такой автомат, и он не позволяет машине нормально ехать, хотя мощности двигателя достаточно, потребуется выполнить сброс настроек.

Чтобы спросить настройки и обучить адаптивный автомат, можно обратиться в сервисный центр. Причём лучше в официальный, занимающийся конкретно вашей маркой автомобилей. Услуга обычно платная, но проводится квалифицированными специалистами. Мастера сумеют сбросить адаптацию, переадаптировать коробки и даже поменять заводскую прошивку. Последнее возможно не на всех коробках автомат, потому этот факт следует учитывать.

Есть возможность самостоятельно обучить АКПП. Для этого проводят несколько специальных манипуляций, прописанных в руководстве по эксплуатации. На автомобилях производства Mercedes, где применяются адаптивные коробки, требуется сначала запустить зажигание, выжать педаль акселератора в течение 30 секунд, затем подержать тормоз 30 секунд, отпустить педаль и отключить зажигание.

Нюансы обучения следует уточнять конкретно для своей марки и возможно даже модели автомобиля, поскольку у одного автопроизводителя может устанавливаться несколько разных адаптивных коробок передач для тех или иных выпускаемых моделей авто.

Режимы работы

Как уже отмечалось ранее, автоматическая адаптивная коробка передач подстраивается под конкретный стиль вождения водителя. В зависимости от ускорения, торможения, разгона, интенсивности работы педалями газа и тормоза, электроника выбирает необходимый оптимальный режим.

При этом работа подобных трансмиссий может осуществляться в нескольких наиболее распространённых режимах:

  • экономичном;
  • спортивном;
  • зимнем.

Каждый из них имеет свои особенности.

  1. Экономичный режим работы. Если водитель придерживается умеренного стиля вождения своим автотранспортным средством, электроника переключается в режим экономии. Основной задачей такого режима является максимальная экономия топлива. В процессе эксплуатации автомобиля наблюдается плавный и постепенный разгон, машину не срывает с места при нажатии на педаль газа. Преимущественно электроника автомата выбирает пониженные передачи. Актуальный режим для тех, кто часто ездит в городских условиях, вынужден простаивать в пробках, сталкивается с плотным трафиком и соблюдает скоростные ограничения;
  2. Спортивный режим. Для более агрессивных водителей, которые любят быстрый разгон и езду на высоких скоростях, электроника предусматривает возможность перехода на спортивную программу. Она направлена на форсированное управление, максимально быстрый разгон, отличную динамику. Помимо быстрого набора скорости, в таком режиме машина будет также быстро тормозить. Переходя в режим спортивной эксплуатации транспортного средства, адаптивная коробка извлекает полную мощность из двигателя. В результате авто быстро стартует, активно набирает максимальную скорость. Параллельно это приводит к увеличенному потреблению топлива. Ни о каком приоритете экономии горючего здесь речи уже не идёт;
  3. Режим зимней эксплуатации. Крайне полезный и эффективный вариант адаптивного программирования автоматической трансмиссии. С его помощью автомобиль подстраивается под передвижение по дорожному покрытию, которое характеризуется наличием слоя снега или льда. Специальные программы позволяют машине практически без пробуксовок трогаться с места. При этом разгон и торможение умеренные, без резких рывков и пинков. Параллельно в программе присутствует возможность экстренной остановки. Тут торможение осуществляется двигателем. Такая функция направлена на уменьшение тормозного пути при торможении на скользкой поверхности. В зимнем режиме отсутствует какой-то чёткий приоритет по передачам АКПП. Единственным исключением можно условно называть старт. В таком состоянии адаптивная коробка предпочитает трогаться преимущественно со 2 или 3 передачи.

Эти лишь 3 наиболее распространённых и часто применяемых в адаптивных автоматических трансмиссиях режима.

Но изготовители АКПП постоянно ведут работу над улучшением и усовершенствованием своих конструкций и самой электроники. Это позволяет внедрять новые режимы и дополнительные возможности, направленные на максимально комфортное, безопасное и соответствующее потребностям автомобилиста управление его автотранспортным средством.

Время адаптации

Автолюбителей вполне справедливо интересует вопрос скорости адаптации. То есть временной отрезок, необходимый трансмиссии, чтобы привыкнуть и подстроиться под определённые эксплуатационные условия.

Время адаптации напрямую зависит от конкретного производителя коробок и используемой электроники. Условно можно разделить коробки на 2 категории:

  • АКПП, где адаптация занимает буквально несколько минут или происходит через несколько пройденных километров. Водитель проезжает определённую дистанцию или едет в течение некоторого времени в спокойном или агрессивном режиме. Автомат к этому привыкает и переходит под соответствующую программу работы;
  • Другие трансмиссии используют накапливаемую информацию. Они копят алгоритмы, собирая данные за достаточно внушительный временной промежуток или за большое количество километров. Некоторые коробки могут адаптироваться исходя из 300-1000 последних километров пробега. Сохранив информацию в электронном блоке, компьютер начинает переключаться между режимами, в зависимости от конкретной ситуации. Такие АКПП наиболее сложные в плане обучения.

Каждая категория адаптивных автоматов имеет свои преимущества. Первая быстро может привыкать под новые условия, но при этом чаще провоцирует дискомфорт в случае резкого изменения режима эксплуатации. Во второй ситуации требуется дольше ждать полноценной адаптации, зато потом коробка будет чётко понимать, как себя вести.

Преимущества и недостатки

Нет предела совершенству. И нынешние адаптивные коробки уж точно далеки от идеала. Потребуется ещё достаточно много времени, чтобы удалось достичь оптимального результата в работе этих трансмиссий.

Если же говорить об актуальных адаптивных автоматах, можно выделить несколько главных достоинств:

  • Способность создавать комфортные условия в процессе эксплуатации транспортного средства;
  • Переключение скоростей осуществляется в определённых запрограммированных алгоритмах, при выборе одного из которых учитывается скорость движения, состояние покрытия, интенсивность работы педалями и пр.;
  • Режимы меняются самостоятельно. Водителю не нужно нажимать какие-то кнопки или рычаги;
  • Минимальное количество кнопок и регуляторов на коробке;

Способность снижать расход топлива, что обеспечивается подбором передач и режимов работы.

Но не всё так идеально. У адаптивных автоматических трансмиссий есть и свои недостатки. Главным минусом называют несовершённость системы адаптации, которая не всегда способна правильно подстроиться под требования водителя. Это ярко проявляется, когда один режим движения сменяется другим. К примеру, когда водитель двигался в медленном плотном трафике, а затем выехал на свободную трассу и захотел больше динамики. Либо же наоборот. На перестройку и адаптирование уходит некоторое время, исчисляемое порой несколькими минутами или километрами.

Также адаптивная система не всегда показывает себя с лучшей стороны при движении по плохим дорогам, где происходят довольно резкие переходы с нормального покрытия на разные неровности, ухабы и ямы, которые требуется объезжать и маневрировать.

Ещё одним недостатком можно считать вопрос обслуживания. В российских условиях наблюдаются некоторые проблемы с обслуживанием и поиском запчастей. Поскольку адаптивные АКПП являются фактически разновидностью коробок автомат, но с более сложной электроникой, отыскать и приобрести некоторые детали бывает проблематично. На это требуется больше времени и финансовых средств.

Рекомендации по уходу

Воспринимать адаптивные трансмиссии как нечто необычное, новое и ранее невиданное, не стоит. Это те же автоматические коробки, но с расширенными возможностями и усложнённой электроникой.

Хотя электронная начинка усложнила саму коробку как электроннозависимого узла, местами упростилась конструкция. Ведь на таких АКПП исчезли различные кнопки и переключатели разных режимов, которые на обычных автоматах включались и выключались вручную.

Потому специальных рекомендаций по уходу, предназначенных именно для адаптивных коробок, нет. За ними ухаживают точно так же, как и за любой автоматической коробкой. Требуется периодически менять или подливать трансмиссионную смазку, как советует производитель. Если вовремя менять масло и выбирать высококачественные составы, большинство проблем и неприятностей удастся предотвратить.

Старайтесь не перегружать АКПП, вовремя менять расходную жидкость, согласно правилам, прописанным автопроизводителем, осуществлять контроль состояния и количества трансмиссионного масла. Периодическая профилактика намного проще и дешевле, нежели последующее устранение поломок. В случае с адаптивными трансмиссиями рекомендуется не доводить их до аварийного состояния, требующего сложного ремонта и замены элементов. Они стоят дорого, и есть некоторые проблемы с их поиском на отечественном рынке. Некоторые комплектующие приходится заказывать и ждать доставки несколько недель. Всё это время эксплуатировать машину вы не сможете, если поломка действительно серьёзная.

Пока отношение автолюбителей к адаптивным коробкам автомат достаточно неоднозначное. Они позволяют получить определённые преимущества, повысить комфорт и экономичность. При этом такие АКПП не всегда быстро и адекватно реагируют на изменения режима эксплуатации и стиль вождения, из-за чего возникают задержки, провоцирующие некоторый дискомфорт и неудобство для водителей. Система сложная, но до конца не продумана и не доведена до совершенства. Производителям предстоит проделать огромную работу, чтобы адаптивный автомат мог быстро и точно перестраиваться под конкретные условия.

drivertip.ru


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf