logo1

logoT

 

Что такое апс в машине


Как работает APS и что это такое

Как работает APS (Automatic Performance Control)? В ее основе лежит все тот же наддув, но применен он для обеспечения эффективного наполнения цилиндров высокофорсированного атмосферного мотора при работе в нижнем диапазоне оборотов. При работе в верхнем диапазоне оборотов настройки распредвала этого мотора обеспечивают высокий коэффициент наполнения. А для того чтобы при этом на «низах» не было потерь крутящего момента, топливная смесь в этом режиме подавалась в цилиндры под давлением. Для ограничения связанных с изменением нагрузки возможных появлений детонации в системе использовались акустические датчики, которые при появлении детонационных стуков изменяли угол опережения зажигания и давали команду на ограничения топливоподачи. Система оказалась жизнеспособной и пошла в серию. Однако ее постигла судьба, которая характерна для любых других систем управления двигателем, отличающихся повышенной сложностью и высокой технологичностью: скоро достигнутый уровень технических показателей перестал соответствовать уровню необходимых для производства и обслуживания затрат, и система устарела, так и не став классикой. Надо сказать, что не только инженеры Saab, но и все без исключения моторостроители в стремлении достигнуть предела совершенства изначально избранного направления в деле модернизации двигателя порой склонны к проявлению характерного упрямства. Данный случай также не стал исключением. После APS Saab делает следующий шаг в направлении обеспечения эффективного предварительного сжатия посредством совмещения наддува и высокой геометрической степени сжатия. На сей раз для достижения заветной цели был избран путь применения систем, обеспечивающих переменный показатель степени сжатия в зависимости от скоростного диапазона работы двигателя. Как и в классическом варианте, в данном случае наддув обеспечивает эффективность работы двигателя в верхнем диапазоне оборотов. А для устранения недостатков работы в нижнем диапазоне мотор с переменной степенью сжатия от Saab позволяет варьировать этот показатель от восьми до 14-ти единиц.

Первоисточник - delay-auto.ru.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС)

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС)

Особенности конструкции

На автомобиле установлена автомобильная противоугонная система АПС-4 (иммобилизатор), состоящая из блока управления, индикатора состояния системы и кодовых ключей.

Иммобилизатор представляет собой электронный блок, предотвращающий несанкционированный пуск двигателя, размыкание необходимых электрических цепей и работающий совместно с электронной системой управления двигателем.

Иммобилизатор переходит в режим охраны автоматически при выключении зажигания.

Проверка активности противоугонной системы

Прежде всего убедитесь, что противоугонная система подключена и находится в неактивном состоянии. Для этого закройте все двери автомобиля, кроме двери водителя, сядьте в автомобиль и закройте дверь водителя. Плафон освещения салона должен продолжать гореть после закрытия двери водителя еще 12 с, а затем плавно погаснуть. Включите зажигание, светодиод индикатора состояния системы должен загореться и гореть постоянно, пока включено зажигание. В этом случае можно переходить к процедуре перевода противоугонной системы в активное состояние, т.е. провести так называемое «обучение» системы кодовыми ключами, которые после этого становятся индивидуальными для каждой противоугонной системы.

Если при включенном зажигании светодиод индикатора состояния системы мигает с частотой 2 раза в секунду, это означает, что противоугонная система вашего автомобиля уже ранее переведена в активное состояние.

Снятие иммобилизатора с охраны

Для снятия противоугонной системы с охраны и пуска двигателя выполните следующее.

1. Откройте и закройте дверь водителя или включите зажигание. При этом система переходит в режим «чтения» кода ключа, а светодиод индикатора состояния системы на панели приборов начинает мигать с частотой 2 раза в секунду. Если переход в режим «чтение» проводится включением зажигания, то зуммер выдаст короткий звуковой сигнал.

2. В режиме «чтение», который длится 1,5 мин, если манипулировали дверью, или 10 с, если включалось зажигание, следует поднести «свой» рабочий ключ к индикатору. После считывания и опознания системой кода ключа светодиод гаснет, а зуммер выдает двойной звуковой сигнал. Отключение светодиода говорит о возможности пуска двигателя.

3. Включите зажигание, светодиод кратковременно загорится и погаснет, двигатель должен пуститься.

Переход противоугонной системы в режим охраны происходит автоматически после выключения зажигания и зависит от ситуации и действий водителя. Если дверь водителя не открывалась или была открыта и не закрыта, то постановка на охрану происходит через 5 мин; если дверь водителя была открыта и закрыта, то постановка на охрану происходит через 30 с от момента закрытия двери.

Во всех случаях за 15 с до постановки системы на охрану зуммер начинает выдавать звуковой сигнал в ускоряющемся темпе. Если установка на охрану нежелательна, то необходимо повернуть ключ в положение «зажигание».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если при включении зажигания светодиод индикатора состояния системы не загорается, а мигает с частотой 1 раз в секунду в течение 20 с, это означает следующее:

1) между контроллером управления двигателем и блоком иммобилизатора отсутствует электрическая связь. Проверьте соединение в жгуте системы управления двигателем;

2) контроллер управления двигателем был ранее «обучен» кодовыми ключами от другого блока иммобилизатора. Двигатель пускаться не будет. Обратитесь на станцию технического обслуживания;

3) если при включении зажигания светодиод не загорается, амигает с частотой 5 раз в секунду в течение 20 с, это означает ошибку блока иммобилизатора. Если такое мигание не прекращается и при последующих включениях зажигания, необходимо обратиться на станцию технического обслуживания.

Процедура «обучения» иммобилизатора

Если вы убедились, что противоугонная система находится в неактивном состоянии, можно переходить к процедуре «обучения» (кодирования) кодовых ключей. Для этого выполните следующие действия.

1. Включите зажигание. Светодиод индикатора состояния системы не позднее чем через 5 с должен загореться ровным, немигающим светом.

 

2. Поднесите красный кодовый ключ с маркировкой «АПС-4» к индикатору.

3. Удерживая красный кодовый ключ возле индикатора, выключите зажигание. Светодиод должен продолжать гореть, а зуммер блока управления подаст короткий звуковой сигнал.

4. Уберите красный кодовый ключ от индикатора. Не позднее чем через 5 с после выключения зажигания светодиод должен начать мигать с частотой 10 раз в секунду. Если этого не произошло, не включая зажигание, подождите не менее 15 с и повторите операцию п. 1.

 

5. Не позднее чем через 20 с после начала мигания светодиода поднесите первый черный кодовый ключ с маркировкой «АПС-4» к индикатору. Зуммер должен подавать звуковой сигнал длительностью около 1 с, а светодиод на это время погаснет.

6. Уберите «обученный» черный ключ. Не позднее чем через 20 с после возобновления мигания светодиода поднесите к индикатору другой черный ключ. Зуммер должен подать звуковой сигнал длительностью около 1 с, а светодиод на это время погаснет.

ПРИМЕЧАНИЕ

Противоугонная система позволяет «обучить» до четырех черных кодовых ключей. Процедуру их обучения повторите в соответствии с п. 6.

7. Уберите второй «обученный» черный ключ и не позднее чем через 20 с поднесите красный ключ к индикатору. Светодиод загорится, а зуммер подаст звуковой сигнал. Уберите красный ключ от индикатора.

8. Не позднее чем через 15 с после включения светодиода включите зажигание.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если на вашем автомобиле установлен контроллер М1.5.4 или «Январь-5», то не позднее чем через 3 с светодиод погаснет, а зуммер подаст звуковой сигнал. После этого зажигание можно выключить. Если установлен контроллер МП7.0, то по истечении 3 с после включения зажигания светодиод будет продолжать гореть. Не позднее чем через 10 с, пока горит светодиод, выключите зажигание. Светодиод погаснет, раздастся зуммер.

9. Сделайте выдержку с выключенным зажиганием не менее 6 с.

10. Проконтролируйте качество «обучения» иммобилизатора. Для этого включите зажигание, должен прозвучать звуковой сигнал, а светодиод индикатора – замигать с частотой 2 раза в секунду. Сделайте пробный пуск двигателя – в течение 3–5 с двигатель не должен пускаться. Выключите зажигание, подождите не менее 6 с и повторите пробный пуск двигателя – двигатель пускаться не должен.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если двигатель пускается, это означает, что процедура «обучения» выполнена неправильно или превышено время ожидания в каком-либо интервале и противоугонная система автоматически возвратилась в исходное неактивное состояние. В этом случае процедуру «обучения» следует повторить, но перед каждым ее повторением необходимо выключать зажигание на время не менее 15 с.

11. Выключите зажигание и не позднее чем через 10 с после выключения зажигания поднесите к индикатору один из «обученных» черных ключей – зуммер должен подать 2 звуковых сигнала, а светодиод – погаснуть.

Включите зажигание и сделайте пробный пуск двигателя, двигатель должен пуститься.

12. Выключите зажигание, откройте и закройте дверь водителя. Через 15 с зуммер должен подать звуковой сигнал в ускоряющемся темпе в течение еще 15 с, а светодиод индикатора – гореть мерцающим светом, что свидетельствует о выполнении режима автоматической установки на иммобилизацию (блокировки пуска двигателя).

По истечении этого времени звучание зуммера должно прекратиться, а светодиод должен перейти в режим мигания с частотой 1 раз в 2,5 с.

Возможные нештатные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации иммобилизатора

1. Утеря рабочего черного ключа.

В этом случае рекомендуется провести «переобучение» второго оставшегося рабочего ключа, чтобы потерянным ключом не смогли воспользоваться в целях угона автомобиля.

Затем можно приобрести второй ключ и заново «переобучить» систему уже двумя ключами. «Переобучение» проводите в порядке, описанном в подразделе «Процедура «обучения» иммобилизатора». Единственное отличие заключается в том, что при включении зажигания в начале процедуры индикатор состояния системы начинает мигать с частотой 2 раза в секунду.

2. Утеря «обучающего» красного ключа.

В этом случае невозможно провести процедуру «обучения» новых ключей. Это означает, что можно продолжить эксплуатацию автомобиля с имеющимися рабочими ключами, однако в случае их утери или при неисправности блока управления иммобилизатора придется заменить как блок управления АПС, так и контроллер управления двигателем на новые, «необученные». При такой замене можно взять новый обучающий ключ и провести процедуру «обучения» противоугонной системы рабочим кодовым ключом.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В связи с важностью «обучающего» ключа рекомендуется хранить его дома в надежном месте.

3. Замена неисправного блока управления противоугонной системой (иммобилизатора).

После замены неисправного иммобилизатора новым необходимо провести процедуру «обучения» системы, описанную в подразделе «Процедура «обучения» иммобилизатора». При этом используйте уже имеющийся обучающий ключ от неисправного иммобилизатора. Однако существует отличие в п. 1 раздела «обучения», которое заключается в том, что после включения зажигания светодиод мигает с частотой 1 раз в секунду.

4. Замена неисправного контроллера.

Неисправный контроллер можно заменить новым («чистым»). Он будет разрешать пуск двигателя независимо от иммобилизатора.

Для активации противоугонной функции необходимо выполнить процедуру, описанную в п. 1 («Утеря рабочего черного ключа»), используя имеющиеся «обучающий» и рабочие ключи.

5. Двигатель не пускается.

Если после снятия противоугонной системы с охраны светодиод индикатора состояния системы при пуске двигателя мигает с частотой 1 или 5 раз в секунду, а двигатель не пускается, значит, противоугонная система неисправна либо отсутствует связь между блоком иммобилизатора и контроллером системы управления двигателем. Если при пуске двигателя светодиод мигает 1–2 раза и гаснет, а двигатель все равно не пускается, значит, неисправность не связана с противоугонной системой.

6. Управление задержкой выключения плафона внутреннего освещения.

Эта функция позволяет сохранять в течение некоторого времени освещение салона после закрытия двери автомобиля, что облегчает действия водителя в темное время суток.

Для работы данной функции переключатель плафона должен быть переведен в выключенное положение. В этом положении при открывании двери водителя плафон загорается и горит все время, пока открыта дверь водителя. Если зажигание автомобиля не включено, то после закрытия двери водителя плафон остается во включенном состоянии еще 12 с, после чего в течение 4 с плавно гаснет. Если дверь закрывают при включенном зажигании автомобиля, то плафон выключается сразу после закрытия двери. Если во время работы задержки выключения плафона перевести ключ зажигания в положение «включено», плафон гаснет без задержки. Если во время работы задержки выключения плафона снова открыть дверь, то плафон включается и горит все время, пока дверь открыта.

Процедура альтернативного пуска двигателя

Данная процедура позволяет пустить двигатель на одну поездку без считывания кода с рабочего (черного) ключа в случае его утери или неисправности противоугонной системы.

Процедура становится возможной только в том случае, когда владелец автомобиля сам разрешит ее, программируя «пароль обхода», состоящий из шести цифр.

В зависимости от того, какой контроллер установлен на автомобиле, «обучение» «паролю обхода» и способу обхода иммобилизации выполняется двумя различными путями.

Если установлен контроллер МР7.0 Bosch, программирование «пароля обхода» выполняйте в следующем порядке.

1. Противоугонная система в состоянии охраны. Приготовьте пароль из шести цифр, которым хотите «обучить» систему. Каждая цифра может быть от 1 до 9.

2. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» в комбинации приборов загорится постоянным светом. Светодиод индикатора состояния системы начнет мигать 2 раза в секунду.

3. Поднесите «свой» красный ключ к индикатору состояния системы и, удерживая его у индикатора, выключите зажигание. Светодиод загорится немигающим светом, и послышится звуковой сигнал. Уберите ключ от индикатора.

4. Через 3–5 с после выключения зажигания светодиод индикатора начнет мигать с частотой 10 раз в секунду.

5. Не позднее чем через 10 с после начала мигания светодиода включите зажигание, лампа «Check Engine» начнет мигать с частотой 1 раз в секунду, что говорит о входе в режим ввода «пароля обхода».

6. Подождите 4 мин, пока мигает лампа «Check Engine». Затем лампа выключится на 1 мин. В течение этого времени введите первую цифру пароля нажатием педали акселератора до упора. Нужно нажать столько раз, какова первая цифра вводимого пароля.

При каждом нажатии на педаль загорается лампа «Check Engine». По истечении минуты лампа опять начнет мигать еще 4 мин.

7. Подождите 4 мин, пока мигает лампа «Check Engine», затем повторите процедуру ввода числа для второй цифры пароля – и так до окончания ввода последней шестой цифры пароля. Если какое-либо число не будет введено, то по истечении 1 мин лампа начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. В этом случае необходимо выключить зажигание не менее чем на 15 с, затем снова начать «обучение». Если все числа введены правильно, то по истечении последней минуты лампа «Check Engine» больше не загорится.

8. Выключите зажигание не менее чем на 15 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

В веденный «пароль обхода» не имеет ограничения по применению, т.е. однажды запрограммированный пароль можно использовать многократно.

Если ввод пароля не завершен до конца, то он не запоминается.

Если надо запретить запрограммированную ранее процедуру альтернативного пуска двигателя, то следует повторить пп. 1–5, нов п. 6 не нажимать на педаль акселератора. По истечении 1 мин, отведенной на ввод первой цифры пароля, лампа «Check Engine» начнет мигать с частотой 1,5 раза в секунду. Выключите зажигание не менее чем на 20 с. Пароль, запрограммированный ранее, будет стерт.

Пользуйтесь введенным «паролем обхода» в следующем порядке.

1. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» горит постоянно.

2. Подождите 4 мин, пока не погаснет лампа «Check Engine».

3. В течение 1 мин введите первую цифру «пароля обхода», нажимая на педаль акселератора такое количество раз, какова первая цифра. При каждом нажатии на педаль лампа «Check Engine» загорается.

4. Если число введено правильно, то по истечении 1 мин лампа «Check Engine» включится и будет гореть еще 4 мин. Если число введено неправильно, то лампа будет мигать с частотой 1,5 раза в секунду, что означает отмену процедуры обхода; в этом случае следует выключить зажигание и вернуться к выполнению операции п. 1.

5. Повторите операции пп. 2–4 для последующих пяти цифр «пароля обхода».

6. По истечении последней минуты ввода цифры пароля, не выключая зажигания, пустите двигатель.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Контроллер будет работать в режиме «обхода» иммобилизации до полного отключения, которое происходит через 15 с после выключения зажигания.

Двигатель можно пускать многократно, если с момента выключения зажигания

не прошло 15 с; по истечении этого времени пуск двигателя становится невозможен без выполнения процедуры «обхода».

Если установлен контроллер «Январь-5.1» или  М1.5.4, программирование «пароля обхода» выполняйте в следующем порядке.

1. Противоугонная система находится в состоянии охраны. Приготовьте пароль из шести цифр, которым хотите «обучить» систему.

Каждая цифра может быть от 1 до 9.

2. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» в комбинации приборов загорится немигающим светом. Светодиод индикатора состояния системы начнет мигать 2 раза в секунду.

3. Поднесите «свой» красный ключ к индикатору состояния системы и, удерживая его, выключите зажигание. Светодиод начнет гореть немигающим светом, а зуммер подаст короткий звуковой сигнал.

4. Через 3–5 с после выключения зажигания светодиод индикатора начнет мигать с частотой 10 раз в секунду.

5. Не позднее чем через 10 с после начала мигания светодиода включите зажигание автомобиля, лампа «Check Engine» загорится немигающим светом.

6. Подождите 1 мин, пока лампа «Check Engine» не погаснет. Введите первую цифру пароля кратковременным нажатием на педаль акселератора до упора. Нужно нажать столько раз, какова первая цифра вводимого пароля. При каждом нажатии на педаль загорается лампа «Check Engine». Время удерживания педали в нажатом состоянии должно быть не более 3 с.

7. Для перехода к вводу следующей цифры нажмите на педаль акселератора до упора и удерживайте ее в этом положении до тех пор, пока лампа «Check Engine» не погаснет (приблизительно 5 с). Отпустите педаль акселератора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если лампа «Check Engine» не погасла, а стала мигать с частотой 1 раз в секунду, значит, при вводе цифры пароля произошла ошибка: например, вы нажали на педаль акселератора более 9 раз или ни разу не нажали на педаль в течение 1 мин. В этом случае нужно выключить зажигание не менее чем на 10 с и снова начать «обучение» «паролю обхода».

8. Введите остальные пять цифр пароля. После ввода каждой цифры и удерживания педали акселератора в нажатом состоянии более 5 с лампа «Check Engine» должна гаснуть. Если лампа мигает, следует выключить зажигание не менее чем на 10 с и затем снова начать обучение «паролю обхода».

9. Выключите зажигание на время не менее 10 с.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Введенный «пароль обхода» не имеет ограничения по применению – однажды запрограммировав, можно использовать его многократно.

Если ввод пароля не завершен до конца, то он не запоминается.

Если Вы хотите запретить режим «обхода» иммобилизации, запрограммированный ранее, то следует повторить операции пп. 2–6, но при выполнении операции п. 6 при первом нажатии на педаль акселератора удерживать ее более 5 с. Запрограммированный ранее «пароль обхода» стирается.

Пользуйтесь введенным «паролем обхода» в следующем порядке.

1. Включите зажигание. Лампа «Check Engine» горит постоянно.

2. Подождите 1 мин до тех пор, пока лампа «Check Engine» не погаснет. Если лампа продолжает гореть, то процедура обхода запрещена и выполнить ее невозможно.

3. После того как лампа «Check Engine» погаснет, начинайте вводить «пароль обхода», как описано в пп. 6–8. Если после ввода последней цифры и удерживания педали акселератора в нажатом положении более 5 с лампа «Check Engine» продолжает гореть, то можно пустить двигатель; если лампа мигает, то пароль введен неправильно – повторите процедуру.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Лампа «Check Engine» горит постоянно при работающем двигателе, если пуск двигателя проведен путем выполнения процедуры «обхода» иммобилизации.

Контроллер будет работать в режиме «обхода» иммобилизации до своего полного отключения, которое происходит через 5 с после выключения зажигания. Двигатель можно пускать многократно, если с момента выключения зажигания не прошло более 5 с; по истечении этого времени пуск двигателя становится невозможным без выполнения процедуры «обхода».

Снятие и установка блока управления иммобилизатора

Блок управления иммобилизатора расположен внутри панели приборов с левой стороны. Вам потребуется отвертка.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

 

2. Выверните два винта крепления блока к каркасу панели приборов…

 

3. …и выведите из-под панели приборов блок управления со жгутом проводов.

 

4. Отсоедините колодку жгута проводов от блока управления противоугонной системой автомобиля и снимите блок.

5. Установите блок управления в порядке, обратном снятию.

Вернуться в оглавление

А что такое АПС-4?

Огромное колличество автомобилей ВАЗ (передне-приводные, да и классика инжектор) ездят с имообилизатором АПС-4. Что это такое и как он работает в этой статье.

Если вы купили машину, еще на заводе оборудованную иммобилизатором, то получили и инструкцию, которая рассказывает, как «обучить» АПС-4. Однако надежды на нее мало. Написана она тяжелым техническим языком и вряд ли может служить подспорьем обычному человеку. Самостоятельно владельцу зачастую не удается запрограммировать ключи, а в автосалонах АПС-4 стараются не включать – программирование иммобилизатора в предпродажную подготовку не входит. Кроме того, АПС-4 оснащена функцией управления подсветкой салона – плафон плавно гаснет через 20 секунд после закрытия двери. Очень удобно, но, увы, многие модели сигнализаций, устанавливаемых в имеющих автосалонах, имеющих отлаженные связи с оптовыми поставщиками охранных систем, эту функцию не поддерживают. Так что для продавца проще продать машину с дремлющим иммобилизатором.

А в результате надежная противоугонная система бездействует. Надеемся, что наша публикация поможет изменить эту явно нелепую ситуацию. Справедливости ради отметим, что в некоторых автосалонах программируют иммобилизатор за отдельную плату, однако выкладывать от 10 до 50 долларов за достаточно простую операцию для многих накладно.

Для начала несколько слов о самом устройстве. Система состоит из собственно иммобилизатора, двух рабочих (черных) кодовых ключей, сервисного (красного) ключа и контроллера системы управления двигателем (СУД) BOSCH MP7.0, M1.5.4 или «Январь-5». При поставке с завода «память» АПС находится в «чистом» состоянии. Это означает, что АПС-4 никак не влияет на работу и не помешает завести двигатель. Перевести иммобилизатор в рабочее состояние можно при помощи обучающего (красного) ключа. Эта процедура так и называется – «обучение чистого иммобилизатора».

Суть обучения такова – контроллер СУД вырабатывает пароль для системы и передает его иммобилизатору, который, во-первых, сохраняет его в своей памяти, во-вторых, записывает пароль в обучающий ключ. Если вся процедура выполнена правильно, то оба блока переходят в обученное состояние, а красный ключ отныне будет подходить только к этой паре иммобилизатор-контроллер. В одном из СТО был случай – установщики обучили систему на одном автомобиле, а затем начали обучать этим же красным ключом другой (по-видимому, такую операцию они регулярно проводили с иммобилизаторами иностранного производства, где это допустимо).

В результате первая машина перестала воспринимать красный кодовый ключ, а Кулибины до сих пор ломают голову – почему? Подчеркнем – красный кодовый ключ является переобучаемым, именно это его свойство позволяет сменить коды доступа к системе, если, к примеру, автомобиль побывал в чужих руках. Поэтому любой красный кодовый ключ может стать «учителем» для любого необученного иммобилизатора, независимо от того, использовался ли он раньше. Но после этого он навсегда становится принадлежностью только последней обученной системы. Поэтому относиться к нему надо крайне бережно и аккуратно.

Красный ключ – хранитель пароля, его нельзя использовать для снятия системы с охраны. Применять его можно только для выполнения обучающих процедур и перевода системы в служебный режим, который позволяет оставлять машину в автосервисе, не передавая при этом мастерам кодовые ключи. Он может понадобиться, если придётся менять один из электронных блоков.

Если потеряны оба черных ключа, но сохранился красный, можно обучить для работы в системе новые рабочие ключи. Но если утерян обучающий «красный» ключ, пиши пропало. Еще раз подчеркнем – когда система обучена, вернуть оба блока в чистое состояние уже невозможно. Значит, при утере всех ключей, включая красный, придется заменять оба блока (контроллер СУД и иммобилизатор) на новые.

При эксплуатации иммобилизатора советуем обязательно соблюдать следующие правила: никогда не отдавайте красный кодовый ключ в чужие руки, никогда не храните его в автомобиле, никогда не пробуйте использовать его для другого автомобиля. После того как автомобиль побывал в чужих руках, выполняйте процедуру переобучения.

Рабочие черные ключи, в которых при обучении системы тоже записывается пароль, очень надежно защищены от его считывания. Когда владелец подносит рабочий ключ к считывателю, иммобилизатор посылает на ключ абсолютно случайно выбранное число. После этого в диалог опознавания «свой/чужой» вступают идентичные криптографические блоки ключа и системы. Если результат положительный, то иммобилизатор выключает режим охраны. Особо следует отметить, что сам пароль ключа не передается, значит, считать его и сделать запрограммированный дубликат черного ключа просто невозможно.

Но вот вы обучили иммобилизатор. Теперь в режиме охраны контроллер СУД не получает разрешения на запуск двигателя, он прекращает подачу топлива и прерывает цепь зажигания. При снятом с охраны иммобилизаторе контроллер разрешает работу двигателя в нормальном режиме. Когда вы переведете систему в обученное (рабочее) состояние, полностью отключить её уже невозможно – контроллер СУД, в котором «зашита» информация об иммобилизаторе, всегда будет запрашивать у АПС-4 разрешение на запуск двигателя.

Даже в служебном режиме контроллер запрашивает пароль доступа и если, скажем, мастера на сервисе демонтировали блок иммобилизатора, двигатель не заведется. Черные ключи обучаются один раз и навсегда – после обучения их невозможно использовать в другой системе.

Иммобилизатор включает режим охраны автоматически, без участия водителя, спустя некоторое время после выключения зажигания. Чтобы снять его с охраны, достаточно поднести обученный рабочий ключ к считывателю. Заметим, что у многих транспондерных иностранных иммобилизаторов радиус действия приемной антенны достаточно большой, и электронный ключ можно просто носить на общей связке ключей. У АПС-4 радиус меньше, и чтобы выключить режим, ключ надо практически вплотную подносить к считывателю.Теперь перейдем к наиболее часто встречающимся проблемам, связанным с эксплуатацией АПС-4. Первый, и весьма распространенный, казус.

Мало кто, купив новую машину, ограничивается штатным ВАЗовским иммобилизатором, обычно монтируют еще и сигнализацию. Вот тут порой и появляются проблемы – АПС-4 встает в режим охраны.., и сирена охранной системы начинает «кричать». Разгадка проста – как уже говорилось, у АПС-4 есть функция управления подсветкой салона, которую поддерживают не все модели охранных систем. Поэтому, выбирая сигнализацию на новый автомобиль, справьтесь, есть ли у нее такая же функция (так называемая программируемая задержка при постановке на охрану).

Но если вы уже поставили систему без этой опции и лишь потом решили «обучить» штатный иммобилизатор, то есть простой выход: ставьте сигнализацию на охрану только после того, как в салоне погаснет плафон. Это, конечно, не очень удобно, но все же подождать несколько секунд – не проблема. А нетерпеливым (и разбирающимся в электрике) автомобилистам можем дать совет. Плафон освещения салона и концевой выключатель двери подключены к выводу 10 иммобилизатора (зелено-черный провод).

Если аккуратно выпаять драйвер управления лампой освещения салона, соединенный с выводом 10, вы лишитесь функции плавного гашения, зато получите возможность устанавливать охранную сигнализацию сразу после закрытия двери. Однако предупреждаем – при таком вмешательстве вы потеряете гарантию на иммобилизатор. Должны предупредить и о том, что на сервисах установщики старых моделей сигнализаций зачастую сознательно отрезают провод, идущий к выводу 10 иммобилизатора. Увы, это не только отключает функцию плавного гашения плафона, но и приводит к потере части функций иммобилизатора. В частности, он не сможет автоматически переходить в режим чтения кодовых ключей после открытия двери водителя, не сможет и быстро ставить машину на охрану после выключения зажигания и закрытия двери водителя.

А вот другой любопытный казус. Иммобилизатор «исправно встает» на охрану, а двигатель всё равно заводится. Не спешите предъявлять рекламацию по поводу АПС-4. Такое возможно, когда не обучен блок управления двигателем. Попробуйте обучить иммобилизатор. После обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилизатора, так и блока управления. А если отдаете автомобиль на сервис, после ремонта обязательно проверяйте по инструкции функционирование системы – это позволит вам распознать несанкционированные действия Кулибиных.

Иногда жалуются: иммобилизатор обучен, стоит на охране, но черными ключами с неё не снимается – двигатель не заводится. Это объясняется довольно просто – выключать АПС-4 с охраны надо только, когда электронный блок находится в режиме чтения, когда светодиод мигает чаще, чем просто в режиме охраны – 2 раза в секунду.

Чтобы перевести иммобилизатор в режим чтения, достаточно лишь открыть дверь или включить на секунду зажигание. Если система не входит в режим чтения, надо проверить работоспособность концевых выключателей. Если же АПС-4 не снимается с охраны и в режиме чтения, значит, кто-то «обучил» вам ключи, ранее использованные на другом иммобилизаторе. В этом случае надо провести процедуру переобучения с чистыми рабочими ключами.

Бывает, что при покупке машины человек не проверил комплектацию, а потом выяснил, что у него только один рабочий ключ иммобилизатора. А затем, изучая инструкцию, узнал: чтобы активизировать иммобилизатор, необходимо два рабочих ключа. Это неприятно, но не критично. Выполняйте процедуру обучения, как обычно, но вместо второго черного ключа (по инструкции) подносите красный. Таким образом, у вас получится красный кодовый ключ и один рабочий черный.

Когда купите дополнительный черный ключ, проведите процедуру переобучения, и у вас будет два рабочих ключа.На этом советы автолюбителям можно закончить и перейти к информации, которая окажется полезной установщикам. Профессионалам важно знать, как связаны контроллер СУД и иммобилизатор? Поясняем: АПС-4 подключается к контроллеру СУД по диагностической линии контроллера. Он имеет встроенное реле, которое может подключать или отключать диагностическую колодку автомобиля к контроллеру СУД.

Если к диагностической колодке не подключен диагностический тестер, то реле размыкает диагностическую цепь контроллера, и линия используется только для связи контроллера СУД и иммобилизатора. При подключении диагностического тестера к колодке реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией тестера с контроллером СУД. Но если при работе тестера у контроллера СУД возникла необходимость запросить у иммобилизатора разрешение на работу двигателя, тестер отключается, и происходит обмен информацией между иммобилизатором и контроллером СУД. Иначе говоря, иммобилизатор имеет приоритет перед тестером.

Нередко установщики сомневаются, можно ли заменить только один из блоков системы в случае неисправности, или надо менять оба – ведь они взаимосвязаны. Это возможно, если не утерян обучающий «красный» кодовый ключ для данной системы. Так как пароль системы хранится в трех разных устройствах (в контроллере СУД, в иммобилизаторе и в обучающем ключе), есть возможность восстановить работоспособность системы при неисправности одного из блоков, но при совпадении паролей в оставшемся блоке и обучающем ключе.

Однако новый блок, устанавливаемый взамен неисправного, должен находиться в чистом состоянии – нельзя использовать для замены блок, который до этого использовался в другой обученной паре контроллер-иммобилизатор. После замены необходимо провести стандартную процедуру перевода системы в обученное состояние.Процедура «Выход из режима технического обслуживания и обучение ключей» описана в инструкции по работе с иммобилизатором. Однако для её проведения необходимо использовать обучающий красный ключ от «старой» системы.

Тогда даже обученный контроллер СУД воспринимает «свой» пароль из обучающего ключа и позволяет провести обучение системы. Но при замене иммобилизатора некоторая информация в системе теряется, поэтому с первого раза успех не гарантирован, может понадобиться две, три, а то и четыре попытки. Снова напоминаем: рабочие черные ключи нельзя переобучить, при замене иммобилизатора необходимо обучать новые рабочие ключи из комплекта нового иммобилизатора.

И последнее – подобрать пароль или ключ к иммобилизатору АПС-4 злоумышленники не смогут, он надежно защищает машину. Именно поэтому угонщики используют варварский прием – приносят с собой необученный блок управления, порой даже вместе со жгутом проводов. Поэтому рекомендуем в дополнение к электронным средствам применять механическую защиту КПП, капота и рулевой колонки.

Антипробуксовочная система: как это работает

Антипробуксовочная система Последние несколько десятков лет автомобили активно оснащаются разными системами безопасности, способными следить за безопасностью разгона и торможения автомобиля. Подобные технологии применяются во всех современных транспортных средствах.

Они прошли долгий путь – от самых простых до целого комплекса систем, объединённых в пробуксовочные системы.

Антипробуксовочная система (АПС) является вторичным элементом активной безопасности транспортного средства, работающим совместно с антиблокировочной тормозной системой ABS, и предназначенным предотвратить пробуксовку ведущих колёс. При этом неважно, какая степень нажатия на педаль газа и какой тип дорожного покрытия. Она значительно упрощает движение автомобиля по влажной дороге и постоянно следить за буксованием ведущих колёс автомобиля.

1. История.

История антипробуксовочной системы берёт своё начало в 1930-х годах, когда изобрели механический дифференциал повышенного трения. А сделал его немецкий производитель Porsche. Это устройство отлично себя показало на бездорожье и давало возможность выровнять крутящий момент колёс, если одно теряло сцепление с дорожным покрытием. Поэтому вложение ресурсов в дальнейшие разработки подобных систем не удивляют.

АПС на автомобиле Первопроходцами в изобретении автоматических АПС стали американцы. В 1971 году компания Buick изобрела и установила антипробуксовочную систему под названием MaxTrac на свои автомобили. Система MaxTrac в автоматическом режиме отслеживала положение колёс, и предотвращала проскальзывание при помощи снижения оборотов двигателя.

На просторах Европы электронную антипробуксовочную систему впервые начали устанавливать на автомобилях от BMW в 1979 году. А в 1987 году АПС начали ставить на восьмицилиндровых моделях Mercedes-Benz. Эти системы были разработаны компанией Bosch, но получились достаточно громоздкими. АПС нового образца ASR5 появились в 1990-х годах. Они были проще по конструкции, дешевле и легче в монтаже и управлении. Все компоненты размещались в пределах одного корпуса, а в качестве генератора тормозного усилия использовался возвратный насос высокой мощности.

В своё время антипробуксовочные системы стали широко распространятсяна автомобильных гонках. В рамках Формулы–1, в 1990 году, первыми её стали использовать в команде Ferrari. Но позже, использование АПС на гонках запретили. Начиная с 1992 года, антипробуксовочные системы массово ставят на большинство автомобилей и мотоциклов.

2. Устройство.

Антипробуксовочная система включает в себя три основных компонента:

1. Блок управления (компьютер).

2. Датчики угловой скорости.

3. Исполнительные механизмы.

Устройство АПС Блок управления АПС осуществляет измерение всех показателей системы, и при необходимости (когда возникает критическая ситуация), приводит в действие исполнительные механизмы. В функции блока управления АПС также входит взаимодействие с блоками управления дифференциалом и двигателем. Датчики угловой скорости устанавливаются на всех колёсах или только на некоторых (зависимо от особенностей системы). Они отслеживают следующие характеристики:

1. Угловая скорость вращения всех колёс.

2. Угловое ускорение на колёсах.

3. Скорость движения автомобиля.

4. Пробуксовка колёс ведущей оси.

5. Особенности движения автомобиля (прямолинейное или криволинейное).

Но измеряют датчики только угловую скорость вращения на колёсах, а остальные показатели определяются при сравнении скоростей и характеристик вращения ведущих колёс и неведущих колёс. Исполнительные механизмы АПС отвечают за торможение колёс и/или управление двигателем автомобиля во время пробуксовки. В качестве исполнительных механизмов используются:

1. Насос обратной подачи.

2. Переключающий электромагнитный клапан на каждом из ведущих колёс.

3. Электромагнитный клапан высокого давления на каждом из ведущих колёс.

4. Гидромодуляторы антиблокировочной системы.

3. Принцип действия.

Антипробуксовочная система – это, по сути, продолжение антиблокировочной системы (АБС), построенное на её основе. Она не только выполняет предназначение АБС, но и предотвращает буксование ведущих колёс автомобиля в условиях интенсивного разгона и при движении с места. Во время торможения АПС работает подобно антиблокировочной системе, а вот во время движения АПС работает, как антипробуксовочная система.

С АПС и без АПС В АПС существует такое понятие как пороговая скорость. Как правило, она установлена на уровне 50-80 км/час. Если автомобиль двигается со скоростью ниже пороговой, то АПС будет оказывать влияние и на двигатель, и на тормоза. Если же автомобиль превысит пороговую скорость, то АПС будет воздействовать лишь на двигатель. Но система исключает пробуксовку колёс в любом диапазоне скоростей. На скорости ниже пороговой антипробуксовочная система передача крутящего момента на ведущие колёса регулируется за счёт их подтормаживания. На скорости выше пороговой, предаваемое усилие регулируется за счёт регулировки крутящего момента, идущего от двигателя.

Принцип действияантипробуксовочной системы основывается на уменьшении выходной мощности двигателя и наращивании частоты вращения колёс на ведущей оси. Частоту вращения колёс определяет компьютер, получающий информацию от специальных датчиков на колёсах и от датчиков ускорения.

Зависимо от определённых характеристик прибор управляет мощностью двигателя (величиной крутящего момента) или тормозным давлением, а при наличии блокировки дифференциала, и её может привести в действие. Система управляет тормозным давлением циклами, которые повторяются, если это становится необходимым.

Эти циклы имеют по три фазы:

1. Нагнетание давления (происходит за счёт приведения в действие насоса обратной подачи, открытия клапана с высоким давлением и перекрытия переключающего клапана, что создаёт условия для торможения ведущего колеса).

2. Удержание давления (происходит, когда насос обратной подачи отключается).

3. Сброс давления (осуществляется после окончания пробуксовки за счёт открытия впускного и переключающего клапанов).

Для управления крутящим моментом двигателя АПС взаимодействует с системой, которая управляет двигателем. Компьютер управления АПС на основе входящих данных рассчитывает нужную величину крутящего момента и посылает эти данные в систему, управляющую двигателем, где они реализуются следующим образом:

1. Изменением угла наклона дроссельной заслонки.

2. Пропуском импульса зажигания.

3. Пропуском впрыска топлива в камеру сгорания.

4. Изменением угла опережения зажигания.

5. Отменой переключения передачи (если у автомобиля автоматическая коробка передач).

ESP Уменьшение мощности двигателя будет тем сильнее, чем больше темп нарастания пробуксовки. Когда антипробуксовочная система срабатывает, то на панели приборов об этом оповестит контрольная лампочка. А при необходимости её можно отключить обычным выключателем на той же панели приборов и об этом оповестит другая лампочка. При отключении АПС автомобиль будет преодолевать повороты с боковым скольжением, но антиблокировочные функции автомобиля сохранятся.

4. Производители.

Разработкой и производством антипробуксовочных систем сегодня занимаются практически все именитые автомобильные корпорации. Каждая из них ставит на свои автомобили такие системы собственного производства. Среди самых известных производителей антипробуксовочных систем можно выделить Mercedes, BMW, Toyota, Volkswagen, Lexus. Иногда, именитые корпорации занимаются разработкой АПС в сотрудничестве с другими корпорациями или независимыми компаниями. Все производители пытаются усовершенствовать АПС и дают им разные названия. Несмотря на это, основоположные принципы работы АПС от производителя к производителю, практически не отличаются. А разнообразие названий – это скорее заслуга маркетингового отдела, призвана выделить ту или иную продукцию и заинтересовать потенциального покупателя.

5. Другие названия.

Антипробуксовочную систему ещё часто называют противобуксовочной системой (ПБС). В английском же языке АПС именуют DynamicTractionControl (DTC), а в немецком – (AntriebsschlupfregelungASR). Кроме того, антипробуксовочные системы могут различаться по торговому названию в зависимости от компании-разработчика и компании-производителя автомобилей. Рассмотримнескольковариантов. В автомобилях от компаний Mercedes, Volkswagen, Audi антипробуксовочная система носит название AutomaticSlipRegulation или AccelerationSlipRegulation (ASR).

ActiveTractionControl (A-TRAC) или TrakingControl (TRC) – такое название было дано антипробуксовочной системе производителями Toyota и Lexus. Компания Opel именует АПС, установленные на её автомобилях, как DynamicSafety (DSA). Немецкий автомобильный производитель BMW именует антипробуксовочную систему DynamicTractionControl (DTC) или Anti-SlipControl (ASC). А вот Mercedes называет её иначе – ElectronicTractionSystem (ETS).

На Volvo устанавливаются антипробуксовочные системы под названием SystemTractionControl (STC). Range Rover именует АПС не иначе как ElectronicTractionControl (ETC). А в компании Honda прижилось название TractionControlSystem (TCS). Самой продвинутой на сегодня антипробуксовочной системой считается TRC (Toyota, Lexus). Принцип её работы такой же, как и у других, но в работу подключаются все системы безопасности на автомобиле.

6. Преимущества и недостатки антипробуксовочных систем.

К преимуществам антипробуксовочных систем относятся:

1. Снижение вероятности повреждения покрышек.

2. Безопасное движение на поворотах, на зимней дороге, при повышенной влажности дорожного покрытия.

3. Увеличение ресурсов двигателя.

4. Экономия использования топлива.

5. Повышение безопасности и комфорта в начале движения автомобиля на дороге с плохим сцеплением.

6. Обеспечение отличной управляемости и предсказуемости на дороге, что увеличивает комфортность движения автомобиля на трассе.

Что касается недостатков АПС, то некоторые опытные водители и заядлые гонщики считают, что такие системы мешают им в управлении автомобилем, и не дают возможности прочувствовать на себе все особенности движения. Этот недостаток легко исправить, нажав нужную кнопку на панели управления, которая отключит АПС. Но антипробуксовочная система очень помогает вести автомобиль в плохих дорожных условиях начинающим водителям и тем, кто зачастую переоценивает свои водительские навыки, поэтому торопиться с её отключением не стоит.Достоинства АПС

7. Особенности эксплуатации антипробуксовочной системы.

Автомобили с установленной антипробуксовочной системой не требуют каких-то особых навыков эксплуатации, но всё же стоит помнить о нескольких моментах:

1. АПС имеет свои границы возможностей, так что на гладком льду или на очень высоких скоростях, она, скорее всего не повлияет на ситуацию.

2. При использовании АПС очень важно качество покрышек. Если, к примеру, зимой использовать летнюю резину, то никакая АПС не поможет преодолеть трудный участок дороги.

3. Применение в автомобиле АПС заставляет водителя забыть о заносах, пробуксовке и скольжении. Поэтому при пересадке на другой автомобиль без подобной системы, водитель не будет подготовлен к возникновению критической ситуации, и не будет знать, как себя в ней вести.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf