logo1

logoT

 

Что такое балансировка колес


Балансировка колес: что это и зачем, как часто нужно делать, необходимое оборудование и виды дисбаланса

Процедура балансировки колёс используется недавно. Водители пренебрегают ей, поскольку не знают всех тонкостей и преимуществ операции, вспоминая о ней только тогда, когда руль начинает дрожать и вибрировать при каждом повороте. В статье рассказывается о балансировке колёс, что это и зачем её нужно проводить.

Что такое балансировка колёс

Балансировка колёс – это процедура предотвращения дисбаланса между колёсами, дисками, ступицами, деталями подвески и креплениями. Необходимость периодического проведения операции обусловлена центробежной силой.

В процессе балансировки масса колеса располагается равномерно относительно его центра. При правильном выполнении процедуры уменьшается вибрация во время эксплуатации автомобиля, увеличивается срок службы подшипников и автомобильных шин.

Преимущества балансировки колёс:

  1. Комфортная езда на дорогах любого вида и качества.
  2. Отсутствие лишних шумов из автомобильных колёс.
  3. Увеличение эксплуатации колёс.
  4. Удобство в управлении автомобилем на различных скоростях.
  5. Автомобильные шины изнашиваются со всех сторон одинаково и равномерно.

Балансировка колёс требуется любому автомобилю, независимо от состояния дисков, покрышек и новизны модели.

Последствия отказа от балансировки колёс:

  • Частая поломка подшипников.
  • Вибрация руля во время эксплуатации автомобиля.
  • Ранний и неравномерный износ автомобильных шин.
  • Шум в салоне.
  • Скорая неисправность амортизаторов.
  • Небезопасность движения, по причине приобретения каждым колесом своей центробежной силой.
  • От вибрации колёс в запущенных случаях болты выкручиваются, шаровая опора вылетает или отваливается.

Зачем нужно проводить процедуру

Неопытные водители сомневаются даже после приведённых последствий отказа от балансировки колёс, которые могут быть самыми непредсказуемыми: от некомфортной езды до поломки ходовой части автомобиля.

Езда на автомобиле со скоростью 90 км/ч с разбалансированными колёсами четырнадцатого размера всего на 20 г сравнима с ударом по части подвески кувалдой массой в 3 кг. За минуту происходит порядка восьмисот таких ударов.

Вибрации и биения руля являются одними из последствий неотбалансированных колёс

Никто не заставляет проводить балансировку автомобиля, и не существует законов, принуждающих сделать это, но нужно понимать, что отремонтировать машину будет стоить намного дороже.

Дисбаланс – это присутствие в автомобиле неуравновешенных частей, находящихся в движении: ступиц, барабанов и шин, которые изменяют в худшую сторону управляемость транспортного средства.

Из-за неправильной балансировки одного колеса происходит дисбаланс. Центр тяжести колеса должен лежать на оси вращения равноудалённо от всей поверхности.

Если это условие не выполняется, колесо считается неотбалансированным. Важно помнить, что идеально симметричным колесо быть не может, поскольку и на производстве существуют свои погрешности.

Статистический дисбаланс встречается достаточно редко. Он возникает при параллельности оси инерции и оси вращения. Масса неправильно распределена на всей оси вращения. Центр тяжести смещён в одну сторону, а диск по всей поверхности. Этот дисбаланс легко заметить: авто подскакивает на любой скорости, а рулить становиться невозможно. В таких условиях быстро разбивается подвеска.

Динамический дисбаланс возникает чаще статистического. Чаще ему подвержены обладатели широких шин. Дисбаланс возникает из-за несовпадения оси вращения и оси инерции. Во время эксплуатации транспортного средства центр тяжести изменяется, что и приводит к динамическому дисбалансу. Автомобиль начинает бросать в разные стороны при скорости 40 км/ч и больше. Руль начинает дрожать и сильно бить по рукам.

Различают два вида дисбаланса колёс: статический и динамический

Чаще всего встречается комбинированный дисбаланс – сочетание динамического и статического дисбаланса. Такая ситуация некритична. Исправить её легко на балансировочном станке. Для дисков, которые легко плавятся, лучше использоваться современное оборудование с применением лазерной методики.

Технология проведения процедуры

Оборудование

Важно подготовить колёса к процедуре балансировки, а именно тщательно вычистить протектор и диск от песка и грязи. Из-за пренебрежения этим правилом операция может быть выполнена неточно, и её придётся проводить заново. Если в автомобиле уже проводилась балансировка, то мастер перед началом обязан удалить балансировочные грузы.

Очень важно проверить давление в шинах: покрышки не должны быть спущены. Перед балансировкой колёс определяется центр тяжести, который отслеживают станки для балансировки. Устройства могут быть разными: от обычных компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и механизмами для измерения. После определения машина самостоятельно устанавливает балансирующий грузик.

Для проведения процедуры используется балансировочный станок, по ходу процедуры выравнивающий положение колеса по центру оси вращения

Вид балансирующего грузика зависит от типа дисков. Грузики со скобой-крепежом устанавливаются на стальные диски, а с посадкой на внутреннюю часть – на литые диски. В основном они делаются из цинка, свинца или стали.

Масса также зависит от уровня дисбаланса. Масса балансирующего грузика со скобой крепежом варьируется в пределах от 5 до 100 г. Масса груза для литых дисков — от 5 до 60 г.

От массы зависит также и сложность проведения процедуры. Чем больше грузик, тем больше вероятность, что нужно проверить колесо на его внешние качества: состояние протектора и общие геометрические качества, такие как симметричность.

В холодное время года из-за колебания температуры клеящиеся грузики могут отклеиваться, чего не может произойти с набивными

Для штампованных дисков существуют особого вида грузики. Они набиваются между диском и покрышкой, устанавливаясь на ребро диска. Для легкоплавких дисков набивные грузики не подходят. Для такого типа существуют липучки – самоклеющиеся утяжелители на клейкой основе. Они практически незаметны, потому как практически не выбиваются из общего вида. Однако используются они только на идеально ровной поверхности.

Процесс балансировки колёс автомобиля

Процедура балансировки автомобиля стартует со снятия дисков независимо от характеристики модели. Балансировка происходит по методике: снял колесо, отбалансировал, поставил обратно, затем перешёл к следующему. Таким образом проводится полная процедура для всех колёс.

Результат зависит по большей части от мастера, и только небольшая доля обусловлена оборудованием. Если устройство современное, то специалисту остаётся только следить за состоянием резины и ходом проведения процедуры.

После очистки протектора от камней и грязи подбирается пластинка, в зависимости от количества отверстий в диске. Специалист надевает на диск пластинку, хорошо закрутив гайки. После этого он отправляется на балансировку колеса к станку.

Перед проведением балансировки необходимо удалить грязь или камни в шинном протекторе

После определения проблемной зоны начинается процесс установки грузиков. По окончании мастер возвращается к оборудованию и заново проверяет геометрическое состояние колеса. Если процедура прошла успешна, то колесо устанавливается на своё место и берётся следующее. В противном случае процедура повторяется.

Ошибки при проведении процедуры

Случается, что специалисты ошибаются, выполняя процедуру некорректно. Разберём самые распространённые ошибки:

  • Пренебрежение процедурой очистки колеса от камней, песка и грязи. В этому случае добиться значения дисбаланса, приближённого к нулю, не получится.
  • Проведение процедуры на повреждённом колесе.
  • Установка грузиков поверх старых.
  • Недостаточная закрутка гаек и болтов на колесе.

Внимательно следите за выполнением работы специалистов. Даже самые опытные работники допускают ошибки. В конце процедуры убедитесь лично, что балансировка прошла удачно.

Техника безопасности

К самым основным правилам техники безопасности при проведении операции относятся:

  • Балансировку колёс может проводить только специалист, достигший возраста восемнадцати лет, прошедший медицинское обследование и получивший разрешение на выполнение работ данной сложности.
  • Колёса весом более 20 кг перевозятся на тележках или других приспособлениях.
  • Перед процедурой проверяется состояние колеса.
  • Рабочее место должно быть чистым, не захламлённым деталями.
  • Работы не проводятся специалистами в алкогольном или наркотическом опьянении.

Доверять свой автомобиль нужно только квалифицированным мастерам.

Как проверить балансировку колёс

Проверять балансировку колёс удобно при смене сезона. Те, кто хранят сезонную резину, обычно сами её и меняют, поэтому им не составит труда проверить балансировку самостоятельно. Важно, чтобы колеса были чистыми. Для процедуры понадобится обычный мел.

  • Покрутите колесо.
  • Дождитесь полной остановки колеса и чиркните мелком в любом месте. Например, в середине шины.
  • Повторяйте первые два пункта от пяти до десяти раз.
  • Проверьте, где расположены отметки. Если они находятся близко друг к другу, то требуется балансировка.
  • В противном случае с колесом всё хорошо и можно сэкономить на процедуре.

Можно ли балансировать только передние колёса

При балансировке только передних колёс руль перестаёт вибрировать, поэтому многим водителям кажется, что балансировать задние колёса нет необходимости. Это мнение в корне неверно.

Задние колёса не меньше передних получают механические повреждения при езде по неровностям, поэтому их также необходимо балансировать

Несмотря на то, что езда при балансировке только передних колёс становится гораздо приятнее, проблема никуда не уходит. К сожалению, детали и подвеска изнашиваются не только в районе задней части автомобиля.

Как часто нужно делать балансировку

Согласно правилам балансировка проводится через каждые 5000 км. Кроме того, балансировка проводится после ряда событий:

  1. После каждой смены резины: неважно, сезонной или нет.
  2. При появлении вибрации рулевого колеса.
  3. При столкновении с бордюром.
  4. При падении в канаву или яму.

Своевременная балансировка даёт гарантию на продолжительную жизнь подвески и резины, потому отнеситесь к проведению процедуры ответственно.

carnovato.ru

Что нужно знать о балансировке колес

Замечено, что водители не придают значения процедуре точной балансировке колес. Между тем, эта операция является важной составляющей в настройке и правильном функционировании подвески и напрямую влияет на срок её службы. Грамотно проведённая балансировка повышает безопасность езды.

В идеале эта операция проводится как минимум после каждой замены шины или диска.  Шиномонтажные мастерские после ремонта шины должны предложить проверить балансировку колеса.

Для чего нужна балансировка колес

Балансировка производится с целью наиболее равномерного распределения массы составляющих деталей колеса относительно оси вращения. В идеальном случае центр массы после настройки находится на оси вращения.

Статический и динамический дисбаланс колес

Колесо должно быть уравновешено в разных направлениях оси вращения. Дисбаланс в распределении веса вращение вызывает центростремительные силы, направление которых не совпадают с направлением оси. Разнонаправленные моменты сил приводят к появлению вибрации, которая вызывает комплекс отрицательных факторов, негативно влияющих на эксплуатацию автомобиля и угрожающих безопасности вождения.

Последствия вибрации

  1.  Действие нерасчётных нагрузок на несущие детали и механизмы подвесной системы автомобиля вызывают ускоренный износ и в первую очередь разрушаются подшипники в ступицах. Разрушение подшипников грозит потерей колеса в движении, что может привести к дорожному происшествию с тяжёлыми последствиями.
  2.  Вибрация колеса, передаваемая на шины, ухудшает сцепление с дорогой, так как характерное контактное пятно становится непостоянным и нестабильным. При этом удлиняется тормозной путь и ухудшается управляемость автомобиля. Таким образом, страдает безопасность вождения.
  3. Вибрационная механическая нагрузка на протектор вызывает быстрый и неравномерный его износ. Это снижает его технические параметры и приводит к необходимости частой замены шин.
  4.  Повышенная вибрация колес при движении, передаваемая на рулевое колесо, вызывает дискомфорт и быструю утомляемость водителя.

Как делают балансировку

Для выполнения этой несложной операции применяется специальный балансировочный станок, который имеет специальный конус крепления, автоматически выравнивающий положение проверяемого колеса по центру оси вращения. Раскручивая колесо на станке, периодически перемещая свинцовые грузики на диске, мастер добивается максимально случайного его положения в момент остановки. Таким образом, делается грубая балансировка колёс.

Современный стенд для диагностики и балансировки колес

Более точная балансировка производится с помощью электронного станка, в которую вносятся параметры колеса. Стенд автоматически измеряет равновесие в различных положениях колеса и выдаёт на экран места для установки балансировочных грузов и их вес. Грузы для балансировки изготавливаются из свинца и имеют различные виды. Они могут быть набивными или клеящимися. Универсальные клеящиеся балансиры устанавливаются на внутреннюю поверхность диска и не нарушают эстетику внешнего вида.

Сравнивая оба вида балансиров между собой, специалисты отмечают преимущества набивных типов груза, особенно зимой. Это объясняется тем, что диски в зимнее время испытывают повышенные перепады температур, вызывающих изменения линейных размеров и отрицательно сказывающихся на сцеплении клейкой ленты с поверхностью диска. При этом грузик может отвалиться во время движения или во время мытья в автомойках под сильной струёй воды. Кроме того существуют диски на которых невозможно установить набивные грузы, поэтому их балансировку приходится выполнять клеящимися грузами.

Самоклеющиеся балансировочные грузики

В первую очередь при выполнение работы важна настройка балансировочного станка и мастерство оператора. Результат работы одинаково зависит от возможностей оборудования и оператора. Если работу мастера клиент оценит визуально, то готовность оборудования, калибровку и исправность сложно определить на вскидку. Поэтому по возможности следует проводить эти работы в проверенных мастерских, чтобы не приходилось потом перепроверять выполненную работу заново.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности и нюансы

Перед выполнением операции колесо очищается от пыли и грязи. Примёрзшие куски грязи или камни в шинном протекторе, то следует их тщательно удаляются.  Удаляются старые балансировочные грузы, что нередко забывают делать неквалифицированные «мастера». Не стесняйтесь указать это «забывчивому» работнику шиномонтажной мастерской.

После закрепления колеса на станке делаются предварительные замеры величины биений шины в радиальном и боковом направлении, чтобы можно было в конце сравнить результаты работы.

Отбалансированное двумя грузиками колесо

Для того чтобы шина правильно садилась на диск, при её монтаже используется специальный раствор или смазка. Недобросовестные мастера в целях экономии «забывают» о такой необходимости. В результате шина может быть смонтирована на диск с некоторым перекосом и тогда колесо невозможно полностью сбалансировать.

Неправильная посадка шины является причиной того, что монтажник не может выполнить балансировку. Доказать свою правоту такому «мастеру» сложно (снаружи не видно, что шина сидит с перекосом), но можно (поднять давление в шине и простучать её по периметру обода диска).

Видео: Обучающее видео: Как отбалансировать колесо автомобиля

В продвинутых мастерских имеется новое поколение станков, которые известны в кругу автолюбителей под наименованием «3D шиномонтаж». Лазерный прибор даёт точное измерение геометрических параметров диска и колеса, определяет величину биений при вращении в трёх координатах.

Оборудование позволяет выполнить оптимальный монтаж шины на диск с учётом взаимной компенсации присущих им отдельно дефектов. Такая продвинутая балансировка, для чего нужны дорогостоящее оборудование и подготовленные мастера, может проводиться на крупных СТО, в больших городах, где есть возможность быстро «отбить» вложенные в оборудование деньги.

Периодичность выполнения работ по балансировке колес

Балансировочные грузы могут сместиться со своего места в результате резких ударов по ободу от встречных камней или при попадании колеса в яму. Приклеенные грузы могут отлетать, кроме того, ещё и при мойке под давлением.

Агрессивный и спортивный стиль вождения с резкими виражами, торможениями и ускорениями приводит к быстрому и неравномерному износу покрышек, что нарушает изначальную балансировку. Резкие наезды на лежачих полицейских и дорожные бордюры не проходят бесследно для геометрии колёс, что также отрицательно сказывается на равновесии сил, действующих на колесо.

Все перечисленные причины являются поводом для внепланового посещения СТО с целью повторного выполнения балансировочных работ. В принципе идеально нулевая балансировка колес, для чего нужна продвинутая аппаратура, на практике не особенно то и требуется, так как в городском режиме вождения деструктивная сила дисбаланса проявляется только в особо тяжёлых случаях. Эффективность их разрушающего действия возрастает при езде на высоких скоростях по загородным и скоростным трассам.

Причины для обязательного выполнения работ

Следует обязательно проверять и выполнять балансировку в следующих случаях:

  • при переводе автомобиля на летний и зимний режим эксплуатации (сезонная замена шин);
  • после резких ударов по колесу при попадании в яму или люк, наезда на бордюр, лежачий полицейский на большой скорости и т.д;
  • обязательная балансировка каждые 15000 км (требование производителей);
  • перед планированием дальнего путешествия по регионам, где отсутствуют СТО;
  • при агрессивном стиле вождения работы рекомендуется проводить через каждые 7-8 тысяч км. Помните, что колёса — это один из факторов вашей безопасности и безопасности других участников движения.

avtomotoprof.ru

Балансировка колес автомобиля

Регулярная проверка состояния колесных дисков – обязательная процедура, позволяющая избежать многих неприятных поломок, а также значительно повысить ресурс узлов подвески. Однако, многие автовладельцы скептически относятся к балансировке колес, не считая ее необходимой. Именно поэтому важно в деталях рассмотреть данную операцию, и подводя итоги, оценить полезность балансировки колесных дисков.

Что такое балансировка колес и для чего она нужна

Под балансировкой подразумевают совмещение геометрического и фактического центров масс колеса. Если говорить простым языком, то геометрический центр масс – это теоретическая ось, проходящая через центральное отверстие. На практике, фактический центр масс практически никогда не совпадает с центральной осью, а находится на некотором удалении от нее. Дистанция между этими двумя точками называется эксцентриситетом. Несовпадение обуславливается тем, что толщина шины в различных областях может быть разной, кроме этого дополнительный вес имеет золотник, да и сам диск имеет незначительные отличия в весе.

При вращении возникают моменты инерции, которые мешают равномерному движение по окружности создавая радиальное и торцевое биения. Величина момента инерции зависит от неуравновешенной массы и расстояния до геометрической оси. Единственный способ избавиться от дисбаланса – уравновесить свободную массу, совместив при этом оси вращения и центр масс.

Исходя из вышеописанного можно смело утверждать, что главная задача балансировки колес – устранение радиального и торцевого биения за счет компенсации массы путем добавления специальных грузиков или каким-либо другим способом.

Последствия дисбаланса колес:

  1. Неравномерный износ шин, в связи с чем не только ухудшается управляемость и падают динамические свойства авто, но и существенно повышается износ самих покрышек.
  2. Увеличение нагрузок на детали и узлы подвески. Как правило, первыми из строя выходят ступичные подшипники, которые из-за дисбаланса колеса испытывают колоссальные радиальные нагрузки. Неисправный подшипник может заклинить в любой момент, что особенно опасно на большой скорости. Также недолго проживут и рулевые наконечники.
  3. Возникают неприятные шумы и вибрации, которые передаются на руль, как следствие ухудшается управляемость и существенно падает уровень комфорта. Ехать на автомобиле с вибрирующим рулем – сущее наказание.

Как часто проводить балансировку?

Следует отметить, что балансировку нужно проводить даже при покупке новых дисков, так как нередки случаи, когда новое изделие имеет существенный дисбаланс. Также проверку отсутствия радиального и торцевого биений следует проводить каждые 10-15 тысяч километров. Однако, если во время указанного периода возникли какие-либо экстренные ситуации, например, был наезд на бордюр или же колесо попадало в яму на скорости, обязательно нужно сделать внеплановую проверку как можно скорее.

Признаки необходимости проведения балансировки колес

  1. При движении на скорости появился шум, особенно сильно это заметно на скорости больше 100 км/час. Машину начало уводить с прямолинейной траектории движения.
  2. Возникли неприятные вибрации на руле, увеличивающиеся при наборе скорости.
  3. Глубина протектора в разных зонах различается, или же заметен неравномерный износ хотя бы на одном из колес. Очень часто вследствие дисбаланса на передних колесах съедаются кромки шин.

Перед тем как рассмотреть типовую технологию балансировки колес, ознакомимся с разновидностями дисбаланса.

Статический дисбаланс

Возникает вследствие того, что центр тяжести смещается на некоторое расстояние от оси вращения. То есть наблюдается неравномерное размещение веса по окружности колеса, в результате чего оси вращения и инерции становятся параллельными.

Для того чтобы проверить наличие статического дисбаланса, достаточно вывесить колесо машины и прокрутить его рукой. Когда колесо остановит свое вращение, нижняя его точка и будет самым тяжелым местом. Для достоверности эксперимент необходимо повторить несколько раз, если при этом колесо останавливается в одном и том же положении, то это говорит о наличии статического дисбаланса.

Динамический дисбаланс

Образуется вследствие несовпадения осей инерции и вращения. В результате при вращения колеса наблюдается значительное радиальное биение, так как масса распределяется неравномерно по всей ширине покрышки. Для устранения подобных явлений проводится балансировка колес на специальном оборудовании. Причем, следует отметить тот факт, что полностью избавиться удается только от динамического дисбаланса, справиться со статическим – невыполнимая задача для большинства автомастеров.

Конструкция и принцип работы балансировочных стендов

В настоящее время преобладающее число стендов осуществляют процедуру балансировки в автоматическом режиме. Колесо надевается на вал, зажимается с помощью болтов и раскручивается, при этом в автоматическом режиме происходит измерение торцевого биения. В результате компьютер обозначает проблемные зоны и показывает массу грузика, который нужно прикрепить в указанную точку.

Следует отметить, что в связи с использованием высокотехнологичного стенда, процесс существенно упрощается. На специальный дисплей выводится эскиз колеса и показывается зона куда нужно прицепить грузик, мастеру лишь остается последовать рекомендациям, и не совершить грубых ошибок. Но бывают и и исключения, в особо серьезных случаях, уравновесить колесо с помощью грузиков не удается, тогда на дисплее выводится соответствующая надпись.

Прикрепив подходящий по массе грузик, мастер тем самым избавляется от неравномерного распределения веса, в связи с чем уменьшается эксцентриситет и значительно уменьшается момент инерции, а как следствие исчезает биение.

Грузы для балансировки колес автомобиля

Что касается грузиков, то на сегодняшний день существует несколько разновидностей последних.

Классификация грузиков в зависимости от способа крепления:

  • приклеиваемые – их как правило размещают на легкосплавных дисках;
  • устанавливаемые с помощью специальной скобы на край диска – используются, как правило, на обычных штампованных дисках;
  • помещаемые внутрь покрышки – так называемые гранулы.

Финишная балансировка колес

Подобное мероприятие проводится после выполнения основной балансировки колес. Главная цель финишной балансировки – вывести в ноль разницу в массах, тем самым практически полностью устранить эффект от дисбаланса. Финишная балансировка, как правило, проводится на автомобилях, которые часто эксплуатируются на высоких скоростях. Хороший результат можно получить, заменив традиционные свинцовые грузики, устанавливаемые на обод диска, современными гранулами, которые засыпаются непосредственно внутрь покрышки. Для проведения финишной балансировки необходимо высокотехнологичное оборудование, создающее конкретную объемную модель и делающее ее последующий детальный анализ.

Ошибки при балансировке

К сожалению, очень часто, учитывая специфику работы отечественных работников автосервисов, даже после балансировки сохраняются значительные дисбалансы на колесах, так как работа выполняется с грубыми нарушениями технологического процесса.

Наиболее распространенные ошибки при балансировке колес:

  1. Балансировка грязного колеса. Налипшие песчинки и грязь будут создавать дополнительный дисбаланс, портя общую картину, поэтому вывести колесо в ноль не получится.
  2. Балансировка поврежденного колеса с измененной геометрией. Предварительно нужно прокатать диск на специальном оборудовании, причем рихтовать колесо ударным способом запрещается. Помимо этого необходимо демонтировать все старые грузики.
  3. Чрезмерная затяжка колеса на ступице балансировочного станка. Усилие затяжки должно быть строго обозначенным, в противном случае центровка будет нарушена.
  4. Неправильная установка покрышки на диск. Очень часто даже опытные шиномонтажники игнорируют правила установки шины и ставят ее как попало, в результате чего образуется дополнительный инерционный момент. Важно запомнить, что месторасположения отверстия под золотник на диске должно совпасть со специальной меткой на покрышке.
  5. Нарушение центровки колеса при установке на ось автомобиля, возникающее из-за нарушения порядка затяжки колесных болтов или гаек.

Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями неправильной балансировки, описанными в начале статьи, рекомендуется внимательно следить за работой шиномонтажников. Следует отметить, что квалифицированные специалисты всегда покажут данные диагностики на дисплее и при необходимости еще раз запустят станок, чтобы клиент убедился в качестве выполненных работ.

Балансировка колес гранулами

На сегодняшний день наиболее эффективным способом избавления от дисбаланса является балансировка с помощью гранул. Сущность метода заключается в том, что вместо традиционных грузиков внутрь покрышки засыпаются специальные гранулы, которые легко скользят по внутренней поверхности резины. Во время вращения, перекатываясь, они корректируют процесс распределения масс, тем самым устраняя дисбаланс колеса в целом.

Преимущества данного способа очевидны, так как гранулы засыпаются один раз и их, как правило, хватает на весь срок службы шины. В отличие от тех же грузиков, которые очень часто слетают, гранулы всегда находятся внутри и выполняют свои задачи. Единственная причина по которой данная методика пока что не получила широкого признание – относительно высокая стоимость услуги.

Подводя итоги, еще раз акцентируем внимание автовладельцев на том факте, что балансировка колес – не прихоть, а обязательная процедура, которую необходимо регулярно проводить для увеличения срока службы элементов подвески и непосредственно самих покрышек.

avtonam.ru

Что дает балансировка колес и как она делается?

Эксплуатация6 октября 2017

Всякий автолюбитель, побывавший в шиномонтажной мастерской, имеет понятие о балансировочной процедуре. Но далеко не каждый уверен в необходимости данной операции либо выполняет ее один раз – при покупке новой резины некоторые фирмы оказывают услугу бесплатно. Поэтому водителям, беспокоящимся о техническом состоянии собственного авто, следует знать, что такое балансировка колес и как часто она производится.

Дисбаланс и его признаки

В идеально уравновешенном колесе расположение центра тяжести совпадает с точкой крепления к ступице. Тогда вращение с любой скоростью не вызовет радиального биения шины. Добиться идеала на практике невозможно, поэтому дисбаланс присутствует всегда. Вопрос заключается в его величине – насколько центр тяжести отклоняется от указанной точки.

Существует 3 разновидности дисбаланса:

  1. Статический. Центр тяжести не совпадает с осью вращения ската, потому что одна сторона тяжелее. При сильном отклонении биение заметно невооруженным глазом – колесо вращается «яйцом».
  2. Динамический. Центр тяжести смещен в сторону от продольной оси. Визуально это выглядит, как будто вращающееся на неподвижном валу колесо виляет в стороны.
  3. Комбинированный. Здесь присутствуют оба вида дисбаланса одновременно.

Значительный перевес в какую-либо сторону возникает по многим причинам: низкое качество резины, повышенный износ одного края, погнутый диск и так далее. Большинство подобных неполадок успешно устраняется персоналом шиномонтажных мастерских.

Биение колес автомобиля вследствие разбалансировки проявляется следующим образом:

  • вибрация на руле при движении по прямой гладкой дороге;
  • баранка слегка подергивается в стороны;
  • в особо запущенных случаях вибрация передается кузову машины;
  • гул либо рокот на большой скорости.

Важный момент! Если дисбаланс не выходит за пределы 20 грамм, а колесо установлено на старом или бюджетном автомобиле, вы не ощутите никаких признаков проблемы. Она проявится позже – в виде стертой кромки шины, «залысины» или разбитой ходовой части. Неполадка четко диагностируется только на стенде.

Зачем балансировать колеса?

Балансировка, выполняемая мастерами автосервиса, позволяет свести разновес к минимуму, поскольку идеала добиться невозможно. Благодаря данной процедуре минимизируется продольное и поперечное биение скатов. Если пренебрегать этим явлением и ездить на несбалансированных колесах, то нужно готовиться к таким последствиям:

  1. Проблемы с безопасностью движения. В аварийной ситуации, когда исход решается за доли секунды, дисбаланс может помешать обогнуть препятствие либо вовремя затормозить.
  2. Биение дает ускоренный износ резины. Скаты истираются в самых неожиданных местах – «залысина» в виде пятна образуется посередине рабочей части либо на кромке. Автолюбителю вдвойне обидно, когда на противоположной стороне высота протектора остается в пределах нормы.
  3. Вибрация становится главным разрушителем подвески и трансмиссии. Колебания шины передаются на пальцы шаровых опор, тяг и рулевую рейку. Быстрее изнашиваются «гранаты» ШРУСов и подшипники ступиц.

Во времена СССР, когда балансировочные станки считались диковинкой, водители довольно часто выбрасывали автомобильные шины с одинаковым дефектом – стертым в одном месте протектором. Это подтверждает необходимость балансировки.

Вибрация, длящаяся годами, снижает ресурс кузова и ослабляет все резьбовые соединения. Когда, забравшись под машину, вы обнаруживаете открученные болты и потерянные гайки, есть повод задуматься о техническом состоянии колес. Вот зачем нужна балансировка, избавляющая узлы и агрегаты вашего автомобиля от преждевременного износа.

Некоторые водители переднеприводных машин принимают половинчатое решение – балансируют лишь колеса передней оси. Мол, задние скаты не влияют на управление и «бегут» подобно прицепу. Когда на протекторе образуются «лысины», достающие до металлического корда, они грешат на производителей шин либо жалуются, что купили подделку. Эти водители не учитывают важный нюанс: дисбаланс всегда порождает биение и вибрацию, чьи последствия описаны выше. Чем больше разновес в пределах одного ската, тем шире амплитуда вибрационных колебаний и интенсивнее износ ходовой части.

Экономить на балансировке – непозволительная роскошь. Одна работающая вразнос шина быстро сотрется сама и нанесет вред другим деталям, заставляя вас чаще тратить деньги на ремонты. Кстати, небольшой дисбаланс могут вызвать даже пластиковые декоративные колпаки сомнительного качества.

Технология балансировки

Процедуру проверки и уравновешивания проходят все 4 ската, установленные на автомобиле, плюс запаска. Единственная операция, которую вы можете выполнить самостоятельно – снятие колес с машины, остальные работы выполняет специально обученный мастер на станке с электронным управлением и дисплеем.

Теперь несколько слов о том, как делается балансировка колес.

  1. Мастер снимает с обода все старые грузы, прикручивает проверяемый скат к валу стенда и запускает вращение.
  2. После остановки дисплей показывает разницу масс на обеих сторонах колеса.
  3. Вращая шину рукой и контролируя цифры на экране, специалист определяет положение точки, куда необходимо установить груз.
  4. Из числа новых грузиков подбирается соответствующий по массе и крепится к ободу. Проверка повторяется.

В распоряжении мастера имеются грузы весом от 5 до 200 грамм, предназначенные для автомобилей разного класса. Чем больше размер скатов, тем сильнее бывает разновес. Техническое состояние колеса легковой машины считается отличным, когда для уравновешивания потребовались грузики общей массой до 60 грамм. Если шину удалось сбалансировать, но вес превысил данную величину, то нужно искать проблему в диске либо самой резине.

Примечание. Нередки случаи, когда скаты вовсе не поддаются балансированию. К таковым относятся неоднократно битые стальные диски и бракованная резина китайского производства. К сожалению, проблема решается одним путем – покупкой новых запчастей.

При балансировании колес соблюдаются определенные правила:

  • после закрепления грузов повторная проверка должна показать дисбаланс не более 5 грамм;
  • учитывая, что идеала добиться нереально, допускается максимальный разновес 10 грамм на 1 сторону;
  • шина и диск не должны быть грязными, оптимальный вариант – полностью вымытое колесо;
  • резина должна быть надета на обод правильно и накачана до требуемого давления.

Для работы со штампованными дисками используются грузила с механическим креплением в виде скобы, цепляющейся за край обода. К литым и кованым дискам грузики приклеиваются, что иногда приводит к их потере в процессе движения по неровным дорогам.

Как часто выполнять операцию?

Чтобы шины отработали полный ресурс и не доставляли проблем с вибрацией, делать балансировку колес необходимо в таких случаях:

  • сразу при установке новой резины;
  • после ремонта либо прокатки дисков;
  • с интервалом 5–7 тыс. км пробега, если не возникло других ситуаций, требующих проверки скатов;
  • при выявлении любого из вышеперечисленных симптомов – биение, шум, вибрация, передающаяся баранке;
  • после сильного удара по колесу вследствие попадания в яму или на бугор.

Неважно, какая резина ставится на диск – новая или бывшая в употреблении. Если эта шина впервые совмещается с конкретным ободом, нужно выполнять балансировку. Другой вопрос – разборка ската и заклеивание прокола.

В идеале после ремонта проколов тоже необходимо уравновесить колесо, но мастера обычно поступают проще: перед разборкой ставят мелом риску на боковине шины и ободе. Затем скат собирают в первоначальном положении. Если надо заклеить порез либо крупный прокол большой латкой, увеличивающей разницу масс с обеих сторон, то балансировка обязательна.

autochainik.ru


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf