logo1

logoT

 

Что такое дут


Если датчик топлива неправильно показывает уровень топлива в баке: в чем может быть причина

Датчик уровня топлива (ДУТ) является одним из основных датчиков автомобиля. По нему водитель ориентируется о необходимости дозаправки.

Если датчик уровня топлива в баке работает неправильно, в процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть непредвиденные ситуации.

Что такое ДУТ на автомобиле

Основное назначение датчика уровня топлива (ДУТ) – определить, какое количество топлива находится в баке. Во многих случаях уровень оставшегося либо заправленного топлива индицируется относительно общего объема бака, то есть ½, ¼, ¾. Это не создает точной оценки уровня топлива в баке. Водитель не может по показаниям таких датчиков точно определить расход топлива на единицу пути, сколько осталось топлива, и как долго он может двигаться до заправки.

Для получения более точных сведений в некоторых автомобилях применяются датчики уровня топлива оригинальной конструкции, использующие различные принципы измерения. Это имеет принципиальное значение, если автомобиль находится в коммерческом использовании, им управляют наемные водители.

Для личного пользования высокая точность не принципиальна. Расчет потребления топлива на единицу пути может производиться с помощью специальных расходомеров, встроенных в топливопровод. Дозаправку в большинстве зарубежных стран (в отличие от российских автолюбителей) производят, как только уровень топлива стал меньше четверти бака. Ездить «на последней капле топлива» опасно:

  • на дне бака остаются частицы грязи, примесей, воды, ржавчины, которые забивают фильтр, топливопроводы, бензонасос, форсунки;
  • «оголяется» бензонасос, расположенный в баке, он может перегреться;
  • топливо может закончиться в самый неподходящий момент, например, в пробке.

Из этих же соображений нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправным датчиком уровня топлива.

Датчик уровня топлива в большинстве случаев находится непосредственно в баке, хотя есть конструкции, в которых датчик помещен в отдельный резервуар, связанный с баком по типу сообщающихся сосудов. Такой способ размещения датчика предусмотрен для увеличения точности показаний и обеспечения оригинального метода измерений.

Виды автомобильных датчиков уровня топлива

В технических устройствах существует много типов датчиков уровня топлива:

  • резистивные;
  • емкостные;
  • электромагнитные;
  • магнитные;
  • ультразвуковые;
  • оптические;
  • лазерные и другие.

Спецификой применения датчиков уровня топлива в автомобилях является:

  • наличие расплескивания топлива, перемещения уровня во время движения транспортного средства;
  • легковоспламеняемость топлива;
  • летучесть углеводородов;
  • агрессивность среды;
  • помещение топлива в металлический бак.

Учитывая перечисленные особенности, многие типы ДУТ теоретически невозможно использовать в автомобиле, другие показали свою ненадежность. В некоторых автомобилях использовались ультразвуковые датчики объема, но и они часто дают некорректные результаты. В большинстве легковых автомобилей используют датчики рычажного и трубчатого типа.

Рычажного типа

Это самый распространенный тип датчиков уровня топлива. Типовая схема изображена на рисунке:

На рисунке:

  1. Потенциометр.
  2. Бегунок потенциометра (перемещающийся контакт).
  3. Рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Основное преимущество таких датчиков – предельная простота. Поплавок имеет инерционность, поэтому во время движения автомобиля он медленно перемещается по поверхности топлива в баке, не создавая эффекта «дергания» стрелки индикаторного прибора на панели. Датчики такого типа начали применять еще в начале прошлого века.

Принцип действия основан на изменении сопротивления (соответственно, тока в цепи) между крайним выводом потенциометра и бегунка. Этот потенциометр включен в цепь +12 Вольт – индикатор на приборной панели – масса автомобиля. Индикатор на приборной панели показывает ток в цепи, пропорциональный уровню топлива.

В последнее время появилась тенденция передавать сигнал по цепям электрооборудования в цифровом виде. Это немного усложнило устройство датчика. Потенциометр встраивается в один модуль с аналогово-цифровым преобразователем и ретранслятором цифрового сигнала. Преимущества такого способа передачи – увеличение надежности, помехозащищенности,  возможность «повесить» данные датчика сразу на CAN-шину, не вести отдельный провод на модуль приборной панели. Стоимость таких устройств значительно выше.

Удобность расположения ДУТ в едином модуле с бензонасосом в том, что, производя регламентные работы по обслуживанию бензонасоса (например, замена фильтра), можно одновременно почистить потенциометр и бегунок. В некоторых автомобилях предусмотрена отдельная шахта для ДУТ.

Трубчатого типа

Такие датчики находят применение в современных автомобилях. Их преимущества:

  • менее чувствительны к колебаниям топлива в баке;
  • измерительный элемент защищен от соприкосновения с топливом, что увеличивает срок его эксплуатации;
  • большая точность измерений.

Типовая схема датчика трубчатого типа показана на рисунке:

  1. Отверстие, через которое поступает топливо.
  2. Пластина изолирующая.
  3. Трубка защитная.
  4. Стойка направляющая.
  5. Поплавок.
  6. Кольца контактные.
  7. Резистивный провод.
  8. Фланец крепежный.

Внешний вид такого датчика в разобранном виде:

и в сборе:

Применяют также электромагнитные датчики с магнитным поплавком.

  1. Индикатор все время показывает нулевой уровень топлива. Причиной такой неисправности могут быть:
  • обрыв элетропроводки к датчику;
  • неисправность резистивных элементов;
  • отказ индикатора уровня топлива на приборной панели;
  • отказ предохранителя по цепи питания приборной панели.
  1. При заправке или включении зажигания индикатор перемещается на определенный уровень, затем возвращается в ноль. Такая неисправность наблюдается в случае плохого контакта бегунка с зонами потенциометра, износом потенциометра.
  2. Дергание стрелки индикатора. Обычно наблюдается при износе контактных зон потенциометра.
  3. Отсутствует индикация лампочки предельного уровня топлива в баке. Возможна неисправность индикаторной лампочки, износ датчика, нарушение контактов в разъеме, обрыв электропроводки.
  4. Неправильные показания датчика. Такая неисправность возможна при разгерметизации поплавка, изгибе рычага во время проведения замены или ремонта бензонасоса, датчика уровня топлива.

Как его снять

Если датчик уровня топлива установлен совместно с бензонасосом, необходимо демонтировать всю конструкцию.

Здесь существует два варианта:

  • доступ к бензонасосу с ДУТ предусмотрен через шахту со стороны салона (под задним сиденьем) или багажника;
  • бензонасос демонтируется только после снятия бензобака.

В первом случае размещение автомобиля на подъемнике не требуется, все операции можно произвести сверху. Во втором варианте требуется подъемник. С ямы выполнить работы проблематично, так как приходится опускать бак. Некоторые автолюбители самостоятельно прорубают шахту, вскрывая кузов автомобиля, как консервную банку. Такие эксперименты делать опасно: уменьшается жесткость кузова в районе багажника.

После извлечения конструкции бензонасоса (для этого обычно необходимо открутить несколько винтов по периметру), приступают к демонтажу ДУТ и его осмотру.

Проверку резистивных зон можно выполнить при помощи мультиметра, переключенного в режим измерения сопротивлений 2 кОм. Обрывы и износ резистивных зон обычно виден при помощи увеличительных приспособлений.

Целесообразность ремонта

Ремонт датчиков уровня топлива выполняют только в исключительных ситуациях. Полностью восстановить контактные зоны практически невозможно. Есть способы восстановления при помощи резистивного клея, точечной пайки. Все способы недолговечны, и главное, после ремонта данные датчика не совсем корректны. В зависимости от количества ремонтируемых зон его точность теряется на 20-50%.

Видео — ремонт датчика топлива в баке автомобиля Toyota Haice 3L:    0.11

Целесообразно заменить датчик на аналогичный новый или бэушный с другого автомобиля такой же марки. Важно, чтобы он полностью совпадал по параметрам с «родным» датчиком. Это можно проверить даже без помощи мультиметра, не устанавливая датчик. Достаточно надеть на него разъем, включить зажигание. Далее следует отклонить рычаг в верхнее положение. На приборной панели индикатор должен показать полный бак. Таким образом можно подобрать датчик от другой марки автомобиля.

Предупреждение: Все операции при снятом датчике уровня топлива и открытой шахтой бензобака следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении, лучше, на открытом воздухе, при открытых дверях авто. Пространство бака следует изолировать полиэтиленовым пакетом, чтобы пары топлива локализовать.

Что делать, когда ДУТ вышел из строя во время движения

Самый надежный способ – заправить топливо с таким расчетом, чтобы точно доехать до места стоянки или предполагаемого ремонта. «Заглянуть» в бензобак, чтобы проверить, какое там количество топлива осталось, без демонтажа датчика или бензонасоса невозможно.

В стареньких Жигулях можно было проверить уровень бензина при помощи длинного тонкого шланга, отправленного в горловину бензобака. В современных автомобилях такое вряд ли возможно. Обычно по пути следования заправляющегося топлива стоит У-колено (может перемычка, сетка), которое препятствует движению шланга.

Оценить, есть еще в баке бензин можно путем постукивания по нему ладонью или деревянной палочкой. Можно попробовать раскачать автомобиль. Если датчик заклинило, при раскачивании он может временно восстановить работоспособность. Такое может произойти и при сильном ударе ладонью по баку снизу, но лучше не экспериментировать.

Если положение совсем критическое, можно выкачать все имеющееся топливо в баке в емкость, определить его объем и далее рассчитать оставшийся путь. Чтобы выкачать топливо из бака, необходимо разъединить доступный топливопровод под капотом, направить его в свободную емкость. Далее следует принудительно подать + 12 Вольт на предохранитель бензонасоса (или прямо на бензонасос). Это можно сделать без включения зажигания. Бензонасос начнет выкачивать топливо из бака.

Все работы с датчиком топлива в баке, бензонасосом, открытым топливом чрезвычайно опасны. Следует соблюдать меры пожарной безопасности.

Какой может быть рабочая температура бензинового двигателя современного автомобиля.

Читайте про принцип работы автомобильной спутниковой сигнализации и в каких случаях оправдана её установка.

Как прогревать двигатель зимой перед поездкой https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/dvigateli/nuzhno-li-progrevat-zimoj.html и нужно ли это делать.

Видео — замена датчика уровня топлива на Приоре, Калине и Гранте:

Может заинтересовать:

Что такое ДУТ: расшифровка, назначение, виды, принцип работы, характеристика и применение

Чтобы регулярно следить за уровнем топлива в автомобиле и не попасть в неприятную ситуацию на дороге, все виды транспорта оборудованы специальным датчиком. Это устройство определяет, сколько бензина или дизеля осталось в баке и на какой километраж дороги его хватит. Каждый водитель должен знать, что такое ДУТ – датчик уровня топлива, где он установлен и принцип его работы.

Расположение

Датчик находится в топливном баке и представляет собой металлический зонд с электронной головкой, на экране которого высвечиваются цифровые показатели. Деталь не двигается в емкости и не изнашивается, рассчитана на баки глубиной от 40 сантиметров до полутора метров. Цифровые ДУТы достаточно точны, с погрешностью не более одного процента. Чтобы понять, что такое ДУТ, узнаем, как он работает.

Характеристики

Поплавок, свисающий с электронного устройства, помещается внутрь бака, он всегда плавает на поверхности топлива и напрямую связан с резистором переменного сопротивления. Когда горючее расходуется или, наоборот, доливается, меняются и показатели датчика, за счет внутреннего давления. Есть несколько видов датчиков уровня топлива, различающихся по методу передачи информации на электронный блок:

  • устройство с поплавком;
  • чувствительный прут, передающий данные с помощью магнита;
  • ультразвуковой датчик;
  • электрический конденсатор.

На современных дорогих марках машин используют ультразвуковые датчики, работающие по принципу радара. Засекают время и импульсы отражений от жидкости и стенок бака. Чтобы выявить и устранить поломку такого устройства, необходимо сложное компьютеризированное обследование электроники автомобиля специалистами.

А вот что такое ДУТ, работающий по принципу электрического конденсатора? Датчик представляет собой две трубки с отверстиями, вставленные друг в друга. Через эти дырочки топливо просачивается внутрь и заполняет его, меняя емкость конденсатора. Автомобильное топливо и воздух отличаются электропроводностью, поэтому чувствительный датчик моментально реагирует на изменение показаний. Когда уровень жидкости снижается, емкость самого конденсатора увеличивается. Трубчатый поплавочный датчик действует по такому же принципу: полость трубки заполняется горючим, а чувствительный поплавок то поднимается, то опускается, в зависимости от количества жидкости.

Топливные датчики отличаются и по форме, в зависимости от формы бака, для которого они предназначены: устройство с прямоугольным поплавком – для переднеприводных автомобилей, а с шарообразным – для полноприводной техники.

Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, информация об уровне горючего в баке отображается на экране. Датчик уровня топлива в баке посылает сигнал на цифровой преобразователь, превращая его в код, а компьютер, считав его, выводит информацию на приборную панель. Такие устройства очень точны, но зависят от правильной настройки и работы программируемого индикатора.

Если же компьютер отсутствует, данные обрабатываются специальной электронной схемой и показываются на приборной панели.

Поломка ДУТа

Есть несколько причин, почему не работает датчик уровня топлива:

  • поплавок не герметичен;
  • загнулся проволочный держатель;
  • разгерметизация корпуса;
  • обрыв резистора;
  • плохо прикреплен датчик к корпусу бака.

Когда поплавок потерял герметизацию, датчик всегда будет показывать, что в баке нет топлива, если оно там есть. В таком случае требуется замена датчика уровня топлива полностью либо сменить поплавок. При повреждении проволочного держателя поплавка искажение данных зависит от стороны изгиба прута. Если он загнулся вверх – индикатор всегда будет показывать, что бак полный, если вниз – то указывает на нехватку горючего. Нужно выпрямить держатель или заменить устройство. Такое может произойти при частой езде по неровной местности, при ударе бака механическим методом или во время аварии. Поломка корпуса ДУТа после аварии и использование топлива низкого качества также приводит к сбою в показаниях.

Если оборвался переменный резистор, то индикатор будет показывать либо пустой бак, либо наполненный до краев. Такое происходит и тогда, когда срывается провод, соединяющий устройство с блоком индикации. В салоне автомобиля появляется запах бензина, поэтому следует проверить герметичность ДУТа, осмотреть место его установки и целостность топливных трубок.

Качество топлива

Некачественный бензин или дизель может быть причиной поломки ДУТа. Повышенный уровень серы в топливе вызывает коррозию отдельных элементов детали, что также приводит к полному или частичному отказу.

Ошибки, искажающие показания

Неправильная установка ДУТа, настройка и эксплуатация транспортного средства могут повлиять на информацию, искажая ее. Поэтому датчик топлива неправильно показывает уровень топлива в баке.

  • Датчик не находится по центру емкости. Если измеритель не находится в центре топливного бака, то во время езды жидкость плескается в разные стороны, что приводит к перепадам в конечных показаниях. Для автомобилей, особенность конструкции которых не позволяет сделать так, чтобы индикатор находился посередине, продаются специальные ДУТы с изгибающейся трубкой.
  • Редкий запрос информации. При настройке датчика топлива устанавливаем диапазон запроса информации в пределах 15-30 секунд. Это повысит точность контроля жидкости в баке.
  • Пересеченная местность. Если техника в основном эксплуатируется на пересеченной местности с большими склонами, то получить правдивые данные о количестве бензина нереально.
  • Наличие двух топливных баков. Некоторые модели автомобилей оснащены двумя баками, и если установить один датчик уровня топлива дизель на два резервуара, то показания будут постоянно расходиться, так как во время езды горючее может переливаться из одной емкости в другую. В этом случае устанавливаются два устройства и объединяются с помощью программы настройки.
  • Трубка касается дна. При касании измерительной трубки о дно происходит ее деформация, что значительно влияет на точность показаний. Устройство нужно крепить так, чтобы до дна оставалось пространство не меньше пяти миллиметров.
  • Окисление электрического разъема. Окисление контактов приводит к периодическому выключению датчика. Рекомендуется дополнительно промазывать разъем смазкой.
  • Электричество на пределе. Превышение пределов нормы энергопотребления техникой приводит к отключению устройства и скачкам в выдаче информации. Следует устранить причину сгорания предохранителя – напряжение бортовой сети.
  • Неисправный вентиляционный клапан бака. При нагреве техники плохая вентиляция топливного бака будет влиять на данные.
  • Настройка датчика. Высокоточную настройку устройства рекомендуется выполнять каждые полгода, особенно при смене вида топлива.

Замена детали

Чтобы выполнить ремонт датчика уровня топлива или заменить новым, его необходимо снять. Предварительно нужно снять клемму минуса с аккумулятора и освободить область нахождения датчика в автомобиле. Возможно, придется снять коврик и часть обивки с багажника. Выкручиваем крепление предохранительной пластины поверх устройства, если таковая имеется, и очищаем все от пыли. Маркируем провода, чтобы не забыть, как их подсоединять обратно, и отключаем их. Демонтируем сам датчик с топливного бака и извлекаем.

Установка

Установка и подключение датчика уровня топлива выполняются следующим образом:

  • очищаем остатки старого герметика в месте крепления;
  • прикладываем резиновую прокладку к отверстию на баке, совмещая их;
  • вставляем электронный блок, опустив поплавок внутрь;
  • затягиваем болты, предварительно смазав прокладку герметиком.

Подключаем провода, аккумулятор и заводим машину, проверяя данные на приборной панели. Четыре провода ДУТа подсоединяются таким образом к бортовому контроллеру:

  • черный к черному - заземление;
  • желтый к желтому – периферийное питание;
  • синий к синему проводу– линия B интерфейс;
  • белый к оранжевому – линия A интерфейс.

Проехав не менее тридцати километров, нужно проверить деталь на утечку – смотрим под ковриком багажника, нет ли следов топлива. Для более точной проверки заливаем полный бак, индикатор должен об этом сообщить.

Настройка системы

После замены неисправного датчика приступаем к настройке системы. Этот процесс позволяет настроить устройство максимально точно и обозначить объем потребляемого горючего в литрах. Самый распространенный и удобный способ - это пролить бак, однако он занимает много времени. Можно воспользоваться услугами специалистов в автосервисе либо заняться этим самостоятельно.

Для настройки используется персональный компьютер и сервисная программа Ls Conf. Устройство подключается к компьютеру через USB-порт специальным адаптером. Записываются показатели датчика при пустом баке. Затем доливается бензин или дизель порциями от одного до двадцати литров, пока график не начнет расти вверх, в зависимости от объема емкости, и каждый раз информация фиксируется в специальную таблицу, по которой затем выстраивается график расхода в определенный период. Доливка горючего и тарирование происходит до тех пор, пока не заполнится весь бак. Нажимают кнопку «Сохранить», чтобы тарировочная таблица и настройки остались в памяти датчика.

Контроль расхода

С помощью такого датчика предприниматели или владельцы автомобилей контролируют расход у рабочего транспорта. Так можно установить, в каком месте была дозаправка, объем залитого в бак топлива и его расход на 100 километров, чтобы пресекать злоупотребление и кражу горючего водителем или другими посторонними лицами, которые, возможно, не знают, что такое ДУТ. Это касается машин, перевозящих топливо, транспорта фирм грузоперевозок и так далее.

Что такое датчик уровня топлива и как он работает?

обновлено в 12:26 10.0920:47 29.11.2015

Мониторинг транспорта

Датчик уровня топлива  – прибор, который присутствует в любом автомобиле. Его задача – отображать количество топлива в баке транспортного средства. Для любого владельца автомобиля эта информация важна, но еще более важной она становится для владельца автопарка, оснащенного системой мониторинга транспорта. Ведь зачастую необходимо не только знать, где автомобиль находится, но и следить за тем, чтобы топливо расходовалось экономично, и не допускать хищений. Можно для этой цели пользоваться и данными со штатных датчиков топлива, установленных на транспортное средство заводом изготовителем, однако, эти приборы имеют сравнительно низкую точность, и здесь на помощь приходят дополнительные емкостные датчики уровня топлива. Почему эти датчики уровня топлива так популярны, и по какому принципу они работают – попробуем максимально доступно объяснить в данной статье.

Емкостной датчик уровня топлива. Принцип работы

Как следует из названия, принцип работы данного датчика основан на измерении емкости среды, в которую он помещен. Измерительная часть датчика топлива состоит из трубки и внутреннего стрежня (реже вместо внутреннего стрежня выступает трубка меньшего диаметра или проволока). Фактически, эти трубка и стержень являются двумя обкладками конденсатора. Соответственно, когда в бак заливается топливо – пространство между стержнем и трубой также заполняется топливом, а топливо (не важно бензин или солярка), как известно, является диэлектриком. Т.е. при изменении уровня топлива меняется емкость конденсатора и ее изменение фиксирует датчик уровня топлива. Отсюда, к слову, следует и основной недостаток емкостных датчиков – их показания зависят от химического состава среды, которую они измеряют. К примеру, у дизельного топлива и бензина – разная диэлектрическая проницаемость. Т.е. при одинаковом количестве топлива в баке – показания датчика уровня топлива будут разными для бензина и для дизельного топлива. Более того, диэлектрическая проницаемость топлива может меняться в зависимости от наличия в нем тех или иных примесей и присадок. Подробнее об этом мы поговорим в одной из наших следующих статей. Данный способ измерения уровня топлива позволяет достигнуть весьма неплохих показателей точности. Большинство производителей датчиков уровня топлива заявляет погрешность измерения уровня не более 1%. Для сравнения у штатного датчика топлива этот показатель может достигать и 10%, а порой и 30% (в зависимости от марки техники, года выпуска, типа штатного датчика, его технического состояния и пр.). Существуют и другие датчики уровня топлива, основанные на других принципах измерения, показания которых не зависят от химического состава среды, или датчики, обладающие большей точностью, но стоят они существенно дороже и на данный момент широкой популярности не получили за счет сложности применения и высокой цены. Поэтому подробно мы не будем на них останавливаться. На сегодняшний день по соотношению цена/качество на рынке мониторинга автотранспорта равных емкостным датчикам уровня топлива нет.

                                            

Способы выдачи данных в датчике уровня топлива

Датчики уровня топлива отличаются друг от друга способом выдачи информации: одни выдают информацию в аналоговом виде, другие - в цифровом. Измерительная часть обоих типов датчиков в целом устроена абсолютно одинаково, однако цифровые датчики уровня топлива имеют дополнительной блок обработки информации. Они преобразуют данные об уровне топлива в цифровой вид и передают их на блок мониторинга по отдельному интерфейсу. В целом это позволяет повысить точность работы системы, так как цифровые каналы передачи данных гораздо более устойчивы к различного рода помехам, чем аналоговые.

Итерфейсы передачи данных

Основные цифровые интерфейсы передачи данных – это RS485 и RS232. Интерфейсы эти по характеристикам в целом схожи (изначально был разработан интерфейс RS232, а RS485 – его дальнейшее развитие), однако RS232, как правило, позволяет подключать только один датчик уровня топлива, у RS485 же существует сетевой режим, который позволяет подключать несколько датчиков одновременно к одному и тому же терминалу. Иногда встречаются ДУТы имеющие интерфейсы 1-Wire, CAN, но они используются для узкоспециализированных задач.

Аналоговые же датчики топлива, как правило, выдают информацию непосредственно в виде:

  • Напряжения, уровень которого меняется в зависимости от изменения уровня топлива в баке;
  • Частоты, значение которой меняется в зависимости от изменения уровня топлива в баке.

Кроме этого встречаются аналоговые ДУТы, которые выдают информацию в виде импульсов различной модуляции (АИМ, ШИМ). Однако, эти датчики встречаются довольно редко и используются для узкоспециализированных задач.

Что такое тарировка и зачем она нужна

Датчик уровня топлива собирает и передает на телематический терминал мониторинга информацию об уровне топлива в баке, однако, большого практического значения эта информация не имеет (и действительно, что с того, что прибор сообщит вам, что в баке 23 см бензина, разве это полезная информация?). Клиенту гораздо важнее знать, сколько в баке находится топлива в литрах, а точнее говоря – его объем. Дело в том, что эта зависимость зачастую нелинейна, на нее сильно влияет форма топливного бака. Для того, чтобы сопоставить уровень и объем проводится процесс тарировки. При этом в бак мерными порциями заливается топливо, и снимаются показания с датчика уровня топлива. В результате составляется тарировочная таблица, состоящая из 2х столбцов значений – уровня и объема. Снимается таблица, как правило, с определенным шагом, так чтобы в среднем она содержала 15-20 пар значений, а между этими значениями данные линейно апроксимируются самой системой мониторинга. Таким образом данные об уровне топлива от датчика уровня топлива сопоставляются объему топлива в баке. Для проведения тарировки необходимо использовать точное оборудование, ведь все ошибки и погрешности, сделанные при тарировке в конечном итоге приведут к тому, что заправки, сливы и расход, которые вы будете видеть в своем ПО, будут определяться со значительной погрешностью, что в итоге сделает всю систему неэффективной. Качественная тарировка - залог точности показаний.

Что такое ДУТ: расшифровка, назначение, виды, принцип работы, характеристика и применение

Чтобы регулярно следить за уровнем топлива в автомобиле и не попасть в неприятную ситуацию на дороге, все виды транспорта оборудованы специальным датчиком. Это устройство определяет, сколько бензина или дизеля осталось в баке и на какой километраж дороги его хватит. Каждый водитель должен знать, что такое ДУТ – датчик уровня топлива, где он установлен и принцип его работы.

Расположение

Датчик находится в топливном баке и представляет собой металлический зонд с электронной головкой, на экране которого высвечиваются цифровые показатели. Деталь не двигается в емкости и не изнашивается, рассчитана на баки глубиной от 40 сантиметров до полутора метров. Цифровые ДУТы достаточно точны, с погрешностью не более одного процента. Чтобы понять, что такое ДУТ, узнаем, как он работает.

Характеристики

Поплавок, свисающий с электронного устройства, помещается внутрь бака, он всегда плавает на поверхности топлива и напрямую связан с резистором переменного сопротивления. Когда горючее расходуется или, наоборот, доливается, меняются и показатели датчика, за счет внутреннего давления. Есть несколько видов датчиков уровня топлива, различающихся по методу передачи информации на электронный блок:

  • устройство с поплавком;
  • чувствительный прут, передающий данные с помощью магнита;
  • ультразвуковой датчик;
  • электрический конденсатор.

На современных дорогих марках машин используют ультразвуковые датчики, работающие по принципу радара. Засекают время и импульсы отражений от жидкости и стенок бака. Чтобы выявить и устранить поломку такого устройства, необходимо сложное компьютеризированное обследование электроники автомобиля специалистами.

А вот что такое ДУТ, работающий по принципу электрического конденсатора? Датчик представляет собой две трубки с отверстиями, вставленные друг в друга. Через эти дырочки топливо просачивается внутрь и заполняет его, меняя емкость конденсатора. Автомобильное топливо и воздух отличаются электропроводностью, поэтому чувствительный датчик моментально реагирует на изменение показаний. Когда уровень жидкости снижается, емкость самого конденсатора увеличивается. Трубчатый поплавочный датчик действует по такому же принципу: полость трубки заполняется горючим, а чувствительный поплавок то поднимается, то опускается, в зависимости от количества жидкости.

Топливные датчики отличаются и по форме, в зависимости от формы бака, для которого они предназначены: устройство с прямоугольным поплавком – для переднеприводных автомобилей, а с шарообразным – для полноприводной техники.

Считывание данных

Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, информация об уровне горючего в баке отображается на экране. Датчик уровня топлива в баке посылает сигнал на цифровой преобразователь, превращая его в код, а компьютер, считав его, выводит информацию на приборную панель. Такие устройства очень точны, но зависят от правильной настройки и работы программируемого индикатора.

Если же компьютер отсутствует, данные обрабатываются специальной электронной схемой и показываются на приборной панели.

Поломка ДУТа

Есть несколько причин, почему не работает датчик уровня топлива:

  • поплавок не герметичен;
  • загнулся проволочный держатель;
  • разгерметизация корпуса;
  • обрыв резистора;
  • плохо прикреплен датчик к корпусу бака.

Когда поплавок потерял герметизацию, датчик всегда будет показывать, что в баке нет топлива, если оно там есть. В таком случае требуется замена датчика уровня топлива полностью либо сменить поплавок. При повреждении проволочного держателя поплавка искажение данных зависит от стороны изгиба прута. Если он загнулся вверх – индикатор всегда будет показывать, что бак полный, если вниз – то указывает на нехватку горючего. Нужно выпрямить держатель или заменить устройство. Такое может произойти при частой езде по неровной местности, при ударе бака механическим методом или во время аварии. Поломка корпуса ДУТа после аварии и использование топлива низкого качества также приводит к сбою в показаниях.

Если оборвался переменный резистор, то индикатор будет показывать либо пустой бак, либо наполненный до краев. Такое происходит и тогда, когда срывается провод, соединяющий устройство с блоком индикации. В салоне автомобиля появляется запах бензина, поэтому следует проверить герметичность ДУТа, осмотреть место его установки и целостность топливных трубок.

Качество топлива

Некачественный бензин или дизель может быть причиной поломки ДУТа. Повышенный уровень серы в топливе вызывает коррозию отдельных элементов детали, что также приводит к полному или частичному отказу.

Ошибки, искажающие показания

Неправильная установка ДУТа, настройка и эксплуатация транспортного средства могут повлиять на информацию, искажая ее. Поэтому датчик топлива неправильно показывает уровень топлива в баке.

  • Датчик не находится по центру емкости. Если измеритель не находится в центре топливного бака, то во время езды жидкость плескается в разные стороны, что приводит к перепадам в конечных показаниях. Для автомобилей, особенность конструкции которых не позволяет сделать так, чтобы индикатор находился посередине, продаются специальные ДУТы с изгибающейся трубкой.
  • Редкий запрос информации. При настройке датчика топлива устанавливаем диапазон запроса информации в пределах 15-30 секунд. Это повысит точность контроля жидкости в баке.
  • Пересеченная местность. Если техника в основном эксплуатируется на пересеченной местности с большими склонами, то получить правдивые данные о количестве бензина нереально.
  • Наличие двух топливных баков. Некоторые модели автомобилей оснащены двумя баками, и если установить один датчик уровня топлива дизель на два резервуара, то показания будут постоянно расходиться, так как во время езды горючее может переливаться из одной емкости в другую. В этом случае устанавливаются два устройства и объединяются с помощью программы настройки.

  • Трубка касается дна. При касании измерительной трубки о дно происходит ее деформация, что значительно влияет на точность показаний. Устройство нужно крепить так, чтобы до дна оставалось пространство не меньше пяти миллиметров.
  • Окисление электрического разъема. Окисление контактов приводит к периодическому выключению датчика. Рекомендуется дополнительно промазывать разъем смазкой.
  • Электричество на пределе. Превышение пределов нормы энергопотребления техникой приводит к отключению устройства и скачкам в выдаче информации. Следует устранить причину сгорания предохранителя – напряжение бортовой сети.
  • Неисправный вентиляционный клапан бака. При нагреве техники плохая вентиляция топливного бака будет влиять на данные.
  • Настройка датчика. Высокоточную настройку устройства рекомендуется выполнять каждые полгода, особенно при смене вида топлива.

Замена детали

Чтобы выполнить ремонт датчика уровня топлива или заменить новым, его необходимо снять. Предварительно нужно снять клемму минуса с аккумулятора и освободить область нахождения датчика в автомобиле. Возможно, придется снять коврик и часть обивки с багажника. Выкручиваем крепление предохранительной пластины поверх устройства, если таковая имеется, и очищаем все от пыли. Маркируем провода, чтобы не забыть, как их подсоединять обратно, и отключаем их. Демонтируем сам датчик с топливного бака и извлекаем.

Установка

Установка и подключение датчика уровня топлива выполняются следующим образом:

  • очищаем остатки старого герметика в месте крепления;
  • прикладываем резиновую прокладку к отверстию на баке, совмещая их;
  • вставляем электронный блок, опустив поплавок внутрь;
  • затягиваем болты, предварительно смазав прокладку герметиком.

Подключаем провода, аккумулятор и заводим машину, проверяя данные на приборной панели. Четыре провода ДУТа подсоединяются таким образом к бортовому контроллеру:

  • черный к черному — заземление;
  • желтый к желтому – периферийное питание;
  • синий к синему проводу– линия B интерфейс;
  • белый к оранжевому – линия A интерфейс.

Проехав не менее тридцати километров, нужно проверить деталь на утечку – смотрим под ковриком багажника, нет ли следов топлива. Для более точной проверки заливаем полный бак, индикатор должен об этом сообщить.

Настройка системы

После замены неисправного датчика приступаем к настройке системы. Этот процесс позволяет настроить устройство максимально точно и обозначить объем потребляемого горючего в литрах. Самый распространенный и удобный способ — это пролить бак, однако он занимает много времени. Можно воспользоваться услугами специалистов в автосервисе либо заняться этим самостоятельно.

Для настройки используется персональный компьютер и сервисная программа Ls Conf. Устройство подключается к компьютеру через USB-порт специальным адаптером. Записываются показатели датчика при пустом баке. Затем доливается бензин или дизель порциями от одного до двадцати литров, пока график не начнет расти вверх, в зависимости от объема емкости, и каждый раз информация фиксируется в специальную таблицу, по которой затем выстраивается график расхода в определенный период. Доливка горючего и тарирование происходит до тех пор, пока не заполнится весь бак. Нажимают кнопку «Сохранить», чтобы тарировочная таблица и настройки остались в памяти датчика.

Контроль расхода

С помощью такого датчика предприниматели или владельцы автомобилей контролируют расход у рабочего транспорта. Так можно установить, в каком месте была дозаправка, объем залитого в бак топлива и его расход на 100 километров, чтобы пресекать злоупотребление и кражу горючего водителем или другими посторонними лицами, которые, возможно, не знают, что такое ДУТ. Это касается машин, перевозящих топливо, транспорта фирм грузоперевозок и так далее.

Источник


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf