logo1

logoT

 

Что такое маршрутный компьютер в автомобиле


Маршрутный компьютер - это... Что такое Маршрутный компьютер?

Маршрутный компьютер (от англ. trip computer) — устоявшийся (хотя и не значащийся в официальных справочниках) термин, обозначающий вычислительное устройство для счисления параметров движения транспортного средства: пробег, расход топлива и т. п. Чаще всего термин маршрутный компьютер применяется к указанным устройствам для легковых автомобилей, хотя известны подобные по функциональному назначению (но не носящие указанное название) устройства, применяемые на троллейбусах, трамваях, локомотивах.

Его не следует путать с установленным на автомобиле персональным компьютером, который обычно называется карпьютером или «онбордером». Также не следует путать термины маршрутный компьютер и бортовой компьютер. Первый термин обозначает функцию устройства (счисление маршрутных параметров), а второй — отражает его размещение (на борту транспортного средства). Естественно, маршрутный компьютер является бортовым, — но бортовой компьютер может выполнять не только маршрутные функции.

Автомобильные маршрутные компьютеры могут быть как штатной системой, чаще всего интегрированной, так и отдельным устройством. В качестве исходных данных маршрутный компьютер может использовать как сигналы отдельных датчиков, так (чаще всего), информацию, получаемую от электронной системы управления двигателем и трансмиссией. Первые маршрутные компьютеры, такие, как Halda Speedpilot, были сугубо механическими счётными устройствами вроде арифмометров.

IT News

Дата Категория: it

Компьютеры стали обычным явлением в каждом современном автомобиле. Бортовые компьютеры контролируют существенные аспекты функционирования автомобиля, включая торможение и рулевое управление.

Они также отвечают за подвеску, приборы и работу мотора. Водитель и пассажиры не могут управлять установленными в машине компьютерами; их программы хранятся в ПЗУ(постоянных запоминающих устройствах) и не могут быть изменены.

Сначала компьютеры устанавливались в автомобилях, чтобы снизить загрязнение воздуха, после того, как правительство [США] выпустило законы, устанавливающие нормы выбросов выхлопных газов в атмосферу. Сенсоры в выхлопной трубе анализируют выбросы и передают информацию в микропроцессор. Микропроцессор, в свою очередь, регулирует эффективность сжигания топлива для снижения уровня вредных выбросов.

Сенсоры, где бы они ни устанавливались, собирают информацию о состоянии колес, тормозов и подвесной системы, чтобы обеспечить безопасную мягкую езду. Компьютеры могут осуществлять десятки мельчайших исправлений в секунду, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Они предотвращают скольжение колес перед торможением. Компьютер регулирует уровень тормозной жидкости с тем, чтобы колеса продолжали вращаться. Компьютеры помогают смягчить тряску на неровной дороге, направляя давление на амортизаторы. Кроме того, компьютеры позволяют усовершенствовать автомобиль при помощи нововведений, таких как четырехколесное управление и бортовая навигация, которая осведомляет водителя о месте eft) нахождения и предлагает кратчайший путь в пункт назначения.

Контроль двигателя

Чтобы двигатель автомобиля заработал, в цилиндре смешиваются воздух и горючее, а затем смесь под давлением сжигается, выделяя энергию. Компьютер, используя данные о потоке воздуха, горючем, температуре в моторе и выхлопах, определяет наиболее эффективную смесь и количество горючего. Свечи зажигания тоже контролируются компьютером, который обеспечивает правильное таймирование. Компьютер делает постоянные поправки для каждой свечи и цилиндра, обеспечивая тем самым максимальную эффективность работы двигателя.

Контроль скольжения

 

Когда водитель нажимает на тормоз при скользкой дороге, неожиданное давление тормозов может вызвать стопорение одного или двух колес, то есть они перестают вращаться, хотя машина продолжает двигаться. Тяга прекращается, и водитель может потерять контроль управления. Сенсор вращения определяет, когда колеса должны застопориться. Компьютер при помощи насоса давит на тормоза со скоростью 10 раз в секунду, что ослабляет давление и позволяет колесам вращаться, тем самым предотвращая скольжение.

Амортизация ударов

 

Вес машины поддерживается колесами, пружинами и амортизаторами. Во время движения машину трясет, причем чем неровнее местность, тем сильнее толчки и удары. Сенсоры отмечают движения амортизаторов и регулируют давление с тем, чтобы обеспечить плавную езду. Когда груз в автомобиле не сбалансирован, к примеру, перегружен багажник, компьютер обеспечивает подачу воздуха в то место, куда это необходимо, чтобы поддержать уровень шасси.

Панель управления

Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.

Page 2
Дата Категория: it

Как и сотовые телефоны, электронные пейджеры передают и принимают сигналы при помощи радиоволн. Звонок от пейджингового устройства сперва поступает на базовую станцию, где он анализируется и временно хранится. Затем несколько базовых станций одновременно посылают сигналы на пейджинговое устройство, которое и поймает ближайший к нему сигнал.

В большинстве случаев пейджер начинает пикать или вибрировать, когда получает сигнал, предупреждая владельца о необходимости позвонить на станцию за сообщением. Эти тоновые пейджеры постепенно уступают место устройствам с дисплеями, на которых появляются телефонные номера и короткие сообщения.

Звонок по электронному пейджеру

  1. Набирая номер пейджера, вы сначала связываетесь с базовой радиостанцией. После ответного гудка звонящий набирает свой собственный номер.
  2. На базовой станции послание обрабатывается и отправляется на несколько периферийных станций по радио вместе с идентификационным номером пейджингового устройства, на которое передается сообщение.
  3. Достигнув несколько периферийных станций, послание распространяется в виде радиосигнала. Периферийные станции могут образовывать радиосеть более двухсот миль в диаметре.
  4. Многие пейджинговые устройства могут улавливать идущий сигнал, но только пейджер с указанным номером среагирует на свой собственный номер, зарегистрирует послание и предупредит владельца о поступившем звонке.

Структура пейджингового сигнала

Базовые станции повторяют сигнал каждые 20 секунд. С целью экономии батареек пейджеры устроены таким образом, что могут распознавать свои собственные номера один раз в 1,4 секунды, будучи синхронизированы с волнами, испускаемыми станциями.

Пейджинговое устройство

Пейджер на иллюстрации наверху статьи фиксирует и выводит на экран номер звонящего и несколько слов сообщения. В будущем размер пейджеров станет еще меньше. Когда-нибудь любые цифровые наручные часы смогут выполнять функции пейджингового устройства.

Page 3
Дата Категория: it

Факсимильная, или факс машина была изобретена в 1842 году, но популярность обрела лишь в конце 80-х гг. нашего века. Она позволяет пользователю посылать иллюстрации или печатный материал по телефонной линии. Старые аналоги факсов имели только черный и белый цвета, в то время как более современные версии способны передавать серые полутона.

Оба типа машин вначале преобразуют визуальные образы в цепочку информации о тоновой ценности маленьких сегментов, называемых элементами растра, а затем - в соответствующие электрические волны, которые могут быть переданы по телефонной линии. Скорость передачи зависит от машины и от плотности передаваемого материала и может достигать 1 страницы в три секунды (1/3 страницы в секунду). К моменту поступления в другую факс машину, электрические волны демодулируются, или преобразуются в цепочку информации, которая инструктирует принтер произвести точную копию первоначального образа. Благодаря своей способности показывать серые тона, используя большее число элементов растра, цифровые машины создают образы более детализированные и отчетливые, чем их аналоговые собратья.

Преобразуя оттенки в цифры

Факс машина сканирует страницу узкими полосами шириной не более нескольких тысячных дюйма. Затем эти полосы разделяются на маленькие участки, называемые элементами растра. Механические глаза машины - линзы с крошечными световыми сенсорами, или ПЗС (прибор с зарядовой связью), - реагируют на оттенки черного и белого цветов. Если данный элемент растра содержит больше черного, ПЗС записывает двоичное число 0, если белого - 1. Таким образом, каждая полоска образа преобразуется в цепочку нолей и единиц, создавая цифровой электрический сигнал.

Сжимая цифровую цепочку

Для ускорения передачи факс машина сжимает кодирует цифровые цепочки. При одноразмерном методе кодирования машина совмещает ты нолей и единиц в каждой полосе, двухразмерный метод кодирования включает сравнивание каждой полосы с той, что находится ед ней, и определение, какой элемент изменился, а какой остался прежним.

При одноразмерном методе факс машина читает эту полосу как пять белых, семь черных и шесть белых элементов растра. В соответствии с двухразмерным методом, факс сигнализирует, что пятый элемент растра смещен в черный, а двенадцатый - в белый.

Из цифр в волны

Прибор, называемый модулятором, обращает цифровой код в электрические волны с различной частотностью. Черные элементы растра передаются волнами одной частоты, белые - другой. Волны, идущие из факсмашины, путешествуют по телефонной линии точно так же, как импульсы, производимые говорящим по телефону человеком.

На том конце провода

Достигая другой факс машины, волновые сигналы снова преобразуются в цифры. Эти данные поступают в принтер, где специальные металлические головки производят электрический заряд или нагреваются, в зависимости от типа машины. Если принтер печатает на неровной бумаге, дополнительно используется специальная бумага, которая притягивает молекулы чернил.

Волновой сигнал в несколько шагов преобразуется в цифровую цепочку, а цепочка, в свою очередь, переводится в импульсы, соответствующие элементам растра; затем элементы растра покрываются чернилами, создавая причудливую мозаику света и тени, имитирующую первоначальный образ.

Page 4
Дата Категория: it

Что такое интегральная схема?

В ранних электрических компьютерах компонентами схемы, выполнявшими операции, были вакуумные трубки. Эти трубки, напоминавшие электрические лампочки, потребляли много электроэнергии и вьщеляли много тепла. Все изменилось в 1947 году с изобретением транзистора. В этом маленьком устройстве использовался полупроводниковый материал, названный так за способность как проводить, так и задерживать электрический ток, в зависимости от того, есть ли электрический ток в самом полупроводнике. Эта новая технология позволила строить все виды электрических переключателей на кремниевых микросхемах. Схемы на транзисторах занимали меньше места и потребляли меньше энергии. Для более мощных компьютеров были созданы интегральные схемы, или ИС.

Подробнее...

Page 5
Дата Категория: it

Как компьютеры обмениваются данными? Данные хранятся и перемещаются по компьютеру в цифровой форме. Закодированные таким образом данные распределяются в восьмицифровые наборы двоичной системы, называемые байтами. Но когда два компьютера сообщаются друг с другом, обработка данных усложняется.

Только идентичные типы компьютеров способны обмениваться информацией, не изменяя цифрового кодирования. Компьютеры различных производителей обычно искажают подобные не модифицированные послания. Ситуация усложняется и в связи с тем, что все телефонные линии способны принимать цифровые сигналы. Однако эти проблемы легко разрешимы благодаря модему. Следуя определенным правилам, модем преобразует цифровой сигнал в аналоговую форму волны, которая может свободно путешествовать как по телефонным линиям, так и от одного компьютера к другому.

Поскольку телефонные линии редко работают достаточно чисто, чтобы обрабатывать длинные непрерывные потоки данных из одного источника, специалисты в области компьютерных технологий разработали методы, позволяющие большому числу пользователей сообщаться по одной линии. При одном из таких методов, называемых пакетной коммутацией, данные разбиваются на небольшие группы, или пакеты, маркированные таким образом, чтобы они могли быть легко рассортированы на другом конце линии. Маркировка позволяет компьютеру передавать пакеты с данными в произвольном порядке, как только освободится место на линии. Система автоматически направляет пакеты в нужный компьютер, после чего перемешанные данные легко рассортировываются.

Модем - или модулятор/демодулятор

Модем - или модулятор/демодулятор -схож с трансляторам, позволяющим цифровым машинам сообщаться по аналоговым телефонным линиям. Модем принимает электрические сигналы, основанные на закодированных цифровых сигналах, и создает непрерывные волны, в которых импульсы представлены в виде волн высокой и низкой частотности. Когда волны достигают пункта назначения, они проходят через другой модем, который выполняет обратное преобразование.

Таймируя передачу сигнала

Чтобы успешно передавать данные, модемы должны координировать свои действия. Они могут работать синхронно и асинхронно. При первом методе модемы, подобно шпионам из детективов, сверяют свои часы, посылая данные в соответствии с таймированными импульсами. Второй метод заключается в том, что принимающий модем подготавливается к прибытию данных при помощи кодов, называемых начальными и конечными битами, которые указывают на начало и конец цепочки данных.

Баланс

Чтобы электрический заряд во время передачи данных по цепи оставался нейтральным, в стандартный цифровой код вносятся некоторые поправки. Использование чередующихся положительных и отрицательных импульсов для обозначения числа 1 двоичной системы уравновешивает заряд в цепи.

Бортовой компьютер Multitronics. Для чего нужен?

Бортовой компьютер в автомобиле сообщает водителю полезную информацию о техническом состоянии машины или неисправностях отдельных систем. Рассмотрим основные функции и возможности БК Multitronics.

Визитной карточкой БК является большое количество функций и настроек, позволяющее реализовать запросы любого пользователя, возможность самостоятельно группировать параметры на дисплее, большое количество различных предупреждений, подаваемых и в голосовой форме, возможность подключить парктроник.

Дополнительной особенностью является возможность диагностики автомобилей. При загорании лампы Check Engine бортовой компьютер считывает код неисправности, производит расшифровку и позволяет сбросить появившуюся ошибку. Диагностика возможна для большинства машин отечественного и импортного производства.

Маршрутный бортовой компьютер обладает возможностью произвольной калибровки бака по 2 точкам (полный и пустой бак) в режиме чтения остатка уровня топлива по данным ЭБУ. Он поддерживает самостоятельное обновление программного обеспечения с помощью опционального кабеля либо K-Line адаптера. Поддержка большого количества оригинальных и универсальных протоколов диагностики позволяет установить БК не только на наши автомобили, но также на многие иномарки. Поддерживается чтение и сброс кодов неисправностей множества дополнительных систем (ABS, ESP). При возникновении ошибки в ЭБУ он сразу предупредит о факте ее возникновения. Таким образом, водитель будет проинформирован о нештатной работе систем авто.
  • за счет встроенной диагностики немедленно предупредят о неисправности;
  • позволят настроить до 15 различных голосовых предупреждений с одновременным ведением журнала;
  • уникальные функции контроля за качеством топлива позволят избежать внеплановых ремонтов и выбрать качественную заправку;
  • контроль расхода топлива, с использованием функции «Эконометр» позволит соблюдать экономичный стиль вождения либо вести поездку строго по лимиту времени;
  • просмотр статистики поездок (скорость, пройденное расстояние, количество израсходованного топлива) позволит планировать затраты на автомобиль.

Новый 32-разрядный процессор отличает эти приборы от аналогов, обеспечивая повышенную точность и скорость работы, а также позволяя реализовать следующие параметры:

  • голосовое и текстовое сопровождение всех режимов с расшифровкой неисправностей (звук можно отключить);
  • поддержка более 60 протоколов инжекторных и дизельных машин (код ошибки можно узнать из инструкции к прибору, если он выпущен именно для вашего автомобиля);
  • 1, 4, 7 или 9 параметров на дисплее одновременно (мультидисплей);
  • возможность представления параметров в виде графиков или стрелочных приборов;
  • журнал поездок и заправок;
  • возможность подключения переднего и заднего парктроников;
  • возможность наблюдения мгновенных параметров в виде графиков;
  • самописец с функцией «Обратный отсчет».
Многие автолюбители хотят знать, как влияет БК на разряд аккумулятора машины. Ведь он постоянно работает, а значит потребляет энергию. Во время работы двигателя - это никаким образом не повлияет на аккумулятор. А во время стоянки, при неработающем моторе, он потребляет по минимуму энергии. Если сравнить со включенной авто сигнализацией, то потребление тока из БК намного меньше. Т.е. он минимальным образом влияет на разряд АКБ.

Бортовые компьютеры имеют возможности подключения дополнительного оборудования, так например можно подсоединить Multitronics APT-4C - автономный парктроник для автомобиля.
Статьи по теме
Главная Поиск по сайту Все статьи Конфиденциальность Контакты© 2019

Автомобильные бортовые компьютеры

Бортовой компьютер в автомобиле нельзя отнести к предметам первой необходимости, однако это очень полезное устройство. Он и топливо поможет сэкономить, и о поломках предупредит, и предоставит кучу разнообразной информации о состоянии автомобиля. Стоят бортовые компьютеры недорого и часто окупают свою цену, спасая владельца от дополнительных трат на эвакуатор или автосервис.

Сегодня во многих автомобилях есть штатные бортовые компьютеры, однако они менее функциональны. Встроенные «компы» могут показать расход топлива, время поездки, забортную температуру, но ничего не скажут о неисправностях или техническом состоянии автомобиля. Часть альтернативных борткомпьютеров это умеют. Тем более есть смысл приобрести бортовой компьютер владельцам большинства отечественных машин и дешевых иномарок: у них нет штатного устройства и даже расход топлива приходится считать по чекам с заправки.

Возможности бортовых компьютеров

Сегодня топовые модели борткомпов имеют по нескольку сотен функций. Конечно, часть из них на практике бесполезны и используются редко, но такая цифра красноречиво говорит о возможностях этого типа устройств.

Бортовые компьютеры показывают сразу несколько параметров

Все функции можно поделить на несколько видов. Во-первых, вывод мгновенных параметров. Это текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, температура в салоне и на улице, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т. д. Во многих автомобилях подобная информация не выводится на приборную панель, а если и выводится, то с большей погрешностью. Кроме того, бортовой компьютер можно настроить, а приборную панель нет. Скажем, вы установили колеса размерностью больше, чем штатная. После этого спидометр непременно будет искажать информацию о скорости, тогда как бортовой компьютер можно откалибровать.

Во-вторых, индикация маршрутных параметров. С бортовым компьютером становится доступной информация о мгновенном расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые модели могут предсказывать запас пути на имеющемся топливе, рекомендовать среднюю скорость, подсчитывать время стояния в пробке.

В-третьих, отображение технических параметров. Производители постоянно сокращают количество информации, выводимой на приборную панель. На некоторых автомобилях кроме количества бензина ничего и не отображается. Бортовой компьютер же покажет и температуру охлаждающей жидкости, и напряжение бортовой сети, и массу других параметров.

Наконец, диагностика. В большинстве случаев бортовые компьютеры позволяют считывать коды ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и сигнализировать о разного рода поломках. Конечно, профессиональный автосервис бортовой компьютер не заменит, но в некоторых случаях может подсказать владельцу тип неисправности или узел, который необходимо проверить.

Совместимость

Для карбюраторной машины подойдет и простенький «комп»

Идиллию в использовании автомобильных бортовых компьютеров разрушают проблемы совместимости - далеко не каждый «комп» подойдет для каждого автомобиля. Так, на карбюраторных машинах бортовой компьютер не то чтобы совсем бесполезен, но играет куда меньшую роль, чем на инжекторных. Как не трудно догадаться, связано это с тем, что в карбюраторных автомобилях мало электроники и датчиков, а также нет единого блока управления, который бы собирал и обратывал информацию. Так что функций в «компе» на карбюраторном автомобиле будет немного: тахометр, вольтметр, часы, термометр, октан-корректор и несколько других, менее значимых. Бортовой компьютер в карбюраторный автомобиль имеет смысл устанавливать, если на приборной панели нет тахометра или вольтметра - «комп» легко может заменить эти устройства. С этим справится даже самый дешевый гаджет. Если у вас карбюраторная машина - покупать дорогой компьютер нет смысла.

Во всей красе бортовые компьютеры проявляют себя на инжекторных автомобилях - тут в их распоряжении куча датчиков и электронный блок управления. Однако не все так просто. Производителей машин много, и каждый старается использовать уникальные блоки управления и протоколы передачи информации, причем они часто меняются. Изготовителям бортовых компьютеров постоянно приходится адаптировать свои устройства к «железу» различных авто. Иногда это получается, иногда нет.

Немного помогло производителям борткомпьютеров введение единого 16-контактного диагностического разъема OBD-2. Для автомобилей американского рынка этот разъем стал обязательным с 1996 года, европейского - с 2001-го, однако некоторые производители начали ставить его еще раньше. Сегодня работа с ЭБУ по стандарту OBD-2 - обязательная функция любого борткомпьютера. Впрочем, наличие в автомобиле разъема OBD-2 вовсе не гарантирует совместимость. У некоторых производителей слишком низкая, для бортовых компьютеров, скорость работы по этому стандарту или свой собственный «язык», который понимают не все гаджеты.

Разъем OBD-2

OBD-2 - хороший протокол. Он позволяет бортовому компьютеру добираться до многих диагностических функций ЭБУ, получать от него информацию с различных датчиков и считывать коды ошибок. Кроме того, по OBD-2 к бортовому компьютеру можно подключить автомобиль с дизельным двигателем.

Лучше OBD-2 может быть только оригинальный (то есть тот, который использует производитель) протокол передачи данных. Но рассчитывать на его поддержку в «компе» можно только владельцам популярных и широко распространенных автомобилей. В зависимости от модели борткомпьютера это могут от 1 до 20-30 машин. Подключение по оригинальному протоколу лучше, чем по OBD-2. Во-первых, оно проще, достаточно только воткнуть шнур в диагностический разъем ЭБУ. Во-вторых, быстрее, а скорость работы важна для борткомпьютеров. В-третьих, по оригинальному протоколу доступно больше параметров и способов диагностики. В некоторых случаях вообще можно управлять ЭБУ, например вручную задавать температуру включения вентилятора охлаждения (естественно, это актуально для автомобилей, у которых этой функцией заведует ЭБУ).

Даже если с вашим автомобилем бортовые компьютеры отказываются работать и по оригинальному протоколу, и по OBD-2, не стоит расстраиваться - к бензиновому инжекторному автомобилю бортовой компьютер всегда можно подключить в так называемом универсальном режиме. ЭБУ в этом подключении никак не задействован, компьютер напрямую подсоединяется к датчику скорости и к форсунке. Перед работой компьютер нужно настроить, а именно - указать производительность форсунки. Работает система так: «комп» отслеживает время открытия форсунки, умножает на производительность и на основе этих данных рассчитывает параметры, связанные с расходом бензина. Средняя скорость считается по датчику скорости. Однако диагностика и считывание кодов ошибок при таком подключении невозможны, поэтому этот способ применяют только в крайнем случае.

Установка

Компьютер на стекле

Чаще всего бортовые компьютеры поставляются в виде небольших квадратных или прямоугольных коробочек с монохромным дисплеем. Их с помощью присоски или липучки можно прикрепить в любом месте автомобиля: на торпедо, лобовое стекло, внутрисалонное зеркало, приборную панель... Это самый простой способ установки, но и самый неэстетичный. Компьютеры очень редко гармонично вписываются в салон автомобиля, кроме того, в некоторых моделях нужно как-то маскировать провода.

Однодиновый компьютер

Куда привлекательнее смотрятся компьютеры, предназначенные для установки в стандартный однодиновый разъем. У них и дисплей обычно больше, и внешний вид симпатичнее. Но есть и неудобство - если однодиновый разъем в автомобиле один, то бортовой компьютер можно установить только за счет магнитолы, что сложно назвать приемлемым вариантом.

Редко, но можно встретить компьютеры, предназначенные для установки в конкретное место определенного автомобиля. Например, вместо часов или штатного борткомпьютера. Это идеальный вариант: и смотрится гармонично, и место для магнитолы не «расходуется». Однако в нашей стране такие решения можно найти разве что для отечественных автомобилей.

Компьютер в «штатном» месте ВАЗ-2114

Производители и цены

Лидером российского рынка бортовых компьютеров является компания Multitronics. Ее устройства зарекомендовали себя как надежные и очень функциональные (количество функции уже более 200). Правда, топовые гаджеты дорогие - до 6000 рублей, зато есть в модельном ряду и примитивные устройства стоимостью 500-800 рублей - покупатель может выбирать.

Примерно в таком ценовом диапазоне находится и продукция других компаний, среди которых можно выделить «ШТАТ» и Gamma.

09.12.2011 Александр Нечаев


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf