logo1

logoT

 

Диагностика тормозной системы на стенде


Диагностика тормозной системы автомобиля на стенде

Одной из главнейших систем безопасности является тормозная система. От ее качества зависит возможность вовремя останавливаться при наличии каких-то препятствий на пути. Важно содержать тормоза в исправном и предсказуемом состоянии. Для этого их необходимо регулярно проверять.

Проводится диагностика тормозной системы на стенде или в дорожных условиях. Более точные показания можно получить на современных диагностических стендах. Работы проводятся с любыми типами машин.

Что такое стенд

Под понятием стенда принято подразумевать приспособления, размещенные в специализированных помещениях, основная цель которых заключается в многоуровневой проверке технического состояния автомобиля. При стендовой диагностике чаще всего контролируются такие параметры:

  • данные по общей удельной силе торможения;
  • величина коэффициента относительной неравномерности;
  • параметры асинхронной работки.

В промышленности применяются несколько различных типов приборов. Большинство из них функционирует по принципу имитации покрытия из асфальта, где во время процесса торможения приборы фиксируют требуемые данные.

Стенд для диагностики тормозной системы

Такие стенды могут быть в виде отдельностоящего оборудования либо являться частью крупного диагностического комплекса.

Потребность в диагностике

Диагностика и ремонт тормозной системы автомобиля проводится как по установленному интервалу ТО для каждой модели авто, так и после выявления предполагаемых неисправностей. Наиболее частыми признаками того, что машина нуждается в обследовании, являются такие ситуации:

  • явное увеличение тормозного пути на сухом и твердом покрытии;
  • неполадки с ходом педали тормоза, при которых возникает либо глубокое западание, либо заедание хода;
  • видимый уход от прямолинейного движения при нажатии на педаль тормоза;
  • вибрации, гул, скрип в районе тормозной системы;
  • постоянное снижение уровня жидкости, видимые потеки.

Тормозная система автомобиля

К косвенным симптомам относится неравномерный износ поверхности тормозных колодок, видимые механические повреждения шлангов или тормозных трубок. Такую информацию тяжело получить без того, чтобы ни снимать колеса. Значит водитель должен раз в 30-40 тыс. км самостоятельно осматривать проблемные зоны за колесом.

Читайте также:  Как работает АБС на автомобиле

Проведение процедуры

Во время тестирования необходимо контролировать состояние системы в целом и отдельных узлов на работоспособность. Перед тем, как проводят диагностику тормозной системы на стенде, осуществляется проверка таких участков:

  • емкость с тормозной жидкостью;
  • состояние дисков и барабанов;
  • тормозные колодки;
  • стабильная работа ступичного подшипника;
  • суппорт;
  • функционирование рабочих цилиндров;
  • работу усилителя и главного тормозного цилиндра;
  • состояние тормозных шлангов.

Во время диагностики на стенде машина должна заехать на спецролики парой колес. Вращение роликов, имитирующих дорожное покрытие, связано с помощью электроники и различных датчиков с компьютером. Установленная программа выводит на монитор данные о силоизмерительной информации, скорости вращения колес, показаниям тормозного момента. Анализ проводится профильным специалистом предприятия.

На станциях технического обслуживания можно обнаружить также стенды, хранящие в памяти информацию об оптимальных данных тормозного пути в зависимости от автомобиля. При их работе на мониторе отображаются не только абсолютные значения, но и погрешность.

Датчики работают на гидравлическом принципе. В них заливают масло либо тормозную жидкость с минимальными показаниями вязкости, чтобы данные имели пониженную погрешность при отрицательных температурах.

После тестирования одной оси, нужно проконтролировать работоспособность второй оси. Для этого машина просто переезжает на ролики другими колесами. Для полноприводных авто используются отдельные стенды.

Существует оборудование, определяющее усилие, которое формируется при нажатии на педаль тормоза. В результате информация отображается в виде графика на дисплее компьютера. Стоимость различных стендов в зависимости от сложности находится обычно в интервале 500…900 тысяч рублей.

Ремонт по результатам диагностики

После выявления проблем с тормозами автомобиль необходимо отправить на ремонт. Большинство процедур, связанных с работой тормозной системы в автомобилях среднего класса, относятся не к самым дорогостоящим в автомобиле. Большинство из них автомобилист способен выполнить самостоятельно даже в гаражных условиях. Например, замена тормозных колодок входит в список обязательных работ по регулярному техническому обслуживанию.

Читайте также:  Как поменять тормозную жидкость в автомобиле с АБС и без

Более трудоемкими являются замены шланга или магистральных каналов. Здесь нужен опыт или помощь профессионалов. Из системы обязательно нужно выкачать пузырьки воздуха, которые могут негативно влиять на ее работоспособность. Для прокачки жидкости от воздуха понадобится помощь напарника.

Диагностика тормозной системы автомобиля — все, что нужно знать

Нельзя поспорить на тему того, что автомобиль считается достаточно опасным транспортным средством. Не многие люди знают, что даже такое сложное техническое средство как самолет, гораздо безопаснее. А ведь большинство автомобильных исправностей случается из-за банальной халатности его владельца. Не усмотрел одно, не докрутил другое, не долил туда, куда надо – вот все то, что может нарушить техническое состояние автотранспортного средства. И иногда случается, что эта халатность доводит до не самых приятных вещей. Чтобы этого не допустить нужно тщательно следить за состоянием всех агрегатов вашего авто. Один из них – тормозная система. Как же проводиться диагностика тормозной системы?

Диагностика тормозной системы – зачем?

Если вы сторонник мнения о том, что тормоза придумали трусы, то спешим вас разубедить в этом. Тормозная система считается одной из важнейших систем в вашем автомобиле, отвечающих за безопасность. Именно поэтому своевременно необходимо проводить ее диагностику. Обычно, диагностика тормозной системы проводится при прохождении планового ТО. Оно в свою очередь проводится, следуя указаниям автопроизводителя.

Если же вы обнаружили явное ухудшение технического состояния тормозной системы вашего автомобиля, то можно произвести диагностику самостоятельно. Как правило, в этой процедуре нет ничего сложного и с простой заменой колодок справиться каждый человек, который хоть немного разбирается в технике. Если же вы решили доверить работу мастеру, то можно отправить машину в сервис, где тормозную систему автомобиля смогут проверить с помощью специального оборудования.

В каких случаях необходима диагностика?

Прежде чем вы решите заняться ремонтом тормозной системы самостоятельно, необходимо понять, действительно ли она неисправна. Обычно, на неудовлетворительное техническое состояние тормозов указывает один или несколько признаков:

  • Тормозной путь автомобиля заметно увеличился
  • Педаль тормоза работает некорректно – то глубоко уходит вниз, то вовсе заедает
  • Педаль тормоза нажимается, но ее движение происходит по кривой траектории
  • Тормозная система, представленная колодками, постоянно издает гул, скрипы и сильную вибрацию при торможении
  • Тормозная жидкость, прокачивающая систему, стала расходоваться слишком быстро, видны явные подтеки

Помимо приведенных выше явных признаков, встречаются и более скрытные проблемы, которые также могут возникнуть. В случае если вы сняли колеса и перед вами в открытом доступе находятся колодки, то вы можете обратить внимание на степень их износа. Явным признаком того, что система работает некорректно является неравномерный износ колодок. Также, просматривая автомобиль самостоятельно в поисках проблем, обратите внимание на шланги и тормозные трубки. Вполне возможно, что и они были повреждены.

Диагностика тормозной системы автомобиля на стенде

Если же вы решили доверить работу мастерам своего дела, или у вас просто нет времени заниматься автомобилем самостоятельно, то вполне разумно будет обратиться в специализированный сервис. Главным достоинством этого способа является то, что вы получаете высококвалифицированную помощь специалистов, которые быстро и качественно устранят все неполадки тормозной системы. Однако перед их устранением, необходимо произвести диагностику. В таких сервисах она проводится на специально предназначенных для этого стендах.

Как правило, стенды, которые размещены в сервисах автомобильного обслуживания, являются многофункциональными. На них же вы можете замерить и максимальную скорость автомобиля, и время разгона и другие интересующие вас параметры. Однако наша цель, произвести диагностику тормозной системы. При проверке ее технического состояния, стенд выдает следующие показатели для анализа:

  • Общая удельная сила торможения
  • Величина коэффициента относительной неравномерности
  • Параметры асинхронной отработки

Стоит понимать, что такое оборудование как стенд, является достаточно дорогостоящим удовольствием, поэтому маленькие сервисы не могут себе его позволить. А вот стенды, установленные в крупных автомобильных сервисах, делятся на несколько типов. Либо они установлены как отдельное оборудование, либо составляют с напольным покрытием одно целое. Единственное замечание, зона для размещения автомобиля имитирует асфальтное покрытие.

Что еще входит в диагностику?

Помимо того, что автомобиль проверяется на специальном стенде, проводится и визуальный осмотр всех агрегатов, относящихся к тормозной системе в целом. Обычно это делает тот же человек, что и запускает процесс диагностирования на стенде, так как изучив данные о работе системы, можно сразу предположить, что конкретно неисправно.

Тщательному осмотру подлежит целый ряд деталей, которые могут повлиять на некорректную работу тормозов, со всеми вытекающими. Как правило, осмотр проходит по списку:

  1. Осмотр емкости с жидкостями для тормозной системы
  2. Общее состояние и осмотр тормозных дисков, включая барабаны
  3. Осмотр тормозных колодок
  4. Техническое состояние ступичного подшипника
  5. Выявления на наличие неисправностей в участке суппорта
  6. Цилиндры и их работоспособность
  7. Функционирование усилителя основного тормозного цилиндра
  8. Осмотр тормозных шлангов

Подведение итогов и ремонт

После того, как автомобиль и его тормозная система были полностью продиагностированы, а все детали тщательно осмотрены, приходит время подведения итогов. Здесь вам озвучивается конкретный список неисправностей и деталей, которые необходимо заменить.

Как правило, полный ремонт тормозной системы производится раз в 30-40 тысяч километров. Однако стоит учитывать тот факт, что все зависит от вашего стиля вождения. Если вы редко прибегаете к экстренному торможению, и умеете правильно пользоваться педалью тормоза, то вряд ли вам придется столкнуться с такой проблемой, как диагностика тормозной системы автомобиля.

Как проводить диагностику тормозной системы – общие рекомендации

   Бесперебойная работа тормозной системы не повышается из-за торможений перед светофором, больших зазоров, дорожного покрытия и национальных признаков управления машиной.

Тормозная система, в которую входит в том числе, передний тормозной механизм, постоянно испытывает серьёзные нагрузки.  Это повышает вероятность аварии, ведь детали и внутренние механизмы, такие, как задний тормозной механизм, выходят из строя быстрее.  Потому возникает необходимость в проведении такой процедуры, как диагностика.

Диагностика тормозной системы: раньше и сейчас. Как проводится.

      Совсем недавно многие специалисты рекомендовали заниматься таким делом, как диагностика тормозной системы, через каждые пять тысяч километров пробега автомобиля.  Теперь показатель стал гораздо меньше. Ведь тормозная система обязательно проверяется специалистами при прохождении техосмотра. Два раза в год – минимальное количество раз, по мнению экспертов, когда должна проводиться такая диагностика.

Диагностика тормозной системы включает в себя проверку:

  1.  Тормозных колодок
  2. Дисков и барабанов
  3. Ступичного подшипника
  4. Тормозной жидкости
  5. Тормозных шлангов
  6. Суппорта
  7. Рабочих цилиндров
  8. Усилителя тормозов и главного цилиндра

Диагностика тормозной системы: способы и методы

   Существует два основных метода, которыми проводится проверка тормозной системы в любом автомобиле. Это тест на стенде и дорожный тест.

Дорожный тест

Дорожным тестом сама по себе выступает любая поездка на транспорте.  Даже новички могут чувствовать, когда при торможении без давления на руль машина отклоняется в сторону. Не должны остаться без внимания скрипы и лишние шумы, провал педали тормоза в пол, повышение тормозного пути и вибрации. Это всё свидетельствует о том, что присутствуют неисправности тормозной системы.

Стендовый тест

В полевых условиях провести качественную диагностику практически невозможно. Получается лишь минимальная информация о существующих проблемах в машине. Существует множество факторов, которые могут повлиять на результат проверок, проведённых в дорожных условиях. А вот при проведении стендовых испытаний возможно получить более точную информацию. Все полученные данные обязательно записываются на каких-либо носителях.

При помощи специальных программ на компьютере в дальнейшем полученная информация обрабатывается.  Таким образом, можно понять, в каком действительно состояния находятся тормоза.

Стенды для испытаний могут относиться к нескольким типам. Стенды для статических испытаний, площадочные и инерционные, роликовые и силовые – главные типы. Овальность тормозных барабанов, время срабатывания системы, общая удельная тормозная сила – лишь некоторые из характеристик, показатели которых можно узнать на стенде.

Усилие на педаль тормоза, давление в системе тормозов – имеется прекрасная возможность измерить эти показатели, обратившись за помощью к современным сервисным центрам. Датчики и приборы на вооружении  специалистов вполне позволяют провести соответствующие исследования. Человеческий фактор практически не влияет на испытания, которые проводятся на стенде. Это, безусловно, является большим преимуществом таких проверок.

   Тормоза в системе автомобиля будут надёжно функционировать только в том случае, если  человек готов будет тратить время на то, что вовремя выполнять проверки, согласуясь с рекомендациями от специалистов. Конечно, стендовые проверки обходятся дороже, но ведь никогда не стоит экономить на собственной безопасности. Стенд для статических тестов позволяет водителям самостоятельно проводить проверки своих машин. Но в любом случае ещё раз повторяем, что на безопасности водителей и пассажиров лучше не экономить. Только профессиональная проверка позволит полностью быть уверенным в своей машине.

2.3. Методы диагностирования тормозных систем

Для диагностирования тормозных систем автомобилей, применяют два основных метода диагностирования — дорожный и стендовый [7].

  • дорожный метод диагностирования предназначен для определения длинны тормозного пут; установившегося замедления; устойчивость автомобиля вовремя торможения; время срабатывания тормозной системы; уклон дороги, на которой должен неподвижно стоять автомобиль;

  • стендовый метод испытаний необходим для расчета общей удельной тормозной силы; коэффициента неравномерности (относительной неравномерности) тормозных сил колес оси.

На сегодняшний день существует множество различных стендов и приборов, для измерения тормозных качеств различными методами и способами:

  • инерционные платформенные;

  • статические силовые;

  • силовые роликовые стенды;

  • инерционные роликовые;

  • приборы, измеряющие замедление автомобиля во время дорожных испытаниях.

Инерционный платформенный стенд. Принцип действия этого стенда основывается на измерении сил инерции (от вращательно и поступательно движущихся масс), возникающие во время торможения автомобиля и приложенные в местах сопряжения колес автомобиля с динамометрическими платформами.

Статические силовые стенды. Данные стенды представляют собой роликовые и платформенные устройства, которые предназначены для проворачивания «срыва» заторможенного колеса и измерения прикладываемой при этом силы. Статистические силовые стенды имеют, пневматические, гидравлические или механические приводы. Тормозная сила измеряется при вывешивании колеса или при его опоре на гладкие беговые барабаны. У данного метода есть недостаток диагностирования тормозов - это неточность результатов, в результате чего не повторяются условия настоящего динамического процесса торможения.

Инерционные роликовые стенды. Они имеют ролики, имеющие привод от электродвигателя или от двигателя автомобиля. Во втором примере, за счет задних (ведущих) колес автомобиля, вращаются ролики стенда, а от них с помощью механической передачи — и передние (ведомые) колеса.

После того, как автомобиль установлен на инерционный стенд, линейную скорость колес доводят до 50-70 км/ч и резко тормозят, одновременно разобщая все каретки стенда путем выключения электромагнитных муфт. При этом в местах контакта колес с роликами (лентами) стенда возникают силы инерции, противодействующие тормозным силам. Спустя некоторое время вращение барабанов стенда и колес автомобиля прекращают. Пути, пройденные каждым колесом автомобиля за это время (или угловое замедление барабана), будут эквивалентны тормозным путям и тормозным силам.

Тормозной путь определяется по частоте вращения роликов стенда, фиксируемой счетчиком, или по продолжительности их вращения, измеряемой секундомером, а замедление — угловым деселерометром.

Силовые роликовые стенды с использованием сил сцепления колеса с роликом позволяют измерить тормозную силу в процессе его вращения со скоростью 2,10 км/ч. Вращение колес осуществляется роликами стенда от электродвигателя. Тормозные силы определяют по реактивному моменту, возникающему на статоре мотор редуктора стенда при торможении колес.

Роликовые тормозные стенды позволяют получать достаточно точные результаты проверки тормозных систем. При каждом повторении испытания они способны создать условия (прежде всего скорость вращения колес), абсолютно одинаковые с предыдущими, что обеспечивается точным заданием начальной скорости торможения внешним приводом. Кроме того, при испытании на силовых роликовых тормозных стендах предусмотрено измерение так называемой «овальности» — оценка неравномерности тормозных сил за один оборот колеса, т.е. исследуется вся поверхность торможения.

При испытании на роликовых тормозных стендах, когда усилие передается извне (от тормозного стенда), физическая картина торможения не нарушается. Тормозная система должна поглотить поступающую извне энергию даже несмотря на то, что автомобиль не обладает кинетической энергией.

Есть еще одно важное условие — безопасность испытаний. Самые безопасные испытания — на силовых роликовых тормозных стендах, поскольку кинетическая энергия испытуемого автомобиля на стенде равна нулю. В случае отказа тормозной системы при дорожных испытаниях или на площадочных тормозных стендах вероятность аварийной ситуации очень высока [8].

Следует отметить, что по совокупности своих свойств именно силовые роликовые стенды являются наиболее оптимальным решением как для диагностических линий станций техобслуживания, так и для диагностических станций, проводящих гостехосмотр.

Современные силовые роликовые стенды для проверки тормозных систем могут определять следующие параметры:

  1. По общим параметрам транспортного средства и состоянию тормозной системы — сопротивление вращению незаторможенных колес; неравномерность тормозной силы за один оборот колеса; массу, приходящуюся на колесо; массу, приходящуюся на ось.

  2. По рабочей и стояночной тормозным системам — наибольшую тормозную силу; время срабатывания тормозной системы; коэффициент неравномерности (относительную неравномерность) тормозных сил колес оси; удельную тормозную силу; усилие на органе управления.

Данные контроля (рис. 2.3.) выводятся на дисплей в виде цифровой или графической информации. Результаты диагностирования могут выводиться на печать и храниться в памяти компьютера в базе данных диагностируемых автомобилей.

Рис. 2.3. Данные контроля тормозной системы автомобиля:

1 — индикация проверяемой оси; ПО — рабочий тормоз передней оси; СТ — стояночная тормозная система; ЗО — рабочий тормоз задней оси

Результаты проверки тормозных систем могут выводиться также на приборную стойку (рис. 2.4.)

Динамику процесса торможения (рис. 2.5.) можно наблюдать в графической интерпретации. График показывает тормозные силы (по вертикали) относительно усилия на педали тормоза (по горизонтали). На нем отражены зависимости тормозных сил от усилия нажатия на педаль тормоза как для левого колеса (верхняя кривая), так и для правого (нижняя кривая).

Рис. 2.4. Приборная стойка тормозного стенда

Рис. 2.5. Графическое отображение динамики процесса торможения

С помощью графической информации можно наблюдать также разницу в тормозных силах левого и правого колес (рис. 2.6.). На графике показано соотношение тормозных сил левого и правого колес. Кривая торможения не должна выходить за границы нормативного коридора, которые зависят от конкретных нормативных требований. Наблюдая характер изменения графика, оператор-диагност может сделать заключение о состоянии тормозной системы [10].

Рис. 2.6. Значения тормозных сил левого и правого колес


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf