logo1

logoT

 

Докатка что это


Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?

Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток. Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.

Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.

При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.

Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

www.drivingplus.ru

Докатка на машину: что это, сколько и с какой скоростью можно ездить на докатке

Большое количество современных авто укомплектовано докатками, исполняющими роль запаски. Докатка на машину не занимает много места в багажнике транспортного средства, но применяется с особенными тонкостями. Неопытным автовладельцам будет полезно узнать, что такое докатка на автомобиль и как ее правильно применять.

Докатка автомобиля

Что такое докатка на «Дастер» или другую марку авто? Автовладельцы, которые первый раз столкнулись с таким автоколесом, интересуются, что это, в чем отличия от стандартной шины и каковы особенности применения.

Один из вариантов докатки

Докатка — это запаска, но более маленькая. Необходима для временной смены поврежденного автоколеса. Для продолжительного эксплуатирования колесо-докатка не предназначается. Колесо необходимо, чтобы доехать («докатиться») до шиномонтажки.

Обычно диск такого автоколеса очень яркий или на него нанесены контрастные полосы.

Различия между обычным автоколесом и докаткой имеются. Естественно, водитель внешне сразу заметит, в чем отличие от запасного колеса, но важно понимать, что разница касается не только в типоразмерах, но и их теххарактеристиках.

Ниже представлены критерии, по которым докатка отличается от традиционного автоколеса:

  • Масса. Маленькое колесо, без сомнений, имеет меньший вес, чем стандартная шина.
  • Типоразмеры. Размер докатки значительно меньше параметров стандартной шины, потому что его диск и резина уже, чем у традиционной запаски.
  • Цена. Металл и резина, из которых создается стандартное автоколесо, которое рассчитано на долговечное эксплуатирование, имеет более высокое качество. Тогда как производство докатки обойдется изготовителю значительно дешевле из-за применения обычной стали.
  • Прочность. Традиционная резина предназначается для постоянного применения, поэтому она наиболее надежная, чем докатка, которая только помогает доехать авто до автосервиса.
  • Качество изготовления. За счёт применения материалов с низким качеством протекторный рисунок докаточного колеса изнашивается оперативнее.

Вопросом, как выбрать докаточное колесо на машину, задаются те водители, которым нужно освободить место в багажнике, а также сократить расход бензина, благодаря малой массе докатки.

Эксперты предупреждают, что держать ориентир при выборе мини-запаски необходимо на ее типоразмеры. Расцветка запасного колеса

Когда «бублик» доставляется изготовителем автотранспортного средства в комплекте с машиной, то он обычно имеет тот же диаметр, как и у прочих автоколес. То есть, думая, как выбрать мини-запаску по типоразмеру, владельцы авто должны сориентироваться на типоразмер родных шин. При этом можно выбрать изделие с малым несоответствием в диаметре, но не более чем на 1 дюйм.

Если на машине смонтированы шины, например, типоразмером р15 165 на 105, то докатку с типоразмером R13 уже нельзя устанавливать, следует купить радиус 14. Также подбирается докатка R16 и R17. Какой размер подойдет, подскажет консультант специализированного магазина.

С какой скоростью можно ехать на докаточном колесе

Докатка «Мерседеса» или другого бренда позволяет автовладельцу доехать на машине до пункта помощи. Колесо не предназначается для продолжительной езды на большие расстояния, это запрещено. Мини-запаска не способна выдержать значительный скоростной режим, максимальная скорость на докатке — 80 км/ч, хотя специалисты не советуют превышать 60 км/ч. Передвигаться на машине с докаткой быстрее вряд ли выйдет. Из-за маленьких габаритов такая запаска повлияет на поведение автотранспортного средства, управляемость страдает.

Передвижение на запаске

Можно ли ставить докатку вперед

Так как докатка BMW X1 или другая мини-запаска производится из недорогих стройматериалов, то выбирая, качество оценивать не следует. Основное при выборе — это типоразмер. При этом ставить докатку вперед нельзя. С машинами с передним приводом проблем не будет, так как даже в ситуации, если шина спереди будет пробита, на ее место можно поставить колесо сзади, а на ось сзади — докаточную запаску.

Тут и нивелируется преимущество доступности монтирования. Ведь автовладельцу в такой ситуации надо изначально снять переднее пробитое автоколесо, далее шину сзади, поставить ее на переднюю ось, а потом только применить докаточное колесо.

Запаска на передней оси

Относительно машин с задним приводом, то тут все понятно. Автовладельцу надо будет выбрать между качественным управлением машины (в ситуации монтажа докаточного колеса на переднюю ось, так как ведущая сзади) и постоянным развитием заносов и высочайшими перегрузками на дифференциал (при монтаже на оси сзади).

Полноценное эксплуатирование мини-запаски возможно исключительно когда она качественно накачана.

Сколько можно ехать на докаточном колесе на переднем приводе

Вопрос, сколько можно ездить на докатке, интересует каждого автовладельца. Докаточное колесо требует абсолютно иного вождения, ведь свое наименование мини-запаска получила от слова «докатиться», то есть медленно доехать до шиномонтажки или гаража. Поэтому каждому интересно, сколько можно ехать на докатке? Ведь здесь речь идет о безопасности находящихся в машине.

Здесь наблюдается зависимость от привода автомобиля и на какой оси пробито автоколесо. Есть на ведущей оси, то длительный период передвижения на докаточном колесе может привести к повреждению дифференциала. На докатке присутствуют рекомендации:

Накачка запаски
  • Давление: до 6,5 атмосфер.
  • Скоростной режим: 60 км/час.
  • Расстояние (проехать, не останавливаясь): 200 км.
На переднем колесе, если останавливаться, аккуратно можно доехать до первого автосервиса, не дальше — это небезопасно.

Как сделать докатку для ВАЗ: штрафы

Докатка на ВАЗ хоть и дешевая, но не каждый хочет тратиться. Многие предпочитают сделать докаточное колесо самостоятельно. Докатка на ВАЗ своими руками может быть сделана из диска от ВАЗ 2106 (5×13 ET29) со 135/80 покрышкой. Диск следует выкрасить в яркий цвет. Самодельная докатка готова. Диаметр посадочного отверстия на 4 мм больше, но до шиномонтажки при правильной скорости доехать получится.

Докаточная запаска может стать отличным решением для многих владельцев небольших машин, которые не дают возможности транспортировать стандартное запасное колесо. К преимуществам можно отнести:

Жигулевский вариант
  • Небольшие типоразмеры, что гарантирует занятие меньшего места в багажнике. При путешествиях реально взять с собой несколько докаток, которые успешно разместятся в машине.
  • Низкая цена. Из-за дешевых материалов и доступности создания докатка обойдется водителю в разы дешевле.
  • В ситуации прокола докаточного колеса восстановить его легче. Проще выполнить разбортовку и сборку.
  • Менять легче, так как вес небольшой. Этот момент сокращает расход бензина.
Нельзя забывать о штрафах. Штрафного взыскания за езду на докаточном колесе не будет, если прокол произошел во время автодвижения, а водитель направляется в шиномонтажку. Эксплуатация машины на докатке постоянно запрещается — штраф 500 рублей*.

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32»

Нормальное эксплуатирование докаточного колеса может происходить только при его верном накачивании. Так как запаска маленькая, то давление в докаточном колесе должно иметь наиболее высокие показатели, чем в стандартной шине. Поэтому автовладельцу потребуется вести контроль данного параметра, чтобы не допустить аварии.

Не зная, какое давление должно быть в докаточном колесе, водители обращаются за рекомендацией к профи, которые дают однозначный ответ, норма давления — 4,0-4,2 атмосфер. Это касается и докаточного колеса на «Ниссан».

Запаска на «Ниссан»

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» имеет следующие характеристики:

  • Диаметр докатки: R17”.
  • Тип диска: штамп.
  • Сезон: всесезонка.
  • Ширина профиля: 155 мм.
  • Высота профиля: 90 %.
  • Ширина обода: 4 см.
  • Число отверстий: 5.
  • Диаметр расположения отверстий: 114,3.
  • Вылет (ET): 40.
Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» реализуется в специализированных магазинах.

Докаточное колесо — это изобретение, дающее возможность не брать с собой обычную запаску, экономя денежные средства на приобретение, а также место в авто. Однако эксплуатировать мини-запаску следует крайне внимательно, соблюдая меры безопасности.

*Сумма штрафа указана на январь 2019 года.

kolesa.guru

Докатка: что это такое и как правильно её использовать?

Сколько колес имеет легковая машина? «Четыре», — с ходу отвечают многие на этот, казалось бы, простой, но каверзный вопрос. На самом деле легковое авто, уже отправляясь с завода в салон продаж, в обязательном порядке комплектуется не четырьмя, а пятью колесами, одно из которых – запасное. Если автолюбитель живет по принципу: «Еду куда надо, езжу в любое время», то без запаски ему просто не обойтись. Обычно это полноразмерная шина с диском, параметры которой (габариты и масса) соответствуют характеристикам остальных колес, установленным на осях, как по габаритам, так и по массе. Его ставят при внезапном повреждении одного из основных. Минусом этого полезного изделия является то, что оно занимает довольно много места в багажном отделении. Чтобы решить такую проблему, современные автомобили все чаще комплектуются уменьшенной запаской. Она называется колесо докатка.

Особенности использования докатки

Справедливости ради скажем, что отдельные современные автомобили теперь обходятся полностью без запасного колеса, поскольку шины типа run flat, установленные на них, даже в случае прокола позволяют проехать несколько десятков километров – чтобы добраться до ближайшего шиномонтажа, этого вполне достаточно. Однако подойдут такие изделия далеко не для всех моделей машин – обычно их ставят на автомобили класса «люкс», оснащенные всеми необходимыми системами (к примеру, курсовой устойчивости и контроля давления), без которых нельзя пользоваться ранфлетовскими покрышками. К тому же стоят они дорого, а по ходовым качествам и комфорту движения уступают обычным. Поэтому можно уверенно говорить, что простые колеса свой век еще не отживают, а значит, по-прежнему будет нужна запаска либо докатка.

Что же принято называть компактной запаской или докаткой? Так называется маленькое запасное колесо: размер докатки (а именно – диаметр и ширина), а также ее вес в сравнении со штатными заметно меньше. Исходя из этого, давление в докатке должно быть больше, чем в обычных колесах.  В зимнее время оно в норме составляет приблизительно 4,2 атм. Некоторые модели таких запасок совпадают по размерам со стандартными, однако имеют облегченную конструкцию, которая способствует быстрой установке.

Также необходимо учесть, что двигаться на докатке быстро нельзя – на скорость выше 100 км/ч она не рассчитана вообще, а лучше всего двигаться не быстрее 60 км/ч, чтобы не подвергать себя и пассажиров риску. Кроме того, эти облегченные запаски рассчитаны на конкретную модель авто, поэтому установка на машину «не родной» докатки может привести к неприятным последствиям вплоть до ДТП.

Прежде чем ставить компактную запаску на машину, следует ознакомиться с особенностями вождения ТС после ее установки. Управление автомобилем заметно усложнится, поэтому в пути необходимо быть максимально собранным и осторожным. Впрочем, опытным водителям не составит труда адаптироваться к ней, а вот новичкам стоит посоветовать все же пользоваться полноценным запасным колесом.

Чем докатки отличаются от обычных колес?

Перечислим по пунктам все отличия докаток от полноценных запасных колес:

  • Масса и размеры. Обычная запаска – это то же штатное колесо. Соответственно, весит оно столько же, сколько колеса, установленные на осях, и имеет такой же радиус и ширину. Докатки же в большинстве случаев значительно компактнее и всегда намного легче.
  • Цена материалов, используемых при производстве. Для изготовления обычных колес используется дорогая резина высокого качества. Докатки на длительный срок службы не рассчитаны, поэтому производятся из недорогого материала и, естественно, стоят в разы дешевле.
  • Качество исполнения и надежность. Поскольку эти показатели напрямую зависят от материала изготовления, компактные запаски серьезно уступают по надежности стандартным колесам. Кроме того, резиновый протектор на них стирается очень быстро. После ее установки нужно ехать напрямую к шинному сервису, где отремонтируют и поставят на место поврежденную штатную покрышку.

Запасное колесо-докатка

Такая альтернатива полноразмерным колесам применяется все чаще. Причиной этому ее несомненные плюсы:

  • Компактность. Докатка не занимает много места, и при желании в багажник можно положить не одно такое изделие, что избавит от проблем в случае одновременного повреждения двух колес.
  • Стоят малоразмерные запаски намного дешевле обычных. Поскольку проколы шин случаются не слишком часто, экономия заметна.
  • Такие колеса весят мало, что способствует снижению общей массы ТС и, как следствие, уменьшению расхода горючего. Кроме того, небольшой вес и компактные размеры облегчают установку изделия на ось автомобиля.

Перечислив преимущества таких изделий, стоит упомянуть и об их слабых сторонах. Величина диаметра докаток чаще всего меньше, чем у штатных колес. Чем сильнее это отличие, тем более заметные неудобства оно будет причинять. Лучше всего, чтобы диаметр компактной запаски отличался не более чем на 1 дюйм – в этом случае качество управления почти не снизится. При разнице в 3 и более дюйма, прежде чем тронуться с места, нужно отключить системы, отвечающие за равномерное и устойчивое движение автомобиля. В противном случае будут постоянно блокироваться колеса, так как электронные «мозги» машины посчитают, что коэффициенты сцепления с поверхностью дороги различны. Если же вам не хочется связываться с отключением стабилизирующих механизмов, то советуем при движении не делать резких маневров и снизить скорость до минимума.

Минусы докаток таковы:

  • Увеличение нагрузки, испытываемой при движении ТС подвеской и дифференциалом. Это происходит из-за того, что значения угловых скоростей штатного колеса и докатки, расположенных на одной оси, сильно различаются.
  • Уменьшение площади пятна контакта с поверхностью дороги. Как следствие – увеличение тормозного пути и снижение управляемости автомобиля.
  • Неадекватная работа систем, отвечающих за стабильность движения (ABS, ESP, DSTC), поскольку меньший диаметр докатки воспринимается ими как проскальзывание, которое механизмы стараются устранить.
  • Докатка при движении по плохой дороге легко может быть повреждена, так как она уступает по прочности штатным колесам.
  • Быстрое изнашивание протектора приводит к увеличению тормозного пути.
  • Снижается безопасность движения при прохождении поворотов, особенно если поверхность дороги мокрая или покрыта снегом.

Чтобы минимизировать отрицательные стороны применения докатки, ее следует устанавливать на ту ось автомобиля, которая не является ведущей. Однако существует нюанс, касающийся заднеприводных машин. Установив компактную запаску на переднюю ось, можно не бояться за дифференциал, однако управляемость авто на поворотах заметно ухудшится (особенно это заметно на зимней дороге). Если дорожная поверхность скользкая, перед вхождением в поворот следует максимально сбросить скорость. Движение руля должно быть плавным. Если повернуть его резко, протектор компактной запаски потеряет сцепление с дорогой, и машина продолжит движение по прямой линии.

Если же на автомобиле с задним приводом докатка будет установлена на заднюю ось, то в поворотах транспортное средство будет вести себя увереннее. Но возникнет другая проблема – начало движения будет затруднено, к тому же участятся заносы. Чтобы сохранить тормозной путь, лучше все же ставить малоразмерную запаску на переднюю ось. Осторожное и грамотное управление машиной позволит без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа.

На автомобилях с ведущим передним мостом, а также на полноприводных, компактную запаску следует ставить только на заднюю ось, чтобы сохранить приемлемую управляемость и обезопасить дифференциал.

Заключение

Подведем итоги вышесказанного в виде кратких рекомендаций по использованию докатки:

  • Не рекомендуется устанавливать ее на ведущий мост.
  • При прохождении поворотов соблюдать максимальную осторожность.
  • Не следует долго ездить на докатке, это отрицательно скажется на состоянии не только запаски, но и самого автомобиля. Установив ее, следует сразу отправляться в шиномонтажную мастерскую. Если автолюбитель предпочитает кататься на запасном колесе, как и катался, и в сервис не торопится, ему рекомендуется возить полноценную запаску вместо докатки, причем с резиной по сезону.
  • Не поворачивать быстро руль и не тормозить слишком резко.
  • Соблюдать скорость движения не более 60-70 км/ч. На скользкой дороге скорость должна быть еще меньше в связи с увеличением тормозного пути.
  • Если разница в диаметре компактной запаски и штатных колес достаточно велика (3 дюйма и более), перед тем, как тронуться с места, желательно отключить электронные системы стабилизации движения.
  • Пользоваться необходимо только теми докатками, которые предназначены для конкретной модели авто.
  • Уровень давления необходимо регулярно контролировать и поддерживать на нужном уровне. Какое давление должно быть в докатке, мы уже сказали выше.

Так сколько же можно ездить на докатке? В целом ресурс таких колес составляет 4 000 – 5 000 километров, но это не означает, что, установив их, можно ездить так долго. Да это и неудобно, к тому же рискованно. Поэтому при первом же случае поврежденное штатное колесо нужно отремонтировать и установить его на свое место.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Метки: featured, докатка, запасное колесо

bodyshop-info.ru

Докатка – что это такое

Докатка Современный автомобиль оборудуется пятью колёсами вместо четырёх. Одно из этих колёс – запасное. Полноценная запаска равняется по размеру и весу штатному колесу и требует много места для хранения в багажнике. И здесь есть два варианта: либо пожертвовать вместительностью багажного отделения, либо комплектовать автомобили малоразмерной запаской (так называемыми, докатками). Большее количество современных автомобилей комплектуются именнодокаткой.

Докатка – это очень удобное изобретение, и что самое главное, очень нужное в дороге. Ведь никогда не знаешь, в какой момент может повредиться штатное колесо. Стоит отметить, что в некоторых авто и вовсе нет запасного колеса, а есть только ремкомплект для самостоятельного ремонта шины. Это обусловлено тем, что новый тип шин RunFlat может спокойно проехать до 50 км на спущенном колесе, чего вполне достаточно, чтобы добраться до сервисного центра.

1. Что такое докатка?

Докатка – это маленькое запасное колесо, которое при повреждении штатного, устанавливается на его место, если отсутствует возможность ремонта шины на месте. Она предназначена для того, чтобы при неисправностях одного из автомобильных колёс обеспечить возможность транспортному средству добраться до сервисного центра.

Докатка Докатка предназначается для временной эксплуатации и, как правило, имеет меньший диаметр и ширину, чем штатное колесо и, в связи с этим, большее давление воздуха внутри, которое периодически нужно контролировать (в зимний период давление в среднем должно быть 4,2 кг/кв.см). Иногда, докатка может иметь такой же размер, как и стандартное автомобильное колесо, но с облегчённой конструкцией (это экономит топливо и обеспечивает лёгкую установку). Максимальная скорость передвижения с докаткой составляет всего 100 км/час, но рекомендуется не превышать скорость 60 км/час. Докатки производятся под конкретную модель автомобиля, поэтому использование докаток из других автомобилей не рекомендовано и может быть даже опасной практикой.

Когда докатка установлена на автомобиль, необходимо ознакомиться с правилами эксплуатации авто с запаской. Управление авто с запаской проходит заметно сложнее, чем автомобилем со штатным колесом. Так что осторожность здесь будет не лишней. Ежемесячно рекомендуется контролировать уровень давления в запасном колесе. Оно должно быть в рекомендуемых производителем пределах. Сложно найти что-то более обидное, чем спущенная докатка при повреждённом колесе.

Неопытному водителю всё же рекомендуется возить с собой полноценную замену колеса, так как с докаткой он может не справиться. А вот для опытных водителей докатка – просто «палочка-выручалочка», не занимающая много места в багажнике.

2. История происхождения.

Докатка Идея создания запасного колеса появилась практически одновременно с созданием первых автомобилей. Это было связано с низкокачественным дорожным покрытием тех времён (самыми распространёнными были обычные грунтовые и мощённые дороги), на которых были разбросаны гвозди и другие острые предметы. Поэтому картина ремонта и замены колеса где-то на обочине была самым обычным явлением. Первой воплотила в жизнь идею запасного колеса компания Thomas B. JefferyCompany. Её модель запасного колеса Ramblers получила в своё время большую популярность, так как автомобилист мог очень оперативно заменить испорченное колесо и отремонтировать его в удобном месте, а не на обочине. А после неё такую практику переняли и другие автомобильные компании. На автомобили того времени устанавливали несколько запасных колёс и располагали их на креплениях вдоль бортов автомобилей, а позже – на внешней стороне багажника.

Во времена Второй мировой войны (1941 год) и войны в Корее (1951 год)в США на установку запасных колёс был введён запрет в связи с дефицитом резины. Современные производители комплектуют легковые автомобили только одним запасным колесом. На грузовых же автомобилях может устанавливаться несколько запасок. При этом существует два способа комплектации автомобиля запаской:

1. Установка полноценного запасного колеса.

2. Установка докатки – упрощённого запасного колеса.

Установка докатки Практика установки облегчённой версии запасного колеса (докатки) появилась не так давно, но уже успела завоевать большую популярность, что связано с экономией ресурсов и пространства в багажном отделении. Несколько десятилетий назад изобрели запаски, которые складывались, но они не получили распространения из-за сложной конструкции и неудобного монтажа.

3. Отличие от обычной шины.

Обычные полноразмерные запасные колёса отличаются от упрощённых докаток по следующим параметрам:

1. Вес (обычные шины соответствуют по весу автомобильным колёсам, а вот докатки имеют заметно меньший вес).

2. Размеры (размерные параметры докаток по сравнению с обычными шинами заметно компактнее и отличаются от штатных колёс).

3. Стоимость материалов для изготовления конечного продукта (обычные шины изготавливают из более дорогих и качественных материалов, нежели докатки; ввиду этого стоимость обычных шин будет на порядок выше).

4. Надёжность (стандартные шины значительно надёжнее докаток, так как предназначены для продолжительного пользования, а докатки – только для того, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа).

5. Качество исполнения (у докаток невысокое качество исполнения по сравнению со стандартными колёсами, их протектор очень быстро изнашивается).

4. Преимущества и недостатки.

В последнее время использование докаток вместо полноразмерных колёс стало популярной практикой среди автопроизводителей. Это связано с ихними несомненными преимуществами.

Преимущества докаток:

1. Докатка занимает мало места благодаря своим компактным размерам, поэтому в багажник можно положить даже несколько докаток, что будет уместно на случай повреждения нескольких колёс.

2. Стоимость докатки значительно меньше стоимости полноразмерного запасного колеса.

3. Произвести монтаж докатки благодаря небольшому весу и компактным размерам значительно проще, чем смонтировать полноразмерное колесо.

4. Благодаря небольшому весу перевозить докатку легче и экономнее (уменьшается расход топлива).

Докатка Докатку нельзя назвать полноценным колесом, так как в ней отсутствует наполненная воздухом покрышка и она имеет небольшой диаметр. Из-за этого возникает много проблем. Чем больше разница в диаметре между штатными колёсами и докаткой, тем более выраженными будут проблемы. Желательно, чтобы эта разница не превышала 1 дюйма (при таком значении управление автомобилем будет вполне сносным). Если разница превышает 3 дюйма, то перед началом движения следует отключить все электронные системы. Если этого не предпринять, колёса будут постоянно блокироваться (электроника будет думать, что они имеют разные коэффициенты сцепления с дорожным покрытием). Но некоторые водителе не советуют отключать стабилизирующие системы, а просто советуют двигаться на минимальной скорости без резких манёвров.

Недостатки докаток:

1. Увеличивается нагрузка на дифференциал и подвеску автомобиля, так как получается слишком большая разница угловых скоростей на колёсах оси с докаткой.

2. Площадь соприкосновения с дорожным покрытием уменьшается, и из-за этого ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь.

3. Системы электронной стабилизации (ABS, DSTC, ESP) начинают неадекватно работать. Они воспринимают уменьшенный диаметр докатки как проскальзывание и пытаются с этим бороться.

4. Докатку легко повредить на неровной дороге, так как она более хрупкая, чем штатный набор колёс.

5. Протектор докаток быстро стирается, увеличивая тормозной путь. Она рассчитана не две-шесть тысяч километров пробега.

6. Повышается опасность движения на поворотах, особенно в дождливую или снежную погоду.

7. Если проехать с докаткой больше ста километров со скоростью 60 км/час, это может привести к фатальным последствиям для автомобиля.

Докатка Для минимизации негативных аспектов использования докатки, её рекомендуется ставить на неведущий мост транспортного средства. Но при этом стоит учесть следующее. Если автомобиль заднеприводный, то установка докатки на передний мост избавит от боязни за сохранение дифференциала, но значительно ухудшит управляемость автомобилем на поворотах (особенно в зимний сезон). На скользкой дороге перед поворотом нужно будет сбрасывать скорость по максимуму, и плавно поворачивать руль. Если же поворачивать резко, автомобиль продолжит ехать прямо, так как протектор докатки не сумеет зацепиться за дорожное покрытие. Можно, конечно, на заднеприводном авто установить докатку на заднюю ось. Это улучшит поведение транспортного средства на поворотах, но усложнит его старт и будет провоцировать постоянные заносы.

Поэтому для сохранения тормозного пути, всё-таки рекомендуется устанавливать докатку на передний мост. При грамотном и продуманном управлении добраться до сервисного центра не составить большого труда. Если автомобиль переднеприводный или полноприводный, то докатка однозначно должна ставиться на задний мост. Это обезопасит дифференциал автомобиля и сохранит на приличном уровне управляемость им. Поводя итог, приведём рекомендации при использовании докатки:

1. Не стоит ставить докатку на ведущую ось.

2. С докаткой на скользкой дороге следует ехать с небольшой скоростью, так как увеличивается тормозной путь.

3. Нужно быть максимально осторожным на поворотах.

4. Перед отправлением в путь лучше отключить все системы стабилизации на электронном управлении.

5. При первом подходящем случае следует сменить докатку на полноценное колесо.

6. С докаткой не рекомендуется ездить со скоростью выше 60 км/час.

7. С докаткой необходимо плавно поворачивать и тормозить (никакой резкости).

8. Периодически следует проверять и контролировать уровень давления в докатке и, при необходимости, подкачивать её.

9. Использовать стоит только докатку, сделанную для конкретной марки автомобиля.

5. Другие варианты-заменители запасного колеса в машине (баллончики с воздухом, герметики и пр.).

Докатка для авто Полноценная запаска испорченного автомобильного колеса или, на крайний случай, докатка– это всегда самый лучший вариант, нежели использование альтернативных вариантов-заменителей запаски. Но всё-таки иногда случается так, что запаска отсутствует, а починить колесо необходимо. Здесь на выручку придут специальные герметики и баллончики с воздухом для ремонта автомобильных шин. При этом для ремонта даже не нужно снимать шины с автомобиля.

Аварийный герметик предназначается для ремонта колёс легковых и грузовых автомобилей непосредственно на дороге в течение одной минуты. Он образует очень прочную вулканизированную пробку, которая останавливает утечку воздуха через прокол. Герметик способен заклеить прокол с диаметром до пяти миллиметров и не влияет на балансировку колёс. Он создаёт давление в шине, достаточное для движения на низкой скорости и остаётся в активном состоянии очень длительное время, предупреждая появления новых утечек воздуха.

Виды герметиков:

1. Аэрозольные – находятся в баллонах с разной ёмкостью и имеют шланг или насадку, упрощающую введение содержимого в покрышку. Их можно применять без снижения внутреннего давления в колесе.

2. Жидкие – также расфасовываются в баллоны и имеют удобную насадку для использования, но они требую снижения давления в колесе во время использования.

Докатка Аварийные герметики используют не только для ремонта проколотых шин, но и как профилактические средства от проколов. При профилактическом использовании водитель может даже не узнать о проколе, так как герметик сразу сформирует пробку в отверстии.

Правила и особенности использования герметиков:

1. Герметики работают только при повреждении протектора, повреждения на боковых частях колеса они не способны качественно устранить (связано с центробежной силой).

2. Перед использованием баллона с герметиком его нужно встряхнуть и немного разогреть (при низкой температуре), не используя открытого огня.

3. После введения герметика необходимо проехать на низкой скорости несколько километров. Так жидкость равномерно покроет внутреннюю поверхность покрышки, исключая разбалансировку колёс.

4. Если в шине видны сторонние предметы (к примеру, гвозди), то перед использованием герметика их нужно удалить.

5. Вентиль повреждённого колеса при заправке его герметиком должен располагаться ниже центра.

6. Одного баллончика герметика обычно хватает на ремонт одной-двух шин.

7. После нескольких сотен километров пробега с времени использования герметика желательно провести балансировку колёс.

8. Баллоны с герметиком следует хранить в прохладном и тёмном месте, так как нагревать их выше 50 градусов по Цельсию категорически запрещено (могут разорваться от перегрева).

9. После использования герметика в течение нескольких дней следует контролировать давление в колесе и, если оно падает, срочно обратиться в автосервис.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf