logo1

logoT

 

Двигатель зил 131 технические характеристики


Двигатель ЗИЛ 131

Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

НаименованиеТехнические характеристики
МаркаЗИЛ
Модель131
Объем двигателя6,0 литра (5969 см куб)
Мощность двигателя150
КонфигурацияV8
РасположениеРядный, продольный
Расход49,5 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров8
Количество клапанов16
Диаметр поршня100 мм
ОхлаждениеЖидкостное
ТопливоБензин (газ — как дополнительное оборудование)
Система питанияКарбюратор
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Вес мотора490 кг

Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
  4. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Неисправности и ремонт

Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

Признак неисправностиПричина неисправностиМетод устранения
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартераНет топлива в поплавковой камере карбюратораПродуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос
Переобогащена рабочая смесь по вине водителяПродуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках
Не закрывается воздушная заслонкаПроверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность
Засорились жиклёрыПромыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого ходаПоплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливомПромыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонкиОтрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок
Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратораОтрегулировать карбюратор на режиме холостого хода
Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратораПромыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопроводаПодтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку
3. Внезапная остановка двигателяПрекращение подачи топливаУстановить причину прекращения подачи топлива и устранить ее
4. Двигатель не развивает полной мощностиНе отрегулированы зазоры в клапанном механизмеОтрегулировать зазоры
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратораПромыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок
Неправильно работает привод клапана экономайзераПроверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера
Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёрыПромыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
Засорены топливопроводы и топливный фильтрПрочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива
Рано срабатывает ограничитель частоты вращенияОтрегулировать ограничитель частоты вращения
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратораОтрегулировать тягами открытие заслонок
Засорен воздушный фильтрПромыть воздушный фильтр
5. Стуки в двигателеБольшой зазор между клапанами и коромысламиОтрегулировать зазоры в клапанном механизме
Детонационное сгораниеЗалить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания
6. Повышенный расход топлива при эксплуатацииПовышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратораУстранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насосаУстранить течь. Заменить мембрану топливного насоса
Засорённость воздушного фильтраПромыть воздушный фильтр

Вывод

Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131 – грузовик производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Данная модель для предприятия считалась основной и пришла на замену популярному в тот период ЗИЛ-157. Особенно востребован автомобиль был в Советской Армии. Машина имела полноприводную переднемоторную компоновку и колесную формулу шесть на шесть. Подобная конструкция позволяла автомобилю передвигаться в районах, где другая техника проехать не могла.

Производство ЗИЛ-131 продолжалось с 1966-го по 1986-ой года, после чего был выпущен улучшенный вариант (ЗИЛ-131Н), получивший более широкую линейку двигателей.

Модель несколько раз подвергалась различным преобразованиям. Однако изменения были незначительными. В 1994-ом году завод Лихачева прекратил производство автомобиля. Однако выпуск грузовика продолжился на Уральском моторном заводе. Здесь ЗИЛ-131Н сняли с конвейера лишь в 2002-ом году, заменив на более совершенный ЗИЛ-433420. Также на Уральском автомоторном заводе началось производство модели АМУР-521320, ставшей полным аналогом ЗИЛ-131Н. Выпуск данной модификации продолжается и в настоящее время.

Видео

Завод имени Лихачева выпускал множество модификаций модели. Среди них:

  1.  ЗИЛ-131 – базовая модификация, производство которой продолжалось с 1967-го по 1986-ой года;
  2.  ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, перекочевавшим от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971-ом году;
  3.  ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986-х годах;
  4.  ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов;
  5.  ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992-ом году. Ее производство продолжалось 2 года;
  6.  ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987-ом году;
  7.  ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  8.  ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с улучшенной платформой;
  9.  ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  10.  ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  11.  ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманками, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  12.  ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  13.  ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  14.  ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Технические характеристики

Снаряженная масса ЗИЛ-131 составляет 6135 кг с лебедкой, 6375 – без лебедки. Полная масса с лебедкой – 10425 кг, без нее – 10185 кг. Модель имеет грузоподъемность по грунту 3500 кг. Нагрузка на переднюю ось составляет 2750 кг, на тележку- 3385 кг.

Динамические характеристики модели:

  •  максимальная скорость – 85 км/час;
  •  максимальная скорость в составе автопоезда – 75 км/час;
  •  тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м;
  •  выбег с 50 км/час – 450 м;
  •  максимальный преодолеваемый подъем – 60%;
  •  максимальный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 36%.
  •  минимальный радиус разворота автомобиля составляет 10,8 м, а глубина преодолеваемого брода – 0,9 м.

Габариты модели:

  •  длина – 7040 мм;
  •  ширина –2500 мм;
  •  высота – 2480 мм;
  •  колесная база – 3350 (+1250) мм.

Передняя и задняя колеи автомобиля составляют 1820 мм, дорожный просвет – 330 мм.

Расход Топлива ЗИЛ – 131

Контрольный расход топлива ЗИЛ-131 на скорости 60 км/час составляет: – 46,7 л – для автопоезда;

– 35 л – для автомобиля.

Модель комплектуется двумя топливными баками по 170 л, что обеспечивает запас хода в 600-630 км.

Двигатель

ЗИЛ-131 комплектуется широкой линейкой силовых агрегатов. Однако наибольшее распространение получили версии с бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-5081». Данный 8-цилиндровый 4-тактный V-образный карбюраторный агрегат оборудуется подогревателем «П-16Б», обеспечивающим нормальную работу в зимнее время. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и небольшую массу.

Характеристики силовой установки:

  •  рабочий объем – 5,97 л;
  •  номинальная мощность – 150 л.с.;
  •  максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  •  частота вращения – 3200 об/мин;
  •  диаметр цилиндра – 100 мм;
  •  степень сжатия – 6,5.

Для движения по запыленной местности двигатель комплектуется специальным пеномасляным фильтром с 3-ступенчатой системой очистки воздуха. Надежный топливный насос большой производительности позволяет бесперебойно функционировать при высокой температуре.

Фото

Устройство

ЗИЛ-131 получил стандартный кузов в виде деревянной платформы с откидным задним бортом. В нем были предусмотрены откидные скамейки с 16 посадочными местами, а также дополнительная съемная скамейка, рассчитанная на 8 человек. На кузов по желанию устанавливались дуги для тента.

ЗИЛ-131 в отличие от ЗИЛ-157 получил электропневматический привод для включения переднего моста, который запускался тумблером, расположенным на приборной панели. При запуске рычагом понижающей передачи, входящим в состав раздаточной коробки, принудительно включался пневмопривод переднего моста. В модели применили бесконтактную систему зажигания, оборудованную электронным коммутатором, и автомобильный генератор увеличенной мощности. Дополнительно имелся аварийный генератор, позволяющий передвигаться около 30 часов. В машине использовалось однодисковое герметизированное сцепление с демпфером и периферийными пружинами. Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на 2-5 передачах. Некоторые модификации дополнительно оборудовались системой вентиляции, позволяющей преодолевать брод. ЗИЛ-131 получил 2-ступенчатую раздаточную коробку с муфтой включения переднего моста. Переключение скоростей осуществлялось специальным рычагом. Карданная передача включала 4 карданных вала.

Благодаря гидроусилителю управлять ЗИЛ-131 стало гораздо проще. Грузовик оборудован дисковые колеса с креплением на 8 шпильках. Передняя зависимая подвеска грузовика установлена на 2 полуэллиптических рессорах, снабженных амортизаторами и задними скользящими концами. Задняя подвеска (балансирная) монтирована на 2 полуэллиптических рессорах со скользящими концами и 6 реактивными штангами.

Основная тормозная система включает одноконтурный пневмопривод без разделения по осям и барабанные механизмы диаметром 420 мм. Запасной и стояночный тормоз установлены на раздаточной коробке.

Система зажигания в ЗИЛ-131 бесконтактно-транзисторная и экранированная.

Отдельные модификации автомобиля получили лебедку барабанного типа, дополненную червячным редуктором с максимальным тяговым усилием в 5000 кгс. Длина лебедки составила 65 м.

Долгое время ЗИЛ-131 оставался одним из наиболее массовых советских грузовиков. Модель отличали маневренность и легкость управления. При этом даже после полного прекращения выпуска модель продолжала пользоваться спросом. Несмотря на возраст, данные автомобили и сейчас применяются в различных областях.

Цена нового и б/у

Купить новый ЗИЛ-131 не удастся – производство модели уже завершилось. А вот б/у версии порадуют доступной стоимостью. Базовые варианты 1990-1991-х годов обойдутся в 115-120 тысяч рублей, 1999-2000-х годов – в 350-400 тысяч рублей.

Стоимость аренды автомобиля составляет 1000 руб/час.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ-131 можно отнести другие отечественные грузовики: Урал-4320, Урал-375Д и КрАЗ-255Б.

ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль, выпускавшийся заводом имени Лихачева на протяжении 46 лет. Модель являлась для предприятия основной и отличалась повышенной проходимостью. Большая часть машин выпускалась для Советской армии.

ЗИЛ 131 обладал множеством разнообразных достоинств. Высокая надежность и производительность сделали его востребованным в военной и хозяйственной сферах. На базе автомобиля было выпущено множество специальных версий. Потребителей модель привлекала малыми расходами на обслуживание и простотой конструкции.

Первые экземпляры ЗИЛ 131 были представлены почти полвека назад и стали прорывом в своем классе. Примечательно, что автомобиль и сегодня активно используется в различных сферах хозяйства.

История и назначение грузовика

В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.

Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.

В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.

Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.

В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.

Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:

  • ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
  • ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
  • ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.

Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.

В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.

Грузовик обладал большим запасом прочности и отменными тяговыми качествами. Его можно было использовать на любых дорогах при температуре от -40 до +50 градусов. Именно эти качества и привлекали потребителей. ЗИЛ 131 использовался не только на территории СССР. Модель активно экспортировали в государства Варшавского договора и дружественные Союзу страны. Для транспортировки личного состава и армейских грузов данная техника подходила идеально. Наибольшее распространение ЗИЛ 131 получил именно в военной сфере, куда поставлялись версии с трехступенчатой фильтрацией воздуха и экранированным электрическим оборудованием, способные передвигаться в критических погодных и дорожных условиях.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7040 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
  • колесная база – 3350+1250 мм;
  • дорожный просвет – 330 мм;
  • передняя колея – 1820 мм;
  • задняя колея – 1820 мм;
  • радиус разворота – 10800 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 6135 кг (с лебедкой – 6375 кг);
  • грузоподъемность – 5000 кг;
  • полная масса – 10185 кг (с лебедкой – 10425 кг);
  • допустимая масса прицепа – 6500 кг (по грунту – 4000 кг).

Максимальная скорость автомобиля с грузом в 3750 кг составляет 80 км/час. Средний расход топлива на скорости в 60 км/час равняется 36,7 л/100 км. Грузовик комплектуется 2 топливными баками по 170 л. Запас хода составляет 630 км. Тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м.

Максимальный преодолеваемый подъем – 30 градусов, форсируемый брод – 1400 мм.

Двигатель

Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.

Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.

Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 5,96 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.

Тест Драйв ЗИЛ 131

Устройство

ЗИЛ 131 получил особенную конструкцию, но во многом был похож на советские грузовики-вездеходы того времени. Однотипные решения применялись на многих отечественных автомобилях, что объяснялось одинаковой стратегией, используемой при их создании. Разница заключалась лишь в подходах к реализации отдельных технических задач. В модели ЗИЛ 131 конструкторы старались максимально упростить устройство ключевых узлов и сохранить при этом высокие технические характеристики. В итоге был разработан продукт, который на долгие годы стал лучшим в своем классе.

Схема электрооборудования

ЗИЛ 131 получил переднемоторную полноприводную компоновку с колесной формулой 6 на 6. Шасси автомобиля было позаимствовано у модели ЗИЛ 130 с некоторыми доработками и состояло из проверенных узлов, в функции которых входила передача усилий от мотора к колесам.

Полноприводная трансмиссия включала механическую коробку передач с 5 скоростями и 2 синхронизаторами и раздаточную коробку передач с 2 передачами. Последняя состояла из рычага, фиксаторов, штоков, стяжной пружины, замкового устройства и тяги. Раздатку устанавливали на продольных балках рамы и фиксировали болтами. Ее переключение выполнялось рычагом с 3 позициями:

  • положение назад – прямая передача;
  • положение вперед – понижающая передача;
  • положение посередине – нейтральная передача.

Коробка передач отличалась высокой надежностью. Вторая и третья скорости получили специальные замки, предотвращающие произвольное выключение при резком возрастании нагрузки на двигатель. При длительном подъеме подобная особенность была очень важна.

Ведущим и управляемым у ЗИЛ 131 являлся передний мост, задний и средний мосты –ведущими. Редукторы заднего и переднего мостов устанавливались над картерами и крепились фланцами, расположенными горизонтально.

Ходовая часть грузовика состояла из рамы, изготовленной штамповочным методом. Она соединялась с поперечинами и швеллерными лонжеронами посредством клепания. Сзади автомобиль получил специальный крюк, предназначенный для буксировки другой техники с меньшей проходимостью. Сама рама была штампованной клепаной и отличалась повышенной прочностью.

Передняя подвеска основывалась на паре продольных рессор, передние концы которых крепились пальцами, вставленными в специальные ушки, на раме. Подобная схема считалась классической и ранее использовалась на многих моделях завода имени Лихачева. Также в конструкции передней подвески использовались телескопические амортизаторы двустороннего действия. Сзади появилась балансирная подвеска, распределяющая нагрузку между средним и задним мостами. Подобный тип подвесок часто применялся на трехосных автомобилях.

ЗИЛ 131 комплектовался дисковыми колесами с разборным ободом и кольцом и специальными шинами с грунтозацепами. Изначально обод крепился на болтах, но с 1977 года появились версии с замочными кольцами. Нововведение существенно облегчило процесс снятия колес.

Система управления включала рулевое управление, тормозную систему и гидравлический усилитель. Рулевой механизм представлял собой винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку. Ручной привод оснащался гидроусилителем, размещенным в картере. Основу тормозной системы составляли тормоза барабанного типа с внутренними колодками, разжимание которых выполнялось кулаком, монтируемым на всех колесах. При включении включались также и тормоза полуприцепа или прицепа, присоединенного к автомобилю.

ЗИЛ 131 имел достаточно продвинутую для своего периода электронику. В конструкции применялись генератор тока с большим запасом мощности, бесконтактное зажигание и специальное вибрационное устройство. Подобные решения у конкурентов появились значительно позже.

ЗИЛ 131 получил кабину каркасного типа с бесхитростной передней частью и упрощенными обводами. Снаружи ее обшивали листовым металлом, изнутри – различным утеплителем, позволявшим чувствовать себя комфортно даже при минусовых температурах. Проветривание салона выполнялось посредством открывания боковых окон и форточек в дверях. Подвижные элементы оснащались резиновыми уплотнителями, благодаря которым закрывание было предельно герметичным.

Приборную панель сделали максимально упрощенной. При этом на ней остались все необходимые для контроля основных параметров устройства: спидометр, датчик уровня бензина, температурный датчик, тахометр, датчик давления масла, вольтметр/амперметр. Все органы, задействованные в управлении, располагались в зоне досягаемости водителя. Рычаг поворота устанавливался на рулевой колонке, остальные устройства справа от тахометра на панели приборов. У водительского и пассажирского кресел было минимум регулировок. Сами они изготавливались с учетом антропометрических характеристик среднестатистического человека, потому имели высокую степень комфорта.

На кабине также появились зеркала заднего вида внушительного размера. Подобные габариты позволяли без больших трудностей контролировать обстановку сзади кабины даже при передвижении со специальным прицепом. Панорамное лобовое стекло больших размеров также предоставляло хороший обзор.

ЗИЛ 131 в базовой версии комплектовался деревянной платформой с основанием из металлических брусьев. Задние борта кузова откидывались, остальные были глухими. Вдоль бортов устанавливались откидные скамейки и решетки. Специальное оперение предохраняло основные узлы от попадания грязи и добавляло привлекательности автомобилю.

Последние версии ЗИЛ 131 и сейчас можно встретить на дорогах в различных странах мира. Своих потребительских качеств они не утратили и успешно эксплуатируются не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве и промышленности.

Фото

Цена нового и б/у ЗИЛ 131

Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.

Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.

Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.

Аналоги

  • ЗИЛ 4334;
  • КрАЗ-255Б;
  • УРАЛ 4320;
  • УРАЛ 375Д.

Военный ЗиЛ-131, расход топлива и технические характеристики автомобиля, обзор кабины, КПП и двигателя, устройство, размеры и вес

29.04.2019

ЗиЛ-131 — легендарный советский грузовик высокой проходимости, который разрабатывался вместе со 130-м. Потребителю он нравился относительно простой конструкцией, высокую надёжностью и недорогим обслуживанием. Транспорт получил широкое распространение как в хозяйственной, так и в военной сферах.

История создания

Автомобиль ЗиЛ-131 был появился в качестве опытного образца в 1956 году. Пройдя все необходимые испытания, грузовик включили в план массового производства. Начало серийного выпуска назначили на 1961 год, однако из-за некоторых проблем производство пришлось отложить.

Первая серийная партия сошла с конвейера в 1967 году. Однако инженеры не теряли времени зря и успели доработать своё детище, и оно стало ещё качественнее. Новый грузовик, разработанный на базе 130-го, должен был заменить в Советской Армии ЗиЛ-157, морально устаревший к тому времени. Новый транспорт получился лучше во всём: проходимость, скорость, комфорт, грузоподъёмность.

Основные модификации

Шасси грузового транспорта позволяло устанавливать различные надстройки, поэтому применение этой машине нашли во многих сферах, в том числе военной. По сравнению с предыдущим поколением, расход топлива ЗиЛ-131 был ниже. ГУР и система контроля давления в шинах позволяла водителю преодолевать сложные преграды. Лебёдка ЗиЛ-131 позволяла вытаскивать застрявшую технику.

ЗиЛ-131 бортовой — классический грузовик с деревянным кузовом и металлическим каркасом. Все борта, кроме заднего, замкнуты. Внутри кузова вдоль боковых сторон есть складывающиеся скамейки, на которых может поместиться до 16 человек. Особенностью дизайна было оперение, которое защищало мотор от попадания инородных предметов.

ЗиЛ-131 манипулятор — авто повышенной прочности, в основе конструкции которого использована углеродистая сталь. Из этого материала были сделаны кузов и рама. Высокая прочность понравилась конструкторам, поэтому было решено применять данную модификацию для установки кранового или другого специального оборудования.

ЗиЛ-131 самосвал долгой истории не получил. Первые две модели попали на два хозяйственных предприятия. После этого было сделано ещё несколько заказов на проекты строительства жилых домов. Широкого распространения такая модификация не получила, поэтому проект был закрыт.

Конструкция машины оптимизирована для движения по бездорожью. Грузовик была оснащен инновационными мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора, увеличивающего сцепление, и межосевым дифференциалом. В результате ЗиЛ-131 обладал проходимостью не хуже, чем у гусеничной техники.

Спрос военных на машину был высоким: грузовик использовался для установки вооружения — например, легендарной «Катюши». Также часто на машину устанавливали КУНГ (кузов унифицированный нормального габарита): крытый фургон позволял перевозить обслуживающие станции, точки обеспечения радиосвязи и многое другое.

Широкое применение нашел грузовик и в авиации. Здесь он оснащался техникой для обслуживания самолётов. ЗиЛ-131 отлично работал со снегоочистительным оборудованием в городским условиях и в аэропортах. Установка цистерны позволяла перевозить бензин, нефть и т.п. ЗиЛ-131 пожарный — также распространённая модификация авто.

Устройство ЗиЛ-131: особенности

Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин  объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.

Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

ЗиЛ-131: технические характеристики

К основным характеристикам относятся:

  • Длина — 7 метров;
  • Ширина — 2,5 метра;
  • Высота — 2,48 или 2,97 (с тентом) метров;
  • Дорожный просвет — 33 сантиметра;
  • Максимальный вес груза — 3,5 тонны.

Покупателям грузовика особенно понравилась высокая проходимость, отличная устойчивость на дороге и хорошая управляемость. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивают шесть ведущих колёс. Такая конструкция дала возможность передвигаться по северным заснеженным дорогам.

Не лишней стала система дистанционного регулирования давления в шинах. При переходе на грунт для повышения проходимости рекомендуется снижать давление. С таким механизмом водитель мог делать это из салона прямо во время движения. Эта система позволяла продолжать движение при незначительном проколе шины за счёт постоянной подкачки воздуха.

Многие технические узлы были взяты со 131-го и получили некоторые доработки. V-образный двигатель ЗиЛ-131 имел восемь цилиндров. Он имел объем 6 литров и развивал 150 лошадиных сил. Такая же силовая установка использовалась в ЗиЛ-130. Отличие заключалось в системе охлаждения: в неё был добавлен предпусковой подогреватель, который является незаменимым помощником в сильные морозы. Расход топлива составляет 35-40 литров на 100 км. Грузовик имеет два бака по 170 литров каждый.

Сцепление ЗиЛ-131 сухое с одним диском. Коробка ЗиЛ-131 была синхронизированной, имела пять ступеней. Её дополняла двухступенчатая раздатка. КПП ЗиЛ-131 обладала высокой прочностью и ломалась только после 200-300 тысяч километров пробега. Передний мост ЗиЛ-131 включался автоматически за счёт электропневматического механизма. Авто способно разгоняться до 80 км/ч.

Вывод

Транспорт пользовался большим спросом, поэтому его использовали во всех регионах СССР. Был налажен экспорт грузовика в Африку и Азию. За 23 года производства было выпущено около одного миллиона авто различных модификаций. В 1990 году производство было перенесено в Урал, там оно продолжалось ещё 12 лет, после чего стали выпускать аналог грузовика под другим именем.

Эксплуатировать автомобиль продолжают и в наши дни. Его размеры позволяют передвигаться по городу до различных строительных и коммунальных объектов. ЗиЛ-131 дизель никогда не использовал, но некоторые владельцы сами устанавливают дизельные двигатели для снижения расходов на топливо.

На вторичном рынке такой грузовик 90-91 годов выпуска можно купить за 100-110 тысяч рублей. «Молодые» экземпляры начала нулевых годов обойдутся покупателю в 350-400 тысяч. Окончательный ценник зависит от внешнего и технического состояния транспорта. Некоторые владельцы сдают ЗиЛы в аренду. Средняя цена — 1000 рублей за час.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf