logo1

logoT

 

Гонщики в шлемах


Боевой окрас. О трех дизайнерах шлемов для гонщиков Формулы 1

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

О трех дизайнерах шлемов для гонщиков Формулы 1

Дизайн гоночного шлема — это отличительная черта каждого пилота. Поэтому каждый гонщик доверяет разработку дизайна шлема настоящим профессионалам. И среди них — трое наших героев, которые создали шлемы для Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Феттеля и Антонио Джовинацци.

Имя этого итальянского дизайнера не очень известно поклонникам Формулы 1, но фанаты мотоспорта его буквально боготворят.

Именно он является автором всех шлемов Валентино Росси, начиная с 1994 года, а также автором шлемов для многих мотогонщиков. А отличительной чертой его работ являются яркие цвета, смелые сочетания и лаконичная графика в стиле 70-х. При этом сам Друди обожает мотоциклы и считает гонщиков особой кастой людей:

«Гонщик — это воин. А воины раньше всегда использовали особые цвета и графику. Так сложилось исторически. Вспомните хотя бы индейцев и их боевые окрасы. Перед сражением сердце сильно бьется, потому что предстоит что-то жестокое, а окрас помогает побороть свои страхи и устрашить ваших врагов. А гонки — это, по сути, сражение. Поэтому здесь все работает так же»

В сезоне-2019 впервые на старт Гран-при Формулы 1 выйдет пилот в шлеме от Альдо Друди. И это будет первый итальянский гонщик в Королеве автоспорта за прошедшие семь лет — Антонио Джовинацци. Пилот Sauber признался, что обратился к Альдо Друди не просто так, а за шлемом, который будет отражать его настоящее «я».

Но для Альдо Друди это не первый опыт появления в Формуле 1. Полгода назад дизайнер разработал официальный плакат Гран-при Италии. Он признался, что в нем хотел оригинально показать цвета итальянского флага, сделать изображение с эффектом, как будто оно создавалось вручную. И при этом передать атмосферу Монцы.

В январе 2017 года Льюис Хэмилтон устроил конкурс среди своих подписчиков и предложил им создать дизайн его шлема. Победителем этого соревнования стал не простой поклонник Формулы 1, а профессиональный бразильский дизайнер. Ранее Рай Калдато создал не один шлем для гонщиков других чемпионатов, а в 2010 году выиграл конкурс на разработку дизайна шлема для Бруно Сенны на Гран-при Бразилии.

Бразилец признавался в интервью, что не хотел принимать участия в конкурсе от Хэмилтона. Но этот пост британца ему прислали сразу несколько друзей. Они же и уговорили попробовать свои силы. Среди тех, кто настаивал, был и коллега Калдато Алан Моск — сын знаменитого дизайнера шлемов Сида Моска. Рай также признался, что хоть у него и было мало времени на создание дизайна, но он постарался оставить фирменные цвета британца — желтый и белый, а также нанес символику, напоминающую о кумире Льюиса — Айртоне Сенне.

Также Рай Калдато признался, что очень переживал перед объявлением результатов и в тот день не выпускал из рук свой смартфон. А позже, как и было обещано Хэмилтоном, Рай и Льюис встретились лично по ходу Гран-при Бразилии.

Этот немец, в отличие от наших первых героев, не является профессиональным дизайнером гоночных шлемов. Он — известный немецкий скульптор и художник. Однако именно его кисти принадлежит не один дизайн шлема для Себастьяна Феттеля.

Вообще Себастьян Феттель славится своей любовью к изменению дизайна шлема. И даже когда FIA запретила делать это чаще чем раз в сезон, четырехкратный чемпион находит способы в пределах правил слегка обновлять дизайн шлема. В основном гонщик сотрудничает с Jens Munser Designs — компанией, которая создает/создавала дизайн шлемов для Михаэля и Мика Шумахера, Даниэля Риккардо, Рубенса Баррикелло, Ника Хюлькенберга, Фернандо Алонсо, Фелипе Массы, Карлоса Сайнса, Даниила Квята и многих других. Однако некоторые шлемы Себастьяна Феттеля созданы именно Кристианом Ахенбахом. Среди них и специальный шлем для Гран-при Монако 2016 года. Художник оформил его в стиле 50-х годов. И выглядит он как будто выполнен из кожи и дерева.

А вот к Гран-при Бахрейна того же года шлем был стилизован так, будто Кристиан Ахенбах вручную небрежно нанес на него краску.

Ирина Лазурская

По теме

Под защитой. Эволюция шлемов гонщиков Формулы 1: часть 1

parabolike.com

Под защитой. Эволюция шлемов гонщиков Формулы 1: часть 2

parabolike.com

Шлемочник. Все шлемы Себастьяна Феттеля в Формуле 1

parabolike.com

Охотник за головами. История о хобби Фернандо Алонсо

parabolike.com

parabolike.com

Все шлемы гонщиков Формулы 1 для сезона 2019 года

1/8

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

2/8

Фотограф: Стив Этерингтон / LAT Images

3/8

Фотограф: Sutton Images

4/8

Фотограф: Sutton Images

5/8

6/8

Фотограф: Марк Саттон / Sutton Images

7/8

Фотограф: Sutton Images

8/8

Фотограф: Sutton Images

1/7

2/7

Фотограф: Sutton Images

3/7

Фотограф: Sutton Images

4/7

Фотограф: Ferrari Ferrari

5/7

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

6/7

Фотограф: Мануэль Гориа / Sutton Images

7/7

Фотограф: Марк Саттон / Sutton Images

1/9

Фотограф: Владимир Рис - Red Bull Content Pool

2/9

Фотограф: Red Bull Content Pool

3/9

Фотограф: Владимир Рис - Red Bull Content Pool

4/9

Фотограф: Sutton Images

5/9

Фотограф: Sutton Images

6/9

Фотограф: Red Bull Content Pool

7/9

Фотограф: Red Bull Content Pool

8/9

Фотограф: Энди Хон / LAT Images

9/9

Фотограф: Эндрю Хон / LAT Images

1/7

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

2/7

Фотограф: Зак Маугер / LAT Images

3/7

Фотограф: Sutton Images

4/7

Фотограф: Sutton Images

5/7

Фотограф: Гленн Данбар / LAT Images

6/7

Фотограф: Sutton Images

7/7

Фотограф: Sutton Images

1/8

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

2/8

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

3/8

Фотограф: Sutton Images

4/8

Фотограф: Зак Маугер / LAT Images

5/8

Фотограф: Гленн Данбар / LAT Images

6/8

Фотограф: Карл Бингэм / LAT Images

7/8

Фотограф: Sutton Images

8/8

Фотограф: Sutton Images

1/6

Фотограф: Карлос Сайнс

2/6

Фотограф: Карлос Сайнс

3/6

Фотограф: Sutton Images

4/6

Фотограф: Sutton Images

5/6

Фотограф: Ландо Норрис

6/6

Фотограф: Ландо Норрис

1/9

Фотограф: Racing Point

2/9

Фотограф: Racing Point

3/9

Фотограф: Sutton Images

4/9

Фотограф: Sutton Images

5/9

Фотограф: Racing Point

6/9

7/9

8/9

Фотограф: Sutton Images

9/9

Фотограф: Sutton Images

Alfa Romeo:

1/7

Фотограф: Alfa Romeo

2/7

Фотограф: Alfa Romeo

3/7

Фотограф: Sutton Images

4/7

Фотограф: Sutton Images

5/7

Фотограф: Alfa Romeo

6/7

Фотограф: Alfa Romeo

7/7

Фотограф: XPB Images

Toro Rosso:

1/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

2/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

3/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

4/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

5/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

6/6

Фотограф: Red Bull Content Pool

Williams:

1/9

Фотограф: Марк Саттон / Sutton Images

2/9

Фотограф: Джерри Андре / Sutton Images

3/9

4/9

Фотограф: Зак Маугер / LAT Images

5/9

Фотограф: Зак Маугер / LAT Images

6/9

Фотограф: XPB Images

7/9

Фотограф: XPB Images

8/9

Фотограф: Williams F1

9/9

Фотограф: Williams F1

ru.motorsport.com

Все шлемы гонщиков Формулы 1 в сезоне-2018

1/60

Фотограф: Sutton Images

2/60

Фотограф: Sutton Images

3/60

Фотограф: Sutton Images

4/60

Фотограф: Sutton Images

5/60

Фотограф: Sutton Images

6/60

Фотограф: Sutton Images

7/60

Фотограф: Sutton Images

8/60

Фотограф: Sutton Images

9/60

Фотограф: Sutton Images

10/60

Фотограф: Sutton Images

11/60

Фотограф: Sutton Images

12/60

Фотограф: Sutton Images

13/60

Фотограф: Sutton Images

14/60

Фотограф: Sutton Images

15/60

Фотограф: Sutton Images

16/60

Фотограф: Sutton Images

17/60

Фотограф: Sutton Images

18/60

Фотограф: Sutton Images

19/60

Фотограф: Sutton Images

20/60

Фотограф: Sutton Images

21/60

Фотограф: Sutton Images

22/60

Фотограф: Sutton Images

23/60

Фотограф: Sutton Images

24/60

Фотограф: Sutton Images

25/60

Фотограф: Sutton Images

26/60

Фотограф: Sutton Images

27/60

Фотограф: Sutton Images

28/60

Фотограф: Sutton Images

29/60

Фотограф: Sutton Images

30/60

Фотограф: Sutton Images

31/60

Фотограф: Sutton Images

32/60

Фотограф: Sutton Images

33/60

Фотограф: Sutton Images

34/60

Фотограф: Sutton Images

35/60

Фотограф: Sutton Images

36/60

Фотограф: Sutton Images

37/60

Фотограф: Sutton Images

38/60

Фотограф: Sutton Images

39/60

Фотограф: Sutton Images

40/60

Фотограф: Sutton Images

41/60

Фотограф: Sutton Images

42/60

Фотограф: Sutton Images

43/60

Фотограф: Sutton Images

44/60

Фотограф: Sutton Images

45/60

Фотограф: Sutton Images

46/60

Фотограф: Sutton Images

47/60

Фотограф: Sutton Images

48/60

Фотограф: Sutton Images

49/60

Фотограф: Sutton Images

50/60

Фотограф: Sutton Images

51/60

Фотограф: Sutton Images

52/60

Фотограф: Sutton Images

53/60

Фотограф: Sutton Images

54/60

Фотограф: Sutton Images

55/60

Фотограф: Sutton Images

56/60

Фотограф: Sutton Images

57/60

Фотограф: Sutton Images

58/60

Фотограф: Sutton Images

59/60

Фотограф: Sutton Images

60/60

Фотограф: Sutton Images

ru.motorsport.com

Эволюция шлемов пилотов Формулы-1 за последние полвека

В вопросах безопасности Формула-1 на протяжении практически всей своей истории училась на собственных ошибках. Сегодня головы пилотов защищены шлемами стандарта FIA 8860, введением которого чемпионат мира обязан трагической аварии Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино 1 мая 1994 года. Первый чемпионский шлем был разработан лондонским шляпником Гербертом Джонсоном для будущего двукратного чемпиона мира Альберто Аскари. Он состоял из кожаной подложки со слоем мягкой резины, защищающей уши, и весил около 700 грамм.  Поверх шлема надевались авиационные очки, разработанные в конце второй мировой войны компанией Polaroid.

В Европе шлемы оставались дополнительным, не обязательным элементом до начала 60-х, но даже тогда они предохраняли лишь от дождя и мелких камней. В середине шестидесятых индивидуальная раскраска вошла в традицию, но безопасность оставляла желать лучшего. Международная спортивная комиссия пыталась их стандартизировать, но у открытых шлемов, не обеспечивающих должной защиты головы, были очевидные ограничения – в 1960-м гонщик Lotus Алан Стейси погиб в Спа, потеряв управление машиной после того, как на дистанции ему в лицо попала птица.

Первые серийные закрытые шлемы разработала компания Bell Star.  Дэн Герни использовал такую конструкцию в «500 милях Индианаполиса» 1968 года, а уже в начале семидесятых шлем Bell Star можно было купить в лондонском торговом центре Leston за 28 фунтов.

Как и в авиации, каждая дополнительная мера безопасности в автоспорте часто становилась следствием серьёзного инцидента. Рекомендации к использованию небьющихся материалов для изготовления визора появились после того, как во время Гран При Франции 1972 года небольшой камень пробил шлем Хельмута Марко, ослепив гонщика на один глаз.

Конструкция типичного шлема тех лет весила больше двух килограмм и была выполнена из закреплённого эпоксидной смолой стекловолокна со смягчающими вкладками из пенопласта и визором из прозрачного материала Лексан. Такой шлем уже позволял избежать последствий внешних факторов, но практически не защищал голову при авариях.

Только в 1977-м было объявлено о необходимости обязательной омологации шлемов, требования несколько раз менялись, пока в 2004-м не был введён строгий стандарт FIA 8860, разработанный британскими экспертами. В очередной раз введение последовало после трагической случайности и гибели Айртона Сенны.

Композитные материалы сильно изменились за последние двадцать лет. Сейчас используется более «чистый», более прочный карбон. Когда люди слышат слово «карбон», им сложно понять, что это такое на самом деле. Он может быть разным. Грубо говоря, карбон можно найти и по цене 100 евро за килограмм. Но есть и такой, который будет стоить 1000 евро. Это абсолютно разные материалы, пусть и со схожими характеристиками. При производстве шлемов мы используем один из самых дорогих на сегодняшний день. Для примера, почти такой же материал Boeing использует для производства крыльев самолета модели 787.

Каждый производитель должен представить для омологации шесть образцов для одиннадцати различных испытаний на прочность. Шлем с размещенным внутри муляжом головы общим весом в пять килограммов сбрасывают на предметы различной формы с высоты 4,6 метра – при ударе со скоростью 9,5 метра в секунду пиковое значение обратного ускорения при кратковременном воздействии не должно превышать 300 g – предельно допустимой перегрузки по стандартам Snell.

К шлемам стандарта 8860 применяются жесткие требования во время тестирования. Готовые изделия сбрасывают на четыре типа поверхности: плоскую, сферическую, тонкую балку и трубку. При тесте на «глубину разрушения» уже на сам шлем «роняют» четырехкилограммовую болванку. При этом конус не должен коснуться «головы»

Для стандартных мотоциклетных шлемов тесты проводятся на скорости 5,5 метра в секунду – по крайней мере, такие правила действуют в Европе. У многих стран есть собственные системы сертификации шлемов. Так, для «обычных» гоночных шлемов подобные испытания проходят при скорости 7,2 метра в секунду. Разница по сравнению со скоростью 9,5 метра в секунду может показаться на первый взгляд незначительной, но поверьте, чтобы добиться безопасности в таких испытаниях, нужно было потратить немало времени и средств. Помимо этого, шлемы стандарта 8860 подвергаются и более жестким тестам на «глубину разрушения», когда на него сбрасывают остроконечные четырехкилограммовые болванки.

Как и карбоновые детали для гоночных автомобилей, шлемы для Формулы-1 выпекаются в автоклавах. В этом плане FIA также настаивает на жестких тестах: в ходе испытаний шлемы подвергаются воздействию температуры в 800 градусов по Цельсию, при этом температура внутри него не должна превышать 70 градусов Цельсия на протяжении 45 секунд.

В 80-х сразу несколько пилотов пробовали шлемы с двумя разрезами для глаз, но подобная конструкция не прижилась.

Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько шлемы пилотов Ф-1 действительно прочны, конкуренты Bell из Schuberth проехали по изделию на 55-тонном танке. Корпус остался цел.

Гонщикам Ф-1 шлемы – около дюжины на каждого за сезон – достаются бесплатно по маркетинговым соображениям, но остальным за них приходится платить. Когда цены на шлемы нового стандарта стали более приемлемыми, FIA обязала использовать их и пилотов других серий, в том числе GP2, GP3 и WTCC. Стандарт 8860 перестал быть эксклюзивным для Формулы-1 в 2009 году.

Пенопласт для головы

Но корпус – это всего лишь корпус. Большая часть задачи по поглощению энергии удара приходится на внутреннюю подкладку. Она изготовлена из материала, который большинство людей знают под называнием пенополистирол (expanded polystyrene или EPS). Материал, который обычно используют для шумоизоляции домов, упаковки техники. Это примерно такой же белый материал, который обнимает ваш новый телевизор внутри картонной упаковки. Важны оба слоя: и сам корпус, и прокладка. При производстве обычных шлемов производители в 99 процентах случаев используют обычный EPS одной из крупных химических компаний.

Шлемы в Формуле-1. История

В отличие от подавляющего большинства своих коллег, экс-пилот Формулы-1 Алекс Вурц раскрашивает свои шлемы самостоятельно… в собственной ванной.

Те шлемы, который сейчас предоставляют своим пилотам Bell, Arai и Schuberth, весят около 1,2 килограмма. Еще 20 лет назад они были вдвое тяжелее.

Забрало

Еще немного цифр: визоры шлемов в ходе тестов останавливают мелкие снаряды, пущенные со скоростью 500 километров в час. Визоры сделаны из поликарбоната – самого подходящего на данный момент материала. Он прозрачный и прочный. Кроме того, специально используемые технологии, заключающиеся в том числе в использовании двух слоев поликарбоната разных свойств, между которыми есть небольшой зазор, заполненный воздухом. На шлемах образца 2012 года он составлял 0,8 миллиметра – теперь его увеличили вдвое, чтобы улучшить изоляцию и противоударные характеристики. Толщина обоих слоев поликарбоната при этом составляет около трех миллиметров, а общая толщина визора – около 5 миллиметров.

Перед началом гонки на визоре закреплены пять тонких пленок, также изготовленных из поликарбоната. Толщина каждой пленки составляет всего 0,2 миллиметра – гонщики избавляются от них по мере загрязнения.

В 2011 году шлемы Формулы-1 в очередной раз изменились. И вновь к переменам привела авария: на Гран-при Венгрии 2009 года в шлем Фелипе Массы попала килограммовая пружина, оторвавшаяся от автомобиля Рубенса Баррикелло. Удар произошел на скорости более 200 километров в час и, по словам руководителя технической группы FIA Institute Энди Меллора, если бы на бразильце не было шлема стандарта 8860, последствия могли быть «значительно более серьезными». Пружина угодила в верхнюю часть визора, недалеко от точки крепления, сломав его и нанеся гонщику травмы. Тем не менее, уже в следующем году Фелипе вновь вышел на старт Гран-при, а спустя еще несколько месяцев производители шлемов представили решение для защиты уязвимой области.

Начиная с 2011 года все шлемы оснащены дополнительной панелью, которая покрывает верхнюю часть визора. «Она сделана из достаточно нового материала, зайлона, по характеристиками схожего с кевларом, но более прочного. Кевлар используется при производстве пуленепробиваемых жилетов, а с недавнего времени – для усиления боковых стенок кокпита в Формуле-1. В отличие от карбона, он не хрупкий, его волокна как раз и останавливают пули – если мы говорим о бронежилетах, – но при этом не разрушаются.

Индивидуальный подход

Гонщики Формулы-1 не только получают свои шлемы бесплатно, но и пользуются дополнительными привилегиями. Каждый пилот получает уникальный шлем, подкладка которого сделана специально для его формы головы. При помощи 3D-сканеров производители готовят виртуальную модель, составляя затем интерьер шлема в соответствии с полученными данными. «Раньше это была очень дорогостоящая процедура, но современные технологии позволяют сделать это достаточно дешево. Все, что для этого надо, – это привести пилота в лабораторию, надеть на него балаклаву, и через несколько минут скан головы будет готов.

Индивидуальными также могут быть всевозможные накладки на шлемы: как аэродинамические, так и вентиляционные. Пластиковые накладки направляют воздух внутрь шлема через специальные отверстия. Всего их 10-15, и часть из них предназначена для отвода воздуха.

В Формуле-1 не бывает мелочей. При помощи накладок можно и улучшить аэродинамику, и увеличить подачу воздуха в систему вентиляции

Совместная работа ведется и с командами. Вместе с ними производители шлемов разрабатывают аэродинамические накладки, которые могут помочь пилоту отыграть время на круге. В Arai, например, хвастались, что благодаря небольшим изменениям в дизайне шлема Хейкки Ковалайнена команда McLaren смогла убрать защитный экран на передней части кокпита, за счет чего финн отыграл 0,2 секунды с круга.

В 2013 году Bell снабдила своих пилотов шлемами нового образца. Визор стал меньше, крепления забрала новых шлемов теперь смещены вперед, а защитный слой из зайлона стал чуть больше. Это позволило немного улучшить аэродинамику за счет смещения креплений и еще больше повысить безопасность на стыке между визором и корпусом шлема. Пока уменьшенный визор не стал обязательным, но, как и в случае с полоской из зайлона, Bell предпочитает не дожидаться официальных директив от FIA.

Что дальше?

Несмотря на все технологии и новые образцы шлемов, открытые кокпиты – по-прежнему главная угроза безопасности в современном автомобиле Формулы-1. Даже учитывая то, что шлемы стандарта 8860 подвергаются самым жестким испытаниям, пределы прочности есть даже у них. Перегрузки в 300 g, которые считаются предельными по стандартам Snell, многие эксперты называют чрезмерными. Даже обратное ускорение в 200 g может привести к серьезным травмам головы, а при больших значениях повлечет за собой травмы головного мозга, несовместимые с жизнью – ведь даже если корпус шлема выдержит удар, его энергия будет передана голове пилота.

В 2009 году, за шесть дней до аварии Массы в Будапеште, пилот Формулы-2 британец Генри Сертиз погиб в результате того, что колесо, оторвавшееся от другого автомобиля, угодило точно в его шлем. Корпус шлема выдержал удар, практически не получив видимых повреждений, но травмы головного мозга оказались слишком серьезными.В позапрошлом году «нетипичная» авария произошла и на тестах команды Marussia, когда тест-пилот Мария де Виллота врезалась в поддон припаркованного в сервисной зоне грузовика. Несмотря на то, что столкновение произошло на небольшой скорости, она получила серьезные травмы – основной удар также пришелся на шлем, и в результате полученных повреждений костей черепа врачи вынуждены были удалить правый глаз гонщицы. Спустя год после аварии Мария скончалась.Поэтому в FIA Institute продолжают работу по повышению безопасности, и сейчас основной акцент сделан как раз на защиту головы гонщика. Испытания проводятся с тремя различными вариантами конструкций.

В 2012 году FIA провела тестирование систем защиты головы, которые могут быть введены в Формуле-1. Среди рассматриваемых вариантов – полностью закрытый кокпит

Первая – своего рода каркас безопасности, стальная конструкция, которая может быть установлена на нос автомобиля непосредственно перед кокпитом. Два других варианта – защитные экраны из поликарбоната, один из которых полностью закрывает кокпит. Если в FIA решат, что из всех испытываемых вариантов именно этот является наиболее подходящим в плане безопасности, то кокпиты автомобилей Формулы-1 станут похожими на кабины военных истребителей.

Конечно, учитывая опыт прошлых лет, вряд ли можно говорить о том, что изменения произойдут в ближайшие годы. Не исключено, что на это исследование и принятие новых стандартов у FIA опять уйдет лет десять. Но многие специалисты уверены, что купол над головами пилотов Формулы-1 рано или поздно все равно появится. И тогда открытые кокпиты уже перестанут быть одним из главных отличительных признаков самых быстрых гоночных автомобилей планеты.

Большая часть текста взята отсюда http://motor.ru/articles/2014/04/30/f1helmets/

nezakonnaya.livejournal.com


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf