logo1

logoT

 

Как правильно менять колеса на машине


Как правильно менять колеса на автомобиле. Советы и рекомендации

С наступлением теплых дней автомобилисты массово переходят с зимних шин на летние. Многие делают это самостоятельно. И то верно: процедура-то несложная! Однако, взявшись за ее описание, в том числе и пообщавшись с работниками шиномонтажных мастерских, мы с удивлением обнаружили: нюансов-то в ней предостаточно! Чем и спешим с вами поделиться.

Когда менять?

Вы помните, что зимняя резина от летней отличается не только рисунком протектора, но и составом, благодаря которому при низких температурах сохраняется ее эластичность? Пусть даже снега уже нет, но на холодном асфальте зимние покрышки будут работать лучше, чем «задубевшие» летние, да и меньше риск «поскользнуться» во время ночных заморозков. Следовательно, переходить на «лето» можно при наступлении стабильной температуры выше 5-7 градусов тепла.

С другой стороны, затягивать с заменой до лета тоже не рекомендуется: с ростом температуры (как воздуха, так и самого дорожного полотна) поведение зимних шин меняется в худшую сторону, что сказывается на управляемости и тормозном пути. Кроме того, стоит помнить, что применение зимних шин отрицательно сказывается на экономичности и акустическом комфорте автомобиля, поэтому их использование вне сезона попросту нецелесообразно.

Что куда ставим?

Перед тем как снимать колеса с машины, рекомендуем сразу при помощи мела или специального маркера пометить, на какой оси и с какой стороны они стоят, — осенью будет проще разобраться, какое колесо куда ставить.

Не забудем и про ротацию: есть рекомендация периодически менять колеса местами по диагонали, а если «запаска» полноразмерная, то включать в этот процесс и ее. Цель — обеспечить более-менее равномерный износ всех шин. Однако это правило отлично работает в случае с простыми моделями — направленные и тем более асимметричные шины по диагонали просто так не поменяешь!

Кстати о направленности и асимметрии. Выбирая, какое колесо куда ставить, не забудьте проверить, что это возможно, и убедитесь, что ничего не напутали при сборке колес на шиномонтаже (хотя и редко, но такие ошибки случаются).

[divide]

Шпаргалка для новичка

Следующая информация предназначена в первую очередь для новичков. Впрочем, и опытным автомобилистам не будет лишним освежить память. Итак, каков порядок действий при смене колес, какие нюансы следует учитывать?

Находим площадку без уклонов с ровным жестким покрытием (асфальт, бетон), затягиваем «ручник», ставим машину на передачу (в случае с АКП — в режим «паркинг»). Если есть возможность, не будет лишним установить под колеса противооткаты (их роль могут выполнять небольшие деревянные бруски).

Используя баллонный ключ или вороток, ослабляем крепежные болты (гайки). Делаем это до того, как колеса автомобиля будут вывешены. Если крепеж закис, можно воспользоваться специальным или универсальным средством вроде WD40: в этом вопросе главное не спешить и не сорвать резьбу, прилагая избыточные усилия. Тем не менее порой просто необходимо приложить чуть больший момент — для этого используется вороток с длинной ручкой либо удлинитель (труба).

Устанавливаем домкрат под предусмотренные производителем точки кузова. Использование других мест чревато повреждением порогов. Важно убедиться, что домкрат установлен надежно, при поднятии автомобиля не происходит перекосов, домкрат не стремится соскочить или съехать в сторону. Подкатной домкрат в процессе работы может сдвигаться под опорную точку.

Колесо вывешиваем с запасом, особенно если планируется поднимать и вторую ось (поскольку это приведет к перемещению первой оси вниз). В любом случае зазор в несколько сантиметров между колесом и площадкой необходим для того, чтобы облегчить процесс снятия/установки, а также с расчетом на возможное дополнительное перемещение рычага подвески вниз в процессе работ.

При помощи баллонного ключа/воротка выкручиваем болты (гайки) и складываем их в сухое место, например, в колесный колпак или футляр от домкрата. В крайнем случае ставим болты вертикально на асфальт, чтобы резьбовая часть оставалась чистой.

При снятии колеса могут возникнуть затруднения, если диск «прикипел» к ступице. Сначала пытаемся расшатать его руками: беремся с противоположных точек (слева и справа или сверху и снизу), одной рукой тянем, другой толкаем и наоборот. Если этого недостаточно, пытаемся сбить колесо со ступицы, ударяя по нему рукой (ногой) снаружи либо с внутренней стороны при помощи подходящих для этого подручных предметов. Однако такие действия можно проводить, убедившись, что автомобиль надежно стоит на домкрате. Даже в этом случае не будет лишним подстраховаться и подложить под порог колесо: если машина все же соскочит с домкрата, она не останется без опорной точки.

Чтобы в будущем избежать проблем с закисанием крепежа и прикипанием диска к ступице, можно обработать эти детали специальной смазкой. При этом важно не переусердствовать, особенно в случае с резьбовыми соединениями, где смазка наносится очень тонким слоем.

Устанавливаем колесо таким образом, чтобы отверстия в диске совпадали с отверстиями под болты в ступице. Прижав диск к ступице, убеждаемся в том, что ничто не мешает его плотному и равномерному прилеганию.

Вворачиваем первый болт в верхнее отверстие и снизу прижимаем колесо носком ноги: это поможет избежать перекоса диска и упростить процесс крепежа.

Разумеется, конструкция диска, ступицы и крепежа такова, что при затягивании болтов (гаек) должна обеспечиваться необходимая центровка колеса. Тем не менее для достижения наилучшего эффекта все же рекомендуется затягивать болты в несколько проходов с увеличением усилия, используя оппозитную схему (крест-накрест). Окончательная «протяжка» осуществляется после того, как автомобиль уже снят с домкрата. Главное — не забыть про эту ответственную операцию!

[divide][mom_video type=»youtube» id=»s3NyGpHEdR0″ width=»600″ height=»450″][divide]

Тянуть не перетянуть

Итак, автомобиль всеми колесами стоит на земле — пора окончательно затянуть все болты (гайки), обеспечив надежное крепление диска к ступице. При этом необходимо соблюдать установленный производителем момент: с одной стороны, это позволит избежать срыва резьбы, с другой — гарантирует надежное крепление колес к ступице, когда риск ослабления сводится к минимуму.

В зависимости от модели и марки автомобиля момент затяжки находится в пределах 80-140 Нм, гарантированно выдержать этот параметр можно с помощью динамометрического ключа. Но, как показывает практика, этим инструментом не пользуются даже на СТО и в шиномонтажных мастерских — наверняка его не имеют и самостоятельно меняющие колеса автомобилисты. В общем, по факту болты и гайки затягиваются вручную…

Опытные водители и механики примерно представляют, с каким усилием воздействовать на ключ. Но по большому счету эти знания сводятся к следующему: при закручивании болтов обычный человек без особой физической подготовки должен приложить изрядное усилие на стандартный баллонный ключ или «крест», не используя удлинителей.

Мы решили проверить, с каким моментом затянуты болты на автомобилях наших сотрудников. Для этого достали динамометрический ключ и выборочно проверили крепеж на нескольких колесах. На своей машине я затягивал болты сам — как оказалось, с усилием от 150 до 230 Нм!

Возможно, одна из причин в том, что я пользуюсь длинным воротком против короткого штатного баллонного ключа — вот и «пережим»!

Но на автомобиле Сергея Боярских болты тоже пережаты: в районе 200 Нм против требуемых 90-110 Нм! Колеса менялись в шиномонтажной мастерской, работник станции зажимал болты вручную.

Те же 200 Нм, что также заметно выше нормы, показал ключик и на машине Юрия Лихуты, хотя он сразу признался, что всегда пережимает крепеж. Как видим, закручивая болты «на глазок», опытные водители легко превысили требуемое усилие в полтора-два раза!

Стати, если крепеж зажат недостаточно сильно, через некоторое время он может ослабнуть, что чревато потерей колеса. Именно поэтому важно, особенно в случае с литыми дисками, через 100-200 км после «переобувки» проверить надежность крепежа и при необходимости «пережать» все колеса.

[divide]

После шиномонтажа

После сборки колес требуется определенный период для «усадки» покрышки на обод, вследствие чего может возникнуть дисбаланс. Именно по этой причине через 500-1000 км, возможно, появится необходимость вновь отбалансировать колеса. В дальнейшем балансировку следует проводить каждые 10.000-12.000 км.

При установке новых шин следует помнить, что первые 200-300 км двигаться на них следует осторожно, поскольку сцепление колес с дорогой изначально будет снижено из-за технологической смазки, которой шины покрывают в процессе производства.

Если после замены колес появился увод в сторону, то в первую очередь следует проверять давление и правильность установки шин (особенно если они направленные, асимметричные). А вот дальше рекомендуется проверить равномерность износа протектора, попробовать переставить колеса местами (задние поменять с передними), как крайний вариант — перебортировать колеса. Если все эти действия не возымели эффекта, причину увода следует искать в другом (подвеска, тормозная система и т.д.).

[divide]

Как хранить?

В темном прохладном месте при влажности 50-60%. Оптимальной считается температура воздуха порядка 10-15°С, но допустимы колебания в любую сторону. Если покрышки сбортированы на диски, то колеса складывают в стопку или подвешивают за диск.

Шины без дисков хранят иначе. Традиционная рекомендация: вертикально, желательно на специальных стеллажах, с периодической сменой точки опоры (для чего покрышки раз в несколько недель следует поворачивать). Соблюдение этих нехитрых правил обеспечивает работоспособность и предусмотренный производителем срок службы шин.

Иван КРИШКЕВИЧ, Фото автора, ABW.BY

Как правильно поменять колеса местами

В процессе эксплуатации резина подвергается неравномерному износу. Перестановка колес позволяет продлить срок службы автомобильных шин. В этой статье мы рассмотрим, как правильно поменять колеса местами.

Перестановку рекомендуется проводить каждые 10 тыс. км пробега. Для начала следует приподнять весь автомобиль над землей. Самый дешевый и простой способ – использовать набор опор из подходящего материала. Поднимайте машину только на ровной поверхности, чтобы обеспечить её устойчивость на опорах.

Перед подъемом ослабьте крепежные болты на колесах. Далее с помощью домкрата поднимайте каждый угол и устанавливайте на опору. Когда автомобиль окажется в воздухе, можно приступать к замене колес местами. В зависимости от рисунка протектора вы можете использовать следующие схемы перестановки:

Рисунок протектора может быть направленным и ненаправленным. Направленная резина имеет строго направленный рисунок со специальными каналами для отвода воды и песка, улучшающими управление. Поэтому нельзя менять местами направленные покрышки со стороны пассажира на сторону водителя и наоборот. Ненаправленная резина абсолютно симметрична, поэтому её можно безопасно менять сторонами.

Для резины с направленным рисунком протектора перестановка осуществляется заменой местами правого заднего колеса с правым передним, левого заднего — с левым передним. Что касается резины с ненаправленным рисунком, некоторые источники предлагают различные схемы перестановки для каждого типа привода. Приведенная выше схема универсальна, поскольку не зависит от типа привода автомобиля.

После замены колес можно опускать машину. Для этого с помощью домкрата поднимайте каждый угол и убирайте опору. Далее остается только надежно затянуть крепежные болты ключом. Рекомендуется прибавлять по четверти оборота каждому противоположному болту и затем переходить к следующей паре. После того как вы поменяли колеса местами, проверьте давление в шинах и подкачайте их при необходимости.

Как правильно поменять колесо на автомобиле

Широкое распространение личных авто и, как следствие, появление большого числа водителей с малым опытом (в основном из числа прекрасной половины человечества), привело к учащению ситуаций, когда водитель попросту не знает — что делать при проколе шины и соответственно как правильно поменять колесо на автомобиле.

К тому же качество дорог, что бы ни говорили, всё-таки улучшилось, да и автомобильные шины стали более качественными, в основной своей массе. Все эти факторы привели к значительному снижению вероятности прокола или повреждения шин.

Поэтому даже умудрённый опытом шофёр, не менявший колесо уже лет несколько, может совершить ряд ошибок, что чревато потерей времени (в связи с большим количеством действий), или даже получением травмы.

Самым лучшим выходом из данной ситуации будет соблюдение нехитрой технологии при замене колеса. Порядок действий можно запомнить или распечатать и положить в бардачок автомобиля, чтобы исключить забывчивость.

Итак, при необходимости замены колеса – в первую очередь нужно убедиться в наличии всего необходимого. Для этого потребуются:

  1. Запасное колесо, целое и накачанное.
  2. Исправный домкрат.
  3. «Баллонный» ключ соответствующего размера (у большинства автомобилей «на 19»).
  4. Противооткатный упор (можно без него, но снизится безопасность).

Если без противооткатного упора ещё можно успешно сменить колесо, то без запасного колеса (или со спущенной «запаской») смысла браться за работу нет. Когда же всё необходимое есть – то можно смело приступать к действиям.

Замена колеса производится в три этапа.

Этап первый – подготовка

В первую очередь необходимо поставить машину на ровную и твёрдую поверхность. Подойдёт участок дороги без сильного уклона или парковка/карман, с асфальтовым покрытием (либо другим, достаточно прочным, чтобы домкрат не провалился).

Машину следует установить таким образом, чтобы не мешать движению других транспортных средств. Не следует бояться немного проехать (естественно медленно, с аварийным сигналом) со спущенным колесом – шанс повредить покрышку минимален, кроме того она уже повреждена.

После установки автомобиля в подходящее место, необходимо поставить машину «на ручник» и включить первую передачу, в случае механической КПП; при автоматической установить в режим «паркинг» и заглушить двигатель.

Затем требуется установить противооткатный упор под колесо, расположенное диагонально от повреждённого. Т.е. упор должен находиться на противоположной стороне и другой оси. К примеру, при замене правого заднего колеса, упор устанавливается под левое переднее.

Примечание. Упоры бывают как двухсторонние, так и односторонние. В случае использования одностороннего – необходимо устанавливать его под колесо со стороны уклона.

Далее нужно достать весь требуемый инструмент (домкрат и «балонник») и само запасное колесо, расположив всё это вблизи места работ.

Примечание. Если используются декоративные пластиковые колпаки на колёсах, то с повреждённого колеса его необходимо снять.

Этап второй – замена

В первую очередь необходимо ослабить крепёж повреждённого колеса. Для этого нужно установить «балонник» на болт (или гайку – на разных автомобилях по-разному) так, чтобы его ручка расположилась относительно горизонтально, и «смотрела» влево (чтобы откручивать – надо крутить против хода часовой стрелки).

После чего требуется ослабить затяжку болта/гайки, можно с помощью ноги, буквально вставая на край ручки «балонника» (возможно даже придётся попрыгать на нём). Таким образом нужно «сорвать» все гайки/болты на половину оборота.

Следующее, что необходимо сделать – это поднять автомобиль с помощью домкрата. Для этой цели домкрат располагается под специальной площадкой на пороге авто (бывают и специальные крепления, хитрой конструкции – тогда необходимо соответственно ими воспользоваться) и совершается подъём автомобиля до тех пор, пока повреждённое колесо не оторвётся от земли с довольно большим зазором (чтобы влезло накачанное запасное).

Теперь нужно выкрутить все гайки/болты, что довольно легко сделать – особые усилия здесь уже не требуются, после чего снимается колесо. Затем устанавливается колесо запасное (в случае использования в конструкции ступицы направляющих – необходимо следить, чтобы колесо в них попало) и, от руки, наживляются болты/гайки. После требуется «балонником» «от руки» частично затянуть крепёж. Затягивать болты/гайки нужно по диагонали – т.е. один затянули, следующий будет тот, который напротив.

Далее опускаем автомобиль и затягиваем крепёж колеса с полным усилием.

Примечание. Через 500 км пробега рекомендуется проверить затяжку крепления колёс, при необходимости – подтянуть.

Заключительный этап – уборка

Чтобы ничего после себя не оставлять на дороге (и не оказаться в трудной ситуации при другом подобном случае) – выполняем самую важную часть работ. Складываем всё на места и внимательно осматриваем – не забыто ли чего.

Смотрите как проверить парктроник на работоспособность вдвоем с помощником.

А в этой статье узнаете как работает система распределения тормозных усилий.

Очень важно знать и соблюдать https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/pravila-perevozki-detej.html правила перевозки детей в автомобиле.

Видео – как поменять колесо на автомобиле правильно:

Может заинтересовать:

Как менять колесо на машине: руководство для начинающих водителей

Ситуация, в которой требуется заменить колесо, может случиться где угодно – возле дома, на стоянке, даже в дороге. Вне зависимости от обстоятельств при замене необходимо придерживаться норм безопасности, иначе вред будет нанесен не только машине, но и собственному здоровью.

Знание того, как менять колеса, пригодятся любому водителю

Основные признаки неисправности

Необходимость в замене колеса можно определить по приведенным ниже признакам:

  • автомобиль виляет «задом»;
  • его тянет в левую/правую сторону;
  • наблюдаются сторонние шумы, идущие от колеса.

При наличии одного из этих признаков немедленно остановите автомобиль (если не сделали этого ранее), внимательно его осмотрите. И если окажется, что причиной всего этого стало спущенное колесо, приступайте к его замене. Но вначале позаботьтесь обо всем необходимом.

Сделать своими руками свет в гараже не составит труда, если прочесть наш материал.

Аккумуляторные автомобильные пылесосы – не единственное решение для уборки салона. О других вариантах пылесосов можно узнать здесь.

Что понадобится для замены?

Для проведения данной процедуры вам понадобится:

  • домкрат;
  • плотные перчатки;
  • ключ баллонного типа (его размеры должны быть такими же, как у гаек на колесе);
  • «башмак» (если такового под рукой нет, то можете использовать пару камней с обочины);
  • собственно, запаска.

Помимо того, пригодится также специальный технический аэрозоль, маркировка которого выглядит как WD-40 (в среде автолюбителей он известен под именем «вэдешка»). Особенностью этого аэрозоля является то, что он способен проникать в ржавые соединения и делать их более подвижными. Ведь если колесо, к примеру, не меняли достаточно долго, то возникнут определенные трудности с выкручиванием гаек. А применение «вэдешки» эту задачу существенно облегчит.

Как поменять колесо: пошаговая инструкция

Процедуру можно условно разделить на два этапа – подготовительные мероприятия и непосредственно замена. Ознакомимся с особенностями каждого из них.

Этап первый. Подготовительные мероприятия

До того как поменять колесо, вам необходимо провести предварительную подготовку. Она заключается в выполнении нескольких несложных действий.

  • Вначале заглушите машину (если инцидент случился в дороге), после чего поставьте ее на стояночный тормоз.
  • Установите аварийный знак, причем сделайте это правильно. Так, если вы остановились на «встречке», то этот знак должен располагаться спереди автомобиля на расстоянии 15-ти метров, а если на своей полосе, то тоже в 15-ти метрах, но уже сзади (в пределах населенных пунктов это расстояние должно составлять 30 метров).
  • Осмотрите транспортное средство, установите упоры под колеса. Особое внимание уделите креплению того колеса, которое расположено диагонально в отношении поврежденного.
  • Заранее подготовьте все необходимое оборудование, а также запасное колесо.

После этого приступайте к основной части работы.

Этап второй. Смена колеса на автомобиле

Алгоритм действий во время замены приведен ниже.

  • Проверьте, действительно ли машина стоит на ручнике. Можете дополнительно включить еще и первую передачу в целях перестраховки. Если у вашего авто АКПП, то переведите селектор в положение «паркинга».
  • Далее под те колеса, которые в замене не нуждаются, подложите кусочки кирпичей или же специальные клинья, препятствующие откату. Более того, для этого можно использовать даже обычные поленья, имеющие форму клинков. Их вам предстоит плотно забить под колеса (рекомендуется использовать для этого молоток, благодаря которому клинья удастся подогнать предельно глубоко).
  • После этого ослабьте гайки поврежденного колеса. Если сделаете это еще до того, как поднимете автомобиль с помощью домкрата, то сам процесс будет более легким и простым.
  • Запасное колесо подготовьте заранее, положив ее рядом с транспортным средством. Никогда не прислоняйте ее к кузову, в противном случае оно запросто сможет покатиться, оставляя на нем глубокие царапины.
  • Только после этого поднимите машину при помощи домкрата.
  • Работайте домкратом, пока поврежденное колесо целиком не оторвется от поверхности земли.
  • Подняв машину, открутите до конца гайки, а само колесо полностью снимите.
  • Возьмите новое колесо и установите его на место старого, с предельной аккуратностью зафиксировав посредством гаек. Здесь вы должны быть осторожным и прилагать не очень большие усилия – объясняется это тем, что по причине излишнего усердия в закручивании машину можно легко столкнуть с домкрата. Что же касается финальной затяжки гаек, то ее рекомендуется проводить только после того, как машина снова окажется на земле.
  • Вы практически завершили замену поврежденного колеса. Теперь опустите машину на землю и окончательно затяните гайки (словом, делайте то, что рекомендовалось в предыдущем шаге).
  •  Уберите снятое колесо туда, где оно не будет вам мешать (например, в багажник).
  • Извлеките из-под колес все забитые туда клинья. Используя манометр, проверьте, соответствует ли давление в шине норме, при необходимости несколько его подкачайте.
  • Упакуйте все инструменты и аварийный знак, после чего можете смело продолжать поездку.

Полезные советы

Вашему вниманию предлагается еще несколько дельных рекомендаций, которые помогут справиться с процедурой.

  1. Машина обязательно должна стоять на ровной поверхности, причем с включенным ручным тормозом или же режимом «паркинга» (все зависит от типа коробки переключения скоростей).
  2. Большая часть современным моделей автомобилей комплектуются домкратом, располагающимся, как правилом, в дополнительном отделении багажника под настилом.
  3. Наконец, важно, чтобы гайки закручивались с моментом 103 Нм.

Помимо того, непосредственно во время замены обращайте внимание на изготовителя шин. Дело в том, что на одной оси машины должны находиться шины только одного изготовителя. Для равномерности износа можете менять их комплектами (по четыре штуки), также не забывайте чередовать задние колеса с передними.

Еще при замене следите за тем, чтобы на одной оси были шины не только одной фирмы-производителя, но также с одинаковым профилем и датой изготовления (плюс/минус 1 год).

Как заменить колесо на автомобиле (видео)

Подводя итоги

Каждый автовладелец транспортного средства рано или поздно сталкивается с ситуацией, в которой требуется проявить свои способности и знания в целях сохранения работоспособности «железного коня». Одной из таких ситуаций является, скажем, пробитие шины на дороге. Дальнейшее движение уже, разумеется, невозможно, но если вы будете следовать приведенной выше инструкции, то быстро решите проблему и продолжите путь.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf