logo1

logoT

 

Как промыть систему охлаждения


Как и чем промыть систему охлаждения двигателя своими руками? Практические рекомендации и инструкции

Система охлаждения двигателя позволяет агрегатам мотора поддерживать рабочее состояние в течение максимального количества времени. Водителям хорошо известно, что время от времени необходимо менять антифриз, который теряет свои свойства за 2-3 года или 30-45 тысяч километров пробега. Предусмотрена не только полная замена охлаждающей жидкости, но и ее долив при необходимости.

При этом, даже поддерживая регулярно уровень охлаждающей жидкости на требуемом уровне, система охлаждения может придти в негодность и привести к неисправностям мотора. Чтобы этого избежать, каждые 2 года опытные владельцы автомобилей рекомендуют проводить промывку системы охлаждения двигателя. Данная процедура выполняется на платной основе специалистами в сервисе, но ее можно провести и самостоятельно. В рамках статьи мы объясним, как промыть систему охлаждения двигателя своими руками, в том числе и без использования специальной жидкости.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя состоит из ряда элементов, которые должны грамотно друг с другом взаимодействовать, чтобы охлаждающая жидкость подводилась к наиболее горячим деталям двигателя в процессе работы. Самым уязвимым элементом системы охлаждения являются шланги, которые могут забиться или порваться от лишних нагрузок.

В процессе эксплуатации автомобиля под капот попадает песок, камни, насекомые, на двигателе образуется пыль и другие загрязнения. Часть загрязнений со временем оказывается в системе охлаждения, перемешиваясь с охлаждающей жидкостью. Это приводит к тому, что на различных металлических элементах конструкции образуется накипь, которая со временем отслаивается и попадает в шланги. Они забиваются, что понижает эффективность системы охлаждения или вовсе выводит ее из строя.

Если на панели приборов горит лампочка охлаждающей жидкости, проблема может заключаться не только в отсутствии антифриза, но и в проблеме непосредственно с системой охлаждения, решить которую будет довольно дорого, если потребуется замена одного или нескольких элементов. Чтобы это избежать, рекомендуется каждые 2 года проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Чем промыть систему охлаждения двигателя

В сервисах по ремонту автомобилей промывка двигателя проводится специальными средствами, которые можно купить в специализированных на расходных материалах для двигателя магазинах. Подобных средств множество, но наиболее известные из них Лавр и Моторесурс. Стоимость специализированных средств для промывки системы охлаждения двигателя крайне высока, и многие водители используют для очистки системы от постороннего «мусора» обычную дистиллированную воду. Этот метод дешевле, но и значительно менее эффективный, поскольку вода не борется с накипью, а лишь вычищается скопившиеся микрочастицы.

Если возникает вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя недорого и эффективно, можно воспользоваться раствором лимонной кислоты или кока-колой. Обе жидкости отлично справляются с задачей очистки от накипи и прочих загрязнений системы охлаждений.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Процесс промывки системы охлаждения достаточно простой, и он состоит из следующих этапов:

  1. Двигатель автомобиля немного прогревается, после чего выключается и требуется подождать некоторое время, пока он чуть остынет;
  2. Далее откручивается пробка, из мотора сливается старая охлаждающая жидкость. Внимание: Не сливайте охлаждающую жидкость на горячем двигателе – это чревато ожогами и разбрызгиваем антифриза под давлением;
  3. После этого требуется залить средство для очистки системы охлаждения. Некоторые из них необходимо разбавлять с дистиллированной водой. Если вы используете для промывки лимонную кислоту или кока-колу, конкретные рекомендации по использованию данных жидкостей для промывки двигателя будут даны ниже. В случае, когда применяются специализированные средства, необходимо следовать инструкциям на упаковке;
  4. Далее некоторое время необходимо дать двигателю поработать с залитым средством для очистки системы охлаждения. Рекомендация по времени зависит от типа применяемой жидкости;
  5. После промывки жидкость сливается, и в систему охлаждения заливается чистая вода, чтобы удалить остатки моющего средства. Процедуру слива-залива воды может потребоваться повторить несколько раз;
  6. Последним шагом в систему охлаждения заливается новая охлаждающая жидкость. Внимание: выбрать антифриз лучше такой же, который был залит в системе охлаждения до промывки.

Тщательная промывка системы охлаждения необходима, чтобы вывести образовавшиеся осадки, грязь, коррозийные элементы и вредные примеси, которые могут привести к нарушению стабильности работы системы. Настоятельно рекомендуем после промывки системы охлаждения заливать новый антифриз, поскольку в старой жидкости, даже если машина проехала на ней не так много километров, имеются частицы загрязнений.

Как промыть систему охлаждения мотора лимонной кислотой

Не секрет, что кислотная среда позволяет побороть накипь и ржавчину, и ее целесообразно использовать для очистки системы охлаждения. Наиболее доступная возможность создать кислотную среду самостоятельно в больших объемах – это использовать смесь лимонной кислоты и воды. Получившийся раствор позволяет избавиться от загрязнений в системе охлаждения двигателя.

Некоторые особенности промывки системы охлаждения лимонной кислотой:

  • Для создания раствора при сильном загрязнении рекомендуется использовать на 10 литров воды 1 килограмм лимонной кислоты. Если загрязнение средней тяжести, количество лимонной кислоты на 10 литров можно сократить до 800 грамм;
  • После того как лимонная кислота окажется залита в систему охлаждения, требуется проехать несколько километров на машине (позволить поработать двигателю 10-15 минут на средних оборотах без резких ускорений), после чего оставить средство еще на 45 минут;
  • Перед тем как заливать новый антифриз, необходимо тщательно очистить систему от остатков лимонной кислоты, для этого промывка системы охлаждения водой повторяется 3-4 раза.

Лимонная кислота показывает себя не хуже многих профессиональных средств для чистки системы охлаждения.

Как промыть систему охлаждения двигателя кока-колой

Давно известно, что в быту напиток кока-кола может использоваться в качестве очищающего средства. Состав газировки содержит различные компоненты, которые позволяют очищать ржавчину и загрязнения. Может использоваться coca-cola и для очистки системы охлаждения двигателя.

Внимание: Рекомендуется использовать именно оригинальную кока-колу, а не ее аналоги, которые могут содержать другие компоненты, малоэффективные для очистки системы охлаждения.

Некоторые особенности промывки системы охлаждения двигателя кока-колой:

  • Время работы двигателя на кока-коле должно быть минимально – 4-5 минут, после этого мотор следует отключить и позволить напитку еще 30-35 минут оставаться в системе охлаждения;
  • Промывку водой после кока-колы необходимо вести более тщательно, чем после других средств, поскольку элементы сахара могут оседать на трубках системы охлаждения.

Стоит отметить, что по завершению очистки системы охлаждения от загрязнений с использованием кока-колы, рекомендуется после залива антифриза запустить двигатель с открытой крышкой радиатора, чтобы оставшиеся пузырьки воздуха вышли. Далее отключите двигатель и долейте охлаждающую жидкость в образовавшееся дополнительное пространство.

(448 голос., средний: 4,42 из 5) Загрузка...

Промывка системы охлаждения от эмульсии и грязи, промышленные и народные средства

Новый автомобиль владельцу практически не доставляет никаких хлопот, необходимо лишь проводить техобслуживание, вовремя менять моторное масло в двигателе. Но со временем все узлы и агрегаты начинают изнашиваться и стареть, от грязи и дорожной пыли забиваются основной и печной радиаторы. Для освобождения от различного сора и шлака нужно промыть систему охлаждения двигателя, для этого используются разные составы, как промышленные, так и народные, существует множество всяких рецептов. Чистку системы профессионально производят специалисты на автомойках или в автосервисах, но ее также можно выполнить своими руками, не прибегая к услугам мастеров.

Как правильно промыть охлаждающую систему

Любая система охлаждения двигателя (СОД) автомобиля состоит из водяных патрубков (шлангов), радиаторов (основного и отопительного), термостата, водяного насоса, который обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ). В результате постоянного взаимодействия с разогретым металлом, а также от старения, в жидкости (тосоле или антифризе) накапливаются различные отложения, и она начинает мутнеть. Также в тосол может попасть масло из двигателя, оно проникает в СОД вследствие негерметичности прокладки головки блока цилиндров.

Существуют разные методы промывки охлаждающих каналов и радиаторов, в целом они принципиально не отличаются между собой, разница заключается лишь в использовании составов и последовательности действий. Можно промыть систему охлаждения двигателя водой, не прибегая ни к какой химии, но это в том случае, когда она не слишком загрязнена, и в ней нет следов масла. Правильно промыть СОД – это значит, полностью избавиться от грязи или масла (эмульсии), при этом антифриз должен быть прозрачным, а двигатель иметь рабочую температуру (не перегреваться). И очень важно подобрать подходящий для промывания состав, который не навредил автомобилю, а пошел бы только на пользу!

Чем лучше промыть охлаждающую систему

Для промывки применяются промышленные и народные средства, эффективность которых устанавливается, исходя из опыта. Наиболее популярными «народными» составами для эффективной очистки каналов охлаждения считаются:

  • лимонная кислота;
  • состав для мытья посуды Fairy;
  • молочная сыворотка;
  • отбеливатель «Белизна»;
  • раствор уксуса;
  • антинакипин «Золушка»;
  • солярка;
  • каустическая сода;
  • моющий препарат Cillit Bang.

Кто-то промывает СОД даже с помощью кока-колы, но не все составы безопасны, и нужно знать точную дозировку, порядок действий при прочистке. Из промышленных средств автовладельцы чаще всего советуют использовать специальную автохимию брендов:

  • Prestone;
  • Abro;
  • LAVR;
  • Hi Gear;
  • Liqui Moly;
  • Fenom;
  • WYNNS.

В некоторых ситуациях промывание СОД требуется после герметика (точнее, после его применения для устранения утечки антифриза), такая ситуация возникает, если дозировка не соблюдена, и в результате засорился печной радиатор. Здесь в ход идут уже и народные, и специальные промышленные препараты (целый комплекс), а если и они не помогают, тогда выход только один – снимать радиатор печки и прочищать.

Как очистить охлаждающую систему от масла с помощью лимонной кислоты

Если в радиаторе охлаждения (РО) появляется эмульсия, это означает, что масло проникает в СОД из двигателя. Такой признак говорит о неисправности прокладки головки блока или самой ГБЦ, эксплуатировать машину с таким дефектом крайне не рекомендуется. Прежде чем промывать от эмульсии, необходимо устранить поломку, иначе ее образование будет продолжаться. Избавиться от масла в системе не так просто, в некоторых случаях приходится промывать несколько раз, использовать разные средства.

Лимонная кислота – высокоэффективный состав для вымывания грязи, в том числе и масляных остатков из РО, промывание производится несложно, но при сильной загрязненности внутренностей СОД такую операцию приходится повторять несколько раз. Рассмотрим на конкретном примере, как выполняется подобная процедура, необязательно все действия точно копировать, но сам принцип, надеемся, будет понятен:

  • берем пакетики с лимонной кислотой из расчета 100 г на 1,5-2 л тосола, заранее подготавливаем раствор, размешивая порошок с горячей водой в какой-нибудь таре, растворяем его;
  • если движок холодный, прогреваем его до рабочей температуры, затем глушим двигатель;
  • подставив внизу ведерко или пластиковую канистру, сливаем старую ОЖ из радиатора и блока цилиндров, открутив соответствующие пробки (открыв краники). Где находятся сливные отверстия, зависит от модели автомобиля;
  • не устанавливая пробок (не закрывая краников), в расширительный бачок заливаем чистую воду, проливаем систему до тех пор, пока из сливных отверстий не начнет выходить относительно чистая жидкость;
  • закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чистой водой, прогреваем мотор, глушим его, выливаем через краники воду;
  • затем уже наливаем в расширительный бачок раствор лимонной кислоты, подготовленный заранее, еще раз размешав его, после запускаем движок;
  • закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на машине от 15 до 50 км, очень желательно, чтобы краник печки на автомобиле был открытым;
  • после поездки сливаем раствор, вероятнее всего, он будет мутного грязного цвета;
  • опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки (краники), заправляем систему уже свежим тосолом.

Если работа производится летом, можно для достижения лучшего эффекта на какое-то время залить дистиллированную воду и проездить так несколько дней. В дальнейшем нужно будет обязательно заправить рекомендованную для данного типа автомобиля охлаждающую жидкость, главное, не забыть об этой смене. Еще при попадании эмульсии в охлаждающую жидкость можно промыть систему охлаждения двигателя соляркой, хотя дизельное топливо не очень эффективно удаляет шлак, зато хорошо борется с масляными отложениями.

Как промыть радиатор от ржавчины в домашних условиях

Ржавчина в охлаждающей системе чаще всего образуется в результате эксплуатации автомобиля на воде, которую заливают в СОД летом с целью экономии, но зимой переходить на тосол все равно необходимо. Прежде чем заправлять машину новой ОЖ, следует произвести промывку, а признаком наличия ржавчины являются рыжие пятна на расширительном бачке, темно-рыжий цвет жидкости внутри самой емкости.

Промывка в таких случаях совершается в стандартном режиме: также необходимо нагреть мотор до рабочей температуры, затем остановить движок, выключив зажигание, слить всю грязную жидкость. В домашних условиях нет возможности загнать машину на яму или подъемник, поэтому обычно подобная процедура выполняется на ровной площадке где-то на дворовой территории. Разумеется, сливать ржавую смесь рекомендуется в заранее приготовленную тару, лучше всего для этого подходит плоская канистра с вырезанной боковиной.

Промываем несколько раз систему проточной водой, затем используем раствор лимонной кислоты, также можно применить раствор уксуса. Перед заправкой свежим тосолом рекомендуется некоторое время поездить на дистиллированной воде, затем уже заправлять машину охлаждающей жидкостью. Нужно отметить, что от ржавчины избавиться достаточно трудно, в некоторых случаях приходится несколько раз сменить антифриз, прежде чем он станет чистым, без мутного осадка.

Стоит ли промывать систему охлаждения после применения герметика для радиаторов

При утечке охлаждающей жидкости через неплотные соединения в патрубках достаточно часто собственники авто используют специальный герметик, предотвращающий течь ОЖ, для этого в радиатор добавляется специальный состав. Во многих случаях средство действительно помогает избавиться от подтеков антифриза, но неправильная дозировка герметика нередко приводит к засорению печного радиатора. В результате перестает нормально греть печка, что является довольно серьезной проблемой. Возникает вопрос, как промыть с минимальными потерями времени и денег, чтобы восстановить работоспособность отопителя.

Наиболее частые советы по этой теме, которые можно услышать от автолюбителей:

  • произвести стандартную промывку с помощью лимонной кислоты;
  • использовать в качестве промывочного средства молочную сыворотку;
  • залить в охлаждающую систему для промывания фанту или кока-колу;
  • применить фирменную автохимию Хай-Гир.

Конечно, попытаться воспользоваться здесь можно любым из предложенных способов, но, к сожалению, в данной ситуации они не всегда работают, особенно, если герметика было добавлено много. Самый верный вариант – снимать оба радиатора (основной и печной), а затем прочищать и промывать детали, продувать их сжатым воздухом.

Очистка СОД с помощью «Белизны»

Охлаждающая система может засориться из-за смешения двух разных ОЖ, несовместимых по характеристикам, из-за этого происходит свертываемость жидкости, получается своего рода «каша». Вымыть из РО такую жижу легко не получится, очень редко помогает здесь и промышленная автохимия. Народные умельцы для промывки берут чистящее средство «Белизна», обладающее прекрасным очищающим эффектом. Как выглядит применение этого состава на практике:

  • как обычно, сливаем жидкость с блока цилиндров и радиатора;
  • не закрывая пробок, проливаем обычной водой (до 10 литров);
  • закрываем сливные краники (пробки), заливаем 2 л «Белизны», берем ее такое количество в случае, если объем охлаждающей системы составляет около 10 литров, заполняем оставшееся пространство СОД водой;
  • запускаем и нагреваем движок до рабочей температуры (хотя бы до того момента, как первый раз заработает вентилятор охлаждения), глушим мотор, сливаем жидкость;
  • вторично проливаем СОД до тех пор, пока вытекающая жидкость не станет прозрачной, при необходимости повторяем промывку на дистиллированной воде.

Теперь расширительный бачок можно заправить свежим тосолом, а по ходу эксплуатации машины желательно следить за цветом ОЖ. По отзывам владельцев авто, «Белизна» эффективно удаляет грязь из радиаторов, но у нее есть свои недостатки – это сильный запах, еще средство разъедает алюминий. Поэтому при промывке после использования чистящего средства его остатки нужно тщательно вымывать во избежание коррозии металла.

Эффект от промывания охлаждающей системы кока-колой

Еще одно совсем необычное решение – промыть СОД кока-колой, только почему-то многим кажется странным, что напиток способен разъедать грязь. Но объяснение все же это химической реакции есть: в составе «газировки» содержится ортофосфорная кислота (регулятор кислотности). По утверждению некоторых водителей, Coca-Cola действительно способствует отмыванию внутренних стенок радиатора и является не самым плохим промывочным средством. Но перед использованием этого состава обязательно нужно открыть бутылки с жидкостью и дождаться, пока из них полностью не выйдет газ.

Для промывки напиток Coca-Cola не разбавляется водой, заливается целиком, значит, для заправки 10-литрового РО необходимо покупать пять больших бутылок лимонада. Но стоит ли экспериментировать со столь необычным для автомобиля средством, когда есть масса проверенных составов, а также сертифицированного товара, специально предназначенного для этих целей?

Плюсы и минусы промывки охлаждающей системы

Чистка СОД, безусловно, дает положительный эффект, у нее есть свои преимущества:

  • улучшается циркуляция охлаждающей жидкости;
  • уменьшается риск перегреть двигатель;
  • меньше корродирует металл радиаторов, соответственно, детали служат дольше.

Но у промывки все же есть и некоторые недостатки, особенно, если она выполняется неграмотно или с применением недопустимых средств. От неправильно подобранной концентрации или состава промывочного раствора могут разъедаться патрубки, течь сальник водяного насоса, возникнуть коррозия металла. В некоторых вариантах прочистка банально не дает никаких результатов, получается потеря времени и денежных затрат. Также и не хвалят отдельные образцы фабричной продукции, например, промывочное средство Felix. Согласно некоторым мнениям, препарат не приносит никакой пользы, вдобавок разъедает резину.

Обслуживание системы охлаждения

В процессе эксплуатации транспортного средства антифриз (тосол) постепенно теряет свои качества, от постоянной циркуляции, нагрева и взаимодействия с металлом начинает мутнеть. Периодичность замены ОЖ зависит от многих факторов, но в целом рекомендуется менять охлаждающую жидкость через каждые 40-50 тыс. км пройденного пути или с регулярностью один раз в 2 года (в некоторых вариантах – 5 лет). Также жидкость заменяется:

  • при ее помутнении (почернении);
  • при попадании в нее масла;
  • при появлении пены, хлопьев.

Если ОЖ приобрела рыжий цвет, причиной тому является образование ржавчины, здесь затягивать с заменой антифриза нельзя, и необходимо выяснить, что является причиной ржавления. Если вовремя производить замену жидкости (согласно регламенту), не допускать ее помутнения, скорее всего, глобальная промывка и не понадобится, достаточно при смене тосола промывать систему дистиллированной водой.

Видео: Как и чем промыть радиатор и систему охлаждения двигателя автомобиля

Как самому промыть систему охлаждения двигателя перед заменой тосола/антифриза

Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость системы охлаждения. Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.

Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения.  От нормальной работы системы охлаждения ДВС и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс автомобильного радиатора, радиатора отопителя, водяного насоса (помпы) и соединительных патрубков

Когда и почему нужно менять антифриз

Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступив место антифризу или тосолу. Одним из свойств такой рабочей жидкости в системе независимо от типа (антифриз или тосол) является склонность к постепенному выкипанию.

Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. В этом случае большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама ОЖ представляет собой концентрат, который в определенной пропорции разводится с дистиллированной водой. Добавим, что такая жидкость (при условии хорошего качества самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет сразу две функции:

  1. Основной задачей является отвод тепла от двигателя и перенос нагрева в радиатор, где происходит последующее охлаждение циркулирующей ОЖ;
  2. Дополнительной функцией является защита, очистка и частично смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;

В силу значительного нагрева и выкипания ОЖ, что требует периодической разбавки водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств охлаждающей жидкости. Следовательно, срок службы такой рабочей жидкости ограничен. Результатом становится необходимость ее замены. Также имеет место факт образования накипи и грязи в системе охлаждения. По этой причине происходит заметное изменение цвета (потемнение) и запаха антифриза, что указывает на окончание ресурса ОЖ и/или загрязненность системы охлаждения.

С учетом вышесказанного требуется не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но также производить промывку системы охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование данного правила приводит к тому, что свежий тосол или антифриз темнеет или даже чернеет через несколько десятков километров пробега, так как заливается в грязную систему охлаждения.  Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже при учете замены ОЖ.

Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. К первому относят наружную очистку сот радиатора и самого вентилятора системы охлаждения от пыли, пуха, грязи и другого мусора. Для очистки будет достаточно воспользоваться любой влажной ветошью, которой можно протереть лопасти вентилятора. Что касается радиатора, его соты промываются направленной струей воды под небольшим давлением. Обратите внимание, мойка аппаратами высокого давления типа Керхер может повредить мягкие ячейки-соты автомобильного радиатора.

Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывать указанную систему необходимо для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, которые неизбежно возникают после разложения присадок в составе тосола/антифриза. В двигателях, которые имеют определенные неисправности, в систему охлаждения может дополнительно попадать моторное масло или газы из камеры сгорания, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.

Такая промывка осуществляется при помощи различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждый из используемых очистителей имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.

Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы путем откручивания сливной пробки на радиаторе, которая конструктивно расположена в нижней точке. Также потребуется открутить сливную пробку и на блоке цилиндров (при наличии) для удаления остатков ОЖ из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутите крышку расширительного бачка, подставьте емкости под радиатор и БЦ, открутите сливные пробки.

Следует помнить, откручивать верхнюю или нижнюю пробку радиатора, пробку на БЦ, а также крышку расширительного бачка на горячем двигателе запрещено! В системе образуется повышенное давление, в результате чего жидкость может выплеснуться и вызвать серьезные ожоги и другие травмы!

Сам дальнейший процесс промывки предельно прост:

  • после слива все пробки завинчивают. Затем в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная жидкость-промывка.
  • затем двигатель работает на холостых оборотах около 10-15 минут (до того момента, пока мотор полностью не выйдет на рабочую температуру и включится вентилятор охлаждения).

Отклонения в процессе нагрева двигателя до рабочей температуры могут указывать на наличие образовавшейся воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить посредством прогазовки на холостых или отсоединения патрубков для последующей прокачки системы на заведенном двигателе.

Обратите внимание, включение вентилятора может произойти неожиданно. Не допускайте нахождения посторонних предметов в подкапотном пространстве, которые могут попасть в вентилятор. Это приведет к его поломке. Также берегите конечности от удара лопастями вентилятора системы охлаждения!

После выхода на рабочую температуру двигателю дают остыть, затем жидкость снова сливают описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев. Это позволяет промыть радиатор отопителя, по которому также циркулирует ОЖ.  Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного слива из системы охлаждения будет вытекать чистая промывочная жидкость или вода.

Почему загрязняется система охлаждения: основные причины

Главной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильное образование накипи и ржавчины. Также простая вода имеет в своем составе большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Что касается дистиллированной воды, накипи в результате ее использования меньше, но она все равно не способна обеспечить должной защиты от коррозии.

Заливка в систему охлаждения качественного тосола или антифриза не приводит к образованию накипи и замедляет процессы коррозии. Параллельно с этим антифриз после определенного времени теряет свои защитные свойства, присадки в его составе прекращают действовать. В результате может наблюдаться выпадение осадка, продукты разложения скапливаются на стенках патрубков и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность работы системы снижается, в отдельных случаях может произойти закупорка магистралей.

 Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателя

Начнем с того, что примеры с использованием популярного напитка Кока-Кола для промывки радиатора и системы охлаждения двигателя мы рассматривать не будем. Остановимся на общепринятых решениях:

  • обычная или дистиллированная вода, вода с окислителем;
  • специальные очистители системы охлаждения двигателя;

Что касается проточной воды, указанный способ промывки наименее эффективен, а еще может вызывать дополнительное образование накипи. Лучше заранее накипятить литров 10-15 воды, а уже после заливать кипяченую воду в систему. Более щадящим вариантом можно считать использование дистиллированной воды, которая продается на АЗС или в крупных гипермаркетах. Некоторые автомобилисты предпочитают также использовать дистиллированную воду из аптеки, ссылаясь на лучшее качество.

В любом случае, результативность промывки водой будет низкая и подходит только для относительно чистых систем, так как кипяток не способен удалить большую часть загрязнений. Если в сливаемой ОЖ или воде после промывки обнаружена накипь, но под рукой нет специальных средств для очистки, тогда отмывать подобные отложения лучше при помощи подкисленной воды. Для решения задачи потребуется слабый раствор, который должен состоять из воды, в которую добавляется на выбор каустическая сода, уксус или молочная кислота.

Раствор не должен быт слишком активным, то есть в воду нужно добавлять кислоту в умеренном количестве. В противном случае существует риск повреждения элементов из резины и пластика. Такой раствор заливается в систему охлаждения и предполагает нахождение в контуре несколько часов (от 4-х до 7-и), что зависит от степени загрязнения.

Первые 2-3 часа мотор с залитым составом нужно прогревать на холостых до рабочих температур, затем глушить и ожидать остывания. Необходимо, чтобы нагретый кислотный раствор оставался в системе не менее 3-х часов. Затем раствор сливается, заливается новый и процедура повторяется. Завершением очистки можно считать слив раствора, после чего обязательна итоговая промывка дистиллированной водой.

Наиболее эффективным способом очистки системы охлаждения мотора от грязи является приобретение специальных средств. Для удаления накипи нужны кислоты, для органических соединений и жиров требуется щелочной раствор. В обычных условиях кислотно-щелочной раствор изготовить нельзя, так как кислота и щелочь не являются совместимыми и нейтрализуют друг друга. Также щелочи и кислоты оказывают влияние на различные элементы в системе, которые выполнены из резины и пластика.

С учетом данных особенностей в продаже довольно слабо представлены отдельно щелочные и кислотные составы, так как риск негативных последствий очень высок. Главной причиной является повышенная агрессивность по отношению к резине и пластику, а также необходимость нейтрализации и тщательной промывки системы после применения подобных средств.

На этом фоне более популярны так называемые двухкомпонентные очистители системы охлаждения двигателя. В упаковке находятся сразу два состава, щелочной и кислотный. Указанные составы поочередно выливаются в радиатор или бачок. Также в комплекте может присутствовать и промывочная жидкость-нейтрализатор.

Самыми дорогими являются нейтральные очистители. Такие средства исключают негативные последствия, которые возникают после использования воды, кислоты и щелочи, комплексно ведут борьбу с разными типами загрязнений в системе: накипью, органическими отложениями и жирами. Их можно использовать как для профилактики при очередной замене антифриза, так и для удаления обильных загрязнений.

В состав подобных средств для очистки входят:

  • активные чистящие вещества для комплексного удаления загрязнений;
  • пакеты диспергентов, которые не позволяют ранее отмытым от стенок отложениям повторно прилипать к поверхностям и деталям;
  • средства для защиты резиновых и пластиковых элементов системы охлаждения от воздействия на них кислот и щелочей;
  • компоненты для борьбы с коррозией;

Напоследок добавим, что к замене антифриза следует относиться с таким же вниманием, как и к вопросу замены моторного масла. Только своевременная замена ОЖ и использование качественной охлаждающей жидкости позволит содержать жидкостную систему охлаждения двигателя в исправности и чистоте.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Основной задачей системы является подвод охлаждающей жидкости к узлам и деталям, нагревающимся при работе двигателя внутреннего сгорания. Во время движения автомобиля подкапотное пространство забивается камешками, песком, пылью, насекомыми и пр. Загрязнения скапливаются в магистралях системы охлаждения, смешиваясь с антифризом. Вследствие засорения патрубков, шлангов, каналов радиатора, снижается общая эффективность работы ДВС. В статье описано, как правильно промыть систему охлаждения двигателя, чтобы восстановить пропускную способность ее элементов.

Причины засорения системы охлаждения

Часто случается, что после заправки системы охлаждения свежей жидкостью, она быстро темнеет, в радиаторе появляются характерные звуки. Это говорит о загрязнении магистралей системы, снижении ее пропускной способности. Ухудшается качество отвода тепла от рабочих элементов двигателя, снижаются мощностные характеристики транспортного средства в целом (в среднем на 10%).

В трубках радиатора скапливается пыль, на стенках образуются специфические отложения. Химический состав накипи различен, в зависимости от вида охлаждающей жидкости, заливаемой в систему. В качестве ОЖ, чаще всего используются вода, антифриз.

При использовании воды, залитой непосредственно через горловину радиатора, в теплое время года на трубах образуется слой накипи. С наступлением зимних морозов вода замерзает, приводя систему в негодность.

Антифриз – более эффективное охлаждающее средство, устойчивое к перепадам температур окружающей среды. Однако, с течением времени, его состав начинает постепенно распадаться на отдельные фракции. Вследствие попадания продуктов распада антифриза в каналы системы, происходит ее засорение.

Последствия недостаточного охлаждения мотора

В результате вредных воздействий перепадов температур в работающем двигателе, на внутренних поверхностях шлангов, патрубков, трубок системы охлаждения появляется толстый налет в виде накипи. Образовавшийся слой обладает низкой теплопроводностью, что противодействует качественному охлаждению трущихся деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При возникновении отложений в трубках нарушается процесс теплообмена между охлаждающей жидкостью и силовым агрегатом, что приводит к его перегреву. Тепло не в состоянии проникнуть сквозь накипь, скопившуюся на стенках трубок.

Существенный вред приносят также инородные частицы:

  1. Грязь, пыль.
  2. Металлическая стружка.
  3. Скопления мелких насекомых.

Мелкие фрагменты, попадая в систему вместе с охлаждающей жидкостью, засоряют магистрали. Это приводит к ускоренному перегреву мотора.

Воздушные пробки также могут стать причиной поломок двигателя. При их возникновении затрудняется отвод тепла из зоны образования повышенных температур. В результате продолжительной эксплуатации авто с воздушными пробками, такие дорогостоящие элементы силового агрегата, как цилиндры, поршни, коллекторы, перегреваются и выходят из строя.

Читайте также...  Нужно ли прогревать двигатель зимой. За или против

При нарушении циркуляции ОЖ снижается эффективность системы охлаждения двигателя:

  • неравномерный отвод тепла из зон повышенного теплообразования в режиме холостого хода;
  • возникновение температурных скачков;
  • некорректные показания датчика указателя температуры (стрелка прибора дергается);
  • закипание тосола;
  • сбои в работе термостата;
  • недостаточное поступление тепла снижает комфортность пребывания в салоне;
  • усиление запотевания стекол ограничивает видимость, это приводит к увеличению вероятности создания аварийной ситуации во время движения.

Совет: Если мотор на ходу неожиданно заглох, опытные водители рекомендуют проверить работу системы охлаждения.

Замечено, если не проводить регулярное очищение и промывание системы охлаждения, детали и узлы двигателя деформируются от перегрева, и мотор быстро выходит из строя. Поэтому среди автовладельцев часто возникает вопрос, чем можно промыть систему охлаждения.

Средства для промывки системы охлаждения

Среди наиболее доступных средств, вода занимает первое место. Однако известно, что в ней растворены различные химические соединения, образующие накипь на стенках трубопроводов, которая вызывает необходимость повторных чисток системы. Во избежание осложнений, опытные автовладельцы рекомендуют воспользоваться дистиллированной или прокипяченной водой.

При возникновении вопроса, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, рекомендуется изучить предложения авторынка. Торговая сеть предлагает специальные очистительные средства, выпускаемые химической промышленностью, в большом ассортименте. Предлагаемые препараты качественно очищают элементы системы охлаждения автомобиля. Перед покупкой наиболее подходящего средства рекомендуется ознакомиться с существующими видами продукции, т. к. для уничтожения загрязнений применяются вещества, обладающие различным химическим составом.

По методу воздействия, очистительные препараты разделяются на несколько категорий:

  1. Нейтральные.
  2. Кислотные.
  3. Щелочные.
  4. Двухкомпонентные.

В состав нейтральных жидкостей не входят вещества агрессивного действия. В связи с этим, они обладают меньшей эффективностью, по сравнению с другими аналогами. Их применение рекомендовано в целях профилактики.

При изготовлении веществ кислотного действия, производители не включают в их состав кислоту в неразбавленном виде, т. к. данные соединения обладают повышенной агрессивностью. Промывочные жидкости кислотной среды нейтрализуют и выводят образования в виде накипи и других отложений неорганического происхождения.

Аналогично кислотным, щелочные вещества также не встречаются в концентрированном состоянии. Их используют для удаления загрязнений органического типа.

В состав двухкомпонентных препаратов входят соединения кислотной и щелочной среды. При постепенном воздействии данных веществ, загрязнения всех видов отлично удаляются из системы охлаждения.

Совет: Не рекомендуется заливать одновременно два препарата различного действия. Неправильное сочетание веществ, обладающих кислой и щелочной средой, не принесет ожидаемого результата. Жидкости взаимно нейтрализуют друг друга, могут причинить вред, вызвать дополнительные неисправности. Случается, что при использовании чистящих средств повышенной концентрации, детали, изготовленные из пластика и отдельных видов резины, приходят в негодность.

Как промыть систему охлаждения двигателя дистиллированной водой своими руками

Данная процедура проводится после охлаждения двигателя под открытым небом в летний период, либо в помещении гаража зимой. Сначала нужно избавиться от отработанной жидкости. Действия проводятся в следующем порядке:

  • установить машину на ровной площадке;
  •  открыть крышку капота;
  • разместить емкость для сбора использованного антифриза;
  • отвинтить сливные пробки (в двигателе, радиаторе);
  • дождаться полного слива жидкости.

Интересно: Внешний вид отработанного материала расскажет об общем состоянии всей системы. Особенно нужно обратить внимание на присутствие в жидкости характерных разводов моторного масла, а также инородных частиц в виде металлической пыли, ржавчины, фрагментов накипи и пр.

Очищение системы охлаждения с использованием дистиллированной воды, считается наиболее доступным экономичным методом, занимающим минимальное количество времени.

Читайте также...  Защита картера двигателя

Важно: Простая вода из водопроводного крана не рекомендуется для промывки системы охлаждения. При отсутствии дистиллированной воды в необходимом количестве можно заменить ее на кипяченую (время кипячения должно составлять не меньше 20 минут).

Алгоритм проведения работ:

  1. Залить подготовленную воду через горловину радиатора.
  2. Запустить мотор в режиме холостого хода.
  3. Выждать 20 минут.
  4. Заглушить двигатель.
  5. Слить жидкость из системы.
  6. Данную процедуру повторять несколько раз, пока не начнет выходить чистая жидкость.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Если в отработанном материале замечено большое количество мелких частиц накипи, лучше всего воду для промывки подкислить. В качестве добавочного средства рекомендуется использовать кислоту (уксусную, лимонную). Для повышения эффективности данного метода можно увеличить процентное содержание кислоты в растворе и создать температуру в двигателе от +60 до 90°С.

Рекомендованная концентрация моющего раствора: к 5 литрам воды добавить 100 г лимонной кислоты.

Способ использования полученного раствора ничем не отличается от метода, описанного в предыдущем разделе.

Какими средствами можно промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

В состав антифриза входят специальные присадки, улучшающие технические характеристики охлаждающей жидкости. Однако, после окончания эксплуатационного срока, данное вещество постепенно разлагается на отдельные химические компоненты. Продукты разложения скапливаются на трубках и металлических деталях системы, в виде вредных солевых отложений, ускоряя процессы окисления. Пятна ржавчины – главный враг системы охлаждения и двигателя в целом.

Наряду с накипью, органическими соединениями, ржавчина способствует снижению теплопроводности трубок. Водяной насос подает жидкость в недостаточном количестве, по этой причине возрастает вероятность остановки термостата с последующим перегревом двигателя.

Только тщательное удаление ржавчины, отложений, накипи и замена антифриза уберегут мотор от поломок вследствие перегрева.

Перед непосредственной промывкой системы от ржавчины, рекомендуется проанализировать состояние ОЖ и системы в целом. Степень загрязнения антифриза оценивается по следующим факторам:

  • содержание хлопьев в жидкости;
  • степень прозрачности;
  • изменение оттенка;
  • наличие посторонних примесей.

Внимание: Жидкость, находящаяся в бачке, имеет высокую температуру и при разгерметизации системы выплескивается наружу. С целью соблюдения техники безопасности, перед отвинчиванием крышки бачка рекомендуется выждать, пока мотор полностью остынет.

Если замечено, что ОЖ окрашена в темно коричневый цвет, это свидетельствует о скоплении ржавчины в системе. При этом необходимо провести не обычное простое, а глубокое очищение системы, с затрагиванием таких узлов как:

  1. Рубашка охлаждения.
  2. Радиатор отопителя.
  3. Каналы деталей.
Читайте также...  Синхронизаторы КПП: Устройство и принцип работы

Если для очищения от ржавчины используется дистиллированная вода с добавлением лимонки, повторяются действия, описанные в предыдущих разделах. Для повышения эффективности процедуры, раствор оставляют в системе на 7 – 10 часов. На протяжении всего этого времени производится многократное прогревание двигателя до рабочих температур. После удаления моющего средства, система охлаждения тщательно промывается дистиллированной водой.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от масла

Специальные химические средства рассчитаны на удаление загрязнений в более широком диапазоне. При помощи таких составов хорошо устраняются не только накипь и ржавчина, но и отложения в виде жиров и прочих органических веществ.

Водители часто используют специальный герметик для устранения течей антифриза. При этом замечено, что действие данного средства носит кратковременный характер. При этом работа всей системы ухудшается. На вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя от герметика, ответ простой: можно воспользоваться методами, описанными выше, но только с добавлением специальных фирменных промывок, например, от компании LIQUI MOLY.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf