logo1

logoT

 

Какое газовое оборудование лучше


Абсолютная экономия: как выбрать газовое оборудование для автомобиля?

Лучший способ сэкономить немало денег на эксплуатации автомобиля — установить газобаллонное оборудование (ГБО), которое позволяет пользоваться более дешёвым топливом. Особенно это актуально в условиях кризиса, когда вопрос экономии нередко выходит на первый план. Однако, чтобы добиться настоящей экономии, а не множества проблем, нужно знать, какое ГБО лучше поставить. Существует множество модификаций такой техники, а также немало брендов, под которыми выпускается оборудование. Рассмотрим основные принципы выбора.

Об установке газобаллонного оборудования сегодня задумываются многие автовладельцы

Принципиальный момент

Перед тем как обращаться за установкой ГБО, стоит решить, какой конкретно вид топлива вы будете использовать. Под термином «газ» автомобилисты подразумевают два различных типа горючего. Наиболее распространена сжиженная пропан-бутановая смесь, продающаяся на каждой второй заправке. Именно о ней говорит большинство людей, которые собираются устанавливать ГБО. Однако существует альтернатива — сжатый природный газ, то есть газообразный метан, имеющий совсем другие характеристики горения.

Метан имеет высокую температуру сгорания и обеспечивает высокую мощность мотора, однако он имеет ряд существенных недостатков:

  • Полное отсутствие смазывающих свойств, приводящее к раннему износу цилиндропоршневой группы;
  • Высокая взрывоопасность, вынуждающая применять множество мер предосторожности;
  • Необходимость установки множества крупных баллонов для обеспечения большого запаса хода;
  • Малое количество специализированных заправочных станций (АГНКС).

Поэтому специалисты советуют устанавливать на легковые автомобили именно пропановое ГБО, которое не оказывает негативного эффекта на ресурс мотора и не требует полного отказа от свободного пространства в багажнике. Оборудование для работы на метане, обеспечивающее существенное снижение затрат на горючее, намного чаще устанавливают на коммерческий транспорт.

Стандарты

Если вы хотите выяснить, какое газовое оборудование лучше, стоит обратить внимание на его стандарт (поколение). ГБО первого поколения выпускается исключительно для карбюраторных моторов низкой мощности — она оснащена управлением с вакуумным клапаном, регулирующим подачу горючего. Устанавливать его на инжекторные силовые агрегаты возможности нет, поскольку мотор будет работать исключительно нестабильно, а клапаны впускной системы придут в негодность уже спустя 5–10 тысяч километров.

Второе поколение ГБО отличается простейшим электронным управлением, благодаря которому его удаётся устанавливать на впрысковые двигатели. Дополнительные форсунки в нём отсутствуют, а подача топлива осуществляется через электромагнитный клапан. Его ключевая особенность — возможность установки исключительно на металлические впускные коллекторы. К примеру, Chevrolet Lanos может оснащаться подобным ГБО, тогда как современная продукция АвтоВАЗа — нет.

Третье поколение является универсальным вариантом, который подходит для любого инжекторного автомобиля. Такое ГБО также лишено форсунок, однако оно имитирует их работу благодаря специальному электронному блоку (эмулятору). Существенный плюс оборудования — дешевизна, а минус — относительно нестабильная работа и повышенный расход топлива.

Четвёртое поколение ГБО до недавнего времени считалось наиболее совершенным — оно предполагает использование собственных форсунок одноточечного впрыска во впускной коллектор. Оборудование имеет немалую стоимость и требует сложного монтажа, однако результаты стоят понесённых затрат:

  • Большая продолжительность эксплуатации;
  • Минимальный износ мотора;
  • Малый расход топлива;
  • Стабильность характеристик горения.

4 поколение ГБО постепенно уступает место пятому, у которого одноточечный впрыск заменён распределённым. Подобная система позволяет максимально приблизить тяговые характеристики мотора к параметрам работы на бензине — потеря мощности редко составляет больше 5%.

Распространённые бренды

Специалисты считают, что лучшее ГБО выпускается голландской компанией Prins. Оно сочетает в себе доступную стоимость, способность фильтровать примеси, попадающиеся в горючем, а также высокую пропускную способность, позволяющую устанавливать его на мощные автомобили. Чтобы понять, почему рекомендуют устанавливать именно такое ГБО, стоит сказать, что оно имеет наименьший процент отказов по статистике, собранной официальными сервисами. Однако изделия Prins подделываются чаще иных, поэтому желательно приобретать их у крупных дилеров, а не на авторынках.

Второе место по надёжности занимает ГБО Tartarini, выпущенное в Италии. Этот знаменитый бренд поставляет свои установки на конвейеры многих производителей с мировым именем, включая Chevrolet, Opel и FIAT, что является лучшим свидетельством его качества. Однако эксперты указывают на типичные проблемы для ГБО Tartarini — быстро выходящие из строя электромагнитные клапаны и непрочные полимерные мембраны. Кроме того, оборудование теряет свою функциональность при появлении в газе примесей масла.

Третье место заслужила итальянская корпорация BRC, которая поставляет ГБО 2–5 поколения. Устройства позволяют получать высокую мощность и минимизируют расход топлива, однако имеют ряд конструктивных недостатков. Существует множество отзывов, согласно которым ГБО BRC невозможно совместить с машинами определённых марок — результатом становится впустую потраченное время и лишние расходы. Кроме того, при появлении примесей в газу обслуживание такой технике понадобится каждые 5–10 тысяч километров, что также потребует немалых затрат.

Если вы собираетесь приобретать не готовый комплект ГБО, а собирать оборудование самостоятельно, стоит обратить внимание на форсунки японской фирмы Keihin. Они отличаются высокой точностью дозирования топливной смеси, а также стабильностью работы при любых температурных характеристиках. Кроме того, случайные примеси, включая твёрдые и маслянистые, не наносят существенного ущерба их внутренним компонентам, что обеспечивает превосходную долговечность при любых условиях эксплуатации. Если приходится ограничивать себя в затратах на ГБО, стоит выбрать форсунки Valtec либо Matrix. Они отличаются похожей надёжностью, однако чуть более чувствительны к условиям эксплуатации.

В рейтинг ГБО, соответствующего ожиданиям потребителя, не попадают компоненты производства Турции либо ОАЭ. Их надёжность оставляет желать лучшего — по статистике, доля отказов к 3 годам эксплуатации достигает 50%. Кроме того, такие ГБО очень чувствительны к качеству горючего — при появлении малейших твёрдых примесей они нередко выходят из строя уже к 15 тысячам километров после установки, а маслянистые вещества в газе существенно снижают мощность двигателя. Интересно, что установщики ГБО в последнее время начали пользоваться обманными схемами, связанными с применением таких компонентов. Покупателю показывается редуктор либо форсунки, изготовленные крупным европейским предприятием, тогда как остальные детали покупаются у турецких производителей — чтобы избежать этого, настоятельно рекомендуется покупать установочные комплекты самостоятельно и требовать сертификаты, соответствующие стандарту.

Дополнительные особенности

Неоспоримым фактом является то, что ГБО очень плохо переносит низкие температуры и требует предварительного прогрева мотора с подачей бензина. Однако многие именитые производители, включая Tomasetto и Tartarini, выпускают оборудование с ускоренным прогревом до рабочей температуры. Такая система позволяет существенно сокращать затраты, уменьшая потребление дорогого топлива. Существуют как комплекты ГБО, предназначенные для работы в арктическом климате, так и промежуточные варианты, способные эксплуатироваться в средней полосе России.

При покупке ГБО желательно обращать внимание на наличие фильтра, обеспечивающего удаление примесей из жидкой фазы пропан-бутановой смеси. Он значительно уменьшает количество поломок, а также поддерживает постоянные тяговые характеристики мотора. Из дополнительных приспособлений можно отметить автоматический клапан для слива конденсата и датчик остатка горючего в баке. Последний достаточно редко устанавливается на ГБО, поскольку его показания не отличаются точностью, а надёжность невысока.

Значительная экономия

Специалисты настоятельно рекомендуют оставить ГБО 2 и 3 поколения для недорогих отечественных автомобилей и подержанных иномарок в солидном возрасте. На современные иномарки лучше устанавливать оборудование 4 и 5 поколения, которое позволяет сохранить все параметры двигателя неизменными при существенном снижении расходов на топливо. Если говорить о брендах, то лучше отдавать предпочтение итальянским производителям, которые выпускают продукцию, хорошо подходящую для российского рынка. А идеальный вариант установки ГБО — обращение в официальный дилерский центр крупного производителя, где проведение всех работ займёт не более половины дня.

  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте

Какое газобаллонное оборудование (гбо) выбрать?

Надежду на то, что бензин начнет дешеветь, давно утратили даже самые заядлые оптимисты. А на автомобильных форумах горячие дискуссии на тему “Ставить или не ставить газ?” плавно переходят в более спокойное обсуждение “Где и какое ГБО лучше поставить?”. Автолюбителей уже не пугает потеря мощности и динамики, опасность «прогара» клапанов, затрудненный холодный пуск, повышенный расход газа по сравнению с бензином, меньший запас хода, дополнительный груз в виде газового баллона в багажнике и дополнительные расходы на периодическое ТО газового оборудования.

На первый план все больше выходит главное достоинство газа – стоимость. Вот почему ГБО сейчас не считают зазорным устанавливать даже владельцы престижных иномарок. Кроме экономии, переоборудование на газ имеет и некоторые технические преимущества: меньший износ двигателя, отсутствие детонации и нагара на свечах, больший срок службы масла, менее вредный выхлоп. Газ, в отличие от бензина, невозможно “разбодяжить” на заправке, и обмануть вас могут только одним способом – недоливом.

Если же говорить коротко, то ГБО имеет смысл устанавливать при больших пробегах. Чем больше вы ездите – тем быстрее оно окупится.

Расчет окупаемости ГБО
* Десятичные значения указывать через точку * Стоимость можно указывать в любых денежных единицах ($, RUR, UAH)

Какой бывает газ?

Для питания автомобильных двигателей используется две разновидности газового топлива – сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан). Пропан (LPG – liquefied petroleum gas) заправляется в баллон под давлением в 15 атмосфер в жидком состоянии. Поэтому его объем измеряют в литрах. Пропан-бутан производят двух марок: летний – с содержанием пропана 50-55% и зимний – с содержанием пропана 90-95%. Метан (CNG – compressed natural gas) закачивается в баллон под давлением в 200 атмосфер в газообразном состоянии. При заправке его объем измеряют в кубометрах.

Метан имеет несколько преимуществ. Первое – он существенно дешевле пропана. Второе – расход метана равен расходу на бензине (1 куб.м равен 1 литру). Расход же пропана по отношению к бензину составляет примерно 1:1,2 (для впрысковых ГБО это соотношение меньше). Третье – ГБО для метана дешевле в эксплуатации (меньше расходов на текущее ТО). Метан, в отличие от пропана, не образует конденсата в редукторе и баллоне. Моторное масло можно менять реже. В отечественном же пропане содержится сера, которая отрицательно воздействует на содержащиеся в масле присадки. Четвертое – метан безопаснее пропана, так как он легче воздуха, и при утечках быстро улетучивается, не создавая опасных концентраций. Пропан же, наоборот, скапливается и образует с воздухом взрывоопасную смесь. Пятое – при заправке метаном труднее обмануть покупателя. Теплый газ занимает больший объем, чем охлажденный – этим и пользуются недобросовестные заправщики. Шестое – метан не так «капризен» при низких температурах, как пропан. И последнее – метан более экологически чистый (хотя вряд ли кто-то у нас сочтет это большим преимуществом).

Недостатков у метана тоже хватает. Во-первых, ГБО для метана дороже и тяжелее. В нем применяется более сложный редуктор и усиленные баллоны. Раньше применялись только стальные баллоны, имевшие большой вес. Сейчас появились и металлопластиковые, которые заметно легче, но дороже. Во-вторых, баллоны для метана занимают гораздо больше места – они бывают только цилиндрическими. А баллоны для пропана выпускаются как цилиндрической, так и тороидальной формы, что позволяет их «прятать» в нишу для запасного колеса. В-третьих, из-за высокого давления в метановые баллоны помещается гораздо меньше газа, чем в пропановые. Поэтому заправляться придется чаще. В-четвертых, мощность двигателя, работающего на метане, заметно падает. Это обусловлено тремя причинами. Для сжигания метана нужно больше воздуха, и, при равном объеме цилиндра, количество газовоздушной смеси в нем будет меньше, чем бензино-воздушной. Метан имеет более высокое октановое число, и для его воспламенения необходима более высокая степень сжатия. Газовоздушная смесь сгорает медленнее, но этот недостаток отчасти компенсируется установкой более раннего угла зажигания или подключением специального устройства – вариатора. Падение мощности при работе на пропане не так существенно, а при установке впрысковых ГБО практически незаметно. Ну и последнее обстоятельство, препятствующее распространению метана – сеть метановых заправок в большинстве регионов развита намного хуже пропановых. Или отсутствует вообще. Но, с другой стороны, в таком случае вы не испытаете мук выбора. А как быть остальным? Если для грузовиков, автобусов и такси однозначно выгоднее метан, то частный автовладелец должен сделать выбор, исходя из собственных приоритетов.

Какое ГБО выбрать?

Наиболее востребованными в настоящее время являются ГБО 2-го и 4-го поколений. Второе поколение (другое название – «лямбда-контроль система») предназначено для инжекторных автомобилей с одним датчиком кислорода и каталитическим нейтрализатором. Но оно может устанавливаться и на более простые машины, без датчика кислорода и даже на карбюраторные. Аппаратура 4-го поколения (она еще называется «газовый инжектор») разрабатывалась для автомобилей, соответствующих нормам Евро-3 и выше (с двумя датчиками кислорода).

Аппаратура 1-го поколения («газовый карбюратор») представляет собой уже «каменный век» и практически вышла из употребления. А вот пятое поколение, наоборот, «космический век» для нашего рынка, как с технической, так и с финансовой точки зрения.

Производителей ГБО, представленных на нашем рынке – несколько десятков. Наиболее высоким качеством, надежностью и, соответственно, ценой отличается голландская аппаратура. Она может работать без поломок до десяти лет. Могла бы служить и дольше, но меркаптан, добавляемый в газ для запаха, со временем разрушает резиновые уплотнения. Во второй категории – итальянские, польские и турецкие бренды. Италия – не самая богатая страна, а потому ГБО, как метановое, так и пропановое, там весьма популярно. У нас наиболее известны марки Bigas, Tomasetto, Zavoli, Tartarini, BRC, Landi Renzo. Из польских редукторов хорошим качеством зарекомендовали себя Agis, из турецких – Atiker. Третий вариант – белорусские и российские изделия, отличающиеся меньшей ценой, но и нестабильной надежностью. Можно купить как изделие, которое не доставит хлопот за все время эксплуатации, так и изделие, которое замучит вас постоянными поломками.

Газовый баллон в комплект газовой аппаратуры не входит (кроме ГБО 5 поколения), его нужно приобретать отдельно. Основными их поставщиками являются Россия, Польша, Прибалтика и Турция. Баллоны отличаются как по емкости, так и формой. Цилиндрические могут вместить в себя от 30 до 230 литров газа. Однако, размещенный в багажнике, такой баллон заметно снижает его полезный объем. Компактные тороидальные (емкостью от 30 до 90 литров) дороже, но их можно уложить на место запасного колеса. Правда, встает вопрос: куда девать запасное колесо? Если заправочная горловина «тора» расположена сверху баллона, то такой баллон принято называть внутренним, если сбоку – наружным.

Мультиклапан выполняет две функции: заправочно-запорного устройства и указателя объема газа. Бывают класса “А” (с предохранительным клапаном, перекрывающим подачу газа при выключении зажигания) и класса “В”. Во втором случае по требованиям безопасности баллон должен заправляться не более, чем на 80% от максимального объема. При установке тороидального баллона механический индикатор уровня газа лучше заменить на размещаемый в салоне электронный, чтобы не поднимать весь груз в багажнике, когда вам захочется узнать, сколько осталось газа.

К кому обратиться?

Спектр фирм, предлагающих услуги по установке ГБО – от гаража до специализированных центров. По каким признакам можно оценить надежность сервиса? Обратите внимание на:

  • наличие сертификата на комплектующие, и, желательно, на услуги;
  • наличие технологических карт установки либо на конкретную модель, либо универсальных;
  • наличие сканера и газоанализатора для настройки системы, ноутбука для настройки контролера (для ГБО 4 поколения), компрессора для проверки качества сборки;
  • предоставление гарантии (не менее 20 тыс. км пробега), проведение периодического ТО по собственной сервисной книжке;
  • отзывы друзей и знакомых.

Установщики должны знать и выполнять Правила ЕЭК ООН, определяющие международные стандарты на установку и эксплуатацию газового оборудования. Основные из них таковы:

  • устанавливать ГБО можно на любые транспортные средства, за исключением перевозящих опасные грузы;
  • элементы ГБО не должны выступать за габариты транспортного средства (заправочный узел – не более 10 мм);
  • заправочный узел должен быть расположен только снаружи и защищен от загрязнений;
  • детали газовой аппаратуры не должны находиться ближе 100 мм к элементам выпускной системы, в противном случае их необходимо защищать теплоизолирующим экраном;
  • если баллон крепится снаружи, расстояние от его корпуса до поверхности дороги должно быть не менее 200 мм при полной загрузке автомобиля;
  • баллон должен быть надежно закреплен в не менее чем двух точках в лежачем положении, и не менее чем в трех точках в подвесном положении;
  • баллон должен быть окрашен в красный цвет, на нем должна быть нанесена дата освидетельствования.

Какое газовое оборудование лучше поставить

Как правило, в связи с высокими ценами на бензин, все больше и больше автовладельцев задумываются о том, чтобы перейти на газ, устанавливая соответствующее оборудование. Но при этом далеко не всем известно, какое ГБО лучше поставить, тем более что сегодня ассортимент представлен довольно широко.

Конечно, каждый производитель предлагает свою продукцию, разъясняя, почему потребители должны выбрать именно ее. Но чтобы сделать правильный выбор, нужно детально изучить этот вопрос, ознакомиться со всеми факторами и аспектами.

Как правильно и грамотно выбрать газовое оборудование на автомобиль? Полезно знать

Первым делом нужно понимать: прежде чем решить установить ГБО, в обязательном порядке следует учитывать вид топлива, который вы желаете использовать, так как это немаловажная деталь. Например, особой популярностью пользуется сниженная пропан-бутановая смесь, приобрести ее можно с особой легкостью, причем на каждой второй заправке.

Читайте в этой статье, что лучше — метан или пропан.

Но здесь важно учесть, что метан действительно может похвастаться высокой температурой сгорания, он обеспечивает и высокую мощность мотора, но не стоит забывать о некоторых недостатках. Например, это отсутствие смазывающих свойств, которые и приводят к износу цилиндропоршневой группы, высокая взрывоопасность, а это станет принуждать водителя применять различные меры предосторожности, и т. д.

Поэтому, чтобы понять, какое газовое оборудование лучше поставить на свое транспортное средство, необходимо детально изучить подобные факторы.

Внимание: Учтите, что опытные специалисты всегда советуют устанавливать на легковой автомобиль исключительно пропановое оборудование. Оно отличается тем, что в действительности не способно оказать негативного эффекта на ресурс мотора, более того не требует отказа от свободного пространства в багажнике, что немаловажно.

В тот момент, когда вы будете решать, какое газовое оборудование лучше установить, внимательно изучайте и отзывы автомобилистов, их можно отыскать в сети Интернет.

Стандарты, поколения газового оборудования

Нужно понимать, выясняя, какое газовое оборудование лучше поставить на иномарку, обязательно нужно учесть и стандарт, так как это не менее важный фактор оборудования. Например, если это ГБО первого поколения, то здесь следует учесть, что оно выпускается только для карбюраторных моторов, которые отличаются низкой мощностью, соответственно, иномарки в эту категорию не попадают, а значит, от такого варианта придется отказаться.

Вам будет интересно >>  Газовые форсунки барракуда

Второе поколение оборудования отличается тем, что может похвастаться простым электронным управлением, в результате чего можно устанавливать его на впрысковые двигатели. Что касается дополнительных форсунок, то их здесь вовсе нет, они отсутствуют, а вот подача топлива станет осуществляться исключительно через электромагнитный клапан.

Третье поколение принято считать универсальным вариантом, а это значит, что оно идеально подойдет для того или иного инженерного транспортного средства. Так что теперь вы знаете, какое ГБО выбрать для иномарки.

При этом нужно отметить, что подобное оборудование не имеет форсунок, но отличается тем, что имитирует их работу, благодаря специальному электронному блоку. Выделяя основной плюс ГБО данного типа, стоит сказать о дешевизне, но есть и минус, например, нестабильная работа, ну и, конечно же, повышенный расход топлива.

Поэтому, когда вы станете решать, какое ГБО выбрать на автомобиль, то желательно внимательно изучить все варианты, все тщательным образом проанализировать и «взвесить», принимая разумное, грамотное решение.

Четвертое поколение ГБО, как правило, считается высококачественным, и оно может похвастаться такими плюсами, как большая продолжительность эксплуатации, незначительный расход топлива и т. д. Такое устройство однозначно станет уступать пятому, так как у него одноточечный впрыск заменен распределенным.

Рейтинги производителей. Особенности выбора

Начиная задумываться о том, какой редуктор ГБО 2 поколения лучше, или желая отыскать лучшее газовое оборудование, всегда нужно изучать тщательным образом продукцию современных производителей.

Помните, что выбрать ГБО вполне возможно, если изучить рейтинги компаний, которые и производят такое оборудование. Например, Италия занимает лидирующие позиции, всегда можно отдать предпочтение и оборудованию из Польши, оно отличается высоким качеством, долгим сроком службы. Это может быть и ГБО из России, такой вариант идеально подходит соотечественникам.

Нужно понимать, ГБО какой фирмы лучше поставить, чтобы агрегат служил долгие годы, а владелец транспортного средства был избавлен от тех или иных неприятностей, с которыми, порой, приходится сталкиваться на практике.

Важная информация

В момент выбора газобаллонного оборудования всегда можно приобрести и комплект из устройств, которые будут выпущены одним производителем. Например, как показывает статистика, в действительности хорошей считается голландская фирма «Prins». Ведь подобные наборы можно считать наиболее качественными. Несмотря на то, что обходятся они недешево, все же, приобрести их стоит обязательно.

Вам будет интересно >>  Схема подключения эмулятора форсунок ГБО 2 поколения

Причем всегда есть смысл осуществить установку подобного оборудования на транспортных средствах премиум-сегмента. Кроме того, при желании, можно приобрести и универсальные системы, они состоят из компонентов от тех или иных производителей.

Конечно, это обойдется дешевле, но здесь потребуется грамотным образом настроить устройства, обеспечивая их надежную, эффективную, а самое главное – безопасную работу.

О плюсах и минусах установки ГБО на авто вы можете прочитать по ссылке.

Заключение

Только когда все эти пункты и критерии будут соблюдены, можно подобрать такое газовое оборудование, которое станет отличаться высоким качеством, безопасностью, долгим сроком службы.

Как выбрать газовое оборудование для своего автомобиля

Сжиженный природный газ всегда стоил дешевле бензина, причём разница в цене достаточно существенная, в среднем – примерно двукратная. Это заставляет многих автовладельцев задуматься об установке газобаллонного оборудования, позволяющего существенно снизить затраты на эксплуатационные расходы. Актуальность такого шага в нынешних условиях столь велика, что увидеть автомобиль элитного класса, заправляющийся пропан-бутаном – вовсе не редкость. Что уж тут говорить об обычных автолюбителях? Окупаемость такого оборудования – от четырёх месяцев до года, в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства.

Газовое оборудование ставят в авто в целях экономии на топливе

Однако этот показатель зависит и от других факторов – например, от качества комплектующих, из которых собрано подобное оборудование. Как выбрать ГБО, чтобы достигнуть значительной экономии без ухудшения эксплуатационных характеристик силового агрегата? Постараемся подробно осветить все важные детали, касающиеся выбора «правильного» газобаллонного оборудования.

Поколения ГБО

Как и в любой другой сфере, в газобаллонном оборудовании имеется тенденция следовать духу технического прогресса. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, ориентируясь на повышение безопасности и улучшение совместимости с современными двигателями, которые со временем также становятся всё более сложными.

Всего на данный момент существует пять поколений газового оборудования, устанавливаемого на автотранспортные средства:

  1. Первое поколение ГБО появилось в 70-е годы прошлого века, когда в ходу были карбюраторные двигатели. Разумеется, почти полвека – это весьма внушительный срок, и в западных странах оборудование первого поколения уже не встретишь. Но, как ни странно, в нашей стране парк карбюраторных автомобилей всё ещё огромен, поэтому, несмотря на несоответствие современным экологическим нормам, это ГБО по-прежнему в ходу, в немалой степени из-за низкой стоимости и простоты установки. Отличительными особенностями 1-го поколения газобаллонного оборудования являются использование дозатора газа механического типа, вакуумных редукторов, возможность установки на карбюраторные и моноинжекторные авто, отсутствие обратной связи с лямбда-зондом.
  2. Второе поколение является, по сути, усовершенствованием первого без кардинальных изменений в конструкции оборудования. В качестве исключения можно назвать появление дозаторов, управляемых электроникой, а также наличие обратной связи между дозатором и датчиком содержания кислорода. Данное оборудование соответствует требованиям экостандарта Евро-1, в то время как первое поколение давно запрещено к использованию в большинстве стран.
  3. Третье поколение ГБО совместимо с предыдущим примерно на 80%. Среди основных изменений можно отметить наличие встроенного ЭБП, обратной связи с несколькими датчиками, кроме лямбда-зонда (MAP, TPS, RPM), параллельный впрыск газа, связь с ЭБУ и наличие газового мотора. В нашу страну по ряду причин это оборудование не завозится, но его можно встретить на автомобилях, ввезённых из стран ЕС.
  4. Оборудование четвёртого поколения в настоящее время можно назвать самым востребованным. Во многом – благодаря внесению в конструкцию целого ряда усовершенствований, делающих его более надёжным, экономичным и безопасным. Среди этих новшеств можно выделить возможность отдельной подачи пропан-бутана на каждый цилиндр, работу под управлением современных ЭБУ, возможность автоматического переключения режима работы (когда один из используемых видов топлива заканчивается), соответствие экологическим нормам стандарта Euro-3, унификацию соединительных узлов/деталей. Словом, такое ГБО и легче устанавливать, и проще эксплуатировать, и подходит оно для большинства инжекторных автомобилей.
  5. Главным отличием газобаллонного оборудования пятого поколения от предшественника является подача газа в форсунки в жидком виде благодаря использованию специального газового насоса. В силу дороговизны используется намного реже, в основном – на автомобилях японского производства последних поколений, отличающихся повышенной сложностью.

Суммируя вышесказанное, можно достаточно просто запомнить, какое поколение ГБО выбирать для разных типов автомобилей: оптимальным вариантом для карбюраторных/моноинжекторных авто будет ГБО 1 – 2 поколения, для современных инжекторных моделей лучшим выбором будет оборудование четвёртого поколения – его устанавливают, по разным подсчётам, в 80 – 90% случаев.

Если вы хотите достигнуть максимума экономии и минимальных потерь мощности – следует обратить внимание на системы 5-го поколения, но приготовьтесь к тому, что за это придётся доплатить немалую сумму.

Разумеется, расчёт экономической целесообразности установки ГБО должен быть превалирующим критерием. Как показывает практика, при годовом пробеге менее 10000 км. ваша экономия будет стремиться к нулю, поскольку окупаемость окажется невысокой, плюс не стоит забывать о ежегодных расходах на техобслуживание, о которых ми расскажем ниже. Но если вам предложат ГБО в подарок – отказываться от такого варианта точно не стоит.

ГБО 4-го поколения

Поскольку данное оборудование является самым массовым, рассмотрим особенности его использования.

Очень часто автомобили с бензиновыми двигателями оснащают газовым оборудованием

Хотя в нашей стране его начали использовать относительно недавно, во всём мире его довольно активно используют для переоборудования ТС на использование в качестве горючего вместо бензина топливной смеси на базе пропан-бутана. Подобное оборудование отличается высокой универсальностью и может быть использовано на большинстве современных автомобилей с инжекторной силовой установкой, включая турбированные двигатели. Правильная регулировка ГБО позволяет совместить работу этих устройств с системами самодиагностики, которыми комплектуются все современные автомобили (OBD I/II, EOBD). Наконец, оборудование четвёртого поколения соответствует европейским стандартам эмиссии загрязняющих веществ EURO-3/4.

Перечислим преимущества, благодаря которым газобаллонные установки 4-го поколения до сих пор остаются самыми употребительными:

  • относительно невысокая стоимость;
  • простота монтажа;
  • лёгкость обслуживания;
  • достаточно обширный ассортимент.

Впрочем, есть у этой аппаратуры и недостатки, усложняющие её инсталляцию и использование:

  • каждые 10 тысяч километров требуется дополнительная проверка и при необходимости – регулировка (по затратам это не так уж ощутимо – порядка 300 – 700 рублей);
  • далеко не каждый мастер обладает достаточной квалификацией, чтобы производить точную регулировку оборудования, которая могла бы гарантировать отсутствие сбоев в работе силового агрегата;
  • качество используемого сжиженного газа – важный фактор при использовании ГБО 4 поколения, и применяемые фильтры не всегда обеспечивают решение этой проблемы;
  • шланги, обеспечивающие подачу пропан-бутана в форсунки, необходимо периодически заменять;
  • данное оборудование не гарантирует полного отсутствия запаха газа.

Касаемо того, какое ГБО выбрать на автомобиль, существует два основных варианта монтажа: покупка готового заводского комплекта или установка системы, собранной из различных компонентов.

В первом случае вы избавляетесь от проблемы подбора совместимых комплектующих. Такие фирмы, как Prins, Vialle или Landi Srl предлагают комплекты, все компоненты которых тщательно тестировались на совместную работу, поэтому все технические характеристики таких систем хорошо известны и «зашиты» в ЭБУ. К сожалению, стоимость такого оборудования высока, поэтому его устанавливают преимущественно в дорогие автомобили.

Массовый вариант – это сборка системы из разнородных комплектующих. И вот здесь на передний план выходят знания и опыт установщика. Неправильно выбранная форсунка или редуктор неизбежно скажется на работе всего оборудования в целом. И дело даже не в том, что некоторые мастера сознательно используют дешёвые компоненты с заведомо неважным качеством – многие из них даже не знают, что у одной и той же фирмы может иметься линейка продуктов, разительно отличающихся и по цене, и по функциональным возможностям.

За примером далеко ходить не нужно: у компании STAG, специализирующейся на производстве электронных блоков управления, есть ЭБУ начального уровня (STAG 200), базовая линейка «мозгов» Standart (STAG 4), серия с расширенными возможностями (STAG 300 Plus), а также ЭБУ премиум класса (STAG 300 Premium).

Это, условно говоря, совершенно разные продукты, которые различаются даже чисто внешне, но далеко не каждый специалист в своей практике сталкивался с представителями всех вышеназванных серий. Между тем у каждого блока имеются свои ограничения и недостатки. В частности, STAG 4 нельзя устанавливать на автомобили, произведённые после 2004 года.

Выбираем редуктор ГБО

Основная задача, стоящая перед этой компонентой ГБО – перевод сжиженного пропан-бутана в газообразную форму, а также поддержка требуемого уровня давления в системе. Перед тем как давать советы, какой редуктор выбрать для ГБО 4 поколения, рассмотрим те компании, которые можно встретить в отечественных автомагазинах.

На российском рынке наиболее популярным брендом, выпускающим редукторы для газобаллонного оборудования 4 поколения, является итальянская фирма Tomasetto, в ассортименте которой имеется три разновидности редукторов: Basic (Normal), Alaska, Artic.

Их общие черты – одноступенчатая конструкция, наличие защитного электромагнитного клапана и оснащение фильтром жидкой (сжиженной) формы газа. Редукторы от Tomasetto характеризуются наиболее привлекательным соотношением надёжности к стоимости – это достаточно качественная и неприхотливая в эксплуатации продукция. Особенностью её редукторов можно назвать интересную конструкцию аварийного клапана, который при превышении критического порога давления (3.50 бар) срабатывает, перемещая избыток газа в дополнительную «разгрузочную» камеру. При этом пропан попадает во впускной коллектор, и от переизбытка горючего мотор глохнет, закрывая по принципу обратной связи электромагнитный клапан.

Зарекомендовавший себя пропановый редуктор Tomasetto

Особенности линейки редукторов Tomasetto:

  • Basic характеризуется отсутствием дополнительного подогрева топлива, поэтому эти редуктора рекомендуется использовать на маломощных силовых агрегатах (90 л. с. и менее);
  • редукторы Alaska оснащены подогревателем газообразного пропан-бутана и могут применяться для установки на авто с моторами мощностью порядка 80 – 140 л. с.;
  • серия Arctic оснащается ещё одним подогревателем, который работает с газом в жидкой форме, такие редукторы можно встраивать в ГБО автомобилей с мощными моторами (130 – 240 л. с.).

Установив недорогой редуктор на транспортное средство мощностью 180 «лошадей», вы не сможете осуществить настройку ГБО на бережное расходование топлива, поэтому такая «экономия» обернётся для вас полным отсутствием экономической целесообразности.

Характерной особенностью редукторов бренда Gurtner является неприхотливость к качеству используемого газа, собственная конструкция аварийного клапана. В остальном конструкция редуктора схода с продукцией Tomasetto. Среди недостатков потребители отмечают «музыкальность» устройства, работающего не всегда бесшумно.

Редукторы HL-Propan имеют компактные размеры благодаря собственной разработке конструкции испарителя. Несмотря на миниатюрность, данное устройство способно обеспечивать топливом силовые агрегаты мощностью до 230 – 250 л. с., однако относительно невысокий ресурс и случаи попадания пропан-бутана в систему охлаждения стали причиной определённого количества прокламаций, немножко подпортивших имидж бренда.

По своим эксплуатационным параметрам редукторы Shark во многом схожи с аналогом Alaska от Tomasetto, но они оснащены более вместительной разгрузочной камерой и обеспечивают более высокую степень нагрева газа, исключая тем самым попадание газа в коллектор. Это облегчает пуск двигателя на бензине после длительного простоя авто.

Форсунки

Вне всякого сомнения, эта компонента любого газобаллонного оборудования является наиболее важной его частью. И если стоит вопрос, как выбрать ГБО 4-го поколения, абсолютно соответствующее конкретной модели автомобиля и его силового агрегата, то в первую очередь обращают внимание именно на форсунки.

Форсунки должны соответствовать марке автомобиля

Многие установщики ГБО даже не подозревают о существовании специальных таблиц, в которых указывается соответствие типа форсунок марке и модели транспортного средства. В результате нередки случаи, когда на автомобили с двигателями, требующими при работе в определённых режимах минимального временны впрыска топлива (порядка 2 мс), оснащаются форсунками с временем впрыска от 3 миллисекунд и выше. Это значит, что при выходе на эти режимы форсунки будут открытыми постоянно, значительно увеличивая расход газа и снижая качество горючей смеси.

Поэтому установка дешёвых форсунок далеко не всегда способствует общей экономии, и квалификация мастера играет здесь решающую роль.

Оборудование под брендом Valtek как раз и относится к самым бюджетным и потому востребованным форсункам для ГБО 4-го поколения. В частности, Valtek type 30 – это достаточно надёжные и нетребовательные к качеству пропан-бутана форсунки, обладающие хорошей ремонтопригодностью и не слишком точное дозирование горючего.

В модификации Valtek type 34 этот недостаток удалось устранить, но за счёт ухудшения ремонтопригодности и уменьшения ресурса (до 35 – 50 тысяч км.).

Форсунки Matrix характеризуются повышенной точностью дозирования, но очень требовательны к качеству газа. Вернее, они боятся присутствия в газе масла, которое может попадать в пропан из насосов. В таких случаях двигатель будет работать неравномерно, но прочистка форсунок облегчается благодаря наличию специальных фильтров-отстойников.

Отличительной чертой форсунок Keihin является практически идеальная точность дозирования, отсутствие неравномерности в работе из-за температурных перепадов, а также всеядность. Единственный минус данного бренда – его цена.

Форсунки Barracuda от польской компании Alex при достаточно демократичной стоимости характеризуются хорошей точностью дозирования и устойчивостью к наличию в газе загрязнений.

Ещё один неплохой бренд, обладающий всеми достоинствами продукции японской фирмы при более доступной цене – форсунки Hana.

Как видим, выбор производителя ГБО – дело не простое, и здесь вам придётся полностью довериться специалисту, производящему установку. Предпочтение следует отдавать сервисам, давно специализирующимся на выполнении этих операций и обладающих соответствующей репутацией.

ГБО 5 поколения

Как уже отмечалось выше, для самых современных двигателей, характеризующихся повышенной сложностью конструкции, идеальным вариантом перевода на газ будет газобаллонное оборудование 5-го поколения. Оно характеризуется следующими достоинствами:

  • практически идеальное соответствие изначальным параметрам впрыска;
  • невысокое количество переделок при монтаже;
  • повышение мощности силового агрегата при переходе на газ;
  • полное отсутствие запахов;
  • отсутствие необходимости в проведении регламентного ТО;
  • стабильно работающая прошивка, обеспечивающая работу форсунок на протяжении всего периода эксплуатации ГБО.

Самым революционным новшеством пятого поколения считается впрыск пропан-бутана в коллектор в жидкой фазе, что обеспечивает наиболее приемлемые параметры горючего (меньший объём и постоянную плотность при неизменном энергетическом потенциале).

В настоящее время подобное оборудование производит голландская компания Vialle, предоставляя фирменную гарантию на ГБО без ограничения пробега, но не слишком длительную по времени (1 год). Производитель утверждает, что расчётный ресурс газобаллонного оборудования – до 200 тысяч километров, но нередки случаи попадания в Россию автомобилей с пробегом порядка 350 – 400 тысяч км. при вполне работоспособном ГБО.

Обслуживание ГБО

Если проблема выбора фирмы, производящей газобаллонное оборудование, уже решена, то сам монтаж выполняется обычно в течение рабочего дня. При этом следует учитывать, что для оборудования, отвечающего за работу двигателя на газу, характерен собственный набор регламентных работ. Техническое обслуживание ГБО предполагает выполнение операций, направленных на повышение срока службы оборудования. Игнорирование этих работ может стать причиной поломки как собственно устройства подачи газа в двигатель, так и самого силового агрегата. А в этом случае стоимость ремонта будет как минимум на порядок выше. Главной проблемой в наших условиях следует признать низкое качество газа. Из-за этого фактора грязь, скапливающаяся ёна внутренних поверхностях редуктора и форсунок, становится причиной уменьшения количества подаваемого горючего, приводит к существенной потере мощности и поломкам деталей ГБО.

Техобслуживание ГБО повышает срок его службы

Техобслуживание автомобильного газового оборудования предполагает выполнение следующих работ:

  • компьютерной диагностики электронного блока ГБО, позволяющей визуализировать рабочие показатели оборудования и выявить проблемные места;
  • замены фильтрующих элементов (фильтры жидкой/парообразной фаз);
  • проверки работоспособности электромагнитных клапанов, при выявлении загрязнений запорных элементов – их чистка с использованием современных методов;
  • чистки форсунок (необходимость выполнения данной операции выявляется на стадии КД);
  • продувки трубопроводов;
  • визуальной проверки герметичности всех соединений.

Существует мнение, что большую часть загрязнений, накапливающихся в фильтрах, даёт реакция между пропаном и медными трубопроводами. Однако в действительности в газ попадают и другие загрязнители – например, масла, выделяющиеся в процессе перехода пропан-бутана в парообразное состояние. Но эти тяжёлые фракции, попадая в камеру сгорания, успешно и без последствий для двигателя сгорают вместе с топливно-воздушной смесью. Смолы и другие механические примеси фильтруются с помощью многоступенчатой системы очистки ГБО, однако, эффективность такой очистки нельзя назвать идеальной.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf