logo1

logoT

 

Какой смазкой смазывать подшипники


6 лучших смазок для подшипников

Смазки для подшипников обеспечивают длительную эксплуатацию и увеличивают скорость и плавность вращения трущихся элементов. У них различная консистенция и температурные режимы использования. Одни рассчитаны как на сильные отрицательные показатели термометра, так и на работу в жарких условиях. Другие могут функционировать только в среднем температурном диапазоне. Различаются они по антифрикционным свойствам и возможности обеспечивать работу оборудования под определенным весом нагрузки. Если смазать втулку автомобиля или высокооборотного станка неподходящим составом, то это приведет к преждевременному износу делателей. Смазывая велосипед или подшипники моторов от слабо мощных агрегатов дорогими смесями, можно не ощутить их качество и переплатить. Прочтение этой статьи дает четкое представление об антифрикционных свойствах смазок и научит различать куда и какой состав лучше использовать.

Смазку для подшипников какой фирмы выбрать

Мировой рынок изобилует смазочными материалами, которые выпускают известные компании и начинающие производства.

Наибольшего успеха в этом добились следующие холдинги:

1. Castrol Limited

2. Luqui Moly

3. British Petroleum

4. Valvoline

5. Mobil

У первой компании широкий ассортимент синтетических и традиционных материалов с хорошими смазочными свойствами, которые рассчитаны на автомобили, мотоциклы и различные прицепы. Их продукцию отличает дух новаторства, ориентированный на потребности клиентов. Инженеры фирмы постоянно ищут новые решения в области смазки.

Luqui Moly относится к немецкому бренду и известна многим своими маслами, присадками и другой автохимией. Функционируя с 1957 года и получив мировое признание, компания является лидером в этой области на территории Европы. Два ее крупнейших завода расположены в Ульем и Саарлуис.

British Petroleum – это британский холдинг, существующий с 1909 года. Правление ориентирует деятельность огромной структуры на добычу нефти и газа, а сопутствующими продуктами производства являются смазочные материалы.

Valvoline является одним из старейших производителей автомобильных масел и вязких смесей для подшипников. Ее начало приходится на 1866 год. Сейчас штаб-квартира находится в Лондоне. Продукция отличается био разработками, оказывающими наименьшее влияние на природу.

Mobil – это американский бренд, специализирующийся на горюче-смазочных материалах. В одних лишь Штатах компания имеет более 400 магазинов.

Лучшие смазки для подшипников под общие нагрузки

Такие смеси предназначены для трущихся узлов велосипедов, мопедов или электромоторов с низкими оборотами. Их можно заталкивать в станки на производстве или применять в крутящихся приспособлениях в частных мастерских. Хороши они и в сельскохозяйственной технике.

Вещества в их составе рассчитаны на невысокие температуры и нагрузку. Вот лучшие смазки общего назначения по версии пользователей.

BP Energrease LS-EP 2 – для станков

Этот продукт от British Petroleum создан на основе высокоочищенных масел с ингибиторами окисления и антифрикционными компонентами. Универсальную смазку можно применять везде, но лучше всего она подойдет для станков любого назначения (токарных, фрезерных), а также конвейерных механизмов. Производители рекомендуют ее ко всему оборудованию текстильной, деревообрабатывающей, бумажной и пластмассовой продукции.

Смазка отличается хорошей прокачиваемостью и показывает устойчивость при сдвигах или вибрации на подшипниках. Средство имеет неплохую вязкость, а его распад на масло и присадки начинается только спустя 18 часов непрерывной работы при температуре 40 градусов. А вот каплепадение начинается уже на отметке термометра 195 градусов, поэтому максимальный температурный предел у смазки 140.

Достоинства:

  • универсальность средства;
  • легко прокачивается;
  • не выпадает при сдвигах;
  • устойчивая к распаду.

Недостатки:

  • небольшой диапазон температур;
  • минимальный объем расфасовки 15 кг.

Luqui Moly LM 50 – лучшая для ступиц

Немецкие разработчики создали консистентную смазку на основе литиевого комплекса, обладающую хорошими противозадирными свойствами. Этот продукт применим в различных системах, включая центральные распределительные, но лучше всего его использовать для смазки ступиц. Состав устойчив к воде, что актуально для колес. Продукт не быстро становится мягким и надолго остается в подшипнике.

Антикоррозийные свойства защищают металл на крутящихся элементах ступиц. Диапазон температур варьирует от -30 до +160, что хорошо подходит для колес. Средство содействует высокой нагрузке на вращающиеся части с обеспечением минимального износа от трения и давления. Эта немецкая смазка сохраняет все свои свойства длительное время, когда другие подобные вещества стареют. Распад на масло происходит спустя 18 часов работы. Вязкость соответствует DIN 51562.

Достоинства:

  • густая;
  • надежно защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • отталкивает воду;
  • пригодна для работы в условиях повышенных нагрузок.

Недостатки:

  • не очень большой температурный диапазон;
  • очень дорогая.

Castrol LMX Li-Komplexfett – хороша для инструмента

У смазки пластичная гелиевая структура, что позволяет быстро заталкивать ее в подшипник. Производители использовали загустители литиевого комплекса в сочетании с основой, состоящей из минерального масла. Дополнительно были внедрены несколько присадок, чьи пропорции строго сбалансированы. Это дало отличный продукт для подшипников электроинструмента: болгарок, отрезных станков, перфораторов.

Механическая стабильность смазывающего вещества позволяет работать инструментами целый день. Даже при нагреве металла, смазка не вытекает. Средство рассчитано на поддержание работы при высоких скоростях. Стойкость к затвердеванию увеличивает полезный срок эксплуатации. Смазка обладает высокой адгезией к металлическим компонентам, поэтому не вымывается и не вытряхивается.

Достоинства:

  • экологичный состав;
  • применима как для техники, так и для инструмента;
  • доступная цена;
  • поддерживает работу подшипника на больших скоростях.

Недостатки:

Лучшие смазки для подшипников под особенные нагрузки

Такие смазывающие вещества отличаются меньшей кинематической вязкостью, что дает им возможность лучше проникать между трущимися элементами, поддерживая скольжение и препятствуя износу. Производители добавляют в их состав специальные присадки, повышающие их качество. Это нашло свое применение в строительной технике и оборудовании, а также у гоночных транспортных средств.

Mobil Mobilgrease Special – для строительной техники

Этот американский продукт создан для применения в подшипниках, подвергающихся постоянной вибрации. Часто такие нагрузки испытывают экскаваторы и крановые установки на стройке или горнодобывающее оборудование. В ее составе разработчики задействовали дисульфид молибдена, благодаря чему износ деталей становится минимальным. Чтобы смесь не вытекала из вращающихся узлов, использовали гидроксистеарат лития. Густая консистенция позволяет средству надежно удерживаться внутри подшипника.

Благодаря продуманному составу, средство хорошо защищает металлические элементы от коррозии, а также износа во время поступательных или колебательных движений. Оптимальное применение – это подшипники и ступицы у шасси грузовой техники. Но эта смазка вытечет, если температура металла поднимется выше 130 градусов. Поэтому требуется регулярный контроль и дозаправка средства.

Достоинства:

  • хорошо защищает от коррозии, если в узел попала влага;
  • загуститель на основе лития;
  • рассчитана на вибрацию и колебания;
  • консистенция удобна для прокачивания.

Недостатки:

  • невысокий температурный диапазон (от -20 до +130);
  • быстрый расход;
  • цена.

Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 – для высоких температур

Эта смазка сочетает в себе отборные масла и загустители на основе литиевого мыла. Разработчики внедрили в нее дополнительный пакет присадок, который придает смеси стабильность и устойчивость при экстремальных для работы температурах, возникающих из-за высоких оборотов и сильного трения веса конструкция, вращающейся на подшипниках. Такая смазка лучше всего подойдет для воздуходувок с подачей горячего воздуха и электромоторов от крупных промышленных станков.

Хорошие у нее и антикоррозионные свойства. Водостойкость не позволяет вымыть смазку при чистке оборудования струей воды под напором. Смесь обладает хорошей коллоидной стабильностью при температуре 80 градусов на протяжении 18 часов.

Обычно ее можно использовать в диапазоне -30 до +160. При кратковременных превышениях до 200 градусов ничего не случится, поскольку каплепадение вещества начинается от 250. Упаковка может быть по 400 и 500 грамм или 25 и 180 кг для оптовых закупок крупными предприятиями.

Достоинства:

  • дополнительный пакет присадок;
  • работа при температуре до 200 градусов;
  • коллоидная стабильность в 18 часов;
  • водостойкая;
  • большой выбор величины упаковки.

Недостатки:

  • в качестве загустителя – мыло;
  • тюбик не очень удобен для забивки смазки в подшипник.

VALVOLINE MOLY FORTIFIED MP GREASE – там, где очень влажно

Продукция от нидерландских разработчиков получила EP-комплекс присадок, снижающих трения, а за основу был взят дисульфид молибдена. Самым главным ее достоинством оказалась высокая устойчивость к воде. Она не окисляется при мойке под напором, не выбивается из узлов и надежно преграждает доступ коррозии. Хорошо показала себя такая смазка и при ударных нагрузках. Ее полезные механические свойства сохраняются длительное время.

Такой состав позволяет использовать ее в подшипниках промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники и автомобилях, эксплуатация которых осуществляется в условиях увеличенной влажности.

Производители смогли добиться и рекордных температурных показателей для этого средства, составляющих от -150 до +1200 градусов. Черно-серое вещество легко забить в подшипник.

Достоинства:

  • высокие температурные показатели;
  • предназначена для повышенной влажности;
  • содействует перенесению ударных нагрузок;
  • широкое применение в технике;
  • противозадирные свойства;
  • дешевая;
  • разнообразие расфасовки.

Недостатки:

  • несмотря на водоустойчивость, требуют обязательного наличия пыльника.

Какую смазку для подшипников купить

Чтобы правильно выбрать смазку, необходимо определиться с местом ее использования и температурным режимом данного узла. Немаловажную роль играет количество попадающей влаги и ударные нагрузки.

Поэтому можно подытожить выбор смазки следующим образом:

1. Для строительной техники, чьи подшипники подвергаются сильной вибрации и перегрузкам, лучше всего подойдет Mobil Mobilgrease Special.

2. Там, где высокие температуры, например, в воздуходувках и различных калориферах, на их подшипники стоит наносить Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2.

3. Для промышленных станков достаточно будет BP Energrease LS-EP 2, которая не выпадет, а одной упаковки хватит надолго.

4. В ступицы машин стоит использовать дорогую, но проверенную временем Luqui Moly LM 50.

5. В очень влажных условиях, например для оборудования в автомойках или техники, которую часто моют, подойдет VALVOLINE MOLY FORTIFIED MP GREASE.

6. Для строительного инструмента, где часты вибрации и давление, надежным окажется Castrol LMX Li-Komplexfett.

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Смазка для подшипников: виды, свойства, популярные продукты

Подшипники являются самыми распространенными узлами. Они широко используются в различном промышленном оборудовании, технике, легковых и грузовых автомобилях, спортивном инвентаре и т.д. Свою распространенность они получили благодаря простоте устройства и невысокой стоимости.

В процессе эксплуатации на эти узлы воздействуют различные нагрузки, скорости, высокие и низкие температуры. Без должного обслуживания они быстро выходят из строя. Смазка для подшипников позволяет снизить износ узлов, защитить их от температурного воздействия, коррозии и прочих факторов, отрицательно влияющих на работоспособность и надежность.

Зачем нужны подшипники?

Подшипники – это узлы, которые являются частью опор вращающихся валов и осей. Они принимают осевые и радиальные нагрузки, которые приложены к оси или валу, и передают их на другие части конструкции, например корпус или раму. Они также должны обеспечивать движение с минимальными потерями и удерживать вал в пространстве. Именно от качества подшипника зависит КПД, срок службы и работоспособность того или иного оборудования.

Выделяют две большие группы подшипников по типу трения. Это узлы качения и скольжения. Отдельной группой стоят магнитные подшипники.

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения представляют собой корпус с отверстием, в который запрессована втулка. Наиболее распространенная конструкция состоит из разъемного корпуса и вкладыша, выполненного чаще всего из цветного металла. Зазор, находящийся между отверстием втулки подшипника и валом, позволяет валу свободно вращаться.

В зависимости от условий эксплуатации, окружной скорости цапфы и конструкции выделяют следующие виды трения: жидкостное, граничное, сухое и газодинамическое. В подшипниках, где трение жидкостное, в момент пуска проходит этап граничного.

Смазочный материал – это одно из основных условий надежной работы подшипника. Он обеспечивает разделение подвижных частей, низкое трение, отводит тепло и защищает от агрессивного внешнего воздействия. Выделяют жидкие, пластичные, твердые и газообразные смазочные материалы. 

Самые высокие эксплуатационные свойства отмечаются у пористых самосмазывающихся подшипников, которые изготавливаются методом порошковой металлургии. В процессе работы они нагреваются и выделяет смазочный материал из пор. Так смазка попадает на рабочие поверхности. В состоянии покоя она впитывается обратно.

Подшипники скольжения можно разделять по форме подшипникового отверстия (одно- или многоповерхностные, со смещением поверхностей или без, со смещением центра или без), по направлению восприятия нагрузки (радиально-упорные, осевые, радиальные), по конструкции (встроенные, разъемные, неразъемные), по количеству масленок (с одним или несколькими клапанами), регулируемые и нерегулируемые.

К преимуществам подшипников скольжения относят:

  • Простую конструкцию
  • Экономичность при больших диаметрах валов
  • Способность выдерживать большие вибрационные и ударные нагрузки
  • Надежность в приводах, работающих при высоких скоростях
  • Возможность регулировки зазора
  • Возможность установки на шейки коленчатых валов разъемных подшипников

Из недостатков можно выделить пониженный КПД, высокие требования к чистоте смазочного материала и температуре, неравномерный износ цапфы и подшипника, большой расход смазки, большие потери на трение при пуске, сравнительно большие осевые размеры.

Подшипники качения

Подшипники качения работают преимущественно в условиях трения качения. Они состоят из 2 колец, тел качения, сепаратора, который отделяет тела качения друг от друга, удерживает на одинаковом расстоянии и направляет их движение. Снаружи внутреннего кольца и внутри наружного кольца расположены желоба, по которым перемещаются тела качения.

С целью уменьшения габаритов, а также для повышения жесткости и точности в некоторых узлах техники задействованы совмещенные опоры. Они представляют собой желоба, которые выполнены непосредственно на поверхности корпусной детали или на валу.

Некоторые виды подшипников качения выпускаются без сепаратора. Они содержат большое количество тел качения и отличаются большей грузоподъемностью. Отрицательной стороной отсутствия сепаратора является снижение предельных частот вращения вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

Подшипники качения бывают шариковыми (радиальные, сферические, упорные, радиально-упорные, радиальные для для корпусных узлов), роликовые с цилиндрическими (радиальные, упорные), коническими (радиально-упорные, упорные), сферическими роликами (радиальные самоустанавливающиеся, упорные самоустанавливающиеся), с игольчатыми роликами (упорные, радиальные, комбинированные), радиальные тороидальные, радиальные с витыми роликами, комбинированные, роликовые и шариковые опорные, опорно поворотные устройства.

В сравнении с подшипниками скольжения, узлы качения обладают следующими преимуществами:

  • Меньшие потери на трение
  • Более высокий коэффициент полезного действия
  • Момент трения при пуске меньше в 10-20 раз
  • Простота обслуживания и замены
  • Меньший расход смазки
  • Низкая стоимость
  • Простота ремонта оборудования
  • Экономия цветных металлов, которые нужны при производстве подшипников скольжения

К недостаткам подшипников качения относят сложность установки и монтажа узлов, шум при работе, непригодность для работы при высоких вибрационных и ударных нагрузках, высокую стоимость при небольших партиях, ограниченную возможность применения в условиях очень высоких нагрузок и высоких скоростей, повышенную чувствительность к погрешностям при установке.

Магнитные подшипники

Магнитные подшипники (подвесы) работают по принципу левитации, которая создается магнитными и электрическими полями. Благодаря этому можно осуществить подвес вращающегося вала без физического контакта и обеспечить его вращение без износа и трения.

По принципу действия магнитные подшипники делятся на магнитогидродинамические, сверхпроводящие, диамагнитные, кондукторные, индукционные, LC-резонансные, электростатические, активные и на постоянных магнитах. Сегодня наибольшей популярностью пользуются активные магнитные подшипники (АМП). Это мехатронные управляемые устройства, где положение ротора стабилизируется при помощи сил магнитного притяжения, которое действует на ротор со стороны электромагнитов. Система автоматического управления регулирует в них ток посредством сигналов датчиков перемещения ротора.

Полный бесконтактный подвес ротора осуществляется при помощи одного осевого АМП и двух радиальных, либо двух конических АМП. Именно поэтому такая система содержит и подшипники, которые встроены в корпус машины, и электронный блок управления, который соединен с датчиками и обмотками электромагнитов при помощи проводов. Обработка сигналов может быть как аналоговой, так и цифровой.

К преимуществам активных магнитных подшипников относят:

  • Относительно высокую грузоподъемность
  • Возможность применения при высоких скоростях, низких и высоких температурах, вакууме и т.д.
  • Высокую механическую прочность
  • Возможность создания неконтактной устойчивой подвески тела
  • Возможность изменять жесткость и демпфирование в широких пределах

Для работы активных магнитных подшипников требуется сложная и дорогостоящая аппаратура, а также внешний источник энергии. К сожалению, все это сильно снижает надежность и эффективность всей системы. Поэтому в настоящее время ведутся разработки пассивных магнитных подшипников (ПМП). Например, высокоэнергетические постоянные магниты на основе неодим-железо-боре (NdFeB), которые не требуют сложных систем регулировки.

Область применения подшипников

Область применения подшипников скольжения обусловлена отсутствием возможности использования подшипников качения. Например, они широко распространены в оборудовании с высокой частотой вращения: в центрифугах, станках и т.д. Но в условиях, при которых подшипники эксплуатируются, их срок службы относительно мал.

Также подшипники скольжения применяются в случаях, когда узел должен быть разборным, например, подшипник коленчатого вала, когда узел должен работать под воздействием высоких ударных нагрузок и/или обладать малыми геометрическими размерами (стартеры). В сельскохозяйственной технике применение этих подшипников обусловлено условиями эксплуатации: агрессивные среды, тяжелые нагрузки, низкие скорости, влажность.

Незаменимы они в металлообрабатывающем оборудовании. Так в прокатных станах вместо подшипников качения используются текстолитовые вкладыши. Это обусловлено тем, что вал к вкладышу должен прилегать не менее, чем на 60 %.

Подшипники качения широко применяются в различном электрическом оборудовании. В отличии от узлов скольжения, они менее подвержены износу. Это особенно важно для техники, где малые воздушные зазоры, меньшие потери на трение и длительная эксплуатация без замены смазочного материала.

В малогабаритных электрических машинах используются закрытые подшипники с одной или двумя защитными шайбами. Это обусловлено тем, что для их установки не требуется специальных уплотнителей для удержания смазочного материала, так как уплотнения уже встроены в сам подшипник.

Помимо различных электрических машин подшипники качения применяются в узлах авиационной техники, где нет высоких удельных нагрузок, различных скоростных приборах, автомобильной технике (выжимные, ступичные и т.д.), конвейерных системах, судоходной, сельскохозяйственной специальной технике, грузовых автомобилях и т.д.

Активные магнитные подшипники применяются в турбокомпрессорах, турбовентиляторах, турбомолекулярных насосах, электрошпинделях, турбодетандерах (криогенная техника), газовых турбинах и турбоэлектрических агрегатах и инерционных накопителях энергии.

Основной проблемой подшипниковых узлов является прочность. Чаще всего она связана с начальной нагрузкой, которую очень трудно установить. В период приработки момент сопротивления преднагруженных подшипников быстро снижается. Поэтому начальная нагрузка может контролироваться только в новых подшипниках. Тем не менее повреждения могут возникать и при небольших нагрузках. Это связано с тем, что ролики и шарики склонны к скольжению вместо качения.

При обычных условиях эксплуатации правильно подобранный и правильно используемый подшипник с 90 процентной вероятностью проработает весь срок службы. Шанс выхода из строя в этом случае равен 10 %. Порядка 43 % подшипников приходят в негодность по причине плохой смазки, 27 % – из-за плохого монтажа.

Дело в том, что даже самая качественная сталь не может компенсировать недостатки смазочного материала и деформацию валопровода. Смазка подшипников ненадлежащего качества приводит к перегреву узла и его заклиниванию. В некоторых случаях может даже произойти воспламенение. 

Основными причинами выхода из строя подшипников является плохая смазка, некачественный монтаж, тяжелые условия эксплуатации, недостатки уплотнения, низкое качество самого подшипника: сталь низкого сорта, неточная геометрия, дефектные уплотнения и сепараторы. Именно из-за внешних факторов происходит около 90 % преждевременных поломок.

Наиболее распространенными неисправностями при эксплуатации подшипников являются посторонние шумы при работе, перегрев, вибрации, утечка или загрязнение смазочного материала.

Шумы при работе подшипника можно разделить на громкий металлический звук, постоянный громкий звук, прерывистый звук. Как правило они появляются из-за чрезмерных нагрузок, действующих на узел, неправильной сборки, недостатка или непригодности смазки, контакта вращающихся деталей, трещин, бринеллирования, отслаивания на дорожках, слишком большого зазора. Для решения этих проблем в некоторых случаях достаточно отрегулировать посадку или заменить смазочный материал. Но при серьезных повреждениях потребуется замена подшипника.

Перегрев происходит из-за слишком маленького зазора, большого количества смазки, ее недостатка или загрязнения, неправильной сборки и повреждениях уплотнений и поверхностей. Вибрации возникают вследствие бринеллирования, отслаивания, неправильной сборки и проникновения посторонних частиц. Если неисправность вызвана первыми двумя причинами, то потребуется замена подшипника. Если смазочный материал вытекает или обесцвечивается, это является последствием загрязнения посторонними частицами и продуктами износа, либо смазка не подходит для условий эксплуатации узла.

Как ни странно, но большинство из вышеописанных проблем можно решить применением качественных смазочных материалов. Своевременная замена смазки в подшипниках способна увеличить срок службы узлов, повысить их надежность и эффективность. Разберемся ниже, чем смазать подшипники.

Виды смазок для подшипников

Регулярное обслуживание подшипников является залогом их длительной, эффективной и надежной работы. Но нельзя просто так взять и заложить любую смазку в узел. Нужно руководствоваться определенными требованиями производителя детали. Смазочный материал закладывается так, чтобы были покрыты все рабочие поверхности подшипника: сепаратор, ролики или шарики, дорожки качения. Низкоскоростные подшипники заполняются полностью. В скоростных узлах, где значение DN превышает 400000 об/мин смазка должна занимать 1/4 пространства. Во всех остальных случаях она закладывается на 1/3 объема.

Для обслуживания подшипников используются масла, пластичные смазки, твердые смазочные материалы и газы.

Масла

Масло для подшипников применяется в случаях, когда узлы работают при высоких температурах и скоростях. Оно обеспечивает их постоянное охлаждение путем отвода тепла в окружающую среду.

Выделяют синтетические, полусинтетические и минеральные масла. Синтетика производится на основе полимеров и различных соединений органических кислот. Сегодня на рынке представлены полиальфаолефиновые (ПАО), полигликолевые (ПАГ) и эфирные масла. По сравнению с минеральными, они практически не подвержены изменениям вязкости при перепадах температур и не теряют своих характеристик в агрессивной среде.

Минеральные масла изготавливают на основе продуктов нефтепереработки. Для усиления их рабочих свойств в состав материалов вводят различные присадки. Наряду с синтетикой, они широко используются в подшипниках качения и скольжения.

Полусинтетика изготавливается на основе минеральных и синтетических масел.

Масла выполняют несколько важный функций:

  • Фрикционная. Снижает силу трения при контакте скользящих или вращающихся поверхностей
  • Защитная. Образует защитную пленку, которая предохраняет от коррозии и механических повреждений
  • Барьерная. Защищает внутренние поверхности подшипника от проникновения механических частиц и агрессивных веществ
  • Терморегулирующая. Снижает вероятность перегрева путем отвода тепла наружу

Несмотря на то, что для обслуживания необходимо использовать рекомендованные производителем подшипников масла, но бывает, что рекомендации отсутствуют и неизвестно, каким смазочным материалом воспользоваться. В этих случаях при подборе необходимо исходить из условий эксплуатации.

В подшипники, которые работают при низких температурах, рекомендуются масла с температурой застывания на 15-20 ˚С ниже условий эксплуатации. Например, если подшипник работает при температуре -20 ˚С, смазочный материал должен выдерживать минимум -35 ˚С. При этом вязкость продукта должна быть минимальной. Для смазывания высокотемпературных узлов нужно применять вязкие масла.

Чем выше угловая скорость вращения подшипника, тем меньше должна быть вязкость смазки. Если подшипник эксплуатируется при частых пусках, остановах и реверсах, масло должно быть более вязким.

В подшипниках скольжения преимущественно используются синтетические масла. В подшипниках качения вязкость материала определяется конструкцией детали. Например, в цилиндрических и шариковых подшипниках вязкость масла должна составлять не менее 13 мм2/с, в сферических и конических – не менее 20 мм2/с, в упорных – не менее 13 мм2/с.

Масла в подшипники поступают несколькими методами:

  • Погружение (для низких и средних скоростей)
  • Капельная подача (для быстроходных подшипников)
  • Масляный туман (для высоких и сверхвысоких скоростей)
  • Разбрызгивание (коробки передач, редукторы)
  • Циркуляционная система смазки (высокие температуры и скорости)
  • Струйная смазка (сверхвысокие скорости)

Пластичные смазки

Они представляют собой мази, которые служат для снижения трения. По сравнению с маслами они лучше удерживаются на вертикальных поверхностях, не выходят из контакта с взаимодействующими поверхностями и герметизируют смазываемые узлы.

Пластичные смазки применяют, если подшипники работают при малых, средних, высоких скоростях и/или ударных нагрузках. В отличие от масел, пластичные смазки имеют более широкую область применения и подходят практических для любых условий эксплуатации узлов.

В зависимости от факторов работы подшипников выделяют:

  • Универсальные смазки
  • Высокотемпературные смазки для подшипников
  • Морозостойкие смазки
  • Смазки для высокоскоростных подшипников
  • Смазки для высоких и экстремально высоких нагрузок
  • Смазки для оборудования пищевой промышленности
  • Смазки для узлов, работающих под воздействием химически агрессивных сред
  • Шумоподавляющие смазки

Пластичные смазки на 70-90 % состоят из базового масла (минеральное, синтетическое, полусинтетическое) и загустителя 10-15 %. В качестве загустителей используются различные мыла, продукты органического и неорганического происхождения и твердые углеводороды. Именно они позволяют смазке в состоянии покоя вести себя как твердое тело, а под воздействием нагрузок – как жидкое.

По составу пластичные смазки могут быть литиевыми, силиконовыми, полимочевинными и т.д.

Присадки и различные добавки составляют до 5 % от общей массы смазочного материала. Это могут быть противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные компоненты и т.д. Для придания дополнительных свойств в смазку добавляют антифрикционные и герметизирующие вещества: порошки цинка, меди или свинца, графит, дисульфид молибдена и др.

По классификации NLGI консистенция смазочных материалов бывает следующей:

  • 000 – вязкие и очень густые масла
  • 00 – очень мягкие смазки
  • 0, 1 – мягкие смазки
  • 2 – вазелинообразные
  • 3 – почти твердые
  • 4 – зернистообразные
  • 5 – твердые
  • 6 – мылообразные

Данная классификация применяется только к импортным смазкам. В отечественных материалах она не используется.

По типу загустителя смазки могут быть мыльные (на основе солей карбоновых кислот), углеводородные (на основе тугокоплавких углеводородов), неорганические (на основе силикагеля, графита, асбеста и др.) и органические (на основе производных карбамида и кристаллических полимеров).

Твердые смазочные материалы

В чистом виде твердые смазки применяются только в подшипниках скольжения. Они образуют тонкий сухой слой, который снижает износ и трение. Подобные материалы используются в случаях, когда масла и пластичные смазки не соответствуют условиям эксплуатации и требованиям оборудования, например в вакууме, радиации и т.д. Они широко распространены в металлургии, приборостроении и машиностроении.

В качестве твердых смазочных материалов и покрытий на их основе используют политетрафторэтилен (ПТФЭ, тефлон), графит, дисульфид молибдена (MoS2) или мягкие металлы (медь, цинк и т.д.)

Дисульфид молибдена отличается низким коэффициентом трения и в атмосфере, и в вакууме. В инертной атмосфере он термостабилен при температурах до +1100 °С, но в контакте с воздухом применение материала ограничено температурами +350 °С...+400 °С. MoS2, в отличие от графита и ПТФЭ, обладает более высокой грузоподъемностью. Также материал при работе в вакууме заменяет графит.

Графит обладает низким коэффициентом трения и очень высокой термостабильностью (до +2000 °С). Адсорбированные пары в графите значительно усиливают его смазывающие свойства. Но в сухой среде, например, в вакууме, применение графита может быть ограничено.

При использовании графита при температурах ниже -100 °С следует обеспечить принудительное поступление адсорбированных паров к графитному смазочному слою, так как при отрицательных температурах его коэффициент трения увеличивается.

Из-за окисления при температурах +500 °С...+600 °С применение графита ограничено, но с добавлением неорганических присадок его можно использовать при температурах до +550 °С. В глубоком вакууме материал теряет свои смазывающие свойства, устойчивость к радиации и химическим средам.

Политетрафторэтилен (ПТФЭ) имеет очень низкий коэффициент трения как в атмосфере, так и вакууме. Его можно использовать при температурах от -100 °С до +250 °С. ПТФЭ не отличается долговечностью и высокой грузоподъемностью как другие материалы. Он не используется при высоких температурах, так как обладает низкой теплоотдачей и теплопроводностью, но имеет высокую стойкость к различным агрессивным средам.

Порошки мягких металлов, таких как цинк, индий, медь, серебро, золото и свинец обладают низким коэффициентом трения и в вакууме, и в атмосфере. Они широко применяются при высоких температурах до +1000 °С, а также для смазывания элементов с минимальным скольжением.

Газы

Газовые смазки – это смазки, при которых поверхности трения деталей, находящиеся в относительном движении, разделены газом. Для этого применяют воздух, хладон, неон и азот, а также низковязкие газы, например, водород. Данный вид смазывания применяются в турбокомпрессорах, газовых турбинах, ультрацентрифугах, оборудовании ядерных установок, узлах трения точных приборов.

Существует 3 вида газовой смазки:

  • Газодинамическая
  • Газостатическая
  • Газостатодинамическая (гибридная)

Газодинамическая смазка разделяет поверхности благодаря давлению, которое возникает в слое газа из-за движения поверхностей. Она применяется в низконагруженных и высокоскоростных узлах, например подшипниках компрессоров и ротационных насосов, высокооборотных электродвигателей, ультрацентрифугах.

Газостатическая смазка разделяет поверхности, которые находятся в относительном движении или покое, благодаря газу. Он поступает в зазор между поверхностями под давлением в 0,3 МПа. Данный вид смазки применяется в узлах механических генераторов ультразвука, скоростных центрифуг, высокоскоростных шлифовальных головок.

Газостатодинамическая смазка универсальна. Она объединяет принципы работы газодинамической и газостатической смазки.

Характеристики и свойства смазок

В зависимости от типа и состава все смазочные материалы обладают определенными свойствами. Тем не менее основные характеристики смазок можно унифицировать.

Начнем с прочности смазки для подшипников. Чем она выше, тем меньше вероятность того, что смазочный материал выдавится из подшипника. Данное свойство применимо к пластичным смазкам и маслам. Твердые смазочные материалы и газы лишены данной характеристики. Тем не менее смазка не должна обладать слишком высокой прочности, так как она не сможет свободно попасть в зону трения.

Вязкость смазки определяет ее консистенцию. Она варьируется от очень мягкой до мылообразной в пластичных смазках, и от очень жидкой до очень густой в маслах. Вязкость является непостоянной величиной, так как зависит от внешних факторов: температур, деформации т.п.

Термостойкость определяет верхнюю границу рабочих температур смазочного материала. Чем она выше, тем лучше смазка будет работать при высоких температурах. Если термостойкость недостаточная, то смазочный материал может вытечь из зоны трения, закоксоваться и даже воспламениться. Поэтому термостойкие смазки являются наилучшим решением для работы при высоких температурах.

Морозостойкость определяет нижнюю границу рабочих температур. Если она недостаточная, то смазка загустеет и затруднит движение узлов. Низкотемпературные смазки позволяют узлам бесперебойно работать при отрицательных температурах.

Механическая стабильность определяет поведение смазок после деформации. Изменение свойств зависит от того, насколько интенсивному и продолжительному воздействию они подвергались. Смазки с низким показателем механической стабильности не рекомендуется использовать в негерметичных узлах.

От физико-химической стабильности зависит способность смазочных материалов сохранять свойства и состав в результате окисления, выделения дисперсионной среды или испарения.

Водостойкость – это устойчивость смазки к воздействию воды: вымыванию, растворению. Водостойкие смазочные материалы не впитывают воду и не вступают в химическую реакцию с ней.

Адгезия – это способность смазки удерживаться на различных поверхностях. Материалы с хорошей адгезией липкие на ощупь, трудно смываются и стираются.

Противозадирные, противоизносные, антикоррозионные свойства позволяют смазкам предотвращать заедания и задиры трущихся поверхностей, снижать их износ и защищать от коррозионного воздействия.

ТОП-5 пластичных смазок для подшипников

1место

EFELE MG-211 – противозадирная литиевая смазка, предназначенная для узлов, работающих при повышенных нагрузках. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °C.

Материал широко применяется в узлах трения ходовой части подъемно-транспортных машин и автомобилей, в подшипниках вентиляторов, электродвигателей, металлообрабатывающих станков, механизмов общепромышленного оборудования. Подходит также для узлов трения конвейерных систем, машин и установок в цементной, сталелитейной и горнодобывающей промышленности.

Кроме подшипников смазку можно использовать в направляющих, зубчатых передачах, шлицевых соединениях и гибких валах в оболочках.

EFELE MG-211 обладает повышенной несущей способностью, высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами. Материал устойчив к смыванию водой и отличается хорошей коллоидной стабильностью, а также длительным сроком службы. Может выполнять функцию антиаварийной смазки.

2место

Molykote Multilub – пластичная литиевая смазка для долговременного смазывания. Диапазон рабочих температур от -25 до +120 °C.

Материал предназначен для узлов трения ходовой части подъемно-транспортных машин и автомобилей, подшипников электродвигатей и вентиляторов, подшипников шпинделей, шарико-винтовных передач, направляющих металлообрабатывающих станков.

Может использоваться в узлах трения конвейерных систем, различных открытых и закрытых зубчатых передачах, шлицевых соединениях и гибких валах в оболочках.

Смазка работает во влажной среде, устойчива к вымыванию водой. Она обладает повышенной несущей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, а также свойствами антиаварийной смазки и длительным сроком службы.

3место

Mobilux EP 2 – пластичная литиевая смазка для узлов оборудования, работающих в тяжелых условиях. Диапазон рабочих температур от -20 до + 130 °C.

Смазка используется в узлах и механизмах автомобильной техники и промышленного оборудования. В частности ее применяют для обслуживания подшипников и втулок, которые работают при повышенных нагрузках, высоких скоростях, а также ударных нагрузках.

Материал обладает антикоррозионными и противоизносными свойствами, не вымывается водой и устойчив к ее длительному воздействию. Он отличается длительным сроком службы и может использоваться в централизованных системах подачи смазки.

4место

Renolit EP 2 – многоцелевая пластичная литиевая смазка с противозадирными и противоизносными присадками. Диапазон рабочих температур от -25 до +130 °C.

Материал используется в узлах легковых и грузовых автомобилей, специальной техники, промышленного оборудования. Может применяться в редукторах, централизованных системах смазки и в качестве смазки универсально назначения.

Renolit EP 2 устойчив к воздействию воды, выдерживает повышенные нагрузки, обладает противозадирными и антикоррозионными свойствами.

5место

Shell Gadus S2 V100 2 – многоцелевая пластичная литиевая смазка. Диапазон рабочих температур до +130 °C. Нижнюю границу производитель не указывает.

Материал используется в подшипниках электромоторов, водяных насосов, закрытых подшипниках, смазываемых однократно на весь срок службы. Подходит для общепромышленного применения, централизованных смазочных систем и некоторых легконагруженных узлов.

Смазка обладает окислительной и механической стабильностью, антикоррозионными свойствами и длительным сроком хранения.

Кроме пластичных смазок, для обслуживания подшипников могут использоваться масла и покрытия. Ниже приведены популярные материалы, применяемые для подшипников.

Molykote D-321R

Molykote D-321R – это антифрикционное покрытие (АФП) на основе графита и дисульфида молибдена, которое отверждается при нормальной температуре. Материал относится к сухим смазкам, поэтому используется только в подшипниках скольжения.

Покрытие обладает высокой морозо- и термостойкостью, устойчиво к химически агрессивным веществам, радиации, вакууму. Оно отличается высокой несущей способностью, отличной адгезией, может окрашиваться, облегчает монтаж и демонтаж.

Материал решает такие проблемы, как схватывание, задиры, заедания, бринеллирование, скачкообразное движение, налипание пыли и абразивов на поверхности.

Твердосмазочное антифрикционное покрытие MODENGY 1001 является аналогом Molykote D-321R и может его заменить в любых случаях применения.

Имея такие же рабочие свойства, покрытие Modengy 1001 стоит гораздо дешевле.

MODENGY 1001 можно приобрести в аэрозольных баллонах объемом 210 мл и в банке по 1 кг или ведре по 4,5 кг.

Shell Morlina S4 B

Синтетические масла для умеренно нагруженных подшипников качения и скольжения. Представлены в нескольких классах вязкости: 220, 320 и 460. Они совместимы с другими маслами на минеральной и синтетической основе и не требуют специальных процедур при замене.

Масла Shell Morlina S4 B обладают высокими смазывающими свойствами, высоким индексом вязкости, отличной термический и окислительной стабильностью. Они надежно защищают от коррозии, износа, обеспечивают чистоту подшипников и обладают длительным сроком службы.

OKS 530

Покрытие на основе дисульфида молибдена с водным связующем, отверждаемое на при комнатной температуре. Может применяться в случаях, когда невозможно смазывание пластичной смазкой или маслом. Разводится водой в соотношении до 1:5.

Помимо подшипников скольжения может использоваться в цепях, направляющих скольжения, открытых и закрытых редукторах, шарнирах, рычагах и червячных передачах.

ТОП5 лучших смазок для подшипников ступицы. Как выбирать

Смазка для ступичных подшипников выполняет функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть. При выборе смазки необходимо учитывать требования, предъявляемые к ним. В частности, состав должен выдерживать высокую температуру, обладать антикоррозионными свойствами, а также защищать поверхности железных шариков и обоймы от износа. В настоящее время существует пять основных типов таких смазок — литийсодержащие, высокотемпературные, на основе полимочевины, на основе молибдена и перфторполиэфирные. Далее мы рассмотрим их особенности, а также факторы, которые необходимо учитывать при выборе той или иной смазки.

Содержание:

  • • Свойства смазки
  • • Рейтинг лучших смазок
  • • Описание смазок
  • • Другие смазки

Свойства смазки для ступиц

Свойства смазки для ступичных подшипников обусловлены условиями ее эксплуатации. В частности, рабочие пары вращаются с большой угловой скоростью, из-за чего возникает высокая температура в месте их соприкосновения. Кроме того, на поверхность подшипника попадает влага и грязь, что может вызвать появление коррозии. Поэтому смазка для ступицы должна:

  • Не растекаться при нагреве. Среднее значение температуры, при котором работает ступичный подшипник — +120°С. Однако, чем большую температуру выдерживает смазка — тем лучше.
  • Сохранять свои эксплуатационные свойства при отрицательной температуре (до -40°С). То есть, смазка не должна загустевать и создавать препятствия при вращении колеса.
  • Не терять своих свойств при контакте с водой, а также защищать металлические поверхности от коррозии.
  • Не менять свою консистенцию при изменении рабочих температур.
  • Иметь химически устойчивый состав. Кроме того, смазка не должна агрессивно воздействовать на полимеры и резину, из которой сделаны пыльники и сальники на подшипниках или других, расположенных неподалеку от них узлов и механизмов.

Периодичность смазывания подшипника ступицы индивидуальна для каждой машины, и вы найдете ее значение в мануале к вашему авто.

В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.

Смазывание ступичного подшипника

  • Литийсодержащие составы. Одни из самых популярных смазок созданы на основе литиевого мыла. В частности, самой распространенной из них является «Литол 24». Причина популярности этого средства кроется в его невысокой цене и неплохих эксплуатационных характеристиках средств. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
  • Высокотемпературные смазки. Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов. Примерами таких смазок являются Litho HT, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
  • На основе полимочевины. В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество — кальций-сульфанат. Это современные смазки, популярные среди автолюбителей. Примеры таких составов — AIMOL Greasetech Polyurea EP 2. Его отличительной особенностью является термическая устойчивость (выдерживает кратковременный нагрев до +220°С).
  • На основе молибдена. Они неплохо зарекомендовали себя, поскольку выдерживают значительную рабочую температуру. Однако у них есть один существенный недостаток — при контакте с водой происходит химическая реакция, результатом которой является серная кислота. А она уменьшает ресурс деталей, к которым прикасается.
  • Перфторполиэфирные. Это самые совершенные, однако и самые дорогие смазки. Как правило, их используют в спортивных машинах, едущих на больших скоростях и испытывающих значительные механические нагрузки. Иногда такие смазки японские и немецкие производители применяют в машинах премиум класса. Однако для большинства рядовых потребителей их использование не имеет смысла, учитывая их высокую стоимость.

Каких смазок стоит остерегаться

Как уже упоминалось, подшипник ступицы является высоконагруженным узлом. Соответственно, с ним нельзя использовать смазки, содержащие синтетические углеводороды. Их химические соединения распадаются уже при температуре +45°С…+65°С. Их основное предназначение — консервация или работа в слабонагруженных механизмах. К ним относятся силиконовые смазки или смазки на основе вазелина.

Популярную отечественную смазку «Шрус-4» не рекомендуется использовать для смазывания подшипников ступицы.

Также не стоит использовать смазки на основе кальция или натрия (в частности, кальциевых и натриевых мыл). Они достаточно эффективно смазывают рабочие поверхности, однако плохо защищают их от влаги. Не стоит использовать для ступичных подшипников и графитную смазку. Она может нанести вред этому важному узлу. Смазки с добавлением цинка и железа также не рекомендуется использовать в ступичных подшипниках.

В одном подшипнике нельзя смешивать две или более разных смазок, тем более если они разных типов.

В интернете существует много споров по поводу использования того или иного состава. Лучшая смазка ступичных подшипников выбирается на основании нескольких факторов — рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля, эксплуатационных характеристик смазки (температурный диапазон, защитные свойства), личного опыта и предпочтений автолюбителя, а также цены. Лучшие смазки для ступиц представлены в приведенной ниже таблице. Рейтинг составлен по отзывам автолюбителей.

Название смазкиЦена по состоянию на зиму 2017/2018Номер в каталогеОписание
Liqui Moly LM 50950 рублей, туба объемом 400 мл7569Высокотемпературная консистентная литиевая смазка для ступиц подшипников.
Castrol LMX Li-Komplexfett480 рублей, туба объемом 300 мл4506210098Высокоэффективная пластичная смазка, состоящая из загустителя на основе литиевого комплекса, минерального базового масла и специально подобранного пакета присадок.
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE700 рублей за банку массой 453 грамма.SP1608Высокотемпературная смазка для шариковых и роликовых подшипников качения всех типов. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии.
МС-100044 рубля за упаковку 30 грамм1101Восстанавливающая многофункциональная литиевая пластичная металлоплакирующая смазка. Содержит металлоплакирующий комплекс, который регенерирует поверхности трения и блокирует коррозию
«Литол 24»35 рублей за упаковку массой 100 грамм714Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка

Описание смазки для подшипников

Теперь остановимся более детально на каждой из перечисленных смазок. Далее будут приведены их эксплуатационные характеристики, область применения и некоторые особенности. Исходя их которых каждый сможет подобрать для себя лучшую.

Liqui Moly LM 50

Консистентная смазка на основе лития, способна работать при высоких температурах, содержит противозадирные присадки. Эксплуатационные характеристики:

  • цвет — синий;
  • загуститель — литиевый комплекс;
  • температурный диапазон применениям — от -30°C до +160°C (кратковременно до +170°C);
  • класс NLGI — 2 (по DIN 51818);
  • пенетрация — 275-290 1/10 мм (по DIN 51804);
  • температура каплепадения — > +220°C (по DIN ISO 2176).

Liqui Moly LM 50 — одна из лучших смазок для ступичных подшипников. Также состав можно использовать для смазки других высоконагруженных деталей — подшипников скольжения и качения, подшипников сцепления.

Перед нанесением состава рабочие поверхности должны быть тщательно очищены от грязи и коррозии. Также не рекомендуется смешивать Liqui Moly LM 50 с другими видами смазок.

Представляет собой эффективную пластичную смазку, загустителем которой является литиевый комплекс. В ее состав также входит базовой масло и пакет присадок. Эксплуатационные характеристики не ухудшаются во всем рабочем температурном диапазоне. Их значения составляют:

  • класс NLGI — 2;
  • цвет — зеленый;
  • стойкость к вымыванию водой (по методу ASTM D 1264) —
  • адгезия к металлическим поверхностям;
  • нагрузка сваривания (при испытании на четырехшариковой машине трения по методу DIN 51350-5) — >2600 Н;
  • температура каплепадения (по методу ASTM D 566) — >260°C;
  • рабочий температурный диапазон — от -35°C до +170°C.

По отзывам некоторых автовладельцев смазка Castrol LMX Li-Komplexfett 2 легко вымывается в случае, если внутрь подшипника попадает вода. Поэтому следите за целостностью его корпуса и пыльника при его наличии. Хранить смазку необходимо только в герметичной таре, не допуская попадания в нее влаги. Также нельзя допускать длительного попадания на нее прямых солнечных лучей или ультрафиолета.

STEP UP High Temperature Wheel Bearling Lithium Grease

Это высокотемпературная литиевая смазка которую можно использовать как для подшипников ступицы, так других роликовых и шариковых подшипников. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии. Обладает высокими антифрикционными, противозадирными, противоизносными, антикоррозионными свойствами. Не теряет защитных свойств при попадании в смазку загрязнений. Ее эксплуатационные характеристики следующие:

  • выдерживает скоростной режим — до 10000 об/мин;
  • температура рабочая — от -40 до +250°С;
  • температура каплепадения — +260°С;
  • индекс задира — 627 Н;
  • максимальная нагрузка — 1166 H;
  • диаметр пятна износа, — 0,65 мм;

Отличительной особенностью смазки является ее широкий температурный диапазон. Поэтому ее можно использовать как в условиях значительных морозов, так и в южных регионах страны. Также ее можно использовать для спортивной и раллийной техники, у которой ступичные подшипники испытывают повышенные нагрузки, в том числе температурные.

МС-1000

Является многофункциональной пластичной металлоплакирующей смазкой на литиевой основе. В ее состав входит металлоплакирующий комплекс, задача которого заключается в регенерации поверхностей трения, а также нейтрализации коррозионных процессов и увеличения срока службы узла. Эксплуатационные характеристики:

  • класс пенетрации NLGI — 2/3;
  • совместима с литиевыми смазками;
  • значительно продлевает срок службы металлических деталей подшипников;
  • позволяет увеличить интервал между заменами смазки;
  • исключает возникновение задиров и сваривание трущихся деталей;
  • снижает шум, вызванный износом подшипников;
  • успешно работает в тяжелонагруженных узлах трения;
  • успешно заменяет солидолы всех типов, смазки общего назначения и некоторые другие пластичные смазки.

Кроме ступичных подшипников МС-1000 также можно использовать деталях шасси различных транспортных средств, шестернях и соответствующих механизмах, различных нагруженных рабочих парах.

В продаже имеется 9 типов упаковок, в которых реализуется смазка, от 30 грамм до 170 кг.

«Литол 24» — популярное смазочное средство среди автолюбителей. Он является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения различных транспортных средств. Изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок. Эксплуатационные характеристики:

  • рабочая температура — от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С);
  • температура каплепадения — не ниже +180°С;
  • испаряемость при +120°С — до 6%;
  • критическая нагрузка — 63 кгс;
  • индекс задира — 28 кгс;
  • класс NLGI — 3.

Недостатком «Литол 24» является то, что при контакте с водой он теряет свои свойства, и достаточно легко вымывается. Поэтому необходимо следить за целостностью ступичных подшипников и их пыльников. Вместе с тем, она неплохо защищает металлические поверхности от коррозии и обладает устойчивой механической, химической и коллоидной стабильностью.

Другие смазки

Кроме перечисленных выше смазок ступичных подшипников также есть большое количество других составов. Не вдаваясь в подробности и не описывая их технические характеристики, далее просто перечислим их. Итак:

  • смазка ВНИИНП-261 (смазка “Сапфир”);
  • AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS;
  • смазка № 158 (ТУ 38.101320-77);
  • антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок SKF LGWA 2;
  • полусинтетическая универсальная смазка Total MULTIS COMPLEX S2 A;
  • консистентная смазка Scania 8371W;
  • SLIPKOTE High-Temperature Wheel Bearing Grease # 2;
  • ARAL Radlagerfett;
  • Mobilgrease XHP 222;
  • CHEVRON DELO GREASE EP 2;
  • Mobil 1 Synthetic Grease;
  • «Циатим-221»;
  • MOLYKOTE® LONGTERM 2/78 G;
  • SLIPKOTE POLYUREA CV JOINT GREASE.

При выборе той или иной смазки внимательно читайте прилагающуюся к ней документацию. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях.

Также важно для выбора знать, тормоза какого типа установлены на вашей машине (дисковые или барабанные). Это важно, поскольку они выделяют разное количество тепла при работе, особенно экстренном торможении.

Перед выбором той или иной смазки поинтересуйтесь в мануале к вашему авто, что на этот счет рекомендует производитель. Хорошо, если он прямо указывает какие определенные марки. Если же нет, то выбор необходимо делать на условии эксплуатации машины. Для большинства рядовых автовладельцев подойдет любая из пяти перечисленных выше смазок. Их эксплуатационные характеристики приблизительно одинаковы, и они отличаются лишь ценой. В противном случае внимательно читайте инструкцию по эксплуатацию к каждому средству, которое хотите купить.

Также остерегайтесь подделок. Старайтесь совершать покупки в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и прочие разрешительные документы. Не покупайте товары в сомнительных местах (маленьких торговых лавках, подземных переходах и так далее). Это минимизирует риск покупки контрафактного товара.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Смазка для ступичных подшипников – выбор и применение

Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.

Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:

  • какие бывают автомобильные смазки;
  • что нельзя использовать для ступичных подшипников;
  • как правильно использовать смазывающее вещество и др.

Какой продукт нам подходит

Ступичные подшипники рекомендуется обрабатывать исключительно с помощью качественных смазочных материалов. В противном случае деньги и время будут потрачены впустую, так как подшипник попросту придётся менять.

Какой должна быть смазка:

  1. Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
  2. Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
  3. В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
  4. Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
  5. В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.

Консистентные смазки, которые используются в автомобилях

Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.

Электропроводящие смазки

В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.

Консервирующие смазки

Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.

Литолы (литиевые смазки)

Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.

Преимущества литолов для ступичных подшипников:

  • Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
  • Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.

Недостатки литолов:

  • Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
  • Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.

В любом случае перед покупкой внимательно прочитайте советы и предостережения производителя товара. Нередко в инструкции сообщается о том, какие элементы автомобиля не рекомендуется обрабатывать выбранным продуктом.

Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.

Молибденовые смазки

В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.

Преимущества молибденовых средств:

  • Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
  • Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
  • Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.

Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:

  • Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
  • Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
  • В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.

Отзывы показывают, что средства на основе молибдена не способны демонстрировать хорошие показатели при эксплуатации в условиях высоких температур. При агрессивной манере вождения необходимо выполнять регулярную проверку подшипников.

Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.

Высокотемпературные смазки

Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.

Плюсы:

  • Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
  • Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
  • Обладает устойчивостью к воздействию воды.
  • Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).

Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.

Обзор смазки МС BLUE 1510

Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.

Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.

Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.

Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?

Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.

Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:

  • Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
  • Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
  • Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
  • Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
  • Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
  • Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.

Дополнительные советы

Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.

Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:

  • Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
  • Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
  • Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
  • Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
  • Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.

Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.

Как смазать ступичный подшипник

Хочется очень коротко рассказать о правильной обработке механизма.

Для этого нам понадобится следующее:

  • смазка;
  • сальники;
  • гаечные ключи;
  • гайки ступицы;
  • молоток;
  • плоская отвертка или съемник;
  • жидкость для промывки (подойдёт бензин);
  • WD-40;
  • ветошь.

Выполнение работ по смазке подшипников:

  1. Установить автомобиль на ровную поверхность и затянуть ручник.
  2. Поддомкратить передок либо заднюю часть кузова, в зависимости от того, где расположен нуждающийся в смазке подшипник. Откручиваем колесо и снимаем его.
  3. С помощью подходящего инструмента ослабить ступичную гайку.
  4. Снять тормозной диск и отсоединить ступицу от поворотного кулака, выкрутить до конца ступичную гайку.
  5. Выбить ступицу из полуоси с помощью молотка.
  6. Снять обойму с подшипником. Не помешает жидкость WD-40, так как часто детали в этом месте закисают.
  7. Удалить старую смазку с подшипника с помощью жидкости для промывки. Промыть подшипник и его посадочное место. Вытереть остатки жидкости насухо, воспользовавшись тряпкой.
  8. Нанести смазку на сепаратор подшипника.
  9. Установить подшипник на место и отцентрировать его обоймой. Выполнить сборку в обратной последовательности. Если на автомобиле установлены барабанные тормоза, снимать ступицу необязательно.

У некоторых автомобилистов возникают трудности со смазкой подшипников в неразборных ступицах. В них подшипник и фланец соединены в общем корпусе. В таких ситуациях вещество наносится с помощью шприца. Для этого надо сделать несколько отверстий с помощью дрели. После выполнения процедуры необходимо закрыть отверстия с помощью герметика либо холодной сварки.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf