logo1

logoT

 

Кем определяется состав полиции порядок создания реорганизации и ликвидации


Статья 4. Организация полиции / КонсультантПлюс

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Открыть полный текст документа

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Комментарий к Ст. 4 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Органы внутренних дел и полиция - это не равнообъемные понятия, это термины, не являющиеся синонимами. Министр внутренних дел РФ, министр внутренних дел, начальники управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, начальники отделов (управлений) внутренних дел являются руководителями органа внутренних дел. И так как полиция входит в состав органов внутренних дел, они руководят так же и полицией, как и всеми иными структурными подразделениями органов внутренних дел. Однако начальниками полиции они не являются. Начальниками полиции признаются соответствующие заместители начальника органов внутренних дел . --------------------------------

См.: О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел: информационное письмо первого заместителя Генерального прокурора РФ и заместителя Министра внутренних дел РФ от 9 сентября 1993 г. N 1/3986; 25/15-1-1993 // Вопросы расследования преступлений: Справочное пособие. М.: Спарк, 1996.

2. В районах, городах, районах городов органами внутренних дел руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел, поэтому никакое другое должностное лицо не вправе выступать от имени РОВД и, следовательно, подписывать финансовые документы . От имени органа внутренних дел начальник полиции может подписывать финансовые документы только в том случае, когда он исполняет обязанности начальника органа внутренних дел. --------------------------------

См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2000 г. N Ф04/1003-286/А46-2000.

3. О составе полиции, порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции см. соответствующий Указ Президента РФ.

4. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции

Поиск Лекций

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»[8].

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

1) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

5) обеспечение безопасности дорожного движения;

6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

7) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

9) обеспечение собственной безопасности;

10) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

12) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

13) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

14) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

15) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

16) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

17) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Подразделениями полиции территориальных органов МВД России являются:

1) подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;

2) подразделения уголовного розыска, в том числе оперативно-сыскные подразделения;

3) оперативно-поисковые подразделения;

4) подразделения специальных технических мероприятий;

5) подразделения оперативно-разыскной информации;

6) подразделения собственной безопасности;

7) подразделения по противодействию экстремизму;

8) подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

9) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

10) подразделения специального назначения и авиации;

11) экспертно-криминалистические подразделения;

12) подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;

13) подразделения участковых уполномоченных полиции;

14) подразделения патрульно-постовой службы;

15) подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

16) подразделения по исполнению административного законодательства;

17) подразделения по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту;

18) подразделения по охране объектов органов внутренних дел;

19) подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

20) подразделения дознания;

21) подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

22) подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

23) подразделения лицензионно-разрешительной работы;

24) подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

25) подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции[9].

Перечень подразделений и служб полиции утверждается в центральном аппарате МВД России – Президентом Российской Федерации, а в территориальных органах МВД России – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:

а) в центральном аппарате МВД России, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях – Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях – руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – начальниками соответствующих управлений на транспорте МВД России по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Заключение

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

Система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями:

- наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов;

- целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.

Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, и сотрудничества-согласования, т.е. горизонтальными.

Система органов внутренних дел построена по территориально-объектовому принципу. Основная часть системных подразделений органов внутренних дел обслуживает территории страны в соответствии с административно-территориальным делением с сохранением вертикальной подчиненности каждого нижестоящего органа вышестоящему. Территориальным администрациям субъектов Российской Федерации (правительствам) органы внутренних дел не подчинены, но подконтрольны в пределах их компетенции. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.

Система органов внутренних дел построена также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел, обусловливает не только содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, территориальный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел края (области) является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями (службами, подразделениями, территориальными отделениями полиции и т.п.). Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.

В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства, упрочению правопорядка и законности.

Система органов внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы органов внутренних дел все системообразующие и влияющие на систему факторы. Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности органов внутренних дел, причем важнейшее место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2001, № 24, ст. 2416.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1335.

[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011.

[5] Согласно перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2318.

[6] Согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

[7] Согласно Перечню, утверждаемому нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

[8] Российская газета, № 43, 02.03.2011.

[9] Данный перечень подразделений полиции в территориальных органах МВД России определен Приложением № 1 приказа МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

Рекомендуемые страницы:

Состав полиции

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. №250 «Вопросы организации полиции», перечень подразделений и служб полиции утверждается:

- Президентом РФ – в центральном аппарате Министерства внутренних дел РФ;

- Министром Внутренних дел РФ – в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. За выполнение возложенных на полицию обязанностей руководители указанных органов и подразделений несут ответственность.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел

определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Установлено, что в состав полиции РФ входят подразделения, службы и организации, на которые возлагаются следующие обязанности:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления и иных лиц в соответствии с законодательством;

- прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях;

- выявление и устранение причин правонарушений и преступлений;

- обеспечение общественного правопорядка и безопасности граждан;

- обеспечение безопасности дорожного движения, выявление и предупреждение ДТП;

- производство дознания;

- противодействие терроризму, коррупции и экстримистской деятельности;

- экспертно-криминалистическое производство;

- сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Полиция подразделяется на следующие структуры:

1. Главное управление собственной безопасности.

2. Главное управление вневедомственной охраны.

3. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

4. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

5. Управление по организации дознания.

6. Главное управление по противодействию экстремизму

7. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

8. Управление оперативно-розыскной информации.

9. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

10. Главное управление уголовного розыска.

11. Главное управление на транспорте.

12. Национальное центральное бюро Интерпола.

13. Оперативное управление.

14. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

15. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Заключение

В данном курсовом проекте было проведено исследование о правовом статусе, а также месте и роли полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации. На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, чтополиция играет наиболее значимую роль в действующей системе правоохранительных органов Российской Федерации.

В ходе проделанной работы были обозначены основные направления деятельности полиции, а именно: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан; противодействие преступности; охрана общественного правопорядка, собственности и обеспечение общественной безопасности;

Вышеперечисленные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий и формально закреплены в статье 2 закона «О полиции».

Также следует отметить, что правовой основой деятельности полиции является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права, а состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений определяются Президентом Российской Федерации.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf