logo1

logoT

 

Краски и лаки


Краски и лаки: инструкция по выбору, видео и фото

Лакокрасочные материалы являются самым распространенным типом отделки в строительстве. При этом они имеют двойную функцию. Декорируя основу и придавая ей эстетичность, одновременно такое покрытие защищает поверхность от различных нагрузок и воздействий.

Существует много разновидностей ЛКМ и не все они совместимы друг с другом.

Составы и предназначение ЛКМ

Лакокрасочные материалы, при их нанесении своими руками на основу, образуют на ее поверхности тонкую декоративную и защитную пленку. Отличаются данные материалы не только составом, цветом, предназначением, временем высыхания, но и множеством других более специализированных свойств.

Особенности лаков

Обычно лаки создают прозрачное, глянцевое покрытие.

Лаки — это суспензии, дисперсии и растворы пленкообразующих компонентов в воде либо органических растворителях. Твердея или высыхая, они создают прозрачное либо полупрозрачное покрытие.

Наиболее распространены смоляные, масляные, эфироцеллюлозные, а также асфальтобитумные материалы (единственные непрозрачные).

  1. Алкидные составы являются растворами соответствующих смол в нефтяных типах растворителей — сольвент-нафте, Уайт спирите и пр. Назначение таких лаков — покрытие деревянных и металлических оснований. Исходя из типа смолы, выделяют глифталевые (ГФ), пентафталевые (ПФ), алкидно-уретановые (АУ), алкидно-акриловые (АС) составы и т.д.

Алкидно-уретановый состав.

Обратите внимание! Когда производится покраска и лакировка следует знать, что ЛКМ на алкидных смолах имеют высокую атмосферную стойкость, эластичность и повышенную адгезию к основе.

Поэтому могут использоваться для отделки и при внутренних и при внешних работах.

  1. Смоляные материалы делятся на 3 категории: аналоги на природных смолах (например — янтарной), а также материалы на синтетических термореактивных и термопластичных смолах.
  2. В состав алкидно-карбамидных покрытий входят пентафталевая, глифталевая смола и карбамид. Перед применением материал смешивается с кислотным отвердителем и чаще всего служит паркетным и мебельным лаком. Инструкция говорит о том, что отделка эта твердая и прочная, глянцевая, термо- и водостойкая.
  3. Лаки на полиэфирных смолах не имеют в составе летучих растворителей. Отвердителями для них являются перекиси и гидроперекиси. Если помутнел лак после покраски, инициирующая добавка выбрана неправильно. Служат такие лаки для покрытия мебели.
  4. Эфироцеллюлозные аналоги – это композиты из нитрата целлюлозы, смол и пластификаторов в среде органических (летучих) растворителей. Сохнут они очень быстро — за 20/40 минут. Цена их невысокая, при этом они полируются легко, дают твердые и водостойкие пленки. Используются для отделки покрытия деревянных оснований – стен, музыкальных инструментов, мебели и пр.

Эмали и краски

Основой эмалей являются лаки.

Краски являются суспензиями пигментов (либо их смесями с наполнителями) и пленкообразующего вещества в среде растворителя либо воды. Когда отделка высыхает, она создает окрашенное, непрозрачное покрытие.

По типу пленкообразователя краски делятся на эмали, масляные, клеевые, водно-дисперсионные и пр.

  1. Масляные составы (МА) являются суспензиями пигментов в различных олифах. Производятся материалы готовые к использованию и густотертые. Последние составы обладают вязкой структурой (около 30 процентов олифы). Перед работой они разбавляются растворителем. Готовые краски содержат больше растворителя и олифы, 30 и 40 процентов соответственно. Масляные составы делятся на предназначенные для внутренних и наружных работ.
  2. Эмали представляют собой суспензии пигментов (либо смеси их с наполнителями) в различных лаках. Исходя из типа вяжущего, эмали делят на акриловые, масляные, нитроцеллюлозные и прочие аналоги.

Обратите внимание! Эмали имеют высокие потребительские качества. Перемешивают их хорошо, они легко и ровно ложатся на основание. Создают эмали твердую, непрозрачную пленку, матовую либо глянцевую.

Могут иметь различную фактуру и декоративные эффекты.

Водные краски обычно матовые.

  1. Водные ЛКМ содержат пигменты в дисперсиях или эмульсиях различных пленкообразователей. Вода – это не растворитель. Из-за этого краски на основе ее являются сложными коллоидными материалами. Иногда они состоят из 12/15 веществ, как и лак для акриловых красок.

Пленки водных покрытий получаются матовыми и имеют пористую структуру. Обычно сохнут они 3/10 часов. Однако некоторые разновидности материалов способны отвердевать уже за 20-40 минут. Наноситься может такая краска по лаку, при условии его предварительного грунтования. (См. также статью Виды отделки: варианты.)

Разновидности водно-дисперсионных составов зависят от применяемого в них связующего полимера.

Наиболее распространены:

  • поливинилацетатные краски (ВД/ВА);
  • полиакриловые аналоги (ВД/АК);
  • стирол-бутадиеновые составы (ВД/КЧ).

Совместимость покрытий

Печальный итог несовместимости покрытий.

Довольно часто возникает необходимость дополнительно защитить окрашенную поверхность. При этом лак для краски должен быть с ней совместим. В противном случае, плохо взаимодействующие слои быстро придут в негодность.

Обратите внимание! Универсальный метод подбора ЛКМ по их совместимости – это предпочтение материалов, имеющих идентичный состав.

Например, лак для акриловой краски должен иметь в основе точно такое же связующее вещество.

Ниже приведена таблица, которая облегчит вам задачу. Синий цвет означает совместимость материалов, белый – несовместимость.

На фото таблица совместимости ЛКМ.

Вывод

Если перед вами стоит задача дополнительно защитить окрасочную отделку, то лак для обоев под покраску или другого основания, должен быть с ним совместим. Тогда полученная отделка будет долговечной и сможет радовать вас многие годы.

Видео в этой статье поможет более глубоко понять тему.

Добавить в избранное Версия для печати

Краски, лаки, грунтовка, патина - всё о профессиональном применении

Вопрос, который возникает у посетителей сайта kraski-laki-gruntovka.ru - это откуда информация? Информация, которая на сайте, в первую очередь получена за время моей работы более 15 лет в начале маляром, а потом технологом, начальником цеха на мебельных производствах.

Поставщики лакокрасочных, шлифовальных материалов приглашали на семинары, где рекламировали свои продукты и снабжали печатными руководствами по технологиям. Вся эта информация копилась годами и была в основном для внутреннего потребления в рамках производства, теперь эта информация доступна и для Вас.

На большинстве других сайтов информация перекопированная со старых учебников или с сайта на сайт и давно утратила свою актуальность, с такой информации достаточно проблематично выжать нужное для практики или она вообще бесполезная.

На нашем сайте материалы из практических руководств и методик для производств, результаты личного опыта были систематизированы, сгруппированы по разделам и в течении нескольких лет размещены на страницах сайта.

Большая часть статей дополнена отзывами посетителей сайта, которые расположены в виде блоков с зелёной стрелкой, как в этом разделе. Отзывы отражают ситуации, которые возникали на практике.

Но, как меня учили, ко всей информации нужно относится с определенным скепсисом. Почему? Потому что эти рекомендации, хотя и носят практический характер, всё равно требуют обкатки и будут адаптированы к конкретным условиям производства.

Ниже смотрите анонсы и ссылки на топовые статьи нашего проекта.

Page 2

Что такое полирование, физические основы процесса полирования, виды полировальных паст

Технологические схемы полирования от разных производителей полировальных паст. Дефекты, которые возникают при  полировании.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ  ›

ТЕХНОЛОГИИ ПОКРАСКИ  › 

Page 3

Для ручного шлифования в основном применяются следующие шлифовальные материалы: губки, маты, диски, ленты, нетканое шлифовальное волокно, стальная шерсть.

Читать далее ›

КраскаЦентр - Сайт о красках, лаках и покраске

Этот проект создан для тех, кто занимается ремонтом или строительством, кто хочет покрасить автомобиль или любую другую деталь. Для тех, кто желает чуть больше узнать о лакокрасочных покрытиях и их применении.

Примечательно, что возникновение красок было связано с развитием образного мышления человека и процессом выделения своего человеческого «я», как нечто обособленное в окружающем мире. Известно, что уже во времена наскальных рисунков доисторические художники изготавливали и использовали краски. Изображения животных, фрагменты охоты, религиозные ритуалы – все это раскрашивалось красками, основные пигменты которых получали из натуральных природных материалов. Для получения жидкого раствора использовали воду, животный жир, яичный белок. Пестик и ступка были главными инструментами получения пигмента.

Краски, лаки и их применение

В современном мире процесс выбора краски предполагает наличие некоторого количества знаний и навыков у покупателя. При всем разнообразии видов лакокрасочной продукции, делать подбор покрытия по надписи на этикетке не всегда целесообразно. Посмотрев на магазинные полки, можно увидеть огромное количество красок и лаков: краска для стен и обоев, потолка и пола, фасадная и декоративная, по металлу и дереву, для наружных и внутренних работ. Внимательно изучив этикетку, можно встретить слова: алкидная и водоэмульсионная, масляная и дисперсионная, порошковая и акриловая, эмаль. А чтобы что-то покрасить, нужен еще и инструмент: кисти, валики, краскопульты и распылители. Не обойтись и без знаний о правильном нанесении краски и лака, использовании шпаклевки и грунтовки перед покраской, выбор растворителя. Вычислить расход, чем смыть краску, выбор цвета — все это направлено на то, чтобы результат покраски отвечал «практическим» критериям:

  • долговечность;
  • эстетичность;
  • безопасность.

На нашем сайте вы найдете теоретические выкладки по классификации и видам красок, сведения по применению для различных материалов, ознакомитесь с составами, ГОСТами, техническими характеристиками и свойствами, перспективами использования и вариантами заменяемости одного покрытия на другое.

Кроме того, имеются разделы о практическом применении лакокрасочных материалов. В них содержатся подробные описания и пошаговые инструкции по покраске всевозможных деталей интерьера и обихода из различных материалов. Большое внимание уделяется технике безопасности при покраске и дальнейшем использовании окрашиваемой детали. Большинство инструкций закреплены в видеоматериалах.

Как выбрать краски и лаки по дереву для внешних работ

Лакокрасочные материалы для наружного применения не отличаются экологической безопасностью, но при этом обеспечивают качественную защиту древесины. Сегодня будем разбираться с разновидностями таких покрытий, областью их применения и правилами нанесения на деревянные поверхности.

Общая классификация

Рассматриваемые нами сегодня краски и лаки специальной терминологией обозначены как «Защитно-декоративные атмосферостойкие средства для обработки древесины». В этом названии отражены основные функции, набор которых характеризует отдельно взятый состав и устанавливает область его применения. Так, по первому признаку определяют: способно ли покрытие нести декоративную функцию, либо же оно предназначено исключительно для защиты дерева. Второй признак — на каком этапе обработки применяется то или иное средство: например, при трёхэтапном вскрытии первой наносят пропитку, затем грунт, и в последнюю очередь — эмаль или лак.

Столь высокое разнообразие свойств было бы невозможным без варьирования химического состава. Главным образом свойства покрытия зависят от связующего, которое может быть плёнкообразующим или нет, основываться на алкидных и полиуретановых смолах, либо же на водной дисперсии или другой базе. Наконец, не последнюю роль играют присадки: ускорители полимеризации, образователи UV-фильтра и иже с ними. В последнем аспекте разница будет заметна только у ЛКМ разных производителей, то есть две эмали ПФ-115 разных торговых марок будут обе базироваться на пентафталефых смолах, при этом содержание сиккатива, растворителя и пигментов в них будет разным. Это, в свою очередь влияет на качество и стоимость краски.

Третий признак, по которому отличаются материалы — декоративные свойства. Дерево — материал с высокой эстетической ценностью, соответственно и краски могут либо укрывать поверхность монохромной непрозрачной плёнкой разной степени глянцевости, либо тонировать саму древесину на некоторую глубину. Краски с разной укрывистостью по-своему меняют текстуру древесины. Таким образом морилки и глифталевые эмали можно использовать для обработки брашированной древесины, что даёт очень интересный визуальный эффект. Это же относится к лакам: они могут тонировать древесину с разной интенсивностью, выделять текстуру или содержать долю обычного красящего пигмента.

Какими свойствами должны обладать покрытия

Дерево большинства промышленных пород требует защитной обработки. Свойства, которые покрытия придают деревянному изделию, определяются уязвимостью древесины к следующим факторам:

  1. Влажность — при набухании и высыхании пиломатериалы меняют свои размеры линейно и ортогонально. Плёнкообразующие краски и лаки надёжно ограждают древесину от намокания, снижая впитываемость практически до нуля.
  2. Болезнетворная микрофлора — одна из основных причин быстрого старения и потери прочности. Способность дерева быть питательной средой для микроорганизмов устраняется двумя способами: обработкой антисептиками, убивающими плесень, а также консервацией дерева с помощью плёнкообразующих покрытий.
  3. Насекомые вредители — фактор сродни предыдущему, методы противодействия те же. Разница лишь в том, что вместо антисептика используются инсектициды, а консервация включает в том числе и закупорку крупных сосудов, за счёт чего отверждаются мягкие волокна.
  4. Пламя — древесина имеет группу горючести Г4, снизить её можно за счёт правильной обработки. Пропитка антипиренами и включение последних в финишное покрытие позволяет обеспечить группу горючести деревянных изделий до Г2-Г3, что расширяет область их применения в строительстве и наружной отделке.
  5. Солнечный свет — на нём древесина сереет в течение считанных лет. Прозрачные покрытия имеют в своём составе фотофильтр, задерживающий ультрафиолетовое излучение и не позволяющий ему оказывать пагубное воздействие на поверхность дерева.
  6. Колебания температуры. Общая защитная способность краски определяется химическим составом основы: восстанавливает ли она форму после нагревания и сохраняет ли пластичность на морозе. В этом плане себя лучше других проявляют полиуретановые и алкидные эмали, хуже всех — масляные.
  7. Загрязнения — из-за своей маркости и отсутствия антистатических свойств древесина является довольно марким материалом. Однако наличие плёнки на поверхности и закупорка пор позволяют удалять загрязнения быстро и просто, при этом дерево становится менее восприимчивым к агрессивной химии.

Не всегда нужно, чтобы в одной краске или лаке сочетались все перечисленные свойства. Так, детали деревянного ростверка можно просто защитить от влаги, насекомых и органики, а вот для натурального сайдинга потребуется состав, стойкий к выцветанию, хорошо моющийся и ограничивающий горение. Основные и специальные свойства обычно указаны условными обозначениями на этикетке.

Разница между краской, лазурью и лаком

Остановимся подробнее на декорирующих свойствах ЛКМ по дереву. Существует три базовых способа покрытия древесины: с сохранением текстуры, фактуры и обоих компонентов. В зависимости от поставленной цели используются различные составы и способы их нанесения. И если работа с эмалью редко отличается спецификой именно в отношении дерева, то лессирующие и лакирующие составы требуют более избирательного подхода.

С лаком всё наиболее просто: он относится к плёнкообразующим ЛКМ, то есть создаёт на поверхности дерева непроницаемую оболочку. Лак может быть прозрачным, тонированным в цвет от бледно-янтарного до шоколадного, а также колерующим, то есть содержащим пигменты в количестве 5–10% от общей массы. Лаки на водной основе крайне редки, в основном база представлена смолами на органических растворителях. Таким образом в зависимости от основы лака может фиксироваться различная его впитываемость не только для разных пород древесины, но и для волокон различной плотности в одном изделии. Эти различия наиболее хорошо видны при покрытии тонированным лаком: выделение текстуры отчётливо наблюдаемо, поэтому правильным решением при выборе прозрачного покрытия будет иметь под рукой образец древесины, из которого изготовлено обрабатываемое изделие, для нанесения проб.

Лазури (глейзы) — это некое промежуточное звено между красками и лаками. Понятие лессирующих красок охватывает две довольно крупные группы: колерованные полупрозрачные, а также полностью непрозрачные и не образующие плёнку при высыхании. Таким образом в первом случае частично сохраняется визуальная текстура, а во втором — шероховатость древесины и её рельефный рисунок. Обратим внимание, что для полупрозрачных лазурей цвет и богатство текстуры решающей роли не играют. При этом составы второго типа требуют тщательной обработки деталей, ведь такого рода покрытие не способно скрывать дефекты поверхности.

Правила разведения и смешивания

К краскам для применения в наружной отделке действуют менее строгие требования санитарной и экологической безопасности. Водорастворимые дисперсии для внешних работ по дереву встречаются редко, разве только в ряду фасадных красок, для которых просто допускается нанесение на древесину. Подавляющее большинство ЛКМ по дереву для наружного применения основаны на смолах, разведённых в органическом растворителе, или полимеризованных маслах (олифе).

Смешивать краски можно, хотя и не имеет смысла. В основном так поступают при обработке деталей, не имеющих декоративной значимости. Однако следует проявлять осторожность: между собой полностью совместимы только краски на масляной основе. При их смешивании потеря насыщенности цвета наименее заметна, однако сам процесс перемешивания должен быть очень тщательным. Краски на водной основе можно смешивать только между собой, но не всегда. К примеру, латексные краски обычно теряют характерную фактуру поверхности. В некоторых случаях возможно расслоение или выпадение дисперсии в осадок. Гарантирована совместимость красок на идентичном типе связующего. Главный минус такого смешивания — необратимая потеря насыщенности итогового цвета, поэтому смешивать краски лучше до колеровки.

Иногда консистенцию краски приходится регулировать в зависимости от метода нанесения. Если необходима более жидкая краска — используют те же растворители, которые входят в её основу. Иногда приходится ускорять твердение путём внесения сиккативов, например, для нанесения более толстого слоя за один проход пульверизатором, требующий, чтобы отверждение краски протекало быстрее. Применять сиккативы следует более избирательно: лучше использовать те, которые включены в состав, что достаточно легко определить по ГОСТу на краску. Но есть и универсальные сиккативы для красок на алкидной и масляной основах, обладающие дополнительными свойствами, например, отложенного действия или снижением растекаемости. Ускорители твердения почти никогда не применяют в работе с воднодисперсными красками, ведь они и так очень быстро сохнут.

Способы нанесения лаков и красок

Выбранная вами краска должна допускать использование выбранного инструмента, о чём свидетельствуют соответствующие пиктограммы на этикетке. Но и это ещё не всё: краска должна иметь определённую консистенцию, которая обычно достигается путем её смешивания со значительным объёмом растворителя. Отсюда и происходит преувеличение об ужасающем расходе пульверизаторов: в их баках порой находится до 50–70% растворителя, который сам по себе достаточно дешёв. В комплекте с большинством пульверизаторов идёт воронка Шелла или Форда для измерения вязкости, а также инструкция и оптимальные для этого инструмента параметры.

Пульверизатор предназначен для окрашивания рельефных изделий и широких пространств, где требуется минимальное различие в цвете. Наиболее полезным пульверизатор (даже ручной электрический) оказывается при обработке резных деталей, особенно при обилии небольших сквозных отверстий. Чем меньше размер окрашиваемых деталей, тем более узким должен быть факел, иначе краска будет разлетаться без всякого толку.

Окраска валиком — идеальный вариант для больших плоскостей, в основном благодаря высокой скорости нанесения. Валик наносит на поверхность ровно столько, сколько на ней может остаться, соответственно и равномерность покрытия более высокая. Валик бесполезен при обилии рельефных элементов, красить им сайдинг — сплошное мучение. Другие два способа — тампон и кисть — используют там, где не подошёл ни один из ранее перечисленных. В основном это труднодоступные места, куда не добрался валик, а также детали сложной формы, такие как стены сруба.

рмнт.ру

28.10.17


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf