logo1

logoT

 

Оператор технического осмотра


Автотранспорт - правила, нормы, положения

1. Оператор технического осмотра как отдельное определение введено федеральным законом N 170 — ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Оператор технического осмотра по данному закону – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

Дилер в роли – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие сервисное обслуживание транспортных средств по договору, заключенному с производителем и (или) импортером техники.

3. Аккредитация оператора технического осмотра.

3.1. Аккредитация – процедура по подтверждению соответствия претендента на оператора технического осмотра осуществлять деятельность по проведению техосмотра определенной категории транспортных средств или городского наземного электрического транспорта.

При аккредитации претендентом на оператора технического осмотра должны быть выполнены следующие условия:

а) иметь в наличии на праве собственности или на ином законном основании сооружения и средства технического диагностирования (в том числе средства измерения), соответствующие установленным основным техническим характеристикам и входящим в утвержденный перечень.

Наименования, перечень и характеристики диагностического оборудования утверждены приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1677 от 6 декабря 2011 года;

б) иметь в наличии в штате не менее одного технического эксперта. Технический эксперт по закону № 170 — работник оператора технического осмотра, осуществляющий техническое диагностирование и отвечающий установленным в сфере технического осмотра квалификационным требованиям (утверждены приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1664 от 1 декабря 2011 года);

в) иметь технические возможности для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах. Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации, утверждены постановлением правительства РФ № 1115 от 23 декабря 2011 года;

г) иметь заключенный договор с производителем и (или) импортером транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.

3. 2. Правила аккредитации операторов технического осмотра утверждены приказом министерства экономического развития Российской Федерации N 697 от 28 ноября 2011 года.

3.3. Аккредитация операторов технического осмотра в соответствии с данными правилами осуществляется профессиональным объединением страховщиков в лице их общероссийского союза под названием Российский союз автостраховщиков (РСА). Заявителю в случае положительного решения выдается аттестат аккредитации с бессрочным действием.

4. Российский союз автостраховщиков.

4.1. В соответствии со статьей 10 закона № 170 в сфере технического осмотра Российский союз автостраховщиков осуществляет:

а) рассмотрение заявлений претендентов на операторов технического осмотра о предоставлении аттестатов аккредитации и принятие решений о выдаче или невыдаче аттестатов;

б) принятие решения о расширении или сокращении области аккредитации;

в) переоформление аттестатов аккредитации;

г) приостановление действия аттестатов аккредитации и возобновление их действия;

д) аннулирование аттестатов аккредитации;

е) проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации;

ж) контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра;

з) ведение реестра операторов технического осмотра;

и) формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра.

4.2. В соответствии со статьей 13 закона № 170 в сфере технического осмотра Российский союз автостраховщиков формирует и ведет открытый и общедоступный реестр операторов технического осмотра. В этом реестре должны быть указаны:

а) сведения об операторе технического осмотра;

б) дата внесения в этот реестр сведений об операторе технического осмотра;

в) номер аттестата аккредитации оператора технического осмотра;

г) область аккредитации оператора технического осмотра;

д) адреса пунктов технического осмотра;

е) основания, даты проведения проверок оператора технического осмотра и реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок;

ж) основания и даты вынесения решений о приостановлении, возобновлении действия аттестатов аккредитации операторов технического осмотра, об аннулировании таких аттестатов и реквизиты данных решений.

5. Обязанности оператора технического осмотра.

Оператор технического осмотра в соответствии со статьей 14 закона № 170 обязан:

5.1. Проводить в виде услуги технический осмотр транспортных средств любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица и места регистрации транспортного средства.

Технический осмотр транспортных средств (автотранспорт) проводится в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 05. 12. 2011 года N 1008 с последующими редакциями.

Технический осмотр транспортных средств городского наземного электрического транспорта проводится в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 30.12.2011 года N 1240 с последующими редакциями.

Техосмотр (техническое диагностирование) транспортных средств (автотранспорт) и  транспортных средств городского наземного электрического транспорта проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра.

Периодичность проведения техосмотра транспорта приведена в этой статье.

5.2. Выдавать владельцу транспорта при его соответствии требованиям безопасности диагностическую карту, содержащую заключение о возможности эксплуатации транспортного средства. Правила заполнения диагностической карты утверждены приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года N 274.

5.3. Отказывать в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств.

5.4. Передавать в установленном порядке информацию, необходимую для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

5.5.  Обеспечивать учет, хранение и уничтожение диагностических карт в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 февраля 2014 года     N 46 (все функции возлагаются на оператора технического осмотра).

5.6. Обеспечивать сохранность транспортного средства, представленного для проведения технического осмотра.

Статья 14. Обязанности оператора технического осмотра / КонсультантПлюс

Оператор технического осмотра обязан:

КонсультантПлюс: примечание.

С 29.10.2019 в п. 1 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 01.05.2019 N 88-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) при выявлении несоответствия транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств указать в диагностической карте данное несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) передавать в порядке, установленном частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, информацию, необходимую для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

4) обеспечивать учет, хранение и уничтожение диагностических карт в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) обеспечивать сохранность транспортного средства, представленного для проведения технического осмотра.

Открыть полный текст документа

Где проходить техосмотр в 2018 году

Подготовка к техосмотру – ответственный процесс, в котором важна каждая мелочь. Согласно новым правилам, проведение ответственной процедуры, ранее находившейся в ведении органов ГИБДД, доверено организациям, получившим аккредитацию в Российском Союзе Автостраховщиков (РСА). Не обошлось без проблем. Ежегодно десятки тысяч автовладельцев отправляются на пункты инструментального контроля транспортных средств, чтобы получить диагностическую карту для ОСАГО. Не задумываясь, насколько правомерна деятельность проводящих прописанные в законе проверки предприятий, они выбирают предлагающую свои услуги организацию, изучив отзывы о ней, а то и просто по принципу «где удобнее и дешевле». А ведь страховая компания вправе отказать в выдаче полиса ОСАГО, если лицензия проводившей техосмотр фирмы оформлена неправильно, либо её действие не распространяется на ваш тип транспортного средства. Понять, где проходить техосмотр, чтобы избежать ненужных проблем, вы сможете, если сначала разберётесь, какие организации и как получают официальные лицензии.

Лицензии бывают разные

В зависимости от платы, внесённой на счёт РСА, организации выдаётся аккредитация на осмотр одной или нескольких категорий транспортных средств:

  • L. В эту группу входят мотовелосипеды, мокики, мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы.
  • M1. Сюда относятся пассажирские автомобили с числом посадочных мест не более восьми, исключая место водителя.
  • M2. Пассажирские автомобили с числом посадочных мест более восьми и полной массой, не превышающей 5 тонн.
  • M3. Пассажирский транспорт, полная масса которого превышает 5 тонн, а число посадочных мест – более восьми.
  • N1. Грузовики с максимальной массой до 3,5 т.
  • N2. Грузовые машины, полная масса которых находится в пределах 3,5 – 12 т.
  • N3. Грузовики, полная масса которых превышает 12 т.

Изучить документы, доказывающие, что организация имеет лицензию на право технического осмотра конкретного типа транспортного средств, в интересах желающих правильно оформить полис автострахования. Добросовестным компаниям скрывать нечего.

Требования к месту проведения техосмотра и используемому оборудованию

Но мало заплатить деньги за аккредитацию. Нужно подготовить место для ТО и оснастить его соответствующим оборудованием. Основные требования к площадке осмотра:

  • Асфальтированные подъездные пути с нанесённой на них разметкой, по которым транспорт сможет беспрепятственно заезжать на пункт инструментального контроля и покидать место осмотра.
  • Парковка для исправного и неисправного транспорта, обозначенное знаком 5.15 «Место стоянки», размер которой определяется с учётом пропускной способности пункта инструментального контроля и типа осматриваемых транспортных средств.

К выбору оборудования владельцам ПИК приходится подойти значительно серьёзнее. В список обязательного оснащения входят:

  • Комплексы, позволяющие диагностировать состояние тормозных систем транспортных средств, начиная с площадок, на которых проводится проверка тормозов в дорожных условиях, и заканчивая роликовыми стендами. Отдельно должно быть предусмотрены устройства контроля герметичности шлагов тормозной системы и давления в них.
  • Оборудование, позволяющее точно замерять величину люфта в системе рулевого привода. Проверки на глаз недопустимы!
  • Стенды, на которых проверяются интенсивность свечения и углы регулировки фар.
  • Оборудование для замера количества вредных веществ в выхлопных газах: газоанализатор (для бензиновых двигателей), дымомер (для силовых агрегатов, работающих на тяжёлом топливе), измеритель числа оборотов и прибор, измеряющий температуру моторного масла. Допускается раздельная установка этих устройств или в виде единой универсальной системы.
  • Прибор для измерения коэффициента светопропускания стёкол (люксметр).
  • Манометр со сменными наконечниками.
  • Компрессор.
  • Обычная линейка.

Надо быть уверенным, что все перечисленные приборы имеют паспорта с отметками о прохождении ежегодных проверок в лабораториях «Ростеста». Отсутствие отметок, а тем более самих устройств является поводом для оспаривания действительности выданной предприятию лицензии.

Кто проводит технический осмотр

Стоит не только ознакомиться с качеством используемого оборудования, но и знать, кто будет проводить ТО. Важным требованием к работе ПИК является квалификация проводящих осмотр экспертов. Требования к уровню подготовки персонала правительство РФ сформулировало в приказе Минпромторга России за номером 1664, вступившем в силу 1 декабря 2011 года. Выполняющие работу специалисты должны иметь:

  • Диплом государственного образца, подтверждающий наличие высшего образования (в области автотранспортной деятельности), либо дополненные документами о повышении квалификации дипломы о непрофильном высшем или среднем профильном образовании.
  • Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации и обучения по программе подготовки «Эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств».
  • Водительские права на те категории транспортных средств, процедуру осмотр которых они производят, с водительским стажем три года или более.
  • Опыт практической работы. Для лиц с высшим образованием – не менее 2 лет, а со средним специальным – не менее 3 лет.

Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требований ставит под сомнение законность выдачи документов, дающих право проведения технического осмотра.

Реестр аккредитованных операторов техосмотра РСА

Даже если вы подготовили свой мотоцикл или авто к техническому осмотру, не торопитесь отправляться на ПИК. Существует простой способ убедиться в подлинности документов, подтверждающих правомерность деятельности выбранной вами компании. На официальном сайте РСА публикуется постоянно обновляемый реестр центров техосмотра российского союза автостраховщиков, имеющих действующие лицензии и право выдавать диагностические карты. База содержит более 4500 адресов в разных уголках нашей страны. Пройдя по ссылке http://oto-register.autoins.ru/oto/ вы получите возможность внимательно изучить представленный РСА перечень (реестр) операторов техосмотра и выбрать место, где можно пройти техосмотр в 2018 году, не создав себе лишних проблем.

А вот ГИБДД в этом деле не помощник. Несмотря на многочисленные слухи о том, что пункты техосмотра автомобиля будут при полиции, по новым правилам к прохождению ТО эта организация не имеет никакого отношения.

Какие организации вправе проводить техосмотр? :: Техосмотр

Технический осмотр транспортных средств проходит на пунктах технического осмотра. С 1 января 2012 года транспортное средство может проходить осмотр в любом регионе и на любом пункте ТО. Регион может не совпадать с местом жительства владельца машины или местом регистрации транспортного средства.

Пункт технического осмотра — это совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу.

Технический осмотр проводится операторами ТО, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков (РСА), созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра. Дилер — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортёром (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.

До 2014 года, в течение двух лет после дня вступления в силу Федерального закона № 170-ФЗ,технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства у аккредитованных операторов ТО или в пунктах ТО, действующих на договорной основе в соответствии с ФЗ «О полиции», а именно:

  1. в местах, в которых в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции настоящего Федерального закона) с 1 января 2012 года до 1 января 2014 года проводится технический осмотр транспортных средств;
  2. в пунктах технического осмотра операторами технического осмотра.

(Пункт 1 статьи 32 Федерального Закона РФ от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями от 30 ноября, 3 декабря 2011 г.)

Операторы ТО, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков (РСА), должны в обязательном порядке иметь аттестат аккредитации, в котором указана категория (категории) транспортных средств, на проведение технического осмотра которых получено разрешение. Аттестат аккредитации действует бессрочно.

Пункты ТО, действующие на основании закона «О полиции», могут в течение переходного периода до 2014 года не иметь аттестата аккредитации.

С 1 января 2012 года, согласно части 7 статьи 32 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации, которые на 1 января 2012 года прошли в установленном законодательством РФ порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств только при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра. Данным Федеральным законом обязанность по ведению Реестра возложена на Российский Союз Автостраховщиков.

Область аккредитации операторов ТО — это деятельность по проведению технического осмотра определённой категории транспортных средств (или городского наземного электрического транспорта), на осуществление которой оператором ТО была получена аккредитация. Дополнительным требованием при аккредитации для дилеров является наличие договора с производителем и (или) импортёром (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств.

Операторы ТО, осуществляющие в соответствии с областью аккредитации проведение техосмотра городского наземного электрического транспорта, и дилеры не учитываются при расчёте фактической обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований.

Контроль за деятельностью операторов технического осмотра осуществляется профессиональным объединением страховщиков (РСА). В отношении заявителя, подавшего заявление о предоставлении (или переоформлении) аттестата аккредитации, проводится документарная проверка — на основании поданных документов о предоставлении (переоформлении) этого аттестата. Если при проведении такой проверки у РСА возникают обоснованные сомнения в достоверности представленных сведений, профессиональное объединение страховщиков вправе провести выездную проверку заявителя.

В отношении действующего оператора технического осмотра также проводятся документарные и (или) выездные проверки. Основанием для них является поступившее в РСА заявление гражданина, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf