logo1

logoT

 

Пит стоп формула 1


Пит-стопы, которые изменили Ф1. Эволюция пит-стопов Формулы 1. Часть 2

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

Эволюция пит-стопов Формулы 1. Часть 2

В предыдущем материале мы рассказали, как менялись пит-стопы в автоспорте и Формуле 1. Сегодня мы подготовили подборку пяти пит-стопов, которые повлияли на стратегию, значение пит-стопа и на процедуру его проведения.

В конце 1930-х годов Mercedes проводила пит-стопы чуть более чем за 30 секунд. Однако с возобновлением автоспортивных соревнований в Европе после войны и созданием Чемпионата мира среди гонщиков остановки в боксах стали менее организованными и не такими быстрыми.

В современной Формуле 1 даже полсекунды могут стоить потери позиции в пелотоне. Для сравнения, в 1950-х пит-стопы длились более минуты! Так, в 1957 году на Нюрбургринге пит-стоп Хуана Мануэля Фанхио длился 1 минуту 16 секунд. Аргентинец на Maserati 250F вернулся на трассу, проигрывая новому лидеру гонки Майку Хоторну на Ferrari 48 секунд. На круге после остановки он потерял еще 3 секунды. Правда, после этого Фанхио проехал серию быстрейших кругов, настиг соперников, опередил их и выиграл Гран-при Германии.

Дозаправки в Гран-при существовали всегда, но только в 1982 году впервые были использованы в стратегических целях. До этого первыми додумались в Brabham. Команда решила, что можно ехать быстрее, если заправлять топливные баки наполовину.

На протяжении нескольких гонок команда пыталась воспользоваться этим решением, но еще до запланированного пит-стопа болиды сходили с дистанции. Впервые гонщики смогли реализовать идею на Гран-при Австрии. Первым из них оказался Риккардо Патрезе. Итальянец лидировал в гонке с перевесом над соперниками в полминуты. Механики провели пит-стоп за 14 секунд, и Патрезе вернулся в гонку, опережая Алана Проста на 3 секунды! Впрочем, это ему не помогло – через три круга он досрочно закончил гонку на обочине… В 1983 году Brabham была единственной командой, болиды которой были заправлены топливом только наполовину. Но в 1984 году дозаправки запретили, и эта идея канула в лету.

В 1980-х годах на пит-лейн еще не было ограничения скорости, но запрещалось двигаться по ней на задней передаче. В 1989 году Найджел Мэнселл, похоже, не знал об этом. Проехав свои боксы на Гран-при Португалии, он включил на болиде Ferrari заднюю, чтобы побыстрее вернуться на место проведения пит-стопа. Тогда гоночная дирекция, пожалуй, впервые вывесила черный флаг (дисквалификация) за такое нарушение правил. Британец после гонки утверждал, что не заметил флаг и продолжал сражаться с Айртоном Сенной. В итоге Мэнселла не допустили к участию в следующем этапе.

На видео ниже видно, что единственный пит-стоп Риккардо Патрезе на 17-м круге Гран-при Бельгии 1993 года длился 4,75 секунды. Но все мы помним, что даже сейчас после гонки официальное время пит-стопа уточняют. После той гонки уточнили, что пит-стоп Патрезе длился 3,2 секунды, о чем в своей книге написал Стив Мэтчетт, который был одним из механиков на том пит-стопе. Следует заметить, что у конкурентов остановки в боксах могли продолжаться и 9 секунд.

В 1994 году после 10-летней паузы в Формулу 1 вернулись дозаправки, но Benetton, как и соперники, старалась сократить время пит-стопа. Из-за этого один из пит-стопов чудом не закончился трагедией. На Гран-при Германии на пит-стопе Йосса Ферстаппена топливо пролилось из заправочного рукава на машину. Через мгновение все было охвачено огнем. К счастью, это продолжалось всего несколько секунд, а гонщик и механики отделались легкими травмами.

Расследование FIA установило, что в топливной установке отсутствовал фильтр, что позволяло отыграть время у соперников. Однако Benetton не наказали, поскольку по просьбе президента FIA Макса Мосли команда признала свою вину. Впрочем, до этого руководитель Benetton Флавио Бриаторе утверждал, что команда удалила фильтр с разрешения FIA. С тех пор Федерация еще больше ужесточила требования к проведению пит-стопа, и даже сейчас, когда дозаправки запрещены, механики не могут проводить пит-стоп без защитного комбинезона и шлема.

В 2008 году Ferrari впервые попыталась частично автоматизировать оповещение на пит-стопе. Команда первой заменила леденец, которым механик сигнализировал гонщику, что ему следует делать, на светофор. Это была полуавтоматическая система, которая с помощью датчиков фиксировала завершение пит-стопа. Правда, первый блин оказался комом. На Гран-при Сингапура Фелипе Масса увидел зеленый сигнал и начал движение. Система допустила ошибку, посчитав, что механики завершили заправку болида, хотя на самом деле механики не вытянули заправочный рукав из бака. Позже, систему усовершенствовали, ошибок стало значительно меньше. Но по-прежнему все они связаны с этой самой системой. Самый свежий пример – пит-стоп Кими Райкконена в Бахрейне. Датчики зафиксировали присоединение гайковерта, его отсоединение и повторение процедуры – система восприняла это как замену колеса. Так проявилась одна из серых зон системы, которую команды теперь пытаются устранить. Но именно с помощью этой системы Williams удалось установить рекорд в 1,92 секунды.

По теме

parabolike.com

От 33 до 1,92 секунды. Эволюция пит-стопов Формулы 1. Часть 1

Twitter

Facebook

Вконтакте

Telegram

Эволюция пит-стопов Формулы 1. Часть 1

Современные пит-стопы Формулы 1 настолько скоротечны, что любая заминка в боксах для гонщика и команды превращает гонку в катастрофу, как это случилось с Haas в Австралии и с Ferrari в Бахрейне. Но так было не всегда…

На заре автоспорта первые гонки проходили между городами, а разделения на одноместные и обычные машины еще не было – колеса оставались открытыми. Тогда механик ездил с гонщиком и при необходимости выполнял ремонтные работы на обочине дороги.

Упомянутая на фото гонка Париж-Мадрид закончилась гибелью нескольких людей. Это привело к тому, что со временем организаторы некоторых автоспортивных соревнований стали строить кольцевые трассы, иногда все же прокладывая их по существующим дорогам. С их появлением и изменились пит-стопы.

В период между двумя Мировыми войнами Адольф Гитлер, как и многие современные диктаторы, вкладывал деньги в национальный спорт. Среди прочих видов спорта, финансируемых немцами, был и автомобильный, что неудивительно. Гоночные команды Mercedes и Auto Union были символом немецкого превосходства над остальным миром. Имея фактически неограниченные ресурсы, эти команды практически совершили революцию в проведении пит-стопов.

В своей книге «Cars at Speed» (Автомобили на скорости) корреспондент газеты The New York Times Роберт Дэйли детально описал точность и эффективность пит-стопа Mercedes в гонке, которая проходила в 1937 году на трассе Доннингтон-Парк.

На 21-м круге немецкие механики готовились обслужить болид на пит-стопе. Британские фанаты уже были наслышаны об этих «чудо пит-стопах» и с замиранием сердца ждали их. Казалось, что такого необычного может быть в простой остановке возле боксов? Но болельщики столько раз слышали истории о немецких пит-стопах и не могли в них поверить.

В боксах остановился болид Манфреда фон Браухитша. В тот же момент вокруг него засуетилась команда механиков. Топливо заливалось со скоростью 5 галлонов в секунду (чуть менее 19 литров). Механики также сменили задние колеса, дали гонщику бутылку воды, новые очки, и он поехал дальше. Все это длилось 33 секунды! В той гонке немецкие машины заняли первые пять мест. Все остальные отстали не меньше, чем на два круга!!! Даже такая эффективность была недосягаемой для чемпионата мира в 1950-х годах.

Технологии развивались, а вместе с ними постепенно уменьшалось время пребывания гонщика на пит-стопе, хотя в первые годы проведения чемпионата мира оно могло легко перевалить за 1 минуту. На видео ниже можно сравнить насколько изменились заезды в боксы с 1950 года (когда колесные гайки откручивали… молотком) до нашего времени.

В 1984 году запретили заправки, и время проведения пит-стопов значительно сократилось. В 1993 году Benetton установила рекорд, который, казалось, будет вечным. Механик итальянской команды Стив Метчетт написал в своей книге «The Mechanic's Tale» (Сказка механика), что на Гран-при Бельгии им удалось обслужить болид Риккардо Патрезе за 3,2 секунды. Сейчас такая продолжительность пит-стопа считается не самой быстрой, что подтвердил проигрыш позиции Себастьяном Феттелем Валттери Боттасу на Гран-при Китая.

В 1994 году в Формулу 1 вернулись дозаправки. В последующие 15 лет продолжительность пит-стопов зависела от количества топлива, которым заправляли болид, и за редким исключением составляла 6–7 секунд. Когда же дозаправки в 2010 году вновь запретили, не прошло и двух сезонов, как команды стали регулярно проводит пит-стопы менее, чем за три секунды. Постоянное совершенствование технологий привело к 1,92 секунды – рекорду, который в 2016 году установили механики Williams во время пит-стопа Фелипе Массы на Гран-при Европы в Баку.

По теме

От таблички до затычки. Эволюция связи в Формуле 1

parabolike.com

parabolike.com

Самый быстрый пит-стоп: и глазом не успели моргнуть!

4 июля 2018 года

Изначально пит-стопы предназначались для дозаправки, проведения технического обслуживания автомобиля, а также для смены резины и даже пилота. Однако организаторы очень быстро додумались регламентировать с их помощью соревнования, меняя правила пит-стопов по своему усмотрению или исходя из соображений безопасности.

Самой большой проблемой с этой точки зрения была именно дозаправка: ведь неаккуратное обращение с топливом в непосредственной близи от раскаленных узлов автомобиля часто заканчивалось пожаром и как следствие ожогами и даже гибелью людей.

Кроме того, в 50-60-е годы таких понятий, как «пит-лейн» или «пит-волл», вообще не существовало. Пит-стопы проводились на специальном расширенном участке трассы, и от проносящихся мимо машин их ничто не отделяло.

Понятно, что чем быстрее ты проведешь плановую остановку, тем быстрее вернешься в гонку и потеряешь меньше позиций. Но как же часто из-за неумелой стратегии команд, когда болиды загоняли на пит-стоп слишком поздно, слишком рано или просто не вовремя, гонщики теряли не только очки, но и победы! Даже в современной Формуле 1 Льюис Хэмилтон неоднократно терял позиции в таких ситуациях, а боссы команд даже используют пит-стопы для скрытой командной тактики, дабы подарить победу в гонке нужному пилоту.

Но вместе с этим механики регулярно тренируют проведение пит-стопов, потому что даже доли секунды могут привести к победе или поражению. Подумать только: за то время, что вы читаете этот материал, механики в Формуле 1 могли бы провести 25 пит-стопов, ибо сейчас в среднем он длится 2–2,5 секунды.

Но поистине молниеносным до сих пор считается смена колес на болиде Williams с Фелипе Массой за рулем, которая состоялась во время Гран-при Европы в Баку в 2016 году: 1,92 секунды! Смотрите на видео ниже, как это было.

Хочешь увидеть своими глазами, как происходят пит-стопы в гонках? Приходи в эту субботу, 7 июня, в 15:00 на подмосковную трассу Moscow Raceway, где состоится наша Гонка звезд «За рулем»! Ждем всех, у кого бензин в крови. Вход бесплатный.

Текст: Мария Мельникова

Фото: YouTube

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Как проходит пит-стоп в Формуле-1? [статья]

Марк:«В этой команде я работаю 9 лет – она успела сменить за это время четыре названия, а я – несколько позиций на пит-стопе. Сначала я работал с гайковертом, потом на снятии и установке колеса.

Сейчас у меня в руках «леденец». Со стороны выглядит все просто: я выхожу на пит-лейн параллельно своей позиции на пит-стопе и помогаю пилоту побыстрее нас найти. Как только он остановился на отметке, я опускаю «леденец» с надписью Brake на нос автомобиля (когда пилот видит эту надпись, он должен держать нажатой педаль тормоза. На другой стороне написано In Gear – это значит, что гонщик должен включить первую передачу и быть готовым к старту).

Моя главная задача – следить за всем, что происходит. Но в первую очередь я обращаю внимание на парней с гайковертами (у них ярко-салатовые перчатки для привлечения внимания). Как только они все сделали, они поднимают руки вверх. Только после этого машину можно отпускать обратно на трассу».

«В течение уикенда мы проводим по сто тренировок, – говорит Грэм. – Главная – за 2 часа до начала гонки. Все надевают свои комбинезоны, мы проводим небольшое собрание. Если в пятницу мы можем экспериментировать, пробовать разных людей на разных позициях, то в воскресенье концентрация должна быть такой же, как в гонке. Каждую попытку в ходе тренировок мы снимаем на видео, которое затем анализируем».

Схема размещения механиков команды Force India

Читайте также: Pit Stop Red Bull Night Race

Ключевой момент всего пит-стопа – остановка. Главные ориентиры для гонщика – передний домкрат и руки механиков. Те парни, которые будут снимать передние колеса – Дэвид и Ник – выставляют ладони вперед. У них ярко-оранжевые перчатки – это основной ориентир для пилота. Его задача состоит в том, чтобы передние колеса встали ровно под их руки. «Метки на асфальте ему не видны, они только для нас, – поясняет Марк. – Если пилот остановится не в том месте, это может стоить нам всем две-три секунды».

Прозвища в командеМарк Грэй: «Я могу дать вам прозвища ребят. К примеру, Саймона, который ставит левое переднее колесо, мы зовем «карманы» (Pockets). Весь первый день, когда он пришел к нам на базу, он стоял, засунув руки в карманы. Так и прилипло. Дэвид на переднем правом колесе – Диско. Я уже не помню почему. Парень с задним левым гайковертом – Ягненок (Lambie), он пришел к нам сразу после школы, совсем молодым. К тому же у него белые волосы. Сейчас ему 27, но он по-прежнему «Ягненок». Алекса с левым боковым домкратом мы зовем – плоский Эрик (Flat Eric). Почему? Это не для прессы. Грэм, который ставит левое переднее колесо – покрытый копотью (Sooty). Тут все просто. Он работает с композитами, поэтому его одежда все время в пыли.

Мое прозвище? Нет, у меня его нет. Хотя в последние дни, после того, как у меня появилась эта ссадина на брови, меня как только не называли. Но я не скажу как».

Крис, передний домкрат:

Самое главное, чтобы пилот остановился на отметке. В идеале, ему надо приехать на домкрат на совсем небольшой скорости – благодаря инерции его легче поднять. Страшно ли это? Парни с гайковертами сидят на коленях, но они в случае чего могут успеть отпрыгнуть. Мне прыгать некуда. Он ударит меня при любом раскладе. Если он промахнулся, домкрат бьет мне в живот.

Быстро сбросить машину с домкрата – важнее, чем поднять. Мы стоим рядом с Марком, и он поднимает леденец быстрее, чем я выбрасываю домкрат. Мне все равно, куда он полетит и стоят ли сзади операторы. Это их проблемы. Домкрат-то я выбросить успею. Главное унести оттуда вовремя свои ноги. Пару раз было очень-очень близко…

Все четыре колеса обслуживаются по одному и тому же принципу. Те, кто снимают колесо, стоят спереди. Есть лишь одно исключение – левое заднее колесо. Его снимает Эдриан – он стоит сзади. То, что использованное заднее левое колесо в итоге отбрасывается назад, важно по нескольким причинам. Во-первых, именно с этого угла приезжает машина. Во-вторых, так удобнее работать другим.

В том же углу стоит Рик с задним домкратом. А место в центре нужно для Рича. Он отвечает за то, чтобы машина была стабильна во время пит-стопа и не раскачивалась на домкратах. Как только машина приехала на позицию, он берется за верхний воздухозаборник одной рукой, а второй опирается на боковой понтон. Джонни, снимает правое заднее колесо:Самое главное – оценить скорость машины и предугадать, где именно она остановится. У меня меньше всего времени, чтобы подстроиться. Остальные, в случае чего, могут немного переместиться, пока я хватаю колесо.

В идеале, схватить его надо еще до того, как машина полностью остановилась. Дальше все просто – снять как можно быстрее и не выбрасывать колесо куда попало.

Горячее ли оно? Конечно, примерно 80-90 градусов. Но у нас есть специальные костюмы, которые спасают. Ты чувствуешь жар, но все не так страшно – это две-три секунды. Чем быстрее ты снимешь колесо, тем лучше для тебя же.

Грэм, ставит левое переднее колесо:Что самое главное? Не перепутать колесо. Я сам забираю его из боксов. Перед самым пит-стопом надо обязательно еще раз проверить, что у меня в руках именно левое переднее. Когда машина уже на пит-лейне, я как можно быстрее стараюсь снять термочехол и подобраться с колесом как можно ближе к Нику, который снимает использованное колесо. Иногда они даже соприкасаются. Все, что остается – убраться побыстрее.

Гайковерт работает быстро. Когда Уилл, закручивающий колесо, закончил, он вскидывает руку вверх – это значит, что машина сейчас поедет. Тогда я оборачиваюсь назад, чтобы удостовериться, что меня не заденет задним колесом.

Марк Грэй: «Покрышки, которые мы ставим на болид, вынимаются из термочехлов. Они даже горячее, и тем, кто надевает их, в этом отношении сложнее. Они держат колеса примерно по 10-15 секунд, обняв их руками. В этом году мы изменили процедуру. Если раньше они приносили колеса уже расчехленными, то теперь чехлы снимаются на месте. Так колесо дольше сохраняет температуру перед установкой».

Грэг, задний правый гайковерт:Я начинаю целиться еще до того, как машина остановилась. Очень многое зависит от пилота. Важно, чтобы он остановился ровно там, где нам надо.

Погрешность – сантиметров пять с каждой стороны. Если больше, мне будет неудобно. Мы сидим на коленях и чтобы подстроиться, тратится много времени.

Важно и то, насколько он далеко от меня. Я сижу на достаточно большом расстоянии от колеса, чтобы оставить место для Джона и Джонни. Поэтому если он остановился неправильно, мне приходится либо тянуться вперед, либо перебираться назад.

Время пит-стопа во многом зависит от самого пилота. Если он остановится там, где надо, мы сэкономим ему пару секунд.

Есть еще несколько человек. Во-первых, сзади всегда дежурит Марк с запасным задним домкратом на тот случай, если сломался основной. Рядом стоит Гари со стартером. Если машина заглохла, он может запустить двигатель. В таком случае Джонни, который отвечает за правое заднее колесо, берет небольшую подставку и подкатывает ее под машину. Затем Рик сбрасывает ее с домкрата, освобождая место для Гари. Когда двигатель запущен вновь, Рик снова поднимает машину, Джонни убирает подставку – машину можно отпускать.

Задний домкрат. Частично выполнен из карбона.

avtomaniya.com


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf