logo1

logoT

 

Плотность щелочного электролита в аккумуляторе


Электролит в щелочных аккумуляторах

В щелочных аккумуляторах применяют составной электролит - раствор едкого кали марки А (твердый) или В (жидкий) плотностью 1,19-1,21 г/см3 (23- 25° по Боме) с добавкой моногидрата лития 20 г на 1 л (моногидрат лития содержит не менее 50 % едкого лития). На этом электролите можно работать при температуре от -19 до -4-35 °С. Допустимы кратковременные повышения температуры до 45 °С. Составной электролит обеспечивает наиболее длительный срок службы аккумуляторов (примерно 750 циклов).

При температуре ниже -20 °С аккумуляторы должны работать на растворе едкого кали повышенной плотности 1,25-1,27 г/см3 (20-31° по Боме) или составном калиево-ли-тиевом электролите плотностью 1,25-1,27 г/см3. Для этого аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на едком натре, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором едкого кали плотностью 1,19 г/см3 (23° по Боме), после чего производится смена электролита раствором едкого кали плотностью 1,25-1,27 г/см3 или составным ка-лиево-литиевым электролитом плотностью 1,25-1,27 г/см3. Составной электролит, вылитый из аккумуляторов перед заливкой электролитом из едкого кали плотностью 1,25- 1,27 г/см3, следует хранить в герметически закрытой посуде. Его можно вновь использовать в случае перевода аккумуляторов на постоянную работу при температуре выше -19 °С.

Если нет едкого кали, можно применять составной электролит - раствор едкого натра (каустическая сода, сорт А) - плотностью 1,17- 1,19 г/см3 (21-23° по Боме) с добавкой 10 г моногидрата лития на 1 л. На этом электролите можно работать в пределам температур от 10 до 45 °С.

При отсутствии моногидрата лития в случае эксплуатации аккумуляторов при температуре от +15 до -15 °С их заливают раствором едкого кали плотностью 1,19- 1,2 г/см3, при температуре от 10 до 30 °С - едким натром плотностью 1,17-1,19 г/см3 (21-23° по Боме). В этом случае (без добавки моногидрата лития в электролит) срок службы аккумуляторов уменьшается до 250-350 циклов.

Состав щелочи

Состав щелочи - сорт А - смесь едкого кали и едкого лития с соотношением 0,04 и 0,045; сорт Б - смесь едкого кали и едкого лития с соотношением 0,028 и 0,032 - выпускают в готовом виде для приготовления составного электролита. Составные щелочи поставляются в гранулированном состоянии или в жидком концентрированном виде (плотность не менее 1,41 г/см3) в герметически закупоренных железных или стеклянных сосудах.

Приготовление электролита. Для растворения едкого кали или едкого натра пригодна дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, и вода, полученная при таянии чистого снега. В случае необходимости разрешается применять для приготовления электролита для щелочных аккумуляторов любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевую воду можно для приготовления электролита применять в сыром виде.

Твердую щелочь и моногидрат лития следует хранить в герметичных сосудах во избежание поглощения углекислоты из воздуха.

Чтобы приготовить электролит из твердых щелочей, берут для получения следующих растворов: едкого натра плотностью 1,17- 1,19 г/см3- 1 весовую часть твердого едкого натра на 5 весовых частей воды; едкого кали плотностью 1,19- 1,21 г/см3- 1 весовую часть твердого едкого калия на 3 весовые части воды; едкого кали плотностью 1,25- 1,27 г/см3- 1 весовую часть едкого кали на 2 весовые части воды.

Количество электролита в литрах, необходимое для заливки аккумуляторов батареи, определяют умножением числа, указывающего количество электролита для заливки одного аккумулятора данного типа, на число аккумуляторов в батарее.

Чтобы определить массу твердого кали или натра в килограммах, необходимого для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:

на 5, если требуется приготовить раствор едкого натра плотностью 1,17-1,19 г/см3;

на 3, если требуется приготовить раствор едкого кали плотностью 1,19-1,21 г/см3;

на 2, если требуется приготовить раствор едкого кали плотностью 1,25-1,27 г/см3.

После растворения едкого кали или едкого натра как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 ч), а затем слить осветлившуюся часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 20 °С раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.

Растворение щелочи в воде можно производить в чистой металлической, рластмассовой или стеклянной посуде. Запрещается пользование оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, керамиковой и свинцовой посудой, а также посудой, предназначенной для приготовления электролита для свинцовых аккумуляторов. Даже ничтожно малое количество кислоты разрушает щелочные аккумуляторы.

Отвешенное количество щелочи помещают в посуду и заливают необходимым количеством воды. Воду перемешивают стеклянной или железной палочкой для ускорения растворения щелочи. Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь, и перемешивают.

В случае применения жидкой щелочи разбавляют ее водой до требуемой плотности. Приготовленному раствору дают отстояться (от 3 до 6 ч), сливают осветлившуюся часть и заливают аккумуляторы.

В каждый аккумулятор после заливки электролита вливают несколько капель вазелинового масла. Заливать аккумулятор можно только остывшим электролитом температурой не выше -4-30 °С. Приготовленный электролит необходимо хранить в сосудах, плотно закрытых пробками.

Для приготовления составного электролита берется готовый раствор едкого кали плотностью 1,19-1,21 г/см3 (23-25° по Боме) и к нему при тщательном перемешивании железной, стеклянной или эбонитовой палочкой добавляется моногидрат лития из расчета 20 г на 1 л раствора (например, к Юл раствора добавляется 200 г моногидрата).

Составной электролит приготовляют следующим образом:

из щелочей в твердом виде - берется 1 кг калиевой составной щелочи на 3 л воды; для натриевого составного электролита .- 1 кг натриевой составной щелочи на 5 л воды. В случае применения твердой составной щелочи необходимо вскрыть банку и небольшими порциями во избежание сильного разогревания класть содержимое банки в сосуд с водой, перемешивая. Все содержимое банки необходимо растворить одновременно;

из щелочей в жидком концентрированном виде - берется 1 л калиевой составной щелочи плотностью 1,41 г/см3 на 1 л воды;

для натриевого составного электролита - 1 л натриевой щелочи плотностью 1,41 г/см3 на 1,5 л воды.

Плотность калиевого составного электролита при температуре 25 °С должна быть 1,19-1,21 г/см3, натриевого составного - 1,17- 1,19 г/см3.

Отсыпав необходимое количество моногидрата лития, сосуд, где он хранится, следует тут же герметически закрыть, чтобы предотвратить порчу моногидрата лития вследствие поглощения углекислоты из воздуха.

После полного растворения моногидрата и отстаивания раствора электролит употребляют для заливки.

Электролит должен, как правило, находиться в бутылях, плотно закрытых пробками.

Меры предосторожности при приготовлении электролита:

а) для предотвращения разбрасывания осколков щелочи при откалывании зубилом необходимо прикрыть щелочь чистой тряпкой;

б) при добавлении моногидрата лития в раствор едкого кали необходимо пользоваться стальной, пластмассовой или фарфоровой ложкой;

в) во избежание попадания осколков щелочи и раствора на глаза, кожу и одежду необходимо надевать защитные очки, резиновый фартук и резиновые перчатки;

г) участки кожи и одежду, облитые щелочью, следует промыть 3 %-ным раствором борной кислоты или струей воды так, чтобы удалить признаки щелочи.

Смена электролита. Если аккумуляторы работают круглый год в неизменных температурных условиях, т. е. зимой в отапливаемых помещениях, то составной электролит меняют через каждые 100 циклов, но не реже одного раза в год. В случае заметного снижения емкости аккумулятора электролит необходимо сменить ранее указанного срока.

Если аккумуляторы работают при температуре ниже -15°С, следует заменить электролит раствором едкого калия плотностью 1,25-1,27 г/см3 (29-30 °С по Боме).

Перед сменой электролита батарею разряжают нормальным током 8-часового режима до напряжения 1,0 В на аккумулятор.

Старый электролит выливают, энергично встряхивают аккумулятор для удаления грязи из сосуда. Слитые растворы следует собирать (составной электролит из едкого кали и отдельно составной электролит из едкого натра) и отправлять на склады для регенерации.

После удаления старого электролита аккумуляторы промывают подщелоченной отстоенной или дистиллированной водой, энергично встряхивая.

Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, воспрещается оставлять без электролита во избежание коррозии. Промытые аккумуляторы заливают электролитом, через 2 ч проверяют плотность электролита и доводят ее до требуемой, после чего закрывают аккумуляторы пробками.

После смены электролита производят усиленный заряд аккумуляторов.

| ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ | | Электровоз ВЛ60 | | заряд аккумуляторов |

Рекомендуемый контент:

www.poezdvl.com

Щелочной электролит: состав и инструкция по самостоятельному приготовлению в домашних условиях, плотность для аккумуляторов

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Ни для кого не секрет, что современные аккумуляторы работают на электролите. Данное вещество позволяет накапливать батареям заряд и выдавать его в виде конечной электроэнергии при работе. Одними из часто встречаемых электролитов является щелочной, который активно используется в одноименных аккумуляторных батареях. Подобная субстанция отлично проявляет себя в работе аккумулятора, но также имеет некоторые недостатки. Более подробно о них, сущности щелочного электролита и принципах его эксплуатации поговорим в сегодняшней статье.

Пару слов о щелочном электролите

Щелочной электролит – одна из основных составляющих одноименных аккумуляторных батарей. На сегодняшний день подобная субстанция используется во многих АКБ, поэтому актуальность её рассмотрения довольно-таки высока. Типовой состав электролита для щелочных аккумуляторов состоит:

  • либо из едкого калия и литиевых соединений;
  • либо из едкого натрия и едкого калия, а также того же лития.

Любое из отмеченных выше соединений в определенной концентрации разбавляется с дистиллированной водой, что и формирует раствор-электролит для щёлочи. По формации он жидкий и представляется, на первый взгляд, обычной водой.

На данный момент в сфере аккумуляторных батарей существуют два типовых, борющихся между собой видов электролитов, а именно:

  • рассматриваемые нами – щелочные;
  • и кислотные.

Первые по сравнению со вторыми более надёжные и долговечные составляющие АКБ. Помимо этого, щелочные электролиты превосходят кислотные во многих параметрах, за исключением одного НО — они не способны выдавать стартовый ток. Этот момент всерьёз подорвал использование «щелочи» в АКБ для автомобилей, поэтому на современных машинах намного чаще встречаются именно кислотные электролиты и соответствующие аккумуляторы.

Срок службы

Калиево-литиевый щелочной электролит при грамотной эксплуатации и качественном приготовлении является одним из самых долго служащих в своей сфере. Экспериментально доказано, что данная жидкость способна выдержать более 1000 циклов «заряд-разряд», что представляет собой просто огромное количество таких процедур. Однако при использовании щелочных электролитов стоит держать в уме факторы, уменьшающие срок их службы. Наиболее важные из таковых следующие:

  • Частая неполноценная зарядка аккумулятора;
  • Систематический глубокий разряд АКБ;
  • Недостаточное количество электролита в сепараторе;
  • Долгое использование электролита при высоких температурах окружающей среды;
  • Слишком высокие и частые рабочие температуры жидкости.

Не допуская наличия данных факторов конкретно в вашей ситуации, продлить срок службы аккумулятора и щелочного электролита в отдельности можно в разы. Отметим, что при использовании подобных жидкостей также важно постоянно заправлять АКБ однотипным видом электролитов. В ином случае ресурс батареи уменьшается.

Порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор

Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя. Что делать в такой ситуации? Скорее всего, придётся менять калиево-литиевый щелочной электролит, однако перед осуществлением его замены или доливки важно удостовериться в том, что:

  • электроды аккумуляторной батареи целы;
  • сепараторы и их пластины не обсыпались;
  • аккумулятор не работает именно потому, что он разряжен.

Если данные моменты успешно подтвердились, то в необходимости заливки электролита можно не сомневаться. Порядок такой процедуры следующий:

  1. Демонтируйте аккумуляторную батарею с автомобиля;
  2. Поставьте её в месте, защищённом от сторонних лиц, детей и источников тока, огня, воды, а также удобном для работы с АКБ;
  3. Подготовьте себе защитную одежду в полном комплекте (как минимум, защитные очки и перчатки), инструмент для открытия крышки аккумулятора и щелочной электролит для залива. Последний, к слову, можно купить как в магазине (стоимость такового начинается от 30 рублей), так и приготовить в домашних условиях;
  4. Затем аккуратно демонтируйте крышку АКБ и начните заливать электролит, ориентируясь по соответствующим меткам;
  5. После того как жидкость долита до нужно уровня приведите аккумулятор в первоначальный вид и установите его обратно на машину.

Примечание! Перед началом работ убедитесь, что у вас именно щелочной аккумулятор и электролит, используемый в нём, основан на щелочи. Отметим, что, неправильно залив электролит, можно привести АКБ в негодность.

При полной или частичной смене электролита в щелочном аккумуляторе обязательно зарядите его в усиленном режиме (порядка 12 часов) или нормальном (6 часов). В остальных случаях допустимо проведение ускоренной зарядке (около 3 часов) с повышением нормальной силы тока в 2 раза.

Правила зарядки щелочной батареи

Так как функционирование щелочного электролита во многом зависит от того, как именно будет заряжаться батарея, в которую он залит, не лишним будет рассмотреть базовые правила зарядки соответствующих АКБ. В общем случае их перечень таков:

  1. Заряжайте аккумулятор исключительно на средних и высоких показателях силы тока, так как подобная практика положительно сказывается и на состоянии щелочного электролита, и на состоянии аккумулятора;
  2. В процессе заряда обязательно следите за тем, чтобы электролит с наличием в составе лития не превышал по температуре более 45 градусов по Цельсию и 35 – для электролитов без лития;
  3. Утеплять щелочные АКБ в процессе зарядки требуется лишь в том случае, если температура окружающей среды менее минус 30 градусов по Цельсию. В остальных случаях батареи заряжаются в обычном режиме;
  4. При зарядке аккумулятора следите за отсутствием выплёскивания электролита, ибо это не допустимо;
  5. После 10 циклов «заряд-разряд» всегда проверяйте уровень электролита и, при необходимости, доливайте его.

Явным признаком того, что аккумуляторная батарея на щёлочи заряжалась верно, будет наличие 1,4-1,45 Вольт напряжения в начале зарядке на АКБ и 1,75-1,85 Вольт в конце.

Учимся готовить щелочной электролит

В завершение сегодняшнего материала о щелочных электролитах для АКБ не лишним будет обратить внимание на то, как сделать таковые дома. Для достижения подобной цели, в первую очередь, необходимо подготовить:

  • исходные материалы для приготовления электролита: дистиллированная вода (ГОСТ 6709-72), кали едкое КОН сорта А,В (ГОСТ 9285-69) и гидрат окиси лития Li(OH)3 (ГОСТ 8595-75);
  • железная, чугунная или пластмассовая тара с наличием плотных крышек;
  • аналогичные предметы для размешивания раствора;
  • ареометр – прибор, который требуется для измерения плотности приготовленного электролита.

Непосредственно приготовление щелочного электролита осуществляется так:

  1. В сосуд вливается необходимое количество дистиллированной воды;
  2. Аккуратными движениями в жидкость либо наливается щёлочь, либо кладётся стальными шпицами;
  3. После этого раствор размешивается специальными приспособлениями, и его плотность корректируется под необходимые показатели посредством использования ареометра, а также добавления тех или иных веществ в электролит.

Важно! Плотность щелочного электролита определяется по специальным таблицам с учётом температуры использования батареи и конкретных особенностей АКБ. Как правило, она составляет около 1,25-1,27 граммов на кубический сантиметр.

Приготовленный электролит разливается в стеклянные тары, которые закрываются плотными резиновыми пробками. Хранить щелочной электролит желательно вдалеке от детей и солнца. Помимо этого, ёмкости с субстанцией стоит соответствующе пометить.

На этом, пожалуй, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важные положения подошли к концу. Как видите, щелочной электролит – важнейшая составляющая одноименных аккумуляторов, требующая систематичной проверки и замены. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в ремонте автомобиля и на дорогах!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу

swapmotor.ru

Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов

Исходным материалом для приготовления электролита для щелочных аккумуляторов являются:

  • вода дистиллированная, нормируемая по ГОСТ 6709-72

В случае крайней необходимости допускается применять любую питьевую отстоянную воду, кроме минеральной.

  • кали едкое КОН (ГОСТ 9285-69) сорт А или В;
  • лития, гидрат окиси технический Li(ОН)3 (ГОСТ 8595-75).

Наличие в растворе электролита едкого лития повышает срок службы аккумулятора в 3 раза и обеспечивает для никель-кадмиевых аккумуляторов 1000 циклов заряд-разряд.

Допускается использовать:

  • электролит калиево-литиевый щелочной жидкий ТУ № 6-18-84-70;
  • электролит калиево-литиевый твердый ТУ № 6-18-58-69.

Едкие щелочи должны быть герметически укупорены во избежание порчи из-за поглощения углекислого газа из воздуха:

  • твердые - в железных запаянных банках;
  • жидкие - в стеклянных бутылях, закрытых резиновыми пробками и дополнительно залитых парафином.

Употребление кусков едкой щелочи, окрашенных в бурый или желтый цвет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Приготовление электролита должно производиться в чистой железной, чугунной или пластмассовой посуде с плотно закрывающимися крышками.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение оцинкованной, луженной, медной, алюминиевой, свинцовой, керамической и стеклянной посуды, а также посуды, используемой для приготовления электролита кислотных аккумуляторов.

Рекомендуемые плотность и состав электролита в зависимости от температуры эксплуатации, а также соотношения компонентов для приготовления электролита необходимой плотности приведены в соответствующих таблицах инструкции по эксплуатации АКБ.

Приготовление электролита необходимо производить в следующей последовательности:

  • влить в сосуд необходимое количество воды;
  • с помощью чистых стальных щипцов опускать в воду небольшими порциями куски твердой щелочи или тонкой струйкой вливать жидкую щелочь;
  • для ускорения растворения щелочи раствор перемешивать пластмассовой, эбонитовой, стальной или стеклянной мешалкой;
  • откорректировать плотность электролита

При всех измерениях плотности электролита должна быть измерена и его температура. В случаях, когда она отличается от + 15°С, в результат измерения плотности необходимо внести поправку, имея ввиду, что повышение температуры на каждый 1°С вызывает уменьшение плотности электролита на 0,005 г/см 3.

  • посуду с электролитом прикрыть от доступа воздуха и дать ему остыть до температуры не более 300°С и отстояться в течение 3-6 часов до полного осветления;
  • осторожно слить осветленную часть электролита и использовать ее для заливки аккумуляторов.

При использовании для приготовления электролита калиево-литиевой щелочи плотностью 1,41 г/см 3, имеющей белый осадок не растворившегося лития едкого аккумуляторного, необходимо разбавлять щелочь водой до требуемой плотности, одновременно помешивая раствор электролита до растворения осадка.

Для хранения электролит разлить в стеклянные бутыли, которые закрыть резиновыми пробками и залить парафином. На бутыли укрепить бирки с указанием состава, плотности и даты приготовления электролита.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

www.4akb.ru

Типы и параметры щелочных аккумуляторов

Аккумуляторы в зависимости от величины емкости разделяются на следующие типы (см. табл. 1). В этой же таблице указаны и основные характеристики аккумуляторов. В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора: НК- никель-кадмиевая; НЖ — никель-железная; цифры после букв — номинальную емкость в ампер-часах. Для отличия одного типа аккумулятора от другого на их крышках выбиты клеммы: у никель-кадмиевых — НК, у никель-железных- на крышке и на боковых сторонах — НЖ. При эксплуатации аккумуляторов следует помнить, что: у никель-кадмиевых аккумуляторов положительный полюс электрически замкнут с корпусом; у никель-железных аккумуляторов отрицательный полюс электрически замкнут с корпусом; у положительных выводов аккумуляторов выштампован знак » + «. Условное обозначение типа аккумуляторной батареи состоит из условного обозначения аккумуляторов и цифры перед буквами, означающей число последовательно соединенных аккумуляторов. В условном обозначении типа батареи означают:

Таблица 1

НК-331.2560.750.281.00.04
НК-13131.2563.301,251.00.12
НК-28281.2567.002,751.00.27
НЖ-22221.2565,502,751.00,27
НК-55551.25614,05,651.00.45
НЖ-45451.25611,255,651.00.45
НК-80801.25620,007,501.00.75
НЖ-60601.25615,007,501.00.75
НК-1251251.25631,0012,501.01,20
НЖ-1001001.25625,0012,501.01,20
2НК-24242,5626,0013,002.00.47
2ФКН-9-I-II292,562.30.52.00.26

2. Исполнение аккумуляторов

Таблица 2

32НК-ЗТ64НК-ЗТ.340,00 80,00
4НК-13-1 4НК-13-П5НК-13-117НК-13Т25НК-13Т

34НК-13Т

4НК-13 IK4НК-13 IIК

5НК-1.3 1К

135,005,006,2521,2531,25

42,50

10НК-28Т17НК-2810НК-28КТ 17НК-28К2812,50 21.25
10НЖ-22Т 17НЖ-2210НЖ-22КТ 17НЖ-22К2212,5021,25
ЗНК-55Т 4НК-55Т 4НК-55 5НК-557НК-55Т

10НК-55

ЗНК-55КТ 4НК-55КТ 4НК-55К 5НК-55К 7НК-55КТ

10НК-55К

553,755,005,006,258,75

12,50

ЗНЖ-45Т 4НЖ-45Т 4НЖ-455НЖ-45 7НЖ-45Т

10НЖ-45

ЗНЖ-45КТ 4НЖ-45КТ4НЖ-45К5НЖ-45К 7НЖ-45КТ

10НЖ-45К

455,006,258,75

12,50

4НК-80Т 5НК-807НК-8ОТ

10НК-8ОТ

4НК-80КТ 5НК-80К7НК-80КТ

10НК-8ОКТ

805,006,258,75

12,50

4НЖ-60Т 5НЖ-60 7НЖ-60Т

10НЖ-60Т

4НЖ-60КТ 5НЖ-60К 7НЖ-60КТ

10НЖ-60КТ

605,00 6,258,75

12,50

4НК-125Т5НК-125Т10НК-125Т

ЮНК-125

4НК-1125КТ 5НК-125КТ 10НК-125КТ

10НК-125К

1255,006,258,75

12,50

4НЖ-100Т 5НЖ-100Т 10НЖ-100Т

10НЖ-100

4НЖ-100КТ 5НЖ-100КТ10НЖ-ЮОКТ

10НЖ-100К

1005,00 6,258,75

12,50

— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.

Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.

2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.

3. ЭЛЕКТРОЛИТ

3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.

Таблица 3

От -49 до +35°CСоставной калиево-литиевый раствор калия едкого с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моно- гидрата лития)1,19-1,21
От -20°С до -40°СРаствор едкого калия1,26-11,28
От +10° до +50°CРаствор едкого натрия (в том числе в тропических условияхс добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития).1,17-1,19

Примечания. 1. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при температуре до минус 40°С, никель-железные — до минус 20°С.2. При температуре воздуха от минус 20°С до минус 40°С допускает ся применять составной электролит плотности 1,25-1,27 г/см3, при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5-10%) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.3. Следует иметь в виду, что при эксплуатации на электролите — растворе едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см3 с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития) электрические характеристики аккумуляторов не сколько снижаются.3.2. При отсутствии составного электролита — раствора калия едкого с добавкой едкого лития-допускается применение: а) при эксплуатации при температуре от плюс 10°С и выше составного электролита — раствора натрия едкого плотности 1,17-1,19 г/см3 с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития);б) при эксплуатации при температуре от минус 19° до плюс 10°С-раствора едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см3. В этих случаях указанный в ГОСТе срок службы аккумуляторов не гарантируется.3. 3. Перевод аккумуляторов на калиевый электролит повышенной плотности перед эксплуатацией при температуре минус ,20° С и ниже необходимо производить следующим образом:а) аккумуляторы, которые до перехода на электролит из калия едкого повышенной плотности работали на составном калиевом электролите или на растворе из калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, заливаются раствором калия едкого плотности 1,26-1,28 г/смг;б) аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на составном натриевом электролите, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, после чего электролит меняется на раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;в) составной электролит, вылитый .из аккумуляторов перед заливкой электролитом из калия едкого плотности 1,26- 1,28 г/см3, следует сохранять в герметически закрытой посуде; его можно вновь использовать при переводе аккумуляторовна постоянную работу при температуре выше минус 20° С.3. 4. Материалы для составления электролитов поставляются в следующем виде:

а) отдельно калий едкий, ГОСТ 9285-69, марки А (твердый) или марки В (жидкий) для аккумуляторной промышленности и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57;

б) составная щелочь сорта А — готовая смесь калия едкого и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,004-0,045 ТУ№ 6-18-58-69; в) отдельно натрий едкий (сода каустическая), ГОСТ 2263-59, сорта А и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57; г) составная щелочь сорта Б — готовая смесь едкого натрия и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,028-0,032

3.5. Составные щелочи могут поставляться в твердом виде (сплав однородный, кусками, чешуйками или гранулами) и в виде концентрированных растворов плотности 1,41 г/см3. Твердые щелочи поставляются в герметически закрытых железных сосудах, а жидкие — в стеклянных бутылях, помещенных в деревянные обрешетины. Во всех случаях тара должна иметь соответствующую маркировку.

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА

4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.

Калиевая или готовая составная3,01,001, 19-1, 25
Калиево-литиевая2,00,551, 26-1,28
Натриевая или готовая составная натриево-литиевая5,01,51, 17-1, 19

Если составной электролит готовится из отдельные компонентов- едкого калия, едкого натрия и едкого лития (п. 3.4а, в), то в готовый раствор едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на литр раствора; в готовый раствор едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см3 добавляется едкий литий (моногидрат) из расчета 20 г на литр раствора.4. 2. Количество электролита в литрах, необходимой для заливки аккумуляторных батарей, определяется умножением числа, указывающего количество, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа (см. табл. 1), на число аккумуляторов в батарее.4. 3. Чтобы определить вес твердых щелочей (в килограммах), необходимый для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:а) на три, если требуется приготовить электролит калиевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см

б) на два, если требуется приготовить раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;

в) на пять, если требуется приготовить электролит натриевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см4. 4. Отвешенное количество щелочи помещаемся ч посуду и заливается необходимым количеством воды. Твердая калиево-литиевая щелочь имеет однородный состав и может отвешиваться в любом необходимом количестве.

4. 5. Жидкая калиево-литиевая щелочь плотности 1,41 г/см3 имеет белый осадок нерастворившегося едкого лития. При приготовлении из нее электролита все содержимое бутыли необходимо растворять одновременно.

4. 6. Перед приготовлением электролита необходимо убедиться, что имеющаяся в наличии щелочь соответствует требованиям настоящих правил ухода.4. 7. Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат. В случае необходимости разрешается применять дляприготовления электролита любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевая вода может применяться для приготовления электролита в сыром виде.4. 8. Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках «ли стеклянных сосудах. Баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Предпочтительно иметь баки с двумя кранами для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. В бак наливается половина необходимого количества воды и выливается жидкая щелочь. Другая часть воды служит для ополаскивания бутыли с целью растворения частиц едкого лития, после чего она тоже сливается в бак. Белый осадок должен быть полностью растворен.4. 9. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, применяющейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторов.Примечание. В щелочных растворах плотности 1,17-1,23 г/см3 полагающаяся норма едкого лития растворяется полностью, после отстаивания этого раствора осадок содержит не литий, а вредные примеси.4. 10. Растворение щелочи производят при перемешивании железным прутком или прутком из щелочестойкого материала (стекло, винипласт). Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения щелочей как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 часов), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 30° раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.4. 11. Исходные щелочи, а также электролит при приготовлении и хранении следует предохранять от доступа воздуха, чтобы сделать возможно меньшим поглощение углекислоты (из воздуха), так как это уменьшает емкость и сокращает срок службы аккумуляторов. Для этого сосуды для разведения и хранения электролита и исходных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Меры предосторожности при приготовлении электролита4. 12. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.4. 13. При разбавлении и разведении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора.4. 14. Для этого необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновый фартук.4. 15. Участки кожи и одежды, облитые щелочью, необходимо смыть 3-процентным раствором борной кислоты или струей воды для удаления признаков щелочи.

4. 16. При ожогах необходимо обращаться к врачу.

5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА

5. 1. С поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков удалить чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снять ветошью, смоченной в керосине.5. 2. Аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять не менее 2-х часов ( для пропитки пластин) и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставить его еще на 10 часов, после чего вновь проверить напряжение аккумулятора. Если при этом величина его будет равна нулю, то такой аккумулятор следует заменить.5. 3. После 2-часовой пропитки проверить уровень электролита над пластинами аккумуляторов (согласно пп. 9. 1, 9. 2), который должен быть не менее 5- и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выбрызгивания электролита из аккумулятора во время заряда. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе необходимо пользоваться резиновой грушей.5. 4. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2-4 цикла режимом: заряд-нормальным зарядным током в течение 12 часов, разряд — нормальным разрядным током в течение 8 часов, но до напряжения не менее 1 в на худший аккумулятор в каждой батарее. Затем проводится контрольный цикл режимом: заряд — нормальным зарядным током в течение 6 часов, разряд — нормальным разрядным током до 1 в на худший аккумулятор. Если отданная при этом емкость будет не ниже гарантированной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Для улучшения качества аккумуляторов рекомендуется перед пуском их в эксплуатацию (после определения емкости на контрольном цикле) сменить электролит на свежий в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции. 5. 5. Иногда аккумуляторы, главным образец (никель-железные) после длительного бездействия, имеют временное снижение емкости и требуют дополнительной тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях после контрольного цикла следует дать нормальный заряд (см. табл. 1) и провести разряд аккумуляторов нормальным разрядным током в течение 8 часов, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разряд .ведется без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу тока. В конце разряда нормальная сила тока поддерживается с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы следует подключить к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядной сети, а отрицательный полюс — с плюсом сети. Сила тока при этом регулируется реостатом. После такого глубокого разряда дается заряд нормальным зарядным током в течение 16 часов, и аккумуляторы направляются в эксплуатацию. Последующие заряды производятся в течение 6 часов нормальным током.5. 6. При необходимости форсированного ввода в эксплуатацию аккумуляторов и батарей рекомендуется следующий режим: аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п, 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять 0,5 часа и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. После пропитки проверить уровень электролита (см. п. 5.3) и поставить аккумуляторы на заряд. Заряд проводится в течение 3-х часов током вдвое больше нормального. После форсированного ввода аккумуляторы отдают не менее 60% номинальной емкости. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе аккумулятор или батарея с таким аккумулятором подлежит вводу в действие нормальным режимом.

5. 7. При переходе на нормальную эксплуатацию аккумуляторы подготавливаются согласно п. 5. 4.

6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.

НК-32,352,302,15
НК-1310,5010,009,50
НК-2823,0022,0021,00
НК-5546,0044,0042,00
НК-8063,0060,0057,00
НК-125105,00100,0095,00
2НК-2421,618,818,0

Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;

НК-31,501,251,12
НК-136,505,505,00
НК-2814,0012,5011,00
НК-5527,5024,5022,50
НК-8040,0033,0030,00
НК-12562,5055,0050,00
2НК-2412,011,010,00

б) после проведения контрольного цикла аккумуляторам сообщается заряд.При постановке на 30-суточное хранение заряд проводится нормальным режимом. При подготовке к 6-месячному хранению заряд проводится нормальным током в течение 9 часов.6. 3. По окончании заряда аккумуляторы и батареи выдерживаются с открытыми пробками для отгазовки в течение 2-4 часов. Затем корректируется уровень и плотность электролита и аккумуляторы закрываются пробками, имеющими исправные резиновые вентильные кольца.6. 4. Хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии рекомендуется проводить в прохладных неотапливаемых помещениях. Повышение температуры при хранении заряженных аккумуляторов уменьшает величину остаточных емкостей.

6. 5. Аккумуляторы и батареи, имеющие после 30 суток и 6-ти месяцев хранения емкости ниже указанных в табл. 5 и 6, дальнейшему повторному хранению в заряженном состоянии не подлежат.

7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).

При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.

8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ

8. 1. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры я металлические каркасы должны содержаться сухими и чистыми.8. 2. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты смазкой «Несртегаз-204У» МРТУ 12 Н №69-63 или другим равноценным в отношении защиты от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот. Воспрещается смазывать смазкой резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия. Примечание. Если аккумуляторы окрашены эмалями, а их крышки не имеют лакокрасочного покрытия, то последние смазываются смазкой «Нефтегаз НГ-204У» по МР7У 12Н № 69-63. В этом случае все никелированные, не окрашенные лаком детали и межэлементные соединения батарей могут быть покрыты той же смазкой «Нефтегаз НГ-204У».8. 3. При обнаружении ржавчины на аккумуляторе ее следует счистить ветошью, смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть любым щелочестойким лаком.8. 4. Для очистки наружных частей аккумулятора от пыли и ползучих солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку.8. 5. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Никогда не оставлять на батарее инструмент и металлические детали.8. 6. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.8. 7. Необходимо следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок и в случае порчи заменить их новыми. Периодически прочищать вентильные отверстия пробок.8. 8. Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт или в крайнем случае резина).8. 9. Периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей.Меры предосторожности8. 10. Никогда не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи. Совместное хранение и эксплуатация щелочных и кислотных батарей не допускаются. Все кислоты разрушают щелочные аккумуляторы.

8. 11. При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

9. 1. Уровень электролита должен быть не менее 5 мм и не более 12 мм над краем пластин.9. 2. Уровень электролита определяется с помощью стеклянной трубки (рис. 5) диаметром 5-6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над пластинами в аккумуляторе.9. 3. Для уменьшения уровня электролита необходимо пользоваться резиновой грушей большого размера с вставленной стеклянной трубкой длиной около 100 мм. Конец трубки, вставляемой в резиновую грушу, следует немного оттянуть на паяльной лампе.9. 4. Доливка аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом производится с помощью резиновой груши или через стеклянную воронку с помощью кружки небольшого объема (0,5 л). Кружка может быть железной, никелированной, воронка и кружка должны содержаться в чистоте. Луженое, оцинкованное железо применять строго воспрещается.9. 5. Электролит для доливки аккумуляторов должен соответствовать п. 3. 1 настоящей инструкции.9. 6. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра, состоящего из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно насаживается резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка (рис. 6). Внутри стеклянного сосуда помещен маленький ареометр. Для замера плотности электролита в аккумуляторах опускают в них резиновую трубку, сжав предварительно резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается количество электролита, достаточное для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется степенью погружения ареометра и указывается той цифрой шкалы ареометра, на уровне которой ареометр погружен в электролит.9. 7. При отсутствии сифонного ареометра проверка плотности производится с помощью простого ареометра. Для измерения плотности электролита последний отбирается в мензурку на 100 смг или широкую пробирку с помощью резиновой груши. В электролит Опускается ареометр. При правильной плотности электролита ареометр погружен так. что уровень электролита находится против цифр 1,17-1,19 для едкого натрия или против 1,19-1,21 для едкого калия шкалы ареометра. Чем больше плотность жидкости, тем выше поднимается ареометр, и, наоборот, при малой плотности он опускается ниже.9. 8. Если плотность выше нормальной, электролит разбавляется водой. Если плотность ниже нормальной, добавляется электролит повышенной плотности.9. 9. В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения при заряде или испарения, уровень электролита уменьшается, плотность увеличивается. Поэтому аккумуляторы необходимо регулярно доливать дистиллированной водой, поддерживая при этом требуемый уровень и плотность электролита.9. 10. Уровень электролите проверяется и доводится до требуемого перед каждым зарядом.9. 11. Плотность электролита проверяется в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом, на всех аккумуляторах через каждые 10 циклов.9. 12. При всех операциях по проверке уровня и плотности

электролита соблюдать осторожность и не проливать электролит на крышки и между аккумуляторами.

10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

10. 1. Заряд производится от любого источника постоянного тока.10. 2. Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соединяются последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:в начале заряда- 1,4- 1,45 В;в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.10. 3. При включении на заряд свободный положительный ; вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.10. 4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются следующие режимы заряда:1. Нормальный — 6 часов нормальным током, указанным в табл. 1;2. Усиленный -12 часов нормальным током, он сообщается:а) при вводе в действие;б) при подготовке к хранению в заряженном состоянии;в) после смены электролита;г) после глубоких разрядов ниже допускаемых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывам в течение 16 и более часов. Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.3. Усиленный — 10 часов нормальным током, он сообщается через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе 1 раз в месяц.4. Усиленный-9 часов перед постановкой на 6-месячное хранение в заряженном состоянии.5. Ускоренный-З часа силой тока вдвое больше нормальной при форсированном вводе в действие.Примечание. Усиленные заряды увеличивают емкость при комнатной температуре и уменьшают саморазряд. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов прозводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах.10. 5. Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, чем нормальным, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их следует в случае крайней необходимости.10. 6. Воспрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше +45о С для составных электролитов и выше 35°С для электролита без добавки едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.10. 7. Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 часов. В случае необходимости заряжать аккумуляторы при температуре ниже минус 30°С следует утеплить их, закрыв войлоком, брезентом и т. д.Примечание. Никель-железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.10.8. Как правило, заряд производится при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. В случае необходимости заряд можно производить при ввернутых вентильных пробках и закрытой крышке батарейного ящика, кроме аккумуляторов типа НК-13, НК-28, изготовленных без цапф, и батарей аккумуляторных 2ФКН-9-П, 2ФКН-9-1 и 2НК-24, у которых заряд обязательно должен производиться при вывернутых пробках. Пробки указанных аккумуляторов имеют отличительный знак в виде одного шлица со ступенчатой проточкой верхнего буртика. Заряд без вывертывания пробок может привести к значительному разбуханию указанных аккумуляторов и батарей.10.9. Во время заряда не допускать выплескивания электролита. Если это будет иметь место, отобрать часть электролита резиновой грушей. Перед зарядом через каждые 10 циклов необходимо проверять и доводить уровень электролита до нормы.10.10. Заряженные аккумуляторы закрываются вентильными пробками сейчас же после заряда, а аккумуляторы и батареи НК-13, НК-28 (без цапф), 2ФКН 9-1, «2ФКН-9-И и 2НК-24 по истечении не менее 2 часов с момента окончания заряда.10.11. Следует насухо протирать крышки аккумуляторов, батарейного ящика и производить проверку отсутствия замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов.10.12. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже нормального. Тогда для обнаружения замкнутых аккумуляторов производится замер зазоров между ними и замер их напряжений. В случае возникновения замыкания между аккумуляторами в батарее вследствие деформация аккумуляторных сосудов при заряде аккумуляторов с завинченными пробками никакой порчи батарей не произойдет, если немедленно отвернуть пробки у соприкасающихся аккумуляторов. При этом необходимо заменить старые вентильные резиновых кольца на пробках новыми, более эластичными. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, следует изолировать их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.

10.13. После устранения замыкания аккумуляторов им нужно сообщить усиленный заряд (см. п. 10. 4).

11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

11.1. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может производиться различной силой тока. Ориентировочно изменения напряжения аккумуляторов в зависимости от времени разряда (непрерывного) и силой разрядного тока приведены на рис. 7 и 8.11.2. Разряд щелочных аккумуляторов производить до конечного напряжения 1,0 в, а при:а) 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 в;б) 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 в.Число часов разрядного режима определяется делением емкости в ампер-часах на силу разрядного тока, выраженную в амперах.Примечание. У большинства радиостанций режимы разряда длительнее 8 часов и, следовательно, разряд аккумуляторов производится в этом случае до 1,1 в.11.3. Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяется как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора соответственно режиму разряда.11.4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует производить контрольные электрические испытания. Контрольные испытания проводятся следующим образом: аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочных цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд-нормальным током в течение 8 часов, но до напряжения не ниже конечного напряжения батареи (согласно п. 10.3) при проверке батарей. На втором тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов и не ниже конечного напряжения батарей. На третьем цикле проводится заряд нормальным током в течение 6 часов и разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов, и до конечного напряжения батарей (согласно п. 10. 3) при проверке батарей. При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора:при заряде — в начале и конце заряда;при разряде — в начале разряда через 6, через 7 часов и далее через каждые 30 мин. Аккумуляторы, имеющие после 7 часов разряда напряжение один вольт и ниже, следует заменить. Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита (см. п. 11. 1).

11.5. Аккумуляторы, заряженные при нормальной температуре и разряженные при низкой температуре током нормального режима до напряжения 1,0 в, отдают в среднем емкость, указанную в табл. 7

НК-31.900.601.70.561,40.45
НК-138.02.87.52.56.02.0
НК-2817.56.516.54.713.54.4
НК-5534.011.032.09.025.07.7
НК-8048.016.045.012.836.012.0
НК-12580.027.075.022.060.020.0

Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.

Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.

12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

12. 1. Смена электролита производится через каждые 100-150 циклов.12. 2. Перед сменой электролита аккумуляторы разряжают нормальным током до напряжения один вольт на аккумулятор.12. 3. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда.12. 4. После удаления старого электролита аккумуляторы промываются подщелоченной отстоенной водой или дистиллированной при энергичном встряхивании.12. 5. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, следует немедленно залить электролитом. Дать постоять в течение 2-х часов, затем замерить плотность электролита, довести его до требуемой величины и закрыть аккумуляторы пробками.Примечание. Воспрещается аккумуляторы, промытые водой, оставлять без электролита во избежание коррозии пластин.12. 6. Смена электролита производится также а случае перевода аккумуляторов на эксплуатацию при температурах минус 20° С и ниже (см. п. 3. 3).

12. 7. Следует помнить, что систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, указанных в п. 11,2, снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше 0°С, повышенные температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей.

14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ

14. 1. Аккумуляторы выпускаются готовыми для хранения. При получении новых аккумуляторов необходимо проверить плотность привернутых пробок и исправность вентильной резины. Смазать тонким слоем смазки никелированные пробки я гайки аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые . черным битумно-эбонитовым лаком, во избежание порчи лакового покрытия вазелином смазывать воспрещается.14. 2. Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим, вентилируемым; оно может быть отапливаемым и неотапливаемым, но не иметь резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов и батарей. 14. 3. Аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, для перевода на длительное хранение (более 1 года), следует разрядить до 1,0 в током нормального режима, вылить электролит, плотно закрыть пробками, чисто вытереть сухой ветошью от пыли и солей. При отсутствии на корпусе аккумулятора лакового покрытия необходимо покрыть эти места любым черным изоляционным лаком. Защиту крышек следует проводить согласно примечанию к п. 8. 2.14. 4. Аккумуляторы, периодически бездействующие (от одного месяца до 1 года), могут храниться с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. В этом случае для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха аккумуляторы должны быть надежно закрыты пробками.14. 5. При хранении аккумуляторы и батареи должны содержаться в чистоте и периодически очищаться от солей.14. 6. Для дальних транспортировок аккумуляторы рекомендуется приводить в состояние для длительного хранения. В случае необходимости можно транспортировать аккумуляторы и батареи с электролитом.14. 7. Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов .и батарей. Не допускается также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами и батареями. Все кислоты портят батареи.14. 8. Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита составляет 5 лет, в том числе 4,5 года при хранении в сухом закрытом помещении и 6 месяцев в полевых условиях, при этом не допускается попадание атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Срок хранения никель-железных аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита в сухом закрытом помещении должен быть 3,5 года.

К сожалению, источник уже не существует.

Эта статья прочитана 31148 раз(а)!

Продолжить чтение

  • 12 вариантов уничтожения аккумулятора
  • Замена щелочных АБ на свинцово-кислотные
  • Гальванические источники тока. Глава 1

www.solarhome.ru


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf