logo1

logoT

 

Почему бензин дорожает в россии


Почему в России дорожает бензин

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, — это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году — только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня — 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше — в 2,07 раза, в Латвии — в 2,21 раза, в Швеции — в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка — это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея. 

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер. 

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании — менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

Автор — член комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭКа 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Почему бензин в России всегда только дорожает

Минфин наконец заметил то, на что в последние недели жалуются все автомобилисты, – существенный рост цен на бензин и дизтопливо. Называется и причина происходящего: повышение цен на нефть на мировом рынке, которое так радует российский бюджет. Однако действительно ли причина в этом – и что могло бы сделать правительство для сдерживания роста цен на топливо?

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов заявил, что ведомство продумывает формулу, которая снизит зависимость внутренних цен на топливо от мировых цен на нефть.

Май ознаменовался ростом цен на заправках на бензин и дизтопливо, которые дорожали гораздо быстрее инфляции. С начала года цены выросли на 3,4% и 4,2% соответственно, а инфляция в годовом выражении за четыре месяца составила лишь 2,4%. По данным Росстата на 21 мая, на этой неделе средняя цена на бензин в России превысила 42 рубля за литр. Таким образом, за последние пять недель бензин подорожал почти на два рубля. Если Минфин не примет никаких экстраординарных мер, то цены на нефтепродукты в России могут вырасти и на 20%, и на 30%, заявил Сазанов.

Чтобы не допустить такой ситуации, правительство решило пойти на беспрецедентный шаг – вместо запланированного повышения акцизов, наоборот, снизить их – на 2000 рублей за тонну на дизтопливо и на 3000 рублей за тонну бензина. Правда, рассчитывать на то, что заправка машины на АЗС станет дешевле, не стоит. Эта превентивная мера позволит лишь избежать дальнейшего повышения цен, говорит Сазанов.

Что же стало причиной удорожания бензина? Факторы, заставившие бензин вырасти в цене, называются разные. Это и увеличение стоимости мировой нефти, и рост акцизов, а также влияние отложенной инфляции (ранее цены на бензин росли медленней). Растут также расходы участников рынка, на ту же электроэнергию, и капитальные затраты. В ФАС в числе причин назвали проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, а также недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Считается, что в России мировые цены на нефть не являются главным фактором удорожания бензина, поэтому, когда они падают, бензин в России и не дешевеет. «В США и странах Европы бензин в основном коррелирует с ценами на нефть. Но в нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала и составляет до 10%», – говорит Дмитрий Баженов из «КИТ Финанс Брокер».

А вот львиная доля – около 65% – в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива, по данным ФАС, приходится на налоги (НДПИ, НДС, налог на прибыль, акциз). «В связи с постоянным повышением акцизов, которые приносят бюджету до нескольких сотен миллиардов рублей дополнительных доходов, и растут цены на бензин независимо от нефтяных котировок», – говорит Баженов.

Но акцизы росли и раньше, последний раз – в январе 2018 года, а резкий рост цен на бензин случился в апреле – мае. Как это объяснить?

Возможно, дело все-таки в отложенной инфляции и искусственном сдерживании цен? «Участники рынка сдерживали цены в 2015 и 2016 годах, когда темпы роста стоимости бензина были ниже уровня инфляции. В 2017 году рост цен лишь чуть-чуть превысил уровень инфляции, которая уже была крайне низкой. В итоге сжимающаяся пружина разжалась и произошел резкий рост цен на бензин», – говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. «Я думаю, было некое джентльменское соглашение с руководством страны, чтобы не увеличивать цены на топливо, но сейчас участники рынка расслабились и вышли на открытые рыночные отношения, и цены быстро разогнались», – полагает собеседник.

Однако ситуацию, по его мнению, сложно назвать картельным сговором, иначе бы ФАС отреагировала на это соответствующим образом. «Реакция правительства в виде решения понизить акцизы, причем временно – на полгода, а также отсутствие реакции со стороны ФАС доказывают, что были объективные обстоятельства для роста цен на топливо», – говорит эксперт ФНЭБ.

Однако не все уверены, что мировые нефтяные цены здесь совсем ни при чем. Мировые цены на нефть влияют на рынок топлива в России иначе, чем в тех же США. Для нас важна не долларовая, а рублевая цена на нефть. Если посмотреть на ситуацию под углом именно рублевых нефтяных цен, то становится понятным, почему бензин в России не подешевел, даже когда нефть упала со 110 до 40 долларов за баррель.

Мировые цены на нефть измеряются в долларах, и при падении долларовых цен на нефть (как это было в предыдущие годы) происходит снижение рубля к доллару (девальвация). Поэтому рублевая стоимость цены на нефть падает в значительно меньшей мере, объясняет Александр Сидоров из ИК «Велес Капитал». В итоге рублевая цена на нефть в последние годы сильно не снижалась, а оставалась в районе 3–3,5 тыс. рублей за баррель (только кратковременно снижалась).

То есть когда нефть в долларах в мире упала, то на американских АЗС литр бензина сразу подешевел. В это же время в России нефть в рублях за счет девальвации подешеветь сильно не смогла, и наши автомобилисты изменений за АЗС не заметили. Параллельно накладываются и другие издержки. «Если добавить сюда постоянное повышение акцизов, инфляцию и олигополистическую структуру рынка нефтепродуктов в РФ, то получаем, что возможностей для падения цен на нефтепродукты практически нет», – говорит Сидоров.

Что же изменилось этой весной? Нефть в долларах серьезно выросла, но рубль после новых санкций США девальвировал и укрепляется совсем не так активно, как растет долларовая цена черного золота.

В итоге с апреля нефть в рублях подорожала и теперь приближается к 5 тыс. рублей за баррель. И это удорожание рублевой стоимости нефти давит на себестоимость литра бензина в России.

«Из-за роста мировых цен на нефть и слабого рубля экспортировать нефтепродукты стало гораздо выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Таким образом, рост цен на нефтепродукты внутри страны – это адаптация к внешней конъюнктуре. Внутренние цены стремятся к экспортному паритету», – говорит Сидоров.

Что же будет дальше?

Благодаря росту рублевой цены на нефть в бюджет (и резервы страны) текут дополнительные доходы. В такой ситуации Минфин стал добрей и готов сдержать рост цен на АЗС за счет снижения акцизов. Это обрадует, кстати, не только российских автомобилистов, но и российские авиакомпании вкупе с туристами. А в целом это решение важно для всех россиян, потому что топливо – крайне инфляционный продукт, и рост цен на него способен серьезно разогнать инфляцию. Правительству этого тоже не надо: России важно удержать инфляцию на уровне не выше 4%.

Тем временем Минфин планирует завершить в ТЭК налоговый маневр за шесть лет – снижать на 5% в год экспортную пошлину, что в итоге приведет к ее обнулению к 2024 году (соразмерно поднимут НДПИ), писали «Ведомости» со ссылкой на анонимные источники. Это делается для того, чтобы прибавить бюджету 1–1,6 трлн рублей дохода в зависимости от мировых цен на черное золото. Но появляется другая проблема – в этом случае сырье внутри страны подрастет в цене, то есть будет стоить так же, как и на внешних рынках, говорит Юшков. Иными словами, зависимость литра бензина в России от мировых цен на нефть серьезно увеличится.

Поэтому Минфин и говорит, что надо подумать над некой формулой, чтобы этого избежать.

«Эта формула есть не что иное, как снижение акциза и временный отказ от его дальнейшего повышения – это единственный параметр цены, на который Минфин может напрямую повлиять. Можно попытаться также воздействовать через биржу: обязать продавать на бирже не 10% объема бензина, а 20–25%. Это долгосрочный инструмент с лагом в два–три месяца, но уже к осени рост цен можно было бы остановить», – предлагает Алексей Антонов из «Алор Брокер».

vz.ru

Почему дорожает бензин в России в 2018 а нефть дешевеет?

Меню

X

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Написать комментарий

X

Автовладельцы с ужасом наблюдают сложившуюся картину: цены на бензин не только не снижаются, но и с нового года, снова ожидается повышение стоимости 1 литра. «Почему бездействует Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации?», «Куда смотрит Правительство?» и «Когда все это закончится?» — сетуют недовольные граждане нашей страны.

В данной статье мы разберемся с текущей энергетической ситуацией, а так же сделаем прогноз, какой же стоимости будет автомобильное топливо в грядущем, 2019 году?

С ностальгией о прошлом

Граждане более старшего возраста наверняка ностальгируют о советском времени. Конечно, оно тоже было несовершенно. Но зато товары в СССР славились своим качеством. Так говорят и о бензине. Помимо качественных характеристик автомобильного топлива того времени современные аналитики отмечают и его советскую стоимость. Цены в то время выстраивались не за 1 литр бензин, а за 10. Причем стоял он копейки. В буквальном смысле слова. Заправка автомобиля по стоимости приравнивалась к стоимости пары литров молока. А сейчас…?

Между прочим, за все существование СССР бензин дорожал всего 2-3 раза. В современной же истории, изменение цены на бензин, а если быть точнее, практически постоянное ее увеличение, явление уже устоявшееся. Почему в современной России такая ситуация стала нормой? Корень проблемы стоит в неусовершенствованном регулировании. Подробнее – в следующих пунктах статьи.

Неправильная закономерность

Раньше, когда цены на нефть были дорогими, Правительство нашей необъятной родины утверждало, что именно поэтому у нас в стране такой дорогой бензин. Это и понятно. И даже логично. Ведь в стоимость бензина непосредственно включена стоимость нефти, ее переработка и т.д.

Затем нефть стала дешеветь. Но цены на автомобильное топливо, вслед за ней, дешеветь не стали. Мало того, они вновь стали повышаться. «Где логика?» — спросят читатели. Не все так просто. В сложившейся ситуации возмущенным гражданам нашей страны предложили мыслить шире: то есть, учесть то, что стоимость бензина складывается не только из стоимости нефти, но и других составляющих.

На «Прямой линии с Президентом» несколько лет подряд народ пытался добиться ответа и задавал многочисленные вопросы Главе Государства о том, почему цены на нефть падают, но при этом, бензин не дешевеет, а продолжает дорожать. Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, таким образом обосновывал столь высокую ценовую планку бензина: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес».

То есть, гражданам по всем Федеральным каналам объясняли, что в стоимость бензина входит:

  1. Нефть (не более 15%);
  2. Налоги и акцизы (65%);
  3. Расходы на добычу и переработку, которые, кстати, зависят от курса (оставшиеся 20%).

По факту, оказалось, что количество и стоимость нефти не столь сильно влияет на ценовую политику автомобильного топлива в России.

Хорошо. Тогда разберем самый существенный составляющий фактор – налоги и акцизы. Когда весной 2018 года, произошло максимальное возрастание цены на бензин, Правительство, в качестве сдерживающего фактора решило отменить запланированное повышение акцизов. Рост цен на бензин приостановился. Однако в конце августа стало известно о намерении Правительства повысить акцизы на бензин и дизельное топливо на сумму 2 тысячи 700 рублей и 3тысячи 700 рублей на каждую тонну соответственно. Данное повышение планируется ввести с 1 января 2019 года.

В сравнении с другими странами

Считается, что в «богатых» странах цены на бензин выше, чем в «бедных». На это оказывает влияние и уровень доходов населения, ведь, по законам экономики, все же спрос рождает предложение. Другими факторами, влияющими на уровень мировых цен на бензин, являются: добыча нефти, экспорт/импорт топлива, налоговая нагрузка, субсидии, санкции и т.д.

Почему же бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США? Ведь Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти, а так же по ее экспорту, а вот США, напротив, является одним из ведущих импортеров нефти.

Либералы утверждают, что все дело в конкуренции. Америка конкурентная страна, поэтому там держатся рыночные цены, и маржа, как правило, минимальная.

Причём, в США стоимость бензина очень чутко реагирует на любое изменение стоимости 1 барреля нефти. А в России почему-то все наоборот, поэтому и цены на бензин выше.

В США и в других странах Европы бензин в основном зависит от цен на нефть. «В нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала», – рассуждает главный аналитик «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов.

Для России в целом важна рублевая цена на нефть. Ведь, при падении долларовых цен на нефть, именно рублевая, будет снижаться в значительно меньшей мере.

Глава Российской Федерации в своем интервью признает: «Цена на бензин в США чуть-чуть выше, чем у нас. Однако, там и доходы граждан выше…». «Государство не может субсидировать внутренние цены на бензин в ситуации ползучего курсового снижения рубля» — комментирует эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Российский политический и государственный деятель Борис Ефимович Немцов часто негативно высказывался об экономическом строе России. Немцов считал, что главной причиной постоянного подорожания бензина является недостаточно развитая антимонопольная политика. Вот что говорил по этому поводу Борис Ефимович: «Происходит это ровно из-за того, что основа русского капитализма — монополия. Причем во всех сферах жизни: начиная от «Газпрома» и заканчивая, например, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и так далее… Россия — крупнейший производитель нефти, в то же время наш бензин дороже, чем в США…».

Не только пособия: на что еще могут рассчитывать безработные

Дела насущные

Правительство не остается в стороне от обсуждений насущных проблем, и идет на контакт с Федеральными средствами массовой информации. В последних числах октября текущего года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал указание о заморозке цен на бензин.

Медведев поручил Министру регионального развития Российской Федерации Дмитрию Козаку проконсультироваться с нефтяными компаниями.

Вагит Юсуфович Алекперов, Генеральный директор ПАО «Лукойл», в одном их своих интервью, на петербуржском экономическом форуме признался, что «Сегодня Компания несет убытки на розничном рынке». Козак же в свою очередь считает жалобы компаний о недополучении прибыли недопустимыми. Соглашение с нефтяниками о стабилизации ситуации подписано сроком до 31 марта 2019 года.

Эксперты и аналитики твердо уверены, что для выхода из напряженной ситуации на топливном рынке, Правительству Российской Федерации, в первую очередь, необходимо решить проблему объемов экспорта.

Глава Правительства уже рассматривает инициативу юридически обязать все российские нефтяные компании и независимые НПЗ (Нефтеперерабатывающие заводы России) поставлять на внутренний рынок определенное минимальное количество топлива. Министр энергетики Российской Федерации, Дмитрий Новак, так комментирует новые обязательства нефтяных компаний: «Договоренность включает обеспечение производства на уровне не менее чем дополнительно 3% к уровню прошлого года соответствующего календарного месяца».

Если договориться о стабилизации ситуации (сдерживании цен) не получится, Дмитрий Медведев будет вынужден принять решение о вводе запретительных пошлин на экспорт нефти. Однако же аналитики считают, что такие меры непосредственно пагубно отразятся на заправках. В регионах, ввиду последних новостей, уже пошли слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте.

Несмотря на то, что цены на бензин, по официальным статистическим данным, не менялись уже с мая месяца текущего года, их планка существенно высока для обывателей с низким доходом. Павел Филипченко, Президент Амурского топливного Союза высказывается о розничных ценах на бензин: «У независимых автозаправочных станций своих собственных заводов нет, поэтому розничные цены, которые потребители видят на сегодняшний день, складываются таким образом по причине высокой планки оптовых цен. Независимые участники просто вынуждены устанавливать розницу исходя из закупа».

Российская нефтегазовая компания «Роснефть» так же принимает активное участие в обсуждении насущных проблем. Так, в первых числах ноября «НК Роснефть» направила Правительству ряд предложений по стабилизации ситуации на энергетическом рынке страны. При чем, в письме четко указано, что компания неукоснительно придерживается договоренности по удерживанию цен на розницу на уровне 30 мая 2018 года.

По официальным данным, «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего розничного рынка топливом и перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, по итогам октября 2018 года было реализовано:

  • Бензина – 19% от общего производства (при нормативе 10%!);
  • Дизельного топлива – 8% от совокупного производства (при нормативе 5%!)

Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?

Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации в 2018 году тщательно занялась проверкой ценообразования литра бензина.

С какого возраста можно оформлять пластиковую карту?

Из публичных официальных данных, действительно, можно констатировать факт, что многие российские компании в данный момент нацелены на экспорт автомобильного топлива. Получается, что количества бензина на внутреннем рынке становится меньше. Придерживаясь такой тенденции, соответственно, цены будут расти постоянно.

Эксперты уверены, что правительство вновь допустит рост цен на бензин, как минимум, в размере инфляции. На такие доводы Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак парирует тем, что, возможно, повышение и будет, но только лишь в рамках инфляционных показателей, а именно, не более 4-4,6% в год.

Спикер верхней Палаты, Валентина Матвиенко уверена, в условиях, когда рост цен на бензин будет обгонять инфляцию, нужно будет действовать оперативно и жестко. В своем выступлении в Совете Федерации она была возмущена: «Какое сельское хозяйство у нас будет развиваться, если в Забайкалье рост цен за год составил 128,9%? А ведь там в данный момент и так непростая экономическая ситуация…».

Несмотря на то, что Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации утверждает, что полностью контролируют ситуацию, российский топливный союз опасается очередных изменений, и прогнозирует очередной рост цен на бензин с января 2019 года. Аналитики предполагают, что повышение может составить до 10%. На такой скачок роста однозначно повлияет увеличение акцизов.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО НК «Роснефть» комментирует сложившуюся ситуацию так: «Сейчас до 70% цены составляют налоги. Я хочу напомнить, что сейчас акцизы повысились на 7%. Поэтому практически все компании максимизируют экспорт. Хочу заметить, что «Роснефть» этого практически не делает!». Глава Компании считает, что бензин перестанет дорожать в том случае, если все российские нефтяные компании станут перерабатывать в России минимум 17,5% добытой ими нефти. Леонтьев считает, что именно такого объема хватит, чтобы рынок «насытился» топливом.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, весьма четко высказывает свою позицию по этому поводу: «Цена бензина будет расти и далее, если в Налоговом Законодательстве Российской Федерации в ближайшем времени не произойдет никаких существенных изменений».

А директор центра политической информации, Алексей Мухин, уверен, что «Правительство само дает повод для критики. Однозначно, повышение акцизов повлечет за собой рост цен на бензин». Вообще многие эксперты задаются вопросом, для чего повышать акцизы при явном профиците бюджета?

Итак, исходя из массовых оценок эксертов, следует сделать неутешительный вывод о том, что в новом году россиян все-таки ждет очередное повышение цен на бензин. Козак уже не раз допускал такую мысль в своих интервью на Федеральном Канале. Только вот в каком размере будет увеличение? Народ надеется, что оно хотя бы не превысит инфляцию. Ведь в противном случае некоторым гражданам просто, в буквальном смысле, придется отказаться «от руля».

редактура, графическое и текстовое оформление: Мацун Артём Вам также будет интересно:

  • Ждём вас:

Бензин в России очень сильно дорожает. На самом деле нет — Meduza

За последний месяц бензин на российских АЗС подорожал в среднем на два рубля. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, правительство решило снизить акцизы на топливо. При этом вице-премьер Дмитрий Козак предупредил, что снижения цен все равно не будет — принятых мер хватит лишь на то, чтобы замедлить их рост. В России широко распространено мнение, что цены на бензин растут постоянно, стремительно и абсолютно безо всякой логики — и это в стране, которая, наряду с США и Саудовской Аравией, добывает нефти больше всех в мире. На самом деле, все сложнее.

Бензин все время дорожает. Хотя при низких ценах на нефть должен дешеветь

На самом деле нет. Стоимость нефти — далеко не главный фактор, который влияет на итоговую цену бензина на заправке. Она складывается из себестоимости добычи, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизов и расходов на переработку и транспортировку. Помимо них еще есть НДС, затраты на содержание автозаправок и прибыль, которую должны получить все в цепочке от производителя до владельца АЗС. Из всех этих слагаемых от цены на нефть зависит НДПИ, причем лишь косвенно, потому что ставка этого налога рассчитывается по специальной сложной формуле, которая, помимо котировок на нефтяных рынках, включает в себя курс доллара и другие параметры.

Средства от нефтегазовых компаний — важнейшая часть российского бюджета. В периоды низких цен на нефть власти повышают акцизы, чтобы компенсировать нехватку доходов, и из-за этого бензин дорожает. То есть зависимость между ценами на нефть и бензином теоретически может быть даже обратной.

Литр АИ-95 уже 44 рубля! Бензин в России дорожает очень быстро

Другой пример: за последние два года бензин подорожал на 13% (при накопленной инфляции около 8%), хотя цена на нефть в этот период подскочила с 45 до 70 долларов за баррель — более чем в полтора раза. На протяжении всего этого периода цены на бензин росли непрерывно и практически линейно, в то время как нефть то дорожала, то дешевела, то снова дорожала.

Во всех странах, где добывается нефть, бензин дешевый. Хорошо бы, чтобы в России было так же

На самом деле нет. Есть много нефтедобывающих стран, где бензин дороже, чем в России. Например, в Канаде и Бразилии — странах, которые входят в десятку крупнейших нефтедобытчиков, — бензин сейчас стоит примерно 1,10-1,20 доллара за литр, в Мексике — доллар за литр. А в Норвегии, которая добывает нефти лишь в шесть раз меньше, чем Россия (при меньшем в 28 раз населении), цена вообще достигает почти 2 долларов за литр — это один из самых высоких показателей в мире.

В других нефтедобывающих странах бензин действительно стоит дешевле, чем в России — например, в Иране, Кувейте или Казахстане цена литра бензина может быть и 50, и даже 30 центов. Но не факт, что это хорошо для жителей этих стран. Дело в том, что такая низкая цена обеспечивается тем, что правительства держат низкие ставки акцизов и напрямую субсидируют отрасль. Получается, что дешевый бензин обеспечивается за счет средств всех налогоплательщиков, даже тех, у кого, например, нет автомобиля.

Искусственное занижение цен часто приводит к ситуациям, когда бензин вдруг начинает резко дорожать. Например, в Венесуэле цены на бензин не повышались 20 лет (и были самыми низкими в мире), а когда несколько лет назад в стране начался кризис, подскочили сразу в 60 раз. В Туркмении за последние 10 лет стоимость бензина выросла в 20 раз.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf