Подшипник ступицы переднего колеса (ступичный подшипник – далее «СП») – входит в состав рулевого управления, подвески, тормозной системы автомобиля. Вместе со ступицей образуют узел, соединяющий ось, поворотный кулак, колесо. Подшипник запрессован в ступицу, которая или запрессована в гнездо кулака, или соединена с ним через фланец. Такая сборка образует единый корпус.
Новые автомобили снабжены неразборным ступичным подшипником. Заводская сборка гарантирует срок службы ступичного узла без замены 100 000 км, даже больше.
Подшипники ступицы в сборе для автомобильных колес состоят из опорных колец, тел качения и сепараторов, и схожи со стандартными подшипниками качения. Производители, данные детали именуют так:
ПОДШИПНИКИ СТУПИЧНЫХ УЗЛОВ
Ступичные узлы первого поколения (HUB I), второго поколения (HUB II), и третьего поколения (HUB III) отличаются друг от друга по используемым в них подшипникам и периферийным компонентам.
Кроме того, их конструкции классифицируются по условиям работы (вращение по наружному или внутреннему кольцу) и расположению компонентов (для ведущих или не ведущих колес). Кроме того эксплуатируются и производится автомобили со ступичными узлами, состоящие из двух однорядных подшипников, но об этом будет рассказано далее.
Ступицы переднего колеса имеют разные типы подшипниковых узлов. Рассмотрим конструкцию, где внешняя обойма является общей для каждого из рядов подшипникового блока (ролики, или шарики), а внутренняя разделена на 2-части.
Тип необслуживаемого подшипника ступицы переднего колеса исключил регулярную смазку и регулировку люфта. Заводские уплотнительные кольца герметизируют сепаратор, шарики от попадания грязи, пыли, воды. Есть со встроенными кольцами ABS и без них. Фото 1.
Сборка состоит: из общей наружной обоймы, двух отдельных внутренних обойм с сепараторами. В комплект запасных частей входит:
Типовая схема установки и расположения на примере ВАЗ 2110
Встречается на передних колесах автомобилей ВАЗ, УАЗ Патриот, старых моделях Фиат. Используются на заднепроходных авто с небольшим крутящим моментом на оси. Они относятся к обслуживаемым подшипникам, требуется периодической регулировке и смазке.
Схема расположения деталей поворотного кулака на примере ВАЗ 2107
У современных автомобилей ступичный подшипник необслуживаемый. Внутренняя и внешние обоймы находятся в корпусе ступицы, интегрированы во фланцы. Один крепится к кулаку, на второй надевают тормозной диск и колесные болты. Фото 3.
Эта конструкция используется как для ведомых, так и для не ведомых колес. Внимание! В случае применения с приводным колесом внутреннее кольцо (обойма) имеет шлицы для включения приводного вала.
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
Типовая схема установка и расположения на примере Шевроле Круз:
Определять неисправность необходимо в гараже и на вывешенных колесах по следующей методике:
Проектируя автомобиль, производители подбирают ступичные подшипники, соответствующие осевым и радиальным нагрузкам, превышать которые не рекомендуется.
Рассмотренные выше конструкции ступичных подшипников установлены на передние оси и имеют в зависимости от конфигурации узла, имеют различную технологию замены.
Так же имеются несколько методик ремонта:
ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:
На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:
Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!
В данной статье для примера взят автомобиль Ауди 80. Рассмотрим процесс ремонта с помощью пресса и съемника, со снятием стойки и без снятия.
Требуемые инструменты для замены:
Такой способ применяют чаще специализированные автосервисы. Если хотите сэкономить, то есть услуга сборки и разборки отдельных узлов и агрегатов. Вы можете доставить проблемный узел и выполнить ремонт, обойдется дешевле, а затем самостоятельно установите на свой автомобиль. Есть дешевые винтовые съемники их можно купить или сделать самостоятельно. Далее рассмотрим процесс ремонта со съемником.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Все конструкции СП имеют основные размеры, по которым их можно идентифицировать типоразмер для подбора и идентификации. В таблицах и эскизах представлены два основных типоразмера деталей, приведены параметры и их расшифровка
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | B | Ширина наружного кольца (мм) |
4 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
5 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
6 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
7 | ℓ | Расстояние между точками Приложения нагрузки (мм) |
8 | m | Приблизительная масса (кг) |
9 | Ga | Осевой зазор (мм) |
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | Dw | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | Df | Наружный диаметр фланца (мм) |
4 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
5 | Bi | Ширина наружного кольца (мм) |
6 | Pb | Диаметр окружности центровых отверстий болтов на фланце (мм) |
7 | Ba | Ширина наружного кольца с фланцем (мм) |
8 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
9 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
10 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной (мм)внутреннего кольца фаски |
11 | ℓ | Расстояние между точками приложения нагрузки (мм) |
12 | m | Приблизительная масса (кг) |
13 | Количество болтов в фланце наружного кольца (шт) | |
14 | Ga | Осевой зазор (мм) |
Большая часть зарубежных производителей используют собственные обозначения для СП, которые классифицируют габаритные размеры, типы и коды спецификации. Ниже приведены примеры таких обозначений от компании NSK:
256908ЕС17 - Радиально-упорный шарикоподшипник
Предназначен различной сельскохозяйственной техники отечественного производства (в том числе современной). В прошлом устанавливался на автомобили «Москвич».
Так же следует отметить, что на рынке автозапчастей используется каталожные номера деталей, в том числе подшипниковых узлов. Все узлы и детали в автомобиле нумеруются на заводе изготовителе, поэтому зачастую в каталогах и интернет-магазинах автозапчастей используют поиск запчастей по ВИН номеру автомобиля.
На представленной ниже фотографии показан шарикоподшипник для автомобилей семейства LADA KALINA и SAMARA. Как видите, на упаковке обозначены номера детали из спецификации завода производителя автомобиля (АВТОВАЗ), но на самом деле внутри лежит шарикоподшипник с маркировкой по ГОСТу 6-256707 (см. маркировку на фото).
Выбирая производителей, обратите внимание на комплектацию запасных деталей. Колесные болты, ступичные гайки подвержены высоким нагрузкам, износу резьбы.
Ремкомплект внутренней и наружной опоры переднего ступичного узла автомобилей ВАЗ помимо необходимых однорядных конических роликоподшипников, обойм, колец, сальников, гаек, поставляет потребителю еще и смазку.
Гайки бывают с левой и правой резьбой. На левую сторону ставят правую гайку с левой резьбой, а на правую сторону – наоборот.
В ремкомплект передней ступицы, как правило, входят:
Проверяйте комплектацию, особое внимание обращайте на качество сальников (уплотнений). Именно из-за них происходит утечка масла и попадание воды, пыли, грязи.
RareMax AF-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
6459 Grease N | Showa Shell Sekiyu, K.K. | Карбамид | Минеральное масло |
Pyronoc Universal N-6C | Nisseki Mitsubishi Oil Corporation | Карбамид | Минеральное масло |
HB-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
Ronex MP | Exxon/Mobil | Литий | Минеральное масло |
В данной статье Вы ознакомились с передними СП, их применением и конструктивными исполнением. В материале описана типовая инструкция по замене и ремонту ступичного узла, так же даны ссылки на статьи по замене СП на конкретных моделях автомобилей.
Из изученного материала можно сделать вывод: для правильного выполнения замены ступичного узла не обязательно обращаться к механику или в автосервис, достаточно изучить вопрос самостоятельно и произвести ремонт без траты денежных средств.
На нашем сайте имеется много полезной информации по данной теме:
Подшипник ступицы — это центральный элемент ходовой части, от которого зависит как работоспособность автомобиля, так и безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Выход из строя (износ) любого из подшипников приводит к тому, что автомобиль становится неуправляемым. Ступицы колес должны быть исправными, а контроль состояния этих элементов — регулярным.
Ступица – главная часть кружащейся детали с отверстием для нанизывания на вал или ось. Ее можно сцепить с ободом колеса, с диском или спицами. В отверстие внутри детали впрессовываются ступичные элементы. Для придания механизму надежности и прочности, ступицу делают в 1,5-2 раза больше по диаметру, чем внутреннее отверстие. Визуально в этом можно удостовериться, увидев саму деталь машины.
По своему назначению ступица – это подвесочный элемент транспортного средства, совершающий вращения. К нему присоединены колеса. Если они ведущие, то ступица будет еще и трансмиссионным элементом. Еще элемент может быть соединен с тормозами и фланцами полуосей. Ступица не только предназначена для крепления с колесами, она еще позволяет им совершать вращательные движения. Тормозная система автомобиля тоже тесно взаимосвязана с этой деталью.
В основном ступицу изготавливают из разных сортов стали и чугуна. В передней и задней ступице используются радиально-упорные подшипники шарообразной формы. Ступицу меняют крайне редко. В основном любые неприятные стуки, указывающие на проблему со ступичным узлом, заканчиваются заменой ступичного подшипника, за исключением когда ступица идет в сборе и является не разборной. После замены ступицы обратите внимание на состояние рычагов подвески.
Передняя подвеска автомобиля выполняет огромное количество функций, основная из них — обеспечение управляемости автомобилем. Для надёжности между осью поворотного кулака и ступицей устанавливают по два подшипника. Они могут отличаться по размерам, но обязательно имеют конусную форму.
Закрепляются они на оси упорной шайбой и гайкой. Чем сильнее затягивать гайку, тем плотнее будут прижиматься ролики. Это даёт возможность очень точно проводить регулировку для исключения люфта.
Для водителя существует один не очень удобный фактор при эксплуатации автомобиля. Из-за отсутствия штатной защиты и возможности загрязнения при нарушении целостности сальника подшипник ступицы колеса требует постоянного внимания.
Очень часто смазочный материал вытекает от высокой температуры или вымывается при частом взаимодействии автомобиля с водой. Соответственно, в корпус ступицы попадает дорожная пыль и песок. Абразивный мусор приводит к износу деталей, которые придётся обязательно менять.
Строение ступичного подшипника колеса. Подшипник ступицы состоит из двух колец (внешнего и внутреннего), сепаратора и тела качения. Последний элемент зависит от конфигурации и устройства машины. На ведомых осях обычно используются конические однорядные подшипники.
Главное достоинство этих элементов – небольшой размер и большой срок эксплуатации. Но они нуждаются в качественном монтаже и регулировке через определенное время. Если этого не сделать, подшипник может перестать быть работоспособным.
Для ведущих осей применяются двухрядные конические подшипники или радиально-упорные элементы в форме шарика. Двухрядные детали очень похожи на своих коллег с ведомых осей. Но кроме сходства по внешнему виду они могут выдерживать нагрузку в 2 раза больше. Закрытая конструкция подшипников способствует тому, что деталь можно использовать, пока она полностью не износится. Радиально-упорные подшипники могут в одно время выдерживать радиальную и осевую нагрузки.
Среди огромного количества видов для ходовой части выбраны подшипники качения. В ходе продолжительных испытаний выяснилось, что именно этот тип обеспечивает наименьшее сопротивление вращению. В зависимости от марки и модели автомобиля в конструкции ходовой части могут быть использованы такие детали:
- радиальные шариковые;
- радиальные роликовые;
- радиально-упорные (конические) роликовые.
Подшипники могут иметь различную конструкцию. В классической компоновке¸ когда передняя подвеска является независимой, а задний мост ведущим, на каждой передней ступице устанавливают по два конических подшипника, а на задних по одному радиальному (чаще это роликовые или двухрядные шариковые.
Ключевой момент в обеспечении их работоспособности — это смазка. Радиальные подшипники изготавливаются с двухсторонней защитой. На заводе изготовителе они закрываются пластиковыми кольцами-пыльниками.
Естественно, внутрь корпуса закладывается смазочный материал, которого хватает на весь срок эксплуатации. Многие производители запрещают вскрывать свои изделия и производить замену смазки. В этом случае не гарантируется герметичность пыльников. Подшипник ступицы переднего колеса упорный и состоит из трёх отдельных частей: внутренней и внешней обоймы и кассеты с роликами. Они при установке промываются и смазываются смазкой типа «Литол», а защищаются сальниками, которые монтируются на ступицу отдельно.
Подшипник является такой деталью транспортного средства, которая не подлежит ремонту. Его следует незамедлительно менять при выходе из строя. О том, что замена этого элемента действительно необходима, свидетельствуют следующие симптомы:
- высокий уровень нагрева ступицы либо люфт колеса;
- монотонный гул в процессе движения, отмечаемый в области передних колес.
Замена подшипников упорного типа осуществляется при помощи выпрессовок специального вида, которые позволяют относительно легко вытащить вышедший из строя элемент из гнезда.
Категорически не рекомендуется использовать молоток для удаления подшипников, так как данный «народный способ» способен стать причиной деформации мест их посадки в ступице. Кроме того, нужно тщательно очистить эти самые посадочные места от смазочных материалов, ржавчины и грязи перед тем, как установить в них новые элементы.
1. Ставим автомобиль «на ручник» и первую передачу. Устанавливаем под задние колеса антипокатные упоры.
2. Отпускаем колесные болты и ключом на «30» откручиваем гайку подшипника ступицы (если на автомобиле стоят легкосплавные диски, то тогда сначала придется снять колесо, попросить помощника нажать на педаль тормоза и открутить гайку ступицы).
3. Отверткой отжимаем суппорт и ключом откручиваем суппорт от поворотного кулака. Подвязываем суппорт, для того чтобы он не висел на тормозном шланге. Откручиваем тормозной диск от ступицы.
Дальнейшая работа может пойти по одному из трех вариантов:
Первый, замена подшипника, с использованием съемника, не снимая поворотный кулак с автомобиля. Второй, снятие поворотного кулака с автомобиля и дальнейшая замена подшипника уже на верстаке, при помощи съемника и тисков. И третий способ, снятие стойки целиком и последующей замены подшипника в тисках. Каждый из возможных способов имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Например, подробней рассмотрим первый способ: замена подшипника ступицы не снимая поворотный кулак с автомобиля, хороша тем, что не приходится трогать болт регулировки развала. Но его минус заключается в неудобной работе, и заменить подшипник без смотровой ямы или подъемника будет довольно проблематично. Так выбивать ступицу и выпрессовывать/запрессовывать подшипник в данном положении очень не удобно.
Второй способ: заменить подшипник значительно легче и удобней, но появляется загвоздка в нарушение регулировки развала автомобиля. Перед откручиванием болтов крепления поворотного кулака к стойке, ставить две метки. Одной меткой метим положение регулировочного болта к стойке , а второй меткой положение поворотного кулака к стойке. При сборке добиваемся совпадения этих меток. Возможно, первоначальной точности добиться и не получиться, но и погрешность будет минимальна. Этот способ 100% подойдет тем, кто меняет не только один подшипник ступицы, но и проводит сразу остальной ремонт ходовой (замена шаровых опор, сайлентблоков рычагов, рулевых наконечников и т.д.).
Третий способ, самый трудоемкий. Чтобы снять стойку, придется распрессовать рулевой наконечник, и открутить гайки крепления верхней опоры к кузову. И после этого, на снятой с автомобиля стойке, заменить подшипник. Не много тяжелей и дольше, но… Это способ отлично подойдет тем кому не подошел ни первый, ни второй способ. В нашем случае, работа будет проводиться по второму варианту.
4. Устанавливаем метки. Откручиваем и выбиваем, мягкой наставкой, болты крепежа поворотного кулака к стойке. Откручиваем два болта крепежа нижней шаровой опоры к поворотному кулаку. И снимаем поворотный кулак.
5. Дальше, наставкой подходящего диаметра выбиваем ступицу с подшипника. Снимаем стопорное кольцо. Устанавливаем съемник в тиски и выпрессовываем подшипник. Очищаем и смазываем посадочное место подшипника в поворотном кулаке. Запрессовываем подшипник. Устанавливаем стопорное кольцо. Поворотный кулак с подшипником устанавливаем на ступицу и оправкой подходящего диаметра (усилие должно прилагаться к внутренней обойме подшипника) забиваем до упора.
Последующую сборку проводим в обратной последовательности. После затяжки гайки подшипника ступицы, не забываем примять бортик гайки.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Начало здесь ( левая сторона )
Не первый раз слышу плохие отзывы о Краснодарских сервисах и в этот раз увидел сам как была произведена работа по замене ступичного подшипника при пробеге 100т.км
Снял всё без проблем, выпрессовал ступицу с цапфы, одна обойма внутренняя на ступице, остальные в цапфе .
В цапфе снимаем сальник, стопорное кольцо и выпрессовываем внешние обоймы подшипника, а вот на ступице разглядев по ближе и внимательно увидел большое количество накерненных краторов по кругу, возмущён до безобразия ( было много фольклорного жанра ), сальник был так же повреждён, смазка ржавая от воды.
Начал снимать да не тут то было, первый съёмник сломал, вторым сдёрнул на половину, вспомнил, что у меня есть свежая цапфа в сборе от Легаси БГ турбо, достаю выпрессовываю ступицу ( как новая ), счастью нет предела собираю всё на место!
Ура, хорошо когда есть загашник ))) выезжаем тишина спереди!
Поехал в Краснодар, на больших скоростях еле слышно, что сзади ступичные подшипники начинают тоже подвывать, я не расстраиваюсь, пришло время, заменим!
руки отбить кривожопым и тупым
этот съёмник сломал, такой хороший был.
контракт пробег 70т.км
выпрессовывал внешнюю обойму подшипника, два домкрата 8 и 5 тон
Цена вопроса: 1 050 ₽ Пробег: 167900 км
Начало здесь ( левая сторона )
Не первый раз слышу плохие отзывы о Краснодарских сервисах и в этот раз увидел сам как была произведена работа по замене ступичного подшипника при пробеге 100т.км
Снял всё без проблем, выпрессовал ступицу с цапфы, одна обойма внутренняя на ступице, остальные в цапфе .
В цапфе снимаем сальник, стопорное кольцо и выпрессовываем внешние обоймы подшипника, а вот на ступице разглядев по ближе и внимательно увидел большое количество накерненных краторов по кругу, возмущён до безобразия ( было много фольклорного жанра ), сальник был так же повреждён, смазка ржавая от воды.
Начал снимать да не тут то было, первый съёмник сломал, вторым сдёрнул на половину, вспомнил, что у меня есть свежая цапфа в сборе от Легаси БГ турбо, достаю выпрессовываю ступицу ( как новая ), счастью нет предела собираю всё на место!
Ура, хорошо когда есть загашник ))) выезжаем тишина спереди!
Поехал в Краснодар, на больших скоростях еле слышно, что сзади ступичные подшипники начинают тоже подвывать, я не расстраиваюсь, пришло время, заменим!
руки отбить кривожопым и тупым
этот съёмник сломал, такой хороший был.
контракт пробег 70т.км
выпрессовывал внешнюю обойму подшипника, два домкрата 8 и 5 тон
Цена вопроса: 1 050 ₽ Пробег: 167900 км
йПодшипник ступицы переднего колеса представляет собой ключевой узел ходовой части транспортного средства. От него зависит безопасность людей в автомобиле, а также его работоспособность.
Передняя подвеска автомобиля отвечает за управляемость машины и выполняет большое число других не менее важных функций.
Чтобы она работала максимально качественно и надежно, между ступицей и осью кулака (поворотного) монтируются подшипники, имеющие вид конуса. По геометрическим размерам они могут различаться, а вот их форма всегда остается неизменной.
На оси подшипники между указанными элементами крепятся при помощи гайки и упорной шайбы. Уровень прижима роликов корректируется силой затягивания гайки. Прижим будет тем плотнее, чем сильнее закручивают гайку. За счет этого можно по-настоящему точно осуществлять операцию регулировки описываемого узла авто, что гарантирует отсутствие малейшего люфта.
В случае износа или полного выхода из строя подшипников водитель теряет контроль над автомобилем. К чему способна привести подобная ситуация во время движения по дорогам, думается, говорить не нужно. А значит, любой автомобилист обязан регулярно проверять на исправность ступицы колес и все элементы, из коих они состоят.
Минимальным сопротивлением вращению, как показали многочисленные испытания, проводимые специалистами известных автопроизводителей, характеризуется подшипники качения. Именно их и устанавливают на ходовую часть машин разных моделей и марок.
Каждый производитель монтирует на свои автодетища один из трех видов подшипников качения:
На машинах с ведущим задним мостом и независимой передней подвеской (это самый распространенный вид компоновки современного транспортного средства) на передней ступице монтируют по два подшипника конической формы. А на задней ступице устанавливают шариковые либо роликовые элементы.
Стабильное функционирование всех указанных подшипников зависит от их смазки. С задними подшипниками радиального типа у водителей, как правило, проблем не возникает. Смазочный материал, который закладывается в них, надежно защищается с двух сторон специальными пыльниками-кольцами. Если автолюбитель не пытается самостоятельно менять смазку, разбирая эти конструкции, смазки хватает на все время их эксплуатации.
А вот с подшипниками переднего колеса не все так гладко. Они выполнены из трех компонентов: кассеты, в которой размещаются ролики, а также внешней и внутренней обоймы. Их обрабатывают «Литолом» перед монтажом на ступицу, а затем защищают их сальниками, устанавливаемыми отдельно. Озвученная конструкция не может полностью предохранить ступицу от загрязнения, поэтому за данным узлом авто нужно следить постоянно.
Подшипник является такой деталью транспортного средства, которая не подлежит ремонту. Его следует незамедлительно менять при выходе из строя. О том, что замена этого элемента действительно необходима, свидетельствуют следующие симптомы:
Замена подшипников упорного типа осуществляется при помощи выпрессовок специального вида, которые позволяют относительно легко вытащить вышедший из строя элемент из гнезда. Категорически не рекомендуется использовать молоток для удаления подшипников, так как данный «народный способ» способен стать причиной деформации мест их посадки в ступице. Кроме того, нужно тщательно очистить эти самые посадочные места от смазочных материалов, ржавчины и грязи перед тем, как установить в них новые элементы.