logo1

logoT

 

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств


Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств: порядок проведения

Многие компании, специализирующиеся на разных перевозках, которые могут быть пассажирскими или грузовыми, должны учитывать некоторые требования к своей деятельности. Сюда относится необходимость проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оценки состояния непосредственных водителей. С помощью таких процессов можно быть уверенным, что используемые автомобили и привлекаемые для работы водители идеально подходят для этой деятельности.

Понятие проверки

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств представлен процедурой оценки автомобиля. В этом случае собственник и водитель автомобиля будут уверены, что на дороге не возникнут какие-либо непредвиденные проблемы и будет исключена опасность для водителя и пассажиров. Если же возникнет ДТП на дороге, во время анализа которого будет установлено, что причиной является плохое состояние автомобиля, то владелец бизнеса может привлекаться к уголовной ответственности.

В судебной практике часто встречаются ситуации, когда родственники погибших или пострадавших в результате дорожного происшествия подавали иски на водителей или собственников автомобилей, используемых в плохом техническом состоянии. Это приводит к тому, что компании, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках, терпят значительные убытки, а также теряют свою положительную деловую репутацию.

Правила реализации

Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств требуется перед непосредственной поездкой. Процедура осуществляется утром или вечером, в зависимости от того, когда именно планируется рейс. Для этого приглашается штатный или сторонний инженер-механик. После проведения предрейсового технического контроля транспортных средств вносится нужная информация в путевой лист, который далее передается водителю.

Путевой лист должен формироваться заранее. Если после осмотра машины выявляется, что в ней отсутствуют какие-либо проблемы и нарушения, то в документе ставится соответствующий штамп. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств позволяет убедиться, что авто действительно готово к предстоящей длительной поездке.

Обязателен ли контроль?

Такая проверка является обязательной, что прописывается в ФЗ № 196. Но это относится к ИП или компаниям, а не к физическим лицам, поэтому проводится процедура по отношению к автомобилям, предназначенным для коммерческих поездок, в результате которых собственник бизнеса получает определенную прибыль.

Иногда владельцы компаний стараются получить максимальную прибыль, не учитывая требования законодательства, что часто приводит к плачевным последствиям.

Для каких автомобилей проводится?

Обязателен предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств для всех машин, которые используются в коммерческой деятельности ИП или фирм. К ним относится:

  • такси;
  • грузовики, используемые для перемещения разных грузов между городами или странами;
  • трамваи, троллейбусы, автобусы или другие виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров в городе или между разными регионами.

Владельцы данных автомобилей должны быть уверены, что во время передвижения по дорогам не будут возникать какие-либо аварийные ситуации, причиной которых является плохое состояние ТС.

Основной целью проведения такой проверки выступает получение информации о техническом состоянии автомобиля. На основании этой процедуры ставится отметка в специальном журнале и путевом листе.

С помощью ежедневного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств обеспечивается безопасность на дорогах. Это обусловлено тем, что транспорт, используемый для коммерческих целей, применяется практически каждый день, поэтому его износ является ускоренным. Выход из строя какого-либо важного узла автомобиля может стать причиной серьезной аварии на дороге.

Кем проводится?

Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является обязанностью непосредственного владельца коммерческого транспорта. Для этого в штат компании включается инженер-механик, а также допускается заключать отдельное соглашение с какой-либо другой организацией, предлагающей услуги по проведению техосмотра.

Выполняется процесс исключительно механиком, обладающим специальным сертификатом. Он представлен аттестацией транспортной инспекции. В должностной инструкции специалиста указывается, что в его обязанности входит ежедневный выпуск автомобилей на линию.

В крупных компаниях инженеры-механики являются штатными сотрудниками. Обычно нанимается примерно 3 специалиста, которые работают посменно. Если же организация является небольшой, то составляется договор с другой организацией на проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Договор содержит основную информацию о сотрудничестве двух компаний. Обращаться следует в специальные сервисные центры, оснащенные необходимым оборудованием для осуществления техосмотра.

Если привлекаются для осмотра сторонние сотрудники, то именно они несут ответственность за состояние авто.

Какие требования предъявляются к специалисту?

Проводить предрейсовый контроль транспортного средства должен исключительно профессионал, обладающий необходимой квалификацией, опытом и навыками. Поэтому к инженеру-механику предъявляются следующие требования:

  • если он является штатным сотрудником, то назначается исключительно приказом руководства компании;
  • контролер обязан пройти специальную аттестацию в транспортной инспекции;
  • аттестация может быть пройдена исключительно механиком, обладающим соответствующим образованием, которое может быть высшим или средним специальным;
  • другим важным требованием выступает наличие оптимального стажа, так как в должности механика гражданин должен проработать минимально один год.

Чтобы назначить конкретного специалиста ответственным за предрейсовый контроль, в компании руководителем издается соответствующий приказ. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться исключительно назначенными работниками. В ином случае результате процедуры легко признаются недействительными.

Какие знания должны иметься у контролера?

Назначается для проведения процесса только специалист, обладающий многочисленными знаниями и умениями. Он должен иметь опыт работы, а также обязан пройти соответствующее обучение. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится только специалистом, обладающим знаниями о:

  • нормативных актах, имеющих отношение к обслуживанию ТС;
  • технических параметрах различных машин;
  • правилах их эксплуатации;
  • особенностях устройства многочисленных узлов ТС;
  • правилах пожарной безопасности;
  • законах, относящихся к автомобилям и охране труда.

Инженер-механик должен знать, в чем именно заключается техосмотр. Только при наличии всех вышеуказанных профессиональных умений может конкретный специалист допускаться до проведения техосмотра. Если в компании, занимающейся перевозками, отсутствует необходимый работник, то допускается привлекать стороннего специалиста, для чего заключается официальный контракт с какой-либо сервисной организацией.

Контроль должен проводиться ежедневно, причем для этого может использоваться помещение, имеющееся у заказчика или исполнителя. Для крупных компаний нецелесообразно пользоваться услугами сторонних предприятий, поэтому они обычно самостоятельно оборудуют помещение для проведения ежедневного техосмотра.

На основании проведенного техосмотра инженером-механиком должны подготавливаться определенные документы. Поэтому после этого процесса должна иметься в компании следующая документация:

  • путевой лист, в котором имеется отметка о пройденном техосмотре;
  • отметка в специальном журнале.

Компании, занимающиеся перевозками грузов или пассажиров, должны вести специальный журнал предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. В нем содержатся следующие данные:

  • для каких автомобилей проводился техосмотр;
  • дата и время выполнения процесса;
  • полученные результаты;
  • выявленные недостатки и проблемы;
  • подпись инженера-механика, занимающегося данным процессом.

Данный документ может проверяться разными государственными инстанциями.

Какие сведения вносятся в путевой лист?

Этот документ является обязательным для каждого автомобиля, используемого компаниями для пассажирских или грузовых перевозок. Он выдается на каждое ТС, а также действителен в течение одного дня или месяца.

Если один автомобиль используется в течение нескольких смен двумя или тремя водителями, то для каждого гражданина формируется отдельный листок. Они обязательно фиксируются в специальном журнале регистрации. Все бумаги, относящиеся к проведению техосмотра автомобилей, должны храниться в компаниях не меньше пяти лет.

В путевой лист вносятся следующие данные:

  • порядковый номер;
  • вид ТС, его регистрационный номер, марка и год выпуска;
  • информация о контролере, который проводил осмотр;
  • печать и подпись владельца автомобиля;
  • информация о результатах техосмотра, а также дата и время его проведения;
  • сведения, полученные с одометра;
  • данные о медосмотре, который обязан проходить водитель;
  • должность и ФИО медработника, проводящего медицинское обследование водителей.

На основании этого документа проверяется, правильно ли в компании выполняется подготовка водителей и автомобилей к рейсам.

Как проводится техосмотр?

Порядок предрейсового контроля технического состояния транспортных средств может немного отличаться в разных компаниях. Обычно процедура заключается в выполнении следующих этапов:

  • выбирается оптимальное время для проведения техосмотра;
  • назначенный специалист в подготовленном и оборудованном помещении оценивает техническое состояние машины;
  • необходимые сведения о результатах процесса вносятся в путевой лист и журнал компании;
  • если выявляются серьезные нарушения и иные проблемы, то о них уведомляется руководитель компании, а машина не допускается к рейсу, так как это разрешается только после проведения соответствующего ремонта.

Во время такого контроля проверяется тормозная система, рулевое управление, крепления зеркал, состояние стеклоочистителей, колеса и шины, кондиционер и печка, наличие запаски, тягово-сцепное устройство и некоторые другие значимые элементы автомобиля. Машина должна находиться в работоспособном состоянии. Она должна быть хорошо укомплектована, герметична и безопасна для использования.

На основании выполненного процесса дополнительно составляется акт, хранящийся в компании не меньше пяти лет. Не допускается, чтобы владельцем ТС вносились какие-либо изменения в конструкцию машины. Не разрешается устанавливать дополнительные сидения или наращивать борта, а также применять газобаллонное оборудование. При наличии таких элементов не допускается пользоваться авто для перевозки грузов или людей.

Дополнительно перед рейсом непосредственные водители должны проходить медицинский осмотр. Только при получении положительного заключения гражданин может отправляться в рейс.

Заключение

Предрейсовый контроль автомобилей является важным и обязательным процессом, позволяющим убедиться, что ТС находится в оптимальном состоянии. Процедура проводится только опытным профессионалом, обладающим необходимыми навыками и умениями.

Отсутствие такого контроля может стать основанием для привлечения руководителя коммерческой организации к административной или уголовной ответственности. Пользоваться для проведения процесса можно услугами штатных или сторонних инженеров-механиков.

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Юридические лица и частные предприниматели, занимающиеся различными видами перевозок, обязаны правильно организовать предрейсовый технический осмотр транспортных средств. Отметка о проведенной проверке проставляется в путевом листе. Отсутствие таковой обозначает нарушение норм безопасности перевозок и карается весьма значительными штрафными санкциями.

Для чего нужна предрейсовая проверка

Федеральный Закон № 196-ФЗ, освещающий вопросы безопасности дорожного движения, предписывает процедуру прохождения предрейсовой проверки технического состояния для авто, занимающихся перевозками. Прежде всего, это относится к автобусам, такси и грузовым ТС.

ВАЖНО! Предрейсовый осмотр ТС обязателен к проведению как для частных предпринимателей, так и для юридических лиц, организующих транспортировку граждан и грузов.

Тщательный контроль состояния средства передвижения осуществляется для выявления неисправностей и дефектов в конструкции и управлении авто. Транспорт, эксплуатируемый с коммерческими целями, претерпевает интенсивные нагрузки, по причине чего износ деталей происходит быстро. Соответственно техническому состоянию требуется уделять повышенное внимание.

Своевременно выявленные повреждения, недостатки, дефекты существенно снижают риск возникновения аварийных происшествий на дороге. Это, в свою очередь, увеличивает уровень безопасности пассажиров и самих водителей, а также сводит к минимуму вероятность появления убытков, следующих за ДТП.

Если в ходе техосмотра были обнаружены неисправности либо автотранспорт не прошел проверку по другим показателям, его не допускают в работе до момента устранения дефектов.

Кто проводит техосмотр

Техническую проверку исправности автотранспортного средства проводит определенный сотрудник – контролер, обладающий специализированным пакетом знаний. На нем лежит вся ответственность за состояние автомобилей. Должность входит в штат предприятия.

ВАЖНО! Требования к контролеру технического состояния ТС утверждены нормативными актами Минтранса (приказ № 287 от 28.09.15 года), где освещается, каким именно уровнем образования, а также умениями, должен обладать диагност.

Случается, что у юридического лица временно отсутствует указанный специалист или частный предприниматель не имеет возможности нанять такого сотрудника, кто может проводить осмотр в подобной ситуации. Здесь рекомендацией будет обращение в сервисный центр. Многие профильные компании предоставляют всевозможные услуги по предварительно составленному договору, подписанному обеими сторонами – ИП либо руководством предприятия и представителями автосервиса.

Порядок проведения

Процедура техосмотра авто перед очередным рейсом проводится согласно порядку, установленному Министерством транспорта в приказе № 141 от 6.04.2017 года. Проверка осуществляется непосредственно перед выездом со стоянки при участии водителя.

Процесс включает визуальный осмотр и контроль исправности следующих элементов:

  • система тормозов;
  • рулевое управление;
  • приборы света;
  • стеклоочистители;
  • шины, колеса;
  • двигатель;
  • тахограф;
  • звуковые сигналы.

Дополнительно проверяется наличие и укомплектованность набора автомобилиста – аптечка, буксировочный трос, домкрат, знак аварийной стоянки, огнетушитель. С марта 2018 года в список войдет жилет со светоотражающими полосками.

ВАЖНО! ТС выпускается на линию только по решению диагноста. О проведении осмотра и допуске проставляется отметка в путевом листе, заверенная подписью проверяющего и датой. Отсутствие таковой влечет за собой штрафные санкции.

Дополнительно результаты проверки заносятся в регистрационный журнал, наличие которого обязательно как для ИП, так и для организаций. Документ являет собой таблицу, где должны быть отражены следующие сведения:

  • Ф.И.О. водителя;
  • Ф.И.О. диагноста;
  • дата и время осуществления проверки;
  • марка, модель авто;
  • регистрационные знаки;
  • километраж пробега;
  • отметка о прохождении техосмотра;
  • подпись водителя;
  • подпись проверяющего.

При необходимости в журнал могут быть добавлены дополнительные сведения.

Ответственность за игнорирование предрейсовой техпроверки

Нарушение правил и отсутствие путевой отметки о допуске к рейсу наказываются в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП.

Размеры штрафа для разных категорий будут следующими:

  • ИП, частники – 3000 рублей;
  • должностные лица – 5000 рублей;
  • организации, предприятия – 30000 рублей.

ВАЖНО! Наказание за игнорирование норм безопасности налагается не только на водителя, но и на юридическое лицо, являющегося собственником транспортного средства. Вдобавок, в случае ДТП при таких условиях будет отказано в выплате страховой компенсации.

На видео о предрейсовом техосмотре

Предрейсовый контроль технического состояния ТС считается обязательным условием допуска авто к работе. Процедура осуществляется на месте специально подготовленным сотрудником. Отметка о проведении осмотра проставляется в путевом листе. Нарушение правил карается штрафом в соответствии с Административным Кодексом РФ.

Предрейсовый технический контроль транспортных средств |

проводится в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств”.

Аннотация к данному приказу.

1. К транспортным средствам по этому приказу относятся устройства на колесном ходу категорий M, N, О, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них.

1.1. Категория M — транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.  

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

 Категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

1.2. Категория N — транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

Категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

1.3. Категория O — прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий M и N, в том числе:

Категория O1 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых 

не более 0,75 т.

Категория O2 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых

свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

Категория O3 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

Категория O4 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

2. Профессиональные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств приведены в статье выпуск автотранспорта на линию.

3. Профессиональные требования к контролеру технического состояния городского наземного электрического транспорта приведены в приказе Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287.

4. Описание пунктов технического контроля, на которых проводится предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, приведено в этой статье.

5. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) за неисполнение законодательства о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены следующие штрафы:

5.1. Статья 12.31.1 часть 3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Наказание — штраф на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пять тысяч рублей; на юридических лиц — тридцать тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели ответственность несут как юридические лица.

5.2. Статья 12.31 часть 2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.

Наказание — административный штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели ответственность несут как юридические лица.

Для водителей ТС — таблица штрафов за нарушения ПДД.

6. Далее приводится Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса РФ от 6 апреля 2017 года № 141.

6.1. Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния (далее — предрейсовый контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

6.2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — субъекты транспортной деятельности).

6.3. Предрейсовый технический контроль транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

6.4. Предрейсовый технический контроль транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

Контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287.

6.5. При проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (далее — технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

6.6. При проведении предрейсового технического контроля транспортных средств должны быть проверены:

а) исправность:

— тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);

— рулевого управления;

— стеклоомывателей;

— колес и шин (кроме трамвая);

— звукового сигнала;

— тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);

— аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);

б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:

— замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);

— устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;

— устройств обогрева и обдува стекол;

— тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);

— держателя запасного колеса (кроме трамвая);

— фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:

— индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,

влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);

— стекол и обзорности с места водителя;

— зеркал заднего вида и их креплений;

— заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;

— ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;

г) работоспособность в установленном режиме:

— стеклоочистителей;

— внешних световых приборов и световозвращателей;

д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;

е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);

ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений;

з) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:

— состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);

— соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;

— исправность:

токоприемников;

тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи;

контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.

7. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств контролер должен проверить состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям приложений № 6 и № 8 к техническому регламенту.

8. В случае, если при предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152, ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.

9. В целях оценки работоспособности, исправности и состояния узлов, агрегатов, механизмов и систем транспортного средства, проверка которых была осуществлена без использования средств технического диагностирования, субъект транспортной деятельности вправе организовать диагностику технического состояния данных узлов, агрегатов, механизмов и систем с использованием необходимого оборудования, средств измерений и инструментов. Средства измерений, используемые для предрейсового контроля, должны быть метрологически поверены.

10. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового технического контроля и подписи контролера не допускается.

11. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового технического контроля транспортных средств.

Журнал регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;

2) государственный регистрационный знак транспортного средства;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;

4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;

5) дата, время проведения предрейсового контроля;

6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;

7) отметка о прохождении предрейсового контроля;

8) подпись водителя транспортного средства;

9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.

В журнале регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств: 14 этапов осмотра

Особенно страшные последствия из-за плохого технического состояния транспортных средств случаются в результате старения и экономии на ремонте автомобильных парков, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. Для обеспечения максимальной безопасности на дорогах в конце прошлого года, был принят новый нормативный документ, регламентирующий предрейсовый технический осмотр транспортных средств.

Какие транспортные средства должны проходить контроль технического состояния?

Согласно новому регламенту, специальный предрейсовый технический осмотр транспортных средств обязаны производить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своём балансе наземные транспортные средства и использующие их для грузовых и пассажирских перевозок. Как известно, транспорт, используемый в коммерческих целях, подвержен интенсивным нагрузкам, соответственно, возрастает его физический износ и, вследствие, опасность аварийных ситуаций.

Перед выходом на линию должны проходить обязательный технический осмотр троллейбусы, трамваи, автобусы, такси, маршрутные микроавтобусы – городского, междугороднего и пригородного значения, а также все грузовые автомобили. Новое положение закона обязывает проводить дорейсовый осмотр всех транспортных средств предприятий, даже если они предназначены для личного пользования руководства.

Кто может проводить процедуру предрейсового осмотра автомобиля?

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств  может проводить штатный сотрудник – механик (механик-инженер, контролёр), который прошёл аттестацию Российской Транспортной Инспекции. Организация, в штате которой нет такого работника, может сотрудничать на договорных условиях со сторонней организацией, оказывающей подобные услуги на законных основаниях.

Но при этом, специалист по осмотру ТС должен лично приезжать ежедневно на предприятие, на место стоянки проверяемого транспорта. Запрещено ездить на осмотр, его необходимо проводить с места постоянной стоянки.

Если речь идёт о работе ИП, например, с одним единственным автомобилем, на котором работает сам предприниматель, то в этом случае, ему нужно пройти курсы по предрейсовому осмотру автомобилей и получить аттестат. После чего он сможет заниматься выпуском своего транспорта самостоятельно, соблюдая букву закона.

Результаты пройдённого осмотра должны вписываться в путевой лист, который отдаётся на руки водителю и является обязательным документом в рейсе.

Контролёр технического состояния автотранспортных средств несёт личную ответственность за решение о выпуске автотранспорта на линию.

Что проверяется при проведении осмотра автомобиля?

В первую очередь проверяются «жизненноважные» элементы автомашины: тормозную систему, рулевое управление, сцепление. Осматривается состояние колёс, в том числе и запасного. Особое внимание уделяется рабочему состоянию звукового сигнала, световых приборов и стеклоочистителей. Как известно, по общим правилам ПДД, запрещено осуществлять движение с неработающими вышеупомянутыми приборами.

Обязательно осматривается кнопка аварийного сигнала и состояние ремней безопасности, а если машина оборудована системой спутниковой связи и кнопкой SOS, то проверяют и их работу. Наличие огнетушителей, аптечки, знака аварийной остановки и двух противооткатных средств также проверяет механик.

О сроках годности автомобильного огнетушителя читайте на нашем сайте.

Механик должен в ходе проверки убедиться, что в автотранспорт не внесены конструктивные изменения, например, самовольно поставленное газобаллонное оборудование, дополнительные сидения в салоне для пассажиров, наращённые борта у грузовиков и другое. Все планируемые изменения конструктивного характера должны быть согласованы в соответствующих органах, и только после получения разрешительной документации, установлены.

В ходе ежедневного осмотра автомобиля механик должен убедиться в том, что он находится в исправном состоянии и в ходе его движения не случатся внезапные поломки технического характера.

Порядок проведения предрейсового осмотра автомобиля

Технический осмотр транспорта перед выходом в рейс должен проходить ежедневно: или вечером в конце рабочей смены, зная, что он до завтрашнего выхода на линию не будет эксплуатироваться, или утром перед рейсом. Согласно приказу о предрейсовом осмотре и его регламенту, механик внимательно осматривает автотранспортное средство и по результатам проверки принимает решение об исправности или неисправности ТС. Если автомобиль исправен, то делается соответствующая запись в путевом листе и журнале регистрации результатов предрейсового состояния.

Журнал предрейсового технического осмотра автомобиля, образец:

Марка

Модель ТС

Гос.№

ТС

ФИО

водителя

ФИО

контролёра

Дата,

Время

осмотра

Показания

одометра

Отметка о прохождении осмотраПодпись водителяПодпись контролера
1.Lada GrantaК152ОМ 134Груздев О.И.Пронов А.А.01.05.201811 236Пройдён

/не пройдён

печать

ПодписьПодпись
2.
3.

Если автомобиль признан неисправным, то он в рейс не допускается. В зависимости от поломки, ремонт осуществляется собственными силами или машина отправляется в автомастерскую до полного устранения неисправности.

Отметки в путевом листе

Путевой лист является основным документом, удостоверяющим законное право нахождения транспортного средства на маршруте и его исправное техническое состояние. Так как результаты предрейсового осмотра ТС вписываются в него, а именно механиком заносится запись «прошёл предрейсовый контроль технического состояния». Форма путевого листа полностью совпадает с формой журнала регистрации предрейсового техосмотра (РПТО), только в путевом листе следования есть графы для заполнения медицинским работником о медицинском осмотре водителя.

Путевой лист:

  • заполняется на каждое транспортное средство отдельно, находящееся на балансе организации или ИП;
  • срок действия — от 1 дня до 1 месяца;
  • заводится по количеству водителей данного транспорта. Если он работает в 2 — 3 смены, то каждому водителю выписывается свой путевой лист;
  • синхронизируется с журналом РПТО;
  • хранится не менее 5 лет.

Можно ли выпускать автомобиль, не имеющий отметки о прохождении осмотра в путевом листе?

ЗАПРЕЩЕНО выпускать автомобиль в рейс, не имеющего отметку о прохождении дорейсового технического осмотра в путевом листе. Об этом говорится в правилах допуска автотранспортных средств к выходу на линию.

Отметку о неисправности автомобиля механик-контролёр вносит в журнал РПТО, не допускает его до работы, отправляет в ремонт. В путевой лист данные о поломке не заносятся и на время ремонта путевой лист не выписывается.

Ответственность за выезд автомобиля без отметки о предрейсовом осмотре

Лицо, проводящее техосмотр ТС перед выходом в рейс, несёт личную ответственность за принятое решение. Его фамилия, инициалы и подпись ставятся в путевом листе и журнале РПТО. Если будет доказано, что он выпустил на линию заведомо неисправный транспорт, закрыл глаза на некоторые поломки, то он будет нести личную административную ответственность в размере 3 тысяч рублей. Организация, как юридическое лицо, ответственное за предрейсовый осмотр ТС, понесёт убытки в виде штрафа в 30 тысяч рублей. А должностное лицо, ответственное за данный вид работ, будет оштрафовано на 5 тысяч рублей.

Как правило, все три административных штрафа применяются одновременно для самого юрлица, механика и должностного лица.

Заключение

Новые требования государственных структур к контролю техническому состояния ТС стопроцентно оправданы, так как созданы для того, чтобы снизить количество технически неисправного транспорта на дорогах и тем самым улучшить общее состояние безопасности дорожного движения. Коммерческий транспорт эксплуатируется нещадно, в погоне за рублём предприниматели часто пренебрегают общепринятыми правилами безопасности и экономят на ремонте своего автотранспорта. Ещё одна острая проблема перевозчиков – старение автопарков.

Цены на новые автобусы очень высокие и поэтому предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, стараются выжать из старых автобусов всё, что можно, до последней копейки. Мы знаем, к каким ужасным последствиям это приводит.

Для того, чтобы обезопасить, в первую очередь, групповые перевозки детей, с 1 июля 2018 года вступили в законную силу изменения, по которым перевозить детей будет нельзя автобусами, находящимися в режиме эксплуатации 10 лет и более.

Любой здравомыслящий человек согласится, что необходимо прилагать максимум усилий для обеспечения безопасного дорожного движения. Огромная ответственность за это возлагается на людей, которые профессионально занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. И, конечно же, порядок проведения технического осмотра транспортных средств должен соблюдаться ими беспрекословно.Пожалуйста, оцените статью! (4 оценок, среднее: 4,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf