logo1

logoT

 

Принцип работы двигателя камаз 5320


2.2 Двигатель автомобиля КамАз 5320. Описание, характеристика

На автомобиле КамАЗ 5320 устанавливается двигатель модели КамАЗ 740.10.

Двигатель КамАЗ-740.10 име­ет следующие конструктивные особенности:

  • поршни, отлитые из высококремнистого алю­миниевого сплава, с чугунной упрочняющей встав­кой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;

  • гильзы цилиндров, объемно закаленные и обработанные плосковершинным хонингованием;

  • поршневые кольца с хромовым и молибде­новым покрытием боковых поверхностей;

  • трехслойные тонкостенные сталебронзовые вкладыши коренных и шатунных подшипников; — закрытую систему охлаждения, заполняемую низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автомати­ческим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;

  • высокоэффективную фильтрацию масла, топ­лива и воздуха бумажными фильтрующими эле­ментами;

  • электрофакельное устройство подогрева воз­духа, обеспечивающее надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего

Рис. 2.2. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом:

1 - коллектор выпускной; 2 - стартер; 3 - крышка головки цилиндра; 4 - картер масляный; 5 - кронштейн рычага переключения переда ч; 6 - насос водяной; 7 - крыльчатка вентилятора; 5 - ремни привода; 9 - фильтр центробежный масляный; 10 - генератор; 11, 25 - кронштейны; 12- рычаг переключения передач; 13 - патрубок объединительный; 14 - крышка регулятора топливного насоса высокого давления; 15, 22 - свечи факельные; 16 - клапан электромагнитный; 17, 23 - коллекторы впускные; 18 - фильтр тонкой очистки топлива; 19 - компрессор; 20, 26 - турбокомпрессоры; 21 - бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 24 – патрубок

Рис. 2.3. Продольный разрез двигателя КамАЗ 740.10.

1 - генератор; 2 - насос топливный низкого давления; 3 - насос топливоподкачивающий ручной; 4 - насос топливный высокого давления; 5 - муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива; 6-полумуфта ведущая привода топливного насоса высокого давления; 7-патрубок соединительный впускных воздухопроводов; 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 9 - вал кулачковый; 10 - маховик; 11 - картер маховика; 12-пробка сливная; 13-картер двигателя; 14-вал коленчатый; 15 - насос масляный; 16 - валик привода ведущей части гидромуфты; 17 - шкив привода генератора; 18-крыльчатка вентилятора

Рис. 2.4. Поперечный разрез двигателя КамАЗ 740.10.

1 - фильтр полнопоточный очистки масла; 2 - горловина маслозаливная; 3 - указатель уровня масла; 4 - фильтр центробежный масляный; 5 - коробка термостатов; 6 - рым-болт передний; 7 - компрессор; 8 - насос гидроусилителя рулевого управления; 9 - рым-болт задний; 10 - труба водяная левая; 11 - свеча факельная; 12- воздухопровод впускной левый; 13 - форсунка; 14 - скоба крепления форсунки; 15 - патрубок выпускного коллектора; 16 - коллектор выпускной

Тип двигателя

С воспламенением от сжатия

Число тактов

4

Число цилиндров

8

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров

1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала (по ГОСТ 22836-77)

правое

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм

120x120

Рабочий объем, 1

10,85

Степень сжатия

17

Номинальная мощность, кВт (л. с.)

154(210)

Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс-м)

637 (65)

Частота вращения коленчатого вала, мин:

номинальная

2600

при максимальном крутящем моменте

1600... 1800

на холостом ходу, не более:

минимальная

600

максимальная

2930

Удельный расход г/к Вт ч (г/л.сч):

минимальный

224(165)

максимальный

242(178)

Фазы газораспределения впускного клапана:

открытие (до в.м.т.)

13°

закрытие (после в.м.т.)

49°

То же выпускного клапана:

открытие (до в.м.т.)

66°

закрытие (после в.м.т.)

10°

Давление масла в прогретом двигателе, кПа (кгс/см2):

при номинальной частоте вращения

400,2-550,4 (4,0...5,5)

при минимальной частоте вращения холостого хода,

не менее

98,1 (1,0)

Форсунки (закрытого типа)

мод. 33

Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см2):

бывшей в эксплуатации

20 (200)

новой (заводской регулировки)

22,0...22,7 (220...227)

Таблица 2. Техническая характеристика двигателя КамАЗ 740.10

Соседние файлы в папке курсач docx5

studfiles.net

Общее устройство и техническая характеристика двигателей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Общее устройство и техническая характеристика двигателей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Двигатели автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 в основном идентичны по конструкции и представляют собой однотипный восьмицилиндровый V-образный четырехтактный дизель модели 740 с жидкостным охлаждением.

Некоторые конструктивные изменения по размещению агрегатов и узлов систем двигателя, установленного на автомобиле Урал-4320, вызваны компоновочными соображениями.

Устройство двигателя автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 представлено на рис. 2.1, 2.2; устройство двигателя автомобиля Урал-4320 — на рис. 2.3.

Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна как одно целое с верхней частью картера и снизу закрыт штампованным масляным поддоном. В расточках полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы закрыты отдельными на каждый цилиндр головками. Механизм газораспределения верхнеклапанный. В средней части развала блока между рядами цилиндров установлен распределительный вал, в нижней части блока — коленчатый вал.

В двигателе автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310 (см. рис. 2.1, 2.2) в передней части блока цилиндров соосно с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся фильтр центробежной очистки масла, два масляных фильтра тонкой очистки, маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне. С левой стороны нижней части блока установлен электростартер.

С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней стороны — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубам крепятся два фильтра тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.

В развале блока цилиндров размещены топливный насос высокого давления, компрессор и насос гидроусилителя руля.

Основные конструктивные отличия двигателя автомобиля Урал-4320 вызваны размещением вентилятора с гидромуфтой и воздушного фильтра. Вентилятор с гидромуфтой размещен в верхней части двигателя, фильтр — в подкапотном пространстве на соединительном патрубке впускных трубопроводов. В связи с этим появились изменения в конструкции привода гидромуфты, корпуса и заборного трубопровода воздушного фильтра. Привод гидромуфты обеспечивается ременной передачей от шкива коленчатого вала.

Рис. 2.1. Устройство двигателя модели 740 автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310 (продольный разрез): 1 — маховик; 2 — масляный поддон картера; 3 — выпускной коллектор: 4 — блок цилиндров; 5— гильза цилиндра; 6 — поршень; 7 — коленчатый вал; 8 — поршневой палец; 9— шатун; 10 — крышка первой опоры коленчатого вала; 11 — масляный насос; 12 — передний вынос-Ной противовес коленчатого вала; 13 — валик привода гидромуфты; 14 — шкив привода генератора; 15 — гидромуфта; 16 — ремни привода генератора и водяного насоса; 17 — распределительный вал; 18 — толкатель; 19 — включатель гидромуфты: 20 — штанга толкателя; 21 — фильтр центробежной очистки масла; 2’2 — впускной клапан; 23 — генератор: 24 — коромысло клапана; 23 — правый впускной коллектор; 26 — топливный нэсос высокого давления; 27 — ручной топливоподкачивающий иасос; 28 — свеча электрофакелького подогрегате-ля; 29 — компрессор: 30 — крышка головки цилиндра; 31 — головка цилиндра; 32 — соединительный патрубок впускных коллекторов; 33— насос гидроусилителя руля; 34 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 35 — Шестерня распределительного вала; 36 — блок промежуточных Шестерен; 37 — ведущая шестерня коленчатого вала

Рис. 2.2. Устройство двигателя модели 740 автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 — фильтр полнопоточный очистки масла; 3 — противовес коленчато» го вала; 4 — шатун; 5 — распределительный вал; 6 — поршневой палец; 7 —поршень; « — форсунка; 9 — фильтр тонкой очистки топлива; 10— компрессор; И — бачок гидроуснлн» теля руля; 12 — ручной топливоподкачнвающий насос

Изменена также конструкция поддона картера двигателя, размещение и крепление маслоприемника насоса.

Конструктивные отличия по системам двигателя изложены ниже.

Рис. 2.3. Устройство двигателя модели 740 автомобиля Урал-4320 (продольный разрез): 1 — маслоприемник; 2 —масляный насос; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — гидромуфта; 5 — шкив привода гидромуфты с вентилятором; 6 — воздухоочиститель

Основные конструктивные данные и параметры дизеля модели 740 приведены в технической характеристике, закономерности изменения основных показателей двигателя в функции от частоты вращения коленчатого вала — на скоростной характеристике.

Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты форсированием двигателя по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высокой степени сжатия и использованием тороидальной камеры сгорания.

Трудоемкость технического обслуживания двигателя в процессе эксплуатации значительно снижена благодаря применению закры той системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью, высококачественных моторных масел, эффективных двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, топливных и масляных фильтров.

Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах обеспечены в результате применения аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и предпускового подогрева двигателя.

Применение автоматической гидромуфты привода вентилятора и двух термостатов в системе охлаждения, эффективная очистка масла, топлива и воздуха обеспечивают высокую износостойкость деталей и узлов двигателя.

Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, систем смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, воздухом и выпуска отработавших газов.

Реклама:
Читать далее: Устройство кривошипно-шатунного механизма КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Система смазки включает поддон двигателя, маслозаборник, насос, полнопоточный и центробежный фильтры очистки масла, радиатор, заливной патрубок, указатель уровня масла, сапун, контрольно-измерительные приборы, магистрали и трубопроводы.

Поддон двигателя корытообразной формы является основным резервуаром масла и крепится через уплотнительную резинопроб-ковую прокладку к фланцу картера двигателя болтами. Находящееся в нем масло охлаждается благодаря теплообмену с окружающей средой через стенки поддона. Для обеспечения бесперебойной подачи масла при движении на подъемах, спусках и косогорах, уменьшения его расплескивания в поддоне установлена перегородка. По условиям компоновки на автомобиле КамАЗ-5320 глубокая часть поддона находится в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 — в передней части двигателя. Слив масла осуществляется из нижней части поддона через сливное отверстие, закрытое пробкой. На двигателях модели 740 более раннего выпуска масляный поддон снабжен двумя сливными отверстиями.

Масло-аборник обеспечивает первичную очистку масла и подану его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления. Маслозаборник крепится фланцем всасывающей трубки к корпусу масляного насоса. Конструкция маслозаборника двигателей автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 отличается длиной всасывающей трубки. На двигателе автомобиля КамАЗ-5320 всасывающая трубка более длинная и изогнутой формы, вследствие чего она имеет дополнительную точку крепления посредством кронштейна к крышке коренного подшипника коленчатого вала.

Рис. 2.13. Маслозаборник двигателя! КамАЗ 5320 1 — защелка крепления сетки заборника; 2 — сетчатый фильтр; 3 — корпус; 4 — всасывав ющая трубка; 5 — кронштейн; 6 — фланец

Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатый, двухсекционный, с приводом от шестерни носка коленчатого вала.

Насос состоит из двух секций, разделенных проставкой. В проставке выполнено отверстие, соединяющее всасывающие полости обеих секций, что обеспечивает питание их от одного масло-заборника. Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен. Корпуса 1, 5 секций и проставка соединены болтами. Ведущие шестерни напрессованы на валик и фиксируются сегментными шпонками. На наружном конце этого валика на шпонке установлена шестерня 6 привода насоса. Ведомые шестерни свободно вращаются на оси на бронзовых втулках. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в корпусах. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входного отверстия проставки, проносят у стенок корпуса и выдавливают его в выходные отверстия.

Передняя секция масляного насоса с удлиненными зубьями шестерен имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль (нагнетающая секция).

Обе секции насоса снабжены предохранительными клапанами, которые установлены в корпусах и отрегулированы на давление открытия 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция снабжена дифференциальным клапаном, расположенным в корпусе нагнетающей секции, который поддерживает давление масла в пределах 400…550 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) в главной магистрали двигателя.

Рис. 2.14. Масляный насос: 1,5 — корпуса секций; 2,4 — ведущие шестерни; 3 — проставка; 6 — шестерня привода насоса; 7,8 — ведомые шестерни; 9, 11 — предохранительные клапаны секций; 10 — дифференциальный клапан

Масляный фильтр обеспечивает очистку масла, подаваемого нагнетающей секцией масляного насоса в главную масляную магистраль. Фильтр полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, установлен на правой стороне блока цилиндров. Он состоит (рис. 2.15) из. корпуса, двух колпаков, двух фильтрующих элементов и перепускного клапана.

К корпусу фильтра винтами крепятся фильтрующие элементы и колпаки. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, обеспечивающий подачу неочищенного масла в главную магистраль при чрезмерном загрязнении фильтра или повышенной вязкости масла. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 250…300 кПа (2,5…3,0 кгс/см2). При срабатывании перепускного клапана одновременно замыкаются контакты сигнализатора и на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле.

Рис. 2.15. Фильтр очистки масла: 1 — винт-стержень; 2 — стопорное кольцо; 3,7, 13 — шайбы; 4, 24 — уплотнительные коль-ц»; 5, 9, 16 — пружины; 6 — уплотнительная чэшка; 8, 11, 18, 19, 27 — пробки: 10 — вини сигнализатора; 12, 20, 22, 28 — прокладки; 14 — корпус сигнализатора; 15 — подвижный контакт сигнализатора; 17 — перепускной клапан; 21 — корпус; 23 — втулка корпуса; 25 — фильтрующий элемент; 26 — колпак

Рис. 2.16. Центробежный фильтр очистки масла: 1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; j колпак фильтра; 5, 8, 9 — гайки крел-гения колпака ротора, ротора, колпака ФУльтра; 6 — упорный шарикоподшипник; упорная шайба; 10, 13 верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — турбинка ротора; 14, 15, 16 — палец, пластина, пружина стопора; 17 — трубка отвода масла; /в, 19, 20 — плунжер, пружина, пробка перепускного клапана

Подача неочищенного масла в главную масляную магистраль через перепускной клапан предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся детали от повышенных износов и возможного выхода из строя. Однако даже кратковременная работа двигателя на неочищенном масле недопустима, так как вызывает задиры трущихся деталей и в конечном итоге выводит двигатель из строя. Свечение сигнализирующей лампы допустимо только при пуске двигателя и его прогреве с холодным маслом в системе смазки.

Степень засоренности фильтрующих элементов определяется на прогретом двигателе при частоте вращения 260 рад/с (2600 об/мин). Свечение лампы в кабине водителя указывает на необходимость замены фильтрующих элементов.

С 1979 г. в масляный фильтр устанавливаются бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. В летнее время в случае необходимости применяются фильтрующие элементы с композицией из древесной муки и связующих материалов.

Для слива масла из .фильтра используется пробка.

Центробежный масляный фильтр обеспечивает дополнительную очистку масла от технических примесей. Фильтр с активно-реактивным приводом ротора установлен в передней части двигателя, справа. Основными частями центробежного фильтра (рис. 2.16) являются: корпус с перепускным клапаном фильтра и сливным клапаном масляного радиатора, ротор с верхней и нижней втулками в сборе, турбинка ротора, ось ротора и колпак ротора. Ротор в сборе с колпаком установлен на упорном шарикоподшипнике на оси ротора, ввернутой в корпус фильтра, и закреплен гайками. Турбинка ротора 12 из цинкового сплава закреплена а нижней части ротора винтами. Сверху колпак ротора закрыт неподвижным колпаком фильтра. В нижней части корпуса установлен стопор, обеспечивающий фиксацию ротора при разбсрке фильтра. Стыки соединяемых деталей уплотнены прокладками и кольцами.

Рис. 2.17. Установка масляного радиатора и радиатора усилителя рулевого управления: 1 — масляный радиатор; 2, 5 — кронштейны крепления масляного радиатора; 3 — трубка подвода масла; 4 — радиатор системы охлаждения; 6 — трубка отвода масла; 7—масляный радиатор усилителя руля

Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение активной силой струи масла, вытекающей из щели — сопла в оси ротора и воздействующей на лопатки турбинки 12, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла. Благодаря этому ротор с колпаком и находящимся в нем маслом вращается с частотой до 500 рад/с (5000об/мин).

При работе двигателя масло из радиаторной секции масляного насоса подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают и удерживают механические примеси на внутренней стенке колпака, а очищенное масло через отверстие в оси ротора, трубку и сливной клапан в корпусе фильтра поступает в поддон двигателя или в масляный радиатор при его включении и далее в поддон двигателя.

Перепускной и сливной клапаны, установленные в корпусе фильтра, плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Начало открытия перепускного клапана происходит при давлении масла во входной полости центробежного фильтра 600….650 кПа (6…6,5 кгс/см2). Сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон двигателя при выключенном радиаторе или при повышении давления масла в последнем. Начало открытия сливного клапана происходит при давлении 110…120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2).

Во избежание нарушения балансировки ротора с колпаком в сборе при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совместить при его сборке.

Масляный радиатор обеспечивает охлаждение масла при эксплуатации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше 0 °С и в тяжелых дорожных условиях с целью предотвращения разжижения масла и падения в связи с этим давления в системе смазки.

Радиатор трубчато-пластинчатого типа, двухрядный, воздушного охлаждения установлен на радиаторе системы охлаждения двигателя с наружной стороны (рис. 2.17) и состоит из остова, включающего два ряда горизонтальных трубок с охлаждающими пластинами, и двух бачков.

Рис. 2.18. Сапун:

Масляный радиатор отключается с помощью крана, установленного на корпусе центробежного фильтра очистки масла, при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Заливной патрубок предназначен для заправки и предварительной очистки масла. Крепится двумя болтами к картеру маховика справа. В нижней части патрубка установлен сетчатый фильтр. Отверстие патрубка герметично закрывается резьбовой пробкой, снабженной резиновой прокладкой.

Указатель уровня масла служит для периодического контроля за уровнем масла в поддоне двигателя. Он состоит из металлического стержня, резинового уплотнителя и специальной трубки, установленной с правой стороны на блоке двигателя автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 и с леЕой стороны — автомобиля Урал-4320. Стержень снабжен метками «Н» — «нижняя» и «В» — «верхняя», соответствующими минимально и максимально допустимым уровням масла.

Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера двигателя с целью удаления паров топлива и отработаЕШих газов, проникающих в картер через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами, и вследствие этого предотвращения разжижения масла и ухудшения его смазывающих сеойств. Сапун лабиринтного типа установлен в гнезде картера маховика с правой стороны двигателя. Он состоит (рис. 2.18) из Еерхнего, среднего и тнутренкего стаканов и газеот-водящей трубы.

Выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу и паров топлива через сапун и газ00ТЕ0дящую трубу происходит благодаря разрежению, возникающему у конца газоотЕодящей трубы при движении автомобиля. Лабиринтный сапун препятствует уносу масла через газоотводящую трубу, так как при резкой смене направления движения потока газов частицы масла отделяются и стекают в поддон.

Контрольно-измерительные приборы информируют водителя о давлении масла в системе смазки двигателя, об аварийном падении давления масла и о засорении полнопоточного фильтра очистки масла. Указатель давления масла (рис. 2.19), лампы сигнализаторов засорения фильтра и аварийного падения давления масла установлены на щитке приборов: датчики этих приборов — в корпусе полнопоточного масляного фильтра. Датчик сигнальной лампы засорения фильтра встроен в канале перепускного клапана.

Рис. 2.19. Схема системы смазки двигателя: 1 — сливной клапан масляного радиатора; 2— перепускной клапан центробежного фильт* рэ; 3 — кран выключения масляного радиатора; 1 —центробежный фильтр очистки масла; 5 — указатель уровня масла; в — сапун; 7 — лампа сигнализатора засорения полнопоточного фильтра; 8 —лампа сигнализатора аварийного падения давления масла; 9 —указатель давления масла; /0компрессор; 11— топливный насос высокого давления; 12 — регулятор-выключатель гидромуфты (термосиловой датчик); 13 — гидромуфта; 14 — поддон двигателя; 15, 18 — предохранительные клапаны радиаторной и нагнетающей секций масляного насоса; 16 — масляный радиатор; 17 — маслоприемник; 19, 20 — радиаторная и нагнетающая секции масляного насоса; 21 — дифференциальный клапан; 22— фильтр полнопоточный очистки масла; 23 — глаЬная масляная магистраль; 24 — перепускной клапан полнопоточного фильтра очистки масла с датчиком сигнализатора засорения фильтра

При работе двигателя масло из поддона через маслоприемник поступает в секции масляного нассса.

Нагнетательная секция через канал в правой стенке блока под давлением подает масло в полнопоточный фильтр, где оно очищается в двух фильтрующих элементах и поступает в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей, регулятору-выключателю и подшипникам гидромуфты, подшипникам компрессора и топливного насоса. К сферическим опорам штанг и толкателей масло подается пульсирующей струей. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.

Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Излишнее масло по каналам и трубкам стекает в поддон двигателя.

Максимальное давление масла в главной масляной магистрали в прогретом двигателе, равное 400…550 кПа (4,0…,5,5 кгс/см2), поддерживается дифференциальным клапаном масляного насоса. При работе с холодным вязким маслом при давлении 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) срабатывают перепускные клапаны секций масляного насоса.

Из радиаторной секции масляного насоса масло поступает в фильтр центробежной очистки и приводит во вращение его ротор, обеспечивая очистку масла от механических примесей. Давление масла в фильтре ограничивается до 600…650 кПа (6,0…6,5 кгс/см2) перепускным клапаном. Очищенное в центробежном фильтре масло через кран поступает в радиатор и затем сливается в поддон двигателя. При закрытом кране или повышении давления масла в радиаторе более 110… 120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2) масло из центробежного фильтра через сливной клапан сливается в поддон двигателя, минуя радиатор.

Реклама:
Читать далее: Техническое обслуживание системы смазки КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

КАМАЗ 5320 - особенности самосвала и принцип работы

Марку «КамАЗ» сегодня можно назвать в хорошем смысле слова наследием Советского Союза – их первый грузовик, трехосный КАМАЗ 5320, выпускался практически четверть века (выпуск начат в 1976, а прекращен в 2000 г) на знаменитом теперь уже на весь мир Камском Автомобильном заводе – ПАО Камаз, расположенном в Набережных Челнах.

Живая классика

Хотя машина эта и выпускалась на Камском заводе (ПАО Камаз), конструкторская робота над прототипом началась еще в 1968 в Москве инженерами ЗИЛа, и проект сначала именовался как ЗИЛ-170 (см. модель ЗИЛ130). На этой машине планировалось применить двигатель, производимый Ярославским Моторным Заводом, но в остальном за основу был взят американский грузовик Интернэшнэл Си-Оу-Эф -220 фирмы канадской фирмы “International Harvester”.

Правда, внешний вид был слегка изменен – кабина имела более “спрямленную” форму, воздухозаборник располагался с правой (а не с левой) стороны и установлено не две, а четыре фары. Тогдашний заказчик, Минавтопром, разработку признал вполне удачной, и совсем скоро, в 1969 году первые ЗИЛ-170 уже прошли по испытательному участку трассы между Угличем и Рыбинском.

Однако в связи с появления постановления Центрального Комитета Партии и Советского Правительства «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» все работы перенесли именно туда, и название, соответственно, поменяли с ЗИЛ на КамАЗ, а в 1974 году покинул сборочный конвейер самый первый, пока еще экспериментальный, грузовик под новой маркой. Весь модельный ряд Камаз вы найдете тут.

Через два года, в феврале 1976 было открыто серийное производство. Согласно традициям того времени все первые машины украшались банерам с торжественным лозунгом: “Наш подарок XXV съезду КПСС”.

Все модели этой семьи имели похожий, в основном унифицированный, дизайн и силовую установку, объединявшую в один блок как сам двигатель, так и коробку перемены передач и сцепление. Силовой блок находился под откидной кабиной. Прочитайте наш материал о новых моделях Камаз.

Двигатель

На КАМАЗЕ 5320 стоял четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизель от ЯМЗ, имевший рабочий объем 10,85 литра и скорость вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Мощность двигателя КАМАЗ 5320 составляет (применительно к различным модификациям) либо 180, либо 210 лошадиных сил.

На дизельных двигателях первых КАМАЗов нашли применение дизайнерские решения, которые в то время были абсолютно инновационными и не имели еще широкого применения, как, например, такое как «азотированное» покрытие коленчатого вала и так называемая «полнопоточная» система с центрифугой, обеспечивающая очистку масла.

Со всем разнообразием моделей Камаз вы сможете ознакомиться на нашем сайте. В 2003 году начали выпускать модель 4308.

Вездеход 4310, может выполнять работу в самых труднодоступных местах .

А модель большегруза 53215 используется при добыче полезных ископаемых.

Иногда спрашивают – сколько масла в двигателе КАМАЗ 5320? Оказывается, не много ни мало – тридцать с половиной литров! Двигатель, примененный в КАМАЗ 5320, имеет высокий технические характеристики и при этом достаточно неприхотлив в обслуживании. Несложная регулировка клапанов двигателя обеспечивает надежное прилегание клапана к седлу как при удлинении стержня вследствие его нагревания, так и в случае осадки головки вследствие износа фасок.

Система охлаждения

Система охлаждения КАМАЗ 5320 работает автоматически, используя сигналы от двух термостатов и применяя гидравлический привод для вентилятора. Сама система охлаждения “закрытого типа” и была разработана для постоянного, как зимой, так и летом, использования антифриза.

Также была реализована на практике воздухоочистительная система так называемого «сухого» типа с автоматическим удалением пыли из элементов фильтра с помощью эжектора, работающего от энергии выхлопных газов.

Из некоторых прочих инноваций нужно отметить применение особого покрытия из коллоидного графита для юбок поршней, наличие сменных металло-керамических направляющих для втулок клапанов, использование молибдена для покрытия оснований поршневых колец, реализацию новой активно-реактивной системы для глушителя.

Управление

В силовой установке КАМАЗ 5320 используется двухдисковое сцепление. Гидропривод управления сцеплением снабжен пневмоусилителем, который облегчает нажатие на педаль. Одной из особенностей трансмиссии первых КАМАЗов был так называемый «делитель», или «мультипликатор» – добавочная коробка передач с двумя ступенями, расположенная между сцеплением и основной коробкой. Одна передача мультипликатора была выполнена прямой, вторая же – повышающей.

Фактически КПП для КАМАЗ 5320 – пятиступенчатая, с синхронизацией на всех супенях передачи. Управляется она дистанционно, механическим приводом, в мультипликаторе же применен пневмопривод. Карданная передача – открытая, состоящая из двух полых трубчатых валов. Шарниры кардана выполнены с применением игольчатых подшипников, имеющих устройство для непрерывной подачи смазвыающего материала.

Главные передачи обоих ведущих мостов выполнены двойными, и имеют пару конических зубчатых колес со спиральными зубами и пару цилиндрических так называемых косозубых шестерен. В среднем мосту установлен симметричный дифференциал с возможностью блокировки.

Рулевое управление имеет гидравлический усилитель, но способно работать даже при падении давления масла в системе до нулевого уровня.

Общий вид самосвала КАМАЗ 5320 на видео.

Тормозная система

Тормозная система КАМАЗ 5320 имеет четыре отдельных «подсистемы»– рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную, каждая из которых работает независимо от остальных, что повышает ее надежность и безопасность эксплуатации машины. Сами механизмы тормозов для всех колес – барабанного типа с двумя тормозными колодками.

Привод рабочей тормозной системы – двухконтурный пневматический, с раздельным управлением тормозами колес передней оси и задней тележки, приводится в действие ножной педалью. Стояночная и запасная тормозные системы приводятся в действие поворотом рукоятки (крана) ручного тормоза, а вспомогательная, действующая за счет прекращения подачи топлива при перекрытых выхлопных трубах (принцип «торможения двигателем») служит для уменьшения нагрузки на колодки и тормозные барабаны, например, на затяжных спусках. Наверное, именно поэтому такого рода вспомогательная тормозная система иногда называется на иначе, как «горный тормоз».

Съемные автошины Камаза 5320

Колеса на автомобиле КАМАЗ 5320 съемные, монтируются на конических поверхностях. Автошины на КАМАЗ 5320 могут быть модели ИН-142Б радиальные, их размер- 260-508 R, максимальная нагрузка на шину 2250 кгс.

Все электрооборудование КАМАЗ 5320 питается от источника напряжением 24 вольта, это две включенные последовательно аккумуляторные батарей и генератор мощностью 800 ватт, имеющий встроенный выпрямительный блок на кремниевых диодах и интегрированный регулятор напряжения.

Применение в наши дни

Несмотря на то, что КАМАЗ 5320 уже более пятнадцати лет как снят с производства, машины эти до сих пор весьма популярны и востребованы в самых разных отраслях, не только в логистике, но и в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, строительстве и коммунальной службе. Так сложилось благодаря их надежности, неприхотливости, доступности всей номенклатуры запасных частей и, что главное, экономической целесообразности применения именно этой модели.

КАМАЗ 5320 со штатным прицепом может перевозить 16 тонн груза по любым дорогам, включая проселки в русской глубинке или на Крайнем Севере, при этом расход топлива КАМАЗ 5320 составляет не более 35 литров на 100 километров пути. Неспроста именно эта машина стала настоящей легендой, помните слоган – «Танки грязи не боятся!» – это про КАМАЗ 5320.

Основные технические характеристики для грузовика КАМАЗ 5320, бортового базового варианта:

  • Длина — 739 сантиметров
  • Ширина — 250 сантиметра
  • Высота — 283 сантиметра
  • База задней тележки — 132 сантиметра
  • Колея передних колёс — 201сантиметр
  • Колея задних колёс — 185 сантиметров
  • Наименьший дорожный просвет — 34,5 сантиметра
  • Погрузочная высота — 137 сантиметров
  • Снаряжённая масса — 7500 килограммов
  • Грузоподъёмность — 8000 килограммов
  • Максимальная масса буксируемого прицепа — 8000 килограммов
  • Максимальная полная разрешенная масса – 15 305 килограммов
  • Максимальная скорость, км/ч — 85
  • Тормозной путь для автопоезда с полной нагрузкой со скорости 40 км/ч, метров — 21

Читайте также статью о том, каков объем кузова самосвала Камаз в кубах.

Применение в армии

Кстати о танках. Разумеется, столь удачная машина нашла себе применение и на военной службе. Специальная разработка для армии –Тайфун.

Кроме собственно использования в военных перевозках,на шасси этого грузовикам устанавливали и полевые кухни, и системы радиэлектронной борьбы, и даже полиграфическо-издательский комплекс, предназначенный для оперативного выпуска армейских газет.

Разумеется, сейчас многое поменялось, и в армии и в гражданской жизни, но КАМАЗ до сих пор не забыт.

Сколько стоит КАМАЗ 5320

Сегодня КАМАЗ 5320 «с пробегом» можно приобрести за цену буквально от 1500 до 300 000 рублей (базовая модель), чуть дороже могут стоить седельный тягач КАМАЗ-5410, самосвал 53121 (другой камаз-самосвал – 6520 и КамАз 55111) на шасси КАМАЗ 5320 и другие упомянутые в этой статье модели – они предлагаются на вторичном рынке по цене от 200 000 рублей.

Для холмистой и горной местности рекомендуют выбирать КамАЗы серии 65115 и 65116. Они имеют дополнительную шестерню вторичного вала (см. горный тормоз КамАЗ) позволяющую более эффективно тормозить двигателем.

Ну уж а история ралли “Париж – Дакар”, где КАМАЗы всегда занимают отнюдь не последние места, еще далеко не закончена. Модель, созданная специально для гонок – здесь.

machinspec.com


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf