logo1

logoT

 

Признаки датчик детонации


Симптомы неисправности датчика детонации (ДД) и как его проверить

Водители со стажем прекрасно помнят, как детонировали Жигули при заправке плохим бензином либо бензином с пониженным октановым числом. Детонация двигателя проявляет себя в момент глушения ДВС. Некоторое время после выключения зажигания он продолжает неравномерно вращаться, «дергаться».

Во время движения автомобиля на некачественном бензине могут, как говорят водители, «стучать пальчики». Это также проявление эффекта детонации. На самом деле, это – далеко не безобидный эффект. При его воздействии возникают значительные перегрузки на поршни, клапана, головку блока цилиндров, двигатель в целом. В современных автомобилях для предотвращения детонирования двигателя в системах управления применяют датчики детонации (ДД).

Что такое детонация

Детонация двигателя – процесс произвольного воспламенения смеси бензин-воздух без участия искры зажигания.

Теоретически, если давление в цилиндре превысит предельно допустимое значение для смеси с бензином определенного октанового числа, происходит самовоспламенение. Чем меньше октановое число бензина, тем при более низкой компрессии возможен этот процесс.

Во время детонирования двигателя процесс самовоспламенения имеет хаотичный характер, нет единого центра возгорания:

Если построить зависимость давления в цилиндре от угла зажигания, она будет иметь вид:

На графике видно, что при детонации пиковые значения давления в цилиндре практически вдвое превышает максимальное давление при нормальном сгорании. Такие нагрузки могут привести к поломке двигателя, даже такой серьезной, как трещина в блоке.

Основные факторы, приводящие к возникновению эффекта детонации:

  • неправильное октановое число заправленного бензина;
  • увеличению вероятности проявления данного эффекта способствуют конструктивные особенности ДВС (степень сжатия, форма поршня, особенности камеры сгорания и другие);
  • особенности эксплуатации силового агрегата (температура окружающей среды, качество бензина, состояние свечей, нагрузка и др.).

Назначение

Основное назначение датчика детонации – вовремя обнаружить зарождение этого вредного эффекта и передать сведения электронному блоку управления двигателем для корректировки качества смеси бензин-воздух и угла зажигания для предотвращения опасного детонирования двигателя.

Видео — что из себя представляет ДД:

Регистрация факта данного эффекта ведется путем преобразования механических колебаний двигателя в электрический сигнал.

Принцип работы

Принцип работы практических всех датчиков детонации основан на применении пьезоэлектрического эффекта. Пьезоэлектрический эффект – способность определенных материалов образовывать разность потенциалов при воздействии на него механических воздействий.

Большинство мужчин пользовались пьезозажигалками, и знают, что в них формируется нешуточная электрическая искра. Таких высоких напряжений в датчиках детонации не возникает, но полученного при этом сигнала достаточно для блока управления двигателем.

Виды

Применяется два типа датчиков детонации: резонансные и широкополосные.

Конструкция широкополосных ДД, применяемых в автомобилях ВАЗ, других автомобилей зарубежного производства:

Широкополосные датчики крепятся на блоке цилиндров в непосредственной близости от зоны сгорания. Крепление имеет жесткий характер, чтобы не демпфировать ударные импульсы при нарушениях работы ДВС.

Пьезокерамический чувствительный элемент формирует электрический импульс достаточной для обработки блоком управления двигателем амплитудой в широком диапазоне частот.

Широкополосные датчики формируют сигнал, как во время выключения зажигания при остановке двигателя на малой частоте вращения, так и на больших оборотах во время движения.

На некоторых автомобилях, например Toyota, применяют резонансные датчики:

Такие ДД работают на малых оборотах двигателя, при которых за счет явления резонанса достигается наибольшее механическое воздействие на пьезоэлектрическую пластину, соответственно, формируется большой сигнал. Не случайно, в этих датчиках устанавливается защитный шунтирующий резистор.

Преимущество резонансных датчиков – фильтрация механических воздействий при движении по неровной дороге, посторонних механических стуках, не связанных с детонацией двигателя.

ДД резонансного типа устанавливаются на собственное резьбовое соединение, напоминают по форме датчики давления масла.

Признаки неисправности датчика детонации

Основной признак, свидетельствующий о неисправности датчика детонации – непосредственно проявление эффекта некорректной работы двигателя, описанного выше.

Во многих случаях это может быть причиной механического разрушения датчика, в частности, в момент удара при аварии, либо проникновение влаги в разъем или через трещину в зону пьезодатчика.

Если ДД начинает механически разрушаться, в процессе движения величина напряжения на его выводах может скачкообразно изменяться. Блок управления двигателя будет реагировать на скачки напряжения, как на возможную детонацию.

Видео — симптомы неисправности датчика детонации, где находится на Лада Гранта и как его заменить:

При самопроизвольной корректировке угла зажигания двигатель начинает дергаться, обороты плавать. Такой же эффект может возникнуть, если ослабло крепление датчика.

Как проверить датчик детонации

Компьютерная диагностика не всегда регистрирует неисправность датчика детонации. Обычно диагностика двигателя происходит в стационарном режиме на СТО, а детонация больше проявляется во время движения автомобиля при повышенных нагрузках (на повышенной передаче) либо в момент выключения зажигания, когда компьютерная диагностика в принципе невозможна.

Без снятия с авто

Есть метод диагностики датчика детонации без снятия со штатного места. Для этого запускают и прогревают двигатель, затем на холостых оборотах небольшим металлическим предметом постукивают по крепежному болту датчика. Если наблюдается изменение частоты вращения двигателя (меняются обороты), значит, ДД исправен.

Это немного опасный метод. Можно повредить сам ДД и блок цилиндров тоже.

Мультиметром

Самый надежный способ проверки работоспособности – демонтировать датчик, отсоединить от него разъем, подключить к его выводам мультиметр в положении измерения напряжения 2 Вольта.

Затем необходимо металлическим предметом постучать по нему. Показания мультиметра должны увеличиться с 0 до нескольких десятков милливольт (лучше проверить амплитуду импульсов по справочнику). В любом случае, если напряжение при постукивании увеличилось, датчик электрически исправен.

Еще лучше вместо мультиметра подключить осциллогаф, тогда можно точно определить даже форму выходного сигнала. Такую проверку лучше сделать на СТО.

Замена

В том случае, если есть подозрение на неисправность датчика детонации, его следует поменять. Вообще, они очень редко выходят из строя и имеют большой ресурс, зачастую превышающий ресурс двигателя. В большинстве случаев неисправность образуется как последствие аварии или демонтажа силового агрегата во время капитального ремонта.

Принцип работы датчиков детонации одинаков для каждого типа (резонансные и широкополосные). Поэтому иногда можно использовать устройство от других моделей двигателей, если не находится родной. Разумеется, если он подходит по посадочным данным и разъему. Допускается установка ДД, бывшего в эксплуатации, с разборки.

Советы

Некоторые автолюбители забывают о ДД, так как он редко напоминает о своем существовании, и его проблемы не вызывают таких последствий, как при неисправности, например, датчика положения коленвала.

Тем не менее, результатом неисправности этого устройства могут быть гораздо большие проблемы с двигателем. Поэтому при эксплуатации автомобиля следите, чтобы датчик детонации:

  • был надежно закреплен;
  • на его корпусе не было масляных жидкостей;
  • на разъеме не было следов коррозии.

Разбираемся какое масло лучше заливать в двигатель зимой для нашего климата.

Как проверить ДТОЖ мультиметром и какие нюансы при этом лучше знать.

Принцип работы датчика АБС https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-proverit-datchik-abs.html  и как его проверить на работоспособность.

Видео — где стоит датчик детонации ЗАЗ Ланос, Шанс,  Чери и как его проверить мультиметром, а также не снимая его с авто:

Может заинтересовать:

Как заменить датчик детонации автомобиля?

Основные признаки неисправности датчика детонации дают возможность сделать вывод о необходимости проведения его замены. Детонация является основным недостатком двигателя внутреннего сгорания, имеет значительное влияние и пренебрегать ей нельзя. Среди множества различных датчиков, используемых для улучшения работы двигателя автомобиля, датчик детонации применяется для предотвращения детонационного сгорания топлива.

Детонацию горения топливной смеси можно выявить по ее главной черте – возникновению звонких стуков, которые по их признакам часто считают за стук пальцев поршневой группы. Усилие при детонации очень большое, когда неисправны системы предотвращения детонации мотор может выйти из строя через пять тысяч километров пробега.

При отклонении характеристики качества топливной смеси или угла зажигания от номинальных величин повышается детонация, снижается мощность и повышается температура мотора.

Первой основной функцией датчика детонации является своевременная реакция на факторы незапланированного горения, чем дает возможность электронному блоку вносить изменения в функционирование двигателя.

Как проверить датчик детонации

  • Равной заменой рабочим датчиком.
  • Тестирование электронного блока на запущенном двигателе.
  • С помощью мультитестера.

Устройство датчика довольно надежное и простое, поэтому крайней необходимости в постоянном его обслуживании и контроле не требуется, кроме заводского брака или явных признаков поломки.

Признаки неисправности

  1. Повышенный расход топлива.
  2. Плохая приемистость.
  3. Загорается индикатор «Чек» на приборной панели.
  4. Часто возникающий звук детонации.
  5. Большая дымность выхлопных газов.
  6. Уменьшение мощности двигателя.

Основным признаком поломки датчика детонации является загорание индикатора ошибки на приборной панели. Исправность этого датчика или его поломка определяется электронным блоком, и при отсутствии сигнала необходимой формы и величины, компьютер переключается в режим тестирования фактора неисправности датчика. Если такая настройка не дает результата, то электронная система обогащает горючую смесь и одновременно снижает угол опережения зажигания.

Аналогичный порядок действий обусловлен необходимостью предотвращения выхода из строя газораспределительного механизма и последующее разрушение элементов поршневой группы.

Неисправный датчик детонации не способен остановить работу мотора, поэтому часто у многих водителей появляется вопрос о том, на что может влиять этот датчик, и нужен ли он вообще, если работоспособность силового агрегата сохраняется.

Его поломка делает функционирование автомобильного двигателя не оптимальной. Чтобы создать повышенную экономичность и эффективность мотора автомобиля, его главный режим подобран в интервале наименьшего обогащения топливной смеси. При наибольшем угле зажигания. Такие наиболее выгодные условия близки с режимом появления и развития горения топлива с детонацией.

С помощью контроля над детонацией удается подойти наиболее близко к границе, за которой оптимальное сгорание топлива переключится на детонационный режим, с быстрым последующим выходом двигателя из строя. Наиболее выгодная по экономии топливная смесь является такой смесью, которая горит с малым признаком возникновения детонации. Считывание датчиком явления детонации дает возможность точно откорректировать состав горючей смеси.

По принципу действия этот датчик аналогичен простому пьезоэлектрическому микрофону, который отрегулирован на некоторую частоту звука, который характерен только для детонации. В работающем моторе много деталей, создающих звук определенной собственной частоты. Чтобы предотвратить ложные срабатывания датчика на посторонние звуки, его чувствительный элемент – сенсор, настраивается на детонационную звуковую волну.

Для детонации характерен звук частотой от 25 до 75 герц. Другие звуки способны сказать о неисправностях вкладышей, поршней и пальцев двигателя.

Сильные металлические звуки, появляющиеся при первых симптомах детонации топливной смеси, проходя по металлическому блоку двигателя, доходят до пьезокристалла, встроенного в корпус, и вынуждают его колебаться в резонанс и генерировать на клеммах слабый электрический сигнал.

Действие датчика детонации заключается в получении от электронного блока сигнала определенной частоты и величины. При этом он оставляет его без изменений, и доказывает свою работоспособность. Когда пьезокристал срабатывает, то частота и величина сигнала повышаются, что позволяет микрокомпьютеру откорректировать характеристики работы двигателя. При этом сила сигнала на клеммах датчика непосредственно зависит от силы колебаний звука.

По устройству отличают два главных вида датчиков детонации:

  1. Широкополосные датчики.
  2. Резонансный вид датчика.

Первый вид устройства принимает несколько основных значений частоты сигнала. По ним он создает определенную величину и частоту сигнала для электронного блока. Второй вид настроен на другую определенную частоту, и выдает сигнал только при возникновении или совпадении резонанса с волнами звука, создающимися явлением детонации при сгорании топливной смеси.

Где находится датчик детонации

Сенсорный элемент расположен на блоке цилиндров мотора между 2-м и 3-м цилиндрами, так как это самое горячее место на двигателе, и оптимальное расстояние по отношению к обоим цилиндрам. Подбор места расположения датчика не случайный, так как детонация начинает развиваться именно в наиболее нагретой камере сгорания, в отличие от остальных цилиндров, где температура только что достигла допустимой величины.

Место фиксации датчика должно иметь плоскую ровную поверхность, чтобы не допустить искажения звука или акустического сопротивления. Корпус устройства всегда фиксируется с помощью резьбовой шпильки, дающей гарантию качественного прилегания к нужному месту.

Способы проверки работоспособности

При появлении на приборной панели индикатора неисправности датчика детонации многие водители часто игнорируют такой сигнал, снимают на некоторое время провода с батареи аккумуляторов, и перезагружают электронный блок. Этим удаляется сообщение неисправности. Они даже не хотят проверить содержание этой ошибки. Такой сигнал позволяет сравнить возможные симптомы с другими рабочими признаками на работающем моторе.

При этом рекомендуется расшифровать код неисправности, и узнать в чем ее причина. Это может быть серьезной поломкой, которая может вывести из строя мотор в целом. Можно проверить признаки неисправности на работающем моторе, но сначала нужно залить заведомо качественный бензин прогреть двигатель до рабочих параметров. Нужно протестировать работу двигателя – не возникнут ли другие признаки неисправности. На малой скорости до 35 км в час можно переключиться на более высокую передачу, и быстро увеличить обороты мотора педалью газа.

Если датчик исправен, то на короткое время будет слышен детонационный звон, и электронный блок быстро скорректирует детонационное горение путем изменения состава горючей смеси. Если таких симптомов нет, то, скорее всего датчик детонации неисправен.

Чтобы дополнительно проверить работоспособность этого сенсора, можно применить особенность работы электроники автомобиля. При этом электронный блок переключится  на аварийный режим с небольшим углом опережения зажигания и топливная смесь значительно обогатится. Это даст возможность сохранить работоспособность мотора при неисправном датчике детонации.

Косвенные признаки неисправности

  • Большое повышение расхода топлива при сильно выраженном снижении приемистости и мощности двигателя.
  • Свечи зажигания забиваются нагаром, ввиду чрезмерного обогащения горючей смеси.
  • Возникновение калильного зажигания, а также «троение» мотора при работе.
  • Двигатель быстро перегревается, даже при прохладной погоде.

Ездить на таком автомобиле с рассмотренными признаками запрещается, требуется выполнить проверку и при необходимости установить новый датчик детонации.

Проверка датчика со снятием

Необходимо найти место нахождения датчика. Чаще всего это место находится в середине блока цилиндров между средними цилиндрами. Однако лучше прочитать руководство по автомобилю и выяснить вид датчика, его сопротивление и маркировку.

Порядок снятия

Вначале необходимо открутить гайку на шпильке ключом на 13 или 22 мм, в зависимости от конструкции датчика. Затем следует аккуратно отключить и убрать в сторону электрический разъем, демонтировать датчик со шпильки. На корпусе имеется два контакта – сигнальная клемма и масса.

Внутри датчика расположен пьезоэлектрический кристалл, который чувствителен к падениям на пол и различным ударам. Его конструкция неразборная, поэтому не следует пытаться его разобрать.

Для тестирования работы сенсора можно применить мультиметр с интервалом измерений в несколько тысячных вольта. При этом не следует применять для щупов старые скрученные проводники, так как их сопротивление не сочетается с мультиметром. К среднему отверстию датчика нужно подключить отрицательный щуп мультиметра, а положительный щуп – к клемме управления. По возможности следует применять более короткие измерительные проводники.

Аккуратно, с малым воздействием ударяем каким-либо металлическим предметом по металлическому среднему элементу сенсора. При этом мультиметр должен показать некоторый скачок напряжения до 150 милливольт, что означает исправность датчика. В противном случае никаких всплесков напряжения не будет.

При наличии у вас других заведомо исправных датчиков можно провести на них тестирование показаний напряжения. Лучше, если эти датчики уже были в употреблении, но еще исправны. Это будет залогом проведения правильной проверки.

Признаком проблем с работоспособностью детонационного сенсора является слишком высокое или низкое внутреннее сопротивление.

Чтобы проконтролировать, есть ли внутренний контакт, нужно измерить значение сопротивления между клеммами датчика, и сравнить их с параметрами, указанными в инструкции.

Наиболее надежным методом проверки работоспособности датчика является его установка на автомобиле с исправным датчиком. Возникновение легкой детонации подтверждает признак того, что датчик не работал. Дополнительно можно поставить проверяемый сенсор на другой мотор и проверить его на возникновение детонации при быстром нажатии на педаль газа. В результате необходимо провести сравнение симптомов работы неисправного и исправного сенсора. Если признаки проявятся и на другом двигателе, то датчик необходимо заменить новым.

Как заменить датчик детонации

Замена датчика должна производиться только на аналогичную марку, и при условии совпадения номера по каталогу. Это требование необходимо соблюдать для создания безопасной и качественной работы электронного блока. Однако имеется опасность ошибиться, если это окажется поддельным китайским изделием.

Необходимо следить за исправностью сенсора, и не стоит откладывать его замену, если это необходимо. Процедуру замены можно выполнить самостоятельно. Для этого нужны гаечные ключи и новый датчик детонации.

Порядок замены

  1. В первую очередь необходимо определить местонахождения этого сенсора на вашем автомобиле. Это можно сделать по прилагаемому к автомобилю руководству, или найти видеоролик в интернете. Обычно его располагают между цилиндрами на блоке двигателя. У иностранных марок автомобилей он может располагаться в канале системы охлаждения мотора. У двигателей с турбонаддувом придется снять интеркулер, для того чтобы демонтировать датчик детонации.
  2. Провести подготовительные работы. Сначала двигатель нужно охладить. Затем, если автомобильная аудиосистем оборудована охранным кодом, то нужно найти его, в противном случае ее будет невозможно включить. Далее, при вкрученном сенсоре в систему охлаждения мотора, необходимо слить охлаждающую жидкость, чтобы не допустить ее потери при замене сенсора.
  3. Процедуру нужно начинать с батареи аккумуляторов, отключив от нее минусовой провод. Если датчик детонации был установлен с двумя контактами, то перед его снятием нужно отключить датчик еще и от проводной колодки.
  4. Открутить датчик с помощью гаечного ключа. Размер ключей может быть различным: 12, 13 или 22, в зависимости от вида крепления.
  5. Установить и зафиксировать новый датчик на штатное место. Нельзя затягивать гайку с чрезмерным усилием. Новые датчики производятся с резьбой, покрытой специальным герметиком с антипригарными свойствами. Подключить все разъемы и провода электрической цепи, и заполнить охлаждающую систему антифризом. Установить на место интеркулер турбонаддува.

Этот процесс замены не всегда можно выполнить самостоятельно, так как на некоторых автомобилях к нему трудно добраться. В таких случаях лучше обратиться в автомастерскую.

Замена датчика на отечественных автомобилях

Движение на автомобиле с неисправным датчиком детонации недопустимо. Как и другие устройства контроля и настройки режима работы мотора, сенсор детонации должен всегда находиться в исправном виде, так как нарушение этих процессов приведет к поломке двигателя. Детонация, кроме уменьшения мощности, разрушает весь двигатель.

Детонацию можно сравнить с взрывом, увеличивающим давление в камере сгорания, и поломку клапанов и поршней, а также цилиндров. Поэтому быстрая замена поврежденного датчика является обязательной работой во время технического обслуживания автомобиля.

На отечественных автомобилях предусмотрено в основном два типа датчиков: 2-контактные и 1-контактные. Эти устройства имеют значительные отличия, их замена между собой не допускается. Необходимо приобретать только тот вид датчика, который предусмотрен именно на вашем моторе.

Одноконтактный сенсор нужно выкручивать с помощью торцового ключа. Заблаговременно нужно выключить зажигание и отключить проводку. Если датчик имеет два контакта, то откручивается не датчик, а гайка крепления. Перед снятием проводятся те же процедуры.

После снятия нужно установить новый сенсор, затянуть гайку и подключить провода. Чтобы удалить все ошибки электронного блока, нужно снять аккумуляторную минусовую клемму, и подождать около 30 секунд, затем снова подключить ее.

Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110. — DRIVE2

Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110. В ВАЗе всегда что-то ломается Если автовладелец знает признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 (и, конечно же, других контроллеров) и умеет считывать ошибки, показанные ЭБУ, это может сильно облегчить ему жизнь. Ни один датчик не встроен в машину просто так, каждый предназначен конструкторами для поддержания и проверки штатной работы разных узлов. С этой точки зрения устройство, отображающее уровень детонации, особо примечательно. Пока движок работает нормально и взрывов в нем не происходит, ДД, можно сказать, спит. Система управления автомобилем пользуется табличными, оптимальными параметрами, давая указания мотору. Однако в случае возникновения детонации, датчик моментально замеряет ее силу, передает данные бортовому компьютеру, и тот уменьшает угол опережения. Коррекция происходит до тех пор, пока совместными усилиями ДД и ЭБУ детонация не прекращается, после чего датчик снова, как бы, затаивается и засыпает. Благодаря таким действиям предотвращаются все неприятности и опасности, которыми грозит детонирующая топливно-воздушная смесь. А их не так уж и мало, и они, порой, могут причинить существенный ущерб моторному узлу в частности и автомобилю в целом. Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 помогут его владельцу понять, что происходит с его машиной и своевременно принять соответствующие меры. О том, на какие визуальные моменты следует обратить внимание, прежде всего, чтобы вовремя обнаружить неисправность ДД, и как ее предотвратить.

Что можно заметить в первую очередь Сам по себе датчик детонации довольно надежен и из строя выходит не так уж часто. Однако проверить его работоспособность следует в случае нехарактерного поведения движка: явственное падение мощности мотора; «тупость» движка, повышение оборотов на низких скоростях; ухудшение разгона машины; повышение потребления топлива. Оно может достигать +10%; более дымный, чем обычно, выхлоп. Может также наблюдаться стук пальцев и резкие рывки в движении, но это уже более индивидуальные реакции. Дополнительная проверка Что касается электронных предупреждений. К сожалению, система управления нередко ошибается. Так что прежде, чем довериться ее сведениям, стоит провести дополнительную проверку. Код 34 обозначает выход из строя ДД. Однако чтобы убедиться в этом, нужно обнулить результаты самодиагностики, сделать кружок в пару километров вокруг дома и снова глянуть на показания. Если сигнала об ошибке нет, значит, либо заблуждался бортовой компьютер, либо датчик работает с перебоями из-за отошедших или окисленных контактов. Код 325 сообщает про обрыв ДД. Но нередко блок заносит в свою память под этими цифрами неисправности датчика положения дроссельной заслонки. Для проверки предположения нужно залезть в меню и посмотреть данные напряжения на подозреваемом датчике: если барахлит ДПДЗ, оно будет прыгать, в то время как показания по детонации остаются в норме.

Поиски причины Как уже было сказано, ДД является на удивление крепким устройством. В большинстве случаев достаточно поискать разрыв цепи, и в первую очередь проверить клеммы. Провода прозваниваются, если самодиагностика загорается не сразу, а при раскрутке движка выше 3000 об/мин. Если электрика в порядке, проверяется сам датчик детонации. Он находится слева по ходу движения, там, где стоит воздушный фильтр. Добраться до него тяжеловато, поскольку ДД расположен между цилиндрами – это позволяет ему снимать показания со всего блока. Датчик демонтируется. Для этого потребуется ключ-торец на 13, если на вашей машине установлен одноконтактный ДД, и на 22, если стоит двухконтактный. Берется вольтметр с хорошей чувствительностью и настраивается на режим до 200 Мв. При наличии 2 контактов разъемы датчика подсоединяются к прибору. На другой разновидности датчика один щуп кидается на контакт, второй – на корпус. Отверткой, болтом или тяжелой ручкой производятся постукивания по корпусу с разной силой (но без усердия). Показания вольтметра должны колебаться: чем ощутимее удар, тем больше скачок.

Если прибор не реагирует на воздействия – нужно менять датчик. Иногда люди пытаются сэкономить на нем, покупая б/у, но делать этого не стоит: новый стоит 200-300 рублей, что можно считать вполне доступным, а побывавший в употреблении может оказаться в еще более плохом состоянии, чем снятый. Если все проверки проведены и даже ДД заменен, а признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 сохраняются, значит, дело совсем не в нем. Детонацию вызывают другие факторы, среди которых на первом месте – залитый в непроверенном месте бензин. Однако могут сказываться и другие факторы: проблемы с компрессией, залитые или перегоревшие свечи и т.д. Если вы уверены в целостности датчика детонации, копаться во внутренностях автомобиля придется гораздо глубже.

Page 2

Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110. В ВАЗе всегда что-то ломается Если автовладелец знает признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 (и, конечно же, других контроллеров) и умеет считывать ошибки, показанные ЭБУ, это может сильно облегчить ему жизнь. Ни один датчик не встроен в машину просто так, каждый предназначен конструкторами для поддержания и проверки штатной работы разных узлов. С этой точки зрения устройство, отображающее уровень детонации, особо примечательно. Пока движок работает нормально и взрывов в нем не происходит, ДД, можно сказать, спит. Система управления автомобилем пользуется табличными, оптимальными параметрами, давая указания мотору. Однако в случае возникновения детонации, датчик моментально замеряет ее силу, передает данные бортовому компьютеру, и тот уменьшает угол опережения. Коррекция происходит до тех пор, пока совместными усилиями ДД и ЭБУ детонация не прекращается, после чего датчик снова, как бы, затаивается и засыпает. Благодаря таким действиям предотвращаются все неприятности и опасности, которыми грозит детонирующая топливно-воздушная смесь. А их не так уж и мало, и они, порой, могут причинить существенный ущерб моторному узлу в частности и автомобилю в целом. Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 помогут его владельцу понять, что происходит с его машиной и своевременно принять соответствующие меры. О том, на какие визуальные моменты следует обратить внимание, прежде всего, чтобы вовремя обнаружить неисправность ДД, и как ее предотвратить.

Что можно заметить в первую очередь Сам по себе датчик детонации довольно надежен и из строя выходит не так уж часто. Однако проверить его работоспособность следует в случае нехарактерного поведения движка: явственное падение мощности мотора; «тупость» движка, повышение оборотов на низких скоростях; ухудшение разгона машины; повышение потребления топлива. Оно может достигать +10%; более дымный, чем обычно, выхлоп. Может также наблюдаться стук пальцев и резкие рывки в движении, но это уже более индивидуальные реакции. Дополнительная проверка Что касается электронных предупреждений. К сожалению, система управления нередко ошибается. Так что прежде, чем довериться ее сведениям, стоит провести дополнительную проверку. Код 34 обозначает выход из строя ДД. Однако чтобы убедиться в этом, нужно обнулить результаты самодиагностики, сделать кружок в пару километров вокруг дома и снова глянуть на показания. Если сигнала об ошибке нет, значит, либо заблуждался бортовой компьютер, либо датчик работает с перебоями из-за отошедших или окисленных контактов. Код 325 сообщает про обрыв ДД. Но нередко блок заносит в свою память под этими цифрами неисправности датчика положения дроссельной заслонки. Для проверки предположения нужно залезть в меню и посмотреть данные напряжения на подозреваемом датчике: если барахлит ДПДЗ, оно будет прыгать, в то время как показания по детонации остаются в норме.

Поиски причины Как уже было сказано, ДД является на удивление крепким устройством. В большинстве случаев достаточно поискать разрыв цепи, и в первую очередь проверить клеммы. Провода прозваниваются, если самодиагностика загорается не сразу, а при раскрутке движка выше 3000 об/мин. Если электрика в порядке, проверяется сам датчик детонации. Он находится слева по ходу движения, там, где стоит воздушный фильтр. Добраться до него тяжеловато, поскольку ДД расположен между цилиндрами – это позволяет ему снимать показания со всего блока. Датчик демонтируется. Для этого потребуется ключ-торец на 13, если на вашей машине установлен одноконтактный ДД, и на 22, если стоит двухконтактный. Берется вольтметр с хорошей чувствительностью и настраивается на режим до 200 Мв. При наличии 2 контактов разъемы датчика подсоединяются к прибору. На другой разновидности датчика один щуп кидается на контакт, второй – на корпус. Отверткой, болтом или тяжелой ручкой производятся постукивания по корпусу с разной силой (но без усердия). Показания вольтметра должны колебаться: чем ощутимее удар, тем больше скачок.

Если прибор не реагирует на воздействия – нужно менять датчик. Иногда люди пытаются сэкономить на нем, покупая б/у, но делать этого не стоит: новый стоит 200-300 рублей, что можно считать вполне доступным, а побывавший в употреблении может оказаться в еще более плохом состоянии, чем снятый. Если все проверки проведены и даже ДД заменен, а признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2110 сохраняются, значит, дело совсем не в нем. Детонацию вызывают другие факторы, среди которых на первом месте – залитый в непроверенном месте бензин. Однако могут сказываться и другие факторы: проблемы с компрессией, залитые или перегоревшие свечи и т.д. Если вы уверены в целостности датчика детонации, копаться во внутренностях автомобиля придется гораздо глубже.

Симптомы неисправности датчика детонации и его диагностика

Диагностика и ремонт14 января 2018

В электронном управлении бензиновым мотором задействована группа датчиков, постоянно передающих информацию контроллеру. Но есть один дополнительный элемент, пребывающий в спящем режиме и подающий сигнал тревоги в определенный момент – когда в камерах сгорания детонирует воздушно-топливная смесь. Это явление сильно вредит деталям двигателя, значительно ускоряя износ поршней и головки цилиндров. Поэтому водителям, собственноручно ремонтирующим машины, желательно знать, как проверить датчик детонации при появлении характерных симптомов неисправности.

Что такое детонация в моторе?

Бензиновые двигатели рассчитаны на определенную скорость горения топливовоздушной смеси в цилиндрах, соответствующую степени сжатия. Когда горючее сжигается слишком медленно, мотор существенно теряет мощность. Если же скорость сжигания в камерах превышает расчетную, возникает детонационное горение – микровзрыв, сопровождающийся резким выделением большого количества энергии в закрытом пространстве.

Симптомы возникновения детонации – вибрация и звонкий стук поршневых пальцев, вызванный ударной волной из камеры сгорания. Причина – использование бензина с более низким октановым числом, нежели предусмотрено конструкцией двигателя. Как это происходит:

  1. Низкооктановая горючая смесь, рассчитанная на сжигание при давлении 8–9 Бар (условно), сжимается поршнем до 12 Бар.
  2. От искры смесь воспламеняется и начинает сгорать с высокой скоростью. Образуется ударная волна, ускоряющая сжигание, которое, в свою очередь, усиливает эту волну. Возникает детонация.
  3. Результат – сильнейший удар по днищу поршня, передающийся шатуну и коленчатому валу. Разрушительной вибрации подвергаются все движущиеся детали мотора.

Важно! Детонационное горение часто путают с эффектом «псевдодизель» – самопроизвольное воспламенение топлива без искры на электродах свечи.

Последнее возникает из-за образования в камерах дополнительных источников высокой температуры – раскаленного слоя нагара. Тогда смесь возгорается сама – от сжатия и контакта с этим источником. Двигатель продолжает работать даже с выключенным зажиганием.

Как функционирует измеритель?

Постоянно работать в режиме детонации мотор неспособен – цилиндропоршневая группа разрушится очень быстро. Поэтому датчик детонации отвечает за обнаружение первичной ударной волны в камерах и оповещении электронного блока управления, который принимает дальнейшие меры по недопущению микровзрывов.

Уменьшить скорость горения смеси можно тремя способами:

  • понизить степень сжатия (раньше под головку цилиндров ставили дополнительные прокладки);
  • организовать вспышку на долю секунды позже, то есть, уменьшить угол опережения зажигания;
  • не заливать бензин с низким октановым числом и малой детонационной стойкостью.

Из перечисленных способов контроллеру доступен только один – корректировка угла опережения. Когда хозяин автомобиля заливает неподходящее либо некачественное топливо, в камерах образуется ударная волна от слишком быстрого сжигания. Датчик детонации находится снаружи на стенке блока цилиндров, регистрирует зарождающиеся микровзрывы и подает импульс напряжения блоку управления. Последний реагирует и уменьшает угол опережения – делает зажигание поздним.

Совместные действия контроллера и детонационного датчика позволяют сберечь детали двигателя, но ухудшают ездовые характеристики. Машина после заправки начинает «тупить» и расходовать больше бензина – это не симптомы неисправного датчика, а результат заливки низкооктанового топлива и признак корректной работы измерителя. Неполадка проходит сама, когда вы используете плохое горючее и заправите качественное.

Типы и устройство датчиков

Бензиновые моторы современных машин оснащаются двумя разновидностями измерителей детонации – резонансные и широкополосные. Первый, более распространенный тип, настроен на регистрацию ударных волн узкого диапазона, то есть, каждый элемент предназначен под конкретную модель двигателя. Широкополосные приборы отличаются универсальностью, но стоят дороже и встречаются реже.

Измерители действуют по одному принципу и состоят из таких элементов:

  • корпус с отверстием или шпилькой для крепления к блоку цилиндров;
  • вибрационная пластина;
  • элемент пьезоэлектрический;
  • изоляционный слой;
  • балластное сопротивление (на широкополосных приборах).

Алгоритм работы датчика прост: при возникновении детонации пластина вибрирует и воздействует на пьезоэлемент. Тот вырабатывает импульс высокого напряжения, передающийся контроллеру. Чем сильнее взрыв топливной смеси в камере, тем выше потенциал импульса. Блок управления делает зажигание более поздним и машина разгоняется медленнее, как бы сильно водитель ни нажимал педаль акселератора.

И наоборот, неисправность датчика детонации вызывает громкий перестук поршневых пальцев, поскольку контроллер не корректирует угол опережения под некачественное топливо. В данном случае исправность мотора зависит только от автолюбителя – насколько резко он станет нажимать газ.

Измеритель плотно прилегает к блоку цилиндров и не реагирует на другие вибрации двигателя, а только на детонационные процессы. Датчик считается очень надежным элементом и подчас служит дольше, нежели сам силовой агрегат. Многие автолюбители, эксплуатирующие машины в течение десятков лет, даже не слышали о его существовании.

Диагностика элемента

Четко выявить все признаки неисправности датчика детонации довольно сложно из-за «спящего» режима работы элемента. Если постоянно заправлять бак качественным топливом и бережно эксплуатировать автомобиль, то о вышедшем из строя приборе вы можете узнать нескоро.

Главный симптом неисправности – появление детонации как таковой. Если при резком нажатии на акселератор от мотора слышится звонкий стук поршневых пальцев, то электронный блок управления больше не корректирует зажигание. Скорее всего, проблема связана с датчиком.

Справка. Нередко случается, что отказ детонационного измерителя не могут определить специалисты станции техобслуживания. Здесь играет роль квалификация мастеров.

Первый способ диагностики производится «на слух» на работающем прогретом двигателе в такой последовательности:

  1. Обеспечьте доступ к элементу, чтобы к нему можно было прикоснуться рукой. При необходимости снимите воздушный фильтр и патрубок.
  2. Заведите мотор и оставьте работать на холостых оборотах коленчатого вала.
  3. Возьмите небольшой металлический предмет и аккуратно постучите по корпусу датчика, прислушиваясь к силовому агрегату.
  4. Если стук по прибору вызывает изменение в работе двигателя, элемент наверняка исправен. В противном случае прибор нужно демонтировать, чтобы проверить дополнительно.

Иногда вполне рабочий датчик откручивается в результате вибрации и плотно не прилегает к блоку цилиндров, а потому неспособен уловить детонацию. Убедитесь в надежности крепления прибора, прежде чем стучать по корпусу и делать выводы.

Более точная диагностика – проверка датчика детонации мультиметром. Способ основан на принципе действия приборчика – выработке электрического импульса пьезоэлементом от воздействия вибрационной пластины. Как диагностировать неполадку:

  1. Отключите жгут электропроводки и демонтируйте деталь с блока цилиндров.
  2. Настройте мультиметр на измерение максимального напряжения 200 мВ и подсоедините зажимы к выводам датчика.
  3. Возьмите небольшой рожковый ключ и постучите по корпусу элемента (без фанатизма), наблюдая за показаниями дисплея.
  4. В идеале должны наблюдаться скачки напряжения, измеряемые десятками милливольт. Чем сильнее удар, тем большее значение покажет рабочий датчик. Реакции нет – покупайте новую запчасть.

В процессе диагностики не забывайте об исправности передаточного звена – контактов и электропроводки. Если детонационный измеритель работоспособен, но стук пальцев при нажатии акселератора все равно прослушивается, прозвоните подводящий кабель и зачистите окислившиеся контакты.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf