logo1

logoT

 

Ремонт пластмассовых изделий своими руками


Как починить сломанные изделия из пластика

Icer

Огромное количество повседневных вещей, которые мы используем, сделаны из разных полимеров, которые большинство людей просто выбрасывают, когда они сломаются. Узнав, как исправить сломанный пластик, я превратился в заядлого паяльщика, и готов поделиться с вами историей спасенных вещей.

Мои победы

Посмотрите на количество вещей, которые могли быть просто выброшены, и которые я спас от этой участи, вернув им второй шанс:

  • очки;
  • стулья;
  • ковши;
  • кухонные контейнеры;
  • игрушки;
  • ручки шкафов и холодильников;
  • щетки для волос;
  • плечики;
  • сандалии;
  • автомобильные детали;
  • электронные шкафы;
  • бейджи и многие другие предметы.

Список бесконечен. Итак, давайте узнаем, как их можно сварить, а для этого мне нужно рассказать вам о технике пайки, которая подходит для большинства случаев.

Техника пайки

В большинстве случаев вам понадобятся только:

  1. Паяльник. Простой с плоским наконечником, используемый в электронике с оловянным припоем.
  2. Респиратор. Для защиты органов дыхания от пластмассовых газов (вытяжка для удаления паров — лучшее решение).

Если ваш пластик тонкий, отсутствует кусок, или его необходимо сделать герметичным для жидкости или восстановить безопасность электроприборов, вам также может потребоваться:

  1. Одноразовые пластиковые полоски.
  2. Скрепка или проволока.
  3. Суперклей, паяльные зажимы или другой способ удерживать детали на месте, которые вы их свариваете.

Важно! Некоторые пластики под воздействием солнечных лучей ломаются довольно легко и рушатся сами по себе. В этих случаях сварка не поможет.

Подготавливаю паяльник

  • Модели с регулятором температуры. Существует много типов паяльников и паяльных станций. Помимо обычных классических, есть ряд моделей, у которых можно установить желаемую температуру. Если пластик слишком сильно нагреть, он может потерять свои первоначальные свойства, ослабеть и сломаться. Также воздействие высоких температур вызывает образование токсичного дыма.
  • Модели с плоским наконечником. Для пайки пластика лучше всего использовать плоский наконечник. Но если его нет, можно сплюснуть уже имеющийся. Сделать это можно предварительно обстучав его молотком, а затем сдавив в тисках.

Подготавливаю дополнительный материал

Ваш пластик слишком тонкий или имеет отверстия? Тогда необходимо использовать пластмассовые детали для добавления материала в оригинальный пластик. Лучший вариант — взять полоски из пластика того же типа, который вы свариваете.

Но если такой возможности нет, на фотографиях выше показаны простые решения данной задачи:

  • вырезать из тонких пластиковых деталей, таких как бутылки с шампунем, бутылочки для животных и т.п.;
  • использовать пластиковые застежки-молнии или пластиковые хомуты для проводки;
  • снять ободок с ПЭТ бутылок.

Усиливаю детали

Несмотря на то, что в процессе ремонта будут сделаны очень прочные пластиковые сварные швы, в некоторых случаях даже небольшое постоянное напряжение может снова сломать отремонтированный предмет.

Чтобы избежать этого:

  • Скрепляю наиболее нагруженные участки с помощью металлических скоб строительного степлера.
  • Припаиваю перпендикулярные усилители из пластика.
  • Усиливаю швы с помощью толстой проволоки.
  • Накладываю усилители из алюминиевой фольги от пивных банок.

Фиксирую детали

Если есть трудности при пайке, то необходимо надежно зафиксировать свариваемые детали. Для этого можно использовать специальные паяльные зажимы или суперклей, чтобы временно соединить их на место перед пайкой.

Защищаю органы дыхания

Вот несколько советов, чтобы избежать пагубного воздействия дыма:

  • Использовать респиратор.
  • Проводить пайку на уровне головы и выше (дым будет уходить вверх, минуя органы дыхания).
  • Использовать любой вентилятор в качестве вытяжного.
  • Используя паяльник с регулятором нагрева, при появлении дыма следует уменьшить температуру.
  • В качестве альтернативы паяльнику с регулятором вы можете подключить вилку к регулятору напряжения, чтобы уменьшить мощность и температуру наконечника.

Перчатки и очки:

  • Перчатки могут защитить вас от ожога — некоторые паяльники достигают температур около 600 °C.
  • Не забудьте защитить линзы пластиковых очков от случайного нагрева с помощью термостойкого прозрачного покрытия. Лучше всего использовать очки со стеклянными линзами.

Приступаю к пайке

Секрет успешного ремонта состоит в том, чтобы расплавить пластик в месте слома так, чтобы обе расплавленные части соединились вместе, буквально сварив себя. Вот как я это делаю:

  1. Помещаю наконечник паяльника в место разлома.
  2. Немного подталкиваю его вперед, чтобы образовать расплавленную пластиковую массу вдоль разлома.
  3. Повторяю это снова за последней сформированной частью, чтобы сделать другую массу рядом с предыдущей.
  4. В результате получается хороший сварной шов, напоминающий швы, образуемые при сварке металлов.

Когда неподвижные части слишком тонкие или для восполнения какой-либо недостающей части я обычно добавляю больше пластика:

  • Помещаю пластиковую полоску поверх детали, которая будет закреплена.
  • Прогреваю паяльником до момента, когда спаиваемые детали и полоска начинают плавиться.
  • Вдавливаю полоску в разлом и веду паяльник дальше по месту сварки.
  • При необходимости добавляю металлические усилители, чтобы сделать пайку сильнее. Делать это нужно в тот момент, когда пластик расплавлен — вдавливаете металл, пока он не войдет в пластик.

Важно! Не забудьте проверить другую сторону, чтобы убедиться, что металл не прошел насквозь через пластик. Если это произошло, придется покрыть и другую сторону пластиком.

Отделка. После выполнения сварного шва иногда хочется его облагородить, чтобы сделать менее заметным. Для этого паяльником прохожусь сверху, сглаживая наплывы.

Тестирование. Вначале даю изделию остыть, а затем приступаю к тестированию сварных швов. Хороший способ проверки — использовать в экстремальных ситуациях, например, сесть на стул, а может быть, и прыгать немного.

Вот перечень моих испытаний за последнее время:

  • Пластиковый ящик, который был на некоторых снимках выше, показал себя довольно слабым. Простое падение с малой высоты сломало его, поэтому мне пришлось переделывать работу 4 раза, добавив 8 металлических усилителей, пока ящик не стал достаточно крепким.
  • Крышка для кухонной емкости из ПЭТ. Эту поломку удалось исправить за 1 раз — я не смог сломать ее с помощью рук.
  • Трубка из ПВХ, также стала очень сильной после того, как она была исправлена, даже проводя с ней жесткие тесты.

Совет! Что делать, если во время теста шов снова лопнул? Сделайте работу заново, но добавив больше металла и пластика, расплавьте его глубже.

Своим опытом поделился Cartola с сайта instructables.com

8 октября 2018г. Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Последние ответы на форуме

Ремонт пластика

Ремонт пластика при помощи промышленного фена – самый оптимальный и надежный вариант. Такой сварной шов не будет уступать по прочности любому другому участку детали, а если с внутренней стороны наварить еще один толстый слой, то получится самый крепкий участок на всей детали.

Может показаться, зачем необходимы другие способы восстановления пластмассы мото и авто деталей, но все не так просто – нужно иметь соответствующие навыки, перед тем как браться за ремонт. Специалисты рекомендуют попробовать на ненужном пластике с трещиной «набить руку», перед тем как браться непосредственно за ремонт пластика детали мотоцикла или автомобиля.

Первая проба покажет, что вы скорее всего просто деформируете деталь или недоварите шов – такие ремонтные работы не принесут никакого результата. Помимо практики встает финансовый вопрос – для проведения таких работ потребуется непосредственно сам фен, с возможностью регулировки подачи воздуха и настройки температурных режимов – такое изделие обойдется примерно в 3-5 тыс. рублей + специальные насадки.

Если такие затраты не пугают рядового пользователя, то можно приступать непосредственно к ремонту пластика своими руками.

Подбираем необходимый материал и инструмент для ремонта пластика

Для выполнения ремонта пластика своими руками, вам понадобятся следующие материалы:

  • Промышленный фен. Специалисты рекомендуют использовать модели от именитых брендов, таких как Makita, Bosh, HG и пр. Почитайте отзывы и убедитесь сами – данные модели очень практичны, долговечны и надежны. С ними можно на протяжении нескольких лет спокойно ремонтировать детали из пластика. Некоторые мастера применяют фены для спайки радиодеталей – они идеально подходят для спайки мелки трещин;
  • Набор специальных насадок, диаметром от 5 до 8 мм. В большинстве случаев продаются отдельно от самого фена. В зависимости от бренда, могут стоить от 100 до 800 рублей. К примеру, на ту же Makita, одна насадка стоит порядка 600-700 рублей;
  • Пластик для припоя. Следует помнить, что пластик должен быть идентичным пластику детали. Его можно приобрести в специализированном магазине или же нарезать самостоятельно, используя старые идентичные детали. Обычно, «магазинный» припой продается в мотках – это удобно и практично.

Для ремонта пластмассы можно использовать дополнительные приспособления, такие как:

  • Шлифовальная машинка – потребуется мастеру для шлифовки шва. Покупать ее необязательно, ведь для таких целей идеально подойдет наждачка или набор напильников;
  • Несколько зажимов, для фиксации шва. Их можно приобрести в любом строймаркете.

Если все укомплектовано, то можно смело приступать к выполнению работ.

Пошаговая инструкция по ремонту пластика

Рассмотрим ремонт пластмассы пошагово, чтобы стало понятно даже неопытному ремонтнику:

  • Изначально следует узнать состав материала, из которого изготовлена поврежденная деталь. Обратите особенное внимание на то, что пластик припоя должен быть идентичен пластику ремонтируемой детали. Учитывая данный фактор, мастера устанавливают необходимую температуру нагрева воздуха – в случае несоответствия припоя и самой детали, один из материалов плохо прогреется и попросту отвалится. Или же случится перегрев и деталь, как и припой «поплывут», что приведет к плачевному результату. Индекс материала (маркировку пластмассовой детали) можно узнать, заглянув за тыльную сторону ремонтируемого компонента. В большинстве случаев, попадается три основных вида пластика: РР (полипропиленовые детали), ABS (изделия из акрилонитрила, бутадиена и стирола), и наконец, РА (детали из полиамида);
  • Зачистка детали перед ремонтными работами. Прежде чем начать восстановительные работы, края трещины поврежденной детали необходимо аккуратно зачистить, чтобы избавиться от торчащих зубцов пластика и сколов. Данные манипуляции легко произвести при помощи напильника или наждачной бумаги – специалисты рекомендуют зачищать по 5-10 мм от края разлома с каждой стороны;
  • Сборка детали. В случае, если деталь раскрошилась на несколько отдельных кусков, мастеру придется попотеть и собрать деталь на манер пазла. Каждый отдельный элемент придется зачищать по краям и устанавливать на законное место. Чтобы «сборка» не развалилась, всю мозаику крепим при помощи струбцин (похожи на небольшие бельевые прищепки). Стоимость их невелика и их легко можно достать в любом строительном магазине (цена не превышает 70 рублей за 1 шт.);
  • Сварочные работы. Берем один пруток (припой), заостряем его кончик и аккуратно прижимаем его к краю очищенного разлома. По мере нагревания, начинаем нагревать припой и пластик. При правильно выставленном температурном режиме и уровне подаче воздуха, начинаем сварочные работы, прогревая прутик и прислоняя его к нагретой детали. Струя воздуха, сама будет прижимать нагретую пластмассу, поэтому руками ничего делать не нужно.

Все, мы закончили выполнение ремонтных работ.

Краткие итоги

Теперь вы знаете как восстановить пластмассовую деталь самостоятельно, не обращаясь к специалистам. После сварочных работ остается только выровнять выпирающую сварку под уровень детали и все. Остатеся только покрасить деталь и установить ее на мотоцикл или автомобиль.

Видео — ремонт пластика своими руками

Как отремонтировать сломанную пластмассовую деталь? Склеить! - Homo habilis. Журнал для умелых людей

Mike Mozart, flickr.com CC BY

Пластмассы прочно вошли в нашу жизнь. Во многих случаях пластмассовые детали оказываются удобнее, легче, дешевле, а иногда и прочнее металлических. Но ничего вечного не бывает. Конечно, сломанную деталь проще всего заменить. А если это невозможно, имеет смысл попробовать отремонтировать.

Ремонт сломанных пластмассовых деталей чаще всего советуют проводить с помощью сварки. Качественно выполненная сварка дает прочный, а после соответствующей обработки – практически незаметный шов.

К сожалению, сварка применима далеко не всегда. Значительная часть пластмасс, применяемых в промышленности, относится к реактопластам и не сваривается в принципе. Очень трудно сваривать тонкие пластмассовые детали сложной формы, которые при нагреве легко коробятся. Да и вообще выполнить хорошую сварку непросто. Стоит чуть недогреть – и шов получится хрупким, чуть перегреть – и пластмасса детали начнет разрушаться.

Поэтому в домашних условиях более целесообразно сломанную пластмассовую деталь склеить. Все этапы работы рассмотрим на примере одной из пластмассовых деталей внутренней облицовки салона автомобиля.

Обломанным оказался край тонкой пластмассовой пластины, через отверстие в которой деталь крепилась к кузову. Толщина пластины около миллиметра. Сварка сразу отпала, так как при нагреве до температуры плавления тонкая пластина неминуемо покоробится. Попробуем склеить!

Пластмассы, использующиеся для изготовления деталей, чрезвычайно многообразны. В промышленности используется несколько десятков различных видов пластмасс, каждый из которых имеет свои физические и химические свойства. Поэтому перед началом ремонта следует определить тип пластмассы, из которого изготовлена деталь.

Как определить тип пластмассы?

Если размер не слишком мал, то достаточно внимательно ее осмотреть. Где-нибудь в укромном месте с внутренней стороны обязательно обнаружится несколько букв – код материала детали. Рядом может быть нанесена дата изготовления, а для деталей автомобиля – номер детали по каталогу запасных частей.

Если деталь импортного производства, то обозначение, скорее всего, будет нанесено внутри или рядом с кодом переработки – треугольником из трех замкнутых друг на друга стрелок.

Коды буквенного обозначения пластмасс стандартизированы. Чаще всего встречаются:

ABS - акрилонитрилбутадиенстирол (очень широко распространенный материал, особенно для крупных деталей внешней и внутренней отделки автомобилей, корпусов бытовой техники, игрушек)

PA – полиамид (благодаря износостойкости, особенно с добавками графита, талька, стекловолокна, масла широко применяется для изготовления трущихся деталей, шестеренок редукторов)

PC – поликарбонат (прозрачный полимер, используемый при изготовлении линз, компакт-дисков, рассеивателей фар и фонарей, также широко распространен сотовый поликарбонат в виде листов с ячеистой структурой)

PE – полиэтилен (упаковочная пленка, ящики, канистры, садовый инвентарь, водопроводные и канализационные трубы, игрушки)

PP – полипропилен (упаковочная пленка, мешки, канализационные трубы, одноразовая посуда)

PUR – полиуретан (подошва обуви, отбойники амортизаторов, другие упругие детали с высокой износостойкостью)

Другие обозначения можно найти в полном списке условных обозначений технических пластмасс по стандарту ISO 1043-1.

Встречаются и комбинированные типы. Например, на ремонтируемой детали оказалась маркировка ABS+PC.

Смесь АБС-пластика и поликарбоната широко используется именно для изготовления деталей автомобиля, так что ошибки нет.

Какую пластмассу можно склеивать?

Инженер-технолог промышленного производства скажет, что склеивать можно любую пластмассу. Но он также скажет, что пластмассы делятся на три группы:

- легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности: АБС-пластик (ABS, MABS), полиакрилат (PAK), поликарбонат (PC), пластики на основе целлюлозы (СА, CAB, САР, CN, СР, СТА), поливинилхлорид непластифицированный (PVC-U), пластики на основе эпоксидной смолы (EP)

- условно легкосклеиваемые, требующие минимальной подготовки поверхности и выбора специального клея или грунта: некоторые сорта полиамида без наполнителей (PA), полистирол (PS), поливинилхлорид пластифицированный (PVC, PVC-C), полиэфирные пластики (PEEK, PEEST, PEI, РЕК, PESU, PEUR)

- трудносклеиваемые, требующие специальной физико-химической подготовки поверхностей: полиформальдегиды (CF, FF, MF, PF, UF), ударопрочный полистирол (PS-HE), полипропилен (PP), полиэтилен (PE), полиамиды (PA)

В домашних условиях имеет смысл ремонтировать детали из пластмасс первой и, иногда, второй группы. Например, прекрасно клеится полистирол, если использовать клей на основе дихлорэтана или толуола (клей для пластмассовых моделей).

Ремонтируемая деталь из смеси АБС-пластика и поликарбоната также относится к группе легкосклеиваемых деталей и хорошо клеится практически любым универсальным клеем. В данном случае максимальную прочность шва обеспечит эпоксидный клей ЭДП, произведенный в г. Дзержинске.

Клей готовится в соответствии с инструкцией (10-12 частей отвердителя на 100 частей смолы). Очень удобно смешивать эпоксидную смолу в полипропиленовом одноразовом стаканчике. Эпоксидка обладает к полипропилену весьма слабой адгезией, поэтому застывшие остатки из стакана легко удаляются. Да и выкинуть такой стаканчик тоже не жалко.

Как подготовить поверхности к склеиванию?

При подготовке пластмассовых деталей к склейке правильнее всего следовать инструкции по склеиванию, прилагаемой к клею. В общем случае подготовка заключается в зачистке поверхностей мелкой наждачной бумагой и обезжиривании органическим растворителем. Для пластмассы лучше использовать этиловый спирт, так как в бензине или ацетоне некоторые пластмассы могут растворяться или набухать, что снизит прочность клеевого шва.

Эпоксидный клей наносится тонким слоем на одну или обе склеиваемые поверхности, детали совмещаются и фиксируются. В отличие от контактных клеев, эпоксидная смола не требует сильного давления, фиксацию соединения можно обеспечить, прихватив детали нитками, резинками или бельевыми прищепками. Через 1-2 часа фиксирующие приспособления следует снять. Во-первых, позднее оторвать их будет гораздо более проблематично. А во-вторых, окончательная полимеризация эпоксидной смолы без внешнего давления не позволит образоваться в шве внутренним напряжениям.

Склейка пластмассовых деталей с усилением

При склейке тонких деталей встык даже самый лучший клей не сможет обеспечить достаточную прочность клеевого соединения. Дело в том, что прочность шва зависит от площади соприкосновения деталей. В данном случае соприкасаются обломки детали только по тонкой поверхности разлома. Здесь целесообразно применить усиливающую накладку, тем более, что место склейки находится не на виду.

Если обломки удастся найти, то работа упрощается. Для начала обломки следует постараться приклеить на место любым подходящим клеем. Можно использовать моментальный цианакрилатный клей «Секунда» или контактный полиуретановый «Момент».

После этого из бумаги делается выкройка усиливающей накладки. Особой точности здесь не требуется, так как накладка потом обрабатывается по месту.

Для накладки лучше всего использовать стеклотекстолит, можно даже фольгированный. Это очень прочный и стойкий материал на основе эпоксидной смолы. Толщина накладки выбирается исходя из размеров детали, в данном случае достаточно 1.5 мм. Резать стеклотекстолит удобно ножовкой по металлу или отрезным диском ручного гравера. Крупные детали можно вырезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).

Приклеивается накладка обычным способом с выдержкой для окончательной полимеризации эпоксидной смолы не менее 24 часов. Окончательная обработка накладки по контуру детали производится напильником или фрезами гравера.

Усиленная таким образом пластмассовая деталь по прочности значительно превосходит исходную.

Рекомендуем прочитать

Классный способ ремонта пластмассовых изделий или Ремонтируем монитор содой!

Классный способ ремонта пластмассовых изделий

или  Ремонтируем монитор содой!

 

В последнее время, как мне кажется, пластиковые рудники на грани истощения. Чем больше и тяжелее монитор, тем меньше и тоньше подставка. Так 23'' монитор Samsung постигла участь одуванчика. Случайно наткнулся, в одной из местных news групп, на способ восстановления пластика при помощи пищевой соды. Под катом ремонт стойки монитора. Внутренняя втулка (по которой монитор «ездит» при наклоне по горизонтали) частично разрушилась в месте крепления к стойке. Не знаю какова была идея инженеров, но на 2х шурупах держится, без малого, 7-икилограммовый дисплей. 

 

 

Вырвано с мясом! Для лечения нужен либо донор, либо крепить стойку «намертво», либо что-то где-то вытачивать. Эпоксидка не возьмёт, так как это пластик.

  Осколки просто выбрасываем, они нам будут только мешать и засыпаем поврежденные места содой.

 Наносим достаточное для смачивания всего объема соды цианоакрилат в народе «суперклей».  

UPD Клей должен быть не гель, а жидкий «классический». Полимеризация происходит моментально, смесь затвердевает полностью через 2-3сек.

 Всё! 

 

 

Вот что думает по этому поводу википедия:

 

Для работы с цианоакрилатом в толстых слоях известен любительский способ с последовательным заполнением шва пищевой содой, смачиваемой суперклеем и играющей в данном случае роль не только наполнителя, но и щелочного полимеризующего агента. Смесь твердеет почти мгновенно, образуя акрилоподобный наполненный пластик, и в ряде случаев может успешно заменить эпоксидные композиции. Также в качестве наполнителя можно использовать мелко размолотую штукатурку или бетон, например пыль, получаемую при сверлении отверстий в таких материалах.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf