logo1

logoT

 

Шрус это что такое


Что такое ШУРС в автомобиле. Устройство и принцип работы ШРУСа

Подавляющая часть современных автомобилей выпускается с передним приводом. Он пришел на смену заднему и обладает по сравнению с ним рядом преимуществ, главные из которых – это существенное улучшение поведения машины на дороге, особенно в неблагоприятных погодных условиях, и облегчение конструкции авто, поскольку отсутствует и карданный вал, и главная передача. Двигатель на переднеприводной машине стоит поперечно, коробка передач находится рядом с ним в моторном отсеке. Но как, же передается крутящий момент? С помощью особой детали (ШРУС). О ее устройстве и принципе работы мы расскажем ниже.

Что такое ШРУС в автомобиле

Расшифровывается аббревиатура ШРУС как – шарнир равных угловых скоростей. Устройство это осуществляет передачу крутящего момента от коробки передач прямо к ведущим колесам. По своей функции схож с полуосью, но отличается от нее конструктивно, благодаря чему может двигаться, обеспечивая поворот колес вплоть до угла в 70°. В просторечье известен как «граната» из-за своей формы.

Виды ШРУСов

Для начала следует заметить, что ШРУСы подразделяются на внутренний и внешний. Первый сочленен с коробкой передач, а второй – с колесом. Конструкция у них может быть как одинаковой, так и разной (по крайней мере, если говорить о легковых автомобилях).

К настоящему моменту ШРУСы бывают 4-ех разновидностей:

1) Кулачковые и кулачково-дисковые, которое нашли применение в грузовиках и автобусах большого и особо большого класса;

2) Трипоидные, которые часто ставятся в качестве внутреннего ШРУСа;

3) Спаренные карданные – применяются в конструкции колесных тракторов и некоторой строительной техники;

4) Шариковые, наиболее распространенные. Используются в качестве и внешнего, и внутреннего ШРУСа.

Как устроен ШРУС

Поскольку ШРУС шарикового типа наиболее распространен, его конструкцию мы и рассмотрим в подробностях. Основных деталей у него 4 штуки. Это:

1) Корпус в виде чаши сферической формы. В ней установлен ведомый вал;

2) Нижняя часть в форме кулачка, опять же сферического, где находится ведущий вал;

3) Сепаратор – широкое кольцо с прорезанными в нем «окнами». В нем располагаются шарики;

4) 6 металлических шариков, упомянутых выше.

Разумеется, все эти детали работают не на сухую, а в смазке, закладываемой в ШРУС на заводе-изготовителе.

Принцип работы ШРУС

Ниже представлено видео, где показано, как работает ШРУС в динамике. Остановимся подробнее на том, как элементы конструкции взаимодействуют друг с другом:

1) В корпусе и на нижней части сделаны специальные канавки. Их 6 штук, как и шариков.

2) Сепаратор держит шарики, чтобы они находились на своем месте между корпусом и нижней частью. При этом шарики могут двигаться по канавкам.

3) Крутящий момент передается на ведущий вал с закрепленным на нем корпусом, потом на шарики и далее – на нижнюю часть и ведомый вал.

4) В процессе изменения угла положения колес (при повороте) шарики просто смещаются вверх/вниз по канавке. Крутящий момент передается на ведущие колеса без изменений.

Ресурс шарниров равных угловых скоростей (ШРУСа)

Обычно, ШРУС легко способен прослужить100 000 км. пробега при условии регулярного ТО автомобиля и езды по асфальту, на бездорожье ресурс снижается. Однако в некоторых случаях эта деталь может быстро износится или даже мгновенно выйти из строя.

Во-первых, ШРУС сломается, если порван его пыльник. Пыльник – это резиновый чехол гофрированной формы, предохраняющий внутренние элементы конструкции от пыли и грязи. Если он порван, абразивные частицы проникают туда и быстро разрушают канавки, после чего шарики клинят и навечно застывают в одном положении. Так что если пыльник порвался, меняйте весь ШРУС без раздумий.

Во-вторых, ШРУС может буквально вырвать в результате очень сильной нагрузки на подвеску (сильный удар колеса о бордюр, проезд по глубокой яме на большой скорости и пр.). На сегодня все, до новых встреч на страницах нашего сайта!

Что такое ШРУС и для чего он нужен?

ШРУС – шарнир, который обеспечивающий передачу крутящего момента при максимальных углах поворота до 70 градусов, относительно оси. ШРУС – расшифровывается как, шарнир равных угловых скоростей, а среди автомобилистов можно встретить, такое название, как “граната”.

Крутящий момент передаётся при помощи двух ШРУСов, которые крепятся один внутри, а другой снаружи. Наружный ШРУС отвечает за передачу момента при изменяющихся углах, а внутренний при осевом смещении.

 За всю историю развития автомобилестроения, было сконструировано и внедрено в производство не мало различных шарниров. Но в сегодняшние дни, используются в основном два вида :

  • Трипод ШРУС
  • Шариковый ШРУС

Трипод шарниры, подразделяются на два типа: универсальные и жесткие. Универсальные шарниры, работают при небольших угла и допускают осевые смещения. Универсальные шарниры, в основном устанавливают как внутренние. Жесткие шарниры, наоборот устанавливают как внешние, так как они обеспечивают передачу под большими углами.

Шариковые шарниры, так же делятся на внутренние и внешние. Отличие состоит в том, что дорожки под шарики, на внешнем – радиусные, а на внутреннем – прямые.

Так же вас может заинтересовать:

ШРУС - что это за деталь? и как она устроена?

Автомобили, оснащенные передним приводом, в 60-х годах очень заинтересовали инженеров и разработчиков практически всех автомобильных брендов. Считалось, что такая компоновка кузовов дает возможность получить больше свободного места в салоне. Для осуществления этой идеи инженеры придумали достаточно сложный на тот момент механизм. Он позволял обеспечить вращение передних колес и управлять ими при более компактных размерах конструкции.

Как создавали ШРУС

Так как существует несколько видов шарниров угловых скоростей, то точно установить, какая конструкция была первой, очень трудно. Но есть мнение, что узел на основе шариков, один из популярных сегодня, был изобретен в 20-е годы.

Идея создания кулачкового механизма пришла в голову французскому изобретателю Грегуару. В начале 20-х он получил патент на это изобретение.

Спаренный карданный элемент равных угловых скоростей использовали преимущественно в американских моделях автомобилей и в системах трансмиссий французских «Панар-Левассор».

ШРУСы – что это такое?

ШРУС - это шарнир равных угловых скоростей. Его используются в конструкции независимой подвески на переднеприводных автомобилях. Это деталь обеспечивает не только энергию вращения, но и позволяет управлять поворотом колес. Так, этот узел позволяет выполнить поворот ведущего колеса на угол до 70 градусов. Деталь похожа на ручную гранату, поэтому автолюбители так и прозвали этот шарнир.

Эта конструкция также встречается в автомобилях с задним либо полным приводом, но лишь в моделях с независимой подвеской. В этом случае задние колеса имеют возможность двигаться горизонтально и вертикально. Существует наружный и внутренний ШРУС. Что это за деталь, вы скоро узнаете.

Как устроены шарниры угловых скоростей

В зависимости от типа детали конструкция может быть различной. Однако зная, как работает ШРУС, что это за элемент, и какова его роль, можно сказать следующее. С одной стороны вал соединяется со ступичным подшипником, а с другой – с дифференциалом. Шарниры равных скоростей отдают энергию вращения от мотора к ведущим колесам через подшипники.

Основные составляющие изделия – обойма и корпус. И на корпусе, и на обойме, расположенной внутри корпуса, нарезаны специальные канавки, где установлены шарики. Шарики очень жестко соединяют эти составляющие друг с другом, тем самым передавая вращение.

Благодаря большему рабочему углу, которым обладает наружный ШРУС (что это, вы уже знаете), угол поворота может доходить до 70 градусов. Диапазон возможностей внутреннего шарнира позволяет ему двигаться лишь на 20 градусов. Так, и внешне и внутренне изделие использует различные виды элементов. С внешней стороны приводной вал оснащается шаровыми, а вот с внутренней – треножными шарнирами.

Внешнее изделие состоит из обоймы, смонтированной на валу и с канавками по радиусу.

Корпус также имеет канавки. В них установлены шарики, с помощью которых передается крутящий момент.

Внутренние детали могут отличаться по своей конструкции в зависимости от модели автомобиля и вида подвески.

Так, на моделях ВАЗ канавки прямые, а не радиальной формы. На украинских ЗАЗах ролики смонтированы на трех шипах, вращающихся на игольчатых подшипниках.

В нашей статье мы рассматриваем ШРУСы. Что это такое, вы уже примерно понимаете, работают они в достаточно проблемных местах, ведь там всегда много грязи и пыли, поэтому они оснащены специальной защитой. Для этого используется защитный пыльник – это резиновая накладка, которая надежно удерживается на корпусе при помощи хомутов.

Достоинства и недостатки

Вы уже многое знаете про ШРУС (что это важные детали в конструкции автомобиля). Поэтому можно обсудить основные достоинства и недостатки этих изделий. Среди преимуществ можно выделить такое свойство. При передаче энергии нет потерь в мощности, как это бывает при использовании других механизмов с другим принципом действия. Также среди достоинств – простая замены и невысокая стоимость.

Среди недостатков – конструктивные особенности пыльника. Ведь он выполняет сразу несколько функций.

Это защита механизма от грязи и контейнер для смазки. Недостаток такой детали, как ШРУС - что это соединение расположено там, где невозможно предотвратить его соприкосновение с другими предметами. Так, пыльник можно легко порвать, а без смазки «граната» быстро выйдет из строя.

Ресурс или немного об обслуживании

Ресурс этих деталей может зависеть от большого количества всевозможных факторов.

Чаще всего этот показатель бывает разным из-за особенностей строения, а также использования. И если конструкцию автовладелец изменить не может, то вот режим эксплуатации полностью в его власти.

Износ «гранаты» в естественных условиях неизбежен. Но зачастую возможности этих узлов резко уменьшаются по вине владельца автомобиля.

Кто-то любит стартовать, чтобы машина буксовала при вывернутых колесах. В этом положении наружные узлы находятся в частично зажатом состоянии – это повышенные нагрузки. Следствие – скорая замена.

Другие автовладельцы любят тюнинг. Иногда мощность двигателя увеличивается до серьезных пределов, что не ведет ни к чему хорошему. Чем больше крутящий момент, тем быстрее износ.

Пыльники

Еще одна группа водителей забывает проверять состояние пыльников. Есть фактор, оказывающий значительное влияние на сроки работы такой детали, как ШРУС. Что это смазка, догадаться легко. А значит, нужно регулярное обслуживание механизма. Если герметичность пыльника нарушится, то это не только вызовет загрязнение механизма, но и отсутствие смазки. Все это не лучшим образом повлияет на долговечность узла.

Чтобы продлить ресурс изделия, нужно регулярно следить за пыльником, а манера вождения должна быть более спокойной. Тогда этот узел прослужит долго.

Что такое ШРУС? Где он применяется?

Здравствуйте уважаемые читатели блога AraFanat.ru. Сегодня расскажу  Вам о том, как переднеприводный автомобиль трогается с места, и что способствует этому. Вот представьте, если с задним приводом все понятно, там неподвижный мост, тот тут гораздо сложнее ситуация. Как передать крутящий момент от двигателя на колеса?  Если поставить мост,  то во время поворотов тяга двигателя сильно упадет и может вообще сломаться наконечники, которые крутят колеса.

Первые попытки эмитировать ШРУС, были карданы, которые могли менять угол вращения. Но они не выдерживали требуемые нагрузки, и часто выходили из строя.

Чтобы обойти эту хитрую систему, было придуман Шарнир Равных Угловых Скоростей или просто “гранаты”. Это гениальное изобретение дало возможность КПП и двигателю не терять тягу, даже при полностью вывернутом руле.

И так давайте подробно разберемся, что это такое ШРУС и как он работает.

На рисунке видно, что сам привод, приводящий в движение ШРУСа (зеленое) подключен к переднему дифференциалу, а тот к коробке передач, который в свою очередь подключен через сцепление к  двигателю.

Смотреть подробную анимацию работы шруса 

Красная часть картинки, место, куда крепится ступица, а к нему в свою очередь колесо. Видно, что при изменении угла  крутящий момент не теряется. Кстати, обычный ШРУС состоит из 6 шариков.

Очень простой механизм. Чтобы грязь не попадала на крутящиеся детали, их закрывают пыльником (резиновая накладка, защищающая от попадания грязи воды и т.д.).

Конечно, как и у любого механизма есть свои достоинства и недостатки. Давайте разберемся, что к чему.

 Достоинства ШРУСа:

  • Меньшая потеря мощности, по сравнению с заднеприводной конструкцией
  • Легкая замена агрегатов
  • Легкий вес механизма

Недостатки:

  • Износ при трогании с вывернутыми колесами
  • Более слабая конструкция по сравнению с мостом

Виды ШРУСов:

  • Шариковые (самый распространенный, именно он используется в современных автомобилях).
  • Спаренные карданные (два кардана могут вращаться под углом) применялись на старых переднеприводных автомобилях.
  • Сухариковыев, в основном, используются на грузовиках.

Наверно у Вас возник вопрос: а почему именно с вывернутым рулем изнашивается механизм?

Дело в том, что с вывернутыми колесами нагрузка на ШРУС возрастает в несколько раз. Если механизм будет сильно изношен, то шарниры, которое вращают друг друга, с помощью шариков могут сломаться и вылететь из конструкции, что  может привезти к вылету колеса из арки автомобиля, поэтому при возможности не выкручивайте руль до упора, когда трогаетесь с места.

На рисунке видна сломанная “граната”

Так как ШРУС сам по себе легкий механизм то и набирать обороты будет легко, что  делает переднеприводный автомобиль, более экономичным по сравнению с заднеприводным.

На этом все,

До новых встреч

Похожие статьи:


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf