logo1

logoT

 

Скорая помощь волга


ГАЗ-24-03 Волга - самый массовый санитарный автомобиль в СССР

Медицинская модификация новой «Волги» появилась лишь в 1975 году, через три года после освоения выпуска «универсала». Внешне санитарные автомобили ГАЗ-24-03 не отличались от базовой модели. Салон со спецоборудованием в медицинской «Волге» отделялся от передних сидений металлической перегородкой, а для возможности общения медиков с водителем в перегородке предусматривалось раздвижное окно. Небольшой салон позволял перевозить одного больного на выдвижных носилках и двух сопровождающих на боковых сиденьях (переднее сиденье было откидным, что давало возможность попасть на второе сиденье).

В салоне устанавливался дополнительный отопительный прибор, а боковые стекла тонировались, чтобы не привлекать любопытные взгляды. Левая задняя дверь со стороны носилок блокировалась. Дополнительно машина оборудовалась светящимся указателем на крыше и фарой-искателем с правой стороны кузова. «Универсалы» стали наиболее распространенными отечественными легковыми автомобилями медицинской службы.

ГАЗ-24-13 на базе модернизированной ГАЗ-24-10

В 70-е годы, когда в стране еще не хватало полноценных машин скорой медицинской помощи, многие автомобили ГАЗ-24-0З «Волга» использовались в линейной службе со всей соответствующей таким автомобилям атрибутикой — на машину наносились красные полосы и надпись «Скорая медицинская помощь», устанавливалась радиостанция и спецсигналы, в том числе проблесковые маячки синего цвета.

Но использовать санитарные «Волги» в качестве машин скорой помощи было не только неудобно, но и небезопасно для больных, поскольку тесный салон затруднял проведение даже простейших лечебных действий. Невозможно было, например, поставить капельницу — высоты потолка явно не хватало для того, чтобы раствор самотеком поступал из емкости. Необходим был специальный насос, который в советское время был в жутком дефиците. Если же в пути у больного случались серьезные проблемы с сердцем, то провести реанимационные мероприятия в такой машине в принципе было невозможно.

В некоторых регионах «Волги» отправляли в сельскую глубинку для оказания медицинской помощи наравне с УАЗом, полагая, что относительно легкую машину, если она застрянет, проще вытолкать силами экипажа.

Однако уже в 80-е годы о возможности использования санитарной «Волги» в качестве автомобиля скорой помощи вспоминали намного реже, а сегодня это просто невозможно. По современным нормам размеры салона «Волги» не соответствуют даже простейшему классу «А». Для него ГОСТ 2002 года требовал высоты салона 1400 миллиметров у головного конца носилок, плюс свободный проход вдоль носилок 240 миллиметров; нынешний ГОСТ определяет минимальную высоту салона «в рабочих зонах» 1250 миллиметров, проход — 240 миллиметров.

Санитарный ГАЗ-24-03 TAMPO с высокой крышей и удлиненной базой

Наибольшее распространение санитарная «Волга» получила в Службе неотложной медицинской помощи, особенно в крупных городах. Для этих целей машины подходили лучше, так как отличались определенной универсальностью. С одной стороны, этот легковой автомобиль вполне подходил для разъездов врачей по вверенному участку, с другой — в случае необходимости такая машина могла перевести пациента, не требующего срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение.

Салон ГАЗ-24-03 TAMPO

Потомки санитарной «Волги» встречаются и сегодня. По мере модернизации шасси такие машины выпускались вплоть до 2008 года: ГАЗ-24-13 на базе ГАЗ-24-10 (с 1984 по 1992 год); ГАЗ-31023 на базе ГАЗ-З1029 (с 1992 по 1998 год); ГАЭ-310231 и ГАЗ-310232 на базе ГАЗ-3110 и ГАЗ-З1105 (с 1998 по 2008 год). «Служат» они чаще всего при поликлиниках, развозя дежурных детских участковых педиатров по отдаленным районам или врачей пунктов неотложной медицинской помощи, обслуживающих территорию нескольких детских поликлиник.

Санитарный ГАЗ-31023 на базе ГАЗ-31029

«Волги» используются и в более прозаических целях, например, для доставки районных участковых врачей или врачей-специалистов к пациентам, а также служебных поездок по нуждам медицинского учреждения. Нашли применение санитарные «Волги» и в малоизвестных рядовым гражданам областях здравоохранения. В крупных городах на «Волгах» осуществляется функция так называемого линейного контроля больниц, поликлиник и подстанций скорой помощи. «Инспектора» планово и внепланово (по жалобам населения) объезжают медицинские учреждения и проверяют их работу.

Санитарный ГАЗ-310231 на базе ГАЗ-3110

В последнее время окраска санитарных «Волг» не отличалась разнообразием: это автомобиль белого цвета с красными полосами вдоль бортов и опознавательными знаками медицинского транспорта (красные кресты и цифры «03»), но без надписи «Скорая медицинская помощь». Чаще всего ее заменяют на «Санитарный транспорт», «Медпомощь» или «Медслужба». Иногда на такие машины устанавливают синие проблесковые маячки, дающие им право внеочередного проезда перекрестков и отступления от ПДД, но реальной необходимости в таких привилегиях у них нет.

Санитарный ГАЗ-310223

carakoom.com

Почему в СССР в качестве карет скорой помощи использовали «Волги»?

Советский Союз. Середина 80-х. На базе «советского танка» среди легковых автомобилей, как его уважительно нарекли на Женевском автосалоне 1970-го года иностранцы, на Горьковском автозаводе внедряют запоздалую рестайлинговую версию легендарной модели ГАЗ-24. Это третье по счету поколение с прибавочным индексом «10».

Этот русский автомобиль уважали даже за границей

Несмотря на оставшуюся узнаваемую форму кузова, модель претерпела значительное количество изменений. Появились модные в 80-е годы пластиковые элементы, например фальшрешетка радиатора, стиль стал строже – уменьшилось количество хромированных деталей, в том числе с бамперов ушли крупные «клыки»-отбойники. Передние стекла лишились треугольных «форточек», а двигатель прошел модернизацию, чем удалось добиться снижения уровня шумов, вибрации и приемистости.

Модель по распределительной системе пошла в массы. На базе седана создали унифицированное такси ГАЗ-24-11, модель для спецслужб ГАЗ-24-34 с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-24-24 («автомобиль сопровождения»), был у ГАЗ и кузов универсал, индекс ГАЗ-24-12. На его базе продолжился выпуск кареты скорой помощи – ГАЗ-24-13. Наследников этой серии санитарных автомобилей можно встретить в разных городах России и СНГ до сих пор.

Один из вариантов цветографической схемы

Если вы интересуетесь новейшей историей, то наверняка знаете, что с середины 70-х и вплоть до середины 90-х в основном в качестве карет скорой медицинской помощи использовались не менее легендарные автомобили РАФ-2203 «Латвия». Это были микроавтобусы из латышского города Елгава.

Тот самый «РАФ»

Модель и ее модификации были настолько массовыми, что более десятилетия после упразднения Страны Советов они использовались не только на станциях скорой помощи, но и в качестве маршрутных такси и при оказании разнообразных других услуг по перевозке персонала и пассажиров.

Но если был один массовый микроавтобус, зачем использовалась легковая модель ГАЗ?

Возникает вопрос: зачем в советское время пациентов перевозили на «Волгах»?

Ведь гораздо более удобным в этом плане кажется именно микроавтобус. В нем врачам работать было явно проще, да и внутри микроавтобуса может за раз расположиться целая медицинская или реанимационная бригада, чего нельзя сказать о вместимости универсала ГАЗ-24. Даже не самый удобный в плане комфорта УАЗ-452 «Таблетка», и тот был предпочтительнее легковой «Волги»:

Только для сельской местности

Может, «Волги» в качестве показателя статуса применялись только для «особых» пациентов – руководителей и работников низшего и высшего звеньев управления: горисполкомов, исполкомов, представителей министерств, Центрального комитета наконец?

Возможно ли так, что было какое-то негласное распоряжение на выезд к работникам административного аппарата направлять автомобили, скажем так, «повышенной комфортности» со специалистами высшей квалификации? Были же «черные доктора» для высшей номенклатуры СССР на базе лимузина ГАЗ-14:

Только для престарелых членов Политбюро ЦК КПСС (всего было выпущено 4 единицы)

На самом деле хорошая теория для сторонников заговоров и адептов («Смотрите, что творилось тогда!»), но к реальности она не имеет никакого отношения. На самом деле «Волга» была массовым автомобилем скорой помощи, которая отправлялась на вызовы ко всем, так сказать, являлась народной «скорой», просто ее использование ограничивалось из-за скромных внутрисалонных габаритов и невозможности проводить реанимационные активные действия с пациентом во время движения.

Смотрите также: Викторина: Угадай, сколько стоили автомобили, велосипеды, мотоциклы и другие товары-услуги в СССР?

Другими словами, «скорые» ГАЗ-24 отправлялись на вызовы к пациентам с «несложным» недугом, позволяя при необходимости транспортировать больного на носилках в больницу. Чаще всего «Волги» можно было увидеть в поликлиниках или при травмпунктах. Нередко автомобиль отправлялся в путь с детским врачом на пассажирском сидении, чтобы доставить специалиста к подхватившему простуду ребенку. Также Волжанки были неотъемлемым атрибутом любого крупного санатория.

Медики использовали в СССР «Волги» в качестве дополнительной моторизованной единицы, но главными были микроавтобусы РАФ и УАЗ

«Волга», несмотря на оставшийся вокруг нее ореол величия, в медицинской службе была лишь дополнением, позволявшим разгрузить полноценные кареты скорой неотложной помощи на базе микроавтобусов, которые могли пригодиться при действительно важном выезде. И использовали ее в таком амплуа лишь по причине вместимости по сравнению с другими легковыми автомобилями того периода. Это все же был полноценный «D»-класс, как сказали бы сейчас.

Этот экземпляр уже все. Прощай, «Волга»!

Поэтому уже в конце 80-х годов этот легковой автомобиль начали снимать с баланса больниц. Сегодня автомобили, собранные еще в СССР, представляют интерес лишь для коллекционеров, которые за оригинальную модель готовы выложить серьезные деньги. Примером может послужить это объявление на Avito: www.avito.ru

www.1gai.ru

ГАЗ-22Д «Волга»: спасти и сохранить

Как долго и нелегко жила эта «Волга», видно по состоянию, в котором она доехала до наших дней. Впрочем, ей еще очень повезло! Эту «санитарку» ждет тщательная реставрация, но пока… в ней есть нечто особенно притягательное. В сильно потертом, с многочисленными изъянами салоне, кажется, витает не только мистический дух времени, но и вполне реальный запах лекарств.

ЕДЕТ СКОРАЯ НА ВЫЗОВ

Уверенно пророкотал стартер, зарычал старенький, еще бодрый двигатель. Непрогретый, как водится, на малых оборотах работать не хочет, но через несколько минут уже урчит негромко и уверенно.

В который раз удивляюсь «волговскому» приводу коробки передач. Когда смотришь на причудливые тяги с примитивными шарнирами, кажется, что работать четко и понятно все это хозяйство не может. Работает, да еще как! По удобству включения передач старенькая «Волга» даст фору иным куда более поздним автомобилям с рычагом на полу и дистанционным, как и у 21-й, управлением коробкой.

Серьезные — тяжеловатые и непривычно высокие — педали тормоза и сцепления, зато очень удобная напольная (нынче это вновь считают инженерным откровением!) педаль газа. Рыкнув выхлопом, «Волга» неспешно набирает ход. Мы с ней везем молодого, но очень серьезного доктора на его участок — в тихие, небогатые поселки Подмосковья.

Сиденья в санитарной «Волге» раздельные, нет радиоприемника. В остальном — обычный ГАЗ-21 или ГАЗ-22.Сиденья в санитарной «Волге» раздельные, нет радиоприемника. В остальном — обычный ГАЗ-21 или ГАЗ-22.

Санитарные ГАЗ-22 работали не только в крупных городах с их относительно приличными дорогами. Кстати, один пожилой доктор рассказывал, что еще в начале 1960-х в московском Кунцеве, мимо которого теперь летят на Рублевку, машина осенью-весной вязла в глине по уши. «Волги» трудились и в провинции, старательно преодолевая примерно такие же, как нынче, ухабы и ямы.

Этот автомобиль трудностей не боится. Дорожный просвет — 190 мм. Большие (по нынешним меркам, правда, не очень — всего-то 15-дюймовые) колеса, высокие «дубовые» шины, прочная, но при этом довольно мягкая подвеска. Последнее качество пришлось бы особенно кстати, вези мы больного. Ко всему этому слабый по нынешним временам — всего-то 75-сильный, зато тяговитый мотор. Даже на прямой, третьей передаче можно спокойно ехать со скоростью 35–40 км/ч.

Конечно, настоящие отечественные хляби «Волге» не по зубам. Ну, уж в том непролазье, что у нас называют бездорожьем, и «уазик» нетрудно засадить. Разумеется, и для быстрой, в современном понимании, езды «Волга» мало пригодна. Отлавливать машину нечувствительным рулем нелегко, а в крутых поворотах автомобиль, заламывая узкие высокие шины, кренится так, что только держись за баранку или за что-нибудь еще. Но для начала 1960-х — в общем-то типичное поведение большинства автомобилей.

Зато печка быстро и уверенно не только нагревает двухместную кабину, но и гонит тепло через мощные воздуховоды в задний санитарный отсек. Едем себе — не очень быстро, но уверенно. Вот только на кочках глушитель иногда звонко колотит по днищу. Но это уж от преклонного возраста машины.

Двухчастная задняя дверь универсала для скорой особенно удобна.Двухчастная задняя дверь универсала для скорой особенно удобна.

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

«Волга» ГАЗ-22 — первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы. До нее больных возили в основном в «каретах», построенных на базе грузовиков, в немногочисленных санитарных ЗИСах и ГАЗ-12 ЗИМ. Участковые врачи ездили по вызовам в обычных «москвичах», куда больного, естественно, не положить. Универсал «Москвич-423», разумеется, был маловат, «Волга» же в самый раз.

Опытный универсал ГАЗ-22, созданный на базе легендарной теперь 21-й, появился в конце 1960 года вместе с фургоном и «санитаркой». Машины были еще с отделкой «Волги» второй серии. В серию медицинские автомобили пошли в начале 1962-го и вместе с рижскими «рафиками», использовавшими те же «волговские» узлы, стали самыми массовыми «санитарками» СССР.

Сменилось руководство «одной шестой части суши», вместо панельных пятиэтажек-хрущевок понемногу стали возводить более презентабельные дома с квартирами чуть попросторней, советские «москвичи» и «волги» достигли пика экспорта на Запад и постепенно стали терять там популярность, в Тольятти возвели гигантский автозавод… А «двадцать первые» и «двадцать вторые» не только продолжали ездить, но и еще долго оставались престижными. Да и санитарные ГАЗ-22 даже после снятия с производства и появления еще через пару лет более современных ГАЗ-24-03 долго-долго работали и в крупных городах, и особенно в провинции.

Конечно, по дизайну и, что значительно важнее, по ездовым качествам ни 21-я, ни 22-я уже к началу 1970-х европейским стандартам не отвечали. Но нашим водителям сравнивать их было не с чем. Главное — машина достаточно прочна и вынослива, а обслуживание и ремонт хотя и трудоемки, зато несложны даже для не самого квалифицированного механика. Кстати, и этот ГАЗ-22Д 1969 года еще не так давно служил в каком-то тихом лесном санатории.

В машине носилки длиной 1800 мм, два откидных сиденья, плафоны освещения.В машине носилки длиной 1800 мм, два откидных сиденья, плафоны освещения.

ЕЕ УЧАСТОК

Иные здешние дороги, похоже, хорошо помнят не только шины новых 22-х «волг», но и колеса пролеток земских врачей начала предыдущего столетия. Ничего — едем! По характеру она очень похожа на молодых врачей из повести Василия Аксенова «Коллеги» 1960 года. Они тоже были честны и прямы, не боялись профессиональных и бытовых трудностей, в том числе глухой, занесенной снегом бездорожной провинции. Помнится, один из героев в качестве утверждения любил говорить: «Железно!». Восклицание так подходит к старенькой «санитарке»! Эта «Волга», как и ее многочисленные коллеги, много лет возила врачей и больных, то есть занималась своим прямым делом — спасала. Теперь — ее очередь. Впрочем, машину уже спасли и, уверен, сохранят для истории, для нас...

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Производство санитарной «Волги» ГАЗ-22Б начали в 1962 году. Автомобиль оснащали 75-сильным двигателем объемом 2,5 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1965 года основная медицинская модель называлась ГАЗ-22Д. В длинном списке модификаций числились и экспортные версии с 80- и 85-сильным моторами. Выпуск прекратили в 1970 году. Редакция благодарит Петра Шляхина и мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки. ГАЗ-22Д «Волга»: спасти и сохранить

www.zr.ru

ГАЗ-22Б «ВОЛГА». История автомобиля скорой помощи

Опытные образцы автомобилей на базе «Волги» с кузовом универсал, в том числе в санитарном исполнении, появились в конце 1960-го. Внешне они ничем не отличались от седана того же года выпуска — ГАЗ-21 И, так называемого «второго выпуска».

В серийное производство универсалы и санитарные машины пошли в 1962 г., практически одновременно с модернизированными седанами ГАЗ-21Л («третья серия»), соответственно, оформление серийных универсалов несколько отличалось от опытных образцов.

[box style=»0″]

«Волга» ГАЗ-22 — первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы

[/box]

Санитарный вариант «Волги» получил наименование ГАЗ-22Б. Его внутреннее пространство в целом повторяло планировку медицинского ЗИМ-12Б. В тоже время «Волга» отличалась меньшим собственным весом, большей маневренностью и скоростью, а главное, в производстве обходилась дешевле.

Кузов санитарной «Волги» был разделен стеклянной перегородкой на две части: кабина водителя и санитарное помещение с двумя откидными сиденьями (друг за другом) для медицинского персонала и носилками, которые устанавливались и крепились на специальных направляющих на полу кузова. Переднее сиденье складывалось к перегородке кабины, открывая доступ ко второму. На перегородке размещался откидной столик для лекарственных препаратов.

Дверь в торце кузова, через которую грузились носилки, состояла из двух половинок — такая конструкция была предпочтительней, чем открывающаяся крышка багажника на ЗИМ-12Б. На нижней створке закреплялись направляющие полозья, по которым в салон задвигались носилки на резиновых роликах.

Относительно небольшие размеры санитарного помещения (меньше, чем у других отечественных автомобилей подобного назначения) потребовали применения специальных носилок из дюралюминиевых труб с натянутым между ними брезентовым полотнищем и выдвижными ручками: они короче стандартных на 245 мм (с вдвинутыми ручками), а также легче и удобнее.

Напомним, что в то время стандартными считались деревянные, не складывающиеся носилки.

Запасное колесо и шоферский инструмент размещались в нише проема задней двери, с левой стороны кузова. Изнутри кузова ниша отгораживалась от санитарного помещения специальным металлическим кожухом.

Все боковые стекла в санитарном отсеке выполнялись непрозрачными, молочно-матовыми. Стекла перегородки кабины водителя и задней подъемной створки кузова оставались прозрачными и обычно закрывались шторками. От грузопассажирского универсала санитарная «Волга» отличалась подвеской и шинами, которые были позаимствованы у обычного седана. Объяснялось это тем, что масса даже полностью загруженной санитарной машины все равно оставалась меньше полной загрузки универсала (универсал был рассчитан на перевозку пяти человек и 176 килограммов груза, в то время как санитарная версия максимально вмещала лишь пятерых пассажиров). Применение подвески и шин от легкового седана позволило несколько улучшить плавность хода медицинской машины.

[box style=»0″]

Санитарные «Волги»-универсалы ГАЗ-22Б оснащались креплением для носилок и минимальным медицинским оборудованием

[/box]

Из дополнительного оборудования на левое переднее крыло устанавливалась поворотная фара-искатель, до которой водитель мог дотянуться рукой через опущенное окно в своей двери, а на крыше машины — фара с опознавательным красным крестом. Изображение «красного креста» также наносилось на передние двери и стекло задней торцевой двери. Все остальные надписи («санитарная», «скорая медицинская помощь» и т.д.) на машинах появлялись уже в процессе эксплуатации.

Также предусматривалась возможность установки на машину радиостанции двухсторонней связи с центральной диспетчерской «Скорой помощи», но эти работы выполнялись по мере необходимости уже вне завода.

После запуска в феврале 1965 г. усовершенствованной базовой модели ГАЗ-21 Р «Волга», изменился индексу санитарной модификации — ГАЗ-22Д. Внешних отличий модели ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д не имели.

С 1962 по 1965 г. на заводе в небольшом количестве выпускались также санитарные машины с форсированным двигателем мощностью 80 л.с. и улучшенной отделкой кузова, предназначенные для экспорта — ГАЗ-22БК и ГАЗ-22БМ. Кроме того, существовали экспортные тропические варианты ГАЗ-22БКЮ и ГАЗ-22БМЮ, а также (с 1965 по 1970 г.) ГАЗ-22Е — экспортный с форсированным двигателем и ГАЗ-22ЕЮ — экспортный тропический с форсированным двигателем.

autodriving.net


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf