Традиционно большинство детских автокресел ориентировано на расположение сзади, в некоторых случаях – даже против хода автомобиля. Тем не менее для родителей установка аксессуара именно там не всегда кажется максимально обоснованной. Начать хотя бы с того, что иногда конструкция автомобиля не сильно располагает к установке купленной модели автокресла – хотя тут, конечно, вопрос к родителям, которые непонятно зачем купили неподходящий аксессуар.
Кроме того, дети, оставшись сзади в одиночестве, нередко капризничают – они хотят пересесть на переднее сидение и видеть открывающиеся пейзажи, да и проконтролировать их поведение, если с малышом едет только один из родителей, с водительского сидения весьма проблематично. Словом, многие родители с удовольствием пересадили бы малышей вперед, однако, некоторые опасаются, что такое решение идет вразрез с законодательством или элементарной техникой безопасности. Попробуем разобраться, как обстоят дела в этой сфере на самом деле.
Когда речь заходит о путешествиях на автомобиле, следует помнить, что практически все аспекты такого передвижения не определяются по собственному желанию, а строго регламентируются правилами дорожного движения. Нарушение любого из пунктов в некоторых отдельных случаях можно понять с человеческой точки зрения, однако, из-за того, что оно грозит серьезными последствиями, нарушитель все равно может быть подвергнут наказанию. ПДД включает в себя не только нормы, касающиеся собственно езды – там же прописаны и правила перевозки пассажиров в легковых автомобилях.
Тут следует уточнить, что «детский» возраст в понимании законодателя заканчивается в 12 лет, то есть, после достижения двенадцатилетия маленький пассажир может перевозиться на тех же основаниях, что и взрослый человек. Если ребенку исполнилось 12 лет, он может ездить спереди даже в том случае, если никакого детского автокресла там нет – ему достаточно использовать стандартные ремни безопасности автомобиля.
Что касается ребенка, чей возраст пока меньше 12 лет, то и ему правилами дорожного движения не возбраняется сидеть спереди, но только при условии, что используется специальное удерживающее средство. Здесь законодатель дает родителям определенную свободу, поскольку к таким средствам можно отнести не только собственно автокресла, но и более простые модели вроде бустеров.
При этом специальное устройство должно быть определенным, а не любым. Пункт 22.9 ПДД указывает, что ребенка до 12 лет разрешено сажать на переднее сидение исключительно в том случае, если техника безопасности соблюдена в полной мере. Как минимум детское автокресло должно обязательно соответствовать росту и весу ребенка, если же представитель закона увидит явное несоответствие параметров пассажира и его сидения, он может усмотреть в этом правонарушение.
Совершенно отдельным моментом, о котором многие родители даже не подозревают, является проблема с перевозкой детей на переднем сидении в том случае, если в автомобиле предусмотрены подушки безопасности. Принято считать, что сидеть там, где такая подушка есть, означает выжить в автомобильной катастрофе, поскольку система защитит пассажира от удара. В случае с маленьким ребенком все может произойти даже наоборот, поскольку подушка безопасности раскрывается очень резко и с силой бьет по всему, что встанет на ее пути.
Если для взрослого такой удар вряд ли закончится серьезными последствиями, то для малыша, у которого пропорции тела куда меньше, а кости значительно тоньше и слабее, он может оказаться причиной получения травмы. При этом подушка безопасности может раскрыться даже в случае незначительного столкновения, от последствий которого ребенка защитило бы и автокресло само по себе, и тогда злосчастная система защиты пассажиров не позволит малышу отделаться одним лишь испугом.
Особое внимание на травматичность подушки безопасности обращают в том случае, когда родители хотят перевозить на переднем сидении автолюльку. Из-за своего горизонтального положения она занимает практически все пространство от спинки переднего сидения до приборной панели, потому принимает на себя удар уже на самых ранних этапах раскрытия подушки. Учитывая хрупкость младенца, который все еще не перерос люльку, последствия могут быть самыми плачевными.
По этой причине при установке на переднее сидение автокресла само сидение рекомендуют откатить как можно дальше назад, чтобы оставить своеобразный зазор между маленьким пассажиром и передней панелью салона. Более того, большинство специалистов дают совет, кажущийся несколько нелогичным, но лишь на первый взгляд – каждый раз отключать срабатывание подушки безопасности для того места, на котором планируется перевозить ребенка в автокресле.
Законодательство нашей страны, как и многих других, в целом не запрещает перевозить детей в автокресле на переднем сиденье, хотя и указывает, что для этого необходимо ставить специальное детское автокресло соответствующих параметров. Тем не менее даже многие взрослые считают, что ездить на переднем сидении не так безопасно, как на заднем, потому могут сесть туда сами, но никогда не посадят ребенка. Перевозить малыша спереди можно, но, вероятно, стоит выслушать аргументы тех, кто считает такой способ транспортировки недопустимым.
Как ни крути, передние сидения в среднем защищены от последствий аварии намного слабее. Наиболее сильными обычно становятся лобовые столкновения, а ведь в такой ситуации больше всего страдает именно передняя часть автомобиля. Установка в машине детского автомобильного кресла спереди существенно увеличивает шансы на получение ребенком травмы.
Экспертные группы из разных стран специально собирали статистику использования автокресел конкретных производителей и моделей при размещении спереди и сзади, и получили впечатляющие результаты. Спереди травматичность и даже смертность в среднем примерно в полтора раза выше при одинаковой модели.
Установить детское автокресло на переднее пассажирское сидение и не отключить перед этим подушку безопасности – это весьма распространенная ошибка, которая является причиной детского травматизма едва ли не чаще, чем собственно последствия аварии. О специфике этой проблемы уже было достаточно сказано чуть выше.
Устанавливать детское кресло в автомобиле на переднем сидении – значит, обеспечить ребенку незабываемые эмоции. Дети искренне радуются возможности ездить в автомобиле «как взрослые», то есть на переднем сидении, и наслаждаться видом открывающейся дороги, однако, не всегда она дарит положительные эмоции. Малыши дошкольного возраста, например, очень эмоциональны, и вид несущейся навстречу огромной грузовой махины, которая на самом деле может спокойно ехать по встречной полосе, может их испугать.
Такое нервное потрясение не дает ребенку нормально спать и есть, а в некоторых случаях может даже довести до истерики. Представьте, какова будет реакция малыша, если причина испуга не кроется в его фантазии, а водитель действительно с трудом избежал столкновения. Совершенно очевидно, что истерящий маленький пассажир на переднем сидении никак не поспособствует тому, чтобы вести лучше и аккуратнее.
Многие детские врачи утверждают, что правильно крепить автокресло для ребенка младше 5 лет в автомобиле нужно строго задом наперед, то есть против хода автомобиля, что практически невозможно на переднем сидении. Дело в том, что в таком возрасте скелетно-мышечная система детского организма все еще не оформилась окончательно, потому не способна выдерживать серьезных нагрузок.
Если ребенок развернут лицом по ходу движения, то даже в случае резкого торможения без аварии весьма вероятен «кивок» головой вперед, а ведь голова на этом этапе развития является непропорционально большой и тяжелой по отношению к остальному телу. В результате получается критически сильная нагрузка на шейный отдел, что может окончиться получением травмы.
Когда ребенок едет как бы задом наперед, такого «кивка» не получится, поскольку подголовник погасит удар и поможет ребенку выстоять в правильном положении. В законодательстве многих европейских стран закреплен запрет на перевозку столь маленьких детей в любом другом положении, кроме противоположного направлению движения авто, и хотя у нас такой нормы пока что нет, родители могут сами лишний раз задуматься о здоровье и безопасности малыша.
Если изучить рекомендации детских специалистов касательно того, где в автомобиле должно располагаться детское автокресло, окажется, что лучше всего размещать его посередине заднего сидения. Если сидения расположены в три ряда, то на среднем. Именно там ребенок будет в равной степени защищен как от лобовых столкновений, так и от боковых.
Отсюда делаем вывод, что расположение автомобильного кресла на переднем сидении не защищает ни от одного, ни от другого – следовательно, значительная доля защиты спецсредства нивелируется его непродуманным расположением.
Вопреки всему вышесказанному, многие родители все-таки осуществляют перевозку детей спереди. Причины этого могут быть разнообразными – например, сзади не хватает места в принципе или из-за слишком большого количества перевозимых вещей, один из родителей везет ребенка в одиночку и хочет полностью контролировать ситуацию или же малыш готов устроить истерику в случае, если по непонятным для него причинам ему откажут в путешествии на переднем сидении.
Причина для перевозки ребенка спереди может быть логически обоснованной и понятной, однако, это не уменьшает риска, который возникает в подобной ситуации. В этом ключе очень важно дать родителям несколько простых советов, которые помогут хотя бы незначительно снизить проявившиеся риски.
Напоследок можно дать еще один логичный совет: используйте только самые лучшие автокресла. Не поленитесь поискать в интернете видео краш-тестов всех моделей, среди которых выбирается предполагаемая покупка, и изучить, насколько высока степень защиты маленького пассажира от удара в случае аварии.
Само собой, нет смысла сравнивать автокресла по краш-тестам на заднем сидении, если устанавливать изделие вы собираетесь спереди.
Принципы выбора детского автомобильного кресла для транспортирования ребенка спереди в целом ничем не отличаются от аналогичных принципов для определения лучшей модели для перевозки сзади. Единственное глобальное различие – это собственно возможность установки выбранной модели именно спереди – там, где габариты свободного пространства и наличие или расположение креплений могут отличаться. Если поделить все специальные средства на категории, то, в зависимости от возраста и во избежание проблем с ГИБДД, выбирать следует соответствующие модели автокресел.
Следует понимать, что в случае с любым автомобильным креслом важны не только качества рассматриваемой модели, но и правильность установки. Можно выбрать лучшее в своем роде кресло, которое покажет себя с худшей стороны при аварии из-за того, что само оказалось закрепленным ненадежно.
Все специалисты рекомендуют тщательно выбирать автокресло по результатам отзывов и видео краш-тестов, но никогда не отправляться в путешествие с ним немедленно после покупки.
Сначала родители обязаны отточить до автоматизма процедуру установки и отстегивания автокресла, чтобы знать, что оно закреплено надежно, и быть в состоянии срочно освободить ребенка, если это необходимо.
О том, как правильно выбрать автокресло для ребенка, смотрите в следующем видео от доктора Комаровского.
Перевозка детей на переднем сиденье автомобиля, может быть рассмотрена с нескольких позиций. Одна из них — следование букве закона, а вторая – безопасность. Тексты действующих законов сложны для понимания рядового обывателя, а потому, многие, даже после прочтения Правил Дорожного Движения не могут понять – можно или нельзя?
Пункт 22.9 ПДД (в ред. Постановления Правительства РФ N 316 от 10.05.2010) говорит, что детей до 12 лет можно перевозить в автомобиле, только создав безопасные условия. Причем, уточняется: «с учетом особенностей конструкции транспортного средства».
Затем правила объясняют, что для перевозки должны использоваться детские удерживающие устройства или иные средства, которые позволят пристегнуть ребенка ремнями безопасности. При этом, на переднем сиденье допускается перевозка только с использованием детских удерживающих устройств.
Чтобы верно истолковать данный закон, необходимо установить, какие именно приспособления подходят под определение «детские удерживающие устройства» и что скрывается за «иными средствами».
В ПДД не указано минимального возраста ребенка со скольки разрешена перевозка детей на переднем сиденье машины.
С 1 июля 2017 года в правила внесли изменения и теперь:
Удерживающими устройствами для перевозки детей до 12 лет считаются детские автокресла. Выпускают их в четырех категориях:
Кресла 2 и 3 категории не оснащены собственными креплениями – они пристегиваются автомобильными ремнями безопасности вместе с ребенком. При этом ремни должны проходить через соответствующие выемки устройства, чтобы обеспечить правильную и безопасную фиксацию.
Исходя из приведенных характеристик, следует что перевозка ребенка на переднем сиденье до 12 лет (если его вес не превышает 36 кг) допускается при условии, что на нем установлено автокресло, соответствующее возрасту и весу. Все просто и понятно. Однако, если используется иное удерживающее устройство, то представители ГИББДД могут составить протокол о правонарушении и выписать штраф 3000 рублей.
На практике некоторые водители могут добиться отмены наказания через суд. Предположим, что на первом сиденье сидел ребенок 10-11 летнего возраста с использованием бустера вместо кресла и был пристегнут штатными ремнями безопасности. По ГОСТ Р 41.44-2005, бустер относится к устройствам третьей категории, рассчитанным на старший возраст.
Внимательно читайте инструкцию завода производителя, выпустившего данное устройство. Если в ней прописано, что оно может быть использовано для перевозки детей соответствующего веса на переднем сиденье, то у вас есть шанс доказать в суде свою правоту. Правда, придется потратить немало сил и нервов. Неплохо будет, если вы сделаете фотографии, на которых будет видно, каким образом был установлен бустер, и как были застегнуты ремни.
Чтобы детское автокресло максимально выполняло свои функции, необходимо четко соблюдать следующие правила:
Что можно отнести к данной серии устройств? Специальный треугольник (адаптер), позволяющий зафиксировать штатные ремни безопасности так, чтобы они не попадали на шею ребенка в застегнутом виде. Использование возможно только в тех транспортных средствах, задние сидения которых оборудованы ремнями безопасности.
При небольшом росте ребенка в комплекте с адаптером необходимо использовать подушку-бустер. Подушка не крепится к сиденью, а фиксируется ремнями вместе с ребенком.
Почему многие родители сажают детей на переднее сиденье? Всегда ли есть в этом необходимость? Да, закон не запрещает их перевозку на первом сиденье при соблюдении правил. Однако с точки зрения безопасности, вряд ли это целесообразно.
Печальная статистика ДТП свидетельствует о том, что места на передних сиденьях являются самыми опасными при авариях. Стоит ли подвергать малыша необоснованному риску, поддавшись его уговорам? Каждый родитель решает это самостоятельно. Да и ситуации бывают разные.
Рассмотрим несколько:
Лучшими в плане безопасности считаются места за спиной водителя и среднее заднее сиденье. Если ребенок на заднем сиденье один, то среднее место – лучший вариант. Там у него будет хороший обзор и он не сможет дотянуться до дверных ручек и кнопок открывания. Перевозка детей в машине требует от водителя предельного внимания и аккуратности. Не забывайте об этом.
Видео: новые правила перевозки детей на переднем сиденье и до скольких лет.
Даже опытные водители не всегда могут дать однозначный ответ на вопрос относительно того, может ли располагаться ребёнок на переднем сиденье и со скольки лет допускается перевозка несовершеннолетних в таком месте транспортного средства. Незнание положений закона относительно этого момента и нарушение правил дорожного движения приводит к привлечению к ответственности и наложению сумм штрафа, величина которых зависит от возраста ребенка и факторов, сопутствующих нарушению.
ПДД 2019 определяет, что отсутствуют ограничения относительно минимального возраста ребенка, с которого допускается перевозить его на переднем сиденье автомобиля. Выражаясь юридически, несовершеннолетнего в процессе управления транспортным средством допускается размещать в любом месте машины. При этом стоит обращать внимание на нововведение, вступившее в силу начиная с 12 июля 2017 года. Оно определяет следующее:
Очень важно понимать, что при размещении ребенка спереди запрещено использовать удерживающее устройство.
На сиденье рядом с водителем можно располагать без специального автокресла исключительно только тех лиц, которые достигли 14 лет (не 12-ти!).Кроме того, как отмечают специалисты, перевозка даже при условии наличия автокресла не всегда безопасна, хоть и разрешена. Согласно существующих данных статистики гораздо меньше случаев травматизма в ситуациях, когда ребенок размещался на заднем сиденье, причем не строго за водителем или пассажиром, а посередине.
При этом необходимо обращать внимание, что они могут несколько отличаться в зависимости от роста и веса ребенка. Для детей до одного года они даже по форме напоминают больше люльку, чем кресло, после одного года в зависимости от комплекции несовершеннолетнего следует подбирать кресло таким образом, чтобы ему было в нем комфортно и, что самое главное, обеспечивался необходимый уровень безопасности.
Нарушение установленных правил приводит к тому, что водитель машины привлекается к ответственности и должен будет выплатить определенную сумму штрафа, величина которого может составлять:
Итак, перевозка детей на переднем сиденье авто должна осуществляться только с учетом норм, отраженных в действующей редакции ПДД. При этом водитель должен руководствоваться не боязнью лишиться определенной суммы средств в виде штрафа, а того, что, нарушая правила, он подвергает несовершеннолетнего опасности.
С точки зрения безопасности, хуже места, чем рядом с водителем, в машине найти сложно.
Причиной этому служит исключительно человеческая психология и врождённое чувство самосохранения. При возникновении аварийной ситуации водитель, инстинктивно, пытаясь защититься, подставляет под удар правый (дальний от себя) борт автомобиля, а соответственно и сидящего в пассажирском кресле человека. Все это происходит неосознанно и рефлекторно. Но из-за этого вся безопасность, заложенная изготовителем в автомобиль для защиты пассажира, сводится на нет.
А раз с безопасностью дела обстоят так печально, то ответ на вопрос — «Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье?», должен быть однозначно отрицательным.
Однако правила ДД (пункт 22.9), разрешают такую перевозку. Причём ограничений определяющих, со скольки лет можно ездить на переднем сиденье просто нет. Нужно только выполнить несколько требований ПДД.
В соответствующем пункте правил сказано — детей разрешается перевозить, только если созданы условия для их безопасности и при этом должны быть учтены конструкционные особенности автомобиля.
Отсюда следует, что сзади перевозка разрешена как с применением автокресла, так и с использованием других средств. А вот на передних сиденьях «другие средства», применять нельзя. То есть перевозка разрешена только в автокресле, и никак иначе.
Согласно ГОСТ к ДУУ относятся:
А так как все эти устройства являются удерживающими, то получается, что они могут быть использованы когда ребёнок сидит впереди — рядом с водителем, при этом ПДД не нарушается. Остаётся только выбрать из вышеперечисленных устройств, то которое подойдёт ему по всем параметрам.
Но это все так, если подходить к вопросу теоретически, на практике же, оказывается, что сотрудники ГИБДД на переднем сиденье машины, признают только ДУУ, выполненное в виде автокресла со своими ремнями. А вот бустер почему-то, относят к «иным средствам», которое не считается удерживающим устройством, а следовательно, его нельзя использовать для установки на переднем сиденье.
Объясняется такой подход тем, что при применении бустера, используется штатный ремень безопасности. А то, что бустер, по определению изготовителя не что иное, как разновидность детских кресел, предназначенных, для относительно взрослых детей, вес которых соответствует диапазону 22–36 кг, в расчёт не берётся.
Бывали случаи, что препирательства между водителями и сотрудниками ГИБДД, доходили до суда. И суд, после разбирательств, выносил решение в пользу водителя.
Суд признал бустеры, детскими удерживающими устройствами, с одной оговоркой – если это подтверждено инструкцией к конкретной модели бустера и соответствующим сертификатом.
То есть в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к бустеру. Должно быть указано, что эту модель кресла, можно устанавливать на любое пассажирское место, включая переднее сиденье.
А вот что касается «иных средств», то к ним относятся те приспособления, которые дают возможность штатный ремень безопасности опустить ниже лица и шеи ребёнка во время их перевозки, например, адаптер ФЭСТ.
Ребёнка, достигшего двенадцатилетнего возраста, разрешено перевозить, пристегнув его стандартными ремнями безопасности, установленными в автомобиле.
Почему именно с двенадцати лет? Тут расчёт делается на то, что к этому возрасту большинство детей достигнет 150 см роста. Именно на такой минимальный рост рассчитаны ремни, применяемые в системе безопасности автомобиля.
И тут напрашивается вопрос — можно ли возить ребёнка на переднем сидении без автомобильного кресла, если ему двенадцать лет уже исполнилось, а рост до 150 см недотягивает?
Если двенадцатилетний ребёнок, не вырос до необходимых 150 см, то перевозить его следует с применением удерживающего устройства, соответствующее его весу. Несмотря на разрешение ПДД, уже не использовать автокресло. Безопасность малыша должна быть на первом плане.
Таким образом, отправляясь в поездку с ребёнком, в целях обеспечения его безопасности, нужно запомнить довольно простые правила.
И напоследок информация, для родителей, надеющихся на «авось».
Игнорирование пункта 22.9 правил, обойдётся нарушителю в три тысячи рублей штрафа, это приблизительно половина цены, которую можно было бы заплатить за детское кресло.
Кстати, в ответ родителям, задающим глупые вопросы типа — «Можно ли ездить с ребёнком, усадив его к себе на колени?», или «Можно ли ездить используя подушку, вместо кресла, подложив её под ребёнка?». Так вот, все эти новаторские идеи будут вам стоить как минимум 3 тысячи штрафа, а за максимум и говорить не хочется — человеческая жизнь цены не имеет.
Со скольки лет можно возить ребёнка, без детского кресла, со скольки лет можно не использовать адаптер для ремня безопасности — это необязательные указания, это лишь отмена запрета.
Если удерживающие устройства или другие средства, подходят по весу и росту, то нужно использовать их до последнего. Даже если молодому человеку уже исполнилось 12 лет. Потому как их предназначение — это обеспечение максимально возможной безопасности.