logo1

logoT

 

Стояночный гидравлический тормоз


ЗДТ и гидравлический ручник своими руками — Сообщество «ВАЗ: Ремонт и Доработка» на DRIVE2

Хочу рассказать как я устанавливал ЗДТ и ручник

так как готовые комплекты с тросиком дороги а денег у нас кот наплакал то решаем все делать сами

как раз у меня освободились штатные супорта с переда, (на перед встали суппорта от 2112 с перфорированными дисками )

к ним были куплены план шайбы + развальные пластины и всякая мелочь

тут почти все что понадобится

плюс к этому понадобятся куча новых тормозных трубок и 2 тройника (в моем случае)

какие то трубки можно подобрать по длине а какие то придется резать и заново вальцевать

(как это делать лучше спросить у гугла)

в первую очередь я установил сами тормоза

совместив эту процедуру с заменой подшипников и установкой колесных шпилек

так же для того что бы одеть тормозной диск на заднюю ступицу нужно сточить у ступицы ступеньку

ради сокращения времени сборки я купил новые ступицы и отдал токарю

я отдавал ступицы токарю но видел как это делали и болгаркой))

следующее что было сделано это ручник

так как тросиков теперь нет то нужен гидроручник

покупать готовые задушила жаба так как себестоимость такого ручника копейки

смотрим фото готового и делаем свой)

для этого понадобится

— штатная ручка ручника

— Главный Цилиндр Сцепления 2106

тут небольшой совет

берите или PELENGA или АТЕ так как у них уже с завода нарезана резьба

на обычных цилиндрах вместо металлического соска пластиковый под которым ни чего нет а здесь если его вывернуть мы получим резьбу!

— металл 2-3мм

берем металл и режим его на прямоугольники

складываем и свариваем добавив косынки по вкусу

и получаем

далее делаем отверстия под ручку, цилиндр и привариваем шпильки для их крепления

советую устанавливать цилиндр выходами строго вверх для облегчения прокачки тормозов в последствии

собираем покрасив по вкусу

рядом можно приварить крепление под регулятор

(советовать делать как у меня регулятор из колдуна 2108 не буду так как его работа не совсем корректна! )

лучше купить специализированный регулятор Wilwood

переходники под трубки я заказывал у токаря просто отдав ему целиндр и тормозную трубочку

теперь можно заняться подключением

схема следующая

оговорюсь что у меня стоит ВУТ от ВАЗ 21214 и ГТЦ от лада калина 2х контурный

2 контура

он отличается от обычного 2108 большим размером и как следствие производительностью

если у вас 4х контурный ГТЦ

4 контура

то схема такая

в салоне получается вот такая паутина из трубок

тройник ставится сразу под днищем со стороны улицы

а дальше по штатной схеме через штатные шланги на балку

штатный колдун можно выкинуть его хрен настроишь ((

теперь заливаем тормозуху и прокачивает сначала педалью зад, потом прокачиваем зад ручником (не трогая педаль накачиваем ручником и держим в это время напарник откручивает штуцер на супорте )во время прокачки регулятор полностью открыт!

затем прокачиваем перед

проверяем все соединения на отсутствие протечек

садимся в машину и на пустой дороги едем настраивать регулятор так чтобы при резком торможении зад не заносило

возможно через пару дней придется повторить процедуру прокачки тормозов так как за один раз сложно выгнать все пузырьки воздуха из системы

Принцип действия гидравлического ручника

Гидравлический ручник Многие автолюбители с большим удовольствием совершенствуют конструкцию своего «железного коня», меняя его отдельные системы и детали на более совершенные. Так, нередко дело доходит и до устаревших тормозов с барабанными колодками, которые совсем не отличаются надежностью и выносливостью. В таком случае вместо них зачастую устанавливаются дисковые тормоза, которые способны работать только на гидравлическом стояночном тормозе. Поэтому, если на задний привод авто устанавливаются новые тормоза, не остается ничего другого как установка и нового стояночного тормоза. К счастью, его можно изготовить и своими руками. Как? Об этом читайте далее.

1. Зачем нужен гидравлический ручник?

Как мы уже успели рассказать в нашем небольшом вступлении, необходимость в установке гидравлического ручника возникает в тех случаях, когда на задний привод автомобиля устанавливаются новые дисковые тормоза. Но сначала поговорим о том, какими преимуществами обладают непосредственно дисковые тормоза и зачем их устанавливать вместо привычных барабанных:

Гидравлический ручник 1. Барабанные тормоза теряют свою стабильность во время эксплуатации, что возникает по причине перегрева всего механизма. Что же касается дисковых – то их характеристики остаются стабильными при любых условиях, к тому же, они намного быстрее охлаждаются.

2. Дисковые тормоза позволяют в несколько раз сократить длину тормозного пути автомобиля, что автоматически делает движение на автомобиле более безопасным.

3. Конструкция дисковых тормозов намного легче и занимает меньше места.

Основной недостаток, который сопровождает установку дисковых тормозов на автомобили «старого» типа, – это сложность в правильном распределении тормозного усилия на все оси. Для этого мастера еще пару лет назад придумали двухконтурный вариант оси, где каждый контур соединяет между собой левое и правое колесо передней и задней подвески. При этом регулятор такой тормозной системы обязательно должен быть установлен после главного тормозного цилиндра, но перед приводом гидравлического ручника. В таком случае тормоза будут работать самым лучшим образом.

Какая же роль гидравлического ручника во всем этом тюнинге тормозной системы? На самом деле, очень важная, ведь если не использовать двухконтурную схему установки и гидравлический ручник, к задней подвеске автомобиля необходимо будет проводить дополнительные контуры и крепить на левую и правую стороны подвески по два суппорта. Все это требует массу дополнительных усилий, избежать которых можно при помощи установки гидравлического ручника, в результате чего:

Гидравлический ручник 1. Тормозное усилие будет равномерно распределяться между правым и левым колесом задней подвески вашего автомобиля.

2. На задние колеса будет передаваться более интенсивное усилие.

3. Поскольку магистрали тормозной системы сместятся в сторону вакуумного усилителя, передние тормоза автомобиля обретут более высокую мощность.

Единственный минус такой системы – если вдруг откажет тормозной контур передних колес, торможение автомобиля уже не будет таким интенсивным. Но при этом тормозная система все равно будет работать, что также немаловажно, тем более что на автомобиле будет установлен гидравлический ручник, благодаря которому автомобиль сможет остановиться буквально на месте, и можно будет избежать аварийной ситуации. Тем более что сделать такое устройство можно и самостоятельно, хотя вначале необходимо более детально разобраться в том, что он из себя представляет и как функционирует.

2. Как работает гидравлический ручник?

Встретить стояночный тормоз с гидравлическим приводом можно практически на всех современных автомобилях, поэтому владельцы машин, которые были выпущены еще лет 15-20 назад, могут быть даже не знакомы с его конструкцией. Хотя в целом это достаточно простое устройство, которое при этом отличается очень высокой надежностью. В его конструкции практически нет сложных или быстро изнашиваемых деталей, благодаря чему такое гидравлическое устройство устанавливается одновременно с наиболее совершенными электронными системами.

Гидравлический ручник Вместо тормозного троса на гидравлическом ручнике используется гидравлический цилиндр, хотя блокировочная кнопка и храповой механизм остаются теми же, что и на обычном механичном стояночном тормозе. Благодаря этому давление на тормозном контуре задней подвески автомобиля можно создавать не только одновременно с передним контуром, но и посредством активации ручника.

Основным преимуществом использования гидравлического ручника является простота его обслуживания, а также отсутствие необходимости использовать уравнитель усилий для задних колес. Во всех точках тормозного контура обеспечивается одинаковое усилие.

Но есть у такого ручника и свой недостаток. Если механический стояночный тормоз может работать абсолютно независимо от работоспособности тормозной системы, то гидравлический приходит в неисправность одновременно с тем, как из контура вытекает жидкость.

3. Как сделать гидравлический ручник своими руками?

Гидравлический ручник Такой вариант изготовления гидравлического ручника является наиболее экономичным и не потребует от вас большого количества усилий. Так что, если вы перед этим установили дисковые тормоза на свой автомобиль, можете приступать к самостоятельному созданию этого устройства, предварительно подготовив необходимые инструменты и комплектующие:

- гидравлический цилиндр сцепления, который используется на автомобилях Хонда.

- специальный тройник, который устанавливается на шланги тормозной магистрали.

- металлические тормозные трубки (понадобится примерно 5 штук).

- регулятор тормозной системы (можно взять самый распространенный от автомобиля ВАЗ).

- тормозной шланг.

- медные шайбы (подготовьте как минимум 10 штук).

- тормозная жидкость, которую необходимо будет залить в установленную тормозную магистраль. Ее количество будет корректироваться особенностями автомобиля, но обычно необходимо около 4 литров.

- заглушка для магистрали.

- вся необходимая для рукоятки ручного тормоза оснастка, которая обычно продается одним комплектом.

- хомуты из пластика.

- скрутка.

Гидравлический ручник После того как все материалы будут подготовлены, можно смело приступать к поэтапному выполнению задачи по созданию и установке гидравлического ручника:

1. Чтобы работать было максимально удобно, вам необходимо будет немного разобрать салон автомобиля. Благодаря этому вы получите доступ к его основным системам и механизмам, в том числе и к тормозам – как основному, так и стояночному.

2. Отыщите инструкцию от своего автомобиля (печатную или в интернете) и детально изучите то, как устроена его тормозная система и где именно проходят ее основные магистрали. Если перед этим вы самостоятельно занимались установкой новых дисковых тормозов, то необходимость в подобном отпадет сама собой.

3. Отыщите магистраль тормозов заднего привода автомобиля, которую необходимо проложить через салон автомобиля. Для этого используйте технические отверстия, через которые проходит трос спидометра. Дойдя до моторного отсека, действуйте максимально осторожно, чтобы не повредить расположенные в нем детали.

4. Для того чтобы установить и подключить гидравлический ручник, все шланги магистралей обязательно должны быть подсоединены к главному тормозному цилиндру. Кроме того, при помощи скрутки необходимо будет увеличить длину магистрали, подсоединив к ней всего одну металлическую трубку. Она устанавливается кратковременно, чтобы потом на ее место можно было вмонтировать регулятор тормозной системы.

Гидравлический ручник 5. Используя старую рукоятку ручника,оборудуйте ее специальной оснасткой и установите на прежнее место. После этого подсоедините тормозную трубку к входному патрубку гидравлического цилиндра, благодаря которой в цилиндр будет заливаться тормозная жидкость. От выходного патрубка цилиндра должен выходить шланг, по которому тормозная жидкость будет доставляться к заднему контуру тормозной системы.

6. Непосредственно над задней осью в кузове автомобиля необходимо сделать три технических отверстия (если они уже есть на вашей машине, задача для вас несколько упростится). Очень важно, чтобы диаметр этих отверстий полностью соответствовал диаметру шлангов с тормозной жидкостью.

7. В полученное отверстие необходимо протянуть шланг, который идет от главного тормозного цилиндра к задней магистрали. При этом на сам шланг очень важно надеть специальное защитное кольцо, которое предотвратит его трение о кузов автомобиля.

8. Теперь уже непосредственно под кузовом автомобиля необходимо подсоединить к протянутому шлангу тройник, к которому нужно подключить все остальные шланги тормозной системы, предварительно протянутые через отверстия в кузове автомобиля (не забудьте использовать кольцо для предотвращения трения). Тройник также не должен висеть в воздухе. Его необходимо надежно закрепить при помощи хомутов из пластика. Не забудьте также загерметизировать соединения.

Гидравлический ручник Ну и в завершение не забудьте залить тормозную жидкость в проложенную по кузову автомобиля магистраль. Внимательно проследите за тем, чтобы в нее не попал воздух, поскольку его наличие может существенно снизить работоспособность тормозов. После этого можно смело отправляться на свободный участок дороги и испытывать новые тормоза, в том числе и гидравлический ручник.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Гидравлический ручной тормоз принцип работы. Ручной стояночный тормоз автомобиля: устройство, трос, рычаг и схема.

Есть в автомобиле одна маленькая, но чрезвычайно важная система, которой автолюбители постоянно пользуются, порой даже не замечая этого. Речь о механизме ручного тормоза. Именно к его задействованию водителю приходится обращаться. Увы, но большинство людей об устройстве ручника имеет расплывчатое представление. В сегодняшней статьи мы попытаемся рассказать, как же устроен стояночный тормоз, какие его разновидности бывают, а также опишем основные ситуации, когда без ручника не обойтись.

Устройство и принцип работы механического ручного тормоза

Из списка внутренних компонентов данного механизма мы видим только один – рычаг. Иногда он заменяется небольшой педалью, расположенной чуть в стороне от основных педалей управления автомобилем. Рычаг соединен с помощью нескольких тросов и натяжителей с блокирующими механизмами задних колес. Именно в рычаге установлено специальное храповое колесо, фиксирующее рабочий режим. Передаваемое водителем усилие распределяется между двумя или тремя тросами, соединенными через особые рычаги с задними колодками. Обычно задействуется схема, состоящая из трех тросов – двух боковых, ведущих к каждому из фиксирующихся колес, и центрального, служащего для распределения прилагаемых усилий. Тросы соединяются между собой через специальную связующую деталь — уравнитель. За работу колодок отвечают специальные рычаги. Они связаны с боковыми тросами и в случае включение рычага прижимают колодки к тормозным дискам или барабанам. Отключение салонного рычага возвращает колодки в первоначальное состояния, освобождая их от контакта со смежными тормозными элементами.

Все основные компоненты стояночного тормозного механизма выстраиваются с использованием наконечников с регулируемой длиной. В случае вытягивания тросов это позволяет подстраивать их натяжение без замены внутренних компонентов системы.

Помимо механического стояночного тормоза существует также гидравлические и электронные.

Устройство и принцип работы гидравлического ручного тормоза

Устройство гидравлического ручного тормоза очень схоже со схемой механического ручника. В нем присутствует и рычаг, и храповое колесо, лишь тросы заменены специальным жидкостным гидроцилиндром, соединенных с гидравлическим контуром основных тормозов. Основное преимущество подобного рода модификации состоит в упрощенной процедуре обслуживания. Водителю не требуется ничего подтягивать. Все функции механических устройств выполняет гидравлика. Из «минусов» отметим тот факт, что в случае нарушения герметичности тормозного контура, машина остается без возможности экстренного торможения. Вытекшая жидкость лишит водителя не только основных тормозов, но и ручника.

Устройство и принцип работы электронного ручного тормоза

За работу электронного стояночного тормоза целиком и полностью отвечает компьютерный блок автомобиля. При заглушении мотора, система опрашивает датчик наклона о горизонтальном положении машины. Если горизонталь нарушена, компьютер активирует электронный привод ручника, который посредством прижимного винта задействует работу тормозных колодок. Отключение такого стояночного тормоза происходит автоматически при заведении автомобиля и нажатии водителем на педаль газа. Можно отключить электронный ручник и искусственно. Для этого потребуется акцентировано надавить на педаль тормоза.

Ручной тормоз выступает альтернативой основной системе тормозов. В случае отказа последней, автомобиль можно легко остановить с помощью ручника. В бытовых ситуациях применение стояночного тормоза требуется при краткосрочной остановке машины. Если вам требуется забежать в магазин, оставив авто у обочины, вы обязательно задействуете ручник.

Нередко требуется включать ручной тормоз для того, чтобы предотвратить скатывание автомобиля во время движения. Примером такой ситуации может послужить остановка у закрытого переезда. Чтобы тронуться с места водитель обязательно задействует ручник.

Опытные водители используют ручник при выполнении сложных маневров – разворота или выезда в условиях ограниченной площади маневрирования, дрифта (провоцирования управляемого заноса для точного вхождения в поворот на скорости) и т.п.

В качестве рекомендации по безотказной работе, посоветуем автолюбителям не использовать ручник при длительной постановке машины на стоянку. Если вы не планируете пользоваться авто в течение недели-двух, включать ручник не следует, чтобы за это время колодки не «прикипели» к дискам или барабанам. С особенной осторожностью следует использовать стояночный тормоз и в условиях зимних морозов. Во время повышенной влажности или после посещения автомойки он может примерзнуть, чем полностью обездвижит автомашину.

Обязательно проводите периодические проверки состояния системы ручного тормоза своего автомобиля. Если, не дай Бог, у вашего транспортного средства по каким-либо причинам откажут основные тормоза, он будет являться вашим единственным шансом на безаварийное спасение.

Ручной тормоз является важной частью тормозной системы, поэтому нельзя относиться к нему посредственно, так как некачественная работа ручника может привести к опасной ситуации на дороге и принести вред вашему здоровью.

Что такое ручник и зачем он нужен?

Ручной тормоз - это часть тормозной системы, как мы отметили выше, ручник блокирует колёса относительно двигательной оси, то есть придаёт устойчивость автомобилю на ровной поверхности, а также при положении под уклоном. Ручник используют не только во время стоянки машины, но и в движении на спортивных автомобилях с задним приводом во время резких поворотов. Помимо основных своих назначений ручной тормоз является запасной аварийной системой, потому что полностью повторяет гидравлическую рабочую систему.

Ручник состоит из тормозных механизмов и из тормозного привода. В основном в системе стояночного тормоза используется механический тормозной привод, обеспечивающий передачу усилия водителя к тормозному механизму. Обычно устройство ручного тормоза представляет собой рычаг, расположенный справа от водителя, между передними сиденьями, если говорить о леворуких машинах. Ручной рычаг оснащён выключателем контрольной лампы стояночного тормоза, которая появляется при работе стояночного тормоза и храповым механизмом, который фиксирует стояночный тормоз в рабочем положении.

Усилие передаётся при помощи тросов к тормозным механизмам от рычага, обычно используется 1-3 троса, но чаще всего в конструкции присутствует три троса - два задних троса и один центральный передний трос, который соединён с ручным рычагом, а два задних соединены с тормозными механизмами.

Соединение тросов с элементами стояночного тормоза происходит при помощи регулируемых и нерегулируемых наконечников. Можно менять длину провода посредством регулировочных гаек на концах тросов. Важно помнить, то ручным тормозом нужно пользоваться регулярно, чтобы он не растерял свои функции, и чтобы не произошло закисания проводов, особенно стоить на это обратить внимание на автомобилях с автоматической коробкой передач.

Во многих современных легковых машинах используется электропривод стояночного тормоза, где электродвигатель напрямую контактирует с дисковым тормозным механизмом, такая система называется-электромеханический стояночный тормоз.

Что касается барабанного тормозного механизма, то при стоянке торможение происходит при помощи специального рычага, соединённого с одной стороны с тормозной колодкой, а с другой стороны задним тросом. Когда происходит срабатывание тормозного механизма, перемещение рычага происходит с помощью троса, толкающего в свою очередь ведущую тормозную колодку и ведомую тормозную колодку к тормозному барабану, в результате чего блокируются колёса.

Если машина оснащена дисковыми тормозами, то в этом случае используется несколько схем стояночного тормозного механизма - это барабанный, кулачковый и винтовой:

Ручной тормоз очень важная вещь в устройстве автомобиля, но нельзя взять его за основу постоянного торможения, также не рекомендуется резко натягивать ручник, дабы избежать заноса машины. Диагностику ручника желательно проводить раз в месяц. Делается это просто, нужно забраться на крутую горку и сильно затянуть тормозной рычаг, если машина не скатилась под уклоном и устояла, значит всё в порядке.

Как мы заметили выше, если диагностика на склоне показала, что ручник не держит, в этом случае необходимо его отрегулировать. Также, можно проверить, нужна ли регулировка, по-другому: натягиваем полностью на себя ручной тормоз и следим, продолжает ли машина двигаться в это время, если движется или слабо тормозит, в этом случае точно нужна регулировка ручника или даже его ремонт. Чаще всего причиной такого поведения, может быть ослабшее натяжение тормозного троса.

Другие причины, которые также требуют регулировки ручника - это, например, между колодками и барабанами появился большой зазор или износились накладки. Чтобы устранить вышеперечисленные неисправности лучше обратиться в автосервис, но можно попробовать самостоятельно устранить проблемы. Если вы имеете хотя бы начальные знания о том, как утроен автомобиль, то для вас это не составить особого труда.

Перед тем, как приступить к устранению неполадок, нужно в инструкции по эксплуатации транспортного средства уточнить, какая именно система в вашей машине.

Процесс регулировки ручного тормоза

Для начала нужно найти удобное место для проведения работы. Для регулировки вам понадобиться домкрат и опора. Когда мы машину зафиксировали, поднимаем рычаг тормоза. Затем ищем контргайку регулировочного устройства и ослабляем её. Заворачиваем гайку и следим, чтобы натянулся трос тормоза. Если после проведённых вами действий не произошло натяжение троса, тогда эту деталь нужно будет заменить и лучше всего обратиться к специалистам.

Если же у вас всё получилось, можно продиагностировать рычаг, натянув его на себя. Также проверьте заднее колесо, задние колёса не должны крутиться без приложения усилий. Если всё нормально, можно затягивать контргайку. Затем опустите рычаг и снова проверьте колёса, теперь они должны без усилий вращаться, можно ставить машину на землю. Если все действия сделаны правильно, то можно ездить, но, если вы не обладаете достаточными знаниями, лучше не рисковать, а обратиться к профессионалам.

Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги - достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве.

Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках - электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.

Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом.

Колесный механизм стояночного тормоза:

2 - электромотор;

3 - приводной ремень;

4 - редуктор с качающейся шайбой.

Электромотор через зубчато-ременную передачу связан с редуктором, понижающим в десятки раз скорость вращения выходного вала и позволяющим развить необходимое для работы тормозных механизмов усилие.

Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос - давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.

Редуктор с качающейся шестерней:

1 - ведомая шестерня;

2 - выходной вал;

3 - ступица зубчатого шкива;

4 - зубчатый шкив;

5 - находящиеся в зацеплении зубья качающейся и ведомой шестерен.

Одна из главных деталей редуктора - качающаяся шестерня. Она установлена на ступице ведущего шкива под углом и потому качается при вращении. От поворота относительно корпуса редуктора ее удерживают два поводка, скользящих по внутренним стенкам корпуса редуктора. При движении только пара зубьев качающейся шестерни постоянно находится в зацеплении с зубьями ведомой шестерни. Причем у качающейся шестерни на зуб больше, чем у ведомой, поэтому полного зацепления нет. Лишь один зуб качающейся шестерни боковой поверхностью давит на ответную часть ведомой, поворачивая последнюю на небольшой угол. В результате за полный оборот зубчатого шкива ведомая шестерня смещается всего на зуб.

«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить - только включив зажигание и нажав педаль тормоза.

Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.

Поршень с винтовой парой:

1 - поршень тормозного цилиндра;

2 - нажимная гайка;

3 - шпиндель.

Винтовая пара преобразует вращение ведомой шестерни в поступательное движение штока. Тот давит на тормозной поршень, подводя колодки к диску. Усилие контролирует блок управления стояночного тормоза по величине потребляемого тока. Как только значение достигнет необходимой величины, электродвигатель отключится. При снятии с ручника мотор вращается в обратную сторону, шток отходит назад, а поршень сдвигается из-за упругости уплотнительной манжеты.

Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна - включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми - давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу.

На ручник машина встанет и раньше - если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.

Электрический стояночный тормоз: Уже не ручной

Электрика повсеместно вытесняет механику. Даже трос стояночного тормоза заменили провода. Краткую лекцию о том, как устроен и как работает ручник нового поколения, читает Геннадий Емелькин.

Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги - достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве. Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках - электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.

Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом. Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос - давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.

«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить - только включив зажигание и нажав педаль тормоза. Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.

Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна - включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми - давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу. На ручник машина встанет и раньше - если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.

Функциональным назначением стояночного тормоза, как видно из его названия, является предотвращение самопроизвольного движения неподвижного автомобиля под действием посторонних сил. Как правило, ручной тормоз применяют при остановке (стоянке) транспортного средства на поверхностях, имеющих определенный уклон (подъезды к эстакадам, мостам, железнодорожным переездам и т.п.).

Устройство ручного тормоза

Конструкция ручного тормоза будет рассмотрена на примере наиболее распространенной модели из «классики» Волжского автозавода - «ВАЗ 2106», задняя колесная пара, которой оснащена тормозными механизмами барабанного типа.

Основными конструктивными элементами данного тормозного механизма являются:

    Рычаг стояночного тормоза, расположенный в салоне транспортного средства.

    Регулировочный узел, состоящий из уравнителя, тяги, регулировочной и фиксирующей гаек, резинового чехла.

    Трос привода стояночного тормоза, выполненный из стального троса, заключенного в гибкую витую обмотку, и соединяющий регулировочный узел с задними тормозными механизмами транспортного средства.

Кроме того, в тормозных механизмах задней колесной пары расположены элементы, обеспечивающие выполнение функций стояночного тормоза.

Это - рычаг привода (поз.9), одно плечо которого жестко закреплено на металлическом пальце (поз.11), а другое, способное перемещаться, связано с тросом привода ручного тормоза (поз.8).

Регулировка стояночного тормоза своими руками

Процесс регулировки ручного (стояночного) тормоза не отличается сложностью и не требует сложного технического обеспечения, поскольку суть его заключается в изменении длины тросов привода. Эксплуатационный износ элементов, обеспечивающих работу системы, крайне незначителен, что позволяет длительное время обходиться без их замены.

Эффективность работы «ручника» определяется по устойчивости транспортного средства на поверхностях, имеющих уклон, при определенной степени поднятия рычага (количество щелчков). Если разговор идет о «шестерке», то, как правило, достаточно четырех. В противном случае тормоз подвергается регулировке. Еще одним показание к выполнению регулировочных мероприятий является увеличенный ход рычага «ручника».

Кроме того, регулировка ручного тормоза выполняется после проведения некоторых ремонтно-восстановительных работ:

    Замена тормозных колодок и дисков.

    Замена тросов привода.

    Замена скоб тормозного механизма (для дисковых тормозов).

Внимание! Регулировка производится исключительно на исправной тормозной системе, подвижные элементы которой имеют легкий ход, а на тормозных механизмах задней колесной пары выполнены регулировочные работы.

Регулировка «ручника» на автомобилях, оснащенных задними тормозными механизмами барабанного типа:

    Освобождаем (выключаем) стояночный тормоз, опуская рычаг.

    Ключом «б» отпустите фиксирующую гайку.

    Ключом «а» затягивайте регулировочную гайку до момента соприкосновения колодок с барабаном тормозного механизма (определяется посредством проворачивания задних колес).

    Отворачиваем регулировочную гайку на 1,5-2 оборота, что позволяет отвести тормозные колодки от соприкосновения с барабаном.

    Поднимаем рычаг «ручника» на два щелчка, что соответствует второму зубу храповика, и повторно проворачиваем колесо. Оно должно быть заторможенным.

    Затягиваем фиксирующую гайку.

    Проверяем свободу и плавность хода троса привода.

    В целях предотвращения возникновения коррозионных процессов, покрываем резьбовое соединение тяги тонким слоем смазки (например «Литолом»).

По завершении регулировочных мероприятий в обязательном порядке проконтролируйте работоспособность системы стояночного тормоза. Для этого установите транспортное средство на поверхность, имеющую уклон (до 250) и включите ручной тормоз (на 4-й - 6-й зуб храповика). Если наблюдается хотя бы малейшее движение автомобиля - стояночный тормоз затянут не достаточно. Возникновение скрипа в механизме задней колесной пары и затрудненное начало движения автомобиля - симптомы «перетянутого» «ручника». В этих случаях регулировка стояночного тормоза выполняется повторно.

Когда необходима регулировка тормоза

Нередко автолюбители, обладающие небольшим практическим опытом ремонта автомобиля, задают вопрос: «Как часто нужно регулировать стояночный тормоз?». Если на автомобиле не выполнялись ремонтные работы, о которых мы говорили выше, то «ручник» подлежит регулировке только тогда, когда рычаг, установленный на 4-6 зубце храпового механизма, не справляется с фиксацией транспортного средства на наклонной поверхности. Почему это происходит? Материал, из которого изготовлен трос привода, способен растягиваться в процессе эксплуатации, соответственно уменьшается степень его натяжения. Однако трос невозможно подтягивать бесконечно. Специалисты рекомендуют выполнять не более четырех натяжений троса привода с одним комплектом тормозных колодок, после чего необходимо произвести их (колодок) замену новыми.

Как сделать гидравлический ручник своими руками на ВАЗ?

Самостоятельно в целях тюнинга можно сделать гидравлический ручник. ВАЗ любой модели оснащается гидравлической системой тормозов, но стояночный тросиковой конструкции. Это ухудшает работоспособность, так как трос имеет свойство растягиваться, поэтому эффективность ручника снижается. Да и сами барабанные тормоза обладают малой надежностью.

Эффективность торможения крайне низкая. Но для полноценного функционирования гидравлического ручника обязательно нужно, чтобы на задних колесах стояли дисковые тормоза. Вторая, негативная сторона – по ПДД запрещено вносить изменения в тормозную систему. Поэтому, осуществляя подобную модернизацию, вы действуете на свой страх и риск.

Основное предназначение

Самостоятельно установить и настроить гидравлический ручник на ВАЗ-2109 можно, имея определенные навыки и инструменты. Несмотря на запреты, такие конструкции можно встретить в продаже и произвести установку на любую марку и модель автомобиля. Все работы желательно проводить на смотровой яме или подъемнике. При помощи гидравлического ручника у вас получится намного повысить эффективность тормозной системы. Конструкцией предусмотрено наличие регулятора, который позволяет распределять усилие между передним и задним контуром. Регулятор позволяет и предотвратить полную блокировку задних колес.

С помощью такой конструкции ручника можно полностью блокировать задние колеса, чтобы осуществить прогрев резины на передней оси. Это окажется полезным для любителей гонок. Простым водителям блокировка окажется полезной для уменьшения шанса возникновения заноса при поворотах на мокрой дороге. Монтаж устройства производится возле рычага ручного тормоза, чтобы к нему был свободный доступ. Если регулятор установлен верно, то усилие на задний тормозной механизм будет распределяться плавно, а эффективность передних увеличится.

Комплектация гидравлического ручного тормоза

В автомобильных магазинах вы можете приобрести комплект гидравлического ручника. Своими руками его установить можно, но потребуется еще несколько дополнительных элементов:

  1. Шайбы из меди для тормозных механизмов в количестве 10 шт.
  2. Металлические трубки в количестве 5 шт. Чтобы немного сэкономить, можно приобрести полный комплект для автомобилей «Газель».
  3. Заглушки.
  4. Скрутки.
  5. Тормозные шланги для ВАЗ-2101-2107.
  6. Тройник для тормозной системы.
  7. Пластиковые хомуты-стяжки в количестве 50 шт.
  8. Регулятор тормозов для автомобилей ВАЗ любой модели.
  9. ГТЦ для ВАЗ-2101. Если такого нет, то можно использовать любой другой цилиндр.

Кроме всего этого потребуется наличие тормозной жидкости для последующей заправки системы. Ведь переделка включает в себя врезку в тормозные магистрали дополнительного контура.

Перед началом тюнинга необходимо избавиться от старой, несовершенной системы. Для этого полностью демонтируется механический привод. Обратите внимание на то, что после установки гидравлического ручника полностью изменится схема работы привода суппортов. Если по умолчанию работали попарно механизмы, которые находятся на колесах, расположенных по диагонали, то после переделки схема окажется осевой (задние и передние). Но перед тем как установить гидравлический ручник, нужно снять старый.

Как демонтировать трос ручника

Для проведения демонтажа старого ручника потребуется выполнить несколько действий:

  1. Устанавливаете автомобиль на эстакаду, смотровую яму или подъемник. Все зависит от того, какими удобствами вы располагаете. Если нет таких удобств, то лучше даже не начинать проводить работу.
  2. Заднюю часть автомобиля приподнять на домкрате, предварительно установив под передними колесами упоры.
  3. Под задней балкой установить опоры.
  4. Так как гидравлический ручник может устанавливаться и с барабанными тормозами, то конструкцию можно сильно не менять. Снимаете колеса и барабаны с задней оси.
  5. Чтобы не мешали, демонтируйте резонатор и глушитель.
  6. Снимаете с тяги уравнитель.
  7. Демонтируете трос, снимая его с колодок на обоих колесах.
  8. Теперь нужно произвести несколько манипуляций в салоне автомобиля. Откройте доступ к рычагу ручника и выкрутите крепления. После чего полностью снимите его с посадочного места.

Теперь можно начать установку новой системы, для этого можно использовать один из двух популярных методов.

Способ установки № 1

Установить гидравлический ручник на ВАЗ, по мнению специалистов, можно двумя способами. Самый простой и доступный подразумевает выполнение следующих манипуляций:

  1. В подкапотном пространстве необходимо установить еще один тормозной цилиндр. Идеально подойдет главный цилиндр сцепления от автомобиля ВАЗ-2101.
  2. Снимите расширительный бачок для тормозной жидкости.
  3. Потребуется самостоятельно сделать небольшой переходник. Нарезаете резьбу и устанавливаете шайбу (в ней должна быть резьба для штуцера).

Сборку всей системы начинаете от родного ГТЦ к цилиндру сцепления, затем к регулятору, ручнику, контуру задних тормозов. Чтобы соединять между собой все компоненты, используйте трубки от автомобиля «Газель». Только выбирайте те, которые подходят по размерам. Крепеж трубок производится к тем местам, к которым фиксировался тросик ручного тормоза.

Способ установки № 2

Сначала необходимо сделать несколько манипуляций под капотом:

  1. Выкручиваете трубку, которая идет к левому тормозного механизму и ставите заглушку на ней.
  2. Выкручиваете трубку, идущую к переднему правому колесу. Устанавливаете ее в отверстие, предназначенное для правого заднего тормозного механизма.

Перед началом работ обязательно слейте всю жидкость. Старайтесь все делать аккуратно, чтобы не повредить механизмы гидравлики. Старайтесь не допускать попадания жидкости на металл, так как она его разъест. Дальнейшие действия:

  1. Между сиденьями устанавливаете новый ручник.
  2. Устанавливаете болт вместо маятника регулятора. Прикручиваете к днищу кузова. На время рекомендуется снять передние сиденья, чтобы они не мешали и не испачкались во время проведения работ.
  3. Из подкапотного пространства прокладывается трубка по днищу к новому ручнику.
  4. По днищу в салоне прокладываете трубки от регулятора.
  5. Подберите по размерам трубки и установите их на задней оси.
  6. На задней балке на кронштейне закрепите гибкий шланг.
  7. Обязательно поставьте кольцо из резины, чтобы при эксплуатации не протирался шланг. Чтобы было удобнее надевать, разрежьте это кольцо.
  8. Соедините шланг с трубками. Чтобы закрепить металлические трубки, используйте пластиковые хомуты-стяжки.

Завершение работ по второму способу

Старайтесь при проведении ремонта не допускать того, чтобы шланг перекручивался. Это может привести к повреждениям и утечке жидкости. Сначала нужно проводить затяжку того края, на котором резьба внешняя. После затягивается край с внутренней резьбой. Как сделать гидравлический ручник самостоятельно? Завершающий этап выглядит так:

  1. Зафиксируйте положение новой системы, проверьте затяжку всех резьбовых соединений.
  2. Залейте в расширительный бачок тормозную жидкость.
  3. Прокачайте систему по схеме от дальнего цилиндра к ближнему. Своевременно доливайте жидкость в бачок. Иначе прокачку потребуется проводить заново.
  4. Проверьте работоспособность тормозной системы. Нормально ли выжимаются суппорты.

После соберите все разобранные узлы – установите на место колеса. Перед первой поездкой убедитесь, работают ли нормально тормоза. Если есть неполадки, устраните их сразу же. При первой поездке не разгоняйтесь до большой скорости, чтобы была возможность остановить автомобиль хотя бы двигателем. Все вышеизложенные способы подходят для установки гидравлического ручника своими руками на ВАЗ любой модели, а также на автомобили других производителей (включая иностранных).

Стоимость проведения тюнинга

Теперь настало время составить подробную смету на запчасти, используемые во время проведения тюнинга тормозной системы. Цена всех компонентов может отличаться, зависит все от того, приобретаете вы новые или бывшие в употреблении. Примерная стоимость:

  1. Тормоз гидравлический в сборе – стоимость около 2700 рублей. Можно найти и дешевые китайские экземпляры, но стоит ли им доверять – решайте сами. Качество таких изделий очень часто на низком уровне.
  2. Регулятор – 400-500 рублей.
  3. Трубки тормозные для автомобиля «Газель» – 300-400 рублей.
  4. Цилиндр сцепления (главный) для классики - порядка 450-500 рублей.
  5. И мелкие расходные материалы – шайбы из меди, пластиковые хомуты-стяжки, шланг тормозной ВАЗ-2101, жидкость – на все потратите примерно 500-600 рублей.

По скромным меркам стоимость тюнинга обойдется примерно в 5000 рублей. Если для вас это много, то откажитесь от этой идеи и просто установите новый трос ручника вместо растянувшегося старого. Рекомендуется перед началом работ ознакомиться с советами специалистов, пообщаться с теми, кто уже делал подобную работу. Они смогут вам дать немало дельных советов касаемо усовершенствования тормозной системы на конкретном автомобиле.

Нужны ли задние дисковые тормоза?

Ответ неоднозначный, так как у дисковых тормозов явные преимущества перед барабанными. Если уж делаете тюнинг системы, то не поленитесь и поставьте на задней оси диски. Преимущества их даже в мелочах – заменить колодки намного проще, чем на барабанных (да и стоимость комплекта пониже). На задние колеса автомобилей ВАЗ с передним приводом идеально подходят диски от модели 2109. Переделок по минимуму, все становится будто «родное». Но если бюджет на проведение тюнинга у вас ограничен, то можно использовать и стандартную систему. Барабанные тормоза относительно неплохо работают, а применение гидравлики навсегда избавит вас от необходимости подтягивать тросик. И под любым уклоном машина будет нормально стоять, не скатываясь.

Заключение

Доработка эта очень интересная, и сделать ее может каждый желающий, благо материалов и инструментов для этого в продаже полно. Кроме того, вы можете купить уже готовый комплект для конкретного автомобиля, который будет включать в себя не только гидравлический ручник, но и все системы трубок, шлангов, останется лишь соединить все и прокачать тормоза. Стоимость такой конструкции окажется выше, но и надежность будет неплохой. Если вы считаете, что не сможете осилить работу, лучше откажитесь от нее и отдайте автомобиль опытным мастерам, которые все сделают на высшем уровне. Ведь от качества работы тормозов зависит ваша жизнь и здоровье.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf