logo1

logoT

 

Теория автомобильного двигателя


КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ АВТОМОБИЛЯ И ДВИГАТЕЛЯ

Теория автомобиля предполагает изучение его эксплуатационно-технических качеств: динамичности, емкости, надежности, экономичности, управляемости, устойчивости, проходимости и некоторых других.

Динамичность - это способность автомобиля перевозить груз с наибольшей средней скоростью. Емкость измеряется грузоподъемностью и пассажировместимостью. Надежность - способность автомобиля к длительной эксплуатации без поломок и значительного износа деталей. Экономичность определяется качеством потребляемого топлива и его расходом на 100 км пробега. Управляемость - это способность изменять направление движения при повороте управляемых колес; она оценивается также количеством работы, затрачиваемой водителем при управлении автомобилем. Устойчивость определяется способностью автомобиля двигаться по заданному направлению без опрокидывания или заноса. Проходимость оценивается способностью продолжать движение в трудных дорожных условиях.

Все эти эксплуатационные качества дают возможность производить сравнительную оценку различных моделей автомобилей. Наиболее важными качествами автомобиля являются динамические.

При движении на автомобиль могут действовать силы: тяговое усилие ведущих колес, сила сопротивления качению, сопротивления воздуха, сила сопротивления подъему и сопротивления разгону.

Силой тяги (тяговым усилием) называется сила реакции дороги; она зависит от крутящего момента, развиваемого двигателем, передаточного числа главной передачи и ее механического коэффициента полезного действия.

При движении автомобиля между шинами и дорогой создается трение, которое препятствует качению. Сопротивление качению оценивается коэффициентом сопротивления качению. Он зависит от класса дороги и вида шин. Средние значения коэффициента сопротивления качению для различных условий составляют: бетонные или асфальтобетонные покрытия - 0,012 - 0,015; асфальт - 0,020 - 0,025; грунтовая дорога - 0,023 - 0,030; глина, песок - 0,020 - 0,050.

Сила сопротивления воздуха зависит главным образом от скорости движения и формы автомобиля. Здесь особо важное значение имеет площадь, на которую действует встречный поток воздуха; она называется площадью лобового сопротивления. Площадь лобового сопротивления в квадратных метрах может быть приблизительно определена произведением высоты автомобиля на ширину колеи.

Сила сопротивления подъему - это часть массы автомобиля, направленная параллельно полотну дороги. Она определяется как произведение общей массы автомобиля на синус угла подъема. При движении под уклон происходит увеличение скорости, так как действие части силы массы, параллельной дороге, совпадает с тяговым усилием.

Сила сопротивления разгону представляет собой сопротивление сил инерции массы автомобиля разгону. При ускоренном движении автомобиля она направлена в сторону, противоположную действию силы тяги, а при торможении совпадает с ней по направлению.

Сила сцепления ведущих колес зависит от массы автомобиля, приходящейся на эти колеса, и, коэффициента сцепления. Сцепной вес составляет приблизительно 60 - 70% общей массы автомобиля. Величина коэффициента сцепления зависит от дорожного покрытия и его состояния. Средние значения коэффициентов сцепления для различных типов дорог приведены в табл. 1.

Таблица 1. СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ДОРОГАХ

Пробуксовка ведущих колес имеет место при плохом их сцеплении с дорогой. Это явление бывает, в том случае, когда тяговое усилие не обеспечивается сцеплением, т. е. когда окружное усилие ведущих колее больше, чем сила сцепления колес с дорогой. Поэтому для движения автомобиля необходимо, чтобы тяговое усилие было больше всех сил сопротивления движению и меньше силы сцепления ведущих колес с дорогой.

Теория двигателя. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется крайнее верхнее положение поршня в цилиндре (рис. 1), нижней мертвой точкой (НМТ) - крайнее нижнее положение поршня.

Рис. 1. Схема кривошипно-шатунного механизма

Ходом поршня S называется расстояние между нижней и верхней мертвыми точками; он равен удвоенному радиусу, кривошипа, если оси цилиндров и коленчатого вала находятся в одной плоскости.

Камерой сгорания Vc называется пространство над поршнем, когда он находится в ВМТ. Пространство цилиндра между ВМТ и НМТ называется рабочим объемом цилиндра и обозначается Vh. Полный объем цилиндра V находится над поршнем при его положении в НМТ и равен сумме объема камеры сгорания и рабочего объема:

Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью, сжатия ε;

Рабочий объем двигателя равен сумме рабочие объемов всех цилиндров. Взятый в кубических дециметрах (литрах), он выражает литраж двигателя. Рабочий объем одного цилиндра определяется по формуле

Например, для двигателя ВАЗ-2103 диаметр поршня равен 76, а ход поршня - 80 мм. Тогда

Рабочий объем двигателя, или литраж, равен, 362,73 4= 1,45 л. Зная степень сжатия и рабочий объем цилиндра, можно рассчитать объем камеры сгорания. ВАЗ-2103 имеет степень сжатия 8,8; тогда из формулы

находим, что

а полный объем цилиндра

Во время работы двигателя в цилиндрах осуществляется рабочий процесс, который состоит из повторяющихся периодов: впуска, сжатия, воспламенения, сгорания и выпуска. Совокупность этих периодов называют циклом работы двигателя. В четырехтактных двигателях легковых автомобилей рабочий процесс осуществляется за два оборота коленчатого вала.

Впуск. В этот период цилиндр наполняется смесью топлива с воздухом. В карбюраторных двигателях образование горючей смеси происходит в карбюраторе. В цилиндры из карбюратора поступает топливовоздушная смесь, состоящая примерно из одной части топлива на 15 частей воздуха.

В зависимости от весового количества рабочей смеси, поступающей в цилиндр, соответственно изменяется величина мощности, развиваемой двигателем. В цилиндр максимально может поступить рабочей смеси в количестве, равном полному его объему при давлении и температуре окружающего воздуха. Однако в цилиндр поступает меньшее количество смеси вследствие ее подогрева, наличия в камере сгорания оставшихся газов и сопротивления впускной системы.

Количество смеси, поступающей в цилиндр, характеризуется коэффициентом наполнения, который определяется как отношение массы действительного количества смеси в цилиндре к максимально возможному.

Величина коэффициента наполнения при полном открытии дроссельной заслонки колеблется от 0,75 до 0,9. На оборотах холостого хода она падает до 0,2.

Рис. 2. Фазы газораспределения двигателя BA3-2101: 1 - открытие впускного клапана; 2 - закрытие выпускного клапана; 3 - закрытие впускного клапана; 4 - открытие выпускного клапана

Сжатие. В этот период в двигателе создаются условия, при которых топливо используется наиболее эффективно; давление и температура повышаются тем больше, чем выше степень сжатия. В конце сжатия в цилиндре давление возрастает до 6 - 10 кгс/см2, а температура смеси доходит до 350 - 450° С. При износе цилиндров, поршневых колец и клапанов давление сжатия понижается, что приводит к уменьшению мощности и экономичности, двигателя.

Сгорание. В карбюраторных двигателях этот период можно разделить на три этапа. Первый начинается с момента появления искры в свечах. Здесь не происходит повышения давления и температуры газов в цилиндре, но образуется очаг пламени. На втором этапе фронт пламени распространяется по всему заряду рабочей смеси - температура и давление значительно повышаются. На третьем этапе происходит окончание распространения пламени, сгорание и догорание уже воспламененной смеси.

Время первого этапа горения зависит от состава рабочей смеси ее температуры и давления в момент зажигания. Для того чтобы пламя распространилось по всему заряду смеси к моменту нахождения поршня в ВМТ, зажигание должно происходить раньше, с расчетом, чтобы первый период заканчивался в момент прихода поршня в ВМТ, т. е. должно быть опережение зажигания.

Опережение зажигания измеряется углом поворота коленчатого вала, который определяет положение поршня до ВМТ, в момент начала зажигания. Угол опережения начала зажигания устанавливается в зависимости от оборотов коленчатого вала и нагрузки двигателя.

Важнейшим фактором, определяющим мощность двигателя и его топливную экономичность, является скорость сгорания рабочей смеси. При нормально работающем двигателе скорость сгорания равна 20 - 30 м/с. Иногда сгорание может происходить со скоростью распространения фронта пламени более 2000 м/с, Это явление называют взрывным, или детонационным горением. Внешними признаками детонации являются: перегрев двигателя и падение мощности, неустойчивая его работа, выхлоп черного дыма или искр, резкие металлические стуки в цилиндрах. Детонация возникает чаще всего в момент окончания горения рабочей смеси.

Выпуск отработавших газов подразделяется на три периода. В первый период выпуск газов происходит из-за перепада давления внутри цилиндра и выпускного коллектора, так как выхлопной клапан открывается до прихода поршня в НМТ. Во втором периоде газы выталкиваются при движении поршня к ВМТ. В третий период газы выходят по инерции, так как закрытие выпускного клапана происходит после прихода поршня в ВМТ.

Фазы газораспределения. Это моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. На рис. 2 изображена диаграмма фаз газораспределения двигателя ВАЗ-2101. Из нее видно, что открытие впускного клапана происходит за 12° до прихода поршня в ВМТ. При этом клапан к началу впуска немного приоткрыт.

Закрытие впускного клапана начинается тогда, когда поршень переходит НМТ и. движется к ВМТ, т. е. с запаздыванием. У двигателя ВАЗ-2101 это происходит, когда коленчатый вал повернется на 40° после НМТ.

Выпускной клапан открывается с опережением, когда поршень не дошел до НМТ на 42°. Закрывается он с запаздыванием, когда поршень пройдет ВМТ на 10° поворота коленчатого вала.

Из рис. 2 видно, что в момент окончания выпуска и начала впуска на 22° угла поворота коленчатого вала открыты оба клапана. Этот угол называется углом перекрытия клапанов.

Таблица 2. СУММА СБОРА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НАЛОГОВОЙ МОЩНОСТИ

Примечание. За автомобили, приобретенные во втором полугодии, взимается плата в половинной сумме.

Налоговая мощность двигателя. Каждый владелец автомобиля платит налог за транспортное средство, сумма которого устанавливается по налоговой мощности двигателя (табл. 2), Налоговая мощность является условной и зависит только от величины рабочего объема цилиндра двигателя. Она рассчитывается по формуле

где D - диаметр цилиндра, см;

S - ход поршня, мм;

i - число цилиндров двигателя.

Если известен рабочий объем двигателя, можно пользоваться формулой

Тепловой баланс двигателя. Не вся тепловая энергия, выделяемая при сгорании топлива, используется в двигателе для выполнения полезной работы, Происходит распределение количества теплоты на полезную работу и на различные потери - это и составляет тепловой баланс двигателя.

Примерный тепловой баланс двигателя следующий: все тепло, выделенное при сгорании топлива, - 100% расходуется на полезную работу - 22% потери тепла с охлаждающей жидкостью - 32% потери тепла с отработавшими газами - 40% потери тепла на трение и другие потери - 6%.

Тепло, превращенное в полезную работу, есть эффективный кпд двигателя.

Кроме налоговой мощности и теплового баланса двигатели характеризуются также средним индикаторным давлением и индикаторной мощностью, эффективной мощностью, крутящим моментом, эффективным удельным расходом топлива и эффективным кпд, литровой мощностью, скоростной характеристикой по нагрузке. С этими характеристиками двигателя можно познакомиться в специальной литературе.

Совершенствование конструкций двигателей в настоящее время идет по пути повышения литровой мощности, улучшения топливной экономичности, уменьшения габаритных размеров, снижения удельной массы и увеличения моторесурса.

Разрабатываются и производятся перспективные двигатели с турбонаддувом, газотурбинные, непосредственным впрыском легкого топлива И принудительным воспламенением, с факельным зажиганием, роторно-поршневые, многотопливные и другие.

Устройство и теория двигателей внутреннего сгорания

Разберем устройство и теорию двигателей внутреннего сгорания, рассмотрим из чего состоят и как работают. Приведем основные понятия и термины работы двигателя.

Автомобильные двигатели различают:

  • по способу приготовления горючей смеси — с внешним смесеобразованием (карбюраторные, инжекторные, газовые двигатели) и с внутренним смесеобразованием (дизели);
  • по роду применяемого топлива — бензиновые (работающие на бензине), газовые (на горючем газе) и дизели (работающие на дизельном топливе);
  • по способу охлаждения — с жидкостным и воздушным охлаждением;
  • расположению цилиндров — рядные и V-образные;
  • по способу воспламенения горючей (рабочей) смеси-с принудительным зажиганием от электрической искры (карбюраторные и инжекторные двигатели) или с самовоспламенением от сжатия (дизели).

Бензиновые — двигатели, работающие на бензине, с принудительным зажиганием. Приготовление топливно-воздушной смеси, и её дозирование осуществляют карбюраторные и инжекторные системы питания. Смесь в цилиндре воспламеняется в конце такта сжатия, принудительно от электрической искры. Дизельные — двигатели, работающие на дизельном топливе с воспламенением от сжатия. В дизельных двигателях смесь приготавливается непосредственно в цилиндре из воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр раздельно. Воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре происходит самопроизвольно от воздействия высокой температуры при сжатии. Исключением является система непосредственного впрыска бензина, где зажигание смеси осуществляется от электрической искры.Газовые — двигатели, которые работают на пропано-бутановом газе, с принудительным зажиганием. Перед подачей в цилиндры двигателя, газ смешивается с воздухом. По принципу работы такие двигатели практически не отличаются от бензиновых и не будем их рассматривать. Однако, если переоборудовали машину «на газ», то советую изучить статью «Газобаллонное оборудование».

Основные механизмы двигателя внутреннего сгорания:
  • кривошипно-шатунный механизм;
  • газораспределительный механизм;
  • система питания (топливная);
  • система выпуска отработавших газов;
  • система зажигания;
  • система охлаждения;
  • система смазки.

Устройство двигателя внутреннего сгорания

Для начала, возьмем простейший одноцилиндровый двигатель и разберемся с его устройством и работой. Рассмотрим протекающие в нем процессы, и выясним откуда все-таки берется тот самый крутящий момент, который в конечном итоге приходит на ведущие колеса автомобиля.Одна из основных деталей двигателя — цилиндр 6, в котором находится поршень 7, соединенный через шатун 9 с коленчатым валом 12. При перемещении поршня в цилиндре вверх и вниз его прямолинейное движение шатун и кривошип преобразуют во вращательное движение коленчатого вала.На конце вала закреплен маховик 10, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. Сверху цилиндр плотно закрыт головкой, в которой находятся впускной 5 и выпускной клапаны, закрывающие соответствующие каналы.Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала 14 через передаточные детали 15. Распределительный вал приводится во вращение шестернями 13 от коленчатого вала. Поршень, свободно перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения.Для нормальной работы двигателя в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у бензиновых) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Для уменьшения затрат работы на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться.

Понятия и термины при работе двигателя

Верхняя мертвая точка (ВМТ) — это крайнее верхнее положение поршня.Нижняя мертвая точка (НМТ) — это крайнее нижнее положение поршня.Ход поршня — это расстояние, пройденное от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется на полоборота.Камера сгорания (сжатия) — это пространство между головкой цилиндра и поршнем, расположенным в ВМТ.Рабочий объем цилиндра — это пространство, освобождаемое поршнем при перемещение его из ВМТ в НМТ.Рабочий объем двигателя — это сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя. При малых объемах (до 1 л.) его выражают в кубических сантиметрах, а при больших — в литрах.Полный объем цилиндра — сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.Степень сжатия — это число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. В бензиновых двигателях степень сжатия бывает от 8 до 12, а в дизелях — от 14 до 18. Степень сжатия не стоит путать с компрессией, т.к. это два разных понятия.Такт — процесс (часть цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, у которого рабочий цикл происходит за четыре хода поршня, называют четырехтактным.

Как работает двигатель внутреннего сгорания

При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания поршень совместно с верхней головкой шатуна движется в цилиндре поступательно (вверх — вниз), при этом коленчатый вал совместно с нижней головкой шатуна совершает вращательные движения. У подавляющего большинства двигателей, если смотреть на двигатель со стороны шкива, вращение коленчатого вала осуществляется по часовой стрелке. За один оборот коленчатого вала (360°) поршень в цилиндре совершает два хода (один ход вверх и один вниз).При постоянной скорости вращения коленчатого вала двигателя, поршень в цилиндре движется с ускорением — замедлением. Наименьшие скорости движения поршня будут наблюдаться при его «крайних» положениях в цилиндре — в верхней (ВМТ) и нижней части (НМТ). В верхней и нижней части цилиндра поршень «вынужден» сделать остановку, чтобы поменять направление движения.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя: а) впуск; б) сжатие; в) рабочий ход; г) выпуск.

Работа двигателя складывается из совокупности процессов, протекающих в цилиндрах двигателя с определённой последовательностью. Эти процессы называют рабочим циклом и состоит из тактов впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Подробнее в статье «Принцип работы ДВС. Его рабочие циклы.»

Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля

Введение ОСНОВЫ ТЕОРИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ Понятие о термодинамическом процессе Рабочее тело и параметры его состоянияАбсолютная температураАбсолютное давление Законы идеальных газов Уравнение состояния идеальных газовПервый закон термодинамикиВнутренняя энергияОбратимые и необратимые процессыНеобратимым называется процесс, при котором система не возвращается в исходное состояние.Изохорный процессИзобарный процессАдиабатный процессПолитропный процесс Второй закон термодинамики Физическая основа второго закона термодинамики Цикл теплового двигателя Цикл Карно Идеальный цикл компрессораКонтрольные вопросы ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ДВС Классификация тепловых двигателей Принцип работы ДВС Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме Параметры характерных точекОбъем газаДавление газаТемпература газа Определение внешней теплоты и работы цикла Термический КПД цикла Цикл с подводом теплоты при постоянном давлении Цикл со смешанным подводом теплоты Сравнение различных циклов ДВСКонтрольные вопросы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ДВС Отличие действительных циклов четырехтактных двигателей от теоретических Индикаторная диаграмма Процессы газообмена Влияние фаз газораспределения на процессы газообмена Параметры процесса газообменаКоэффициент наполненияКоэффициент остаточных газовТемпература конца наполнения Уравнение коэффициента наполнения Факторы, влияющие на процессы газообменаПодогрев свежего зарядеСопротивление на впускеЧастота вращения коленчатого валаНагрузка на двигательУсловия окружающей средыСтепень сжатияПараметры остаточных газов Токсичность отработавших газов и пути предотвращения загрязнения окружающей средыТоксичные вещества, содержащиеся в отработавших газах Процесс сжатия Параметры процесса сжатия Процесс сгорания Скорость сгорания Химические реакции при сгорании Процесс сгорания в карбюраторном двигателе Факторы, влияющие на процесс сгорания в карбюраторном двигателе Детонация Процесс сгорания топливной смеси в дизеле Жесткая работа дизеля Процесс расширения Назначение и протекание процесса расширения Параметры процесса расширенияКонтрольные вопросы ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВС Действительная индикаторная диаграмма Индикаторные показатели Среднее индикаторное давление Индикаторная мощность Индикаторный КПД Механические потери Эффективные показатели Среднее эффективное давление и эффективная мощность Механический и эффективный КПД двигателя Удельный эффективный расход топливаФакторы, влияющие на расход топлива Литровая мощность Способы повышения мощности двигателяКонтрольные вопросы ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ Уравнение теплового баланса Влияние различных факторов на тепловой баланс двигателяУгол опережения зажигания.Контрольные вопросы ГИДРОДИНАМИКА Физические свойства жидкости Поток жидкости и его параметры Основные законы гидродинамики Уравнение неразрывности потока Уравнение Бернулли Истечение жидкости из малых отверстий и насадок Истечение жидкости из малых отверстий Истечение жидкости из насадокКонтрольные вопросы КАРБЮРАЦИЯ И КАРБЮРАТОРЫ Требования, предъявляемые к карбюратору Элементарный карбюратор Течение воздуха по впускному тракту Истечение топлива из жиклера Характеристики элементарного и идеального карбюраторов Характеристика элементарного карбюратора Характеристика идеального карбюратора Главная дозирующая система Вспомогательные устройстваКонтрольные вопросы СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ В ДИЗЕЛЕ Классификация камер сгорания Способы смесеобразования Объемный способ смесеобразования Пленочный и объемно-пленочный способы смесеобразования Сравнительная оценка различных способов смесеобразования Распыление топлива Образование горючей смеси и воспламенение топливаКонтрольные вопросы ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Виды испытаний и их назначение Испытательные стенды Тормозные устройства и динамометры Приборы для измерения частоты вращения коленчатого вала Приборы для измерения давления Приборы для измерения температуры Приборы и устройства для измерения расхода воздуха Приборы и устройства для определения расхода топлива Прибор для определения угла опережения зажигания Индикаторы Требования техники безопасности при проведении испытанийКонтрольные вопросы ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВС Общие сведения Нагрузочная характеристика Нагрузочная характеристика карбюраторного двигателя Нагрузочная характеристика дизельного двигателя Скоростные характеристики Внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя Внешняя скоростная характеристика дизеля Приемистость и самоприспособляемость двигателей Частичные скоростные характеристики Характеристики холостого хода Регулировочные характеристики Регулировочная характеристика по составу смеси Регулировочная характеристика по углу опережения зажиганияКонтрольные вопросы КИНЕМАТИКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА Типы КШМ Кинематика центрального КШМ 1. Перемещение поршня Скорость поршня Ускорение поршня Отношение хода поршня к диаметру цилиндраКонтрольные вопросы ДИНАМИКА КШМ Силы давления газов Силы инерции Приведение масс деталей КШМ Определение сил инерции Суммарные силы, действующие в КШМ Силы, действующие на шейки коленчатого вала Аналитическое и графическое представление сил и моментов Порядок работы цилиндров двигателя в зависимости от расположения кривошипов и числа цилиндровКонтрольные вопросы УРАВНОВЕШИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Силы и моменты, вызывающие неуравновешенность двигателя Условия уравновешенности Способы уравновешивания Уравновешивание одноцилиндрового двигателя Уравновешивание четырехцилиндрового рядного двигателя Уравновешивание шести- и восьмицилиндровых двигателей Уравновешивание четырехтактного однорядного шестицилиндрового двигателя Уравновешивание четырехтактного V-образного шестицилиндрового двигателя с углом развала 90° Уравновешивание четырехтактного V-образного восьмицилиндрового двигателя Балансировка коленчатого вала Крутильные колебания коленчатого вала Гасители крутильных колебанийКонтрольные вопросы ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля Определения эксплуатационных свойств автомобиляКонтрольные вопросы СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ Скоростная характеристика двигателя Тяговая характеристика Силы и моменты, действующие на ведущие колеса Сила тяги на ведущих колесах КПД трансмиссии Силы, действующие на автомобиль при прямолинейном движенииСила сопротивления воздуха Нормальная реакция дороги Уравнение движения автомобиля Сила тяги по сцеплениюСцепная нагрузкаУдельное давление (давление воздуха в шинах)Тип трансмиссии. Условия возможности движенияКонтрольные вопросы ТЯГОВАЯ ДИНАМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Силовой и мощностной балансы автомобиля Силовой баланс Мощностной баланс Динамическая характеристика автомобиля Возможная скорость движения Преодолеваемое сопротивление Ускорение автомобиля Возможная сила тяги на крюке Обеспеченность движения по сцеплению Динамический паспорт автомобиля Номограмма нагрузок График контроля буксования Разгон автомобиля Динамическое преодоление подъемов Движение автомобиля накатом Влияние конструктивных факторов на тяговую динамичность автомобиля Масса автомобиля Размеры и форма автомобиля Передаточное число трансмиссии КПД трансмиссии Скоростная характеристика двигателя Тяговые показатели автопоездовКонтрольные вопросы ТЯГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ Испытания автомобиля на динамичность. Виды, методы и условия испытаний Аппаратура для дорожных испытаний автомобиля на динамичность Стенды для испытания автомобиля на динамичностьКонтрольные вопросы ТОРМОЗНАЯ ДИНАМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Безопасность движения и тормозной момент Тормозная сила и уравнение движения автомобиля при торможении Тормозная сила Уравнение движения автомобиля при торможении Показатели тормозной динамичности автомобиля Замедление при торможении автомобиля Время торможения Тормозной путь Показатели интенсивности торможения Распределение тормозной силы между мостами автомобиля Способы торможения автомобиля Особенности торможения автопоезда Дорожно-транспортная экспертиза Определение показателей тормозной динамичности автомобиля Аппаратура для испытанийКонтрольные вопросы ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Показатели топливной экономичности Топливно-экономические характеристики автомобиля Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля Топливная экономичность автопоезда Нормы расхода топливаКонтрольные вопросы УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Поперечная устойчивость автомобиля Показатели поперечной устойчивости Силы, действующие на автомобиль при повороте Критическая скорость заноса и опрокидывания Критический угол уклона дороги Занос автомобиля Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на поперечную устойчивость автомобиля Продольная устойчивость автомобиляКонтрольные вопросы УПРАВЛЯЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Критическая скорость по условиям управляемости Увод колеса и поворачиваемость автомобиля Увод колеса Поворачиваемость автомобиля Соотношение углов поворота управляемых колес Колебания управляемых колес Стабилизация управляемых колес Упругая стабилизация Стабилизация наклоном шкворней Развал и схождение управляемых колесКонтрольные вопросы ПРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ Геометрические факторы проходимости Тяговые и опорно-сцепные показатели проходимости Конструктивные факторы проходимости автомобиля Способы увеличения проходимости автомобиляКонтрольные вопросы ПЛАВНОСТЬ ХОДА АВТОМОБИЛЯ Влияние вибрации на человека Показатели плавности хода Плавность хода автомобиля Способы повышения плавности хода автомобиляКонтрольные вопросыСписок литературы
  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля

Содержание:

Введение

ЧАСТЬ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙГлава 1. Основы технической термодинамики1.1. Понятие о термодинамическом процессе1.2. Второй закон термодинамики

Глава 2. Теоретические циклы ДВС

2.1. Классификация тепловых двигателей2.2. Принцип работы ДВС2.3. Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме2.4. Цикл с подводом теплоты при постоянном давлении2.5. Цикл со смешанным подполом теплоты2.6. Сравнение различных циклов ДВС

Глава 3. Действительные циклы ДВС

3.1. Отличие действительных циклов четырехтактных двигателей от теоретических3.2. Процессы газообменаокружающей среды3.3. Процесс сжатия3.4. Процесс сгорания3.5. Процесс расширения

Глава 4. Энергетические и экономические показатели работы ДВС

4.1. Действительная индикаторная диаграмма4.2. Индикаторные показатели4.3. Механические потери4.4. Эффективные показатели

Глава 5. Тепловой баланс двигателя

5.1. Уравнение теплового баланса5.2. Влияние различных факторов на тепловой баланс двигателя

Глава 6. Гидродинамика

6.1. Физические свойства жидкости6.2. Поток жидкости и его параметры6.3. Основные законы гидродинамики6.4. Истечение жидкости из малых отверстий и насадок

Глава 7. Карбюрация и карбюраторы

7.1. Требования, предъявляемые к карбюратору7.2. Элементарный карбюратор7.3. Течение воздуха по впускному тракту7.4. Истечение топлива из жиклера7.5. Характеристики элементарного и идеального карбюраторов7.6. Главная дозируюшая система7.7. Вспомогательные устройства

Глава 8. Смесеобразование в дизеле

8.1. Классификация камер сгорания8.2. Способы смесеобразования8.3. Распыление топлива8.4. Образование горючей смеси и воспламенение топлива

Глава 9. Испытания двигателей

9.1. Вилы испытаний и их назначение9.2. Испытательные стенды9.4. Требования техники безопасности при проведении испытаний

Глава 10. Характеристики ДВС

10.1. Общие сведения10.2. Нагрузочная характеристика10.3. Скоростные характеристики10.4. Регулировочные характеристики

Глава 11. Кинематика кривошипно-шатунного механизма

11.1. Типы КШМ11.2. Кинематика центрального КШМ11.3. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра

Глава 12. Динамика КШМ

12.1. Силы давления газов12.2. Силы инерции12.3. Суммарные силы, действующие в КШМ12.4. Порядок работы цилиндров двигателя в зависимости от расположения кривошипов и числа цилиндров

Глава 13. Уравновешивание двигателей

13.1. Силы и моменты, вызывающие неуравновешенность двигателя13.2. Уравновешивание одноцилиндрового двигателя13.3. Уравновешивание четырехцилиндрового рядного двигателя13.4. Уравновешивание шести- и восьмицилиндровых двигателей13.5. Балансировка коленчатого вала13.6. Крутильные колебания коленчатого вала

ЧАСТЬ II ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ

Глава 1. Эксплуатационные свойства автомобиля1.1. Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля1.2. Определения эксплуатационных свойств автомобиля

Глава 2. Силы, действующие на автомобиль при движении

2.1. Скоростная характеристика двигателя2.2. Тяговая характеристика2.3. Силы и моменты, действующие на ведущие колеса2.4. Силы, действующие на автомобиль при прямолинейном движении2.5. Нормальная реакция дороги2.6. Уравнение движения автомобиля

Глава 3. Тяговая динамичность автомобиля

3.1. Силовой и мощностной балансы автомобиля3.2. Динамическая характеристика автомобиля3.3. Динамический паспорт автомобиля3.4. Разгон автомобиля3.5. Динамическое преодоление подъемов3.6. Движение автомобиля накатом3.7. Влияние конструктивных факторов на тяговую динамичность автомобиля3.8. Тяговые показатели автопоездов

Глава 4. Тяговые испытания автомобиля

4.1. Испытания автомобиля на динамичность. Вилы, методы и условия испытаний4.2. Аппаратура для дорожных испытаний автомобиля на динамичность4.3. Стенды для испытания автомобиля на динамичность

Глава 5. Тормозная динамичность автомобиля

5.1. Безопасность движения и тормозной момент5.2. Тормозная сила и уравнение движения автомобиля при торможении5.3. Показатели тормозной динамичности автомобиля5.4. Распределение тормозной силы между мостами автомобиля5.5. Способы торможения автомобиля5.6. Особенности торможения автопоезда5.7. Дорожно-транспортная экспертиза5.8. Определение показателей тормозной динамичности автомобиля

Глава 6. Топливная экономичность автомобиля

6.1. Показатели топливной экономичности6.2. Топливно-экономические характеристики автомобиля6.3. Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля6.4. Топливная экономичность автопоезда6.5. Нормы расхода топлива

Глава 7. Устойчивость автомобиля

7.1. Поперечная устойчивость автомобиля7.2. Продольная устойчивость автомобиля

Глава 8. Управляемость автомобиля

8.1. Критическая скорость по условиям управляемости8.2. Увод колеса и поворачиваемость автомобиля8.3. Соотношение углов поворота управляемых колес8.4. Колебания управляемых колес8.5. Стабилизация управляемых колес

Глава 9. Проходимость автомобиля

9.1. Геометрические факторы проходимости9.2. Тяговые и опорно-сцепные показатели проходимости9.3. Конструктивные факторы проходимости автомобиля9.4. Способы увеличения проходимости автомобиля

Глава 10. Плавность хода автомобиля

10.1. Влияние вибрации на человека10.2. Показатели плавности хода10.3. Плавность хода автомобиля10.4. Способы повышения плавности хода автомобиля

Список литературы


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf