logo1

logoT

 

Тосол попал в масло последствия


Антифриз или тосол в масле: что будет с двигателем

Среди различных неисправностей двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения можно столкнуться с тем, что рабочая жидкость из системы охлаждения начинает попадать в систему смазки. Сразу отметим, что причин для такой поломки существует несколько, начиная от прогоревшей прокладки головки блока цилиндров и заканчивая трещиной в блоке или ГБЦ.

В результате попадания тосола или антифриза в масло достаточно часто под крышкой маслозаливной горловины образуется эмульсия, а в расширительном бачке на поверхности охлаждающей жидкости можно наблюдать маслянистые пятна. В более тяжелых случаях водитель замечает, что поднимается уровень масла в двигателе, в системе охлаждения параллельно снижается уровень ОЖ. Это говорит о том, что утечка достаточно сильная.

Так или иначе, данная проблема является серьезной. Как правило, с сильными утечками водитель начинает бороться сразу. При этом ошибочно полагать, что незначительное количество антифриза в масле позволяет дальше эксплуатировать силовой агрегат, затягивая с его ремонтом.

В этой статье мы поговорим о том, что происходит с мотором, если в двигатель попал антифриз или тосол, а также к каким последствиям приводит охлаждающая жидкость в моторном масле.

Антифриз попал в двигатель: какие последствия для силового агрегата

Начнем с того, что антифриз или тосол является смесью концентрата и дистиллированной воды. Вполне очевидно, что попадание такой жидкости в систему смазки и смешивание с моторным маслом значительно ухудшает свойства смазочного материала.

Отметим, что езда на таком масле вполне способна привести к быстрому износу и капремонту ДВС. Если для старых моторов «капиталка» является прогнозируемой и вполне ожидаемой процедурой, то необходимость полностью ремонтировать относительно новый мотор может стать для водителя полной неожиданностью.

Так вот, если антифриз попал в двигатель, при этом агрегат эксплуатируется дальше в штатном режиме, тогда в таком двигателе может появиться стук, причем очень быстро. Обычно  стучать начинают вкладыши коленчатого вала и распредвала. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Итак, если по каналам системы смазки начинает циркулировать масло, смешанное с антифризом, первыми начинают страдать нагруженные подшипники скольжения, более известные как вкладыши. Если точнее, речь идет о вкладышах коленвала и распредвала. На поверхности вкладышей образуются задиры, в результате чего появляется стук.
  • После разборки двигателей с такими повреждениями можно увидеть, что на вкладышах буквально стерт фрикционный слой, а металлическая поверхность покрыта царапинами-задирами. Гладкая и блестящая поверхность вкладыша из привычного серого цвета превращается в бурую, покрытую пятнами и царапинами. Вполне логичным является вопрос, почему так произошло.

Если рассмотреть поверхность поврежденных вкладышей при большом увеличении (например, под электронным микроскопом), становятся видны очень маленькие шарики белого цвета. Размер шариков, в среднем, составляет всего около 20-35 микрон.  Указанные частички-шарики буквально «въедаются» в металл на поверхности вкладышей.

Становится понятно, что указанные мелкие частицы, подобно абразиву, стерли фрикционный слой  и образовали задиры. Теперь давайте разберемся, откуда они появились и какова их структура. По результатам химического анализа специалисты определяют, что в составе частиц присутствует фосфор, сера, кальций и ряд других химических элементов.

Главное, эти частицы более твердые по сравнению с фрикционным слоем и самим материалом изготовления подшипников скольжения. Что особо интересно, указанные твердые частицы образовались из добавок и присадок, которые находятся в самом моторном масле. Более того, образование частиц происходит именно тогда, когда присадки для моторного масла смешиваются с тосолом/антифризом, после чего эта смесь нагревается.

Естественно, во время работы ДВС силовой агрегат сильно разогревается. Также любые процессы внутри мотора происходят достаточно быстро. Получается, если антифриз попал в масло, тогда при работающем двигателе коленвал вращается, скорость движения других деталей и узлов высокая. Это значит, смесь масла и ОЖ активно перемешивается, превращаясь в эмульсию.

Еще раз напомним, в составе охлаждающей жидкости присутствует большой процент воды. Так вот, присадки для моторного масла в воде растворяются намного лучше, чем в масле. Итогом становится высокая концентрация растворенных присадок, причем даже если антифриза в смазку попало немного.

  • Также не стоит забывать о значительном нагреве двигателя. Высокая температура значительно ускоряет химические реакции, процессы смешивания и т.д. Получается, через небольшой промежуток времени после попадания антифриза в двигатель, в  полученной смеси из моторного масла, воды и концентрата антифриза образуются прочные фосфорные соединений цинка и кальция.

А теперь представим, что такая смесь попала на нагретую поверхность  вкладыша. Вполне очевидно, что вода быстро испарится, после чего остается небольшой твердый шарик. Указанный шарик, подобно песчинке, образует на гладкой поверхности сопряженных деталей задиры и другие дефекты.

Если учесть, что таких частиц в процессе работы ДВС появляется много и они активно циркулируют по всему мотору вместе с маслом, результаты предугадать не сложно. Износ поверхностей значительно усиливается и ускоряется, через небольшой промежуток времени двигатель стучит.

Полезные советы

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если антифриз или тосол попал в масло, последствия для двигателя могут быть катастрофическими. То же самое можно сказать и о случаях, когда в системе охлаждения используется обычная вода.

На попадание ОЖ в систему смазки укажет белый дым из выхлопной трубы, пузырьки воздуха в расширительном бачке, снижение уровня жидкости в системе охлаждения, увеличение уровня моторного масла, эмульсия на щупе и крышке маслозаливной горловины и ряд других признаков.

Важно понимать, что вода в масле приведет к капитальному ремонту при дальнейшей эксплуатации двигателя. Даже незначительное попадание воды в систему смазки уже является поводом для немедленного прекращения эксплуатации силового агрегата. Также после полного устранения неполадок моторное масло необходимо обязательно сменить, а смазочную систему нужно промыть.

К этому можно добавить, что в состав моторных масел последних поколений входит целый пакет активный моющих, противоизносных и противозадирных, а также антифрикционных (энергосберегающих) и антиокислительных присадок. На практике это означает, что таких добавок в масляной основе не менее 1/3. Получается, попадание воды в масло неизбежно вызовет целую цепочку нежелательных химических реакций.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устранить течь антифриза. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если тосол или антифриз течет или упал уровень антифриза в расширительном бачке.

Напоследок отметим, что если антифриз, тосол или вода попали в систему смазки двигателя, мотор лучше сразу остановить и доставит автомобиль на СТО не своим ходом. Дешевле заменить пробитую прокладку ГБЦ или даже отремонтировать трещину в головке или БЦ, чем менять вкладыши, шлифовать коленвал и распредвал или делать капремонт двигателя.

krutimotor.ru

Тосол в моторном масле

Такая неприятность, как попадание антифриза в масло – нередкое явление. Она может случиться в автомобиле любой марки и не зависит от вида используемого топлива. Способы и причины различны. Здесь мог сыграть роль и человеческий фактор и технические неполадки.

Наиболее распространенные факторы, по которым можно понять, что тосол попал в масло

Существуют некоторые признаки попадания антифриза в смазочную жидкость. Как определить и обнаружить тосол в масле:

  • Уменьшение количества антифриза, при условии, что он не вытекает из автомобиля.
  • Двигатель троит, мотор работает неравномерно.
  • Белесые следы тосола на щупе.
  • При открывании клапанной крышки видно, что она белая изнутри. А также белые пятна имеются внутри колбы.
  • Визуально наблюдаются пузырьки воздуха в расширительном бачке на больших оборотах двигателя. На поверхности подтеки смазки.
  • На картере, свечах зажигания, под головкой, в поддоне виден тосол.
  • Высокая концентрация выхлопных угарных газов. Цвет выхлопа – белый, больше похожий на пар.
  • Смазка быстро темнеет.

Почему тосол попадает в смазочную жидкость

Если тосол или его следы обнаружены, нужно понять путь, по которому он попадает в смазку и устранить неисправность.

Некоторые возможные причины:

  • Изношена, пробита, деформирована прокладка головки блока цилиндров. Для тосола нет преграды, чтобы протечь в смазку. Это явно будет наблюдаться на свечах зажигания. Они будут в белесых подтеках антифриза.
  • Некачественная установка прокладки головки блока цилиндров. Недостаточно сильно затянуты болты головки или наоборот, перетянуты.
  • Отсутствие герметичности теплообменника.
  • Деформация головки из-за тяжелых условий эксплуатации, перегрева.
  • Плохого качества антифриз. Мог замерзать при небольших отрицательных температурах. После оттаивания, такая жидкость приводит к деформации головки блока. А также использование некачественной жидкости приводит к тому, что гильзы цилиндров ржавеют, разрушаются.
  • Забит или неправильно установлен жидкостный насос.

Что делать, если антифриз попал в масло

В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют определенные, конкретные для каждого случая пути устранения неполадок.

Почему антифриз попадает в масло Способ устранения причины проникновения тосола в масло
Изношена прокладка головки блока цилиндров Демонтировать и установить головку блока. Поменять прокладку уплотнения.
Пробита прокладка ГБЦ. Треснула перегородка масла от антифриза. Ремонт трещины.
Деформирована прокладка. Замена внутренней части деформированной головки, прилегающей к мотору.
Плохо установлена прокладка. Переустановка, качественная затяжка болтов.
Антифриз низкого качества. Замена жидкости на качественную. Ремонт, замена прокладок и цилиндров.
Неправильно установлен жидкостный насос. Переустановка насоса.

Каковы последствия для мотора при проникновении антифриза в масло

Тосол – это жидкость, смешанная с концентрированными добавками чистая вода. Добавки не дают воде замерзать при низких отрицательных температурах.

Антифриз, попадает в масло, и приводит к тому, что его смазочные, защитные свойства резко изменяются. Присадки, делающие масло уникальным материалом, способным предотвращать двигатель от сухого трения, обеспечивающие оптимальную работоспособность мотора при различных температурах окружающей среды, разрушаются.

В результате двигатель достаточно быстро изнашивается. Охлаждающий антифриз, находясь в масле приводит к тому, что последствия для мотора могут быть катастрофическими. Может появиться стук в коленчатом и распределительном вале. Он появляется из-за стирания фрикционного слоя вкладышей. При рассмотрении под увеличением микроскопа, на вкладышах видны белые шарики соли. Именно они и являются причиной стирания и коррозии вкладышей. Образуются они в результате химической реакции взаимодействия присадок смазки и добавок тосола. Во время рабочего режима масло разогревается и ускоряет реакцию.

Еще одной причиной возникновения неполадок в двигателе является то, что масляные присадки лучше растворяются в воде, чем в масле. Тосол имеет водную основу. Даже малое его количество уничтожает большой процент присадок. Таким образом, масляная основа перестает иметь заявленные производителем защитные свойства. Вот почему тосол опасен для смазочной жидкости.

Попадая в масло охлаждающая жидкость, антифриз, со временем приводит к капитальному ремонту двигателя, если вовремя не устранить причину проникновения. Даже десятые доли процента охлаждающей жидкости в масле, очень опасны для мотора.

Чтобы своевременно заметить и устранить такого рода неисправность, а также увидеть протечки, можно покрыть двигатель серебряной краской, не боящейся высоких температур.

oavtomasle.ru

Причины и признаки попадания антифриза в двигатель

Автомасло и охладитель имеют различное предназначение и не должны смешиваться. Однако иногда происходит попадание тосола в масло (и наоборот). Из-за этого мотор начинает неправильно функционировать.

Чтобы предотвратить негативные последствия попадания тосола в масло, своевременно выявив неполадку, нужно понимать, каковы признаки наличия охладителя в смазке.

Почему охладитель попадает в автомасло

Причины, по которым тосол пошел в масло, могут быть следующими:

  1. Прогорела накладка. Промеж головки цилиндрового блока и цилиндров есть накладка из металла. Большие температуры в камере сгорания и охладитель увеличивают изнашивание этой запчасти. Если правильно эксплуатировать машину, накладка прослужит примерно сто тысяч километров. Однако при постоянных перегревах либо заливке низкокачественного охладителя деталь деформируется, охладитель уходит в смазку.
  2. Трещинки. Работая, двигатель нагревается и остывает. Из-за этого металл трескается. Сквозь трещинки охладитель попадает в смазочный комплекс. Негативное воздействие увеличивается, если запускать мотор в низкотемпературных условиях.
  3. Деформировалась блочная головка. Данная неполадка появляется после ремонта мотора (если снимали головку). Ввиду этого капитальный ремонт нужно поручать специалистам.
  4. Бракованная накладка. Даже среди новых запчастей встречаются низкокачественные изделия. Заменив деталь на бракованную, неполадку вы точно не устраните.

Приобретайте запчасти лишь в надежных торговых точках. Не прибегайте к услугам автосервисов, в которых работают сотрудники, чья квалификация вызывает сомнения.

Автомасло в антифризе

Бывает и противоположное. Когда автомобилисты видят следы смазки на стенах расширительного бака, они задают себе вопрос: «Почему масло в тосоле?». Автомасло из смазочного комплекса как-то оказывается в охлаждающей системе, при этом с масляной жидкостью все нормально. Ее объем, оттенок, вязкость не изменяются.

Умудренные опытом водители в подобных ситуациях говорят: «Конец цилиндровому блоку». Обычно эти слова соответствуют действительности. Через трещинку в блоке часть смазки попадает в охлаждающий комплекс, сворачивается там. Образуется эмульсия. Заменить цилиндровый блок своими силами практически невозможно. Необходимо обращаться в специализированный сервисный центр.

Признаки попадания антифриза в автомасло

Как определить, что тосол попал в смазочный комплекс? Понять это возможно по таким признакам:

  1. Повысилось количество смазочной жидкости, уменьшился уровень охладителя. Если расширительный бак быстро пустеет, при этом протечки отсутствуют, посмотрите на щуп. Скорее всего, жидкость уже пошла за максимальную отметку.
  2. Оттенок смазки изменился с коричневого на более темный. Обратите особое внимание на данный признак, если не так давно поменяли нефтепродукт.
  3. Автомасло имеет неоднородную консистенцию. Взаимодействуя с охладителем, масляная жидкость становится похожей на эмульсию.
  4. Изменился цвет выхлопов. Когда охладитель сгорает, выхлопные газы становятся светлыми. Летом данный признак невозможно не заметить.
  5. Ухудшилось функционирование силового агрегата. Он начинает «троить», так как эмульсия засоряет маслоканалы, препятствует правильной работе двигателя.

Если вы обнаружили, что охладитель уходит в смазку, выключите мотор и выясните причину утечки. В противном случае вам, вероятно, придется капитально ремонтировать двигатель внутреннего сгорания.

Какие действия предпринять?

В первую очередь выясните, почему тосол стал утекать в автомасло (как узнать причину, было написано выше). В большей части случаев нужно поменять накладку, проверив моторные запчасти. Если блочная головка в нормальном состоянии, не имеет заметных трещинок и раковин, то ремонт обойдется недорого. При наличии сильной деформации потребуется поменять износившуюся деталь. Помните, что ремонтировать сломанную блочную головку бессмысленно. Проще заменить ее на другую.

После того как устраните основную причину, полностью промойте охлаждающий и смазочный комплекс. Понадобится разобрать патрубки, очистить маслоканалы. Это довольно сложно. Смесь охладителя и смазки не так просто устранить с запчастей. Используйте промывающие средства, посредством которых мотор чистится от разнообразных загрязнений.

Свернувшееся масло в тосоле отрицательно сказывается на работе движка. Закоксовываются подшипники, смазка откладывается на запчастях, усиливается коррозийное воздействие. Если игнорировать неполадку, произойдет заклинивание силового агрегата, понадобится делать капитальный ремонт.

Приобретая транспортное средство, приготовьтесь к тому, что ТО понадобится проводить собственноручно. Все рекомендации написаны в эксплуатационном руководстве. Поняв, как устроен автомобиль, вы вряд ли нальете тосол в смазочный комплекс.

Подобные знания приходят с опытом. Чем опытнее водитель, тем больше процедур он может выполнять самостоятельно. Это дает возможность экономить собственные денежные средства, так как не нужно платить за работу сотрудникам автосервиса.

Чтобы ваше транспортное средство прослужило вам по максимуму продолжительный срок, следуйте тем рекомендациям, которые прописал автопроизводитель в эксплуатационном руководстве. Заливайте в мотор лишь те расходники, которые оптимальны для вашего силового агрегата. Если вы затрудняетесь с выбором оптимального охладителя/автомасла, обратитесь к опытному водителю либо к сотруднику сервис-центра. Грамотное техническое обслуживание авто является гарантией долгой эксплуатации машины.

motoroill.ru

Что предпринять, если в моторное масло попал антифриз

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в качественной смазке и охлаждении – именно от этих систем зависит, насколько долго проработает сердце автомобиля – его силовой агрегат, подвергающийся воздействию экстремальных нагрузок. Рабочим веществом и в системе охлаждения, и в системе смазки являются технические жидкости, которые по своим характеристикам в корне отличаются. Поэтому магистрали их циркуляции в моторе не пересекаются, что предотвращает их смешивание и потерю эксплуатационных свойств. Чтобы обеспечить такой режим работы, конструкторам пришлось немало потрудиться, но в целом такая система работает очень хорошо. При условии, что всё исправно. Но реальность такова, что любое механическое устройство рано или поздно изнашивается и ломается. Поскольку современный автомобильный мотор состоит из тысяч деталей, агрегатов и узлов, вероятность того что со временем какой-нибудь из них откажет, увеличивается по мере старения транспортного средства.

Выход из строя определённых компонент силовой установки может привести к тому, что герметичность системы охлаждения нарушается, и в этом случае антифриз начинает протекать. В определённых случаях такая утечка чревата его попаданием в систему смазки.

Мы расскажем, в каких случаях это происходит, чем грозит двигателю, как вовремя обнаружить и устранить проблему.

Причины попадания ОЖ в моторное масло

Прежде чем приступить к изучению вопроса, как диагностировать неисправность и что делать, чтобы её устранить, рассмотрим основные причины попадания антифриза в масло двигателя. Это в определённой мере поможет нам правильно локализовать поломку, чтобы принять правильное решение о способе минимизации последствий для силового агрегата.

В принципе, таких причин немного:

  • потеря целостности прокладки, разделяющей две основные части мотора: верхнюю (головку блока) и нижнюю (сам блок). В частном случае охлаждающая жидкость при такой неисправности вообще не будет вытекать наружу, то есть при падении уровня тосола визуальный осмотр деталей и подсистем двигателя окажется безрезультатным. Мы уже говорили, что магистраль, по которой циркулирует антифриз, является замкнутой, обособленной и герметичной. Но поскольку мотор состоит из двух частей, а его внутренняя геометрия достаточно сложная, есть по крайней мере один большой стык (между БЦ и ГБЦ), который можно считать потенциальным источником разгерметизации системы охлаждения. Изначально между этими половинками устанавливается в меру мягкая прокладка (изготавливаемая или из тонкого листового металла, или из паронита с армированием и металлическим кантом по периметру), не допускающая ни взаимного проникновения технических жидкостей, ни вытекания их наружу. Повреждение этой прокладки и является одной из основных причин разгерметизации контура охлаждения, и в этом случае антифриз будет попадать в рабочие цилиндры – сферу ответственности моторного масла. причины повреждения прокладки могут быть разными, от прогорания (из-за малейших неточностей при установке прокладки) до нарушения идеально плоской геометрии посадочного места;
  • возникновение дефектов в головке блока. Как правило, такие деформации возникают преимущественно на участке, непосредственно прилегающем к нижней части силового агрегата, то есть к блоку цилиндров. Последствия таких дефектов предсказуемы – ухудшение плотности прилегания к посадочным плоскостям прокладки. При этом она, даже не будучи повреждённой, начнет понемногу пропускать охлаждающую жидкость (по причине её гораздо меньшей вязкости, чем у моторного масла). В этом случае внешних признаков течи однозначно не будет, так что если вы обнаружите течь тосола, локализовать место, где он уходит, быстро не удастся. Если искривление посадочного места минимально, течь будет очень незначительной, и смешивание жидкостей тоже будет постепенным. Это плохо, поскольку последствия такого смешения масла и антифриза будут действовать намного дольше, и мы о них ещё поговорим. Определить такую неисправность можно только методом дефектовки, то есть после разборки ГБЦ;
  • ещё одной причиной, почему тосол попадает в масло, является возникновение дефектов в самом корпусе блока цилиндров. Это могут быть трещины, расположенные на участках циркуляции охлаждающей жидкости, возникающие опять же при перегреве мотора или в результате столкновения автомобиля с препятствием. Данная неисправность считается самой серьёзной, поскольку для её выявления потребуется демонтаж всего двигателя.
Так выглядит масло в охлаждающей жидкости

Симптомы наличия в масле ОЖ

По приведённым выше причинам чаще всего вовремя заметить потерю герметичности системы охлаждения в районе ГБ/ГБЦ не удаётся. В то же время проблемы, приводящие к смешиванию двух технических жидкостей, циркулирующих по обособленным магистралям, могут быть очень серьёзными. В качестве примера можно привести разгерметизацию СО в районе прокладки теплообменника или уже упоминавшуюся течь из-за пробоя прокладки ГБЦ. В некоторых случаях можно говорить о повреждении масляного радиатора, что тоже приводит к смешиванию тосола и ММ.

Перечислим основные признаки, позволяющие определить, как антифриз попадает в моторное масло:

  • если при проведении процедуры замены тосола вы обнаружили, что во время окончания слива потекла жидкость заметно более тёмного цвета – можно предположить, что это смазочная жидкость, имеющая меньшую плотность и потому поднимающейся в верхнюю часть радиатора. Разумеется, консистенция жидкости тоже изменяется, причём настолько, что она вытекает из сливного отверстия с большим трудом. То есть в спокойном состоянии эти технические жидкости не смешиваются. Имея разные показатели вязкости/плотности, они и ведут себя по-разному, что несложно заметить, если быть наблюдательным и не подозревать о возможной неприятности;
  • ещё один распространённый способ, как определить попадание антифриза в масло – с помощью спичек или зажигалки. Дело в том, что тосол в чистом виде не горит (хотя в его составе есть этиленгликоль, он разбавлен водой в негорючей консистенции). Но если в него попало моторное масло – такую жидкость уже можно поджечь. Именно на этом и основан этот метод. Берем обычную бумажную салфетку, макаем её в антифризе и пробуем пожечь. Если масло в ОЖ присутствует, бумажка непременно вспыхнет, если тосол чистый – ничего не получится. Поскольку этот метод пожароопасен, при его применении следует соблюдать все требования пожарной безопасности и производить эту процедуру на порядочном расстоянии от автомобиля;
  • хотя вязкость масла намного ниже, это не означает, что смешивание всегда происходит в одностороннем порядке, когда антифриз попадает в ММ. Иногда встречается и противоположная ситуация, когда масло проникает в систему охлаждения. В этом случае определить разгерметизацию тоже можно по цвету: смазывающая жидкость должна потемнеть. Особенно это заметно, если она менялась относительно недавно (старое масло темнеет по естественным причинам – из-за загрязнения);
  • один из наиболее простых и очевидных способов определить наличие антифриза в масле – наблюдение за уровнями жидкостей. Если расширительный бачок постепенно пустеет, а на масляном щупе уровень, наоборот, увеличивается – несложно понять, что происходит. Особенно если видимые следы протечки тосола отсутствуют;
  • при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры она смешивается с выхлопными газами, переходя при этом в газообразное состояние. Цвет выхлопа при этом изменится на светлый (в норме он вообще практически прозрачный) – это результат присутствия в выхлопе водяного пара. Зимой это неочевидный признак разгерметизации СО, поскольку влага попадает в выхлопную трубу из воздуха, а вот летом такой симптом трудно не заметить;
  • верный признак смешивания технических жидкостей – наличие эмульсии белесоватого оттенка, появившееся в районе маслозаливной горловины, по консистенции напоминающей взбитые сливки – это результат попадания ОЖ в смазывающую жидкость;
  • посмотреть, попадает ли антифриз в масло, можно, выкрутив свечи зажигания. Если электроды окажутся мокрыми, принюхайтесь к ним. Характерный запах тосола – явное свидетельство того, что ОЖ попадает в камеру сгорания;
  • наконец, ухудшение работы силового агрегата и появление троения – ещё один потенциальный симптом загрязнения масла антифризом. Правда, не слишком достоверный – к такому же результатe приводит множество других неисправностей.
Один из главных признаков – эмульсия в масле

Что предпринять, если масло смешивается с тосолом

Многие автовладельцы, узнав о наличии проблемы, не всегда бросаются её устранять, полагая, что она не настолько серьёзная, чтобы предпринимать срочные меры. Разумеется, такое мнение ошибочно, и мы расскажем, почему. Наш совет – не мешкать, приступать к ремонту сразу после обнаружения разгерметизации системы охлаждения и попадания антифриза в моторное масло.

Если причина возникновения неисправности кроется в разгерметизации прокладки масляного радиатора (в этом случае масло попадает в антифриз), её необходимо заменить. Делается это в следующей последовательности:

  • В первую очередь следует осуществить промывку магистрали системы охлаждения, чтобы избавиться от остатков смазывающей жидкости. Эта процедура выполняется с использованием специального раствора, который можно приобрести в любом автомагазине. Средство заливается в бачок с ОЖ;
  • Для качественной промывки запускаем мотор и даём ему поработать на протяжении 5, максимум 10 минут – этого должно хватить для прогрева мотора до рабочей температуры. Об этом можно узнать по включившемуся вентилятору. Глушим силовой агрегат;
  • сливаем промывочную жидкость;
  • устанавливаем пустую ёмкость под автомобиль в районе радиатора, откручиваем сливную пробку и дожидаемся, пока вся охлаждающая жидкость не вытечет;
  • теперь можно приступать к демонтажу масляного радиатора. Здесь конкретных советов дать невозможно, поскольку этот элемент конструкции двигателя на разных моделях снимается и устанавливается неодинаково. Как это делается, можно узнать из руководства пользователя;
  • после демонтажа маслоохладителя его можно разобрать и подвергнуть ревизии, после чего хорошо промыть и прочистить. Изношенные уплотнители следует удалить, место их посадки очистить и установить новые прокладки, которые необходимо приобрести заранее для конкретной модели автомашины;
  • следующий шаг – демонтаж расширительного бачка и его чистка. Следует убедиться, что на корпусе отсутствуют значительные дефекты – в противном случае лучше заменить бачок на новый;
  • устанавливаем масляный радиатор и расширительный бачок на место и снова занимаемся промывкой системы дистиллированной водой. Для этого заливаем ей в систему охлаждения и запускаем мотор, полностью выключив обдув салона воздухом и задействовав максимально возможное количество потребителей бортовой электросети (это ускорит прогрев силового агрегата). Как только включится вентилятор, следует выключить все электроприборы и активировать обдув салона. По прошествии порядка 10 минут мотор должен остыть, а вентилятор – выключиться. Глушим двигатель и ждём, пока дистиллированная вода остынет, чтобы её можно было слить;
  • повторяем процедуру промывки дистиллированной водой ещё раз, сливаем её и заливаем свежий антифриз;
  • напоследок нужно постараться избавиться от воздушных пробок, для чего вам потребуется помощник. Запустите двигатель и усадите его за руль, а сами перейдите к моторному отсеку. Попросите товарища несколько раз, не скупясь, «прогазовать», а сами в это время начинайте сдавливать патрубок СО при закрытой пробке расширительного бачка. После этого откройте пробку, чтобы скопившийся в бачке воздух вышел наружу.

Если после замены прокладки масляного радиатора проблема не исчезла – скорее всего, антифриз попадает в масло через повреждённую прокладку ГБЦ.

Масляная пленка в расширительном бачке охлаждающей жидкости

Приступаем к её замене (алгоритм для ВАЗ-2109):

  • демонтируем корпус воздухофильтра;
  • отсоединяем все провода, идущие к мотору, а также шланг подачи топлива;
  • сливаем в заранее подготовленную ёмкость ОЖ;
  • откручиваем болты крепления коллектора;
  • отсоединить ВВ провода;
  • всё, что мы проделали – демонтировали так называемое навесное оборудование, которое будет мешать снятию головки блока. Чтобы открутить саму ГБ, необходим шестигранный ключ и достаточно толстый вороток. Открутить нужно 10 болтов вместе с шайбами, затем очень аккуратно можно начать снимать головку, потянув её вертикально вверх. Здесь важно не допустить перекосов, чтобы не согнуть шпильки. Пробитая прокладка может как остаться на блоке, так и прилипнуть к посадочной поверхности головки – это не суть важно. Если она не отдирается руками, следует использовать плоскую отвёртку, но очень осторожно, чтобы не оставить царапин – они могут стать источником будущих проблем;
  • производим визуальный осмотр головки на предмет наличия следов коррозии – если таковые имеются, нужно избавиться от ржавчины, выполнив в случае необходимости процедуры фрезеровки/шлифовки;
  • очищаем остатки старой прокладки, обезжириваем посадочное место;
  • аккуратно устанавливаем новую прокладку, следим за тем, чтобы она совпала с направляющими, расположенными по углам БЦ;
  • так же осторожно одеваем головку на место, во время стыковки с блоком следим, чтобы прокладка не сместилась;
  • выполняем затяжку болтов с обязательным использованием динамометрического ключа, сначала с усилием до 25 Нм, затем зажимаем последовательно до 85, 120 и 140 Нм;
  • устанавливаем обратно навесное оборудование;
  • запускаем двигатель, прогреваем его и только после этого совершаем пробную поездку.

Не забываем, что если тосол попал в масло, силовой агрегат нужно промыть. Сначала промывается система охлаждения с помощью спецраствора (как это делается, мы описывали немного выше), затем – масляные каналы с заливкой свежей смазочной жидкости. Это обязательная процедура, позволяющая избавиться от остатков смешанных технических жидкостей.

Последствия загрязнения масла тосолом для двигателя

Охлаждающая жидкость представляет собой смесь спирта и дистиллированной воды. Если такая жидкость попадёт в моторное масло, вполне очевидно, что смазывающие свойства последнего в результате разбавления антифризом ухудшатся. Чем больше будет длиться такое смешение, тем хуже ММ будет смазывать трущиеся детали силового агрегата.

Нетрудно предугадать, что последствия попадания антифриза в масло будут далеко не оптимистичными: ускоренный износ деталей мотора приведёт к необходимости выполнения преждевременного капремонта двигателя, сложного и дорогостоящего. Если для обладателей автомобилей с большим пробегом и возрастом «капиталка» – модно сказать, рутинная операция, то необходимость восстанавливать достаточно свежий мотор может оказаться для автовладельца очень неприятной неожиданностью.

Последствия попадания масла для двигателя

А теперь перейдём к конкретике.

Если случилась разгерметизация системы охлаждения, при которой ОЖ проникает в цилиндры, а водитель этого не заметил (что вполне вероятно), то при дальнейшей эксплуатации автомобиля довольно скоро в районе мотора начнут раздаваться хорошо различимые стуки. Это – результат износа вкладышей коленвала/распредвала.

Механизм возникновения стуков следующий:

Если с масло через цилиндры начал попадать тосол, первыми ухудшение смазочных свойств ММ почувствуют именно вкладыши, которые по существу представляют собой немного видоизменённые высоконагруженные подшипники скольжения. Они имеются как на распределительном, так и на коленчатом валах силового агрегата. Некачественная смазка приведёт к образованию на внутренней поверхности вкладышей задиров, которые со временем будут только увеличиваться. Именно они и являются источником стука подшипников.

Если выполнить разборку мотора и снять вкладыши, то можно обнаружить, что фрикционный слой на их поверхности практически отсутствует, но зато имеются достаточно глубокие царапины и задиры (выпуклости). Из-за перегрева цвет вкладыша меняется с серого на пятнистый бурый.

Если продолжить исследовать поверхность подшипников под микроскопом, обеспечивающем очень большое (тысячекратное) увеличение, можно заметить на поверхности вкладышей микроскопические белые шарики диаметров порядка 25-35 мкм. Именно эти частички и ответственны за образование царапин: при большой скорости вращения валов они. Как плуг, вгрызаются в поверхность подшипников, оставляя соответствующих размеров борозды и задиры.

При таком агрессивном поведении у фрикционного слоя шансы остаться невредимым стремятся к нулю. Вы спросите, а откуда взялись эти шарики, ведь поначалу их не было? Давайте разбираться.

Согласно данным спектрографических исследований, эти круглые абразивные частицы состоят из смеси серы, фосфора, кальция и других элементов. Хотя это и не металл, твёрдость этих частиц оказывается выше, чем у фрикционного слоя. Так что первым страдает именно он. Со временем шарики, также испытывающие большие нагрузки, уплотняются настолько, что становятся твёрже материала изготовления вкладышей. Вот тогда они принимаются и за сами подшипники, разрушая их поверхность.

Откуда взялись частицы? Оказывается, из присадок, содержащихся во всех современных маслах. Но катализатором для их выпадения в осадок и группирования в большие образования является именно антифриз. Плюс, конечно же, высокая температура.

Словесное описание этого процесса не слишком информативное, поскольку мы плохо представляем себе, с какой скоростью происходят все эти метаморфозы на работающем двигателе, до каких температур нагреваются его трущиеся детали.

Вторым по значимости последствием смешивания в двигателе масла и антифриза можно назвать возникновение эмульсии, чему способствует активное перемешивание этих двух жидкостей на огромных скоростях. Почему так происходит? Как мы уже знаем, в составе ОЖ имеется немалое количество воды. И если масло практически не растворяется в воде, то этого нельзя сказать о присадках. А значит, частично растворяясь в антифризе, они уменьшают свою концентрацию в смазывающей жидкости. Примечательно, что для запуска такого процесса требуется минимальное количество охлаждающей жидкости.

Еще раз напомним, что все эти процессы происходят при высоких температурах. Как известно их курса химии, тепловая энергия способствует протеканию различных реакций между веществами. Именно поэтому для образования в масле достаточно прочных соединений из фосфора, серы, калия, цинка много времени не требуется. Главное условие – попадание в ММ тосола.

Надеемся, что наши читатели (или хотя бы их часть) поняли опасность ситуации, когда происходит разгерметизация магистрали охлаждения, локализующаяся в районе головки или самого бока цилиндров. И если вы не хотите, чтобы двигатель застучал, а это случится неизбежно при вашем бездействии, следует очень внимательно относится к таким рекомендуемым всеми автопроизводителями действиям., как ежедневная проверка уровня масла и антифриза – именно это подскажет вам о потенциальной угрозе, устранять которую следует не мешкая.

drivertip.ru


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf