logo1

logoT

 

Управление коробкой автомат на автомобиле


Управление автомобилем с автоматической коробкой передач

Эксплуатация23 ноября 2016

Автомат (автоматическая трансмиссия, АКП или АКПП) – это воистину революционное открытие в мире автомобилестроения, которое позволило в разы увеличить число автолюбителей по всему миру. Изначально она предназначалась для американских домохозяек. Сейчас на АКПП ездит большинство автолюбителей в США и менее половины водителей России. В Европе до сих пор предпочитают механику из соображений практичности езды по бездорожью, однако автомобили с автоматической трансмиссией здесь составляют порядка 20% от рынка новых машин.

Преимущества автоматической трансмиссии

В настоящей статье будет рассмотрено, как управлять автомобилем с классической гидромеханической АКП. При езде на автомате требуется минимальное участие водителя в переключении передач (скоростей). Чтобы поехать на такой машине, нужно всего лишь включить режим D (движение) с помощью рычага коробки передач. Машина при этом сразу тронется, если, конечно, не нажимать на тормоз. АКПП сама будет переключать передачи при поездке в зависимости от скорости движения автомобиля.

Узнайте больше о принципе работы автоматической коробки передач.

Ездить на автомате существенно легче, чем с механикой, поскольку на автомобиле с АКПП не нужно выжимать сцепление и переставлять рычаг для переключения передач во время движения. Это удобно в условиях больших городов с пробками на дорогах. При езде на автомате задействуется только одна нога (правая), которую достаточно лишь снимать с педали тормоза, чтобы двигаться в медленном темпе в режиме D.

Кроме этого, коробка на автомате приветствуется представительницами слабого пола по причине того, что позволяет ездить за рулем в обуви на каблуках. Это немаловажное для всех автоледи преимущество АКПП перед механикой.

Недостатки АКПП

Автомат имеет и свои минусы в эксплуатации:

  • более дорогой сервис по сравнению с машиной с механической трансмиссией (стоимость замены масла и ремонта будет существенно выше);
  • больший расход топлива;
  • слегка замедленная реакция при резком повышении или снижении скорости.

Режимы АКПП

АКПП снабжена следующими основными режимами:

  • движение вперед - D;
  • парковка - Р;
  • задняя скорость - R;
  • нейтральное положение - N.

Могут быть предусмотрены и другие режимы, (зависит от комплектации и модели кара). Так, довольно часто встречаются:

  • зимний (W);
  • пониженный режим (D3 и D2 или S и L).

Расшифровка схемы управления

Переключение режимов производится с помощью селектора (рычаг выбора диапазона). Он представляет собой рычаг с кнопкой сбоку или сверху. Для его переключения необходимо нажать (утопить) данную кнопку и передвинуть рычаг к нужному режиму, обозначенному соответствующей буквой.

Категорически запрещено переключаться в процессе движения с режима D на P или R. Это грозит поломкой автоматической трансмиссии.

Не рекомендуется переключаться на ходу на режим N, так как может произойти занос из-за потери связи двигателя с колесами. Допускается переключение на режим пониженной передачи в процессе движения для торможения двигателем.

Режим движения вперед обозначается буквой D от слова drive. При условии непродолжительных промежутков торможения во время езды (например, перед светофором), режим АКПП менять не нужно. Однако, если время ожидания начала движения затягивается, то желательно переключиться на режим N или P. Это позволить уберечь коробку от излишнего износа. Нежелательно также переключаться на режим N при езде под горку, как на механике. Это не снизит расход топлива на автомобиле с автоматической трансмиссией, а станет причиной лишней нагрузки на коробку.

В режиме парковки (P) блокируются колеса и можно оставить автомобиль с заведенным или заглушенным мотором даже на местности с уклоном. Однако производители рекомендуют не пренебрегать дополнительно ручным тормозом (ручником) при парковке под уклоном. Перед началом движения нужно не забыть снять машину с ручника.

Для езды задним ходом на автомобилях с АКПП предусмотрен режим R (от слова реверс). При переключении селектора в положение, обозначенное этой буквой, машина начинает двигаться назад. Если при режиме D имеется в среднем 4 передачи, то для езды задним ходом предусмотрена только одна (первая) передача. Задняя скорость АКПП позволяет автомобилю плавно двигаться назад в отличие от механической трансмиссии, для которой надо газовать, чтобы поехать назад.

Нейтральный режим (N) позволяет находиться автомобилю с автоматической трансмиссией в заведенном состоянии без движения, если она не расположена под уклоном. При этом колеса машины не фиксируются как в режиме парковки. Этот режим позволяет буксировать автомобиль на небольшие расстояния.

Водителю необходимо всегда держать нажатой педаль тормоза при заведении двигателя и установке режима АКПП. Нельзя оставлять автомобиль на стоянке на другом режиме, нежели Р, без включенного ручного тормоза. Если оставить автомобиль с коробкой автомат на любом другом режиме, машина может покатиться (при наличии уклона).

Правила вождения машины с АКПП

Необходимо учитывать следующие особенности вождения автомобиля с автоматической коробкой передач:

  1. Управляя машиной с АКПП, рекомендуется резко не давить на педали газа и тормоза без исключительной надобности (аварийной ситуации). На механике вручную можно быстро переключить передачу или сбросить ее, а автомату нужно чуть больше времени для такого действия. Автоматическая коробка постепенно и последовательно переключает скорости при наборе (снижении) мощности. Это дает преимущество для механической коробки передач в зимнюю пору. При заносе авто, на механике проще затормозить скоростями (резко переключиться на первую скорость). При частой езде рывками происходит ускоренный износ коробки автомат и возможно возникновение толчков и рывков при дальнейшей эксплуатации. Замена и ремонт автоматической трансмиссии требуют значительных затрат.
  2. Нельзя буксировать автомобиль с АКПП. Лучше, если случится такая необходимость, обратиться к услугам эвакуатора. Однако в безвыходных ситуациях можно буксировать машину с автоматической трансмиссией несколько километров в режиме N. При этом желательно, чтобы двигатель автомобиля был заведенным.
  3. Коробка автомат категорически не предназначена для езды по бездорожью. В случае пробуксовки нужно стараться не давить на газ и тем самым не усугублять ситуацию. Нужно постараться найти выход из такой ситуации без лишних нагрузок на АКПП, например, выехать плавно назад, подложить доски, ветки, любые другие подручные материалы.
  4. Не рекомендуется совершать резкие маневры и осуществлять быструю езду до полного прогрева двигателя и АКПП (первые несколько километров). Прогрев коробки передач происходит гораздо позднее, чем у двигателя. Для того, чтобы ускорить этот процесс можно до выезда со стоянки переключить попеременно различные режимы с нажатой педалью тормоза.

Зная, как управлять автоматической коробкой передач и соблюдая соответствующие правила эксплуатации, можно увеличить срок ее эксплуатации и избежать пробоины в семейном бюджете.

autochainik.ru

Как пользоваться коробкой автомат

Автоматическая трансмиссия устанавливается на большинстве современных автомобилей как импортного, так и отечественного производства. Вместо привычного рычага переключения передач, здесь установлено специальное удобное устройство – селектор. При переходе с механической на коробку автомат АКПП у водителей возникает закономерный вопрос, как еюпользоваться. Перед эксплуатацией нового авто с коробкой автомат владельцам рекомендуется изучить особенности управления машиной, переключения режимов, а также технического обслуживания АКПП.

Описание главных режимов работы АКПП

Для всех автомобилей, оборудованных автоматической коробкой, обязательными функциями являются режимы АКПП, которые на панели управления обозначены латинскими литерами P, R, D,N. Чтобы перейти на один из режимов, водитель воздействует на рычаг выбора диапазонов –селектор. Внешне данный механизм очень напоминает привычный рычаг переключения передач, установленный на механической трансмиссии. Основное отличие состоит в способе управления автоматической коробкой. Водителю нет необходимости отвлекаться от ситуации на дороге, чтобы перейти на другой режим работы.

  • P –парковочный режим (паркинг).
  • R –задний ход (реверс).
  • D –движение вперед (драйв).
  • N –нейтральная передача.

Водители выбирают режим паркинга P, если машина останавливается надолго, для продолжительной стоянки. В этом случае все элементы управления отключены, выходной вал и колеса блокируются. Даже при запуске двигателя машина не может сдвинуться с места.

При попытке перевода рычага в положение заднего хода R на ходу автомобиля рабочие элементы автоматической коробки передач ломаются и выходят из строя. Если трансмиссия не оборудована специальной системой блокировки, запрещено включать режим реверса, пока машина полностью не остановится. Его используют при необходимости сдать назад. Если рычаг коробки находится в положении R, также запрещено запускать двигатель внутреннего сгорания.

Самым популярным является режим D. Благодаря режиму «Драйв», водителям обеспечены условия для максимально комфортного управления автомобилем с автоматической коробкой передач. При усиленном нажатии на педаль газа в пол коробка автомат самостоятельно выбирает самую подходящую скорость. Если необходимо затормозить или изменить условия езды, в автоматическом режиме двигатель осуществляет торможение.

Дополнительные режимы АКПП

Автоматические трансмиссии современных транспортных средств с большим количеством рабочих диапазонов снабжены несколькими добавочными программами. Чтобы воспользоваться дополнительными возможностями, водители здесь пользуются специальными кнопками-переключателями:

  • режим ЕСО (экономичный);
  • спортивный S;
  • kickdown —максимальных ускорений;
  • зимний;
  • аварийный.
Читайте также...  Как проверить АКПП- При покупке подержанного автомобиля

При включении кнопки экономичной программы топливо расходуется в минимальном количестве, благодаря ограничению скоростного диапазона на каждой передаче. При переходе на повышенную ступень силовой агрегат сначала работает на холостых оборотах, постепенно повышая их, но не достигая максимума. Данная программа обеспечивает плавный спокойный ход машины.

В спортивном режиме S двигатель внутреннего сгорания работает на полную мощность, которая максимально используется коробкой перемены передач. При переключении АКПП на последующую передачу вращение выходного вала полностью передается на коробку, развивая все большее ускорение.

В режиме максимальных ускорений удобно совершать обгон на дороге.

Программа аварийного режима включается электронным блоком управления при возникновении неисправностей в ЭБУ или автоматической трансмиссии. Находясь в данном режиме, автомобиль имеет возможность самостоятельно дотянуть на одной передаче до ближайшего сервисного центра, не переключаясь.

Описание зимнего режима «W»

Наибольшей популярностью среди автолюбителей пользуется дополнительная программа под названием «зимний режим».

Возможные обозначения зимнего режима:

  • снежинка *;
  • «Snow»;
  • «Winter»;
  • «СOLD»;
  • буква «W».

При использовании данной программы машина на заснеженной трассе начинает движение со второй передачи без пробуксовок. Последующие переключения передач производятся на меньших оборотах силового агрегата. Это предусмотрено, чтобы избежать резких заносов и ускорений автомобиля. В летний период данная программа не используется, т. к. на «Winter» коробка автомат получает дополнительный нагрев за счет повышенных нагрузок. При отрицательных температурах окружающей среды масло в трансмиссии быстро остывает, благодаря чему, дополнительный нагрев не представляет угрозы для коробки передач.

Режим «Snow» нежелательно применять при движении по чистым магистралям внутри города, где имеется сравнительно хорошее покрытие. Он более востребован для проезда по грунтовым проселочным дорогам в условиях зимы. Самое опасное использование зимней программы в условиях пробуксовки автомобиля. Рекомендуется избегать мест, где колеса машины могут увязнуть (скользкие участки под рыхлым снегом, глубокие лужи грунтовых дорог и пр.).

Читайте также...  Дистанционный запуск двигателя- Автозапуск двигателя

Особенности управления автомобилем с АКПП

Как управлять машиной с автоматической коробкой передач. При управлении автомобилем, оборудованным коробкой автомат, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Исключить резкие ускорения.
  2. Длительные пробуксовки колес.
  3. Прогревать АКПП перед ее эксплуатацией.

Независимо от температуры окружающей среды, даже в летнюю жару, начинать движение со стоянки нужно на пониженной скорости, без резких ускорений. При этом трансмиссионное масло в коробке автомат достаточно прогреется.

Важно: Для прогрева масла до рабочих температур в коробке автомат требуется больший отрезок времени, чем в силовом агрегате.

Чтобы ускорить процесс прогрева автоматической коробки передач в зимнее время, нужно попеременно изменять режимы без трогания с места. При этом активируется режим Драйв, а педаль тормоза удерживается.

Автовладельцам известно, что машины с коробкой автомат не рекомендуется буксировать или использовать в качестве тягача. Детали автоматической коробки передач сильно перегреваются и выходят из строя во время буксировки при выключенном моторе.

Управление машиной с автоматической коробкой передач начинается со следующих действий:
  1. Нажать на педаль тормоза.
  2. Установить рычаг переключения скоростей в позицию D.
  3. Снять машину с ручного тормоза.
  4. Плавно отпускать тормозную педаль.
  5. Автомобиль начинает движение.
  6. Чтобы увеличить скорость транспортного средства, нужно усилить давление на педаль акселератора.
  7. Для остановки автомобиля необходимо воздействовать на педаль тормоза.
  8. При установке авто на длительную стоянку селектор переводится в положение «паркинг».

Для каждого транспортного средства разработана специальная сопроводительную документация, где изложены рекомендации по обслуживанию конкретного авто коробки передач. Здесь также прикладывается подробная инструкция, как правильно пользоваться коробкой автомат.

Ошибки при пользовании коробкой автомат

Многие автовладельцы считают, что управление коробкой автомат является простым примитивным процессом. Это – ошибочное утверждение, т. к. многие начинающие водителя допускают многочисленные ошибки, которые впоследствии приводят к большим неприятностям.

Читайте также...  КПД двигателя- Отличия бензинового и дизельного двигателя

Одна из основных оплошностей – это перевод коробки в режим паркинга при каждой остановке (пешеходный переход, красный свет светофора и пр.). Частые переключения АКПП приводят к ускоренному износу рабочих деталей и узлов трансмиссии и сокращению срока эксплуатации коробки автомат.

Несвоевременный перевод автоматической коробки передач в зимний режим также является большой ошибкой неопытных автовладельцев. Горе-водители часто включают зимой режимы, которые запрещено использовать в холодный период. Такие нарушения приводят к выходу из строя коробки автомат и системы электронного управления, дорогостоящему ремонту АКПП.

Правильное пользование автоматической коробкой передач, включение режимов, езда безрезких рывков и маневров – гарантия долгой работы АКПП без сбоев и поломок рабочих механизмов и агрегатов.

Чтобы продлить жизнь коробки автомат, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями производителей, использовать режимы АКПП с учетом дорожных, погодных условий и прочих особенностей движения.

Советы опытных автолюбителей

Автомобили с автоматической коробкой передач пользуются повышенным спросом среди потребителей. Управление такой коробкой доступно как опытным профессионалам, так и начинающим водителям. Ошибки при эксплуатации автоматической коробки передач приводят к поломке ее элементов. Стоимость коробки автомат существенно отличается от механических аналогов.

Несколько советов помогут избежать неприятных ситуаций с коробкой автомат:

При соблюдении простых общепринятых правил эксплуатации автоматической коробки передач гарантируется ее целостность и стабильная работа. Если следовать представленным советам, можно существенно сэкономить материальные средства на ремонт как коробки, так и автомобиля в целом.

motoran.ru

Управление автомобилем с АКПП

Главная Разное Управление автомобилем с АКПП

Автоматическая коробка переключения передач Автоматическая коробка переключения передач может работать в различных режимах в зависимости от комплектации: - в автоматическом режиме, когда передачи переключаются электронной системой управления – положение D;- в режиме «спортивное вождение», обеспечивающем более динамичный стиль вождения – положение D/клавиша S;- в режиме «вождение по снегу», облегчающем трогание с места и улучшающем тяговое усилие, когда сцепление колёс с дорожным полотном затруднено – положение D/клавиша *;- в режиме «ручного переключения» передач, позволяющем водителю самому управлять переключением передач – положение M (+/-).  В автомобилях с автоматической трансмиссией нет педали сцепления, так как коробка передач сама выбирает нужную передачу в соответствии со скоростью и нагрузкой на двигатель. Это облегчает управление и оставляет больше времени для наблюдения за дорогой. АКПП (в положении D) обычно переключается: - на повышенную передачу по мере увеличения скорости движения;- на пониженную по мере понижения скорости движения. При движении на подъём она также переключается на пониженную передачу, так как увеличивается нагрузка на двигатель. Существуют ситуации, когда требуется оставаться на низшей передаче – это можно сделать с помощью селектора передач переведя его в положение 1_2_3 или М (+/-) в зависимости от дорожных условий. Селектор передач Расположен на рулевой колонке или на центральной консоли (где и рычаг МКПП), может иметь следующие положения: Р – Parking – стоянка:- используется для исключения качения автомобиля на стоянке, при этом стояночный тормоз может быть включен или выключен;- используется при запуске двигателя.  R – Reverce – передача заднего хода:- используется для движения задним ходом: включать только после полной остановки автомобиля, при работе двигателя на холостом ходу.  N – Neutral – нейтральная передача (соответствует нейтральной передаче в МКПП):- используется для исключения качения автомобиля на стоянке, при этом стояночный тормоз должен быть включён;- используется для запуска двигателя. D – Drive – движение вперёд:- используется для вождения в автоматическом режиме. 3 – активна 1_3 передача (выше 3 передачи не переключится).2 – активна 1_2 передача (выше 2 передачи не переключится).1 – активна 1 передача (выше 1 передачи не переключится).В положениях 3_2_1 принудительно блокируются все передачи выше той, на которой установлен селектор. Это сделано для принудительного включения пониженных передач в трудных дорожных условиях (снег, грязь, бездорожье, буксировка, крутой подъём). М (+/-) – работа в режиме ручного переключения передач:- рычаг селектора переводится вперёд для перехода на высшую передачу;- рычаг селектора переводится назад для перехода на низшую передачу.  S – клавиша спортивной программы.  * – клавиша программы «вождение по снегу». В положении селектора передач: R_D_M ( +/- )_3_2_1 пуск двигателя невозможен (необходимо перевести в положение P или N).  Все переключения селектора коробки передач проводить при полной остановки автомобиля, при нажатой педали тормоза (на некоторых моделях автомобилей требуется дополнительно нажимать кнопку на селекторе коробки передач) – кроме переключения из положения D в положение M (+/-). После переключения выдержать 2-х секундную паузу перед отпусканием педали тормоза (для синхронизации механизмов). Органы ножного управления В автомобиле с АКПП установлены две педали: - слева педаль тормоза;- справа педаль газа. При управлении следует нажимать на педали газа и тормоза только правой ногой (по аналогии с автомобилем с МКПП). Важный момент – найти удобное положение правой ноги, чтобы избежать усталости и уменьшить время переноса ноги с педали на педаль. Нога должна стоять на пятке примерно между педалями. Нажатие на педали осуществлять за счёт поворота ноги стоящей на пятке.  Kick-down Это устройство обеспечивает быстрое ускорение движения, когда требуется выполнить обгон. Нажатие до предела на педаль газа вызывает автоматическое переключение на пониженную передачу. Чтобы вернуться на повышенную передачу, нужно ослабить нажатие на педаль газа. Стояночный тормоз Обычно расположен справа на полу за рычагом переключения передач или под панелью приборов, в некоторых автомобилях приводится в рабочее положение отдельной ножной педалью с левой стороны. Предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии после остановки. Обращение со стояночным тормозом: - для включения стояночного тормоза нажмите кнопку на рукоятке рычага и поднимите его до упора, затем отпустите кнопку – рычаг зафиксируется во включённом положении;- для снятия со стояночного тормоза слегка поднимите рычаг и нажмите кнопку на рукоятке, а затем, удерживая кнопку нажатой, опустите рычаг в положение выключения (в некоторых автомобилях вместо нажатия на кнопку нужно повернуть рукоятку рычага). Примечания:  - при остановке на подъёме никогда не расчитывайте на способность двигателя, работающего в режиме холостого хода, удержать автомобиль в неподвижном состоянии, и удерживайте нажатой педаль тормоза – самое простое и безопасное правило это перевод селектор в положение P или N (в положении N затяните стояночный тормоз);- стояночный тормоз не следует применять для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций (например, выхода из строя тормозной системы). Управление автомобилем с АКПП При управлении автомобилем с АКПП соблюдайте следующие правила: 1. Пускайте двигатель,когда селектор находится в положении Р (стоянка) или N (нейтральная передача).  2. Прогрейте двигатель (2 – 5 минут).  3. Для движения вперёд переведите селектор в положение D (движение), отпустите педаль тормоза, подождите полсекунды и слегка нажмите на педаль газа.  4. При нажатии на педаль газа коробка передач сама выберет нужную передачу. Переключение на одну из пронумерованных передач позволит в принудительном порядке двигаться лишь на выбранной передаче. При управлении автомобилем с автоматической трансмиссией необходимо контролировать силу нажатия на педаль газа. Даже легкое нажатие способно вызвать резкое ускорение движения, которое может привести к потере управления.  5. Для остановки автомобиля плавно нажимайте на педаль тормоза до полной остановки.  6. При парковке автомобиля переведите селектор в положение P или N (в положении N поднимите ручной тормоз).  Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону8-921-347-67-57,мы подберём удобное для Вас время и место встречи.Мы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!

avtoazbukaspb.ru

О том, как правильно управлять машиной с автоматической коробкой передач

Автоматическая коробка передач существует уже более пятидесяти лет. «Автомат - аппарат (машина, прибор, устройство), после включения самостоятельно выполняющий ряд заданных операций», - объясняет Толковый словарь русского языка.

Автоматическая коробка передач, или трансмиссия, сильно облегчает и упрощает управление автомобилем и приобретает все большую популярность среди водителей. Однажды для жены моего приятеля мы хотели взять напрокат автомобиль в Германии. Но в наличии были машины только с «автоматами». «Ой, а я ни разу в жизни не ездила на такой машине, я умею только с «механикой»»! - воскликнула Света. Это ничего, подумал я, вот если бы наоборот, проблема была бы серьезней. «Чего с «автоматом» управляться, - сказал ее муж, - поставил селектор в положение «D» - и катайся на здоровье». На самом деле, чтобы грамотно ездить на автомобиле с «автоматом», надо кое-что знать и уметь. Я на пятнадцать минут стал инструктором у Светы, объяснил, как управляться с «автоматом». (И сделал это с удовольствием, потому что считаю «автомат» самым значительным и приятным подарком человечества женщинам.)

Первым делом - левую ногу в сторону. В большинстве современных автомобилей для удобного упора левой ноги сделана специальная площадка. Очень важно именно забыть про левую ногу! Дело в том, что водитель, ездивший на машине, в которой он выжимал левой ногой педаль сцепления, имеет стойкую психомоторную реакцию, заставляющую чисто автоматически левую ногу выжимать сцепление при остановке автомобиля. То же самое может произойти в любой момент при замедлении движения на машине с «автоматом», и левая нога ударит по педали тормоза. Экстренное торможение без внешней причины может создать аварийную ситуацию или испугать пассажиров. Правая нога располагается на педали тормоза. Трогаемся с места, переведя селектор выбора передач в положение «D» (drive - «ехать») и просто плавно отпуская педаль тормоза. Ничего не может быть проще. Машина сама трогается с места без прибавления газа.

Рис. 51. Слева - селектор выбора передач. Справа - кнопка выбора режимов работы АКПП

Никакой игры сцеплением и ловли того самого пресловутого момента, когда  диски  сцепления  уже схватывают.   Все  идет гладко,  пока  и   под колесами гладко. А если машина стоит на подъеме или под колесами, ямка, камень, бордюр и т. д., то есть небольшое препятствие? Этого может быть достаточно, чтобы при отпускании педали газа машина не поехала. Что делать? Понятное дело, жать на газ! Вот тут и начинаются проблемы. Водитель машины с «автоматом» не может обеспечить «бархатное» трогание с места в этом случае, так как лишен возможности подыграть педалью сцепления. Получается, что если движению машины что-то мешает, а водитель прибавляет газ, она, преодолевая сопротивление, норовит довольно резво прыгнуть вперед или назад (в зависимости от того, какая передача включена).

Я давно знаю о такой особенности «автомата», сталкиваясь с ней каждый раз при заезде в гараж, когда передние колеса упираются в порожек, а машина стоит под некоторым углом. Надо крайне осторожно нажимать на газ, будучи готовым пресечь неизбежный прыжок машины с места молниеносным переносом ноги на педаль тормоза. Это первая особенность управления машиной с автоматической коробкой передач. Вторая - и это очень важно при вождении заднеприводного автомобиля в Европе - спускаться по узкому винтообразному съезду в многоэтажном или подземном паркинге лучше всего на «нейтрали», то есть в положении селектора «N». Это поможет избежать сноса передних колес при торможении, связанного с тем, что на ведущие колеса всегда, даже если педаль газа отпущена, подается крутящий момент. В остальном больших проблем не возникает.

Следует понимать, что максимальное ускорение, например, при обгоне, происходит только при резком нажатии педали газа в пол. Да и у светофора водитель просто нажимает на тормоз и селектор не трогает; а когда загорается зеленый сигнал, надо просто отпустить тормоз и нажать на газ. Только в том случае, если остановка затянулась, скажем, более чем на 5 минут, можно перевести селектор в положение «Р» (park - «парковаться»). Но перед выбором позиции «D» необходимо сначала нажать на тормоз, иначе селектор останется заблокированным.

Убедившись в том, что ничего сложного в управлении машиной с «автоматом» нет, Света уехала за покупками. А мы теперь давайте разберемся с «автоматом» подробнее.

Возьмем классическую автоматическую коробку передач автомобиля «мерседес» выпуска 2005 года с гидротрансформатором. Сначала посмотрим, как «автомат» переключает скорости. Происходит это в зависимости от положения рычага управления автоматической коробкой передач, программного переключателя, или селектора, а также скорости движения и положения педали акселератора. Последний фактор влияет так: мало газа - раннее переключение на высшую ступень, много газа - более позднее. Резкое нажатие педали включает «Kick down», и происходит переход на пониженную передачу; достигнув нужной скорости, отпустите педаль акселератора - вы включите более высокую передачу. Сегодня, когда появились так называемые адаптивные «автоматы» с электронным управлением, программы перехода передачи с одной на другую могут меняться в зависимости от манеры вождения автомобиля конкретным водителем. Перестройка программы управления происходит в течение некоторого времени, которое необходимо электронике, чтобы собрать информацию о манере вождения, и эти данные пополняются постоянно. То есть если водитель ездит в экономичном режиме, «автомат» становится более задумчивым, начиная переключать передачи на более низких оборотах. Если ездить в спортивной манере, то и дело задействуя «кик даун» и выкручивая двигатель на каждой передаче, то «автомат» адаптируется к такому стилю, давая возможность с каждым разгоном форсировать мотор до максимальных оборотов.

А теперь - все по порядку. Итак, чтобы тронуться с места на машине с автоматической коробкой, следует:

-  нажать на педаль тормоза, чтобы освободить предохранитель селектора выбора режимов. Снять машину с ручного тормоза;

-  установить селектор в положение «драйв». В холодное время года, если мотор не прогрет, не спешите отпускать тормозную педаль и подождите буквально секунду, пока не включится передача (это заметно по небольшому толчку кузова);

-  отпустить тормоз и прибавить газ.

После холодного старта переключения на повышающие передачи происходят при больших оборотах двигателя, а при достижении рабочей

температуры трансмиссии и двигателя все нормализуется.

В зависимости от силы нажатия на педаль газа скорости переключаются таким образом. Малый газ = раннее переключение на повышающие передачи. Более интенсивное нажатие на педаль газа = позднее переключение на повышающие передачи, то есть мотор раскручивается на каждой передаче до более высоких оборотов. «Юск down» - нажатие педали газа «в пол» = максимальное ускорение автомобиля с переключением на понижающую передачу.

По достижении желаемой скорости разгон завершается отпусканием педали газа, и снова переход на повышающую передачу. Для остановки требуется просто нажать на педаль тормоза.

При парковке и маневрировании регулируйте скорость отпусканием и нажатием на педаль тормоза. При обслуживании автомобиля с работающим на холостых оборотах двигателе поставьте селектор в положение «Р» и задействуйте стояночный тормоз. При остановке у бордюра на крутом спуске вывернуть передние колеса, чтобы они уперлись для подстраховки в бордюр.

Теперь рассмотрим в положения рычага селектора (на примере того же автомобиля «мерседес-бенц»). «Р» (park) обозначает парковочный тормоз, то есть автомобиль при таком положении рычага селектора никуда не покатится, он фиксирует положение автомобиля на стоянке. Включать этот режим можно только при полной остановке автомобиля. В этом положении селектора следует заводить двигатель. При работающем двигателе в положении «Р» автомобиль стоит на месте, а двигатель работает на холостых оборотах. Электронный ключ зажигания можно вынуть только в положении «Р», и тогда селектор переключений режимов будет заблокирован. (Именно из-за наличия парковочного тормоза водители очень редко пользуются стояночным тормозом. Из-за бездействия его механизм покрывается ржавчиной, тросик перестает ходить в оплетке, а механизм, разжимающий колодки, теряет подвижность. Инструкция по эксплуатации рекомендует, чтобы этого не случалось, не реже двух раз в месяц приводить в действие стояночный тормоз при движении на небольшой  скорости  -  20-35 км/ч,  слегка  подтормаживая  и  удерживая

ручку сброса тормоза в оттянутом положении.)

Следующее положение «R» - задний ход. Включать только при полной остановке автомобиля.

«N» - нейтральная скорость. На задние колеса не передаются вращения двигателя, но при отпущенных тормозах автомобиль может свободно катиться. В инструкции написано: «Никогда не включать при движении автомобиля - продолжительная езда на «нейтрали» может привести к выходу из строя коробки передач». Возражу на это словами Джеймса Бонда: «Никогда не говори «никогда»». Иногда включать режим «N» необходимо, например при крутых спусках с поворотами, как уже говорилось. В той же инструкции по эксплуатации «мерседесов» написано: «Если функция ESP выключена или система вышла из строя, рекомендуется включать «N» на ходу в случае опасности возникновения заноса автомобиля на скользкой дороге».

Значит, кратковременное включение «нейтрали» не может вывести автоматическую коробку передач из строя. Кроме того, не надо бояться проскочить отметку «N» и включить на ходу «R» - задний ход: от включения задней передачи при движении вперед спасает действенный предохранитель, который не даст селектору соскользнуть на заднюю передачу даже под давлением руки водителя. На скользкой дороге это действенное оружие против заноса автомобиля. Моментальное, но четкое и аккуратное включение «нейтрали» стабилизирует автомобиль, и занос прекращается. Особенно это полезно при торможении при отсутствии или поломке ABS на скользких участках. То же рекомендуется делать при прохождении поворотов с малой скоростью, расположенных на спуске или медленном маневрировании на косогоре. В таких условиях автомобиль может не послушаться тормоза и продолжать скользить в нежелательном направлении.

Почему это происходит? Дело в том, что через гидротрансформатор автоматической коробки на задние колеса постоянно, даже при отпущенной педали газа и работе мотора на холостых оборотах, передается крутящий момент. Вспомним, если машина стоит на ровной поверхности, чтобы тронуться, достаточно просто отпустить педаль тормоза. При торможении получается вот  что.   На  скользком  покрытии  даже  при  легком  нажатии  на  тормоз передние колеса моментально блокируются, а задние, так как на них передается крутящий момент, толкают машину вперед. Вполне понятно, что в таком состоянии машина не реагирует на повороты руля и норовит ехать только прямо, при этом склонность к заносу увеличивается. Впервые автор обратил внимание на включение «нейтрали» при торможении в Германии. Так поступали абсолютно все немецкие таксисты при торможении у светофора на раскатанном ледяном покрытии.

Странный прием, подумалось тогда. Многие водители морщат нос и не хотят верить своим ушам, когда я об этом рассказываю. Но мои сомнения развеялись, когда о подобном способе торможения я прочел в инструкции по эксплуатации «мерседесов». Проверив эффект от включения «нейтрали» в суровых условиях русской зимы на «мерседесах», «обутых» в шипованные и просто зимние шины, я окончательно уверился в его действенности. Это было в те времена, когда система стабилизации еще не устанавливалась на автомобилях. Если же ESP и ABS исправно функционируют, то водителю не нужно включать во время движения «нейтраль» (что является, как мы выяснили, действенной контраварийной мерой). Не забывайте, что все относится к заднеприводному автомобилю.

Пойдем дальше. Режим «D»: возможен выбор всех пяти ступеней передач для движения вперед. Этот режим предусмотрен для всех нормальных дорожных ситуаций. Путем короткого нажатия или давления на селектор в поперечном направлении можно переключать передачи вручную. Символ «D» и цифры «4», «3», «2» и «1» высвечиваются в специальном окошке на панели приборов. При нажатии селектора в сторону символа происходит фиксирование включенной передачи, на которой едет в данный момент автомобиль. Дальнейшие переключения в автоматическом режиме возможны только «вниз» от этой передачи. При коротком временном нажатии происходит последовательное переключение передач в порядке: «4» - «3» - «2» - «1». Принудительное включение скорости «1» и «2» предусмотрено для езды по крутым перевалам, в горах с прицепом, в сложных условиях, для торможения при экстремальных спусках. На некоторых модификациях «мерседесов» есть режим «В» - торможение на экстремальных и длинных спусках, в частности, с прицепом при скорости ниже 40 км/ч, когда коробка передач переключается на нижнюю ступень. Переключать селектор из положения «D» в положение «4», «3», «2» и «В» можно при движении автомобиля, но не превышая допустимой максимально разрешенной скорости для каждой передачи при различных положениях рычага. Для этого необходимо контролировать положение стрелки спидометра по меткам на циферблате спидометра: первая скорость - одна метка, вторая скорость - две метки, четвертая скорость - четыре метки; или по тахометру, не превышая максимально допустимого числа оборотов двигателя.

Если водитель по неосторожности включит понижающие передачи на большой скорости, нажав на селектор в сторону символа, ничего страшного не произойдет, умный электронный «автомат» не переключится и опасность превышения максимальных оборотов двигателя будет пресечена. При нажатии селектора в сторону символа «+» произойдет смена передачи на более высокую. Если же селектор нажать и удерживать в режиме символа «+», произойдут последовательно все необходимые переключения вплоть до режима «D».

При коротких остановках, например у светофора, нужно оставлять рычаг в рабочем положении, чаще всего это будет режим «D», и удерживать автомобиль ножным тормозом. При продолжительной остановке с включенным двигателем рычаг селектора требуется установить в положение «Р» или «N». В последнем случае не забудьте зафиксировать автомобиль ручным тормозом. Если вы останавливаете автомобиль на подъеме, удерживать его нужно не нажатием на педаль газа, а рабочим тормозом - это позволит избежать ненужного перегрева трансмиссии. Маневрируя при парковке на ограниченном пространстве, например при заезде в гараж, регулировать скорость нужно, слегка отпуская педаль тормоза.

При нажатой педали тормоза нельзя сильно газовать. После пуска холодного двигателя в зимнее время года на современных автомобилях мотор работает устойчиво, охотно прибавляет газ, и можно сразу же отправляться в путь. Но первые километры надо проехать на маленькой скорости, чтобы прогрелось масло в коробке, заднем мосту и моторе, а температура охлаждающей жидкости обеспечила выход мотора на рабочий режим.  Автоматическая  коробка  пердач  отрегулирована  так,  что  после холодного пуска она переключает передачи позже, то есть «выкручивает» на каждой передаче больше оборотов. Это слышно по звуку двигателя. Такая работа на повышенных оборотах позволяет быстрее прогреть катализатор и выйти на рабочий температурный режим двигателю и самой коробке.

Еще один очень важный момент. Прежде чем покинуть автомобиль, двигатель которого работает, переведите рычаг селектора в положение «Р» и затяните стояночный тормоз. Иначе автомобиль тронется с места. Никогда не оставляйте автомобиль с работающим двигателем без присмотра, так как он является потенциальным источником повышенной опасности. Однажды, когда моя жена еще училась водить машину и не была готова к городским поездкам, мы пересаживались на въезде в город, то есть я должен был сесть за руль. Она остановилась, нажав на тормоз, и, когда машина остановилась, вышла. Я покинул машину одновременно с женой и с удивлением обнаружил, что машина самостоятельно тронулась с места. Пришлось спринтерским рывком догнать уезжающий автомобиль, запрыгнуть в него и затормозить. Жена забыла поставить селектор в положение «Р», и машина сама поехала!

complexpro-nn.ru


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf