logo1

logoT

 

Усилитель сабвуфера своими руками


Усилитель для сабвуфера своими руками: как сделать, схема

Собрать хороший автомобильный усилитель для сабвуфера своими руками не составит большего труда, если у вас есть хотя бы небольшие навыки монтажа радиоэлектронных устройств или желание получить их. Используйте для этого схему УНЧ на основе микросхемы TDA1562Q. Допуски по питанию этой микросхемы позволяют запитать ее от бортовой сети и установить усилитель вместе с сабвуфером в машину без преобразователя напряжения.

Описание УМЗЧ TDA1562Q

Эта микросхема представляет собой мостовой монофонический усилитель сигнала ЗЧ. При небольшом входном сигнале, когда мощность, рассеиваемая на нагрузке, не превышает 18 Вт, устройство работает как усилитель класса B. Увеличение входного сигнала приводит к включению в работу схем вольтдобавки с внешними электролитическими конденсаторами. При этом усилитель переходит из режима B в режим H. В результате напряжение питания микросхемы поднимается, увеличивая выходную мощность УМЗЧ до 70 Вт. Нагревание устройства до 120 ◦C приводит к тому, что встроенный в микросхему температурный датчик возвращает усилитель в режим B с выходной мощностью не более 20 Вт. Снижение напряжения питания до 7 В распознается автоматикой устройства, которая переводит его в режим «Молчание». Последующее увеличение напряжения питания до 9 В заставляет автоматику снова включить его.

Микросхема имеет следующие характеристики:

  • Напряжение питания – от 8 до 18 В.
  • Пиковый выходной ток – до 10 А.
  • Ток режима молчания – 100–150 мА.
  • Сопротивление нагрузки – 4 Ом.
  • Коэффициент гармоник – 0,03% (Pвых= 1 Вт); 0,06% (Pвых= 20 Вт); 0,5 (Pвых= 55 Вт); 10% (Pвых= 70 Вт).
  • Диапазон частот – от 16 Гц до 20 кГц.
  • Коэффициент усиления по напряжению – 26 ДБ.
  • Входное сопротивление – 10 кОм.
Цоколевка
  • 1 – Не инвертирующий вход ЗЧ.
  • 2 – Инвертирующий вход ЗЧ.
  • 3 и 5 – Точки для подключения емкости вольтдобавки верхнего по схеме плеча усилителя.
  • 4 – Вход переключения режима работы.
  • 6 и 12 – «Масса» (отрицательные выводы питания).
  • 7 – Не инвертирующий выход ЗЧ.
  • 8 – Выход сигнала диагностики.
  • 11 – Инвертирующий выход ЗЧ.
  • 13 и 15 – Выводы для подключения емкости вольтдобавки нижнего по схеме плеча усилителя.
  • 14 – Вывод контроля эталонного напряжения.
  • 16 – Выход сигнала индикации.
  • 17 – «Масса» (общий провод) входа.

Простые электронные устройства из нескольких деталей можно, конечно, изготовить навесным монтажом, если вы предполагаете использовать их дома. В нашем же случае лучше смонтировать узел на печатной плате. Для изготовления платы:

  1. Вырежьте заготовку нужного размера.
  2. Почистите фольгу на ней мелкозернистой наждачной бумагой № 1000, а при ее отсутствии канцелярским ластиком.
  3. Обезжирьте заготовку ацетоном.
  4. Положите бумагу с рисунком платы на фольгированный текстолит и переколите точки отверстий на фольгу.
  5. Нарисуйте дорожки маркером.
  6. Травите плату в растворе хлорного железа. Заменить хлорное железо можно, растворив 1 столовую ложку медного купороса и две ложки поваренной соли в стакане воды. Реакция пойдет быстрее, если раствор подогреть.
  7. Промойте плату водой.
  8. Сверлите отверстия.
  9. Лудите дорожки и плата готова.

Монтаж устройства

Самодельный усилитель такой конструкции не следует использовать с сабвуфером, имеющим встроенные фильтры. Выделение низкочастотной составляющей звукового сигнала лучше сделать до подачи на вход микросхемы.

Для электрического монтажа устройства, включая подключение динамика сабвуфера, используйте только толстые провода. Так как при невысоком напряжении питания большая мощность развивается усилителем в основном за счет значительного тока. Поэтому даже небольшое увеличение сопротивления проводников приведет к уменьшению мощности и росту искажений.

Микросхему усилителя сабвуфера нужно обязательно установить на радиатор эффективной площадью не менее 500 см2. Радиатор неплохо оснастить вентилятором с рабочим напряжением 12 В, например, от компьютера.

Для лучшего отвода тепла устанавливать микросхему на радиатор следует с применением теплопроводящей пасты.

Светодиод индикации включения устройства должен быть зеленого цвета, а индикатор перегрузок и срабатывания защиты – красного.

Так как устройство потребляет в режиме молчания значительный ток, лучше не подавать на него питание постоянно. Для подачи питания удобно использовать реле, которое включается при включении магнитолы. Каждая магнитола имеет выход для включения реле выдвижной антенны, его и нужно использовать для подачи питания. Теперь вы знаете, как сделать усилитель для сабвуфера.

Усилитель для сабвуфера своими руками

Как можно спаять простой усилитель для сабвуфера своими руками, вот в этой статье и поговорим об этом. А оказывается ничего трудного и нет, я спаял его из хлама, который валялся на чердаке. А так, теперь есть усилитель для сабвуфера, да к тому же и не плохой.

Ну, теперь поговорим поподробней.

Из старых трансформаторов ищем самый мощный сердечник — кольцо, у меня были вот такие.

Выбрал самое толстое… Потом наматываем обмотку, первичная содержит 2 по 4 витка, а вторичная 2 по 13 витков, на фото видно что по-чём..

Первичная обмотка

Вторичная обмотка, между ними намотал простой лейкопластырь. Итак, трансформатор готов.

Теперь приступим к сборке преобразователя напряжения, за основу была взята проверенная схема, мне она ещё понравилась тем, что дорожки жирные, а диоды и силовики можно прикрепить снизу платы.

Плату генератора, которая переключает силовые транзисторы, изготовил отдельно. Это позволило мне установить в вертикальном положении.

Преобразователь напряжения готов. Вкратце для чего он нужен, он у нас будет повышать 12 вольт бортовой сети автомобиля до 2-х полярного напряжения +-45в (90в).

Перевёрнутая плата, 2 диода (слева) и 2 irf3205 (справа).

ТЕПЕРЬ УСИЛИТЕЛЬ,,,

За основу была взята схема с инета автором которой является Алексей Корольков, схема почему-то называется -Палник ?. Но тем не менее она простая, усилитель Д-класса, а это значит не нужны радиаторы охлаждения, простота изготовления, дешевизна деталей и работает сразу, если конечно собрано всё правильно.

Вот схема этого усилителя…

Собранный, готовый вариант…

Фильтр…

Ну конечно нам не обойтись без фильтра, ведь мы собираем усилитель для саба. Фильтр будет отрезать лишние частоты. Если будет использован короб типа ФИ, то не будет превышен линейный ход. Фильтр низких частот (перестраиваемый)  60-130 dB 4-го порядка будет стыковывать акустику фронта с сабвуфером и исключит его локализацию, отрезая частоты выше.

Схема фильтра в программе Microcap

Собранный фильтр.

Корпус…

Весь корпус практически был выпилен из старого, алюминиевого барабана от стиральной машинке, только из прямоугольной трубы 50 на 20 были сделаны боковые стойки.

Во внутрь их я забил деревяшки, чтобы потом прикручивать переднюю и заднюю стенку саморезами к ним.

Вырезал отверстия для предохранителя и клеммников

Ну, а дальше прикрутил платы к низу, через прокладки изоляционные и собрал всё в едино.

Перед:  LPF 60-130Hz, Gain,  RCA,

Результаты следующие:  подсоединил нагрузку в 4 оМа, питание 12 вольт, номинальная мощность 136 Вт ( во вторичной обмотке просело напряжение с 40 вольт до 36.5). А вот при питании 14 вольт, выдало 150 Вт, что очень не плохо. Усилителем я очень доволен, тем более, что собрал я его всего за два вечера из груды металлолома…

Автор; Сергей Лебедев, г.Йошкар-Ола

Как сделать усилители для сабвуфера своими руками

Музыка – величайшее творение человека. С каждым годом она меняется, но неизменно остается любимым развлечением любого водителя. Кому-то достаточно просто звучания, а кто-то желает слушать музыку в самом максимальном качестве. Добиться громких басов поможет сабвуфер, но для его работы нужен усилитель. Чтобы собрать такое устройство, необходимо иметь минимальные знания по электротехнике, тем не менее, при желании можно сделать усилитель для сабвуфера своими руками.

Как собрать усилитель

В первую очередь, необходимо обзавестись самим усилителем, а также преобразователем напряжения, параметры которого должны соответствовать 12/40 вольт постоянного напряжения. Все это можно изготовить самостоятельно, но для этого нужно иметь очень большой опыт при работе с электроникой. Второй вариант более приемлемый – это купить все недостающие части.

Как только детали будут куплены, необходимо их соединить электрической цепью. Кроме того, необходимо заранее поставить защиту от перегрузки, а также помех. Для увеличения стерео сигнала нужна еще одна деталь – это модуль фильтрации звука. Сейчас вы узнаете, что это такое.

Обработка звукового сигнала

Чтобы подключить сабвуфер к автомобильной магнитоле, необходимо применять два канала обработки звука. Усилитель, который мы собираем, обладает только одним таким каналом. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно два канала, расположенных на магнитоле, слить в один. Для этого применяется специальное устройство – сумматор. Схему сумматора можно отыскать в интернете.

После того, как он будет собран, нужно подключить его к общей схеме. Благодаря этому, вы сможете избавить от «лишних частот». Звук останется в диапазоне от 16 до 300 Гц. Далее сигнал будет обрабатываться, и переходить на частоту от 35 до 150 Гц.

Для того, чтобы обеспечить настройку сабвуфера под конкретную модель акустической системы, нужно припаять к цепи плавный регулятор фазы. Чтобы было меньше мучений с модулем, нужно использовать за основу существующую схему или, в крайнем случае, приобрести уже готовую. Чтобы подключить модуль обработки сигнала, разрешается использовать стабилизатор источника тока +/-15 Вольт.

Блок стабилизации силовой цепи

Теперь нужно собрать очень важную деталь – это блок коммуникации. Дело в том, что на холостом ходу, работа сабвуфера потребует наличие силы тока в 1,5 А, что можно получить только от аккумулятора. Чтобы сохранить его энергию, в бортовую сеть автомобиля подключается реле, но на нем делается специальная клемма REM. Напряжение катушки должно составлять 12 вольт, а ток должен составлять не менее 20 А.

Данная клемма будет включаться в специальный выход магнитолы. Напряжение на выходе должно быть не менее 12 вольт. Благодаря этому, сабвуфер будет входить в работу вместе с автомобильной акустикой.

Чтобы контролировать включение и отключение. Параллельно схеме можно включить специальные светодиодные лампочки, которые будут служить сигнализаторами. Для снижения, а также стабилизации напряжения, рекомендуется приобрести стабилитроны и интегральные схемы, которые будут работать в пределах 15 вольт.

Сборка всех деталей

Есть два способа слить все модули воедино. Первый – это изготовить все на одной плате, а затем разместить их в пластиковом корпусе. Второй – собрать платы отдельно, но соединить их при помощи проводов. Таким образом, достигается простота устройства, что актуально для начинающих радиолюбителей. Тем не менее, корпус все же понадобится, так как без него схема будет не защищена от внешних воздействий.

Не забудьте для защиты цепей от перегрева установить радиатор. Иначе есть риск очень быстро сжечь усилитель, так и не успев им попользоваться.

Как видите, собирать усилитель своими руками – довольно сложная работа. Если вы плохо понимаете в электрических схемах, а также не умете правильно работать с паяльником, то, лучше всего, купить уже готовый вариант, который имеет множество настроек и регуляторов. Лучше переплатить, чем испортить платы. Желаем удачи на дорогах!

Посмотрите видео по теме

САМОДЕЛЬНЫЙ САБВУФЕР

   Покупка хорошего усилителя и самого сабвуфера для авто может потянуть на несколько сотен долларов. С другой стороны, если вы имеете хотя бы начальные познания в электронике, можно сделать всё это своими руками. И самый простой вариант автомобильного усилителя для сабвуфера - многократно проверенная схема на УМЗЧ TDA1562.

   Вот технические характеристики микросхемы TDA1562: Напряжение питания – 8..18в; Пиковое значение выходного тока – 10А; Ток в режиме покоя – 0,15А; Сопротивление нагрузки – 4 Ом; Выходная мощность, при коэффициенте гармоник -0,03% - 1 Вт -0,06% - 20 Вт -0,5% - 55 Вт -10% - 70 Вт Коэффициент усиления по напряжению – 26 дБ Диапазон воспроизводимых частот – 16…20000 Гц Входное сопротивление – 10 кОм Цена TDA1562 - примерно 6уе.

   Эта микросхема представляет собой УНЧ с вольтдобавкой, суть которой сводится к тому, что при воспроизведении звуковых сигналов, высокая выходная мощность требуется на короткий промежуток времени, а остальное время выходная мощность остается небольшой. Поэтому пока выходная мощность не превышает 18Вт, устройство функционирует как обычный УНЧ с питанием от источника 12В. При превышении выходной мощности 18Вт внутреннее напряжение питания кратковременно повышается при помощи преобразователя в состав которого входят конденсаторы вольтодобавки. Подобное решение позволяет получить на нагрузке большую пиковую мощность при стандартном питании бортовой сети авто - 12В. 

   Замыканием контактов осуществляется перевод микросхемы из дежурного режима в рабочий и наоборот. Усилитель не рекомендуется подключать к сабвуферам со встроенными фильтрами, содержащие значительные емкости. Микросхема TDA1562 довольно чувствительна к напряжению питания, поэтому не подавайте на неё больше 18В. Усилитель развивает выходную мощность 70Вт на нагрузке 4Ом при питании от однополярного источника напряжением 15В.

   Для монтажа микросхемы используйте толстые провода, так как имеет место потребление тока до 10 ампер. Это относится и к проводам идущим к динамику сабвуфера, ведь даже небольшое увеличение сопротивления линии приведёт к потерям мощности.

    Микросхему усилителя самодельного сабвуфера необходимо установить на теплоотвод площадью не менее 500 см2. В качестве радиатора можно использовать металлический корпус или шасси авто. Как вариант можно задействовать принудительный обдув микросхемы 12-ти вольтовым кулером от компьютерного БП.

   Корпус сабвуфера делаем из ДВП достаточной толщины - чтоб не было дребезга и призвуков. Снаружи обклеиваем его мягкой тканью для вибропоглощения. В качестве разъёмов используем стандартные тюльпаны и пружинящие педальки.

   Для индикации режимов сабвуфера служат два светодиода. Зелёный показывает подачу питающего напряжения 12В на схему, а красный сигнализирует о перегрузках и срабатывании защиты в TDA1562

   Питание 12В нужно прикрутить винтами - для улучшения контакта и уменьшения потерь. Испытания готового сабвуфера показали, что звук не хуже фирменных сабов среднего ценового диапазона, и вполне возможно собрать своими руками хорошую бас - систему в авто всего за 35уе и два вечера. Материал прислал - in_sane

   Форум по сабвуферам

   Обсудить статью САМОДЕЛЬНЫЙ САБВУФЕР


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf