logo1

logoT

 

Ваз 2109 инжектор температура включения вентилятора


При какой температуре срабатывает вентилятор ваз 2109. Индикация температуры двигателя: на заметку владельцам «Девяток

Неисправный вентилятор может стать причиной перегрева двигателя. Если вентилятор сломался во время поездки, то следует остановиться, дать двигателю остыть, а затем на средних оборотах доехать до ближайшего автосервиса. Во время такой поездки обязательно следите за температурой охлаждающей жидкости и контрольной лампой перегрева двигателя. Если будет необходимо, то остановитесь на некоторое время, чтобы дать двигателю остыть.

Если вентилятор не включается при нагреве двигателя в положенное время, проверьте термовыключатель, расположенный на боковой стороне радиатора:

Включите двигатель и дайте ему поработать до включения вентилятора;

Медленно снимите пробку расширительного бачка, постепенно выпуская пар;

Поместите термометр в расширительный бачок. Температура должна быть между 92-97° C. При такой температуре вентилятор работает на первой скорости. При температуре 99–105° C вентилятор работает на второй скорости. Если вентилятор не включится, то выдерните оба провода из термовыключателя и соедините их друг с другом. Включите зажигание. Вентилятор должен сразу включиться. Если это произошло, то замените термовыключатель, а затем проведите проверку снова.

Электродвигатель вентилятора защищен плавким предохранителем, который может перегореть. Если предохранитель в порядке, то проверьте электродвигатель вентилятора:

Разъедините штекеры провода и установите перемычку между клеммой красно-черного провода и положительным полюсом АБ;

Соедините перемычкой клемму коричневого провода с отрицательным полюсом АБ.

Если вентилятор не заработает, то замените его. Причиной неисправности могут быть поврежденные провода.

Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099

Для начала желательно знать, где находится . На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.

Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.

Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.

Итак, почему ДТОЖ не работает:

  1. Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
  2. Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
  3. Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?

Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:

  1. Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
  2. У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
  3. Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
  4. Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.

Проверка и замена ДТОЖ

Есть несколько вариантов диагностики устройства — первый:

  1. Минусовой щуп от вольтметра нужно подключить к мотору и включить зажигание.
  2. С помощью тестера необходимо определить, какой параметр напряжения образовывается при движении.
  3. Если ДТОЖ работает, то напряжение должно быть не менее 12 вольт при полном зарядке аккумулятора. Если полученные показатели ниже, необходимо осуществить замену или ремонт девайса.

Второй способ диагностики:

  1. Вам потребуется настроить мультиметр в режим вольтметра — замер осуществляется в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Также подготовьте термометр, который сможет измерить температуру больше ста градусов. Регулятор следует демонтировать и опустить в емкость с антифризом.
  2. Вам необходимо подогреть охлаждающую жидкость. В результате увеличения температурных показателей нужно следить за показаниями, которые выдает термометр.
  3. С помощью мультиметра следует произвести замер показателей сопротивления ДТОЖ при разных температурных режимах. Полученные параметры следует сопоставить с теми, которые указаны в таблице выше.

Как произвести замену своими силами:

  1. В первую очередь, из радиатора необходимо слить весь хладагент. Затем отключите минусовую клемму от АКБ, просто открутите гайку гаечный ключом и отсоедините ее.
  2. Далее, нужно отключить колодку с проводами, которая подключается к ДТОЖ.
  3. С помощью гаечного ключа следует полностью открутить устройство. Далее, регулятор демонтируется из посадочного места, как сказано выше, это выпускной шланг ГБЦ. На самом устройстве есть резиновый уплотнитель, при демонтаже ДТОЖ его нельзя потерять, особенно, если новый датчик у вас без уплотнителя.
  4. Затем произведите установку нового регулятора на посадочное место, в выпускной шланг. Используя гаечный ключ, закрутите регулятор до самого конца. После монтажа и закручивания к ДТОЖ следует подсоединить отключенный ранее жгут проводов. Завершающим этапом этого процесса будет залив антифриза обратно в радиатор и установка отключенной минусовой клеммы аккумулятора на место.

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ — контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Способы проверки ДТОЖ

Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.

Первый способ:

  1. Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
  2. Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
  3. В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике — канал Техник-механик).

Еще один вариант проверки:

  1. Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
  2. Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
  3. Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.

Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»

Возможные неисправности и способы их устранения

По каким причинам устройство может перестать функционировать:

  1. Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера — датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
  2. Еще одна причина — повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
  3. Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.

По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:

  1. Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
  2. Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
  3. Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).

Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками

Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:

  1. Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
  2. Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
  3. Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
  4. После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.

Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»

Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить — узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.

Выбор датчика включения вентилятора охлаждения. — Лада 2108, 1.3 л., 1991 года на DRIVE2

Всем большой привет. Сегодня будет достаточно много букв потому, что запись больше носит рассказ, о выборе датчика включения вентилятора. Обо всем по порядку. Еще летом, когда снял радиатор охлаждения, задумался о новом датчике включения вентилятора. Стандартный датчик ТМ-108-10 (индекс 10 означает применение для ваз 2108) срабатывает в заданном интервале температур 99º-94ºС. Списком аналогичных датчиков подходящих по резьбе и подключению поделился finn2108. В список обширный, производителей много интервал температур включения различный в смысле можно подобрать как в большую стороны так и в меньшую для срабатывания вентилятора (писать не буду обращайтесь в личку). В наших магазинах очень распостраннены две фирмы это Luzar 99º-94ºС и Vernet B6996 97º-92ºС, есть и другие, Цитрон, Kraft, Fenox, Bautler, Pekar и последним обычный Калужский ТМ108-10. Опыт использования отечественных машин показал, что доверять любому из этих датчиков не стоит. Особенно выделю Vernet B6996 97º-92ºС в 2009г этот датчик отказался работать новым купленный за пол часа до ремонта. Многие поступают просто дополнительно выводят кнопку для включения электровентилятора, но это заставляет постоянно контролировать температуру включения, в какой то момент можно и пропустить. Из выше представленного списка выделил две штуки это оригинальный Калужский ТМ108-10 с довольно приличной ценой и по дешевле Pekar новая типа разработка. Остальные не рассматривал вообще тем более всем разрекламированный и давольно полюбившийся Luzar – не нравится мне фирма, сразу скажу любые изделия не будут стоят на данном авто. Разбирая два радиатора с вентиляторами с донора и свой снятый с Разведчицы 086, скрутил датчики включения вентиляторов и сложил в коробку. Какой снят с какого радиатора даже не запоминал. Но задавшийся целью приобрести новый датчик достал их и увидел разницу. Давайте рассмотрим их по ближе. 1. Оказался Калужский ТМ108-10 99º-94ºС.

Датчик ТМ108

99-94ºС

2. Тоже Калужский но с другим обозначением 66 3710 и такой же температурой 99º-94ºС.

Датчик 66 3710

99º-94ºС

Датчики имеют клеймо КЗА (Калужский) но немного различаются в корпусе. Тот, что 66 3710 имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив.

Оба датчика

3. Не работающий новый датчик Vernet B6996 97º-92ºС

Vernet B6996

97º-92ºС

Не сколько дней не мог решить какой же все таки купить датчик ТМ108-10 или Pekar. Читая разнообразные статьи увидел интересную из журнала За рулем за 2000год 8 месяц. В которой рассказали о двух типов датчиков Калуга ТМ108-10 и 66 3710. Оказывается когда на «Самаре» в новом блоке предохранителей исчезло реле включения вентилятора, ток на контакты увеличился, соответственно и датчик изменился. Если на контактах обычного ТМ108-10 ток 1А, то на 66 3710 сделали 16А.

Журнал За рулем

8/2000г

До меня владелец Разведчицы 086 поставил новый блок предохранителей 2114-3722010-18 переходная модель от карбюратора к инжектору, в котором уже отсутствовало реле включения вентилятора. Не знаю с чем это связано в продаже имеются как старые блоки с пальчиковыми предохранителями так и с ножевыми как раз для наших авто, а тот, что поставлен был редкий на прилавках. Поэтому реле было вынесено и установлено рядом с вентилятором. Об подключении поговорим в отдельной статьи, так как еще предстоит разобраться, а правильно ли подключено было. Естественно начал искать в продаже именно 66 3710. Все продавцы как один предлагали Luzar, нашел оригинальный Калужский в Планета Авто, но по обозначение на нем было ТМ108, начал уже думать, что прошло более 15 лет и возможно производитель просто перестал выпускать именно 66 3710, а стал использовать первые корпуса и обозначение ТМ108. Тем более на стикере Планета Авто в скобках обозначения значился (3710). В итоге был приобретен – Датчик включение вентилятора ТМ108-10 КЗА в блистере – 175р.

Датчиик

Вентилятора

Охлаждения

ТМ108-10

Вроде и все, можно ставить. Но однажды зайдя в один приличный магазин, увидел на стеллаже именно Калужский датчик включения вентилятора 66 3710. Продавцом был сам хозяин магазина, который давно занимается продажей запасных частей. Он можно сказать дословно подтвердил все мои материалы по датчику. Что выпускается 2 вида ТМ108 и 66 3710. У него в продаже всегда есть и то и другой. Приходят они так же в блистере но как сказал, много места занимают в лоточке, поэтому вытаскивают из него. Датчик имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив и еще одна из клемм красноватая. Цена честно большая порядка – 210р. Не раздумывая взял этот датчик.

Датчик охлаждения 66 3710

99º-94ºС

Два новых датчика Калуга.

66 3710 и ТМ108

66 3710 и ТМ108

В наличии у меня оказалось теперь аж 5 датчиков, давайте на них посмотрим.

5 датчиков

Для установки датчика потребуется кольцо медное, оно продается отдельно поэтому покупаем новое – 14р.

Кольцо

В итоге в нашу новую собранную систему поставлен купленный Калужский датчик вентилятора охлаждения 66 3710, но так же будет установлено реле включения, об этом позже.

Установка датчика в радиатор охлаждения

P.S. После покупке данного датчика 66 3710, в прайсе Планеты авто он был найден записан как 2110 (3710).

Page 2

Всем большой привет. Сегодня будет достаточно много букв потому, что запись больше носит рассказ, о выборе датчика включения вентилятора. Обо всем по порядку. Еще летом, когда снял радиатор охлаждения, задумался о новом датчике включения вентилятора. Стандартный датчик ТМ-108-10 (индекс 10 означает применение для ваз 2108) срабатывает в заданном интервале температур 99º-94ºС. Списком аналогичных датчиков подходящих по резьбе и подключению поделился finn2108. В список обширный, производителей много интервал температур включения различный в смысле можно подобрать как в большую стороны так и в меньшую для срабатывания вентилятора (писать не буду обращайтесь в личку). В наших магазинах очень распостраннены две фирмы это Luzar 99º-94ºС и Vernet B6996 97º-92ºС, есть и другие, Цитрон, Kraft, Fenox, Bautler, Pekar и последним обычный Калужский ТМ108-10. Опыт использования отечественных машин показал, что доверять любому из этих датчиков не стоит. Особенно выделю Vernet B6996 97º-92ºС в 2009г этот датчик отказался работать новым купленный за пол часа до ремонта. Многие поступают просто дополнительно выводят кнопку для включения электровентилятора, но это заставляет постоянно контролировать температуру включения, в какой то момент можно и пропустить. Из выше представленного списка выделил две штуки это оригинальный Калужский ТМ108-10 с довольно приличной ценой и по дешевле Pekar новая типа разработка. Остальные не рассматривал вообще тем более всем разрекламированный и давольно полюбившийся Luzar – не нравится мне фирма, сразу скажу любые изделия не будут стоят на данном авто. Разбирая два радиатора с вентиляторами с донора и свой снятый с Разведчицы 086, скрутил датчики включения вентиляторов и сложил в коробку. Какой снят с какого радиатора даже не запоминал. Но задавшийся целью приобрести новый датчик достал их и увидел разницу. Давайте рассмотрим их по ближе. 1. Оказался Калужский ТМ108-10 99º-94ºС.

Датчик ТМ108

99-94ºС

2. Тоже Калужский но с другим обозначением 66 3710 и такой же температурой 99º-94ºС.

Датчик 66 3710

99º-94ºС

Датчики имеют клеймо КЗА (Калужский) но немного различаются в корпусе. Тот, что 66 3710 имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив.

Оба датчика

3. Не работающий новый датчик Vernet B6996 97º-92ºС

Vernet B6996

97º-92ºС

Не сколько дней не мог решить какой же все таки купить датчик ТМ108-10 или Pekar. Читая разнообразные статьи увидел интересную из журнала За рулем за 2000год 8 месяц. В которой рассказали о двух типов датчиков Калуга ТМ108-10 и 66 3710. Оказывается когда на «Самаре» в новом блоке предохранителей исчезло реле включения вентилятора, ток на контакты увеличился, соответственно и датчик изменился. Если на контактах обычного ТМ108-10 ток 1А, то на 66 3710 сделали 16А.

Журнал За рулем

8/2000г

До меня владелец Разведчицы 086 поставил новый блок предохранителей 2114-3722010-18 переходная модель от карбюратора к инжектору, в котором уже отсутствовало реле включения вентилятора. Не знаю с чем это связано в продаже имеются как старые блоки с пальчиковыми предохранителями так и с ножевыми как раз для наших авто, а тот, что поставлен был редкий на прилавках. Поэтому реле было вынесено и установлено рядом с вентилятором. Об подключении поговорим в отдельной статьи, так как еще предстоит разобраться, а правильно ли подключено было. Естественно начал искать в продаже именно 66 3710. Все продавцы как один предлагали Luzar, нашел оригинальный Калужский в Планета Авто, но по обозначение на нем было ТМ108, начал уже думать, что прошло более 15 лет и возможно производитель просто перестал выпускать именно 66 3710, а стал использовать первые корпуса и обозначение ТМ108. Тем более на стикере Планета Авто в скобках обозначения значился (3710). В итоге был приобретен – Датчик включение вентилятора ТМ108-10 КЗА в блистере – 175р.

Датчиик

Вентилятора

Охлаждения

ТМ108-10

Вроде и все, можно ставить. Но однажды зайдя в один приличный магазин, увидел на стеллаже именно Калужский датчик включения вентилятора 66 3710. Продавцом был сам хозяин магазина, который давно занимается продажей запасных частей. Он можно сказать дословно подтвердил все мои материалы по датчику. Что выпускается 2 вида ТМ108 и 66 3710. У него в продаже всегда есть и то и другой. Приходят они так же в блистере но как сказал, много места занимают в лоточке, поэтому вытаскивают из него. Датчик имеет внутри перегородку между клеммами и с наружи выступ, прилив и еще одна из клемм красноватая. Цена честно большая порядка – 210р. Не раздумывая взял этот датчик.

Датчик охлаждения 66 3710

99º-94ºС

Два новых датчика Калуга.

66 3710 и ТМ108

66 3710 и ТМ108

В наличии у меня оказалось теперь аж 5 датчиков, давайте на них посмотрим.

5 датчиков

Для установки датчика потребуется кольцо медное, оно продается отдельно поэтому покупаем новое – 14р.

Кольцо

В итоге в нашу новую собранную систему поставлен купленный Калужский датчик вентилятора охлаждения 66 3710, но так же будет установлено реле включения, об этом позже.

Установка датчика в радиатор охлаждения

P.S. После покупке данного датчика 66 3710, в прайсе Планеты авто он был найден записан как 2110 (3710).

Ремонт и эксплуатация автомобиля Ваз 2108 2109 21099

Если Ваш Ваз 2109 перегревается — стрелка указателя температуры двигателя находится выше 90 градусов, то возможной причиной этого помимо поломки водяного насоса может быть неработающий датчик включения  вентилятора на  радиаторе системы охлаждения.

Датчик включения вентилятора Ваз 2109

Когда температура двигателя Ваз 2109 достигает 88 градусов, то термостат приоткрывается и пускает охлаждающую жидкость по большому кругу охлаждения. Однако если и этого не достаточно,(температура двигателя Ваз 2109 продолжает подниматься более 90 градусов) то датчик для включения вентилятора в радиаторе должен включить вентилятор. То есть назначение датчика включения вентилятора в радиаторе — включать вентилятор при температуре охлаждающей жидкости более 90 градусов. Датчик установлен в радиаторе Ваз 2109 и  представляет собой обыкновенный переключатель, который разомкнут при температуре меньше 90 градусов и замкнут при температуре более 90 градусов. Поэтому проверка его чрезвычайно проста: на перегретом работающем двигателе открываем капот и отверткой замыкаем контакты датчика температуры в радиаторе.

Перемыкаем отверткой контакты датчика

Если вентилятор запустится, значит датчик неисправен и требует замены.Замена его классическая: сливаем тосол(смотри Замена радиатора отопителя(печки) Ваз 2109), выкручиваем датчик, закручиваем новый датчик, заливаем тосол).

Если вентилятор не запускается то необходимо проверять  реле включения вентилятора и сам вентилятор. Как это делается на Ваз 2109  будет рассмотрено в отдельной статье.

На Главную

Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Назначение датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.

Расположение на автомобиле

Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

Устройство датчика включения вентилятора

Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.

Принцип действия датчика включения вентилятора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).

Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.

Применяемость датчика включения вентилятора

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе автомомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106).  Он работает только на указатель температуры.

Еще статьи по электрике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Перегревается двигатель на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Схема системы охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Электрическая схема включения вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Удаление воздушной пробки в системе охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf