logo1

logoT

 

Восстановление геометрии кузова автомобиля


Восстановление геометрии кузова автомобиля

Восстановление геометрии кузова автомобиля – это одна из самых трудоемких и технологически сложных операций, связанных с кузовным ремонтом. Хотя многое зависит от того, какие повреждения наблюдаются на автомобиле.

Но нужно понимать, что может сложиться так, что геометрические параметры кузова могут измениться визуально незаметно. Т.е. имеются невидимые невооруженному глазу перекосы и прогибы. А это приводит к тому, что расположение узлов автомобиля становится несоосным. И тогда все эти перекосы начинают сказываться на быстром износе самых разных узлов и деталей.

Рассчитывать на то, что восстановление геометрии кузова автомобиля можно выполнить самостоятельно, без соответствующего опята и оборудования, совершенно безрассудно. Для того чтобы восстановить геометрию кузова нужен специальный стапель, нужны гидравлические устройства, инструмент для рихтовки кузова, сварочное оборудование.

Несколько проще восстановить вмятины на кузове. В этом случае набор инструмента для кузовного ремонта автомобиля не такой обширный. Хотя основным инструментом являются руки мастера. Но в случае серьезных повреждений, без услуг специалиста, не обойтись.

Какие работы выполняются при восстановлении геометрии кузова?
  • Измерение геометрических параметров кузова.
  • Корректировка геометрии кузова при помощи механического воздействия.
  • Рихтовочные работы.
  • Удаление тех частей кузова, которые не могут быть восстановлены, с их последующей заменой. Причем заменяемые сегменты могут быть изготовлены самостоятельно, или выпущенными заводом. Все зависит от того, какая часть кузова требует замены.
  • Сварочные работы.

У автомобилиста может возникнуть подозрение, что кузов утратил свою первоначальную геометрию. А это может быть следствием старого ДТП, после которого рихтовочные работы были выполнены, а измерить геометрию кузова никто не удосужился. В этом случае, перед тем как паниковать и сразу подвергать кузов тщательной проверке, можно провести процедуру проверки развала схождения.

По полученным результатам можно будет сделать вывод, о том, нужна ли проверка геометрических параметров кузова. Если удается отрегулировать положение колес так, что регулировка будет вписываться в штатные параметры, то паниковать особо не нужно. А если настройки не получаются, то нужно переходить к промерам геометрии кузова.

Как проверяется геометрия кузова?

Измерение геометрии кузова автомобиля

Для того чтобы определить геометрию кузова автомобиля, его устанавливают на специальный стапель, где автомобиль закрепляется. Далее выполняется сама процедура замеров. На любом автомобиле есть контрольные точки, расстояние между которыми зафиксировано в технической документации. Именно расстояние между этими точками и измеряют, для того, чтобы определить участок, на котором возник перекос. Точность замеров зависит от того, какими мерительными инструментами при этом пользуются.

На современных стапелях есть компьютерные сканирующие  системы, которые на мониторе сразу показывают отклонение между контрольными точками. На контрольные точки навешивают специальные электронные маячки, которые и передают сигналы в систему измерений. Система сравнивает трехмерную картинку того, что должно быть, с тем, что есть. Оператор на мониторе сразу видит, где есть изменения в геометрии, определяет в каком месте нужно прикладывать усилие, чтобы вытянуть металл в нужном направлении.

Несколько сложнее понять изменения в геометрии кузова, если используются традиционные мерительные инструменты, например, телескопические линейки.

Специалисту нужно сделать несколько замеров между контрольными точками, чтобы определить, куда и в каком направлении произошло искривление или сжимание металлических деталей. Только потом будет выноситься вердикт: в какую сторону тянуть.

Специалист высокого уровня должен иметь хорошее пространственное воображение. Дело в том, что кузов – система жесткая, и в случае прикладывания усилия в одном месте, начинают смещаться и другие узлы кузова. И если перетянуть, то можно получить совершенно противоположный результат.

Нельзя добиться исправления геометрии кузова, если тянуть кузов только в одном месте. Хотя возможно и такое. Все зависит от степени деформации. Обычно исправление геометрии проходит в несколько этапов. И после каждого этапа выполняются контрольные замеры.

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео-урок восстановления геометрии кузова автомобиля:

Что происходит на стапеле для изменения геометрии кузова?

Автомобиль устанавливается на стапеле и закрепляется за пороги кузова (это один из вариантов крепления). Далее идут замеры положения контрольных точек автомобиля. После этого к тем точкам,  которые находятся не на месте,  прикладываются определенные усилия при помощи специальной системы растяжек. Усилие создается при помощи гидравлического или механического привода.

Металл, по сути, вытягивается в нужном направлении. После того как произведено вытягивание металла, опять идет замер контрольных точек. Такое восстановление геометрии кузова автомобиля не дает полного (заводского) состояния геометрии. Хотя многое зависит от того, насколько профессиональные специалисты этим занимаются.

Второй вариант крепления – шаблонный. Автомобиль крепится к стапелю за технологические отверстия в авто. Выполняется закрепление тех точек, которые совпадают. Если точки крепления не совпадают, к ним прикладывают усилие. Для того чтобы проще было крепить, используются различные переходники и адаптеры, при помощи которых можно подстроится под разный тип автомобилей. Схема технологических отверстий есть в технической документации автомобиля.

Меняется ли прочность и жесткость кузова после восстановления геометрии?

После попадания в аварию металл кузова сминается. Восстановление геометрии кузова автомобиля несколько вытягивает металл. Поэтому есть вероятность, что металл в месте восстановления может потерять свои свойства. Специалисты говорят, что при использовании правильной технологии, свойства металла не меняются. Т.е. не остается никаких внутренних напряжений, которые бы затем сдвигали металл в неправильное положение.

Но как происходит в реальности – зависит от каждого конкретного случая.  В случае, если вытянуть металл не получается, поврежденный участок вырезается и на его место ставится (приваривается) новый сегмент кузова. Только таким способом можно избавиться от участка, не подлежащего ремонту.

Восстановление геометрии кузова: оборудование и этапы работы

Правильная геометрия кузова автомобиля – это не только его красивый внешний вид, но и безопасность езды. Причины кузовной деформации могут быть самыми разными, например, удар при ДТП, наезд на препятствие, попадание колес в яму на дороге и т. д. Но даже если транспортное средство остается на ходу, управлять им становится довольно проблематично, да и эксплуатационные расходы существенно увеличиваются. Чтобы вернуть былую функциональность авто, необходимо провести восстановление геометрии кузова.

Признаки нарушения заводской геометрии

  • Появляются вибрации, сопровождающиеся нетипичными посторонними шумами.
  • Снижается общая управляемость авто: при движении его «тянет» в сторону, выполнение маневров затруднено.
  • Автомобиль теряет устойчивость при движении, особенно на больших скоростях.
  • Подвеска, а также вся ходовая часть машины начинают часто выходить из строя.
  • Шины изнашиваются быстро и неравномерно.
  • Увеличивается расход топлива.
  • Невозможно правильно отрегулировать развал-схождение.

Наличие таких симптомов свидетельствует о том, что необходимо срочное восстановление геометрии кузова автомобиля.

Диагностические мероприятия

Диагностика кузова является обязательным этапом. Без исчерпывающей информации об имеющихся дефектах невозможно провести качественный ремонт кузова автомобиля. Восстановление геометрии выполняется в определенной последовательности с использованием специального оборудования.

Визуальный осмотр

Эта процедура начинается с оценки состояния наружных поверхностей: лицевых панелей, фланцевых соединений, сварных швов, стыков и т. д. Затем уделяется внимание пространству салона, моторного и багажного отделений. При наличии деформаций ветрового и/или заднего стекла, а также дверных проемов, диагностируется нарушение кузовной геометрии.

Далее автомобиль устанавливается на подъемник для осмотра днища, лонжеронов и прочих элементов. На лонжеронах зачастую наблюдаются деформационные складки.

Контрольный замер симметричности колес

На этом этапе оценивается взаимное расположение колес, и замеряются расстояния между передним и задним колесами на обеих сторонах автомобиля. Наличие асимметрии является явным признаком дефекта несущих кузовных элементов.

Проверка контрольных точек

Этот вид диагностики выполняется на стапеле или подъемнике с помощью компьютера и соответствующего ПО, а также с использованием специальных линеек-калибров. Замер контрольных точек кузова выполняется в соответствии со стандартами, установленными производителем конкретной марки автомобиля. Полученные данные сравниваются с заводскими показателями. Эта диагностическая операция выполняется в определенном порядке, и начинается она от центра днища. По расположению контрольных точек относительно центральной точки днища определяется правильность общей геометрии кузова.

Для контроля соответствия некоторых точек требуется частичный демонтаж определенных узлов подвески.

При выявлении расхождений контрольных точек со стандартными показателями проводится восстановление геометрии кузова авто. Если эту процедуру не провести вовремя, то деформационные процессы будут прогрессировать, негативно сказываясь на всех системах транспортного средства.

Оборудование для восстановительных работ

Выполняется контроль и восстановление геометрии кузова на стапеле. Это оборудование обладает необходимыми прочностными характеристиками, позволяющими проводить самые жесткие кузовные работы, в том числе полностью восстанавливать геометрию кузовов внедорожников, имеющих раму.

«Перетяжка» кузова выполняется посредством сложной системы креплений, позволяющих воздействовать на определенные его точки. Восстановление геометрии кузова осуществляется под контролем высокоточных измерительных систем, которыми оснащена стапельная установка.

Технология восстановления кузовной геометрии

Автомобиль прочно фиксируется на платформе стапеля. К определенным точкам, на которые должно быть произведено воздействие, необходимое для восстановления геометрических параметров, присоединяются специальные тянущие приспособления (оснастка). После этого задействуется силовая установка стапеля, которая вытягивает элементы кузова в заданном направлении.

Величину усилий и время воздействия на кузов рассчитывает специальная компьютерная программа. На компьютере также отслеживается процесс изменения положения контрольных точек в ходе восстановительных работ.

Восстановление геометрии кузова считается завершенным, когда контрольные точки достигают запланированных программой координат. На последнем этапе мастер делает контрольные замеры и формирует отчет по всем точкам кузова.

Это важно

Восстановление геометрии кузова на стапеле обладает двумя важными преимуществами. Во-первых, кузову возвращается правильная геометрия. Во-вторых, в процессе восстановительных работ оригинальные свойства металла не изменяются. При условии грамотного техобслуживания, «реанимированный» кузов будет обладать высокими показателями сопротивляемости коррозийным процессам.

Еще одним важным условием правильного восстановления кузовной геометрии являются профессионализм мастеров и наличие специального оборудования. Грамотно провести все диагностические и ремонтные операции самостоятельно либо в гаражных мастерских практически нереально. Правильный выбор автосервиса – залог полного восстановления функционала автомобиля.

Геометрия кузова: как проверить и восстановить

«Кривой» кузов… Звучит как приговор! Неважно, как так получилось, «повезло» ли вам купить автомобиль со скрытым аварийным прошлым или вы сами «сломали» его о столб, факт остается фактом: у вас серьезные подозрения по поводу того, что геометрия кузова нарушена. Как это проверить и как решать проблему? Попробуем разобраться.

Поможет ли развал-схождение?

Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение. Почему? Хотя бы потому, что эта операция обходится дешевле, нежели промер геометрии кузова. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема и если да, то насколько она критична. Ведь в ряде случаев эта самая критичность определяется тем, можно ли выставить углы колес (развал, схождение, кастер) в заводские допуски. Если это удается (а на некоторых моделях можно регулировать все эти параметры), считайте, что вам повезло.

Если по поводу геометрии кузова появились сомнения, в первую очередь нужно проверить развал-схождение.

Но если нарушена соосность, то это уже плохая новость для владельца автомобиля: когда одно колесо «обгоняет» второе, регулировки не помогут. При этом показания стенда лишь укажут на проблему, но с его помощью нельзя определить, возникла она по причине повреждения элементов подвески (рычагов, поворотных кулаков, амортизационных стоек) или собственно кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется промерять.

Линейки и маячки

Для проверки и восстановления геометрии кузова используется стенд, или стапель, на котором автомобиль жестко закрепляется с помощью специальных приспособлений. Сам промер осуществляется по контрольным точкам с помощью мерительной системы. Контрольные точки есть у любого автомобиля, расположены они по всему кузову, информация о них и расстояниях между ними имеется в базе данных мерительной системы (как и в случае с другими лицензионными продуктами, данные базы постоянно обновляются).

Промер может осуществляться как с помощью специальных линеек, сертифицированных и поверенных (ими промеряются диагонали моторного отсека, лобового стекла, багажника, проемы дверей, расстояния между стойками крыши и т.д.), так и посредством электронных маячков, или меток, которые навешиваются на контрольные точки преимущественно в нижней части кузова (днище, лонжероны, рама, если она есть).

— Современные мерительные системы показывают положение точек в режиме реального времени. Не надо после устранения перекоса еще раз проверять, насколько сдвинулись точки. Вы потянули кузов, маячки сдвинулись — система это сразу показывает. Благодаря этому вы можете на удалении управлять гидравлическими вытяжками. Вот вы потянули деталь с таким усилием и под таким углом — и сразу видите, насколько сместился элемент, — рассказывает первый заместитель директора ОАО «СТО КУЗОВОВ» Денис ВИСКУШЕНКО.

— А сколько стоит проверка геометрии?

— У каждой ремонтной организации в зависимости от того, каким оборудованием и приспособлениями она пользуется, стоимость будет разной, даже если нормо-час стоит одинаково, — объясняет эксперт. — На одной мерительной системе требуется чуть больше времени, на другой, более совершенной, чуть меньше. Сюда входит установка автомобиля на стапель, навешивание датчиков (в идеале оборудование должно вешаться по всему днищу), а ведь многие точки скрытые: они спрятаны под обшивку, бамперы, защиту порогов. Чтобы до них добраться, нужно демонтировать мешающие панели и элементы. На это тоже требуется время. Если брать нашу мерительную систему, то установка на стапель для проверки геометрии кузова и последующий промер кузова занимают порядка четырех нормо-часов. На нашей станции нормо-час стоит 198.000 рублей, поэтому общая сумма составит порядка 800.000.

Тянем-потянем…

Впрочем, стоимость промера ничто по сравнению с тем, во сколько может обойтись восстановление геометрии кузова. Стоимость вытяжки будет зависеть от повреждений, выявленных при осмотре и промере геометрии, а здесь каждый конкретный случай уникальный, как и обстоятельства, при которых был поврежден кузов.

— Вы не просто тянете какой-то кусок металла — это конструкция с ребрами жесткости, усилителями, все они связаны между собой. Естественно, если вы тянете какую-то деталь, тянется все остальное. Поэтому восстановление геометрии — процесс сложный и многоэтапный, а у того, кто этим занимается, должно быть соответствующее образование, отличное знание конструкции автомобиля, свойств металла, опыт, — рассказывает второй собеседник, заместитель директора по производству ОАО «СТО КУЗОВОВ» Валерий КРУПОДЕРОВ.

Сделать можно все, вопрос в том, сколько это будет стоить…

— А все ли можно вытянуть?

В.К.: Сделать можно все, вопрос в том, сколько это будет стоить. Если стоимость ремонта приближается к цене автомобиля, его восстановление нецелесообразно.

— Я имел в виду техническую сторону вопроса…

В.К.: Тут два критерия. Во-первых, все та же экономическая целесообразность: например, отремонтировать элемент может оказаться дороже, чем его поменять. Во-вторых, это вопрос безопасности. Сможет ли восстановленный элемент выполнить свою функцию? Возьмем тот же лонжерон. Одна из его функций — несущая: на нем закреплены элементы автомобиля, а в момент ДТП лонжерон должен погасить энергию удара в определенной плоскости и с определенной жесткостью. Восстановленный лонжерон уже вряд ли сможет обеспечить пассивную безопасность так, как это было рассчитано производителем. Ведь не просто так производители автомобилей проводят краш-тесты, цена вопроса — здоровье и жизнь человека. Поэтому и предлагаются к продаже ремонтные детали.

Гаражные умельцы

Проверить геометрию кузова можно и в гараже при помощи все той же линейки. Просто данная операция займет больше времени. И вытянуть кузов без фирменного стапеля, с применением других средств, тоже возможно. Ведь результат в первую очередь, зависит от знаний, опыта и точности исполнителей.

С этой точкой зрения согласен и Валерий Круподеров:

— Можно хорошо сделать работу и в гараже при должном подходе. Как правило, это люди, которые много лет проработали на станции и обучались, просто в какой-то момент решили работать на себя. У них серьезный подход, хороший инструментарий. И у них, кстати, дороже. Немало примеров, когда уровень работ и их стоимость мало отличаются от того, что предлагает СТО…

Д.В.: Есть элементы, которые даже при незначительной деформации подлежат замене, например, передний или задний усилитель. Он служит для того, чтобы погасить энергию удара. Производить его ремонт после значительной деформации нет никакого смысла. Вообще, сейчас немало таких «одноразовых» деталей: несущие элементы порогов, днища выпускаются из высокопрочных сталей и, как правило, являются неремонтопригодными. Даже при холодной правке, не говоря уже о работах на «горячую». Рекомендации завода — эти вещи просто менять. О ремонте даже речи не идет.

— Сначала кузов сминается, затем вытягивается — его последующая прочность от этого страдает?

Д.В.: Если произведена замена деталей согласно технологии, то теоретически жесткость кузова не должна нарушаться. И при дальнейшей эксплуатации, и в случае ДТП он будет себя вести так же, как новый. При вытягивании кузова мы смотрим, какова степень деформации. Если она не влияет на дальнейшую эксплуатацию автомобиля, то имеет смысл делать ремонт. Если элемент имеет сильную деформацию и ремонт не может обеспечить дальнейшую безопасность автомобиля, то производится замена детали. Если соблюдать технологии ремонта, то после восстановления автомобиль будет соответствовать требованиям безопасности. Но для владельца это выходит недешево.

— К слову, как рассчитывается стоимость такого ремонта?

Д.В.: Ремонтные работы тоже нормируются. Каждая деформация кузова относится к определенной категории. Соответственно на каждый тип автомобиля по каждой категории выполняемых работ дается свой норматив, который считается по трудозатратам в нормо-часах.

В.К.: Если клиент звонит и спрашивает, сколько будет стоить ремонт его автомобиля (скажем, повреждена передняя часть), то мы ему советуем: если вы выбираете станцию, то лучше спрашивайте стоимость нормо-часа. Поскольку все работы нормированы, то расхождение в оценке стоимости ремонта в нормо-часах на квалифицированных СТО, придерживающихся данной методики, будет минимальным, в пределах 10-15 процентов. Соответственно стоимость ремонта будет зависеть от стоимости нормо-часа. Еще раз повторю: сделать можно все, но есть несколько но. Первое — это стоимость и целесообразность ремонта. Второе — насколько после этого будет безопасен автомобиль. С учетом этих условий и принимается решение, восстанавливать автомобиль или нет.

Иван КРИШКЕВИЧ, фото автора

Газета «АВТОБИЗНЕС

Проверка развала-схождения позволит определить, есть ли проблема с расположением колес и углами их установки и насколько она критична. Однако на точную причину проблемы укажет лишь промер кузоваВот так выглядят отчеты промера контрольных точек нижней части кузоваВот так выглядят отчеты промера контрольных точек нижней верхней части кузоваСуществуют различные виды стендов для восстановления геометрии. Например, на фото — рельсовая напольная система, предназначенная для мелкого и среднего кузовного ремонта

Восстановление геометрии кузова своими руками

Восстановление геометрии кузова»>Причины и последствия нарушения геометрии кузова

Геометрия кузова автомобиля может быть нарушена не только во время легкого столкновения или ДТП. Она нарушается даже при попадании одного из колес в яму. При наезде на любые неровности дороги изменяется угол установки колес. Нарушение геометрии кузова дает о себе знать:

  • Появлением вибраций при скорости от 80 км/ч;
  • Существенным повышением износа резины;
  • Потерей хорошей управляемости;
  • Увеличением расхода топлива;
  • Поломкой элементов подвески.

Плохая управляемость автомобиля может быть вызвана изменением углом установки колес. Оно же является и причиной повышенного износа резины. Расход топлива часто увеличивается в результате нарушения обтекаемой формы автомобиля, которое усиливает встречное сопротивление воздуха. Исправление геометрии кузова поможет решить возникшее проблемы. Вытянуть его можно двумя способами: путем обращения в автосервис или в гаражных условиях.

Технология восстановления геометрии кузова

Восстановление геометрии начинается с визуальной оценки состояния кузова автомобиля мастером. Он должен осмотреть стыки и швы, чтобы определить степень повреждений и примерную стоимость ремонтных услуг. Им же производится анализ положения колес путем сверки расстояний между их осями. Если они различные, то геометрия нарушена, и требуется ее восстановление. Но работа начинается только после исследования геометрии по базовым точкам.

Процесс восстановления геометрии автомобильного кузова основан на применении новых компьютерных технологий. Они позволяют свести погрешность измерений практически к нулевому значению. Ремонт включается в себя следующие этапы:

  • Установка автомобиля на специальный стенд;
  • Произведение компьютерного расчета нужной вытяжки металла;
  • Подсоединение тянущего оборудования;
  • Произведение вытяжки металла в местах, где была нарушена геометрия.

Работы, направленные на воссоздание геометрии, производятся под компьютерным контролем. Это позволяет постоянно корректировать действия на основе данных, выдаваемых компьютером. При этом сводится к минимуму риск допущения ошибок. При произведении восстановительных работ своими руками такой точности достичь нельзя.

Воссоздание геометрии автомобиля собственными силами

Вытянуть машину можно и своими руками. Однако самостоятельный ремонт в гаражных условиях осложняется необходимостью иметь специальное оборудование. Восстановить геометрию кузова нельзя без стапеля или специального стенда, с помощью которых легко устраняются последствия, вызванные в результате боковых ударов. Так как стоимость их очень высока, автомобилисты часто делают .

Очень хорошо, если в вашем гараже есть аппарат для проведения ультразвуковой дефектоскопии. Кузовной ремонт обещает быть качественным, если гараж оснащен оборудованием, предназначенным для лазерной проверки геометрии автомобильного кузова. Но вытянуть автомобиль своими руками можно и без них, если ремонт будет мелким или локальным. Часто покупка специального оборудования сопровождается высокими расходами, которые не смогут оправдаться.

У восстановления кузовной геометрии своими руками мало преимуществ. Можно дешево вытянуть автомобиль собственными силами, если у вас есть необходимый инструмент. Если его нет, то ремонт обойдется в круглую сумму. Даже если вы самостоятельно возведете стапель, уйдет немало полезного времени. Даже если вы сумели вытянуть машину самостоятельно, то вряд ли вас порадует качество работ: износ резины и расход топлива сократятся лишь незначительно.

Таким образом, восстановление кузовной геометрии – сложная процедура, требующая профессионального подхода и точного оборудования. Вытянуть металл собственными силами представляется возможным только при наличии специального оборудования. Но экономия средств на профессиональном ремонте часто остается неоправданной. Поэтому в данном вопросе следует довериться профессионалам.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf