logo1

logoT

 

Закон о грузоперевозках


Транспортное законодательство

Общий обзор законодательства в области транспорта

Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров и багажа изложены в трех документах:

Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок грузов изложены в двух документах:

Другие наиболее важные НПА представлены ниже, но перевозчики должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты, которые касаются безопасности дорожного движения, правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, его техобслуживания и ремонта.

Гражданский кодекс РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон, перевозчика (фрахтовщика) и пассажира (фрахтователя), возникающие в процессе перевозок. Правила перевозок регулируют порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Различные виды автомобильных пассажирских перевозок – это регулярные, заказные и таксомоторные перевозки. Для каждого из них существуют определенные законодательные акты, более детально регламентирующие деятельность перевозчиков на рынке.

Для такси самые важные документы – это: Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 23.04.2012 № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Они определяют, например, порядок получения официальных разрешений на оказание услуг таксомоторных перевозок (лицензирование таксомоторов было отменено еще в 2005 году).

Регулярные перевозки пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом (автобусом, трамваем и троллейбусом) регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они затрагивают множество аспектов организации регулярных перевозок: планирование маршрутов, перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок и др.

Кроме того, как и другим транспортникам, вышеперечисленным перевозчикам необходимо знать и учитывать еще и целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения и транспортную безопасность, работу транспортных предприятий и деятельность по осуществлению денежных расчетов за оказание услуг.

ГК РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон при перевозке грузов, определяет основные правила подачи транспортных средств, погрузки и выгрузки груза, а также ответственность перевозчика и отправителя за нарушение условий договора.

Уставом автотранспорта, в свою очередь, закрепляются основные положения о заключении договоров перевозки, права и обязанности перевозчиков, грузоотправителей, а также порядок их взаимодействия.

Самым важным специализированным нормативно-правовым актом для сферы автомобильных грузоперевозок является Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Документ содержит основные правила осуществления данного типа перевозок — начиная от порядка заключения договоров, определения массы груза и заканчивая правилами составления актов и претензий в случае нарушения условий договора.

Требования к обеспечению безопасности перевозок грузов изложены в Приказе Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» устанавливает принципы распределения времени работы и отдыха водителей.

Для перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов перевозчики должны получать специальное разрешение. Порядок получения этого документа регламентирует Приказ Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».

Международные перевозки в нашей стране регулируются тремя нормативно-правовыми актам: Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок», Федеральным Законом от 24.07.1998 №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Относительно международной перевозки опасных грузов действует «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR).

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на автомобильную перевозку грузов внутри страны не нужна, однако она необходима для международной перевозки.

Конечно, это не исчерпывающий список документов, которыми должны руководствоваться представители сферы автомобильных грузоперевозок. Перевозчики должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты, которые касаются безопасности дорожного движения, правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, его техобслуживания и ремонта.

Правила перевозки грузов автотранспортом

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются законодательством РФ. Правительство России приняло ряд постановлений и законов, которые помогают транспортным компаниям вести безопасную деятельность в этой сфере. Знание всех нормативов и регламента исключает риск возникновения избежать споров, конфликтных ситуаций и необоснованных претензионных заявлений со стороны органов надзора.

Автотранспортные перевозки регламентируются соответствующим законодательством

Постановление Правительства РФ № 272, вступившее в силу с 15 апреля 2011 года, предусматривает следующие правила и регламент перевозки товарно-материальных ценностей на территории России и за ее пределами:

Общие положения

В этом пункте Постановления Правительства прописаны все правила организации транспортировки грузов разных видов, а также условия сохранности товаров, материалов и транспортных средств вместе с контейнерами, используемыми для доставки товаров и материалов в места назначения.

Перевозка автомобильным средством в другие страны осуществляется по Правилам международных договоров РФ.

На транспортировку быстро портящихся товаров в пределах города, пригорода и за пределами страны распространяется закон от 01.09. 1970 г, подписанный в Женеве, а также действующее Постановление Правительства.

Транспортировка опасных ТМЦ производится по Правилам Европейского договора о международных дорожных перевозках от 30.09.1975 года, и действующими Правилами Постановления Правительства.

Перевозка опасных грузов регламентируется Европейскими договорами

Правила заключения двухсторонних соглашений на транспортировку ТМЦ автомобилем и договоров на их фрахт для перевозки товаров и материалов

Перевозка любого груза осуществляется после заключения договора и составления транспортной накладной отправителем заказа.

Данный документ передается перевозчику ТМЦ, который обязуется в течение сорока восьми часов ответить заказчику о своем решении – принять заказ или отказаться от его выполнения (в письменной форме).

В процессе рассмотрения заявки оговариваются все условия договора – место выезда и прибытия автомобиля, сроки и дата доставки продукции или товаров, а также их вид, габариты и стоимость всех услуг по транспортировке.

После согласования всех пунктов, отправитель заказа с перевозчиком подписывают транспортную накладную и заверяют ее печатью. На каждую отдельную единицу транспорта с контейнером составляется отдельный перевозочный документ.

Транспортная накладная заполняется на каждый автомобиль, перевозящий грузы

Регламент подачи ТС и контейнеров, приемка грузов и их погрузка в грузовые места

Данный Закон предусматривает ряд обязательств со стороны перевозчика:

  • Подача отправителю груза исправных машин для погрузки ТМЦ.
  • Их тоннаж, объёмность и габариты должны соответствовать параметрам транспортируемых товаров и материалов.
  • Неисправное транспортное средство, поданное для транспортировки, приравнивается к его неподаче.
  • Задержка предоставления автотранспорта для загрузки на два часа признается опозданием.

Загрузкой товаров и продукции занимается грузоотправитель, а его выгрузкой – получатель заказа.

Загрузка грузов осуществляется так, чтобы обеспечить максимальную сохранность перевозимых ТМЦ, безопасность их перевозки, а также целостность используемого автомобиля и контейнера.

Для погрузки ТМЦ с применением специальных механизмов, место размещения должно быть оснащено выступами, петлями, проушинами или другими специальными устройствами для сбора материалов и товаров грузоподъемниками.

Подборка средств фиксации перевозимых ТМЦ зависит от их типа и производится с целью обеспечения безопасного движения и сохранения перевозимых товаров и материалов и автомобильного средства в целостности.

Постановление Правительства предусматривает использование крепежных элементов, которые исключают риск повреждения контейнера и автомобиля в процессе транспортировки грузов. Не допускается применение гвоздей, скоб и других элементов, которые могут повредить авто.

После того как начался процесс погрузки, отправитель заказа в присутствии грузоперевозчика заполняет перевозочный документ. В данный документ вносят следующие данные: состояние товара, его общий вес, тип, факт проведения опломбировки, маркировки, количество используемых автомобилей под размещение ТМЦ, дату и точное время предоставления автотранспорта.

После доставки заказа в место назначения и его разгрузки, получатель обязан вернуть все приспособления и устройства, указанные отправителем в дорожном документе.

После разгрузки товара получатель должен вернуть отправителю всю технику, указанную в накладной

Отказ от услуг перевозчика

  • Предоставление неисправного транспорта и контейнера.
  • Предоставление автомобиля с опозданием.
  • Отсутствие необходимого по регламенту документа, удостоверяющего личность перевозчика и дорожного документа.

Расчет массы транспортируемых ТМЦ, опломбировка автомобилей и контейнеров

Постановление Правительства предусматривает внесение в транспортную накладную всех данных о состоянии перевозимого груза, его объеме, тоннажу, размерах и прочих данных

Общая масса ТМЦ, предназначенных для транспортировки, вычисляется путем взвешивания, и на основе расчетов данных замеров габаритов. Внесение этих показателей в дорожный документ проводится только в присутствии перевозчика.

После погрузки производится опломбировка транспортного средства отправителем. На оттиске пломбы указывается специальные контрольный номер или знак. Данные опломбировки вносятся в перевозочный документ.

Пломбировка, установленная на кузове автомобилей, цистернах, фургонах должны обеспечивать защиту от доступа к ТМЦ посторонним лицам. Ее крепят на специальную проволоку, и сжимают тисками с обеих сторон.

Действующее Постановление Правительства запрещает перевозку товаров и продукции с нечитаемыми оттисками кодировки. Закон запрещает перевозку ТМЦ автомобильным транспортом с неправильной опломбировкой.

Некоторые типы ТМЦ обандероливают, в соответствии с договором, заключенным между отправителем и получателем

Для установки бандеролей используют специальные ленты, которые не содержат узлов и наращиваний. Каждое место соединения при обандероливании штампуется или на нем проставляется печать отправителя заказа.

Печать — обязательный атрибут отправки товара

Сроки доставки, сдачи ТМЦ и чистка автотранспорта

Выдача груза перевозчиком осуществляется строго по указанному в дорожном документе адресу и в срок, указанный в договоре. В случае если дата поставки не оговорена в соглашении груз доставляется следующим образом:

  • В пределах города и пригорода – в течение двадцати четырех часов.
  • В межгороде и международном сообщении – на каждые триста километров даются сутки.

Действующий закон предусматривает возможность задержки заказа. Об этом поставщик должен проинформировать обе стороны – отправителя и получателя. Если данное условие не прописано в договоре отправитель и получатель заказа, имеют полное право считать его утерянным, если он не был доставлен по требованию получателю:

  • За десять дней в пределах города или пригорода.
  • За тридцать дней с момента его выдачи перевозчику в межгороде или международном сообщении.

Получатель имеет право отказаться от транспортируемого автомобильным средством груза в случае его повреждения по вине перевозчика. После таких событий получатель имеет право потребовать возмещение на сумму нанесенного ущерба. В случае возврата заказа или его переадресовки все расходы несет отправитель заказа.

В случае отказа от доставленного груза со стороны получателя, по причинам, не зависящим от грузоперевозчика, производится переадресовка транспортируемых материалов или продукции по новому адресу, указанному получателем либо возврат заказа отправителю.

В междугороднем сообщении на преодоление 300 км даются 1 сутки

Закон об особенностях транспортировки отдельных видов ТМЦ

Масса перевозимых автомобильным транспортом ТМЦ в соответствии согласно Постановлению Правительства определяется отправителем груза и указывается в перевозочном документе. Это относительно насыпных или наливных материалов, а также ТМЦ, перевозимых в контейнерах.

Однородный груз, перевозимый поштучно, не подлежит маркировке, за исключением материалов в небольшом количестве.

Общая масса автомобильного средства с поштучным грузом не должна превышать сорока тонн.

Насыпной, навальный и наливной груз после опломбировки, а также все виды быстро портящихся и опасных материалов не могут быть объявлены ценными.

При перевозке быстро портящейся продукции автомобильным средством необходимо соблюдение определенного температурного режима. Это обязательное условие, которое обеспечивает сохранность грузов с места их отправки и до места прибытия.

Составление претензионных документов

Акт составляется по нескольким причинам:

  • Утеря, частичное отсутствие или повреждение перевозимых автомобилем материалов и продукции.
  • Отсутствие всех необходимых документов на перевозку ТМЦ.
  • Неподача автомобиля и контейнера на погрузку.
  • Не произведение вывоза товаров или продукции по вине перевозчика.
  • Доставка перевозимых ТМЦ автомобильным транспортом позже указанного по договору срока.
  • Простой транспорта, предназначенного под погрузку и выгрузку.
  • Простой грузовых мест под размещение в них ТМЦ.

Акт составляется в день выявления нарушений заинтересованным лицом. В этом документе прописывается дата выявления обстоятельств, место составления документа, ФИО всех уполномоченных лиц, а также указание причин, по которым сложились такие обстоятельства. В акте указывается краткое описание испорченного или утраченного груза и сумма его возмещения. После его составления все участники ставят свои подписи.

Каждый участник получает по одному экземпляру акта. На основе этого документа составляется претензионное письмо, которое направляется грузоперевозчику по месту регистрации фирмы.

Претензионное письмо содержит следующие данные:

  • Место и дату составления документа.
  • ФИО, место проживания лица-предъявителя.
  • Описание причин, из-за которых была подана претензионная заявка.
  • Общая сумма нанесенного ущерба.
  • Документация, подтверждающая сложившуюся ситуацию.

Один экземпляр письма отправляется грузоперевозчику, а второй остается на руках у получателя.

Претензионное письмо изготавливается в двух экземалярах

Погрузочные работы

Постановление Правительства РФ предусматривает проведение погрузочных работ в следующей последовательности.

Сначала производится подготовка товаров или материалов, предназначенных для транспортировки и контейнеров для их погрузки.

Действующий Закон предусматривает обязательную маркировку и группировку всех мест по грузополучателям.

Затем производится размещение товаров, транспортных средств и контейнеров по указанным местам загрузки – снятие бортов, брезента, открытие дверей, приведение в работу всех необходимых механизмов для погрузки и т.д.

После подготовки производится непосредственно погрузка автомобиля, которая включает подачу товаров и материалов, контейнера на транспортное средство, размещение и укладка перевозимых товаров или материалов, и их крепление при помощи специальных крепежных устройств и механизмов.

Разгрузка ТМЦ

После прибытия на место назначения автомобиль размещают в отведенном для него месте разгрузки. Перед выгрузкой автомобиль проходит подготовку: открываются люки, двери, снимается тент, производится запуск работы систем и устройств по выгрузке доставленных товаров и материалов, все крепежа и стопоры приводятся в нерабочее состояние.

Выгрузка автомобилей предполагает: снятие контейнера, полученных материалов или продукции, демонтаж устройств и механизмов, фиксирующих груз.

После разгрузки транспортное средство очищают, промывают и дезинфицируют, закрывают все борта, двери, надевают тенты и подготавливают все стопорные и крепежные элементы к движению автомобиля.

Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов / КонсультантПлюс

1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Открыть полный текст документа

Закон ужесточающий контроль за частными перевозчиками принят

В Законе «О безопасности дорожного движения» закреплены очередные поправки, устанавливающие повышенные требования к перевозчикам пассажиров и грузов. Важно, что это коснулось не только крупных перевозчиков или индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц.

Смотрите также: Готовится законопроект, который серьезно ударит по частным владельцам коммерческого транспорта

Основные изменения вносятся в статью 20, которая в новой редакции по-иному начинает регулировать требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств, а именно содержит новый перечень требований, предъявляемых к юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам при эксплуатации ТС. Юрлица и ИП обязаны:

Организовывать безопасную работу водителей, соблюдать режим труда, отдыха и охрану здоровья, не допускать к работе лиц без соответствующих водительских прав. Не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей и обеспечивать их техническую исправность. Оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, тахографами.

Кроме того, если вышеназванные категории лиц осуществляют перевозку пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), они обязаны:

Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти. Организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

И, наконец, самое главное нововведение одобренных изменений касается физических лиц, управляющих транспортными средствами, максимальная масса которых превышает 3.5 тонны и количество сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь. Тахографы физическим лицам пока устанавливать не обязательно. Но следить за состоянием автомобилей более тщательно все же придется, это прописано в законе. В противном случае возросшие штрафы серьезно ударят по карману.

Физические лица, владеющие коммерческим транспортом, также обязаны проходить предрейсовый осмотр.

Закон вступает в силу через год.


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf