Кран печки на Ниве 21214 – функциональный элемент отопительной системы автомобиля, предназначенный для регулировки потока охлаждающей жидкости, проходящей через него. Данная деталь располагается на подающем патрубке с антифризом, ведущем ко входу в радиатор печки.
О том, что указанный элемент системы отопления внедорожника вышел из строя и требует замены, свидетельствуют следующие неполадки:
Замена крана печки на ниве 21214 может быть выполнена на любой станции технического обслуживания, однако при желании автолюбитель способен произвести эту процедуру самостоятельно. Даже у неопытного автовладельца замена вышедшего из строя элемента потребует не более двух часов.
Прежде чем приступать к разборке конструкции и установке нового крана, необходимо точно установить причину возникшей проблемы. Часто протечки антифриза в салон появляются вследствие износа резиновых прокладок, находящихся между краником печки и радиатором. Устранить неполадку в этом случае можно за счет смены изношенных изделий на новые.
Если причина кроется именно в поломке крана, то имеет смысл предварительно ознакомиться с моделями и вариантами конструкций, представленных в продаже. Современный ассортимент включает в себя как металлические, так и керамические краны, различающиеся между собой по цене и эксплуатационным характеристикам. По мнению, большинства автолюбителей керамические изделия обладают более высоким ресурсом прочности и продолжительным сроком службы.
В качестве альтернативного решения некоторые владельцы внедорожников Нива 21214 используют для замены изношенной детали не специальное изделие, а обычный водопроводный кран 1/2″ (диаметр 15 мм). Практика показывает, что такой нестандартный подход к устранению проблем с печкой вполне оправдывает себя (за исключением некоторых неудобств с дальнейшим управлением вентилем), поскольку сантехнические изделия оптимально подходят для смены непригодного заводского запорного элемента на печке автомобиля, обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью.
Приступая к такой процедуре, как замена крана отопителя нива 21214, на подготовительном этапе соблюдают следующие условия:
Слив антифриза осуществляют следующим образом:
Далее осуществляют подготовку необходимого для процедуры инвентаря. Здесь, помимо основного элемента, предназначенного на замену, потребуются такие вспомогательные инструменты и материалы как:
Подготовив комплект инструментов, переходят непосредственно к процессу разборки узла и замены крана отопителя на Ниве 21214. Для этого:
На новый элемент устанавливают крепление тяги и металлический патрубок, используя новые прокладки. Монтаж новой детали к отопителю выполняют, производя все перечисленные действия в обратной последовательности.
При разборке узла важно следить гайкой крепления крана с нижней стороны радиатора. Часто при демонтаже и разборке конструкции эта деталь выпадает из гнезда, поэтому во избежание потери гайку рекомендуется закрепить в пазу пластилином или другим сцепляющим материалом.
При необходимости замена крана отопителя 21213 Нива проводится довольно быстро на ближайшей станции технического обслуживания. Естественно, за процедуру придется уплатить согласно тарифу автосервиса. Между тем операция не настолько сложная и трудоемкая, чтобы нельзя было обойтись без мастеров-автомехаников. Эта нехитрая деталь спокойно меняется самостоятельно, даже несведущему автолюбителю на это понадобится не более 2 часов.
В автомобилях Нива, как и в классических моделях Жигулей, управление интенсивностью нагрева салона осуществляется с помощью специального крана. Он установлен на подающем патрубке с охлаждающей жидкостью, идущем к радиатору отопителя. Кран печки сделан таким образом, чтобы открывать и перекрывать поток всего за пол-оборота штока. Благодаря этому краником можно управлять с помощью тяги, присоединенной к рычажку на центральной консоли.
В действительности кран отопителя никто не использует в качестве регулятора, чаще его применяют для отсечения печки от двигателя Нивы на летний период. Тут и возникают следующие проблемы:
Если на лето не перекрыть поток жидкости, то в салоне ВАЗ-21213 станет очень жарко. Это в Шевроле Ниве кран отсутствует как слабое звено, а печка греется постоянно. Конструкция обычной Нивы на это не рассчитана и проблему нужно как-то решать.
Та же ситуация и в остальных двух случаях, причем из-за протечки внутри машины будут скапливаться вредные пары антифриза. Поскольку конструкция крана отопителя не предусматривает его ремонта, то деталь нужно только менять.
Прежде чем торопиться в магазин за новой деталью, стоит сначала разобрать узел и убедиться, что во всех бедах виноват именно краник. Нередко бывает, что протекает место уплотнения между ним и радиатором отопителя, где стоят резиновые прокладки. Они раскисают и начинают пропускать охлаждающую жидкость. Причиной заклинивания может стать тяга, присоединенная к элементу.
В продаже имеются краны, изготовленные из металла или керамики. По цене они приблизительно одинаковы, по надежности автомобилисты больше хвалят керамические. В дополнение необходимо приобрести 2 новых прокладки и высокотемпературный герметик (обычно красного цвета).
Некоторые владельцы ВАЗ-21213 предпочитают для надежности ставить обычный сантехнический кран диаметром 15 мм (DN 15), соединив его с печкой гибкими патрубками. Вариант надежный, поскольку водопроводная арматура долговечнее автомобильной детали. Но тогда лучше забыть об удобном управлении, потому что придется каждый раз нырять под вещевой ящик со стороны переднего пассажира, чтобы открыть или закрыть вентиль. Еще его ставят со стороны двигателя, под капотом, в результате — те же «удобства».
Чтобы поменять краник отопителя, необходимо выполнить 2 предварительных операции: частично слить охлаждающую жидкость и демонтировать вещевой ящик.
Для проведения всех работ никакого особенного инструмента иметь не нужно, достаточно обычного набора ключей, отверток и пассатижей.
Антифриз сливают в такой последовательности:
Вещевой ящик снимается путем откручивания нескольких удерживающих его саморезов. Часть из них находится сразу под крышкой бардачка, другая часть — в глубине ящика.
https://www.youtube.com/watch?v=Uc03QgJpjnw
Из-за того, что радиатор печки находится выше двигателя, часть охлаждающей жидкости при опорожнении из него не вытекает. И уж тем более он полон, когда старый кран заклинил в закрытом состоянии. Так что перед разборкой узла надо запастись полиэтиленовым пакетом без отверстий: его удобно подставлять в места с ограниченным доступом.
Разборка и снятие крана ведутся в таком порядке:
На новый элемент необходимо установить крепление тяги и патрубок, используя свежие прокладки, покрытые герметиком. Затем кран монтируется на место и производится обратная сборка узла.
Пользуясь моментом, не помешает проверить герметичность присоединения второго патрубка к радиатору и при необходимости поменять там прокладки. Также рекомендуется поставить на шланги новые хомуты.
Чтобы избежать воздушных пробок при заполнении системы жидкостью, нужно ее заливать медленно, пока антифриз не потечет из патрубка подогрева карбюратора. При этом кран отопителя должен быть открыт.
Головкой «на 7» отворачиваем два самореза крепления уплотнителя к щитку передка...
Ключом «на 7» ослабляем болт крепления прижимной скобы тяги привода крана…
(под квадрат 1/4 дюйма) головкой «на 10» с карданным шарниром отворачиваем два болта крепления крана к радиатору.
Снимаем кран нива 2121 с патрубком.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления.
Демонтируем патрубок...
Сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя (см. Замена охлаждающей жидкости). Для наглядности операции, проводимые в моторном отсеке, показаны при демонтированном двигателе.
В моторном отсеке на щитке передка пассатижами ослабляем хомут крепления шланга к нижнему патрубку радиатора… |
…и снимаем шланг с патрубка (шланг с верхнего патрубка радиатора отопителя снят при демонтаже двигателя).
Головкой «на 7» отворачиваем два самореза крепления уплотнителя к щитку передка... |
...и снимаем уплотнитель. |
В салоне снимаем вещевую полку (см. Снятие вещевой полки).
Ключом «на 7» ослабляем болт крепления прижимной скобы тяги привода крана… |
…и снимаем тягу с рычага крана. |
Кран отопителя крепится к радиатору мод. 2105 (алюминиевому) двумя болтами, к радиатору мод. 2101 (латунному) – двумя гайками.
Головкой (под квадрат 1/4 дюйма) «на 10» с карданным шарниром отворачиваем два болта крепления крана к радиатору. |
Снимаем кран с патрубком. |
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления патрубка к крану. |
Снимаем патрубок... |
…и прокладки. |
Устанавливаем кран в обратной последовательности.
Нижняя гайка крепления крана к алюминиевому радиатору… |
…при разборке может выпасть из гнезда бачка радиатора. |
При установке гайки на место закрепляем ее в гнезде пластилином.