logo1

logoT

 

Зимняя резина как работает


Как работает “липучка” (фрикционные зимние шины)?

Честно говоря, ответ на этот вопрос будоражил и мое сознание некоторое время назад. Ну хорошо, есть на зимней шине ламели, и что? Резина по льду так же хорошо скользит, как и мокрое мыло по умывальнику, физику, как говорится, не обманешь. С другой стороны, здравый смысл подсказывал, что не могут топовые производители шин выпускать откровенную пустышку, а значит есть решение, о котором я просто не догадываюсь. Именно эти мысли и “заставили” меня более подробно разобраться в вопросе.

Все вы прекрасно знаете, что зимние шины делятся на две основные группы – шипованные и нешипованные шины. С шипами все понятно: по снегу гребет протектор, по льду – шипы, обеспечивая стабильное и прогнозируемое сцепление колес с дорогой.

С нешипованными шинами, в народе их еще называют “липучками”, дело обстоит несколько сложнее. Забегая вперед, отмечу, что слабое место липучки – лед, но давайте все по порядку.

Рыхлый снег

Когда авто едет по снежной целине, основное тяговое усилие обеспечивается за счет агрессивности протектора и его глубины. В месте контакта образуется спрессованный слой, часть которого находится в межблоковом пространстве протектора, с помощью него и происходит зацеп. Важно, чтобы шины хорошо самоочищалась и протектор мог “переварить” раз за разом большие порции снега, не закапываясь. В данном случае ламели играют второстепенную роль, хотя их вклад тоже важен.

Ламели – это мелкие прорези на блоках профиля шины. Основная их задача – раскрываться в пятне контакта в определенном направлении, повышая мягкость и податливость протектора “обхватывать” дорожное полотно. Таким образом обеспечивая лучшее тяговое усилие шины.

Снежная каша

Бывает разной в зависимости от условий: от очень водянистой до весьма плотной. Основная задача шины эффективно ее отводить, чтобы авто резко не теряло управляемость. За это в зимней шине (липучке) отвечает протектор, а именно продольные и V-образные канавки, через которые естественным путем вытесняется и “выплевывается” снежный кисель.

Укатанный снег

Данный вид покрытия весьма коварен, ведь бывает разной толщины и часто скрывает под собой лед. При преодолении шиной укатанного снежного покрова, на первый план выходят ламели, протектор и мягкость шины.

Ламели позволяют лучше обхватывать поверхность, в то время как протектор позволяет оптимально углубляться до “нужной” плотности снега. В совокупности это позволяет топовым “липучкам” показывать отличный результат.

Лед

Для фрикционной резины это самое большое испытание, ведь простая резина отлично скользит по поверхности льда.

Почему так происходит? Все просто. Гладкая и плотная по своей структуре резина соприкасается с гладким льдом. В процессе взаимодействия сверхтонкий верхний слой льда мгновенно тает, образовывая тончайшую водяную пленку. В результате условия для скольжения становятся просто идеальны.

Какие фишку придумали производители шин, чтобы фрикционные шины имели право на жизнь?

Суть данной технологии заключается в том, что в специальную эластичную смесь резины добавлено несметное количество микроскопических частиц. Они впиваются в пятне контакта в обледенелое покрытие, словно миллионы маленьких шипов. Такая технология, кстати, используется в шинах Nokian Hakkapeliitta R2. Подробней на фото (не реклама).

2. Микропоры

Идея данной технологии заключается в том, чтобы максимально избавиться от водяной микропленки (той самой, что улучшает скольжение на любой поверхности, особенно на льду) и буквально присосаться к поверхности. Кстати, отсюда и пошло название “липучка”.

Как это возможно? Представьте, создается мягкий пористый состав резины, на поверхности которого в большом количестве хаотично “разбросаны” микропоры. В момент наезда протектора на дорожное полотно, водяная микропленка тут же вытесняется в имеющиеся в резине микропоры, причем закупорившись, создается эффект присоски. Таким образом резина максимально взаимодействует с поверхностью, значительно повышая фрикционные свойства.

Такая технология используется, к примеру, в шинах Bridgestone.

Как видите, прогресс не стоит на месте и “липучка” медленно, но уверенно становится все лучше и лучше. Но если быть максимально объективным, на чистом льду, при определенных условиях, “липучка”, увы, не сможет соревноваться с шипами. Брутальное железо (шипы) решает.

Итоги

Уверен, вы поняли как в принципе работает “липучка”. Хочу обратить ваше внимание на то, что отличные зимние шины – это шины, имеющие как минимум хорошие сцепные свойства на всех возможных вариантах зимней дороги. Такая сбалансированность – это симбиоз правильно подобранной резиновой смеси, протекторов, множества разновидностей ламелей, технологий и конструкции шины. Как правило, такой правильный “букет” наблюдается у топовых шинных производителей, а значит хорошие зимние шины априори не могут быть дешевыми. Так что при выборе зимних шин не ведитесь на красивые истории продажников, мол, есть вот такая бюджетная шина, о которой никто, кроме них, не знает, она за мизерные деньги аналогична топовым моделям ведущих шинных производителей. Не давайте себя “лопшать” и помните, что хорошие шины – это в первую очередь ваша безопасность.

veddro.com

Как работает липучка (фрикционные шины). Подробно + видео

После моей статьи — шипы или липучка, пришло несколько вопросов о принципе работы этих зимних шин. Если с шипами все более или менее понятно, то вот с фрикционной покрышкой (или липучкой), есть непонимание – как она работает вообще и за счет чего она цепляется за ледяное и снежное покрытие. Сегодня подробно о принципе работы, будет и полезное видео …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Скажу так, изначально зимняя покрышка в России ассоциировалась именно с шипами, ведь для нашего климата это то «что доктор прописал». Шипованная резина отлично вгрызается в лед, буквально прокалывая его, эффективно преодолевает снежное покрытие в основном за счет протектора, но вот при оттепелях на «снежной каше» (снег с водой) шипы себя не очень то хорошо ведут, не хватает сцепления с дорогой, также они очень шумны по асфальту. НО признаться что в большом количестве регионов России оттепели зимой реально редкость, если это не юг! Поэтому задача одна – БАНАЛЬНО ВЫЖИТЬ!

Однако сейчас в больших городах – миллионниках, да и зачастую в малых, на дороги стали разливать реагенты (соляно – песчаная смесь плюс всяческие химикаты), даже при минусовой температуре они не замерзают, эффективно разъедая снег и лед на дорогах. НО при таких условиях шипованная резина стала не такой актуальной! Если вы житель мегаполиса, то вам зачастую приходится передвигаться именно по такой незамерзшей «жиже».

Где применять липучку?

И вот мы подошли к самому главному, сейчас в мегаполисах при снежной каше лучше применять липучку. Все дело в том, что она намного эффективнее отводит влагу, а также не шумит по асфальту, ей просто нечем (металлических элементов же в ней нет).

ДА и справляется со льдом и снегом она также может, но у нее есть и минусы.

Снежное покрытие – на снежном покрытии она практически ничем не уступает шипованному собрату, у нее также высокий профиль который вгрызается в сугробы и преодолевает их. ЗАПОМНИТЕ на снегу шипы не совсем нужны (здесь главное профиль), если конечно вы не отшлифовали колесами до нижнего покрытия — льда.

Ледяное покрытие – вот здесь липучка немного проигрывает, все же шипы прокалывают лед и цепляются как когтями за него. У липучки такого нет, у нее есть специальное покрытие – фрикционное, которое не скользит по поверхности, а старается за него зацепиться. Скажем так не всегда это эффективно! До – 18, — 20 градусов Цельсия липучка немного проигрывает, если перевести на проценты то ее способность к зацеплению на льду на 15, 20% хуже чем, у шипов.

Однако после – 20 градусов, характеристики зимних резин практически сравниваются, все дело в том, что при таких температурах лед становится очень прочным, шипы не в состоянии его «проколоть», они его царапают, пытаясь за него зацепиться, да и резина на шипованной резине грубее. Но вот липучка, остается такой же эластичной, цепляясь за поверхность.

Так как же она это делает, как она работает на льду и снегу?

Принцип работы «липучки»

Стоит отметить, что зачастую ее называют фрикционной – если расшифровать дословно – «создающей повышенное трение».

Многие не доверяют этой резине и собственно не беспочвенно – просто в голове не укладывается, а как она будет цепляться за лед, ведь здесь нет металлических вставок!

Оказывается все просто, здесь зацепление происходит немного по-другому нежели в шиповке. Какие задачи стоят перед такой шиной

  • Отвод влаги. Ведь покрышка разогревается от работы и после того как она попадает на лед образуется мелкая водная пленка, которую нужно эффективно отвести.
  • Зацепление за поверхность. Будь то лед, снег или асфальт, покрышка одинакова должна цепляться
  • Теплая погода. В теплую погоду, когда на улицах лужи, покрышка должна сохранить свои свойства.

Если вспомнить шиповку, то она великолепно справляется с двумя первыми задачами, но вот с водой на дорогах в теплую погоду здесь не все так просто.

А что же фрикционная шина? Собственно также все хорошо.

Поверхность такой резины, сделана из специального состава, она имеет очень много «микропор», которые как раз и отводят пленку. Верхний слой шероховатый, он не скользит по льду, а «трется» об него – если сравнить грубо, это как наждачная бумага об ледяное покрытие, примерно также, понятно что проскальзывания почти не будет.

Хочется отметить, что здесь протектор направленный, он имеет очень много ламелей (специальных прорезей), которые как бы направляют части протектора в нужную сторону, то есть как бы «присасываясь» к нему.

Если говорить про снежное покрытие, то есть глубокий снег, то здесь покрышки мало чем отличаются с «шиповкой», как я уже говорил, на снегу важен протектор (его высота), а не шипы или фрикционный слой.

Зато в теплую погоду, когда много луж и снежной каши, «липучая» шина чувствует себя намного лучше, чем шипованная.

Во-первых, нет металлических вставок, то есть работает вся поверхность.

Во-вторых, улучшен отвод влаги из колеса.

В-третьих, это акустический комфорт, опять же шуметь просто нечему.

Вот почему в теплых странах Европы шипы запрещены на законодательном уровне, нет суровых зим, а поэтому можно кататься и на «фрикционке», да и дорожное покрытие целее будет.

Правильно покупай, не перепутай

В заключении хочется отметить что многие из нас с вами путают фрикционную шину с так называемой ЕВРОЗИМОЙ, а потом рассказывают всем что эта «липучка – ни фига не работает», но это не совсем так. ЕВРОЗИМА рассчитана на очень мягкий климат, буквально на несколько дней или недель не таких низких минусовых температур, также ее эксплуатация рекомендуется на расчищенных и ухоженных дорогах – ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ РЕЗИНА. Не путайте ее с настоящей зимней!

Сейчас небольшое видео работы, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю статья и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

avto-blogger.ru

Как работает липучка, она же зимняя фрикционная шина

Липучкой в простонародье называют такой класс зимних шин, которые способны без различных ухищрений, в виде шипов например, цепляться за поверхность льда. Может показаться, что липучка на самом деле присасывается к ледяной поверхности, но это вовсе не так.

Настоящее название липучек «зимняя фрикционная шина», а слово фрикционный обозначает нечто трущееся. Различные производители добиваются повышенной цепкости разными способами.

Как же работает липучка

Все фрикционные шины объединяет наличие большого количества ламелей. Ламель, это небольшая полоска резины, или часть «шашечки» протектора, который разделен на секции. Разделение протектора на ламели увеличивает давление на дорожное покрытие. Это первое свойство, но далеко не единственное.

Лед будет скользким до тех пор, пока на его поверхности имеется вода. Задачей фрикционных шин является эффективно удалять водяную пленку с поверхности льда. Именно поэтому каждая ламель имеет такую замысловатую форму, а не является насечкой от ножа.

Увеличивает водоотведение изготовление шины из пористой резины, в итоге та влага, которая не была отведена давлением, попросту попадает в поры и не мешает резине высушивать асфальт.

После того, как влага была удалена, в силу вступают задумки инженеров, которые нацелены на то, чтобы зацепиться как можно лучше за сухой лед. Для этого протектор изготавливается с добавлением шершавой примеси, а резина при этом работает как наждачка.

Так же очень важно, чтобы резина протектора была мягкой, так как при этом протектор будет в точности повторять рельеф неидеального льда, и при этом лучше цепляться за мелкие бугорки, и тонуть в мелких впадинках.

Так же стоит отметить, что прогретая зимняя шина хорошо набирает температуру и способна расплавить структуру льда. Попробуйте медленно проехать по идеальному льду на липучке, и вы заметите, что протектор оставляет следы на поверхности льда.

Именно так и работает зимняя фрикционная шина, или в простонародье «липучка».

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Запись опубликована в рубрике Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

myautoexp.ru

Зимние шины: какие они бывают, в чем отличия, как выбирать и использовать

С приходом холодов, все автомобилисты начинают, активно готовится к зимнему сезону. Основным пунктом подготовки авто является замена резины. Давайте рассмотрим, чем стоит руководствоваться при «переобувке», какими свойствами должна обладать зимняя резина и как выбрать правильный вариант, в соответствии с предполагаемыми условиями эксплуатации.

Оглавление:

Полностью универсальные покрышки это миф. Не бывает резины, одинаково ведущей себя при любых условиях.

Какие они бывают и чем отличаются: краткий обзор

Разновидности зимних покрышек

Основными свойствами, отличающими зимние покрышки от летних, является не наличие шипов или рисунок протектора, а химический состав резины. Летняя резина, при низких температурах твердеет, что ведет к уменьшению сцепления с поверхностью и, как следствие, повышенной опасности при использовании.

Материалы, используемые при производстве шин для низких температур, решают эту проблему. Однако, использование зимних покрышек в теплое время года, также ведёт к уменьшению управляемости вашего авто, так как такие колеса становятся слишком мягкими.

Существуют ещё, так называемые, всесезонные шины. Но, по факту, это покрышки, которые безопасно использовать только при совсем небольшом температурном промежутке. Приблизительная температура для таких колес: от -7 до +10 градусов.

Шины, используемые при низких температурах, делятся на два типа:

  • Шипованные
  • Фрикционные (липучка)

Давайте подробно разберем все плюсы и минусы каждого типа покрышек, и возможно, развеем, для некоторых, миф о безоговорочном преимуществе шипованных шин.

Зимние покрышки с шипами

Шипы это палка о двух концах. С одной стороны, на льду и плотном снежном покрытии, шипованные колеса могут существенно сократить как тормозной путь вашего автомобиля, так и уменьшить время разгона. Но, с другой стороны, на чистом асфальте, шипы значительно уменьшают сцепление, что легко может привести к неуправляемому заносу, а также значительному увеличению тормозного пути.

Фрикционные шины – липучки

Современные технологии, используемые при создании шин для низких температур, сделали большой шаг вперёд. На сегодняшний день, не шипованные зимние колеса, по своим показателям, во многом сопоставимы с шипованными – на скользкой дороге, а на сухом асфальте – во многом их превосходят.

Благодаря особой структуре протектора, такие покрышки, как бы прилипают к поверхности, за это они и получили своё название.

Финский производитель покрышек — Nokian, недавно представил новое поколение своей продукции. Шины с выдвижными шипами. Это пока только концепт, но возможно, уже в скором времени, такая технологичная продукция пойдёт в массовое производство.

Новое поколение зимних покрышек, видео

Как понять когда настал час «Ч»

Когда менять покрышки на зимние

Ставить зимнюю резину нужно с таким расчётом, чтобы при появлении первых признаков гололёда вам не пришлось в срочном порядке бежать в шиномонтаж. Когда средняя температура воздуха опускается до +5 градусов, уже можно переобуваться.

В это время очереди в шиномонтаж ещё не очень большие, а погодные условия вполне соответствуют показателям, при которых рекомендуется ездить на зимних покрышках.

Чем более универсальной является покрышка, тем она менее стабильна для каждых конкретных условий эксплуатации.

Несколько оснований для выбора

Как выбрать резину для зимы

Для того чтобы правильно сделать выбор между шипованными и фрикционными шинами, нужно подумать о том покрытии по которому вам придется передвигаться большую часть времени. Если вы городской житель и не собираетесь часто выезжать за пределы каменных джунглей, то вашим выбором, определённо могут стать покрышки липучки.

Но в случае частых путешествий по заснеженным не городским дорогам, шипованные колеса вашего автомобиля, будут более уместны.

Важным и даже критически важным моментом, является правило о том, что использование шипованных покрышек, предполагает их замену для всех колес машины. Ни в коем случае нельзя ставить такие колеса только на одну ось. Это почти уверенно приведёт к потере управляемости и созданию критических ситуаций на дороге.

Как правильно выбрать зимние шины, видео

Крайне непредусмотрительно и небезопасно сохранять летние привычки вождения при использовании зимних шин.

Сохраняем шины для следующего сезона

Хранение зимних покрышек

Важным фактором для сохранения, дожидающихся своего сезона, покрышек, является температура и влажность того помещения в котором они хранятся. Для поддержания рабочего состояния колес, помещение должно быть сухим и с температурой не выше +20 — +22 градусов.

Также важно уберечь колёса от прямых лучей солнца, так как это крайне негативно сказывается на состоянии резины.

И ещё несколько советов помогающих сохранить шины:

  • Хорошо помойте и высушите шины сразу после снятия
  • Обозначьте, на какой оси и, с какой стороны, стояла конкретная покрышка
  • Покройте покрышку консервантом
  • Можно использовать полиэтилен, однако не стоит запаковывать колеса герметично, для того что бы не скапливался конденсат
  • Лучше всего хранить покрышки на дисках

Опубликовано: Ноябрь 24, 2014

Была ли эта статья для вас полезной? (3 голосов(а), среднее: 5,00 из 5)

Поделись статьей с друзьями!

avtocore.com


Смотрите также

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf