logo1

logoT

 

Автобусная полоса правила


Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?

Пункт 9.4 Правил дорожного движения вызывает ряд вопросов как у пользователей дороги, так и правоприменителей. Одним из таковых является вопрос об относимости полосы для МТС (не отделённой разделительной полосой, естественно) к требованиям указанной нормы.

Приведу содержание абз. 3 п. 9.4 Правил дорожного движения: 

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота.

Из буквального, текстуального выражения указанного пункта следует, что полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) этой нормой учитывается. В таком случае, например, на представленном ниже рисунке легковые автомобили в крайней левой полосе (попутное направление) – нарушают абз. 3 п. 9.4 Правил. Будем считать, целей поворота налево или разворота у данных участников нет.

 Исследуем «матчасть».

В СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» выделенная полоса движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования определена как полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования (п. 3.1.2 СП).

При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов (п. 6.8 СП).

Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств (п. 6.8а СП).

Отдельно остановлюсь на Постановлении Правительства г. Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».

Согласно п. 1.2 Приложения 2 указанного Постановления:

«Выделенная полоса для движения маршрутных транспортных средств» (далее - выделенная полоса) – участок дороги, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, обозначенный соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка) в соответствии с ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения».

Таким образом, полоса для МТС есть отдельный участок дороги с особым правовым режимом (п. 18.2 ПДД), собственной инфраструктурой (и весьма разветвлённой).

«Участок дороги» неоднократно упоминается в ГОСТ относительно реверсивных полос, дорог с односторонним движением, УДС и др., но отождествлять природу данных участков дороги с участком, отведённым под полосу для МТС – методологически неверно и в контексте рассматриваемого вопроса иррелевантно.    

Согласно п. 1.3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП инфраструктура выделенной полосы может включать в себя:

1) дорожную разметку;

2) дорожные знаки и информационные щиты;

3) заездные карманы на остановочных пунктах с удлинением посадочных площадок;

4) специальные технические средства фото- и видеофиксации административных правонарушений, интегрируемые в интеллектуальную транспортную систему;

5) отстойно-разворотные площадки (ОРП), предназначенные для скоростных автобусных систем (САС) и находящиеся в непосредственной близости от выделенной полосы в местах окончания трассы маршрута САС.

6) конечные станции;

7) перехватывающие парковки.

Как видим, полосу для МТС отличает от иных участков дороги суверенный правовой режим, технологическое обустройство и разветвлённая инфраструктура, несвойственные для иных, ординарных полос движения.

СП 396.1325800.2018 и Регламент создания и эксплуатации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств логически «выводят» полосу для МТС в отдельный участок дороги и, соответственно, данная полоса для целей п. 9.4 ПДД объективно не учитывается.

Да, постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП есть НПА отдельного субъекта РФ, но данное постановление, в том числе, взял бы за основу при разработке нормативной базы о проектировании полос для МТС иными субъектами РФ.

Формализм и буквализм в толковании исследуемого пункта ведут в тупик, порождают очевидную бессмыслицу и правовую неопределённость.

Содержание нормы п. 9.4 ПДД ýже её текстуального выражения.

Пункт 9.4 Правил следует истолковывать ограничительно, в том числе с учётом п. «f» ст. 1 Конвенции о дорожном движении.  

На проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин «край проезжей части» означает для других пользователей дороги край остальной части дороги (п. «f» ст. 1 КоДД).

То есть - необходима телеологическая редукция гипотезы нормы.

Исходя из доктрины приоритета содержания над формой, полоса для МТС, являющаяся полосой движения со специальным (особым) правовым режимом, не подпадает под юрисдикцию п. 9.4 ПДД.

Объективно выведены из-под требований указанного пункта Правил движущиеся по полосе для МТС привилегированные участники дорожного движения, которым разрешено занимать выделенную полосу (п. 18.2 ПДД).

Да и иначе обессмысливается практически любая организация движения с полосами для маршрутных транспортных средств.

Иными словами, применение этой нормы требует системного ограничительного толкования.

Например, водитель легкового такси (или школьного автобуса) на четырехполосной дороге (в данном направлении) при наличии крайней левой полосы для МТС имеет право осуществлять движение по выделенной полосе и при условии свободных правых, ординарных полос движения.

И трёхполосная версия.

Приведённые доводы соответствуют принципу lex specialis derogat generali, т.е. в условиях коллизии п.п. 9.4 и 18.2 ПДД – «перевес» в пользу п. 18.2 Правил. 

При проектировании выделенных полос целесообразно отделять полосу для маршрутных транспортных средств от попутного потока разделительной полосой (разметкой 1. 16.2).

Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения разделительной полосы, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока встречных транспортных средств, 1.16.2 - попутных транспортных средств или парковки (п. 6.2.19 ГОСТ Р 52289-2019). 

Фото: https://gre4ark.livejournal.com

Таким образом, полоса для МТС, являющаяся полосой движения с суверенным и относительно автономным правовым режимом, объективно выведена из-под юрисдикции п. 9.4 ПДД.

В арсенале же действующих ГОСТов содержатся все необходимые технические средства организации движения, применение которых исключает подобные коллизии.

Мототуристы попросились на выделенные полосы

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

ПДДГосдума

12.05.2022 19:04

Владимир Баршев,Евгений Гайва

Поток автомототуристов в этом году вырастет на 30%. Чтобы не выросло число ДТП, нужно разрешить мотоциклистам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, считают представители автосообщества. Свои предложения они направили в Госдуму. Подобные предложения были и раньше, но не прошли, говорят эксперты.

По выделенной полосе мотоциклистам ехать быстрее и безопаснее, но водители автобусов против такого соседства. Фото: РИА Новости

"Предлагается предоставить возможность водителям двухколесных мотоциклов наряду с велосипедами, в случае если такая полоса располагается справа, передвигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств", - говорится в письме, с копией которого ознакомилась "РГ". Письмо направили представители автомотосообщества в адрес председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославу Нилову.

Есть положительная зарубежная практика использования данной полосы для мотоциклистов, пояснил "РГ" президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. Это дает основания для обращения к законодателям. Пора использовать мировую практику в этом направлении и сделать вождение мотоциклов более комфортным и безопасным на территории России", - говорит он.

Поток автомототуристов в этом году вырастет на 30-35%, говорит Лобарев. Поспособствуют этому пока действующие ограничения на полеты в 11 регионов страны и сузившиеся возможности для зарубежных путешествий. Изменение правил позволит разгрузить транспортный поток в городах и снизить число ДТП с участием мотоциклистов.

Как пояснил "РГ" Ярослав Нилов, инициативу он поддерживает, более того, считает, что проезд по выделенным полосам можно также разрешить свадебным кортежам, социальному такси, инвалидам. Если предложение о внесении изменений в Правила дорожного движения не будет принято, можно исключить из КоАП наказание за выезд на выделенные полосы для отдельных категорий участников движения, отметил он.

Попытки разрешить мотоциклистам выезжать на выделенные полосы действительно были и раньше. Еще в 2014 году в Москве провели эксперимент, в рамках которого мотоциклистам разрешили двигаться по полосе, предоставленной для общественного транспорта. Увы, но эксперимент провалился. По мнению водителей общественного транспорта, мотоциклисты создавали помехи для их движения.

К тому же мотоциклисты регулярно нарушали правила, которые запрещают пересекать сплошную полосу разметки. Аварий не было. Но в результате, эксперимент был признан неудачным. А все разговоры о предоставлении выделенной полосы для двух колесного транспорта сошли на нет.

Мотоциклисты ранее также настаивали на отмене в их отношении фиксации движения с нарушением бокового интервала. Идея не была поддержана. При таких условиях и предложение инициативной группы может не пройти.

Помимо мотоциклистов проезд по выделенным полосам можно было бы также разрешить свадебным кортежам, социальному такси, инвалидам

Но количество мотоциклистов в стране растет. Они должны передвигаться по дорогам в соответствии с установленными Правилами дорожного движения. Исключений из этих правил не предусмотрено ни для кого, считают в Госавтоинспекции.

Кроме того, напомним, вносить изменения в Правила сейчас попросту невозможно. В соответствии с административной реформой этот документ можно только принять заново. Без редактуры. Нужны правки - переиздавайте постановление правительства. Однако на этот шаг пока никто не решается.

Тем временем

Росавиация продлила режим ограничения полетов в 11 российских аэропортов до 19 мая 2022 года 03.45 по московскому времени.

Временно ограничены полеты в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Российским авиакомпаниям рекомендовали организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.

Режим ограничения полетов в несколько регионов действует с конца февраля.

Подготовил Евгений Гайва

Российская газета - Федеральный выпуск: №102(8750)

Главное сегодня

Скоростной автобусный транспорт — Правила проезда по полосе для автобусов

Автобусные полосы — это полосы движения, по которым движение автобусов ограничено в определенные часы дня. На всех автобусных полосах вдоль маршрута размещены знаки с особыми правилами; полосы отмечены «Только для автобусов» и / или окрашены в красный цвет. Автобусные полосы предотвращают застревание автобусов в пробках, делая поездки для водителей автобусов быстрыми и надежными и улучшая общий транспортный поток в коридоре.
Щелкните здесь, чтобы загрузить брошюру «Автобусные полосы в Нью-Йорке» (pdf)

Автобусные полосы бывают двух типов.

  • Автобусная полоса у обочины — это полоса движения автобусов у обочины. Запрещается парковаться и стоять у бордюра в часы работы автобусной полосы.
  • Смещенная полоса для автобусов — это полоса движения для автобусов, расположенная на расстоянии одной полосы от бордюра. Это делает возможным парковку или стояние у бордюра. Двойная парковка или остановка любого рода запрещены на смещенной автобусной полосе.

Несанкционированные транспортные средства могут выезжать на автобусную полосу только для того, чтобы повернуть направо на соседней городской улице, выехать на бордюр или подъездную дорожку в пределах 200 футов или быстро высадить или подобрать пассажиров.

Поворот направо

Если нет иных ограничений, транспортным средствам разрешается выезжать на автобусную полосу для поворота направо на следующую улицу города или на любой бордюр в пределах 200 футов от точки въезда. Чтобы повернуть направо с автобусной полосы, безопасно выезжайте на автобусную полосу ближе к концу квартала, из которого вы поворачиваете.

При смещенной полосе для автобусов в некоторых местах перед перекрестком есть полоса для правого поворота со стороны обочины. Водители должны выезжать на автобусную полосу и использовать полосу обочины для поворота, чтобы они не блокировали автобус.

Парковка, стоянка и коммерческая загрузка

Если вы активно занимаетесь парковкой, вы можете пересечь полосу для автобусов, чтобы попасть на парковочное место. Пожалуйста, не блокируйте автобусы, ожидая на полосе, пока кто-то покинет парковочное место — вы можете получить штраф!

Если возможно, организуйте посадку или высадку там, где нет автобусной полосы, например, через дорогу или на перекрестке. Тем не менее, вы можете остановиться на обочине автобусной полосы на время, необходимое пассажиру, стоящему у обочины, чтобы войти, или пассажиру, чтобы выйти из транспортного средства и выйти на тротуар.

Вы не можете забирать или доставлять товары на автобусной полосе в часы ее действия. На многих автобусных полосах у обочины есть дневные часы, когда разрешены парковка и доставка, а на многих улицах с автобусными полосами есть место для доставки на противоположном обочине или на перекрестке. Вы можете использовать эти часы и места для доставки или запланировать доставку до или после того, как автобусные полосы будут действовать.

Если вы садитесь за руль, паркуетесь или стоите на полосе для автобусов в рабочее время, вам грозит штраф в размере от 50 до 250 долларов.

Камеры на автобусных полосах

Штат Нью-Йорк уполномочил городские власти штата Нью-Йорк установить камеры вдоль автобусных полос для обнаружения нарушителей в определенных коридорах. Вдоль коридоров, где используются камеры на автобусных полосах, вывешены знаки, предупреждающие водителей о том, что следует держаться подальше от автобусных полос, за исключением разрешенных поворотов направо и посадки или высадки пассажиров. Если вы получили сообщение о нарушении камеры на автобусной полосе, вы можете просмотреть видеозапись, использованную для регистрации нарушения.

Police Enforcement

Полицейское управление Нью-Йорка регулярно патрулирует автобусные полосы и выдает нарушителям как правила движения, так и парковки. Работники общественного транспорта Нью-Йорка также могут следить за соблюдением правил движения автобусов.

Правила проезда по полосам для автобусов: что вам нужно знать

Полосы для автобусов являются неотъемлемой частью городов и поселков по всей стране. Для автомобилистов это означает больше возможностей для путаницы, потому что не все автобусные полосы имеют одинаковые правила.

И эта путаница может привести к штрафу. Итак, чтобы помочь вам избежать наказания, вот посмотрите, когда вы можете и не можете ехать по полосе для автобусов.

 

Что говорит закон о полосах для автобусов

Правило 141 Правил дорожного движения гласит: 

Полосы для автобусов обозначены дорожной разметкой и знаками, указывающими, каким другим транспортным средствам (если таковые имеются) разрешено использовать полосу для автобусов.

Если не указано иное, вы не должны ездить по автобусной полосе во время ее работы. Вы можете выехать на автобусную полосу, чтобы остановиться для погрузки или разгрузки, если это не запрещено.

 

Какие транспортные средства могут использовать автобусные полосы?

Это может варьироваться и часто зависит от района, в котором вы находитесь, поэтому убедитесь, что вы проверили, прежде чем использовать автобусную полосу. Обычно к их использованию допускаются следующие транспортные средства:

  • Автобусы минимум на 10 мест
  • Лицензированные такси
  • Лицензированные автомобили для частного проката
  • Мотоциклы (без коляски)
  • Мопеды
  • Скутеры
  • Трехколесные велосипеды (безмоторные, моторизованные до 450 кг, без коляски)
  • Велосипеды

 

Как узнать, что это полоса для автобусов?

Автобусные полосы обозначены сплошной или пунктирной белой линией со знаком, указывающим на определенный тип автобусной полосы.

Белые пунктирные линии показывают начало и конец дорожек, а между ними проходит сплошная белая линия. Эти знаки нельзя пересекать, когда работает автобусная полоса.

Время работы некоторых автобусных полос указано на указателях рядом с полосой.

Многие автобусные полосы работают 24 часа в сутки, а это значит, что по ним вообще не может проехать посторонний транспорт.

Если вы заметили табличку о том, что в определенное время ограничения не действуют, и вам понятны правила, то вы можете использовать полосу для автобусов. Если вы пропустили знак или не уверены, запомните следующие ключевые моменты:

  • Автобусные полосы обозначены сплошной белой линией. Вы не должны пересекать это, если вам не разрешено это делать.
  • Если движение на обычной полосе загружено, это не означает, что вам разрешено использовать автобусную полосу.
  • Некоторые водители считают, что существует 20-метровая льготная дистанция для проезда неуполномоченного транспортного средства. Это неправда.

 

Можно ли ехать по полосе для автобусов?

Да, если на автобусной полосе указано время, когда другие транспортные средства могут использовать ее.

Если знак автобусной полосы не указывает на то, что есть моменты, когда вы можете его использовать, вы не можете его использовать вообще.

Чтобы еще больше запутать ситуацию, в некоторых местах некоторые автобусные полосы работают круглосуточно, а другие позволяют использовать их в определенное время. Вот почему вы всегда должны проверять знаки.

В некоторых районах, даже если автобусная полоса не позволяет другим транспортным средствам, вы можете использовать автобусную полосу. Но это только в особых случаях:

  • Если на дороге завал или препятствие
  • Если к номеру
  • приближается машина скорой помощи
  • Во избежание аварии
  • Для посадки или высадки пассажира

Если вы выезжаете на автобусную полосу по одной из этих причин, обязательно покиньте ее, как только это станет безопасно.

 

Штрафы за использование автобусной полосы

Если вы неправильно используете автобусную полосу, вам может быть выписано уведомление о штрафе (PCN), что является штрафом.

Размер штрафа варьируется в зависимости от Великобритании. Как правило, самые высокие штрафы в Лондоне и могут превышать 100 фунтов стерлингов. Обычно вы получаете скидку 50%, если платите в течение определенного количества дней.

Это гражданское дело, а не уголовное правонарушение, поэтому маловероятно, что оно будет связано с баллами в ваших водительских правах. Это также не должно влиять на страховку вашего автомобиля.

Но это означает, что неправильное использование автобусной полосы может обойтись вам так же дорого, как проехать мимо камеры контроля скорости или незаконная парковка.

Сравните расценки на страхование автомобилей

Рассчитайте стоимость

 

Что такое автобусные ворота?

Это участок дороги, по которому можно срезать путь для автобусов. Это сокращает время в пути для пассажиров, поскольку сокращает трафик.

Иногда другие транспортные средства могут использовать автобусные ворота, которые обычно указаны на знаке.

Но, как и в случае с автобусной полосой, вы не должны использовать ее, если вам специально не сказали, что вы можете, иначе вы можете получить PCN.

 

Как оспорить штраф за полосу движения автобуса?

Чтобы оспорить PCN, посетите веб-сайт местного органа власти, выдавшего его, или следуйте инструкциям на самом PCN. Если вы решите оспорить неустойку, стоимость штрафа замораживается до разрешения дела.

Но если вы отложите апелляцию на свой PCN в течение 28 дней, ваша апелляция не будет рассмотрена. Затем вы должны заплатить полную сумму без скидки за досрочное погашение.

 

Что произойдет, если я проигнорирую PCN?

Если вы проигнорируете свой штраф или не заплатите, местные власти могут зарегистрировать его как долг в окружном суде.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf