Словосочетание «немецкий автомобиль» автоматически выдергивает из нашей памяти модели BMW, Mercedes, Porsche. Но ведь еще 30 лет назад существовало две Германии: Восточная и Западная. Одна развивалась по рыночным законам, вторая пыталась познать дзен социализма. И в ФРГ, и в ГДР был свой собственный автопром, который обе части расколотой страны получили в 1945 году в удручающем состоянии. Сегодня мы вспомним основные проекты легковых немецких автомобилей, выпущенных до объединения Германии. А заодно сравним эффективность работы заводов при плановой и рыночной системах управления. Речь пойдет только о легковых машинах, но в сегментах автобусов и грузовиков тенденции мало чем отличаются.
До Второй мировой войны на территории будущей ГДР находилось большое количество автомобильных заводов, включая предприятия Auto Union, BMW, Horch, DKW и др. Многие из них были тесно связаны с предприятиями, которым после событий 1945 года было суждено оказаться по ту сторону границы Советской зоны оккупации. Фактически война разорвала автомобильную промышленность Германии на куски, прервав важные логистические цепочки и буквально поставив на колени главного производителя машин в Европе. Впрочем, в те годы людям было не до автомобилей — странам нужно было восстанавливать силы после изнурительных сражений и решать, как жить дальше.
На территории Восточной Германии оказался завод BMW (в городе Айзенах). Его быстро восстановили, наладив там производство моделей 321 (на фото) и 326. В 1950-м Мюнхен официально запретил использовать в ГДР торговую марку BMW. Тогда модели переименовали в EMW
Большинство заводов на территории Германии были целиком либо частично разрушены. В первые послевоенные годы автопром как в восточной, так и в западной частях страны был в одинаково плохом состоянии. Заводы, которые не требовали серьезных работ по восстановлению, начали выпускать модели, разработанные еще в 1930-х годах. В конце 1945-го, то есть спустя менее чем 6 месяцев после окончания войны, на большом предприятии BMW в Айзенахе (Восточная Германия) приступили к выпуску моделей 321 и 326, а также мотоциклов R-35. Это были проекты 1935—38 годов. На частично восстановленном заводе DKW сошли с конвейера первые экземпляры легковых автомобилей и мотоциклов. Пульс в немецком автопроме начал прощупываться именно с восточной стороны.
После окончания войны миру нужен был дешевый семейный автомобиль. Довоенный проект Volkswagen Beetle оказался весьма кстати
Тем временем в западной части разделенной Германии, в городе Вольфсбург, компания Volkswagen приступила наконец к полноценной сборке модели Beetle. «Жука» планировали выпускать еще до войны (под названием KdF-Wagen), но конвейер Volkswagen был срочно переоборудован под выпуск грузовиков. Компания Mercedes постепенно запускала свои сборочные линии, и к началу 1950-х в продажу поступили модели Mercedes 170, 220 и 300.
Mercedes 170 (1949 год)
В первые послевоенные годы восстановление автомобильной промышленности в Западной Германии проходило более медленными темпами по сравнению с восточной территорией, контроль над которой получили коммунисты. Причем все автомобильные заводы на территории тогда еще будущей ГДР (напомним, ее создали в 1949-м) были национализированы и управлялись по указке партии. Единственным частным предприятием оставался Fritz Fleischer KG, с 1927 года выпускавший автобусы в городе Гера. Во время войны этот завод не пострадал.
BMW 326 — проект 1930-х годов. Чертежи данной модели уцелели на заводе BMW в Айзенахе, и после войны ее снова поставили на конвейер в ГДР
По независимой оценке экспертов Deutsche Automobil Treuhand (автомобильная ассоциация Германии), с 1945 по 1950 год в Восточной Германии было собрано около 20 тысяч автомобилей. Число смехотворное, но не забывайте — мы говорим про первую послевоенную пятилетку. Завод Horch, например, был целиком разрушен, и его восстановление заняло два с половиной года. К концу 1940-х казалось, что автопром Восточной Германии опережает конкурентов в западной части страны по темпам восстановления заводов и объему выпуска машин.
В начале 1950-х с подачи руководства СССР в ГДР образовалось общество «Автовело», отвечавшее за производство всех легковых машин, мотоциклов и велосипедов на территории страны. Основным автомобильным предприятием тогда был айзенахский конвейер BMW, который в 1952 году взял на себя ответственность за автопром демократической республики. Так появилась ассоциация VEB Automobilenwerk Eisenach. Любопытно, что c центральным офисом BMW в Мюнхене завод на территории ГДР связан не был, но продолжал выпускать устаревшие модели BMW, чьи чертежи уцелели в цехах предприятия.
В 1950-м Мюнхен запретил использовать торговую марку BMW на территории ГДР, т. к. штаб-квартира бренда находилась на территории ФРГ в Баварии. В итоге в 1951 году модели, производимые в Айзенахе, переименовали в EMW (Eisenacher Motoren Werk), убрав фирменные «ноздри» решетки радиатора.
После того как баварцы запретили использовать бренд BMW в ГДР, марку просто переименовали в EMW. С логотипом особо не заморачивались
К 1955 году BM... точнее, EMW 321 и EMW 326 окончательно устарели. Шутка ли, модели создавались еще в 1930-х! В итоге завод в Айзенахе переделали под выпуск абсолютно новых машин. На этот раз якобы полностью разработанных в ГДР и без скандальных вариаций с названиями. На свет появился хорошо знакомый нам бренд Wartburg. Но и здесь не обошлось без курьеза. Первая модель Wartburg — 311 — была построена на платформе модели IFA F9, разработка которой велась инженерами DKW на территории Западной Германии. Так или иначе, без громких публичных скандалов модель 311 успешно стала на конвейер. Машина предлагалась с кузовами седан (311), кабриолет (311-2), купе (311-3), универсал с пятью дверями (311-5) и универсал с тремя дверями (311-9). Это была главная автомобильная модель ГДР 1950-х годов.
Wartburg 311 — одно из главных достижений автопрома ГДР
С 1950 по 1960 год на территории страны было собрано без малого 350 тысяч автомобилей (в том числе грузовых). Практически все они были проданы в странах социалистического блока, Африке и СССР.
Купе Wartburg 311-3 (1957 год)
Но давайте переместимся на пару сотен километров западнее. Наращивание объемов производства машин в ФРГ поражало своими темпами. Только вдумайтесь в цифры. В 1955 году компания Volkswagen отчиталась о выпуске 1-миллионного экземпляра Beetle (считали все машины, в том числе тестовые партии, выпущенные в 1930-х). А спустя 10 лет с конвейера сошел 10-миллионный «Жук»! ГДР не смогла выпустить столько легковых машин за всю историю своего существования, а здесь речь идет только об одной модели.
Популярности Volkswagen Beetle позавидовал бы Макс Корж. Модель продавалась по всему миру и до сих пор является одним из самых массовых авто в истории
В 1950-х в ФРГ наращивали производство не только массовых моделей, которые требовал рынок, но и имиджевых спорткаров. Компания Porsche вовсю продавала свою модель 356, которая позже уступила место легендарному 911. О периоде 1950-х годов в истории Mercedes можно написать отдельную книгу. Именно в этот период появились легендарные модели 300 SL, W120 (прадед E-Class), спорткар W196R, первый SLR и множество других произведений автомобильного искусства от штутгартского производителя. А уж количество автобусов и грузовиков Mercedes 1950-х удивляло даже спокойно переживших войну автопроизводителей в США.
К 1950 году автопром Западной Германии расправил крылья и мог позволить себе выпуск имиджевых спорткаров типа Porsche 356
Откровенно плохо все было только у BMW. Дело в том, что до войны на территории Германии функционировало пять заводов баварского производителя, но только один из них остался на территории ФРГ. По иронии судьбы им оказался главный конвейер в Мюнхене. Все остальные, включая огромное предприятие в Айзенахе (там, как мы уже знаем, в 1950-х выпускали Wartburg), находились в ГДР.
BMW 501 — первая послевоенная модель «настоящего» бренда BMW. Машина оказалась слишком дорогой и не смогла составить конкуренцию люксовым Mercedes, как это планировалось
Война и разделение Германии вычеркнули целое десятилетие истории BMW: с 1941 по 1951 год компания не выпускала автомобили, если не считать EMW, собиравшиеся некоторое время в ГДР. После войны «настоящая» марка BMW впервые заявила о себе в 1951 году.
На Франкфуртском автосалоне был представлен седан 501. Модель выпускали семь лет, и на свет появилось лишь 3,4 тысячи экземпляров. Причем первые четыре года в Мюнхене даже не штамповали кузовные детали — их поставляли из Штутгарта. Да, это не описка — на завод BMW кузова приезжали из Штутгарта. Сегодня это звучит как шутка, придуманная маркетологами Daimler.
Если бы не этот «холодильник с колесами», не знали бы мы с вами тех BMW, которые наполняют наши улицы
В 1955 году BMW оказалась на грани банкротства. Для выживания баварцам необходимо было срочно выпустить популярную, народную модель. Так на свет появился BMW Isetta. Проект этого внебрачного сына автомобиля и холодильника принадлежит итальянцам. Можно сколько угодно смеяться над дизайном «Изетты», но именно данная модель спасла BMW в 1950-х. Если бы в ФРГ не наладили производство этой машины, сейчас бы марка BMW была бы так же «известна», как, например, DKW или Wanderer.
Возвращаемся в социалистический блок. В конце 1950-х годов фирма Automobilwerk Zwickau (AWZ) наладила на территории ГДР выпуск малолитражки AWZ P70, в которой применялись некоторые инженерные архаизмы довоенных DKW (например, динамостартер). Впоследствии машина стала основой для Trabant, который выпускали на заводе в Цвиккау. Изначально даже название модели оставили почти как у AWZ — Trabant P50.
Trabant P50
Вторая модель Trabant получила название 601. Эту машину знает каждый мужчина, живший в СССР. Ей было суждено стать самым массовым автомобилем ГДР. Этот «бюджетник» без особых изменений выпускался с 1963 по 1989 год.
Trabant 601. Строгий, аскетический, с дешевой декоративной оберткой. Этот автомобиль словно впитал в себя всю философию социализма. Недаром он стал наиболее массовым автомобилем в ГДР
В СССР многие считали, что у Trabant цельнопластиковый кузов, а значит, машина никогда не сгниет. Но на самом деле каркас автомобиля был из обычной стали. Даже процесс штамповки в Цвиккау мало чем отличался от аналогичных процессов на Волжском автозаводе или автозаводе в Москве. Позже на готовую опорную часть крепили «нержавеющие» пластиковые панели, которые по сути являлись декорацией. Материал назывался «дуропласт», а в его основе была фенолформальдегидная смола и прочный армирующий материал из отходов.
Сама идея Trabant как бюджетного массового автомобиля неплохая. Но модель не выдержала бы конкуренцию с недорогими машинами из ФРГ (типа Volkswagen Beetle или Golf I), поэтому бренд Trabant не смог выжить в условиях рыночной экономики
Несмотря на стальной остов, Trabant был очень легким автомобилем — весил 615 кг. Спасибо за это компактным размерам, пластиковым дизайнообразующим элементам и маленькому карбюраторному «сердцу» объемом всего 0,6 литра. Моторчик развивал 26 л. с. и располагался поперечно.
Ну разве не красота?! Если присмотреться внимательней, на фотографии можно увидеть и автомобиль Wartburg 353
В 1966 году на рынке дебютировал еще один любопытный гэдээровский автомобиль — Wartburg 353. Большинство людей вспоминают именно этот седан, когда речь идет о марке Wartburg. Несмотря на то что модель продавалась как «абсолютно новая», в основе машины лежала рамная конструкция DKW F9, которая уходила корнями в довоенные годы. Автомобиль был мощнее «Трабанта» — на Wartburg устанавливался 1-литровый двигатель (45 л. с.). А в последние годы производства на Wartburg ставили мотор Volkswagen.
Пока в ГДР «одни» немцы пытались сделать максимально простой автомобиль из смолы и палок, по ту сторону западной границы руками «других» немцев писалась мировая история автопрома. Название Mercedes стало нарицательным, эти машины ассоциировали с лучшими достижениями автомобильных инженеров не только в Европе, но также в Азии и Америке. Не будем мучить вас перечислением сотен моделей Mercedes, выпущенных за эти два десятилетия, отметим лишь самые значимые. В 1960—1971 годах на свет появилась 371 тысяча экземпляров W111. Это роскошный автомобиль высшего класса, который считается прародителем семейства S-Class.
Mercedes 230 SL (1963 год)
В 1963 году на свет появился легендарный родстер 230 SL — такой автомобиль был в фильме «Достучаться до небес». В середине 1960-х начались продажи лимузина Mercedes 600, который стал первым полноценным «шестисотым мерсом». На этой модели ездили президенты десятков стран, ее покупали самые богатые и знаменитые бизнесмены и представители шоу-бизнеса, журналисты сравнивали данный Mercedes с Rolls-Royce и Bentley. В 1975 году в продажу поступил E-Class W123, который до сих пор пользуется популярностью на рынке подержанных авто.
Mercedes 600 (1964 год)
Потихоньку налаживались дела и у BMW. Собирая сливки с успешных продаж Isetta, баварцы начали выпускать на рынок нормальные автомобили: BMW 700, BMW 1500 и целое семейство Neue Klasse, ставшее предшественником 5-Series. В 1963 году на рынках Европы и США успешно дебютировал седан BMW 1800 с 3-ступенчатым «автоматом». Даже уродец BMW 2000 Сoupe E120 не задерживался у дилеров. С тех пор у производителя не было серьезных финансовых проблем, а продажи ежегодно только росли.
В 1960-х компания Volkswagen продолжала покорять планету с помощью моделей Beetle и микроавтобуса T1.
Одновременно с этим в Вольфсбурге пробовали свои силы в новых сегментах: на рынке дебютировали Volkswagen 1500 и Karmann-Ghia. В 1974-м здесь зародился такой автомобильный сегмент, как гольф-класс (тогда дебютировал Golf I). У Porsche все тоже было хорошо: в 1963 году на автосалоне во Франкфурте прошла мировая премьера 911. Этот спорткар называют одним из самых влиятельных автомобилей в истории. Он внес серьезные коррективы в сегмент быстрых серийных машин и стал мечтой для автолюбителей во всем мире. В ФРГ лился ручеек из долларов концерна General Motros — американцы активно инвестировали в развитие бренда Opel. Увеличивались продажи и европейского подразделения Ford.
Временно перенесемся в восточную часть Германии. Здесь на протяжении нескольких десятилетий автопром функционирует без особых изменений. Заводы в Айзенахе и Цвиккау продолжают клепать дешевые Wartburg и Trabant. Даже в социалистических странах люди понимают, что данные модели устарели, но покупают их за неимением выбора.
Прототип Trabant 601 второго поколения (1982 год). Автомобиль так и остался концептом
Отсутствие импорта и конкуренции позволили появиться на свет 2,8 миллиона экземпляров Trabant 601. Клубы владельцев данной модели до сих пор существуют не только в Германии, но и в Чехии, Польше и других странах. В продаже были две комплектации: S и de Luxe. Кузовов тоже было два: седан и универсал. На заводе не могли существенно изменить дизайн Trabant 601 как раз из-за стальной конструкции, которая скрывалась под пластиковым кузовом. Любое изменение экстерьера влекло за собой модернизацию каркаса, а это было дорого и нецелесообразно для модели, которую «и так покупают».
Как вам Wartburg от ателье Irmscher? Тюнинг-инъекция не помогла модели стать конкурентоспособнее
Что касается Wartburg, модель 353 тоже особо не менялась и была доступна на рынке в нескольких кузовах: седан, универсал и (редко) пикап. До 1991 года было выпущено 1 миллион 224 тысячи экземпляров. Автомобиль оказался более живучим (по сравнению с Trabant) и до сих пор всплывает в объявлениях. Как и Trabant, марка Wartburg прекратила свое существование как только Германия воссоединилась. И это не потому, что людям перестали быть нужны дешевые машины, а потому, что не такими уж дешевыми они оказались. Например, после того как в Восточной Германии начали ходить дойчмарки, Wartburg 353 стоил примерно как новый Volkswagen Golf II — 20 тысяч марок.
После объединения страны автомобильные бренды ГДР навсегда ушли в историю. Единственным автомобильным предприятием Восточной Германии, которое до сих пор функционирует, является завод Multicar Spezialfahrzeuge GmbH, выпускающий небольшие грузовики. И то этот бренд был поглощен концерном Hako-Gruppe.
Пока в ГДР наблюдали за стагнацией в автопроме, в паре сотен километров западнее автопроизводители выпускали самые надежные и долговечные машины, которые до сих пор служат нам верой и правдой. Volkswagen Golf II, Volkswagen Passat B3, Audi 100, Audi 80, Mercedes W124, BMW E30, BMW E34... В 1980-х годах была создана половина автомобилей, продающихся сейчас на «Автобарахолке». 1980-е и 1990-е считаются едва ли не лучшими годами в истории немецкого автопрома. В этот период появилось большое количество систем безопасности, без которых сегодня трудно представить современную машину. В это десятилетие сравнение автомобилей ФРГ и ГДР было возможно только в советских анекдотах.
Удивительно, но пока одни немцы делали безнадежно устаревшие машины, пользовавшиеся спросом исключительно из-за низкой цены и отсутствия конкуренции, другие немцы творили мировую историю целой отрасли. На заводах в Айзенахе и Цвиккау работяги десятилетиями собирали без преувеличения худшие автомобили Западной Европы, а по соседству с современных конвейеров сходили модели, которые мы с вами могли видеть только на фантиках Turbo.
В ГДР автомобильная промышленность всегда испытывала трудности. Заводы были национализированы, а значит, об эффективном руководстве и развитии речи не шло. В промышленность ФРГ в свою очередь вливались серьезные американские деньги, а основные автозаводы в Западной Германии были частными. Это и позволило отрасли развиваться, опережая восточных соседей на десятилетия.
Глядя на автомобильную историю двух Германий, становится понятно, что менталитет не влияет на качество производимой продукции. После объединения страны завод Wartburg в Айзенахе был выкуплен концерном General Motors и там начали производить Opel. Мощности Trabant перешли под крыло Volkswagen, и место «пластмассового» седана заняли малолитражные хетчбэки Polo. Вышло так, что люди, которые еще вчера собирали устаревшие модели, конкурировавшие разве что с «Запорожцем», сегодня уже выпускают современные машины, продающиеся во всем мире. Это очередное доказательство того, что от руководства завода и страны зависит куда больше, чем от «ровности» рук рабочих и «отсталости» инженеров.
Volkswagen Golf III (Mk3) 3, 1993 г.в., 150 000 км
зеленый, хетчбэк, дизель 1.9 л, механическая, передний привод
Volkswagen Golf IV (Mk4), 1999 г.в., 241 558 км
красный, хетчбэк, бензин 1.4 л, механическая, передний привод
Volkswagen Golf VII (Mk7) ALLSTAR, 2016 г. в., 201 000 км
голубой, универсал, дизель 1.6 л, механическая, передний привод
Посмотреть все объявления
Разместить объявление
Автобарахолка
мобильное приложение
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Традиционные немецкое качество продукции давно стало своеобразным брендом, признанным во всем мире. Около ста лет немецкие машины считались лучшими наряду с транспортными средствами, производимыми в Японии и Соединенных Штатах. Секрет долговечности и феноменального успеха автомобилей из Германии кроется в особой скрупулёзности производителей, основанной на строгих стандартах и требованиях к качеству сборки и комфорту пассажиров авто.
Сегодня немецкие производители машин занимают лидирующие позиции в значительной части сегментов мирового автомобильного рынка. Ежедневно с конвейеров в Германии сходят бюджетные и премиальные седаны, хэтчбеки, универсалы, минивэны, кроссоверы и внедорожники, а также пассажирские автобусы и грузовые машины популярных марок. Несмотря на сравнительно высокую стоимость, по сравнению с аналогичными моделями из других стран, немецкие авто служат дольше и не нуждаются в частом техническом обслуживании, как, например, американские автомобили.
Исторически автомобилестроение является одним из основных направлений немецкой экономики. Именно в Германии в 1861 году проходили испытания первого двигателя внутреннего сгорания под руководством его изобретателя Николауса Аугуса Отто. Одновременно инженер Карл Фридрих Михаэль Бенц работал над созданием первого автомобиля, представляющего собой карету с двигателем малой мощности. Уже в 1900 году ему удалось организовать серийное производство машин. Спустя 25 лет в сотрудничестве с талантливым инженером Готтлибом Даймлером было открыто целое предприятие, подарившее миру легендарную марку Mercedes Benz. О ней и расскажем в первую очередь.
Любимые во всей Европе, в том числе и в России «Мерседесы» получили свое название по имени дочери основателя концерна. Входящая в тройку лучших немецкая автомобильная марка в качестве символа выбрала звезду с тремя лучами, означающую единство трех основных стихий: земли, воздуха и воды в производстве транспортных средств. В настоящее время производство ориентировано на выпуск легковых автомобилей, качества лимузинов, грузовиков и автобусов премиального качества. Визитной карточкой марки является внедрение инноваций в производство автомобилей с безупречным стилем и дизайном. Для удобства потребителей весь модельный ряд Mercedes разделен на классы. Самый старый автопроизводитель является не только самой известной в мире маркой автомобилей, но и входит в рейтинг компаний-лидеров по объему производства высокотехнологичных транспортных средств.
Немецкие марки машин трудно представить без автомобилей с четырьмя переплетенными кольцами на радиаторной решетке. Современный символ концерна, основанного в 1909 году, напоминает о слиянии в 1932 году четырех компаний (Dampf Kraft Wagen, Audi, Wanderer, Horch) с целью создания концерна – будущего лидера мирового автопрома. Частая смена руководства и вхождение в холдинг Фольксваген в 1966 году не помешали созданию машин с выдающимися техническими показателями. Изначально Ауди специализировалась на создании уникальных гоночных автомобилей, но с течением времени было налажено производство бюджетных моделей авто превосходного качества.
Баварские моторные заводы, известные сегодня в виде аббревиатуры БМВ, были открыты в 1916 году с целью изготовления авиационных двигателей. Память об этом хранится благодаря эмблеме марки, на которой схематично изображен пропеллер в цветах баварского флага. В 1929 году начался выпуск первых автомобилей BMW, отличающихся яркой внешностью и спортивным характером. Отличная динамика и абсолютная управляемость позволили бренду BMW стать лидером в сегменте автомобилей класса «люкс». Сегодня успешный автоконцерн владеет также всемирно известными марками Rolls-Royce и Bentley, компанией по производству уникальных спорткаров Lamborghini, а также компанией по производству малолитражных автомобилей MINI.
История ошеломительного успеха Фольксваген началась в 1937 году благодаря немецкому инженеру-конструктору Фердинанду Порше. Основателю компании удалось создать не только «народную» марку автомобилей, как гласит название, но и самую популярную модель автомобиля за всю историю автомобилестроения. Миниатюрный Volkswagen Käfer производился в течение 65 лет без изменения базовой конструкции. Сегодня автомобили марки пользуются спросом на мировом рынке благодаря высокому немецкому качеству и приемлемой цене. В настоящее время автоконцерн Volkswagen AG включает также крупные автомобилестроительные компании, в том числе Skoda, SEAT, Porsche и MAN. Наиболее популярны в России практичные и надежные модели Polo, Golf, Passat, Tiguan, Teramont и Touareg. Представители бизнеса отдают предпочтения удобному и долговечному коммерческому транспорту VW, а именно вместительным фургонам CADDY и CRAFTER, компактным минивэнам MULTIVAN, комфортабельным микроавтобусам CARAVELLE и TRANSPORTER.
Выпуск легендарных автомобилей под маркой Porsche начался в 1931 году под руководством Фердинанда Порше, вложившего не только свои знания и капитал, но и имя в успех компании. В результате производитель спортивных автомобилей и внедорожников люкс-класса стал одной из самых высокодоходных компаний в мире, а транспортные средства марки признаны в 2010 году самыми надежными. В настоящее время модельный ряд Porsche включает среди прочих гибридный гиперкар 918, компактный кроссовер Macan, спортивный кроссовер Cayenne, купе Cayman и фастбэк класса «Гран Туризмо» Panamera. Все элитные автомобили марки отличаются непревзойденной динамикой гоночных машин и футуристичным дизайном. В последнее десятилетие инженеры компании работают над созданием экономичных версий седанов и кроссоверов для широкого круга потребителей.
Доступные автомобили под маркой Opel известны миру с 1897 года. Производство машин началось на предприятии Адама Опеля, специализирующегося ранее на изготовлении велосипедов. Название компания получила по географическому признаку, именно на землях Оппель жила семья основателей будущего автоконцерна. Первые авто марки заводились вручную и не продавались в больших количествах, но в военное время компания отлично справлялась с заказами для нужд армии. С внедрением конвейера для сборки автомобилей в 1924 году появилась возможность усовершенствовать конструкции машин и существенно увеличить темпы производства. Транспортные средства для поездок по городу и путешествий на природу стали пользоваться большим успехом. Сегодня Opel одна из самых популярных марок автомобилей в Германии.
Немецкая автомобилестроительная компания Maybach была основана в 1909 году «королем конструкторов» Вильгельмом Майбахом. Изначально мануфактура производила исключительно авиационные двигатели, в том числе и моторы для дирижаблей. Первый экспериментальный автомобиль W1 был выпущен в 1919 году, а спустя два года на автосалоне в Берлине был продемонстрирован первое серийное авто W3 класса люкс. Одновременно на заводах Maybach производились двигатели для кораблей и поездов, но особой популярностью почти сто лет пользовались элитные автомобили с эксклюзивным дизайном и уникальными техническими характеристиками. В связи с падением спроса производство автомобилей Maybach в 2012 году стало нерентабельным и легендарную компанию упразднили. В 2015 году правопреемником марки стало подразделение Mercedes-Maybach для частичного возобновления производства.
Структурное подразделение немецкого холдинга Volkswagen AG специализируется на производстве автобусов, грузовиков, дизельных моторов и даже турбин. Компания ведет свою историю с 1758 года, когда был основан металлургический завод. В начале 21 века вокруг MAN разразился крупный скандал, серьезно отразившийся на репутации компании. В результате руководство предприятием приняло решение продать контрольный пакет акций холдингу Фольксваген АГ. Семейство автомобилей МАН представлено сериями: TGX (автомобили с грузоподъемностью до 70 тонн с повышенным уровнем комфорта), TGS (техника для строительства) TGM (грузовики среднего тоннажа с нагрузкой до 20 тонн) и TGL (автомобили для перевозки грузов до 7 тонн в городских условиях). В 2013 году весь автомобильный ряд претерпел рестайлинг.
В салонах официального дилера мирового бренда Volkswagen – ГК FAVORIT MOTORS можно приобрести любой автомобиль из модельного ряда непревзойдённого немецкого качества. При необходимости возможна установка дополнительного оборудования, поставка оригинальных деталей и аксессуаров. На все автомобили распространяется официальная гарантия завода-производителя. Действует система скидок и программа лояльности для постоянных клиентов. Сотрудники авторизованного техцентра оказывают широкий перечень услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей марки, включая гарантийное обслуживание и проведение ТО.
Изображение: picture-alliance/dpa/J. Kalaene
Lifestyle
30 апреля 2021
Производство классического восточногерманского автомобиля Trabi было остановлено 30 апреля 1991 года. Узнайте об истории автомобиля, ставшего культовым .
https://p.dw.com/p/2n5H6
Реклама
7 ноября 1957 года с конвейера сошел первый «Траби». 30 апреля 1991, последний покинул завод. В промежуточной истории это маленькое автомобильное изобретение превратилось в мегазвезду.
«Бегущий картон», «пластиковый бомбардировщик» или «саксонский Порше» — это лишь некоторые из многих прозвищ, которые были даны Trabant.
И в каждой шутке есть доля правды: автомобиль, который был произведен в Цвикау, Саксония, был сделан из твердого пластика, известного как дюропласт, изготовленного из переработанных материалов, включая прессованные хлопковые волокна, синтетические смолы и тряпки из Советского Союза. .
Металла в ГДР не хватало, поэтому автопроизводитель Траби использовал имеющееся в то время сырье — по крайней мере, машина не могла полностью заржаветь...
Несмотря на то, что были планы по дальнейшему развитию — и инженеры Восточной Германии даже придумали прототипы — руководство ГДР остановило производство новых, усовершенствованных моделей. Неизбежно, что восточногерманская автомобильная промышленность не могла идти в ногу с Западом, поэтому Trabi был обречен оставаться грязным, шумным выхлопным вентилятором, который мы знаем по сей день.
Подробнее: Остальгия: романтизация ГДР
Поскольку альтернативы Trabi в ГДР практически не было, он нашел покупателей. Люди даже стремились ждать его годами, так как спрос намного превышал предложение. В то время как в 1989 году в Восточной Германии проживало около 16,4 миллиона человек, с 1959 по 1991 год было произведено всего около трех миллионов автомобилей Trabi. упал, когда тысячи трабисов выстроились в очередь, чтобы свободно пересечь границу между Восточной и Западной Германией в 1989, что сделало его «автомобилем года». Тем не менее, несмотря на свой заряженный символизм, Trabant вскоре после этого исчез с дорог Германии.
Западные автомобили были изящнее, а современные автомобили привлекали воссоединившуюся нацию гораздо больше, чем компактные, менее удобные старомодные автомобили.
Подробнее: Восточные немцы по-прежнему являются жертвами «культурного колониализма» Запада
Google Doodle ко Дню единства Германии в 2017 году: VW Beetle и Trabant Изображение: Google Inc. Поэтому в 1991 году производство было прекращено. Однако регион, где он был произведен, остается важным местом для немецкой автомобильной промышленности. Volkswagen обосновался в Цвиккау, Хемнице и Айзенахе и разработал там модели Golf и Polo. Opel производит здесь автомобили с 1992 года вместе с многочисленными новыми поставщиками, которые называют Саксонию, Тюрингию и Саксонию-Анхальт своим домом.
Подробнее: В Германии старые подразделения не умирают
Хотя немцы известны своей любовью к роскошным автомобилям, в глазах многих Trabi остается культовым автомобилем. По данным Федерального управления автомобильного транспорта, на начало 2019 года в Германии было зарегистрировано около 34 500 «Трабантов».
владельцев «Трабантов» собираются на различные фан-встречи, проводимые по всей Германии каждый год, и разные компании также разрешают туристам разъезжать на них.
Даже Google отметил культовое наследие восточногерманского автомобиля. В своем дудле Google, посвященном Дню немецкого единства 2017 года, технический гигант создал причудливое изображение, изображающее синий Trabi рядом с красным западногерманским Volkswagen.
rey/jt/eg (AFP, dpa)
Реклама
Пропустить следующий раздел Узнать больше Страница 1 из 3 30 лет спустя у «худшего автомобиля из когда-либо созданных» появился горячий фан-клуб их любимый Trabant 601 — самый популярный автомобиль в Восточной Германии до падения железного занавеса. В какой-то момент в их машине лопается прокладка ГБЦ, и отец звонит по экстренному телефону. Когда он говорит механику на линии, что он водит Trabant 601, механик усмехается и говорит: «Надеюсь, у вас есть клейкая лента».
На протяжении многих лет «Траби» (как его ласково называют) был предметом бесконечных шуток, связанных с Восточной Германией. С голым интерьером, рычагом переключения передач странного дизайна и внешним покрытием из дюропласта — устойчивого к ржавчине армированного хлопком полимерного пластика, который легче и прочнее стали (и, что более важно, мог производиться в ГДР) — стандартные четыре Седан Trabi был назван одним из «худших автомобилей, когда-либо построенных» и «ужасным автомобилем Восточной Германии, который никогда не умрет». Добавьте к этому его двухтактный двигатель, такой же, как у газонокосилок и азиатских тук-туков, и станет понятно, почему возникают шутки вроде «Почему у Trabi обогрев заднего стекла? Чтобы держать руки в тепле, пока тужишься.
Выпускавшийся с 1957 по 1991 год, Trabi заработал прозвища «свеча зажигания с крышей» и «картонный гоночный» из-за своего, казалось бы, некачественного дизайна. Для многих жителей Запада Трабис остается ярким примером восточногерманских репрессий и архаичных методов правящей Объединенной Социалистической партии. У Trabis не было указателя уровня топлива, кондиционера, указателей поворота или стоп-сигналов, и он мог развивать максимальную скорость только 62 мили в час. После падения Стены Trabis просто не мог конкурировать с западными автомобилями, и, казалось бы, в одночасье самый желанный автомобиль Восточной Германии почти устарел.
Последняя партия Trabants в 1991 году на заводе в Цвиккау, Германия. Патрик PIEL/Gamma-Rapho через Getty Images Передовые европейские стандарты выбросов означают, что сегодня на дорогах вы увидите мало оригинальных Trabi, хотя считается, что в Германии все еще зарегистрировано около 34 000 автомобилей. Для коллекционеров этого дымящегося автомобиля с рычащим двигателем Trabi является их гордостью и радостью. Этот автомобиль вызывает в памяти воспоминания об отпускных поездках времен холодной войны в Тюрингенский лес Германии и нудистские пляжи вдоль Балтийского моря; тот, который некоторые семьи ГДР ждали до 16 лет, чтобы получить, и который можно было исправить с помощью бытовых инструментов. Трабис обеспечил некоторую независимость в стране, где независимость была почти нулевой.
«Я думаю, что у Trabi есть душа», — говорит 42-летняя Роми Лебель, энтузиаст Trabi и уроженка Германии, которая впервые начала коллекционировать Trabants в 1996 году (теперь у нее их двое). «[Когда вы за рулем], это только улица, маленький двухтактный двигатель и мир вокруг вас. «Лёбель вырос в бывшей Восточной Германии в городке под названием Хемниц, тогда известном как «Карл-Маркс-Штадт». Для нее Trabis были частью повседневной жизни. «Они обеспечивают особый вид свободы», — говорит она.
«Мне очень нравится запах и звук Trabis», — говорит Флориан Фогель, 28-летний житель Кайзерслаутерна, Германия, который также говорит, что простота обслуживания является важным преимуществом. «За ним так легко ухаживать, — говорит он. Trabi имеет особенно сильный запах выхлопных газов, представляющий собой смесь бензина и масла для двухтактных двигателей в соотношении 50:1, а его двигатель производит врум врум шум. В настоящее время Фогель владеет четырьмя автомобилями — белым седаном 1984 года и синим седаном 1989 года, каждый с оригинальным двухтактным двигателем, и двумя универсалами 1991 года с четырехтактными двигателями VW Polo (они были частью последних серийных моделей Trabant, выпущенных в 1990-1991). В 18 лет «я хотел иметь старую машину, которую я мог бы ремонтировать в основном самостоятельно, и которая также имела бы своего рода «культовый» статус, — говорит он, — и я рассматривал четыре [бренда]: Citroen 2CV, Остин Мини Купер, оригинальный VW Beetle и Trabant. Потом я подумал об этом. Я решил, что никогда не буду водить французскую машину, Austin Mini Cooper слишком дорог и легко ржавеет, как и VW Beetle, поэтому я выбрал Trabant».
Фогель и его жена Кейт недавно провели почти 1,5 года, путешествуя по Европе на своем синем Trabant с небольшим трейлером. (на немецком языке) в своем блоге www.traveltrabi.com. «Я видел Trabis в таких местах, где никогда их не ожидал, — говорит он, — в таких странах, как Испания и Шотландия».
44-летний Ронни Хейм получил свой первый Trabi в 1996 году в обмен на ящик пива. «Трабис ничего не стоил [после падения Стены]», — говорит он. «[Потому что] все хотели «западную машину». В том же году он служил в бундесвере, объединенных вооруженных силах Германии, и привез свой Trabi с собой на северо-запад страны. «Половина команды хотела прокатиться на «Траби» в казарме, — говорит он, — раньше они никогда не испытывали ничего подобного». С тех пор у жителя Херингсдорфа было еще три Trabi, в том числе один, оснащенный двигателем VW, «который разгонялся до 165 км (102 мили) в час», — говорит Хайм.
Есть также Себастьян Зоннтаг, 37 лет, уроженец Дрездена, чья семья уехала из Восточной Германии в Фельсберг сразу после падения Стены. Именно там Зоннтаг и его брат-близнец получили возможность повозиться со своим первым Trabi — таким же автомобилем водила их бабушка. «Общественный центр, где мы остановились, приобрел Trabi для работы местной молодежи, отчасти потому, что это было очень недорого», — говорит Зоннтаг. «Мы покрасили нашу в желтый, оранжевый и зеленый цвет — как в радугу».
Сегодня у него и его брата пять Трабантов на двоих, в том числе серебристый 89-го года.Trabant, который Зоннтаг назвал Foxe и который он полностью перестроил и отполировал.
На этой фотографии, сделанной в октябре 1990 года, Trabi прорывается через Берлинскую стену. Альянс Martin Sperling/picture через Getty Images Поклонники Trabi встречаются не только в Европе. Член экипажа профессиональной гоночной команды Гас Джексон, которому за пятьдесят, и он живет недалеко от Нэшвилла, штат Теннесси, просто обожает свой бледно-голубой Trabant. «На самом деле я получил это в шутку, — говорит он, — это было достаточно дешево и стоило целых 9 долларов». 0031 багажник деталей. Но теперь я люблю это дело. Он не требует обслуживания, а его симпатичный и причудливый внешний вид просто зашкаливает. Люди в США толпятся вокруг него, как будто видят инопланетянина или что-то в этом роде».
Еще одна вещь, которой не могут нарадоваться коллекционеры Trabi: сильное сообщество, посвященное автомобилям. В мае 2019 года Международная встреча Trabant отпраздновала свое 25-летие: сотни энтузиастов Trabi собрались в немецком городе Анклам из таких стран, как Италия, Венгрия и Норвегия. Они обменивались историями, потягивали пиво и участвовали в мероприятиях, связанных с Trabi, например, проверяя, кто сможет бросить двигатель Trabi дальше всех. Сегодня клубы Trabi есть по всей Германии, в Европе и даже в Соединенных Штатах. На самом деле, в Вашингтонском музее шпионажа каждый ноябрь проходит собственный парад трабантов.
Лебель была директором немецкого клуба Trabi в Хемнице, когда она познакомилась со своим будущим мужем, тогдашним руководителем клуба Trabi в Эрцгебирге, через европейское сообщество Trabi. «Это была любовь на всю оставшуюся жизнь», — говорит она. «Мы даже поженились на собрании Trabi».
Зоннтаг познакомился со своей девушкой Мануэлой Пестер на мероприятии Trabi семь лет назад. «Она живет в бывшей Восточной Германии, поэтому я также покупаю запасные части Trabi, когда приезжаю».
Проблемы с двигателем привели Фогеля к новой дружбе с женой. «В прошлом году мы ехали в отпуск по Нидерландам, когда наш Trabi сломался, — говорит он. «Мы ночевали в машине, потом приехала семья и спросила, что случилось. Оказывается, отец работал механиком на больших контейнеровозах, поэтому они отбуксировали нас к себе домой и [мы] пробыли там четыре дня, пока он помогал нам достать новый двигатель и завести машину. Мы все еще на связи».
Хайм говорит Trabifangemeinde , или встречи Trabi, в таких местах, как Цвикау, Германия, привлекли более 10 000 владельцев Trabi в конце 90-х, хотя с тех пор они сократились до небольшой основной группы. «Мы все примерно одного возраста, и у нас есть дети, которые с нетерпением ждут встречи друг с другом, потому что с годами они стали друзьями».
В то время как электрический четырехдверный Trabant был представлен на автосалоне во Франкфурте в 2009 году в надежде вернуть самый печально известный автомобиль бывшей ГДР, его производители так и не получили необходимое финансирование, чтобы запустить его. Но это нормально с культовой фан-базой Trabi.
«Редко можно увидеть еще один Trabi на дороге, — говорит Зоннтаг, — но когда мы это делаем, это действительно нечто особенное. Мы все одна большая семья».
* Исправление: в оригинальной подписи к этому изображению говорится, что изображенные автомобили - это Trabants, но некоторые читатели указали, что это могут быть Wartburg, еще одна разновидность восточногерманских автомобилей.
Читать дальше
Высотные окаменелости из глубокого, глубокого прошлого.