Как научиться выбирать правильную дистанцию в дождь, снегопад, гололед и в других сложных условиях: разбираемся вместе с экспертами.
adv.rbc.ru
В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:
Если исключить крупногабаритную технику, то для водителей остальных авто данное положение ПДД становится актуальным только при буксировке прицепа. В любом случае требование, сформулированное в пункте 9.11, не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. При этом понятие «интенсивное движение» никак не регламентируется.
Запрещающий знак 3.16 устанавливается на сложных участках дорог (перед мостами, эстакадами, путепроводами, ледовыми переправами, тоннелями и пр.) и действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или до места установки знака 3.31 «Конец всех ограничений».
👉 Как правильно держать дистанцию: ГИБДД раскрыла секрет «бывалых»
Как видим, за исключением случая с установкой знака 3. 16, никаких выраженных в метрах значений безопасной дистанции / бокового интервала ПДД не содержат. И это объяснимо. Данная величина определяется множеством факторов. Вот основные:
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Учесть все эти переменные и выдать железобетонные параметры для ПДД просто невозможно. Но есть опыт поколений водителей-профи, который можно и должно использовать.
Эксперт Егор Зубец — в недавнем прошлом руководитель и ведущий инструктор Центра водительского мастерства Jaguar Land Rover — рассказал, как правильно определять безопасную дистанцию.
«Общее правило №1. Безопасная дистанция в метрах должна соответствовать половине скорости. Если ваш автомобиль движется на 80 км/ч, между ним и идущим впереди ТС надо выдерживать минимум 40 м. Но такой расчет верен, только когда под колесами сухой асфальт, а машина не загружена под завязку.
Общее правило №2. Альтернативой правилу №1 является «алгоритм двух секунд». Начните отсчет, когда впереди идущее ТС поравняется с какой-либо преградой. Вы подъехали к ней быстрее, чем за две секунды? Тогда следует увеличить дистанцию. И вновь речь идет о сухой асфальтовой дороге.
👉 Камеры научатся штрафовать за дистанцию и опасную езду. Как не попасть
Общее правило №3. На мокром асфальте, укатанном снеге, в гололед безопасная дистанция — с поправкой на характеристики покрышек — увеличивается примерно в 2, 3,5 и 7 раз соответственно, а в «алгоритм двух секунд» также вносится поправочный коэффициент 1,5, 3,0 и 6.
Общее правило №4. Если автомобиль серьезно загружен, дистанция увеличивается в 1,5 раза. Тогда на тех же 80 км/ч она составит уже 60 м.
Общее правило №5. Чтобы ваш автомобиль не ударили в корму, не тормозите резко без крайней необходимости. Собственно, этого требует и пункт 10.5 ПДД».
«Соблюдать общие правила № 1 и 2 в условиях оживленного трафика нереально, но и скорости в городской черте, как правило, невысоки. Поэтому здесь достаточно держать дистанцию в ⅔ длины автомобиля, или 3–4 м, чтобы в случае необходимости безопасно затормозить.
Каждого новичка в автошколе учат соблюдать безопасную дистанцию – расстояние до ближайшего транспортного средства, которое позволяет в случае резкого торможения или бокового маневра избежать столкновения. Однако если вы спросите об этом термине даже у опытных инструкторов, то услышите «разношерстные» мнения. Причем одни считать будут в метрах, другие – в секундах.
Дело в том, что в ПДД нет конкретных указаний на этот счет, а есть только понятие «эффективное расстояние» между машинами. Поэтому, фактически водителям приходится самостоятельно определять данное значение, и знать, каков этот параметр в зависимости от многих факторов. Ведь в этом деле лучше не рассчитывать на случай…
Статистика. По своей опасности для жизни легковые автомобили занимают вторую позицию после мотоциклов. Причем в России случаи столкновений из-за неправильно выбранной дистанции не уменьшаются – в зависимости от года этот показатель колеблется в пределах 35-50% от общего количества ДТП.
У автомобилистов принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями в метрах равна половине скорости. Например, когда машина едет в транспортном потоке по сухому асфальтовому покрытию со скоростью 60 км/ч, то до впереди идущего автомобиля должно быть примерно 30 м. Однако в городских условиях соблюсти это условие иногда даже наполовину невозможно. Кстати, неопытные водители стараются делать «просвет» между соседним транспортным средством 10-15 м, и допускают серьезную ошибку. Ведь многие более опытные автовладельцы в такой ситуации «вклиниваются» между машинами, заставляя «чайника» нервничать и совершать ошибки. Поэтому эффективное расстояние на городской дороге должно составлять 2/3 корпуса транспортного средства. В применении к легковым авто это 3-4 метра.
На перекрестках. Когда группа машин резко стартует на перекрестке, дистанция между ними сокращается буквально до нескольких метров, а то и меньше. Разумеется, водители надеются, что находящийся перед ним лидер резко не затормозит. Однако это лишь небольшая часть проблем, с которыми можно столкнуться на светофоре. Двигаясь «впритык» за другой машиной, водитель автоматически лишает себя свободы действий:
сужается обзор дороги;
недопустимо выполнение большинства маневров и разгона;
если лидер остановился, его объехать не получится, а сдать назад – тоже, так как сзади подпирают другие автомобили;
становится невозможным экстренное торможение, поскольку остановочного пути как такового нет.
Соответственно, на светофоре безопасное расстояние должно быть таким, чтобы имелась возможность быстро объехать остановившуюся машину без включения заднего хода. В этой рекомендации нет ничего экстраординарного: в конце концов, любой участник дорожного движения может элементарно заглохнуть на перекрестке. А всего несколько метров запаса позволит быстро перестроиться в другой ряд и избежать аварии.
Поэтому, останавливаясь перед оживленным перекрестком, нужно выдержать дистанцию в 2-3 метра. Кстати, этого достаточно, чтобы в случае удара сзади автомобиль не задел соседа впереди и машины на другой полосе.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. При плохой погоде либо на сложных городских участках безопасная дистанция ПДД должна быть меньше расстояния видимости. Данное правило касается пересечения проезжих частей с плохим обзором, езды по узким улицам, маневров на закрытых поворотах.
В пробках эффективным расстоянием считается примерно 2 метра – этого достаточно для перестроения на другую полосу.
Кроме того, данный метраж не позволяет другим водителям легковых автомобилей «влезть» между двумя машинами, а также снижает риск резких маневров.
На парковках нет четкого безопасного расстояния, все зависит от конкретной ситуации. Главное правило – чтобы боковая дистанция позволяла выйти из автомобиля, не задев дверью соседние. Если припарковались сзади другой машины, то нужно «на глаз» высчитать расстояние, которое позволит выехать с парковки в случае, если за вами впритык встанет другая машина.
В отличие от городских условий, где контролировать действия других водителей невозможно, на трассе можно самостоятельно делать все зависящее, чтобы не создавать нештатных ситуаций. Причем нужно помнить, что безопасная дистанция на дорогах с высоким скоростным режимом – это не просто расстояние от бампера до лидирующего автомобиля. Следует принимать в расчет, что если у впереди идущего соседа на пути окажется открытый люк, яма, глубокая лужа, то ему придется уходить вбок. И нужно всегда быть готовым к этому.
Здесь применимо уже упомянутое правило: скорость перемещение делится на 2, и получается количество «безопасных» метров дистанции. Однако есть перечень объективных требований, когда эффективное расстояние следует увеличить из-за особенностей погодных условий – при езде в темное время суток, по асфальтобетонному покрытию, заснеженной, обледенелой и мокрой дороге. Кроме того, безопасная дистанция зависит и от субъективных факторов:
движение в конце вереницы машин, насчитывающей свыше 5 транспортных средств;
езда по некачественному дорожному полотну;
водитель переднего автомобиля резко увеличил скорость;
ухудшение обзора – на дороге появились неожиданные препятствия, дождь быстро перешел в снегопад и др.;
за рулем впереди идущего автомобиля находится ученик или неопытный водитель.
Как правило, он устанавливается на коротких отрезках трасс с высокой скоростью транспортного потока, перед резкими спусками или крутыми поворотами. Он запрещает уменьшать дистанцию до метров, указанных на табличке – 50 м, 70 м и пр. При этом увеличивать безопасное расстояние можно.
Зона действия знака 3.16 начинается с места его установки и заканчивается на ближайшем перекрестке, в начале населенных пунктов и в конце городов и поселков. Кроме того, его запрет аннулируется после проезда знака «Конец зоны всех ограничений».
Частные автоинструкторы Марьино и других районов, контактные данные которых размещены на avtoinstruktor199.ru, за долгие годы работы с неопытными водителями выработали собственный «кодекс» безопасной езды. Например, они советуют при передвижении по дороге с ограниченной видимостью увеличивать дистанцию в 2 раза по сравнению с той, которая рекомендована ПДД. Соблюдение этого правила позволяет совершать экстренные маневры (торможение, объезд) без последствий для здоровья и транспортного средства.
Кроме того, когда автоновичок находится за рулем легковой машины, везущей тяжелый груз, безопасную дистанцию тоже следует увеличить примерно в 1,5 раза. Такая предосторожность продиктована тем, что тормозной путь автомобиля тоже увеличивается на указанную величину.
ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Как узнать, правильно ли выбрано эффективное расстояние? Основным показателем является количество торможений, совершаемых водителем. Чем меньше – тем лучше! Правильно выбранное расстояние до других автомобилей существенно повышает безопасность на дорогах.
Все отзывы
Столкновения сзади являются наиболее распространенными авариями между транспортными средствами. 1 Они возникают, когда у водителей недостаточно времени, чтобы воспринять и безопасно отреагировать на замедление или остановку движения. Увеличение расстояния до вас может помочь вам вовремя среагировать, когда кто-то тормозит перед вами.
Посмотреть расшифровку видео
(ОПИСАНИЕ)
Крис Хейс, специалист по безопасности путешественников.
(РЕЧЬ)
КРИС ХЕЙС: Время решает все, и когда вы находитесь на шоссе, каждая секунда на счету.
(ОПИСАНИЕ)
Текст, «Правило трех секунд», которое может спасти вашу жизнь. Хэштег Думай о безопасности. Автомобиль следует за другим автомобилем, и между ними примерно два автомобильных звена.
(РЕЧЬ)
Мы обычно думаем об остановке с точки зрения пространства, но что действительно важно, так это время. Требуется около 1 и 1/2 секунды, чтобы заметить потенциальную опасность перед вами, и еще 1 и 1/2 секунды, чтобы среагировать, нажать на тормоз и снизить скорость. Таким образом, вы хотите, чтобы между автомобилем перед вами и вашим автомобилем было не менее 3 секунд.
Для измерения подождите, пока машина перед вами не проедет установленный объект — дерево, дорожный знак, фонарный столб, подойдет любой четкий маркер. После того, как он пройдет, начните считать 1001, 1002, 1003. Если вы доберетесь до того же объекта до того, как достигнете 3, вы слишком близко.
(ОПИСАНИЕ)
На диаграмме появляется предупреждающий знак со стрелками, показывающими расстояние в 1,5 секунды между двумя движущимися автомобилями. Появляется вторая фотография ноги, нажимающей на педаль тормоза, показывающая, что требуется еще 1,5 секунды, чтобы остановиться, прежде чем ударить автомобиль перед ним.
Конечно, эта 3-секундная базовая линия подходит для автомобиля в нормальных условиях вождения. Вождение в плохую погоду добавляет еще одну секунду. За рулем внедорожника добавить еще секунду. Если вы ведете коммерческий автомобиль, это должно быть не менее 6 секунд. Так что не забывайте о правиле 3-х секунд и не забывайте делиться безопасностью с друзьями и семьей.
(ОПИСАНИЕ)
Столб и дерево показаны во время движения двух транспортных средств, чтобы показать, как считать секунды, проходящие между каждым транспортным средством. Начинается дождь. На экране появляются стрелки, показывающие расстояние длиной 4 секунды для плохой погоды. Появляется внедорожник, и стрелки показывают количество пройденного расстояния в течение 5 секунд. Затем появляется коммерческий автомобиль и показывает количество пройденного расстояния в течение 6 секунд.
[ИГРАЕТ МУЗЫКА]
(ОПИСАНИЕ)
Текст, Путешественники. Логотип, белый зонт. Получите больше советов по безопасности на веб-сайте Travelers dot com Think Safe. Хэштег Думай о безопасности. Информация в этом видео предназначена для использования в качестве руководства и не предназначена и не является юридическим, техническим или профессиональным советом. Travelers не гарантирует, что соблюдение каких-либо рекомендаций, лучших практик или руководств приведет к определенному результату. Ни при каких обстоятельствах Travelers или любые ее дочерние компании или филиалы не несут ответственности перед кем-либо, кто имеет доступ к информации, представленной в видео, или использует ее.
Увеличение расстояния между вами и впереди идущим автомобилем может дать вам время, необходимое для распознавания опасности и безопасного реагирования. Национальный совет по безопасности рекомендует соблюдать дистанцию не менее трех секунд. 2
Определить трехсекундный интервал относительно легко. Следуя за транспортным средством, выберите дорожный знак, дерево или другой придорожный маркер. Отметьте, когда транспортное средство впереди проезжает этот маркер, а затем посмотрите, сколько секунд потребуется (считайте 1–1000; 2–1000; 3–1000), чтобы вы проехали то же самое место. Если это меньше, чем три секунды, оставьте больше места и увеличьте дистанцию следования.
Думайте о расстоянии во времени, а не в пространстве. При стандарте в 2,5 секунды дорожные инженеры используют время, а не расстояние, чтобы представить, сколько времени требуется водителю, чтобы осознать опасность и отреагировать на нее. Национальный совет безопасности также использует этот стандарт (плюс немного больше для безопасности), когда рекомендует правило трех секунд для соблюдения дистанции. 2
Правило трех секунд рекомендуется для легковых автомобилей при идеальных дорожных и погодных условиях. Снизьте скорость и еще больше увеличьте дистанцию следования в неблагоприятных погодных условиях или при ухудшении видимости. Также увеличьте дистанцию следования, если вы ведете более крупный автомобиль или буксируете прицеп.
Отвлекающие факторы, такие как текстовые сообщения, попытки выпить или взгляд на навигационное устройство, также играют роль в наездах сзади. Даже если вы используете правило трех секунд, вы можете не успеть среагировать на опасность, если отвлечетесь. Это еще одна причина, по которой вам следует избегать отвлекающих факторов во время вождения. 3
Узнайте больше о страховании автомобиля
Новые технологии предлагают больше функций безопасности, которые помогают сделать ваше вождение более безопасным и менее напряженным. Узнайте, что нового!
Безопасность пассажиров является важным фактором, когда вы путешествуете с пассажирами.
Никому не нравится думать о возможности попасть в автомобильную аварию, но если вы продумаете заранее и поймете, какие шаги нужно предпринять, вы будете лучше подготовлены к неожиданностям.
Вы едете по дороге, смотрите в зеркало заднего вида и понимаете, что машина позади вас слишком близко. Если вам нужно резко остановиться, они обязательно врежутся вам в спину. Эта ситуация может быть неприятной и опасной, поэтому так важно дать автомобилям вокруг вас достаточно места. Но что такое безопасное расстояние следования?
Когда вы едете за другим транспортным средством, вы можете определить безопасную дистанцию между автомобилями с помощью правила трех секунд. Это означает, что когда автомобиль проезжает какую-либо заданную точку, вы должны быть в состоянии сосчитать как минимум до трех (один Массачусетс, два Массачусетса, три Массачусетса), прежде чем вы пересечете эту же точку.
Это просто минимальное безопасное расстояние между автомобилями. Чем больше места, тем лучше, когда это возможно, и рекомендуется, когда дорожные условия не идеальны. Вы также захотите, чтобы у вас было больше места, если вы ведете более крупный автомобиль и / или буксируете прицеп, так как для остановки потребуется больше времени.
**Вы можете слышать о правиле двух секунд, которое основано на той же предпосылке, но на одну секунду меньше. Мы рекомендуем три секунды, когда это возможно.
Теперь, когда вы знаете правило трех секунд, как оно преобразуется в расстояние в футах, которое должно оставаться между вами и впереди идущей машиной?
Начните с количества футов в миле; 5280. Вы захотите умножить свою скорость на 5280. Итак, если вы путешествуете со скоростью 65 миль в час, вы умножите 5280 * 65 и обнаружите, что проезжаете 343 200 футов за час.
Затем разделите футы в час на количество минут в часе (60). В этом случае 343 200/60 дает вам 5 720 футов в минуту.
Затем вы захотите разделить футы в минуту на количество секунд в минуте (60). В этом случае 5720/60 составляет около 95 футов.
Наконец, возьмите количество футов в секунду и умножьте его на три, чтобы получить безопасное расстояние следования. В этом случае 95 * 3 говорит вам, что безопасное расстояние между автомобилями, движущимися со скоростью 65 миль в час, составляет 285 футов.
Эта формула поможет вам рассчитать безопасное расстояние в футах на основе вашей скорости. Конечно, вы захотите выяснить это, прежде чем сесть за руль.
Автомобильные аварии, в которых одно транспортное средство врезается в другое, являются одним из наиболее распространенных видов аварий, а также одним из самых опасных.