Что такое «безопасное вождение»?
Друзья, привет! В этой статье проанализирую известное словосочетание «безопасное вождение» и дам свой вариант его толкования, поскольку большая часть людей понимает его, с моей точки зрения, не совсем верно. Многие свои лекции я начинаю с вопроса к аудитории: «как вы понимаете словосочетание «безопасное вождение»? Очень часто в ответ я слышу что-то вроде «это значит вождение без ДТП» или «во время поездки никто не пострадал». На это у меня уже есть заготовленный контраргумент: я привожу в качестве примера одного своего знакомого, который летом по выходным уезжает на дачу, а воскресными вечерами возвращается домой за рулём… пьяный. Регулярно. Ни одной аварии. За всё время. Аудитория в недоумении: студенты чувствуют, что где-то подвох, но не поймут, где именно. Вроде бы безаварийно, но… как-то не совсем безопасно.
Действительно, это нельзя назвать безопасным вождением, потому что безопасность определяется не фактом наличия или отсутствия ДТП, а вероятностью наступления ДТП. Если бы мир состоял только из чёрного и белого, тогда – да, безопасное вождение означало бы «без аварий». Однако между чёрным и белым есть множество оттенков, равно как и между нулевой и 100%-й вероятностями есть много промежуточных значений. Таким образом, безопасное вождение означает управление автомобилем с минимальной вероятностью ДТП, с минимальным риском. Поэтому, если обычно единственная мысль водителя, только что получившего «права» – о том, как бы доехать до места назначения живым и здоровым, то у продвинутого водителя требования к безопасности ужесточаются. Продвинутый водитель стремится не просто избежать ДТП, но и снизить риски в пути настолько, насколько это возможно.
Теперь давайте подумаем, насколько вообще можно снизить риски. Нарисуем ось вероятностей, обозначим начало оси как «0», а конец – «1». Единица, то есть 100% вероятности ДТП означает, что авария точно случится, и это лишь вопрос нескольких секунд. Например, водитель на обледенелой дороге разогнался до скорости 60 км/ч и не принял во внимание, что при такой скорости машине потребуется по крайней мере 60 метров для остановки с того момента, как он нажал на педаль тормоза «в пол». И начал тормозить перед светофором за 50 м. Застрекотала АБС, машина перешла в режим экстренного торможения. Все полосы перед светофором заняты стоящими машинами, увернуться некуда – разве что выскочить на тротуар с пешеходами… Вот и всё – осталось сидеть и покорно ждать, пока капот протаранит чей-то багажник. Машина на скользкой дороге тормозит небыстро, так что секунд 10-15 до столкновения придётся потерпеть. Это и есть ситуация, когда вероятность ДТП равна 1 или 100%.
А что же означает вероятность ДТП «0»? Аудитория часто на это отвечает «когда мы стоим на светофоре». Доля правды здесь есть: пока мы стоим, от нас не исходит никакой угрозы для окружающих. Однако это никак не исключает угрозы для нас со стороны окружающих машин. Чувствуете, к чему я веду? Можно сказать, что вероятность ДТП равна нулю тогда, когда ваша машина стоит в гараже, а вы – находитесь дома и, например, попиваете чай с семьёй за просмотром любимого фильма на мягком диване. Хотя и тут ваш гараж может протаранить фура, а на дом может рухнуть самолёт. И уж тем более мы не можем говорить о нулевой вероятности ДТП, пока ваш автомобиль стоит на охраняемой парковке, поскольку машину может зацепить неумело паркующийся водитель, пусть и в ваше отсутствие.
Отсюда следует крамольное умозаключение: безопасное управление автомобилем в буквальном смысле невозможно! Слова «безопасное» и «вождение» уже по самой сути противоречат друг другу. Фраза «Безопасное вождение» – все равно что «безалкогольный спирт» :)) Как только вы тронулись с места и колёса сделали первый оборот, вы уже стали опасны. Почему?
Вы когда-нибудь слышали, что автомобиль является источником повышенной опасности (статья 1079 Гражданского кодекса РФ)? А задумывались, чем вообще определяется степень опасности движущегося объекта? С точки зрения физики, опасность движущегося объекта определяется величиной кинетической энергии:
E = mv2/2
где m – масса объекта, v – скорость.
И далее в этой статье мы будем рассматривать опасность именно с этой точки зрения: т. е. как опасность движущегося объекта, заключающуюся в нанесении повреждений себе и другим объектам при столкновении с ними. Важно понимать, что это не единственный фактор опасности, который угрожает нам при управлении автомобилем. Но он является наиболее значимым, имеющим наибольшее влияние, а также наиболее часто реализующимся.
Кроме квантов света массу имеет любой видимый объект, а стало быть, если есть скорость, значит, есть и опасность. Например, летящая пуля. Надеюсь, у вас не вызывает сомнений, что огнестрельное оружие опасно? Так вот, чем больше величина энергии, тем более опасен объект. Кстати, в законе «Об оружии» выделяется три вида оружия – гражданское, служебное и боевое, которые отличаются между собой как раз кинетической энергией пули, что конкретно прописано в цифрах.
Именно неотъемлемый факт наличия скорости движения у автомобиля делает его по умолчанию опасным. Именно поэтому с первым оборотом колеса вы, будучи за рулём, становитесь опасны.
Так что если вдуматься, выходит, водителей дезинформируют, когда говорят слова вроде: «сотрудники полиции обеспечивают безопасность на дорогах». Не потому что они плохо выполняют свою работу, а потому что слова «безопасность» и «вождение» изначально противоречат друг другу. И уж вводят в откровенно глубокое заблуждение слова «если вы соблюдаете ПДД, значит, вы в безопасности».
НЕ БЫВАЕТ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ, БЫВАЕТ ВОЖДЕНИЕ БЕЗ НЕОПРАВДАННОГО РИСКА. НО РИСК ЕСТЬ ВСЕГДА!
Поэтому, повторюсь, основная задача водителя на пути к так называемой безопасности за рулём – это снижение рисков. На этом строится англо-американская концепция безопасного управления автомобилем «Защитное вождение» или Defensive Driving. Нужно просто не допускать лишнего, неоправданного риска, и постоянно контролировать его уровень. Либо, если речь идёт, скажем, о водителях оперативного состава полиции, снизить риски уже не получится в силу специфики их работы. В таких случаях остаётся лишь рисковать и осознавать уровень риска. Если идёшь по краю пропасти, ты должен знать, что тебя ждёт внизу…
Из приведённой выше формулы кинетической энергии следует два вывода, которые, вероятно, вас удивят. Давайте сравним в цифрах энергию легкового автомобиля при типичной городской скорости движения 60 км/ч и энергию пешехода при типичной для него скорости 5 км/ч. Для расчётов примем массу автомобиля за 1500 кг, а пешехода – 70 кг. Считаем: 60 км/ч, это 16,67 м/с, тогда энергия автомобиля равна 16,67*16,67*1500/2 = 208416,7 Дж. Энергия измеряется в джоулях, эти единицы мы не используем в повседневной жизни, и на первый взгляд не совсем понятно, много это или мало. Чтобы это понять, нужно сравнить полученную величину с энергией пешехода. 5 км/ч = 1,39 м/с, тогда кинетическая энергия составит 1,39*1,39*70/2 = 67,5 Дж. Как говорится, почувствуйте разницу! Разделим одно на другое и получим, что энергия движения машины в 3085 раз превышает энергию движения пешехода. Или, иначе
ДВИЖУЩИЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ 60 КМ/Ч ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ОПАСНЕЕ ПЕШЕХОДА БОЛЕЕ ЧЕМ В 3000 РАЗ!
Аналогичные вычисления позволят оценить степень опасности автомобиля другой массы и при других скоростях движения. Скажем, тот же полуторатонный легковой седан при скорости 100 км/ч опаснее пешехода уже более чем в 8500 раз. Про внедорожники и грузовики даже думать не хочется…
Итак, делаем первый вывод. Формулировка вроде «пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, создают опасность для водителей» некорректна с точки зрения физики и рассмотрения опасности через призму величины кинетической энергии.
ПЕШЕХОД ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБЕН БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ.
С точки зрения движения пешеход безопасен. Равно как муравей безопасен для хомяка, кошка безопасна для слона, а младенец безопасен для тяжелоатлета. Да, конечно, после столкновения автомобиля с пешеходом на скорости 60 км/ч автомобилю будут нанесены определённые повреждения. Но что это по сравнению с теми повреждениями, которые будут нанесены пешеходу (если тот вообще выживет)?! Настоящую опасность создаёт тот, кто движется быстро, а заодно и обладает огромной массой. Напоминаю, вооружённое нападение пешехода на водителя и умышленное причинение вреда я здесь не рассматриваю.
А лошадь, например, весит, в среднем, 500 кг и способна бегать со скоростью до 70 км/ч, т. е. она уже может представлять реальную опасность как для пешехода, так и для водителя в автомобиле. Надеюсь, моя мысль понятна.
Поэтому, дорогие читатели-водители, привыкайте к мысли, что при встрече с пешеходом опасны именно вы, а значит, вся ответственность за безопасность и последствия ДТП лежит на вас. Я понимаю, что это сложно принять, но такова объективная реальность, основанная на законах физики. Более того, как я уже писал выше, наше законодательство придерживается аналогичной позиции. Поэтому водитель, сбивший пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, хоть и не будет привлечён к уголовной и административной ответственности (при отсутствии отягчающих обстоятельств, разумеется), но в любом случае будет привлечён к ответственности гражданской и будет обязан возместить причинённый пешеходу ущерб. Именно по причине того, что автомобиль – источник повышенной опасности.
Отсюда вытекает следующая практическая рекомендация для водителей. В плане снижения рисков ДТП наиболее эффективна следующая установка:
СЕЛ ЗА РУЛЬ – ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ!
Я это пишу не для того, чтобы загнобить водителей, просто при таком подходе вы же – водители – целее будете. Только и всего.
Поэтому уделяйте повышенное внимание как пешеходам, так и «слепым зонам», из-за которых возможно появление пешеходов: припаркованные автомобили, здания и сооружения около проезжей части, зелёные насаждения, другие автомобили в транспортном потоке, и т. п. Перестраивайте манеру вождения так, чтобы избежать столкновения с пешеходами даже в случае грубейшего нарушения ими ПДД.
Второй вывод, который следует из написанного выше: характер движения автомобиля и способы управления им существенно отличаются от характера движения пешехода, несмотря на одни и те же законы физики движения. Это похоже на сравнение движения человека на поверхности Земли и Луны. Казалось бы, один и тот же закон гравитации, однако привычное отталкивание ногами от поверхности Луны приведёт к отрыву от поверхности Луны примерно на несколько метров, в то время как на Земле привычный прыжок – всего на 20-30 см вверх. Вспомните, как люди ведут себя в метро, посмотрите, как они сталкиваются в дверях, подрезают друг друга на поворотах, внезапно останавливаются посреди прохода, чтобы почитать вывеску, или просто идут вперёд, глядя назад или в свой смартфон. К чему это приводит? «Ой, простите, извините» – и пошёл дальше. К чему приводит такое же поведение на дороге? К ДТП с многотысячными убытками, пострадавшими и жертвами. Другие скорости, другие массы и те же законы физики. Иными словами, мышление пешехода (или пассажира), которое от рождения заложено в каждом из нас, неприменимо за рулём автомобиля.
Ежегодно количество автомобилей, колесящих по дорогам нашей страны, увеличивается. Если обратиться к статистике, то за последние десять лет число машин в Российской Федерации возросло с 28 до 42 миллионов единиц.
Хорошо это или плохо – решать вам, но факт остается фактом – аварийность вместе с ростом количества автовладельцев заметно увеличилась. Причин такому явлению множество. Чтобы они не возникали, мы подготовили правила безопасной езды. Изучив их, каждый опытный и начинающий автомобилист сможет защитить себя и своих родных от неприятностей на автодорогах.
Одна из основ безопасного вождения – проверка исправности автомобиля и подготовка к предстоящей поездке. Например, при размещении багажа в салоне важно подумать, что может произойти с ним во время аварии или в случае опрокидывания автомобиля.
Столкновение или экстренное торможение приводит к перемещению вперед пассажиров, которые находятся на заднем сиденье. Это часто становится причиной травмирования пассажиров, сидящих спереди. А теперь рассмотрим простой пример с аптечкой. Если она свободно лежит у заднего стекла, то при ДТП становится снарядом, способным рассечь голову шоферу или пассажиру.
Также безопасность в легковом автомобиле связана с комплектностью. К примеру, что-то может выйти из строя на полпути. В летнее время автовладельцу обязательно понадобится питьевая вода, а в зимнее время – теплая одежда.
Например, при езде по бездорожью и проселочным дорогам автомобиль может застрять в луже. На такой случай необходимо предусмотрительно захватить в поездку резиновые сапоги. Наличие какой-либо проблемы не должно испортить путешествие. Если своевременно не устранить даже мелкую неисправность, водитель будет уделять все внимание ей, а не ситуации на дороге.
Еще одна рекомендация — даже если совершается поездка на короткие дистанции, лучше брать попутчика. Требования к нему – неразговорчивость, предусмотрительность, хорошая физическая подготовка. Все это поможет обеспечить личную безопасность на дорогах.
Хорошим водителем считается тот, кто регулярно водит автомобиль. Это позволяет поддерживать навыки. Кроме навыков необходимо еще быть готовым к быстрому реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на дороге. Чтобы молниеносно определять опасность, рекомендуется представлять происшествия, изучать их (например, с помощью известного видеосервиса и интернет-ресурсов), планировать возможные действия.
Уроки безопасного вождения можно проходить даже дома. Для этих целей существуют специальные программы. При этом важно понимать, что даже автомобильный ас может оказаться в категории «уязвимых». Особенно это касается тех водителей, которые не соблюдают скоростной режим и ведут активные беседы с пассажирами, часто отвлекаясь.
Кроме того, для безопасности при езде следует придерживаться правил трех «Д» — «Дай Дорогу Дураку». Пешеходы тоже могут обратить на него внимание. Стоит отметить, что с принципами защитного вождения должен быть знаком не только водитель, но и тот, кто может оказаться в роли пассажира. Конечно, раздражать водителя, давая советы, не стоит – важно адекватно оценивать вождение.
Одним автомобилистам достаточно контролировать обстановку с помощью зеркал, чтобы чувствовать себя спокойно и вовремя включать указатели поворота. Другие же могут фанатично следовать предписанным ПДД, но даже при строгом соблюдении правил дорожного движения нет гарантии, что в поездке ничего не произойдет. Однако есть советы по безопасному вождению автомобиля для начинающих и опытных водителей, которые будут полезны.
В числе основных:
Все дорожно-транспортные происшествия происходят из-за невнимательности водителей. Каждый участник дорожного движения во время езды должен соблюдать бдительность. Нельзя расслабляться ни на минуту. Только полный контроль позволит вовремя распознать угрозу и своевременно предпринять меры, которые предотвратят столкновение, а значит сохранят жизни.
Машиной, которая двигается на большой скорости, управлять сложнее, так как:
Как показывает практика, если два раза проехать один и тот же участок дороги длиной в 80 км на скорости 105 и 130 км/ч, разница во времени составит всего 9 минут. Но с сокращением времени увеличивается риск попадания в ДТП.
Самый значимый элемент, который когда-либо было изобретен для автомобилей – ремни безопасности. Эта, казалось бы, незначительная деталь, способна поглощать всю силу удара и препятствовать вылету из салона водителя, а также пассажиров. В каждом современном автомобиле есть зоны запрограммированного смятия. Ремень безопасности – часть таких систем. Благодаря ему водителя удается удерживать в безопасной зоне в моменты смятия кузова от удара.
Одно из правил безопасного вождения автомобиля – правильное положение рук на руле. Одну следует держать справа, другую – слева. Нельзя располагать руки внизу или вверху. Большими пальцами при этом необходимо обхватывать рулевое колесо. В моменты переключения передач правой рукой, следует держать руль левой, поместив ее в верхний сектор. Это позволит совершить экстренный маневр при необходимости.
На крутом повороте техника кручения руля подразумевает перекрестную смену рук. При совершении поворотов на высокой скорости радиус поворота лучше максимально увеличить для предотвращения ухода в занос. Для увеличения радиуса следует начинать и заканчивать поворот как можно ближе к противоположной повороту полосе. В середине поворота необходимо держаться ближе к дороге, на которую планируется повернуть.
Безопасность движения транспортных средств во многом зависит от дистанции. Расстояние до впереди идущего участника дорожного движения измеряется не метрами, а секундами. Для соблюдения данного правила необходимо смотреть на впереди идущую автомашину. Когда ТС сравняется с любым неподвижным объектом, можно произвести отсчет секунд. Если при проезде до выбранного объекта водитель смог досчитать до четырех, значит все в порядке, и он на безопасной дистанции. Не стоит забывать о нахождении в «мертвых зонах». По возможности в них лучше оказываться как можно реже.
Обгон транспортных средств всегда связан с некоторыми опасностями. Особенно, если он производится на узкой дороге, закругленной автотрассе, при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время. Во время выполнения этого маневра может выясниться, что за впереди идущим авто находится еще одно транспортное средство. При этом дистанция между ними небольшая, чтобы завершить маневр.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, не стоит принимать решение об обгоне, если кто-то движется сзади слишком близко. Техника безопасности на дороге при обгоне предполагает постоянное наличие места для отступления. Водителю надо быть готовым ко всему, особенно к отклонению обгоняемого транспортного средства влево из-за объезда препятствия.
Скверное настроение или возбуждение – не лучшее психологическое состояние, при котором можно водить автомобиль. Статистика показывает, что около половины погибших автовладельцев перед ДТП испытывали психологические проблемы.
Кроме того, садясь за руль, важно помнить, что первые два часа считаются периодом «врабатывания», а значит самыми опасными. Рекомендуется после каждого часа пребывания за рулем делать 5-минутную остановку для отдыха. Если водитель выпил алкоголесодержащий напиток, снижение скорости реакции у него будет наблюдаться в течение не менее 72 часов.
Безаварийное вождение автомобиля возможно только в том случае, если он находится в отличном техническом состоянии. Эта простая истина известна всем автовладельцам, но не каждый придерживается ее. Многие отправляются на СТО только после случившейся поломки. Стоит помнить, что своевременно проведенные диагностические операции и процедуры по обслуживанию обойдутся дешевле ремонта. Также это существенно увеличивает уровень безопасности на дороге.
Движение ночью по дорогам, в особенности, если они не асфальтированы или даже проходящие по пересеченной местности, связано с некоторыми сложностями. Езда проходит при плохой видимости, напряженном зрении, нередко усталости и сонливости.
В моменты переключения на ближний свет необходимо запоминать видимые пределы дороги. Не стоит смотреть на фары встречного авто. Свет от них всегда должен оставаться на периферии зрения. Если встречное ТС ослепило, нужно медленно снизить скорость, а затем остановиться у края проезжей части. Не стоит забывать об ослеплении сзади идущим авто. Свет его фар отражается в зеркалах заднего вида.
Важно понимать, что идущий навстречу свет от одной фары – это еще не гарантия, что участником движения является мотоциклист. На автомобилях одна из фар может быть неисправной, поэтому при езде в ночное время лучше всегда держаться как можно правее. Не рекомендуется выключать свет в утренние часы, когда еще сумерки. Именно это время считается опасным, так как водители, управляющие машиной с ночи, уже устали, а севшие за руль утром – не до конца проснулись.
Езда в зимнее время требует периодической проверки тормозов. Делается это путем нескольких нажатий на педаль. Это также позволит посушить тормозные колодки, если они намокли. Не стоит применять ручник, когда авто ставится на автостоянку. Задние колодки могут попросту примерзнуть. Лучше выбирать ровное место и включать передачу. На коробке автомат выбирать положение «P».
Предлагаем пройти курс занятий по подготовке на права категории в автомат.
Зимой в бензобаке всегда должно быть топливо. Стенки полупустого бака покрываются льдом, который при движении откалывается. Иногда это приводит к закупориванию отверстия забора горючего. С собой всегд следует возить аварийный запас одежды, пищу, сухой спирт, а также снаряжение для пешего похода. Даже густонаселенная местность – не гарантия безопасности во время снежных ураганов, а также сильных метелей. Сон в машине при работающем двигателе крайне нежелателен, так как печка способна натягивать выхлопные пары в салон.
На высоте 2000 метров воздух разряжен. Для езды на таких высотах требуется регулировка зажигания в сторону более ранней подачи искры. На спуске не следует постоянно притормаживать. Из-за этого тормоза перегреваются, а тормозная жидкость закипает. Лучше всего тормозить двигателем. Это подразумевает торможение, не выжимая педаль сцепления.
При дожде или таянии снега возможны сходы грунта, снежных масс. Нельзя задерживаться вблизи рек, оврагов, в местах со следами перемещения горной породы. Смена погоды в горах происходит быстро. Особую опасность для водителя представляют туманы. Даже если планируется короткая поездка, к ней нужно готовиться с аварийным запасом всех необходимых вещей и продуктов.
На дорогах возникают разные ситуации, например, выпадение из кузова грузового автомобиля груза. Если на улице ветренно, на дорогу может свалиться дерево. Пешеходы нередко пересекают проезжую часть, не оценив обстановку. Первая реакция любого водителя на возникшее внезапно препятствие – торможение. Однако оно бывает бесполезным, если недостаточно времени и дистанции для остановки. Кроме того, машину может повести.
Для объезда препятствия при защитном стиле вождения достаточно расстояния, которое в два раза меньше тормозного пути. Совершать такие маневры необходимо одновременно с притормаживанием.
Скользкая дорога не всегда покрыта льдом. Аналогичные условия может создать опавшая мокрая листва, внезапно начавшийся дождь. На скользкой трассе сцепление колес с покрытием снижается.
B туман, если температура опускается до 0 градусов и ниже, может образоваться корка льда. Опасность скользкой дороги заключается в удлинении тормозного пути, а также боковом скольжении. Чтобы этого избежать, следует выбирать безопасную скорость, а также позаботиться об установке хороших покрышек. При необходимости надевать цепи поверх протекторов.
Не стоит разгоняться перед препятствиями. Это может привести к повреждению рессоров, пружин, амортизаторов и даже кузова. Лучше притормозить заранее, а уже перед самим препятствием надавить немного на газ.
Под небольшой лужей может скрываться глубокая ума или кусок торчащей арматуры. Безопасная езда по мелкой воде возможна, когда уровень воды не превышает середины колеса. Нельзя въезжать в воду, разогнавшись, так как разгоряченные диски резко охладятся и их поведет, а двигатель зальет вода и он получит гидроудар. Останавливаться в воде также не стоит, так как глушитель может наполниться водой.
Когда толщина льда доходит до 15 см, этого достаточно для проезда по нему на автомашине массой до 2 тонн. На каждую дополнительную тонну веса требуется не менее 5 см льда. Безопасный проезд по ледяной глади возможен с открытой дверцей без пассажиров в салоне. Если лед начнет трещать или проступит вода, не стоит сразу оставлять машину. Необходимо просто повысить скорость.
Перед проездом ЖД-переезда необходимо включить первую передачу и не менять ее до момента выезда с него. Бывает глохнет двигатель прямо на рельсах. Когда автомобиль некому толкать, можно попробовать выехать на стартере. Для этого следует включить первую передачу и попытками заводки двигать авто.
Вас может заинтересовать возможность сдать на права категории А1 или пройти обучение в нашей VIP автошколе по специальному тарифу.
Как подобрать антифриз правильно
Как быстро выучить правила дорожного движения
Получение медицинской справки для автошколы
июнь 2020 г.
Распечатать этот выпуск
Защитите себя за рулем
En españolПрисылайте нам свои комментарии
Вождение автомобиля дает вам свободу. Но это также и одна из самых рискованных вещей, которые вы делаете каждый день. В 2018 году в автомобильных авариях в США погибло более 36 000 человек. Ежегодно миллионы людей получают травмы.
Многие вещи могут сделать вождение рискованным. Превышение скорости, невнимательность к дороге и вождение в состоянии усталости повышают вероятность аварии. Употребление алкоголя или наркотиков может быть особенно опасным.
К счастью, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы обезопасить себя и других в машине. Исследователи работают над тем, чтобы понять, что вызывает сбои и как их предотвратить.
Вы, вероятно, видели рекламу, напоминающую вам следить за дорогой. Повсюду сотовые телефоны и экраны, отвлеченное вождение стало серьезной проблемой.
«Из-за того, что мы так привязаны к телефону, мы стараемся ответить немедленно, когда кто-то звонит или пишет нам», — говорит доктор Брюс Саймонс-Мортон, эксперт Национального института здравоохранения по вождению подростков. Чтобы безопасно управлять автомобилем, мы должны преодолеть этот мощный импульс, объясняет он.
Текстовые сообщения могут на несколько секунд отвлечь вас от дороги. Всего за пять секунд вы преодолеваете футбольное поле со скоростью 55 миль в час.
Отвлечение не ограничивается телефонами. Это все, что отвлекает внимание от вождения автомобиля. Еда, игра с радио и настройка навигационной системы — все это отвлекает от безопасного вождения.
«Дотянуться до предметов — тоже большая проблема, — говорит Саймонс-Мортон. Вы можете отвести взгляд от дороги, когда потянетесь за солнцезащитными очками или чем-то еще на сиденье рядом с вами.
Люди любого возраста могут отвлекаться во время вождения. Многие взрослые признаются, что отправляют текстовые сообщения, отвечают на звонки и совершают другие опасные действия. Это проблема, потому что подростки копируют действия своих родителей, когда учатся водить машину.
Исследования показывают, что подростки-водители подвергаются наибольшему риску аварий. Аварии выше среди 16-19-лет, чем любая другая возрастная группа. Это потому, что некоторые навыки вождения улучшаются с опытом. Подростки также склонны отвлекаться, особенно на друзей в машине.
«Первые шесть месяцев самостоятельного вождения — самые опасные», — говорит доктор Джинджер Янг, эксперт по вождению подростков из Национальной детской больницы и Университета штата Огайо. Риск попасть в аварию остается высоким, по крайней мере, до 20-летнего возраста.
Чтобы обезопасить новых водителей, во всех штатах теперь используется ступенчатая система лицензирования. Система имеет три этапа. Подростки сначала получают разрешение учащегося, где их контролирует взрослый водитель. После сдачи экзамена по вождению они получают права с ограничениями, такими как ограничения на вождение в ночное время и количество пассажиров. После сохранения безопасного водительского стажа в течение установленного периода они могут получить стандартные водительские права.
Ян объясняет, что иногда родители могут становиться менее заинтересованными, когда их подростки впервые начинают водить машину самостоятельно. Но даже после того, как им вручили ключи, подростки все еще смотрят на своих родителей.
«Родители должны быть хорошими образцами для подражания, потому что подростки все еще наблюдают за поведением родителей и учатся у них, — говорит Ян. В настоящее время она изучает, как родители могут общаться со своими подростками, чтобы улучшить их навыки вождения.
Ян и ее коллеги изучают способы оказания помощи подросткам, уже нарушившим правила дорожного движения. Ее команда учит родителей, как усилить мотивацию ребенка к более безопасному вождению. Родители учатся использовать открытые вопросы и быть активными слушателями. Этот метод называется мотивационным интервью.
Ян советует родителям, что «разговоры о безопасном вождении должны каждый раз быть небольшими темами, но повторяться несколько раз».
Время важно. И родитель, и подросток должны сохранять спокойствие, чтобы разговор был эффективным.
Ее прошлые исследования показывают, что родители могут изменить ситуацию. Мотивируя своих подростков к безопасному вождению на раннем этапе, родители могут помочь подросткам выработать привычки безопасного вождения, которые они сохранят во взрослой жизни.
Молодые водители — не единственная группа, подверженная повышенному риску аварий. С возрастом физические и психические изменения могут сделать вождение более опасным.
«С возрастом в нашем зрении происходит ряд изменений, — говорит доктор Синтия Оусли, изучающая влияние старения на зрение в Университете Алабамы в Бирмингеме.
Заболевания глаз, такие как глаукома, естественно ухудшаются с возрастом. Пожилые люди также более склонны к определенным заболеваниям глаз, влияющим на зрение, таким как катаракта и возрастная дегенерация желтого пятна.
Проблемы с различением объекта на фоне, называемые контрастной чувствительностью, также распространены. «Представьте, что вы смотрите через грязное лобовое стекло: все выглядит размытым», — говорит Оусли.
Проблемы со зрением также могут повлиять на вашу способность видеть сбоку или периферийным зрением. Это может затруднить просмотр машин на соседних полосах.
Для пожилых людей изменения в мозге также могут сделать вождение более рискованным. Оусли и другие показали, что снижение когнитивных функций — проблемы с памятью и другими функциями мозга — увеличивает вероятность автомобильной аварии.
Изменения физических способностей, таких как сила и рефлексы, также могут сделать управление автомобилем более опасным с возрастом. Но старение не обязательно означает, что вы должны перестать водить машину.
«Я думаю, общественность беспокоится о старых водителях, но на самом деле большинство старых водителей вполне безопасны», — говорит Оусли. Наибольшему риску подвержены пожилые водители с нарушениями зрения и когнитивных функций.
Если вас беспокоит поведение пожилого человека за рулем, важно начать с ним разговор. Эксперты советуют следить за признаками того, что вождение становится небезопасным, например, заблудиться на знакомом маршруте, попасть в аварию или получить штраф за нарушение правил дорожного движения.
Вы также можете обратиться в клинику оценки вождения. Эти клиники могут обеспечить профессиональную оценку водительских способностей человека. Если вождение больше небезопасно, поработайте с пожилым человеком, чтобы разработать план передвижения без машины.
Независимо от того, являетесь ли вы водителем-новичком или уже несколько десятилетий водите машину, важно думать о безопасном вождении.
Хорошей новостью является то, что достижения в области дизайна автомобилей и технологий безопасности помогают защитить вас за рулем. Вы также можете сделать несколько вещей, чтобы снизить риск несчастного случая. Всегда оставайтесь начеку. Не поддавайтесь желанию написать сообщение или поговорить по телефону. Дополнительные советы по безопасному вождению см. во врезке «Разумный выбор».
Когда вы находитесь за рулем автомобиля — один или с пассажирами — безопасность вождения всегда должна быть вашей главной задачей. Мы отвлекаемся больше, чем когда-либо, поэтому очень важно знать основы безопасного вождения и практиковать их каждый раз, когда вы находитесь в дороге, чтобы водить машину ответственно. Вот несколько советов по безопасному вождению:
Игнорирование отвлекающих факторов во время вождения и сосредоточение внимания на дороге является ключом к безопасному вождению. Чтобы сохранять концентрацию во время вождения, выполните следующие действия:
Что такое безопасное вождение? Защитное вождение - это когда автомобилисты используют методы предотвращения аварий с упором на безопасное вождение. Вы даже можете иметь право на скидку за безопасное вождение. Чтобы попрактиковаться в защитном вождении:
Если вы попали в аварию, сначала убедитесь, что никто в машине не пострадал. Затем проверьте пассажиров в другом транспортном средстве, пешеходов и всех, кто находится поблизости, чтобы убедиться, что с ними все в порядке. Затем выполните следующие пять действий:
Уход может привести к юридическим последствиям, таким как штрафы или дополнительные нарушения.
Они отправят на место происшествия полицейского и медиков. Как только полицейские прибудут, подождите, пока они составят отчет о происшествии.
Если вы находитесь на оживленной трассе, оставайтесь в машине и ждите полицию или скорую помощь. Опасно, если пассажиры стоят вдоль автострады или другой дороги с интенсивным движением.
Не вступайте в спор или драку с другим водителем. Просто обменяйтесь контактной и страховой информацией. Если возможно, также узнайте имена и телефоны свидетелей.
Позвоните в свою страховую компанию, чтобы сообщить о претензии. Ваш агент попросит вас предоставить все документы, которые вы получите об аварии, и предоставит вам важную информацию о том, как починить вашу машину.
Узнайте больше о том, что делать после аварии или побега.
Некоторые дороги обозначены как зоны с низкой скоростью. К ним относятся районы с интенсивным пешеходным движением, такие как школьные зоны и улицы с множеством перекрестков, расположенных близко друг к другу. Превышение скоростного режима может нанести вред вам и другим людям. Вот несколько важных законов, которым необходимо следовать, чтобы должным образом соблюдать правила безопасности дорожного движения:
Частью ответственного вождения является не садиться за руль после употребления алкоголя. Поступая таким образом, вы подвергаете опасности не только себя, но и безопасность окружающих. Вождение в состоянии алкогольного опьянения известно как вождение в нетрезвом виде (DUI) или вождение в состоянии алкогольного опьянения (DWI). Алкоголь замедляет ваши рефлексы, временно снижает остроту вашего ума и, таким образом, может поставить под угрозу вашу способность управлять транспортным средством и безопасно управлять им. И да, даже «вождение в нетрезвом виде» по-прежнему считается вождением в нетрезвом виде и может быть не менее опасным.
Арест за вождение в нетрезвом виде может привести к дорогостоящим последствиям, включая тюремное заключение, лишение водительских прав и штрафы. Если вы ударите и/или убьете кого-то, находясь за рулем в нетрезвом состоянии, последствия будут еще хуже.
Также запрещено иметь в машине открытую тару с алкоголем. Если вы перевозите алкогольные напитки, они должны быть запечатаны и в багажнике.
Все 50 штатов в настоящее время установили 0,08% концентрации алкоголя в крови (BAC) в качестве законного предела для вождения в нетрезвом виде, по данным Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS). Для коммерческих водителей это 0,04%. А если вам меньше 21 года, это нулевая терпимость — любое количество алкоголя является основанием для ареста за вождение в нетрезвом виде.
В некоторых городах сотрудники правоохранительных органов устанавливают контрольно-пропускные пункты вдоль дорог, чтобы выявлять и отпугивать пьяных водителей. Обычно они устанавливаются во время праздничных выходных или в дни, когда за рулем может быть больше пьяных.
Если вас остановят на контрольно-пропускном пункте, вам зададут несколько вопросов и могут попросить пройти тест на трезвость (например, произнести азбуку задом наперед, выполнить какие-то физические движения или вдохнуть в датчик алкоголя). Если эти тесты покажут, что у вас высокий уровень алкоголя, полиция может вас арестовать.
Зима приносит всевозможные головные боли: снег, ледяной дождь и слякоть, которые делают дороги более опасными. Зимние осадки могут привести не только к заснеженным дорогам, но и к плохой видимости дороги во время снегопада и скользкости дорог из-за налипания снежинок на проезжую часть и гололеда. Поскольку зимние условия вождения создают много проблем для автомобилистов, вот несколько советов по безопасности, которые помогут вам справиться с трудностями, возникающими при зимнем вождении: