В автоматической коробке передач существует множество жизненно важный элементов, но особняком среди них стоят так называемые фрикционные диски. Если сравнивать с механической коробкой передач, фрикционы – это «сцепление» автомата, выполняющие функцию переключения передач. Даже при своевременном и качественном обслуживании (например, при регулярной замене масла АКПП) срок работы фрикционов не превышает 300 тысяч километров. В этом цикле постараемся дать ответ на следующие вопросы:
-Что из себя представляет фрикционный диск?
-Как определить неисправность фрикционов?
-Каковы причины их износа?
-Как производят замену фрикционов?
Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент , выполняющий функцию сцепления передач. В определенные моменты они соединяются (при помощи гидравлического поршня) и фиксируют нужную шестерню, а другой - разъединяются и шестерня приводится во вращение.
Фрикционный диск состоит из двух частей: металлической и мягкой. Металлическая часть находится в сцеплении с АКПП и неподвижна. Мягкая же часть вращается при зацепе вместе с солнечными шестернями. Более подробно устройство фрикциона можно изучить на картинке.
Если говорить о первых автоматических коробках , там использовались односторонние фрикционы, которые с одной стороны (вращающейся) имели картонную поверхность, а с другой (неподвижной) – стальную.
В современных АКПП используются двухсторонние диски, изготовленные из высокопрочных материалов (однако недавно на YouTube было видео, где показан ремонт АКПП Infiniti FX37, где показали картонные фрикционы. Надеемся, Вам так не повезет).На краю дисков обычно имеется накладка (напыление) из графита, которая служит для исключения перегрева. Из этих дисков формируется так называемый фрикционный пакет. Таких пакетов в коробке несколько, в зависимости от числа передач и устройства.
Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу. В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом. В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.
Допустим, в начальный момент времени передача выключена. В этой ситуации фрикционы вращаются абсолютно свободно. Но стоит переключить передачу, как масляной насос начинает создавать давление, которое через специальный клапан в гидроблоке и прижимает фрикционные диски к стальным дискам. После этого вращающиеся валы АКПП соединяются и машина стартует.
Здесь не будет пафосных слов о невероятном опыте, лучших расходных материалах, сверхсовременных методах ремонта и т.д. LFA – это просто надежный сервис, который может стать для Вас «домашним». Мы активно ведем несколько социальных сетей, а всех клиентов подробно информируем о ходе ремонта в WhatsApp, Viber и Telegram. Записывайтесь на ремонт и ТО Вашего автомобиля. Наш адрес: пос. Внуково, ул. Центральная, д.16с12 (карта проезда). У нас 640 кв.м сервисной зоны и охраняемая территория. Звоните по любым вопросам: 8 (495) 070-7007 или пишите в Whats App.
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.
Содержание статьи
Прежде всего, бывает два вида фрикционов:
Различные АКПП могут иметь разные типы фрикционов. Например, в автоматических коробках, произведенных в 20-м веке и которые сегодня устарели, фрикционные диски односторонние, без накладок. Фактически это означает, что диска два, причем один стальной, а другой картонный.
Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.
Если говорить о принципах работы, нужно понимать, что в устройстве АКПП применяется так называемая планетарная передача. Итак, в двух словах, когда передача выключена, фрикционные диски вращаются без ограничений, то есть они не зажаты по причине отсутствия давления масла.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.
Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т. д. Давайте разбираться.
Итак, сами фрикционные диски вполне могут служить долго (вполне реален показатель пробега около 500 тыс. км.), так как вращаются указанные диски в масле. Так вот, именно от состояния масла в значительной степени зависит их ресурс. Если не менять масло в автомате и масляный фильтр, и при этом подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, вполне реально, что фрикционы также выйдут из строя уже к 80-150 тыс. км.
Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.
Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.
Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:
При наличии подобных неполадок передачи могут переключаться рывками, автомат пинается. Как правило, если проблеме не уделить внимания, первыми из строя выходят фрикционные диски, фрикционы проскальзывают и горят. В результате масло ATF в АКПП пахнет горелым, меняется цвет масла в коробке автомат и т. д.
Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.
Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.
Результаты 1–25 из 273
Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 08. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
Ориентировочная дата отгрузки в США: 31 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$72,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 21 февраля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 22 февраля 2023 г. если заказать сегодня
$12,82
Ориентировочная дата отгрузки в США: Вторник, 07.02.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$14,86
Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 08. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Четверг, 09.02.2023
$14,86
Ориентировочная дата отгрузки в США: 31 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
35,95 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: Вторник, 07. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
15,75 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$33,95
Ориентировочная дата отгрузки в США: 8 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$10,25
Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 16 марта 2023 г.
$15,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 20 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: вторник, 24 января 2023 г.
Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
19,99 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: Понедельник, 06. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Пятница 25.11.2022
$14,37
Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 16 марта 2023 г. если заказать сегодня
$21,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: Понедельник, 06. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
$11,28
Ориентировочная дата отгрузки в США: 16 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 16 марта 2023 г. если заказать сегодня
Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 16 марта 2023 г.
36,95 долларов США
Ориентировочная дата отгрузки в США: Понедельник, 06.02.2023 Расчетная дата международной отправки: Вторник, 07.02.2023
$103,95
Ориентировочная дата отгрузки в США: Понедельник, 06. 02.2023 Расчетная дата международной отправки: Понедельник 16.01.2023 если заказать сегодня
$12,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 3 марта 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 6 марта 2023 г. если заказать сегодня
$77,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: 20 февраля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 20 февраля 2023 г. если заказать сегодня
$14,99
Ориентировочная дата отгрузки в США: Понедельник, 06.02.2023 Расчетная дата международной отправки: Четверг 03.11.2022
$139,13
Ориентировочная дата отгрузки в США: 27 февраля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 28 февраля 2023 г. если заказать сегодня
Это, конечно, не означает, что механические коробки передач не будут испытывать проблем со временем. Но прямой контакт с трансмиссией через педаль сцепления часто помогает понять, когда что-то работает не так. В этой статье вы улучшите свои навыки поиска и устранения неисправностей трансмиссии, обсудив две распространенные проблемы, которые могут повлиять на сцепление.
Сцепление вашего автомобиля соединено с пружиной, которая управляет движением нажимного диска. Эта нажимная пластина давит на диск сцепления всякий раз, когда вы отпускаете педаль сцепления. В результате диск сцепления сталкивается с маховиком, который крепится к коленчатому валу вашего двигателя.
Эта система гарантирует, что в любое время, когда вы не будете активно выжимать сцепление, ваш двигатель и трансмиссия будут вращаться с одинаковой скоростью. Когда вы нажимаете на сцепление, диск сцепления отрывается от маховика, позволяя двигателю и трансмиссии вращаться отдельно. Это разделение позволяет трансмиссии переключать передачи перед повторным включением маховика.
Поскольку маховик крепится непосредственно к двигателю, маховик испытывает множество экстремальных колебаний температуры. Со временем напряжение этих изменений может привести к деформации маховика. Это затрудняет сцепление диска сцепления с маховиком. В конце концов, когда проблема станет более выраженной, ваш двигатель может вообще не запуститься.
Тем не менее, на ранних стадиях в педали сцепления часто проявляется перекос маховика. Вы можете заметить, что ваше сцепление начало вибрировать, когда вы его отпускаете. Эта проблема, известная как дребезжание сцепления, возникает из-за того, что неровный маховик стучит по диску сцепления по мере их сближения. Вы должны заменить чрезмерно деформированный маховик, чтобы восстановить нормальное функционирование вашего автомобиля.
Поверхность маховика с высоким коэффициентом трения с течением времени будет сказываться на вашем диске сцепления. Проще говоря, поверхность диска сцепления со временем изнашивается. Независимо от того, насколько ответственно вы используете педаль сцепления, вы мало что можете сделать, чтобы предотвратить изнашивание диска сцепления со временем. В этом отношении вы можете думать о своем сцеплении как о тормозных колодках.
Однако чрезмерное изнашивание диска сцепления может привести к повреждению маховика. Если диск чрезмерно изнашивается, болты, которыми диск сцепления крепится к его ступице, могут оголиться. Эти болты впиваются в поверхность маховика каждый раз, когда вы отпускаете педаль сцепления.
Чем сильнее изнашивается диск сцепления, тем выше будет точка отпускания педали сцепления. Это изменение высоты соответствует большему расстоянию, которое должен пройти диск сцепления, чтобы встретиться с маховиком. В конце концов диск сцепления просто не сможет оказать необходимое давление на маховик.
В этот момент вы можете заметить, что вашему автомобилю гораздо труднее разгоняться на подъемах или перевозить тяжелые грузы. Чтобы предотвратить этот потенциально опасный сценарий, в следующий раз, когда точка отпускания вашей педали сцепления покажется намного выше, чем обычно, обязательно попросите механика должным образом и тщательно осмотреть ваш диск сцепления.