logo1

logoT

 

Графитная смазка применение


Зачем нужна графитная смазка?

В качестве смазочного материала графит начали использовать еще в XVIII веке. Как правило, его применяли для обслуживания различных механизмов подъемных устройств. Графит в таких соединениях обеспечивал плавную и бесшумную работу.

Первая графитная смазка была изготовлена из минерального базового масла, загущенного графитом и кальциевым мылом. Кальциевое мыло обеспечивало материалу хорошую устойчивость к смыванию водой. Готовый продукт представлял собой однородную мазь от черного до темно-коричневого цвета.

Сегодня графитные смазки представляют собой какой-либо смазочный материал, в состав которого входит графит, например, масла с добавлением графита, антифрикционные покрытия, пластичные смазки и т.д.

Графитная смазка имеет большое преимущество – стойкость. После того, как масляная пленка перестает работать, твердые частицы графита защищают поверхность узла от граничного трения, коррозии, задиров, заеданий и контакта с абразивами.

Традиционные графитные смазки работают при температурах от -20 °С до +70 °С. Они предназначены для обслуживания нагруженных механизмов из стальных или медных сплавов, склонных к окислению (резьбовые соединения, зубчатые передачи, ходовые винты, домкраты, элементы подвески автомобилей и т.д.).

Особенно актуально применение графитной смазки в автотехнике, например, с целью уменьшить трение между листами рессор,  для смазывания тросика стояночного тормоза, выдвижной антенны автомобиля (убирает помехи при работе радиоприемника). В быту графитной смазкой можно обработать дверные петли для защиты металлических поверхностей и устранения скрипа.

Рабочие характеристики традиционных графитных смазок отвечают условиям эксплуатации оборудования и техники, которые производятся на территории России.

По сравнению с обычными смазками, графитные обладают следующими преимуществами:

  • Высокие антифрикционные характеристики
  • Повышенная несущая способность
  • Обеспечивают более плавный ход механизмов
  • Улучшают притирку металлических деталей
  • Проводят электричество
  • Влагостойкость

Однако графитные смазки не лишены недостатков:

  • Низкая температура плавления кальциевого загустителя уменьшает верхний предел рабочих температур
  • Из-за грубоочищенного графита крупного помола область применения ограничена открытыми узлами с низким качеством поверхности

Использование обычной графитной смазки без учета вышеописанных ограничений неизбежно увеличит износ и значительно снизит ресурс оборудования. Поэтому стала необходимость в улучшении свойств материалов. Сегодня производится большое количество высокотехнологичных графитных смазок, подходящим под условия эксплуатации различного оборудования.

Одна из находок инженеров – синергетическое взаимодействие между графитом и дисульфидом молибдена (MoS2). Оно основано на замещении слабых сторон одного вещества сильными другого. Так графит плохо проявляет себя в сухой среде и неудовлетворительно – в инертных газах. Дисульфид молибдена, в свою очередь, показывает слабые свойства во влажной среде.

При соединении порошков графита и дисульфида молибдена получается смесь, значительно превосходящая по характеристикам каждый из этих материалов по отдельности.

Графит – это отличный антифрикционный наполнитель, поэтому графитная смазка идеально подходит для обслуживания больших и малых механизмов.
Область применения графитовых смазок велика. Как правило, их используют для обслуживания узлов и механизмов, работающих при больших нагрузках – в нефтедобывающей, автомобильной, строительной, сельскохозяйственной технике. Помимо защиты от износа, смазка предотвращает скрипы, вызываемые трением деталей. В тихоходных редукторах «графитка» смягчает контакт шестерен за счет поглощения энергии ударного взаимодействия зубьев.

В быту графитная смазка используется для защиты гаражных и дверных петель, замков и т.д. За счет хорошей водостойкости материал не требует частой замены.

Наибольшей популярностью графитная смазка пользуется при обслуживании узлов автомобиля:

  • Шаровые опоры и подвески
  • Подшипники поворотных кулаков
  • Шестерни и рулевые рейки
  • Резьбовые соединения
  • Аккумуляторные клеммы
  • Крестовины карданной передачи на заднеприводном автомобиле
  • Направляющие тормозных суппортов
  • Противоскрипные шайбы в рессорах и т. д.

Следует отметить, что графитная смазка подходит не для всех узлов автомобиля, так как графит, например в мелких подшипниках, может оказаться причиной преждевременного износа.

Антифрикционное покрытие (сухая смазка) MODENGY 1001 на основе графита и дисульфида молибдена (MoS2) - разработка компании «Моделирование и инжиниринг». Оно производится с использованием уникальных технологий с использованием высококачественных компонентов.

MODENGY 1001 полимеризуется при комнатной температуре и отлично работает при высоких нагрузках в широком диапазоне температур (-180…+440 °C). Сухая смазка не выдавливается из зон трения, препятствует налипанию пыли и абразивов, надолго защищает от фрикционного износа. Покрытие работает при высоких нагрузках, в условиях радиации, и вакуума.

Область применения:

  • Узлы трения скольжения в автомобилях: направляющие, петли и шарниры, замки, резьбовые и шлицевые соединения, дроссельная заслонка
  • Зубчатые зацепления, направляющие скольжения, цепи полиграфического и прессового оборудования
  • Направляющие скольжения оборудования по переработке полимеров
  • Ходовые винты и подшипники скольжения трубопроводной арматуры
  • Цепные передачи конвейеров и подъёмно-транспортных машин
  • При холодной экструзии стали для защиты от образования задиров

Преимущества MODENGY 1001

  • Высокая адгезия
  • Широкий диапазон рабочих температур от -180 до + 440 °C
  • Работа при высоких нагрузках
  • Отверждение на воздухе
  • Работоспособность в условиях запыленности
  • Аэрозольная упаковка
  • Смягчает движение механизмов
  • Предотвращает контакт пыли и абразивов с рабочими поверхностями

Узнать подробности

Масло для цепей с графитом EFELE MO-749 – идеальное средство для обслуживания тяжелонагруженных узлов, например цепных передач, работающих при низких скоростях.  

Благодаря графиту и специальным присадкам масло обладает высокими несущими и антикоррозионными свойствами, а также не вытекает из зон трения под воздействием центробежных сил.

Область применения:

  • Цепи с крупными звеньями
  • Высоконагруженные цепные передачи, работающие при низких скоростях 
  • Направляющие скольжения, работающие при высоких нагрузках и низких скоростях
  • Защита цепных передач и направляющих скольжения, эксплуатируемых в пыльной среде

 Преимущества EFELE MO-749

  • Высокая несущая способность
  • Антифрикционные наполнители снижают износ узлов в пыльной среде 
  • Хорошие противоизносные свойства
  • Предотвращает скачкообразное движение
  • Широкий диапазон рабочих температур 
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Обладает свойствами антиаварийной смазки

Узнать подробности

Графитная смазка - очень востребованный материал, который применяется повсеместно: от тяжелой промышленности до легкового автомобиля.

Усилить характеристики графита позволяет поляризация, т.е. поляризующие агенты внедряются в слоистую структуру графита. Так получается поляризованный графит. Он работает во влажной среде, обладает большей адгезией к металлическим поверхностям и отличается термической стабильностью. На сегодняшний день он является одним из наиболее перспективных твердосмазочных веществ.

Благодаря высоким эксплуатационным свойствам графит, как добавка, может применяться практически в любом виде смазочных материалов, усиливая их характеристики. При этом его наличие в составе практически не увеличивает конечную стоимость продукции.

Возврат к списку

что это такое и где она применяется?

Полезные свойства графита известны уже не одно столетие. Более 300 лет его активно применяют для уменьшения трения в различных механизмах.


Использование графита в качестве компонента различных смазочных составов значительно расширяет их возможности и сферу применения.

Несмотря на появление множества современных смазочных материалов с более высокими эксплуатационными свойствами графитовая смазка и сегодня остается одной из самых популярных и востребованных на производстве, при обслуживании автомобильной техники, для бытовых применений.


Под графитовыми смазками (графитными смазками) подразумеваются все смазочные материалы, в составе которых присутствует графит. Он может выступать в роли присадок или в виде порошка использоваться как самостоятельный материал.

В настоящее время наибольшее распространение получила пластичная графитовая смазка в традиционной форме. Это густая "мазь" от коричневого до черного цвета, изготовленная на основе масла и мыльного загустителя. Ее основные свойства были стандартизованы и закреплены еще в советское время ГОСТом 3333-80 (минеральная кальциевая графитная смазка УСсА).

Однако есть множество разработок, позволяющих использовать полезные свойства графита в составе других материалов - изготовленных на различных базовых компонентах в виде жидких смазок, аэрозолей, паст, специальных антифрикционных покрытий.

Последние получают все более широкое распространение благодаря своей высокой эффективности и долговечности.

К примеру, покрытия российского производителя "Моденжи" на основе твердосмазочных веществ (в том числе графита) находят применение в самых различных отраслях промышленности: нефтегазовой, металлургической, космической, машиностроительной и многих других.


Графит в составе большинства покрытий MODENGY улучшает их антифрикционные свойства и повышает стойкость к истиранию.


В качестве твердого смазочного компонента графит (без добавления других веществ) используется в покрытии MODENGY 1007.

В первую очередь, оно предназначено для узлов трения автомобильных двигателей: юбок поршней, шлицевых соединений, вкладышах коленчатых и распределительных валов.

Кроме того, покрытие может применяться для деталей промышленного оборудования:

  • Поршней компрессоров, насосов, пневматических и гидравлических приводов
  • Подшипников скольжения погружных электроцентробежных нефтяных насосов
  • Поверхностей скольжения оборудования по переработке полимеров (запаечных матриц, калибраторов, охлаждающих столов)
  • Направляющих скольжения фасовочно-упаковочных аппаратов
  • Роторов винтовых компрессоров
  • Тяжелонагруженных узлов трения скольжения, подверженных воздействию нагрева, влаги и пыли (там, где неэффективны масла и пластичные смазки)

С учетом синергетического эффекта взаимодействия в современные смазки часто помимо графита дополнительно добавляют другие вещества (медь, дисульфид молибдена и др. ) Сочетания таких материалов в определенных пропорциях значительно повышают эксплуатационные свойства графитовых смазок.

Традиционная графитная смазка, изготовленная в соответствии с ГОСТ 3333-80, получается загущением нефтяного минерального масла металлическим мылом кальция и графитом.

Современные составы могут выпускаться не только в форме пластичных смазок. Аэрозольные смазки, например, очень удобно наносить в труднодоступные места.

Часто можно встретить графитовую смазку в виде жидких масляных дисперсий –их формула не предусматривает использование загустителя.

В состав графитовой смазки, изготовленной по различным нормативно-техническим требованиям, могут входить и другие компоненты. Так, например, использование вместо кальциевого мыла литиевого позволило повысить термостойкость до +130 °C и выше.

Различные присадки улучшают антикоррозионные, противозадирные и другие эксплуатационные качества смазочного материала. Для повышения адгезии смазки к металлическим поверхностям ведущие производители используют поляризованный графит вместо обычного.

Характеристики графитной смазки определяются свойствами присутствующих в составе материала компонентов.

Графит – это одна из форм существования углерода. Он имеет слоистую структуру. 

Частицы графита заполняют и сглаживают микронеровности поверхности смазываемой детали, образуя на ней своеобразную пленку. Благодаря такому выравниванию и образованию графитного слоя эффективная площадь контакта деталей увеличивается. При этом возрастает несущая способность смазки, а коэффициент трения значительно снижается.

Масла, входящие в состав любой графитной смазки, обеспечивают оптимальный режим работы узлов в режимах трения, когда поверхности деталей разделены слоем жидкой смазки.

Добавление графита в состав пластичных смазок придает им дополнительные улучшенные свойства, позволяя лучше удерживаться в зоне трения и противостоять высоким нагрузкам.

Стоимость графита невысока, поэтому и смазки на основе этого материала являются одними из самых доступных по цене смазочных материалов.

Таким образом, графитные смазки имеют следующие основные характеристики:

  • Повышенная несущая способность
  • Улучшенные антифрикционные свойства
  • Водостойкость
  • Отличная адгезия
  • Антистатические свойства
  • Хорошее сочетание эффективности и стоимости

Термостойкость графитных смазок в основном зависит от других компонентов состава. Так, материалы, изготовленные на основе кальциевых или литиевых мыл, работоспособны от -40...-30 до +70...+130 °C. Антифрикционные покрытия с графитом обеспечивают защитные и смазочные свойства до нескольких сот градусов.

Графит обладает хорошей электропроводностью. При его достаточно высокой концентрации в составе смазок они также могут иметь электропроводящие свойства.

Однако следует учитывать структурные особенности графита – между слоями его частиц в обычных условиях присутствуют молекулы воды и кислорода. Это обуславливает снижение смазочных свойств графитовых смазок в вакууме.

К минусам этих смазок можно отнести также ограничения на использование в высокоскоростных механизмах и узлах с высокой точностью изготовления деталей. В этих случаях частицы графита нарушают геометрию контакта, что приводит к ускоренному износу деталей.

Где используется графитовая смазка?

Сфера применения таких смазок огромна – их используют как в промышленности, так и бытовых условиях. Для обслуживания тяжелой строительной, дорожной, специальной, нефтедобывающей, сельскохозяйственной техники во многих случаях эти материалы также оказываются отличным решением.


Традиционные графитные смазки применяются для обслуживания высоконагруженных узлов трения тихоходных механизмов:

  • Ходовых винтов
  • Шарниров
  • Опор скольжения
  • Направляющих
  • Резьбовых соединений
  • Редукторов
  • Подшипников

Использование вместо кальциевого мыла и минерального базового масла загустителей и жидкостей других типов позволяет повысить термостойкость, скоростные характеристики и другие эксплуатационные свойства графитных смазок и существенно расширить область их применения.

Масляные дисперсии можно использовать как самостоятельно – частицы графита в этом случае легко поступают даже к труднодоступным зонам трения – или в качестве присадок к другим товарным маслам.


Область применения графитовой смазки в автомобильной технике остается достаточно широкой даже сейчас, когда на рынке появилось множество материалов с более высокими рабочими свойствами.

Чрезвычайная популярность объясняется просто – "графитку" можно приобрести практически везде, использовать ее для большинства узлов, а по стоимости она гораздо привлекательнее современных материалов.

Примеры применений:

  • Листы рессор для уменьшения трения и устранения скрипа
  • Колесные гайки, шпильки, болты – для предотвращения заеданий
  • Тросовые приводы – для обеспечения плавности хода и снижения износа
  • Основание штыря выдвижной антенны – для устранения тресков и шорохов при приеме радиосигнала
  • Защита электрических соединений и контактов от образования коррозии
  • Узлы подвески и рулевого управления (рулевые шарниры, рейки, шестерни, шаровые опоры, противоскрипных шайб и т. д.)
  • Резьбовые соединения кузовных деталей и подвески
  • Направляющие суппортов и противоскрипные пластины дисковых тормозных механизмов
  • Крестовины кардана в заднеприводных моделях
  • Дверные петли, механизмы замков
  • Направляющие сидений
  • Домкраты
  • Сцепные устройства автомобилей
  • ШРУСы

Применение в автомобиле графитной смазки не ограничивается приведенными примерами. Практически везде, где есть нагруженные механизмы с невысокой скоростью движения она окажется весьма полезной.

Использование графитовой смазки в промышленном производстве обеспечивает высокую надежность узлов и механизмов, увеличенные межсервисные интервалы и отличные рабочие свойства оборудования.

Графитные смазки на минеральной и синтетической основе широко применяются в самых разных отраслях промышленности.

Примеры узлов промышленного оборудования, для обслуживания которых используются графитовые смазки:

  • Опоры буровых долот в нефтедобывающей промышленности
  • Узлы спецтехники, сельскохозяйственного и индустриального оборудования, работающего в условиях пыли и других абразивных загрязнений
  • Открытые зубчатые передачи подъемно-транспортного оборудования, смесителей для сыпучих материалов
  • Запорная трубопроводная арматура
  • Тихоходные подшипники
  • Открытые и закрытые валы
  • Опоры качения и скольжения сушильных камер и печей
  • Цепи ширильно-сушильных машин
  • Механизмы фильтрации СОЖ
  • Цепи линий порошковой окраски, фасовочных машин, линий по производству колбас
  • Конвейерные цепи
  • Подшипники и зубчатые передачи электро- и пневмоинструментов
  • Подшипники и зубчатые передачи приводов центрифуг
  • Шпиндели колеровочных машин
  • Лебедки траулеров
  • Винтовые пары станочного оборудования

Графитовые смазки находят свое применение и в бытовых условиях. Хорошие хозяева используют их для смазки дверных петель и замков, для обслуживания, ремонта и хранения электрического и механического инструмента, велосипедов и т.д.


Таким образом, мы убедились, что смазки с графитом - это эффективные недорогие средства для защиты контактирующих деталей от износа, трения, коррозии и повышения их ресурса.

Использование этих материалов в перечисленных узлах, а также для многих других случаев применения станет удачным решением многих задач по ремонту, обслуживанию и хранению промышленного и бытового оборудования и автотранспортных средств.

КОГДА СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРАФИТОВУЮ СМАЗКУ, А НЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МАСЛО?

В прошлом месяце мы говорили о «сухих» смазочных материалах на восковой основе, а не о «влажных» смазочных материалах на масляной основе. Хотя этот блог был посвящен велосипедным цепям (где в Южной Африке предпочитают сухую смазку), в нем поднималась тема «графита» — еще одной отличной сухой смазки.

 

Поскольку Q20 разработан как универсальное масло, в некоторых случаях лучше использовать специальный продукт, такой как Q5, который представляет собой смазку на основе графита, а не продукт на масляной основе.

 

Наибольшее преимущество использования графита (а не масла) заключается в том, что графит не оставляет липких следов, которые впоследствии могут притягивать пыль. Это связано с тем, что смазочные свойства графита заключаются в его слабых ковалентных связях, которые позволяют слоям графита «скользить» друг по другу с очень небольшим сопротивлением.

 

Имея это в виду, часто лучше использовать смазку на основе графита в тех случаях, когда пыль и грязь являются проблемой. Тем не менее, такие области применения, как замки, прорези для ключей, резьбовые стержни, воздушные компрессоры, петли и направляющие для принтеров, идеально подходят для сухой смазки на основе графита.

 

Поскольку штифтовые тумблеры чувствительны к накоплению пыли и грязи, использование обычного «влажного» масла часто может притягивать грязь и еще больше ухудшить работу замка.

 

Использование влажного масла в таких случаях часто притягивает пыль и усугубляет проблему. Или, по крайней мере, увеличьте объем работ по техническому обслуживанию и очистке. Проблема, однако, заключается в том, чтобы нанести графит в эти труднодоступные места.

 

Решение? Смешайте его с растворителем.

 

Хотя графит обычно доступен в виде порошка, очевидным препятствием является попытка поместить порошок в узкое место, до которого может добраться только проникающее масло.

 

Ответ заключается в сочетании графита с быстроиспаряющимся растворителем. Другими словами: графитовый порошок смешивается с растворителем, который проникает в деталь, а затем быстро испаряется, оставляя порошкообразный графитовый осадок. Это означает, что вы получаете преимущества проникающей смазки без риска оставить много маслянистых остатков.

 

Другим преимуществом использования графита является то, что он может похвастаться чрезвычайно высокой устойчивостью к нагреву и давлению.

 

Естественно, как и большинство сухих смазочных материалов, графит плохо работает в тех случаях, когда могут использоваться другие масла, растворители или вода, поскольку эти жидкости имеют тенденцию вымывать графит.

 

Резюме…

 

Используйте графитовый спрей Q5, когда:

  • Вам необходимо смазать мелкие сложные детали, чувствительные к пыли и грязи
  • Вам нужно поддерживать чистоту вокруг себя, не привлекая грязь и копоть
  • Вам нужна смазка, устойчивая к нагреву/давлению

 

Нажмите здесь , чтобы получить дополнительную информацию о нашей проникающей смазке на графитовой основе.

Использование графитового порошка в консистентной смазке Смазка в основном делается для повышения производительности и обеспечения устойчивости подержанных машин. Когда дело доходит до производства такой смазки, в качестве сырья используется графитовый порошок.

Он имеет микронный размер частиц. Придает смазочным свойствам смазку. Он обеспечивает способность справляться со смазкой при высоких температурах. Это обеспечивает лучший срок службы, так как это смазка для смазки за счет уменьшения консистентной смазки. Придает смазывающий эффект консистентной смазке в твердой или полутвердой форме. Улучшает износостойкость машин за счет снижения трения. В наших предыдущих статьях вы читали об использовании смазки и видов смазочных масел. В этой статье мы продолжим изучение и узнаем об использовании графитового порошка в консистентной смазке.

Свойства высокодисперсного графитового порошка

(a) Особая стойкость к окислению:
Обладает отличной стойкостью к окислению. Это органическое вещество, доступное в крошечной сферической форме, зарекомендовавшее себя как термостойкое и способное выдерживать окружающую атмосферу. Он передает то же качество смазке, когда на нее наносится.

(b) Самосмазывание:
Говорят, что частицы графита естественным образом повторно унаследовали твердые вещества, потому что они обеспечивают свойство самосмазывания с
антикоррозионное качество. Они используются в консистентной смазке, обеспечивающей антифрикционные и противоизносные свойства.

(c) Адгезия при высокой температуре:
Адгезионная способность вещества помогает машине лучше работать. Он сцепляет частицы, придавая консистентной смазке тот же эффект
, когда он смешивается с ней. Он улучшает сцепление молекул, обеспечивая наилучшую адгезию даже в условиях высоких температур.

(d) Свойство создания пленки:
Частицы графита обладают хорошей проводимостью, электрической и тепловой емкостью. Он может противостоять тепловым ударам, поскольку обладает высокой химической стабильностью и хорошей обрабатываемостью. Его смешивают со смазкой, чтобы создать пленку на поверхности металла. Это предотвращает трение двух поверхностей.

(e) Предотвращает механический ожог:
Графитовый порошок представляет собой термостойкий материал, который может подвергаться воздействию на поверхность даже в условиях высокой температуры. При смазывании консистентной смазкой, содержащей компоненты графитового порошка, исключены ожоги поверхности.

(f) Увеличивает применение консистентной смазки:
Когда графитовый порошок смешивается со смазкой, это повышает ее работоспособность. Он сводит к минимуму частоту смазки, обеспечивая эффективность в течение более длительного времени. Это позволяет смазке оставаться эффективной на металлической поверхности в течение более длительного периода времени.

Использование сверхтонкого графитового порошка в консистентной смазке:

Консистентная смазка должна обладать такими качествами, как термостойкость, адгезия, износостойкость в течение длительного времени. Сверхтонкий графитовый порошок используется в качестве добавки, увеличивающей возможности смазки. Это помогает смазке увеличить срок службы машины.

Графит является одним из элементов химически образованного углерода. Атомы углерода прочно связаны друг с другом. Он может противостоять трению двух поверхностей, поэтому он широко используется в консистентной смазке. Существует два вида графита: натуральный и синтетический. Природный графит встречается в трех различных формах. Одним из них является чешуйчатый графит. Он специально используется в качестве добавки к консистентной смазке. Его получают из метаморфических пород.

Графитовый порошок предназначен для использования в пищевой промышленности, компрессорах, клапанах латунных инструментов, шарикоподшипниках, открытых зубчатых передачах, механизмах фортепиано, смазке замков и т. д. Он полезен при смазке механического оборудования и железнодорожных колесных путей. Он специально используется для механизмов, несущих высокую нагрузку. Минеральное масло с высокой вязкостью соединяется с хлопьями графитового порошка для получения консистентной смазки. Его можно использовать в качестве замены смазочного масла. Во многих случаях масло может застревать между деталями. Сверхтонкий графитовый порошок при смешивании со смазкой решает проблемы, возникающие из-за использования масла. Смазка становится легкой и эффективной, когда частицы графита смешиваются со смазкой.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf