Разобраться, почему греется переднее колесо, не так просто, причиной нагрева могут быть совершенно разные детали. Однако важно выявить проблему и ее причину как можно скорее.
Если не заметить нагревание колеса вовремя и не принять меры, скорее всего, придется столкнуться с деформацией диска или сразу пары. При резком изменении температуры, — например, контакте со снегом или холодной водой — диски могут треснуть, а это скажется на управляемости автомобиля. Поэтому разобраться с причинами нагрева нужно как можно раньше.
В этой статье:
Нагрев не всегда является признаком неисправности. Работающие в соприкосновении детали всегда нагреваются, однако в штатных условиях это происходит равномерно, а температура не выходит за допустимое значение. Поэтому в статье слово «нагрев» будет обозначать исключительно превышение допустимых температурных норм.
Чаще всего передние тормозные диски чугунные. И в каждодневной работе этот материал показывает себя вполне неплохо благодаря дешевизне и приличным фрикционным свойствам. Однако у каждого материала есть недостатки. Чугун быстро нагревается при интенсивном торможении. Доходит до появления дыма, материал колодок плавится и деформируется.
Для снижения нагрева применяют простое конструктивное решение – диски имеют пустоты внутри. Это так называемые вентилируемые диски. Наличие каналов для охлаждения никак не сказывается на их тормозных характеристиках.
Далее инженерная мысль создала тормоза с перфорацией. Также подбирался более оптимальный состав сплава. Перфорированные диски рассеивают тепло значительно эффективнее обычных.
Определим причины, по которым греются передние тормозные диски. Основная – это сила трения. Статистически в 99 % виновато именно трение. Независимо от того, заднее или переднее греется колесо, правое или левое. Обнаружив, что греется колесный диск на переднем колесе, автовладелец первым делом проверяет, свободно ли крутится колесо на оси, для чего:
Если необходимо приложить значительное усилие для вращения переднего колеса или движение сопровождается шорохом, скорее всего, тормозной суппорт не отошел от колодки несмотря на отпускание педали тормоза.
Тормоза клинит из-за ржавчины, образующейся на поверхности зеркала тормозного цилиндра или на наружных стенках поршня. Посторонний налет затрудняет свободное движение механизма. Направляющие также склонны покрываться ржавчиной. На СТО предлагают услугу под названием «разработка», что подразумевает восстановление нормальной работы тормозов. В обязательном порядке меняются резиновые уплотнения. Поэтому необходимо приобрести соответствующий ремкомплект. В некоторых случаях приходится также поменять и поршень.
Следующая причина тугого хода переднего колеса – износ подшипника ступицы. Из-за этого же греются тормоза. В таком случае тормозной диск будет существенно горячее только с одной стороны. При его нагреве тепло передается на тормозные механизмы. В случае такой неисправности на некоторых скоростях движение будет идти с характерным воющим или гудящим звуком от переднего колеса.
Бывает и так, когда колесо вращается без усилий в поднятом состоянии. Но после очередной поездки водитель обнаруживает, что греются болты на переднем колесе. Тогда следует проверить следующие факторы:
Причины явления, когда греется колесный диск переднего колеса:
Причины, по которым греются задние тормозные устройства, аналогичны таковым в случае с передними тормозами. Однако речь идет только о дисковых механизмах, в барабанных тормозах все иначе.
Клинящий суппорт или ступичный подшипник в состоянии крайнего износа являются типичными проблемами тормозов. Однако неправильная установка колодок также может стать причиной ситуации, когда переднее колесо греется при движении.
Иногда бывает ситуация, что греется диск переднего колеса даже после замены тормозных колодок. Тут однозначно проблема в них – либо некачественная запчасть, либо установлены неподходящие для данной машины колодки.
Некачественная прокачка тоже может вызвать перегрев. Необходимо обкатать новые колодки, проехав несколько сотен километров. После чего проблема должна уйти.
Огромное влияние на процесс торможения оказывает вес авто. Чем больше масса машины, тем диски большего диаметра требуется использоваться в тормозных системах. Особенно часто большие тормоза устанавливают на внедорожниках и кроссоверах. Также важен сам стиль вождения. Агрессивная манера езды всегда сопряжена со множеством торможений, что негативно влияет на температурный режим колодок. Вышеназванные факторы всецело зависят от человека и могут вызвать перегрев даже при исправных передних тормозах. Однако есть еще механические причины.
В городском цикле движения неизбежно греются тормоза. Если к тому же водить в агрессивном стиле, с резкими ускорениями и торможениями, то перегрев тормозных дисков обеспечен.
О перегреве можно узнать по изменившемуся цвету тормозов. А именно первым делом появляются вкрапления черного и синего цветов. Если суппорты клинят, то повысится расход топлива и авто меньшее расстояние будет проезжать по инерции.
Если у вашей машины греется переднее колесо, причину явления лучше всего узнать на станции техобслуживания. Там проведут диагностику и квалифицированный ремонт транспортного средства.
Алгоритм устранения перегрева тормозов переднего колеса выглядит так:
Хочется отметить ответственность, которая возложена на автовладельца за качественное состояние тормозов его авто. Также не рекомендуется выбирать стиль езды, требующий частых и резких ускорений и торможений.
Особенно такое поведение опасно при мокром асфальте. Техобслуживание и ремонт тормозной системы передней оси рекомендуется делать только на проверенных СТО.
Не стоит также увлекаться дешевыми запчастями из Китая. Кроме того, нужно перед поездкой всегда проверять уровень тормозной жидкости, а также производить ее замену через требуемые интервалы. Неплохо время от времени обследовать тормозную систему на предмет исправности.
Перегрев ступицы переднего колеса может происходить по целому ряду причин. Соответственно, и исправлять ситуацию нужно по-разному. Опасность в том, что если греется ступица, то это делает машину нестабильной на дороге, ее начинает тянуть в бок.
Однако виновники перегрева немногочисленны: либо греется подшипник ступицы переднего колеса, либо тепло выделяется в тормозной системе. Давайте выясним, как различить две эти проблемы.
Ситуация, когда неисправна именно система торможения:
Неисправность подшипника проявляется следующими признаками:
Перетянутый подшипник ведет себя аналогично изношенному. Поэтому вскоре после его замены также может появиться перегрев. Нужно обязательно убедиться, что люфт именно от ступичного подшипника. Неисправная шаровая опора тоже дает люфт, и его легко принять за неисправность подшипника ступицы.
Нужно приподнять проблемное переднее колесо при помощи подъемника или домкрата. Затем вращать его вручную в свободном положении. Должно получиться равномерное вращение без особых усилий. Для более точной диагностики снимаем тормозной суппорт, а колесо возвращаем обратно на ось.
Попытка вращать колесо без суппорта прояснит картину. Если оно будет вращаться так же, то виноват подшипник на 100 %. Однако следует помнить, что задняя ступица может нагреваться из-за подклинивания тормозных колодок ручного тормоза. Многие модели авто имеют стояночные колодки внутри тормозного диска.
Когда греется переднее правое или левое колесо и причиной являются тормоза, нужно ремонтировать суппорт или заменить его новым. Для этой цели продаются два вида ремкомплектов: полный и профилактический.
Не спешите делать заказ. Сначала нужно определиться с типом ремкомплекта, для чего разбираем суппорт. Если дело в заклинивании – нужен полный ремкомплект. Причем обслуживанию нужно подвергнуть оба суппорта с двух стороны одной оси. Если суппорт имеет один поршень, тщательно обследуйте направляющие, по которым перемещаются половинки. Очень часто этот узел является причиной заклинивания.
В случае неисправности ступичного подшипника сложность ремонта возрастает. Для такой операции нужно обладать определенным набором инструментов. Систематизируем операции в зависимости от причин и способов ремонта.
После ремонта некоторые автовладельцы сталкиваются с сильно затянутым подшипником ступицы. Это проявляется в виде затрудненного вращения колеса на холостом ходу. Целиком в этом виноват мастер, выполнявший ремонт подшипника. Чтобы устранить недочет, нужно ослабить затяжку ступицы при помощи специальной гайки. Лучше быть внимательным, так как на некоторых моделях машин на этой гайке имеется левая резьба.
Если же подшипник затянут недостаточно сильно, люфт колеса будет значительным. Такое тоже может быть в результате ошибки ремонтного персонала. А вот если никакого ремонта в последнее время не осуществлялось, скорее всего, подшипник просто износился. Нужно заменить либо подшипник, либо ступицу в сборе. Это опять же зависит от конкретной модели транспортного средства.
Как временная мера допускается подтяжка подшипника в целях уменьшения зазора до нормальной величины. Однако нужно отдавать себе отчет, что это лишь позволит перенести ремонт авто на более удобное время. Эксплуатировать машину в таком состоянии крайне нежелательно. Если решено воспользоваться этим временным средством, обязательно вскрытие подшипника и замена смазки на новую. Старая смазка содержит слишком много продуктов выработки металла.
Испорченная смазка может быть причиной того, что греется ступица. Подшипник в штатном режиме должен работать в условиях хорошей и чистой смазки. Разрушение пыльника ступицы приводит к засорению смазки. В нее попадает влага и грязь, сама смазка усиленно окисляется. Проблема решается заменой пыльника и смазки. Но только в том случае, если негерметичность была вовремя обнаружена. Чаще всего в момент выявления этой неисправности подшипник уже успевает значительно износиться, что неизбежно ведет к его замене.
Последовательность действий при установке подшипника или подтяжке старого такова: сначала затягивают сильно колесо, затем отпускают затяжку, добиваясь легкого и равномерного хода колеса. Проехав 300–500 км, нужно проверить затяжку и при необходимости выполнить регулировку.
Вышеизложенные советы по устранению перегрева ступицы заднего или переднего колеса носят обобщенный характер. Более точную информацию можно почерпнуть из руководства по ремонту конкретной модели авто. Также важно знать, что демонтаж и установка подшипников часто требуют использования пресса. Снимать и устанавливать подшипники при помощи ударов не рекомендуется.
«Выявил случайно, что греются колодки на переднем колесе. Обратился на официальный сервис. Результат диагностики гласил, что прикипела колодка с внутренней стороны. Предложили сделать профилактику. В результате переставили колодки местами, смазали и почистили».
«Если греется переднее левое колесо, причина, вероятнее всего, в заклинившем тормозном цилиндре. Такое случается после установки новых колодок. Столкнулся с этим на «Калине». Пришлось поменять ступичный подшипник. Старый утратил работоспособность из-за перегрева и вытекания смазки. Устраняется закачиванием нескольких миллилитров тормозной жидкости под пыльник цилиндра при помощи шприца. Затем цилиндр прогонятся туда-сюда несколько раз без колодок. Определить необходимость прокачки цилиндра легко: если он туго вдавливается в суппорт, значит, нужно его смазать».
«Вполне вероятно, что подклинивают колодки или тормозной цилиндр. В ситуации сразу после их замены такое иногда случается. Нужно немного подождать, пока приработаются детали».
В преобладающем большинстве случаев поиск причины, по которой греется ступица колеса, начинается уже тогда, когда в салоне ощущается характерный горелый запах или на диске видны следы гари. Также потрогать диск возникает желание, если автомобиль при торможении уводит в сторону, ухудшился накат, либо после остановки от колеса слышно потрескивание. Вибрации на педали при торможении тоже могут быть симптомом перегрева колес.
На практике причин подобной неисправности встречается несколько. При этом, виноваты могут быть не только тормоза. В статье кратко описаны самые часто встречающиеся причины, почему греются колеса, как диагностировать проблему, и какими способами ее можно устранить.
Начать, наверное, стоит с того, что, нагрев колесных дисков является вполне естественным явлением. Это происходит из-за трения тормозных колодок о поверхность диска (барабана) во время остановки автомобиля. Энергия движения машины превращается в тепло, которое передается на колесные диски, что и является причиной их нагрева.
На степень нагрева колес с вполне исправной тормозной системой влияет несколько факторов.
Чтобы исключить описанные причины перегрева колесных дисков, достаточно проверить их температуру после езды на нормальной скорости в прохладную погоду и остановки без применения тормозов. Если нет палящего солнца, не было частых или длительных торможений, то на исправном автомобиле колесные диски должны быть холодными или чуть теплыми.
Вопреки расхожему мнению такую ошибку допускают далеко не только новички. Опытные водители тоже довольно часто забывают снять машину с ручного тормоза перед началом движения. К сожалению, такая невнимательность может обойтись намного дороже, чем простой перегрев задних колесных дисков.
Если проехать на ручнике достаточно долго, то из-за чрезмерного перегрева могут безвозвратно искривиться тормозные диски. В дальнейшем это и будет служить причиной нагрева колес, так как колодки постоянно будут контактировать с диском независимо от положения педали тормоза.
При нажатии на педаль тормоза в системе за счет жидкости создается избыточное давление, которое двигает поршни в тормозных цилиндрах. Благодаря этому колодки прижимаются к тормозным дискам, и происходит остановка автомобиля.
Поскольку тормозные цилиндры находятся в жестких условиях эксплуатации, то из-за пыли, грязи, воды и прочих факторов они могут начать подклинивать. Чаще всего проблема заключается в том, что поршень тормозного цилиндра не может самостоятельно возвращаться в исходное положение за счет создаваемого в системе вакуума. Соответственно, тормозные колодки тоже отодвигаются от диска неполностью, и их трение продолжается постоянно.
Диагностируется подобная проблема достаточно просто. Узел разбирается, осматривается на предмет механических дефектов, смазывается и герметизируется. Последнему следует уделять особое внимание, так как попадание пыли, влаги и грязи между плотно подогнанными друг к другу поршнем и цилиндром непременно приводит к подклиниванию. Как правило, герметичность узла обеспечивается резиновыми колпачками. Потому, если они повреждены или утратили эластичность – скорее всего, это и стало причиной перегрева дисков.
Принцип работы тормозной системы основан на передаче усилия посредством тормозной жидкости. Если в ней находится воздух, то это неминуемо приводит к тому, что поршни тормозных цилиндров не могут вернутся в исходное положение после торможения. Даже один маленький пузырек воздуха может стать причиной так называемого «не расторможения». То есть тормозные колодки постоянно, хоть и немного, остаются прижатыми к дискам, что по понятным причинам вызывает чрезмерный нагрев всех находящихся рядом металлических деталей.
Чаще всего такой дефект наблюдается после ремонта тормозной системы, который сопровождался полным или частичным сливанием/доливанием жидкости. После таких операций обязательно следует прокачка системы, целью которой как раз и является удаление попавшего внутрь воздуха. Если эта процедура была выполнена неправильно или поспешно, то это может привести не только к нагреву дисков. Попутно из-за воздуха в системе могут наблюдаться провалы педали тормоза, а также снижение эффективности тормозов.
Выявить воздух в системе никак невозможно. Поэтому, если есть подозрение на его наличие, то остается только повторная прокачка по правилам, предписанным производителем автомобиля. Как правило, это приходится делать после самостоятельного ремонта, либо после посещения СТО с неквалифицированным персоналом.
Прикипевшая колодка является одной из самых часто встречающихся причин перегрева колесных дисков. Такой дефект может возникать по самым разным причинам. В частности, тормозные колодки прикипают к дискам из-за плохого качества, несоответствия размеров, неравномерного износа, попавшей грязи, и описанных дефектов тормозных цилиндров.
Диагностируется поломка достаточно просто. Для этого машину достаточно вывесить на подъемнике или домкрате, и вручную проворачивать колеса со снятым ручным тормозом и на нейтральной передаче. Если на каком-то из колес есть прикипевшая тормозная колодка, то по инерции вращаться оно не будет. Если перегревающееся колесо после передачи ему небольшого усилия от руки провернулось по инерции хотя бы на полтора-два оборота, то причина не в прикипевших колодках.
Тормозные диски ведет из-за перегрева, который возникает по описанным выше причинам. В том числе, покоробить его может после езды на ручнике или из-за прикипевшей колодки. Когда это происходит, диск утрачивает свою геометрию, и даже исправные колодки постоянно контактируют с ним, вызывая чрезмерный перегрев всей обвязки.
Более критичной проблемой является частичное разрушение тормозного диска. Происходит такое, как правило, если на перегретую деталь попадает вода. Поскольку с колесом автомобиля такое очень даже часто случается (при наезде в лужу), то диск в результате резкого перепада температуры покрывается паутиной трещин, либо выкрашивается или деформируется.
Выявить дефектный тормозной диск иногда бывает возможно при простом визуальном осмотре. Восстановлению эта деталь не подлежит, потому проблема уйдет только после замены.
Эта, и следующие возможные причины, по которым греются колеса на машине, не относятся к неисправностям тормозной системы. Именно поэтому на них обращают внимание в последнюю очередь, что в корне неправильно.
Если при ремонте ступичный подшипник был затянут с чрезмерно большим усилием, то в результате он будет мгновенно перегреваться даже при невысокой скорости движения. Позже в подшипнике из-за высокой температуры испарится вся заложенная в нем смазка, и нагрев из-за трения увеличится в разы.
Все это и может стать причиной нагрева колесных дисков. Если продолжить эксплуатировать автомобиль с подобным дефектом, то уже через несколько десятков километров это приведет к полному выходу из строя подшипника. Он просто заклинит и развалится.
Чтобы проверить, не перетянуты ли ступичные подшипники, проводятся все те же операции, что и в пункте №5. Раскрученное вручную вывешенное колесо не должно сразу же останавливаться. Если оно не вращается по инерции, то при исправных тормозах это говорит либо о перетянутом, либо об изношенном ступичном подшипнике. Если он не вышел из строя при такой эксплуатации, то проблема решается затяжкой гайки с правильным усилием.
Смазка в ступичных подшипниках может отсутствовать по нескольким причинам. Одна из них описана выше – смазывающий материал просто выгорает и испаряется при чрезмерно затянутой гайке. Кроме того, смазка может быть вымыта водой из-за поврежденных пыльников, либо же выработаться после долгих лет эксплуатации без надлежащего обслуживания. В результате деталь перегревается, и тепло от нее передается на колесные диски.
К сожалению, если ступичные подшипники некоторое время эксплуатируются без смазки, то исправить проблему можно будет только из полной заменой на новые.
При чрезмерном износе ступичного подшипника также увеличивается сила паразитного трения, что и приводит к перегреву всего узла. Непригодные к эксплуатации подшипники можно выявить по нескольким признакам. Во-первых, изношенные подшипники заметно гудят во время движения. Во-вторых, рассматриваемый здесь нагрев тоже может указывать на износ. В-третьих, при поврежденных ступичных подшипниках вывешенное на подъемнике или домкрате колесо будет заметно шататься поперек осей автомобиля.
Последняя возможная причина перегрева колес на автомобиле, о которой не стоит забывать, заключается в подклинивании направляющих суппорта. Происходит это как из-за износа деталей, так и из-за грязи, коррозии металла, механических повреждений (наезд на яму и пр. ) Выявить подобные проблемы достаточно просто без обращения к специалисту. Подклинивание направляющих суппорта определяются на вывешенном колесе без диска.
Во многих случаях исправить поломку можно простой очисткой и промывкой узла, например, в керосине.
Как видно из вышеописанного, причин для чрезмерного перегрева колесных дисков может быть несколько. Чтобы найти и устранить неисправность, необходимо, в первую очередь, проверить элементы тормозной системы. Если тормоза исправны, то причиной нагрева может служить изношенный, несмазанный или банально перетянутый ступичный подшипник.
Схожий материал
5 возможных причин почему аккумулятор быстро разряжается на авто
Плохо крутит стартер: диагностика и устранение причин
Простые способы проверки высоковольтных проводов зажигания
Зачем нужно менять тормозную жидкость
5 способов проверить амортизаторы автомобиля
Вибрация при торможении авто: диагностика своими силами
Правила эксплуатации и мойка машины после покраски кузова
Кипит аккумулятор: причины и мифы
Просадки напряжения ВАЗ и на других автомобилях
Подготовка автомобиля к продаже
Как лучше настроить магнитолу в автомобиле
10 возможных причин почему хрипят динамики в машине
Советы как снизить расход топлива на автомобиле
Как правильно подключить любую автомагнитолу к чему угодно
Как починить магнитолу своими руками
В АКБ одна «банка» не кипит при зарядке
Неравномерный износ шин
Можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор – мифы и реальность
Как в машине сделать 220 вольт
Почему глохнет машина при снятии клеммы с аккумулятора и можно ли так делать
Нужно ли отключать аккумулятор? 10 случаев, когда реально не помешает.
Подключение амперметра в автомобиле
Как правильно отключать и подключать аккумулятор на машине
Плохо ловит радио в машине: возможные причины и способы улучшить прием
Можно ли доливать воду в антифриз: мифы и реальность
7 способов как подключить телефон к штатной магнитоле автомобиля
Можно ли подкрашивать номера на автомобиле
Принцип работы датчиков давления в шинах и их основные разновидности
Срок службы автомобильной резины и как его продлить
Как правильно обкатать автомобиль: мифы и реальность
Разница между 92-м и 95-м бензином – какой лучше заправлять и почему
Как правильно устанавливать светодиоды на машину
Гудит ГУР: причины
Какая самая экономичная скорость на автомобиле и почему
Почему окисляются клеммы на аккумуляторе и как правильно с этим бороться
Почему плохо играет магнитола и как улучшить музыку в машине
Что выбрать – шипованную резину или липучки
Как заряжать кальциевый аккумулятор – мифы и реальность
10 причин почему машину уводит в сторону
Как и сколько можно хранить бензин в домашних условиях
Обкатка шин – мифы и реальность
Где установить видеорегистратор в машине
Какие диски лучше – литые или штампованные
Полировка кузова своими руками без машинки
Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор и как правильно это делать
Установка и подключение второго аккумулятора в машину
История шин Dunlop / Данлоп
Самые большие шины Michelin / Мишлен для карьерных самосвалов
Сразу «с порога» строгое правило – если есть подозрение, что на машине греется руль, нельзя трогать его руками. Ожоги будут обеспечены. Понять, что колеса горячие, вполне можно и более безопасными способами. Среди них: характерный запах горелого; вздулась или почернела краска на дисках; синие тормозные диски; плохая прокатка; машину «уводит» в сторону; вибрация при торможении; хруст колес после остановки. Окончательно убедиться в неадекватном перегреве можно с помощью пирометра, если таковой имеется.
Все причины нагрева колес условно делятся на три группы:
Эти группы слишком обобщены и малоинформативны, а потому решить задачу сможет не каждый. Но в каждой из этих общих групп есть несколько конкретных причин, которые необходимы:
В этом ключе представлена вся информация ниже.
Как уже было сказано в определении, в этом случае колеса могут нагреваться несмотря на то, что автомобиль полностью исправен. То есть ничего делать не надо. Возможно, вам придется немного изменить свой стиль вождения или быть более осторожным, чтобы решить проблему. Последнее, кстати, касается не только новичков, и ниже почему.
Под прямыми солнечными лучами обод колеса может легко нагреться до такой степени, что при прикосновении к нему голыми руками можно получить болезненные ожоги. Однако сам по себе такой нагрев не критичен. Каким бы палящим не было солнце, из-за него краска на дисках не сможет вздуться и почернеть. При этом синеватых пятен на тормозах не появится.
Однако этот фактор вполне может усугубить влияние других причин, о которых речь пойдет далее. То есть, если есть какая-то неисправность, из-за которой греется колесо, в жару проблема проявит себя гораздо раньше и заметнее.
Нетрудно понять, что диски перегревались именно из-за солнечных лучей. Для этого достаточно сравнить температуру деталей после езды в темное время суток. Если в этом режиме нагрев умеренный или отсутствует вовсе, виновато солнце, и искать другие причины нет смысла. Все в порядке.
Необходимость интенсивной работы педалью тормоза возникает, как правило, при городской езде. Аналогичная ситуация бывает и на дороге. Если тормоза используются слишком часто, они, естественно, нагреваются и просто не успевают остыть. На трассе, кстати, достаточно один раз притормозить на высокой скорости, чтобы перегреть колеса.
Как узнать, что по этой причине горячие колеса? Опять элементарно. Если вы однажды заметили перегрев, сразу подумайте о том, в каком режиме машина эксплуатировалась до этого. Если при интенсивном использовании тормозной системы - причина в этом. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить состояние колес после нормальной, спокойной и размеренной езды.
Тормозная система автомобиля рассчитана на то, что лишнее тепло после трения колодок о диски будет отдаваться в окружающую среду. Движение способствует этому процессу, так как тормоза обдуваются набегающим потоком воздуха. Часть тепловой энергии также передается на обода. Если скорость небольшая, или машина не стоит на месте после интенсивного торможения, неудивительно, что колеса прогрелись.
Записка. На некоторых машинах штатная тормозная система совершенно не рассчитана на агрессивную езду.
Тормозные диски маленькие, невентилируемые. Подушечки тоже маленькие. В результате такие тормоза очень быстро перегреваются, даже если вы не безрассудны, а просто передвигаетесь по городу среди интенсивного движения. Здесь есть два варианта — либо стараться ехать медленнее, чтобы на тормоза меньше работало, либо заменить сборочные детали на более мощные.
Многие могут самоуверенно подумать, что эта проблема грозит только начинающим автомобилистам. Однако, как показывает практика, это не всегда так. Даже самые опытные водители с многолетним стажем умудряются периодически забывать о ручнике. Особенно, если этот узел на машине работает «в полсилы». То есть колодки прижимаются к дискам, но колеса не блокируются полностью. В результате машина как бы едет, а задние колеса греются.
Жизненный опыт. Не обязательно быть новичком, чтобы однажды забыть о ручнике в новой машине.
Машина незнакомая. Возможно, вы только что купили его и вас переполняют эмоции. Бывает и так, что руль переносится на водителя, который едет на чем-то другом, а значит, его внимание может уйти мимо рычага или кнопки ручника.
Об этом, пожалуй, стоит упомянуть отдельно. В любом случае. Не следует сбрасывать со счетов случаи, когда ручник не отключался после расцепления, либо делал это не полностью. То есть машину сняли с ручника, а колодки к барабанам (или дискам) застряли, примёрзли и т.д. или не отошли от них полностью. Результат - задние колеса греются. Для выявления этой причины достаточно каждое колесо по очереди подвесить на домкрат, провернуть его и осмотреть детали тормозов. Как правило, невооруженным глазом видно, что колодки по каким-то причинам не отошли от рабочей поверхности дисков. Остается только установить причину поломки и устранить ее.
После исключения факторов, не связанных с неисправностями, можно переходить к анализу поломок. В первую очередь стоит начать с тормозов, так как они являются причиной нагрева колес в 70% случаев. Вкратце, к проблемам тормозной системы, интересным в данной ситуации, относятся следующие:
Рассмотрим каждый из пунктов чуть подробнее.
После случайной езды с включенным ручником колеса могут нагреться по одной из двух причин:
Залипание колодок из-за критического перегрева. В некоторых случаях это также приводит к тепловому расширению соседних деталей тормозной системы, из-за чего они заклинивают. Вы можете определить липкие подушечки самостоятельно. Проблема обычно видна невооруженным глазом. Что касается устранения неполадок, то здесь все зависит от ваших навыков, желания и наличия инструмента.
О деформации тормозных дисков, пожалуй, стоит поговорить отдельно, так как это не единственный возможный дефект.
Тормозные цилиндры с поршнями на каждом колесе. Именно они приводят в движение колодки при нажатии на педаль, создавая высокое давление в магистралях системы. При заклинивании или заклинивании поршней в цилиндрах колодки не могут вернуться в исходное положение после торможения. Они продолжают постоянно тереться о диски, в результате чего греется ступица колеса, а затем и диск.
Этот механизм работает в крайне жестких условиях, поэтому неудивительно, что он может отказывать Заклинивание поршня в цилиндрах чаще всего происходит из-за загрязнения. На этих деталях есть пыльники, повреждение которых гарантированно закончится аналогичными проблемами. Нельзя исключать и естественный износ тормозных цилиндров. Если проблема обнаружена своевременно, а ресурс деталей еще не исчерпан, то поломка устраняется банальной чисткой и смазкой. Также следует позаботиться о герметичности тормозных цилиндров, чтобы в них не попала пыль, вода и грязь.
В работающей гидравлической тормозной системе воздуха быть не должно. Если он там появляется, узел работает не полностью. То есть тормозные колодки вполне могут быть не полностью отведены от дисков или барабанов, в результате чего колеса будут нагреваться. Наряду с этой проблемой могут наблюдаться провалы педали тормоза, о чем есть отдельная статья на сайте. Обязательно прочитайте, чтобы расширить свой кругозор.
Визуально обнаружить воздух в тормозной системе невозможно. Сделать это можно только по косвенным признакам, многие из которых описаны в материале о поломках педалей. Если они появляются и сопровождаются нагревом ступиц, прокачайте систему. Если прокачка не дает положительного результата, то, возможно, колеса греются по другой причине.
Исправные тормозные диски должны быть:
На наличие деформаций тормозные диски осматривают с торца . Для этого нужно подвесить автомобиль на домкрат и снять обогрев колеса. Попутно деталь осматривают на наличие повреждений рабочих поверхностей. Это те, о которые трутся тормозные колодки. На них не должно быть синевы, глубоких царапин и концентрических борозд. Если диск искривлен или поцарапан, это и есть причина, по которой греется колесо.
Довольно часто после замены колодок происходит нагрев колесных дисков, что, в общем-то, не является поломка в большинстве случаев. Через несколько сотен километров детали приработаются, и они уже не будут нагреваться. Совсем другие выводы следует делать, если новые колодки некачественные или не подходят для этого автомобиля. Не исключено, что в целях экономии были куплены неоригинальные запчасти. В таких случаях лучше сразу заменить колодки на нормальные, так как все может закончиться не только нагревом колес.
После устранения естественных причин перегрева колес и проблем с тормозной системой осталось только проверить ступицы. Абсолютно все возможные проблемы этого узла диагностируются самостоятельно в гараже.
Вот краткий перечень возможных проблем со ступицами, вызывающих нагрев колес:
Буквально в двух словах по каждой проблеме.
Чаще всего заклинивают направляющие суппорта из-за засорения или коррозии. Возможен и естественный износ деталей. После попадания в хорошую лунку происходят деформации направляющих. Для диагностики этой поломки интересующее колесо вывешивается на домкрат, снимается, после чего осматривается узел. Если следов износа не видно, то, скорее всего, устранить поломку удастся путем промывки и смазки деталей. В случае износа заменить.
Узнайте больше о заклинивших тормозах.
При износе ступичных подшипников нарушается ось вращения колес, из-за чего детали подвергаются к паразитному трению и нагреву. Позже поломка проявляется в неустойчивости автомобиля, а заканчивается, как правило, ужасным вилянием из стороны в сторону или намертво заклинивает колеса. Ступичные подшипники ремонту не подлежат. Только полная замена. Желательно с двух сторон по одной оси.
Для проверки износа ступичного подшипника подвесить колесо на домкрат и, не снимая, покачать вдоль оси автомобиля, придерживая верх и низ покрышки. Если есть заметный люфт, подшипник либо изношен, либо недостаточно затянут.
Чаще всего смазка в ступичных подшипниках быстро выгорает из-за перегрева ступицы. И начинает она это делать из-за того, что произошел износ или перегорела смазка. Почти замкнутый круг, который при возникновении одной из проблем замыкается через несколько километров. Как правило, эта проблема своевременно не выявляется, поэтому недостаток смазки приводит к износу подшипников. Еще одна замена.
Такое часто случается при ремонте автомобиля своими руками или на СТО неопытными мастерами. Для каждого автомобиля производитель прописывает свой момент затяжки ступиц, который необходимо соблюдать. Перегруженные подшипники быстро перегреваются (с ними и колеса), смазка выгорает или испаряется, а заканчивается все клином или критическим износом.
Почему колеса автомобиля нагреваются? | |
Причина | Раствор |
Естественное отопление | |
Солнце | Оцените, как нагреваются колеса ночью, и сравните результаты |
Частое торможение | Ехать в спокойном темпе без торможения, затем оценить степень нагрева |
Низкая скорость движения | |
Механизм ручного тормоза | Убедитесь, что автомобиль снят с ручного тормоза |
Проблемы с тормозами | |
После езды на ручнике заедают колодки или деформируются диски | Осмотр тормозных колодок и дисков на наличие повреждений |
Заедание тормозного поршня | Проверить целостность пыльников, очистить узел |
Воздух в тормозной системе | О диагностике читайте в статье про отказы педали тормоза на Авто без СТО |
Критический износ тормозного диска | Проверить диски на предмет износа |
Замена тормозных колодок | Убедитесь, что колодки подходят и правильно установлены. |
Проблемы с ступицей | |
Заклинившие направляющие суппорта | Осмотреть узел, при необходимости промыть |
Износ подшипников колес | Подвесьте колесо и встряхните его, удерживая за верхнюю и нижнюю стороны шины – если есть люфт, замените подшипник |
Колесный подшипник, работающий всухую | Скорее всего, вам потребуется заменить подшипник. |
Колесный подшипник перетянут | Если нет износа, затяните с правильным моментом. |
Из всего вышесказанного следует, что существует не менее десятка причин, почему греются колеса автомобиля. Начинать поиск всегда стоит с естественных источников отопления. Далее диагностируется тормозная система, так как именно она чаще всего вызывает перегрев ступиц и ободов. В последнюю очередь (или при наличии косвенных признаков) проверяются ступицы - направляющие суппорта, подшипники и так далее.
Я отогнал машину от своей парковки к месту, где можно помыть машину, в 3,5 км. Я подумал, что было бы неплохо почистить обода, поэтому плеснул водой на переднее колесо. К моему удивлению, откуда-то изнутри колеса шел пар! Я думал, что это могут быть тормозные колодки, но я не уверен.
Нормально ли, что компоненты колеса нагреваются до температуры выше 100°C уже через несколько километров езды? Максимальная скорость составляла около 80 км/ч из-за конструкции дорог в этом районе.
6
Самой горячей частью колес после вождения будут тормозные диски, температура которых может легко превысить 100 °C.
В этом видео Джейсон успешно использует тепловизионную камеру. Температуры выше 140 °C: 92 = около 300 кДж.
Тормозной диск изначально нагревался до 20 градусов Цельсия, а теперь поднялся до 100 градусов Цельсия. Это подъем на 80 градусов. Тормозной ротор весит около 10 кг (источник). Всего в машине 4 ротора, или 40 кг. Серый чугун имеет теплоемкость 490 Дж/(кг*К). Это означает, что 40 кг и подъем на 80 градусов составляют 1568 кДж.
Исходя из этого, это не могут быть тормозные диски, если вы неоднократно тормозили с 80 км/ч до 0 км/ч и не один раз. Это могут быть тормозные колодки, так как я предполагаю, что около половины тепла уходит на колодки, а около половины тепла - на роторы.
Комплект из 4 передних колодок весит 0,83 кг (источник), всего около 1,6 кг. Если колодки изготовлены из того же материала, что и роторы, 490 Дж/(кг*К) * 1,6 кг * 80 К = 63 кДж.
Из 300 кДж кинетической энергии, если половина пойдет на колодки, а половина на роторы, колодки могут потреблять около 150 кДж. Даже 63 кДж достаточно, чтобы нагреть их до температуры кипения воды.
Редактировать: , как правильно заметил Зайд, большинство автомобилей имеют примерно 65/35 распределение тормозного усилия между передними и задними колесами. Так, передние несущие винты (20 кг) могли получить 195 кДж. Подъем на 80 градусов для них составляет половину от 1568 кДж, или 784 кДж. Тем не менее, одно торможение с 80 км/ч до 0 км/ч не нагреет передние роторы до температуры кипения, хотя несколько торможений могут сделать свою работу.
4
Вы, вероятно, обнаружите, что горячим был тормозной диск, и при остановке автомобиля на скорости 80 км/ч выделяется достаточное количество энергии, которую можно сохранить в виде тепла в маленьком куске металла.
НЕ пытайтесь прикоснуться к диску, чтобы узнать, горячий ли он после торможения !! Сделав это, я могу сказать вам, что они на удивление быстро нагреваются.
Вот почему жидкость должна быть в хорошем состоянии, так как тепло может привести к закипанию жидкости, особенно если она старая и впитала воду, что происходит со временем.
У одной машины, которую я помню, были задние диски, и ее вывезли на дорожные испытания - водитель забыл отпустить ручник... Вернулся, сказал, что двигатель нуждается в обслуживании, так как он не превышал 60 миль в час - мы просто посмотрели на машину и смеялся, так как задние диски все еще светились - у клиента были полностью новые задние тормоза (диски, суппорты и колодки...)
Пожалуйста, никогда не брызгайте водой на колеса, если вы находитесь за рулем в течение длительного времени. Ваши тормозные диски, вероятно, могут деформироваться, если они были горячими. Ваша вода достигает внешней поверхности дисков, поэтому они быстро остывают. Внутренняя сторона не будет, поэтому диск будет легко деформироваться. Это может быть немного, но покоробленные диски очень раздражают.
Колеса (т.е. обод и шина), скорее всего, никогда не достигнут температуры 100°С, но 70°С не редкость для шин во время длительной поездки в теплую погоду. Чем меньше давление в шинах, тем горячее они становятся. Это связано с тем, что во время движения шины постоянно деформируются, что вызывает сопротивление качению и износ шин. Это неизбежно, но правильное давление в шинах сводит к минимуму износ и расход топлива, сохраняя при этом безопасное сцепление с дорогой.
Тормозные диски и колодки сильно нагреваются. Когда вы очень сильно нажимаете на тормоза, они могут стать синими из-за отжига от этой температуры. Этот оттенок означает, что это было по крайней мере 300C. Это довольно экстремальная ситуация, но нетрудно разогреть их до 200 градусов при резком торможении несколько раз. При обычном вождении я ожидаю, что диски будут иметь среднюю температуру около 70°C. Они не близки к комнатной температуре, как можно было бы ожидать. На них постоянно подается тепло от торможения, трения шин, тепла двигателя и т. д. Несколько раз резкого торможения достаточно, чтобы нагреть их до 200°C.
Недавно мне пришлось резко тормозить со 160 км/ч примерно до 30 км/ч. Я уже довольно сильно тормозил перед этим, а теперь почувствовал запах колодок. Так они сильно разгорячились. На внешнем ободе дисков была сине-желтая дымка, что указывало на то, что они видели температуру не менее 300°C.
Заклинивающий тормоз обязательно сделает это (личный опыт на аналогичном расстоянии). Да, вы могли бы добиться этого при «обычном» вождении, но только довольно необычными способами — если бы вы сами продолжали нажимать на тормоз (возможно, при длительном крутом спуске) или продолжали ускоряться и делать резкие остановки, но на самом деле это не нормально. Как говорили другие, проверьте, относится ли это ко всем или к некоторым колесам - только одно колесо явно будет застрявшим суппортом.