logo1

logoT

 

Иранские автомобили


Список автомобилей, которые выпускает Иран

По дорогам Ближнего Востока колесит множество машин, собранных именно в Иране. Более того, некоторым маркам удалось закрепиться и на мировом рынке.

Iran Khodro

Иранский автопром не может похвастаться давней и богатой историей в отличие, например, от европейского. Автомобилестроение началось здесь только в начале 1960-х годов, когда братья Махмуд и Ахмад Хайями основали компанию Iran Khodro. По сей день эта марка остается самой известной среди иранских, особенно за границей. Ну а самой первой и самой популярной моделью Khodro стал Paykan — своеобразный аналог наших «Жигулей». Эта машина с самого начала позиционировалась как семейная или служебная, она была дешевой и нетребовательной в обслуживании.

В переводе с фарси Paykan означает «стрела». Сконструирован автомобиль был на базе английского седана Hillman Hunter, впоследствии дополнен двигателем от Peugeot 504, а внешне что-то совершенно другое. Эта модель — настоящий долгожитель: ее собирали с 1967 по 2005 год, поставляли в Афганистан, Сирию, Египет и даже в Турцию.

В Иране это была однозначно самая распространенная машина, она была и такси, и грузовиком, существовали модификации с кузовом пикап. Да и сейчас Paykan — это добрая половина иранского автопарка. В 2005 году правительство Ирана попросило компанию Iran Khodro наконец снять с производства устаревший морально и с точки зрения экологических требований автомобиль. Но и на этом его история не закончилась — с тех пор он производится в суданском Хартуме под названием New Paykan.

А вот и современный преемник предыдущей машины — Samand (на фото полицейская машина этой модели), что на персидском означает известную породу лошадей. Это название знакомо российским водителям, так как с 2006 года автомобиль экспортировался и в Россию.

Помимо этого, «Саманды» собирали в Азербайджане и даже в Белоруссии, а еще в некоторых отдаленных странах вроде Венесуэлы. «Донором» для этой машины стал Peugeot 405, просто потому, что его производили в Иране еще с начала 1990-х. Но в современном «Саманде» мало что напоминает о французском предке.

Из новых автомобилей Samand в Иране самый популярный — многие справедливо считают его символом нынешнего иранского автопрома. И неудивительно: более 80% всех узлов и агрегатов тут именно местной сборки. А помимо классических бензиновых моторов, «Саманды» выпускаются и в версии с заводской газобаллонной установкой.

Третьим по счету пассажирским автомобилем иранского производства стала Runna, «бегун» на основе Peugeot 206. В переводе с фарси слово runneh («раннэ») переводится как «дрифт». Это, конечно, не означает, что машина пригодна для дрифта, но зато она может работать на природном газе, к тому же в силу габаритов весьма экономична, а потому пользуется спросом на внутреннем рынке.

Внутри Runna более чем скромна — пластиковая панель, дешевая обивка, старомодного вида руль, но ABS, электроусилитель руля и электроподъемники стекол имеются. Машина вышла в 2010 году, и почти сразу ее начали экспортировать в другие страны.

Три самые современные модели Iran Khodro — это Dena, Arisun и Tara. Первая — седан с «рублеными» линиями кузова (в арабском мире вообще питают нежную любовь к седанам и совершенно не признают хэтчбеки). Вторая — легковой пикап, который выпускается с 2015 года, причем ходовая часть автомобиля позаимствована у бессмертного Paykan. Модель Tara — еще один седан. Ее производство началось в 2021 году.

Iran Khodro Dena

Saipa

Вторая по величине автомобильная компания Ирана называется Saipa. Она тоже появилась на рынке еще в 1960-х, выпускала по лицензии малолитражные Citroën и Renault, позже — Kia Pride. Как раз на базе последней и была сконструирована собственная иранская разработка под названием Saipa Tiba (на фарси — «газель»): 80-сильная модель собирается с 2009 года, и большая часть сошедших с конвейера машин так и остается в Иране.

Фото
Drsaeed90, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Надо заметить, в Иране государство активно участвует в отрасли и имеет долю собственности в двух крупнейших компаниях-автопроизводителях. А любому путешественнику немедленно бросается в глаза автомобильный «патриотизм» местных жителей: они повсеместно ездят на иранских авто, в том числе и на иномарках иранской сборки. А все потому, что ввозная пошлина на машину иностранного производства в этой стране практически равна ее цене. Но, конечно, обладать таким транспортным средством — престижно.

Автопром Ирана динамично развивался примерно до 2012 года: в первом десятилетии века исламская республика была самым крупным игроком на ближневосточном авторынке, а в мировом рейтинге занимала 12-ю строчку.

Все изменилось после введения санкций ЕС и США: объемы производства резко упали, и отрасль начала «оживать» только пару лет назад. Сейчас у руководства страны большие планы — отправлять на экспорт до миллиона автомобилей ежегодно. И пусть иранские машины пока уступают европейским «одноклассникам» как по дизайну, так и по оснащенности, но свой покупатель на эту технику найдется.

Фото: Getty Images, Legion Media, Wikimedia Commons

Материал впервые опубликован в мае 2019, частично обновлен в марте 2022

Маша Веселова


Теги

  • авто
  • история

Сегодня читают

Тест: вы ни за что не отыщете кота на этом фото

Быстрый тест на возраст мозга: найдите 6 предметов на картинке

Математическая задачка из учебника СССР, которую не могут решить 70% взрослых

Как решить самый каверзный пример 36:3(8-6)/6? Математик объяснил, почему многие ошибаются

Тест на зрительную память: угадайте популярный фильм по случайному кадру

В Россию начнут поставлять иранские автомобили

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца февраля 2023-го года

28 ноября 2022 г. 16:22

Скрин с youtube.com

В Россию начнут массово поставлять автомобили иранского производства, передает ТАСС. Так, Иран и Россия уже подписали меморандум о взаимопонимании в области экспорта автомобилей на сумму 300 млн. долларов. Об этом в понедельник, 28-го ноября, сообщило иранское агентство «Фарс» со ссылкой на главу местной Ассоциации производителей автозапчастей.

«Россия станет еще одним покупателем автомашин, собранных на территории исламской республики, — заявил глава Ассоциации. — Наши страны уже подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании на сумму 300 млн. долларов».

По данным агентства, на данный момент Иран уже поставляет автомобили собственного производства в Азербайджан и Армению. Кроме того, первая партия машин, собранных на территории исламской республики, отправлена в Венесуэлу, ее объем составляет 1 тыс. транспортных средств.

Напомним: в конце сентября этого года заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов заявил, что иранские автомобильные компании проявляют интерес к российскому рынку. Тогда чиновник уточнял, что российская сторона будет рассматривать инициативы иранских партнеров по мере конкретизации их предложений и идей.

В середине ноября глава «Автоваза» Максим Соколов сообщил журналистам в кулуарах форума «Транспорт России», что компания изучает предложение Ирана о совместном производстве автомобилей.

Подчеркнем также, что после 24-го февраля 2022-го года многие иностранные компании, в том числе и из отрасли автопрома, ушли с российского рынка. Впоследствии и санкции ЕС ограничили поставки в Россию транспортных средств, комплектующих и запчастей. В итоге, на российском рынке серьезно сократилось предложение от иностранных производителей, а отечественные концерны существенно снизили выпуск транспортных средств из-за дефицита комплектующих, в том числе и с приостановкой производства на некоторое время.

Метки:ИранРоссияАвтотранспорт

Статьи по теме

10 ноября 2022 г. в 11:50

Антироссийские санкции помогли китайским грузовикам

23 ноября 2022 г. в 11:22

Китайский грузовик SITRAK C7H стал лидером продаж в России

Сейчас читают

Со 2 января Московский скоростной диаметр стал платным для транзитного проезда

В МАПП «Чернышевское» на границе Калининградской области с Литвой запустили электронную очередь

В Приморском крае недалеко от Уссурийска построят транспортно-логистический центр

В 2023 году пункт пропуска «Ивангород» на границе с Эстонией закроют на реконструкцию

По мосту «Благовещенск-Хэйхэ» можно будет доезжать до приграничного Хэйхэ

Иран – Блог о самых продаваемых автомобилях

Иран Ходро Тара, обновленный Peugeot 301, попал в иранские чарты... Иран вернулся на BSCB с данными о производстве за полный год на 2021 год. Большое недавнее событие – окончание производства

  • 21 мая 2022 г.
  • Matt Gasnier

Подробнее→

В июне в Иране было продано почти 15 700 единиц Saipa Tiba. .. Обновление от 28/07: Теперь с производственными данными. Очень редкое явление, сегодня мы можем поделиться с вами данными о продажах (а не о производстве) в Иране, которые демонстрируют впечатляющее восстановление после пандемии. Обратите внимание, что набор производителей, который делится данными о продажах, не включает Bahman,…

  • 28 июля 2020 г.
  • Мэтт Гаснье

Подробнее→

В ближайшие месяцы Saipa Shahin, наконец, может быть запущен в серийное производство. Данные о производстве в Иране в настоящее время публикуют Иран Ходро, Сайпа, Парс Ходро и Замьяд, на которые приходится от 90 до 95% национального производства, поскольку большинство китайских автопроизводителей покинули страну после укрепления международного…

  • 25 мая 2020 г.
  • Мэтт Гаснье

Читать дальше→

50-летний Zamyad Z24 вернулся в десятку лучших в 2019 году. После добавления 12 новых статей по иранским историческим данным пришло время узнать последние данные о продажах. Правительство Ирана прекратило публиковать полные ежемесячные данные о производстве, оставив только отчеты из Иран Ходро, Сайпа,… семидесятые. В этом посте перечислены все статьи с историческими данными Ирана. Для путешествия по современному иранскому автомобильному ландшафту обязательно просмотрите наш 2019 год.Серия Путешествие по Ирану на Peugeot Pars. Обновление за май 2020 г. (12 новых статей): Теперь с…

  • 20 мая 2020 г.
  • Мэтт Гаснье

Читать далее→

Тасра, мой Peugeot Pars в пустыне Дашт-э-Кавир. Это часть 5 и последняя часть нашего путешествия по Ирану на Peugeot Pars. Вы можете увидеть Часть 1: Тегеран здесь, Часть 2: Исфахан здесь, Часть 3: Шираз здесь и Часть 4: Дашт-э-Лут и Йезд здесь. Сейчас…

  • 30 июня 2019 г.
  • Мэтт Гаснье

Читать дальше→

Тасра мой Пежо Парс в пустыне Дашт-э-Лут, она же Пустая пустыня. Это четвертая часть нашего путешествия по Ирану на Peugeot Pars. Вы можете увидеть часть 1: Тегеран здесь, часть 2: Исфахан здесь и часть 3: Шираз здесь. Теперь мы направляемся на восток к границе с Афганистаном…

  • 29 июня 2019 г.
  • Matt Gasnier

Подробнее→ центре) слева направо. Это третья часть нашего путешествия по Ирану на Peugeot Pars. Вы можете увидеть Часть 1: Тегеран здесь и Часть 2: Исфахан здесь. После наслаждения…

  • 28 июня 2019 г.
  • Matt Gasnier

Подробнее→

Пикап Bahman Cara перед мечетью Mashed-e Sheikh Lotfollah, Исфахан. Это вторая часть нашего путешествия по Ирану на Peugeot Pars. Вы можете увидеть Часть 1: Тегеран здесь. Теперь, когда вы знакомы с удивительно расслабленной атмосферой, которую я почувствовал, взаимодействуя с одетым в VPN и общающимся в WhatsApp Тегераном…

  • 27 июня 2019 г.
  • Мэтт Гаснье

Подробнее→

Мой арендованный Peugeot Pars возле горы Дамаванд, провинция Тегеран. Иран регулярно попадает в заголовки газет по самым неправильным причинам — религиозному экстремизму, ядерным угрозам и громогласным аятоллам — и все же почти каждый посетитель возвращается очарованным. Контраст таков, что я чувствовал, что должен увидеть это сам, чтобы составить представление…

  • 27 июня 2019 г.
  • Мэтт Гаснье

Читать далее→

Citroen C3 теперь производится в Иране. Первый квартал 2018 года примерно соответствует последним трем месяцам 139 персидского года.7, который закончился 22 марта 2019 года. Сейчас, когда в Иране в полной мере ощущаются новые международные санкции, производство новых автомобилей в Иране падает на -54,4% в годовом исчислении за этот период…

  • 1 мая 2019 г. Читать далее→

    Saipa Tiba удается лидировать на иранском рынке в 2018 году... Ознакомьтесь с более чем 50-летними историческими данными Ирана здесь. Этот пост был обновлен данными об импорте. Благодаря нашему партнерству с CE Auto мы можем поделиться с вами сегодня эксклюзивными данными о производстве в Иране за…

    • 20 февраля 2019 г.
    • Мэтт Гаснье

    Подробнее→

    Несмотря на слухи о прекращении производства, Saipa Pride снова занял первое место в Иране. Ознакомьтесь с историческими данными Ирана за 50 лет здесь. Благодаря нашему партнерству с CE Auto мы можем поделиться с вами эксклюзивной информацией об иранском рынке новых автомобилей с обновлениями как местного производства, так и импорта за…

    • 28 ноября 2018 г.
    • Matt Gasnier

    Подробнее→

    Saipa Tiba/Saina — самая производимая модель в Иране (на фото — Tiba). * См. 15 лучших местных брендов, 10 лучших автомобилей, пикапы, импортные бренды и модели, нажав на название * Ознакомьтесь с историческими данными Ирана за 50 лет здесь Благодаря нашему партнерству с CE Auto мы можем поделиться с…

    • 12 августа, 2018
    • Matt Gasnier

    Подробнее→

    Saipa Tiba/Saina взяла под свой контроль иранский автомобильный рынок. На фото Саина. * См. 15 лучших местных брендов, 10 лучших автомобилей, пикапов и импортных автомобилей, нажав на название * Ознакомьтесь с историческими данными Ирана за 50 лет здесь Благодаря нашему партнерству с CE Auto мы можем поделиться с вами…

    • 15 мая 2018 г.
    • Мэтт Гаснье

    Читать далее→

    Иран – Статья – Автомобиль и водитель

    Когда в 2002 году Джордж Буш впервые назвал несколько стран «осью зла», мало кто знал, что это на самом деле означает для будущего внешней политики США. Но никто — даже сам президент — не знал тогда, что этим злодейским странам однажды придется понести высшую меру наказания: осмеяние их доморощенных автомобилей со стороны «Автомобиль и водитель». Этот день сегодня. (И несколько недель назад, и несколько недель спустя, но вы поняли идею.) В первой части мы убрали Северную Корею. Сегодня мы обращаем внимание на страну с чуть более высоким лидером, Исламскую Республику Иран.

    Подавляющее большинство продаж новых автомобилей в Иране приходится на две компании: Iran Khodro Company (IKCO) и Saipa. До недавнего времени обе компании полностью принадлежали различным инвестиционным офисам иранского правительства (сейчас эта доля в каждой компании сократилась примерно до 30%). Эти туманные правительственные инвестиционные агентства включают, в основном, Корпус стражей исламской революции, элитное крыло вооруженных сил, которое, как оказалось, имеет миллиарды и миллиарды долларов инвестиций по всему миру.

    Если это не убеждает вас в том, что автомобильная промышленность Ирана не является ярким примером свободного рынка, подумайте вот о чем: импортные автомобили облагаются 90-процентной пошлиной иранского правительства. Это удерживает импорт на низком уровне (около 50 000 автомобилей в год) и делает его доступным только для элиты высшего класса. Чтобы обойти налог на импорт, многие иностранные автопроизводители (в том числе Mercedes, Peugeot, Kia, Nissan и Mazda) заключили партнерские отношения с одним из иранских производителей, чтобы отправить так называемые полные комплекты для разборки, чтобы автомобили технически собирались в Иране. Беда в том, что эти иномарки до сих пор остаются слишком дорогими для большинства покупателей в стране с населением более 70 миллионов человек. К счастью для них, у «Иран Ходро» и «Сайпа» есть парк самодельных автомобилей, которые придают новый смысл фразе «нагретый».

    В каждой моторизованной стране есть культовый автомобиль, который сделал большой скачок к широкому распространению автомобилей. В Германии это был Volkswagen Beetle. Во Франции Citroën 2CV. В Америке Cadillac Escalade. Или Модель Т. Что угодно. У Ирана тоже была одна такая машина, и она называлась Paykan.

    Созданный на основе Hillman Hunter 1967 года (британо-французский автомобиль печально известного происхождения), Paykan был похож на большинство культовых автомобилей, которые поставили свои страны на колеса: медленный, шумный, грязный и в целом дрянной. Производство продолжалось в Иране до 2005 года, когда оно было прекращено не из-за падения продаж, а потому, что иранское правительство — да, то самое иранское правительство, которому принадлежит компания — посчитало, что продолжать продавать слишком опасно и неэффективно.

    Огромное количество автомобилей, производимых и продаваемых сегодня в Иране, имеют французские корни, что свидетельствует о крепких отношениях Франции с Ближним Востоком. Хотя большинство американцев забыли о седане Peugeot 405, который покинул США вместе с брендом в 1991 году, в Иране он более чем знаком. Однако они не все винтажные; Сегодня Peugeot 405 является основой модельного ряда Iran Khodro, и существует множество вариаций. (Сейчас в производстве находится даже отвлекающая модель — Peugeot ROA, у которой кузов от Peugeot 405 поверх старой ходовой части Paykan.)

    На фото справа Peugeot Pars, вероятно, является наиболее близкой иранской версией оригинального французского автомобиля. Интерьер даже доступен, украшенный деревом, настолько искусственным, что даже старый Daewoo будет чувствовать себя самодовольным.

    Iran Khodro также выпускает модернизированные версии 405, которые называются Soren и Samand. Это хорошие автомобили для обычных покупателей, но уж точно не для элиты и богатых. Черные Mercedes S-класса доступны для немногих привилегированных и действительно популярны среди таких людей, но покупатели, желающие приобрести отечественный лимузин, могут рассмотреть жемчужину линейки 405 с новым брендом — Samand Sarir. В дополнение к прекрасному мастерству, присущему любому лимузину, роскошный интерьер Samand Sarir, без сомнения, вызовет зависть у владельцев 19Сутенеры 70-х по всему миру.

    Но Iran Khodro не хочет, чтобы вы думали, что они застряли в прошлом, просто разогревая в микроволновке старые Peugeot 405. В 2009 и 2010 годах компания представила две новые модели, и на этот раз они не были основаны на старом Peugeot 405. Одна носит имя Peugeot и выглядит настолько современной, насколько это вообще возможно. Он называется 207i и выглядит так же, как Peugeot 207, продаваемый в настоящее время по всему миру. Но при ближайшем рассмотрении профиля и дверных ручек обман становится очевиден: это Peugeot 206, впервые представленный в 1998 — с привитой носовой частью от более новой 207-й.

    Вторая новая модель от IKCO поступила в продажу в марте 2010 года и называется Runna, что в переводе с фарси означает «хороший». К большой помпе (по крайней мере, в государственных СМИ) высшее руководство компании назвало его «инновационным» и с гордостью объявило, что это полностью отечественный проект, разработанный и построенный в Иране. Они были рады сообщить, что он даже соответствует последним европейским требованиям по выбросам и безопасности пешеходов. Все это правда, потому что он тоже основан на Peugeot 206.

    Другой крупный автопроизводитель Ирана использует стратегию, аналогичную стратегии IKCO — возможно, наличие одних и тех же владельцев как-то связано с этим, — которая, как вы, возможно, догадались, заключается в том, чтобы взять одну старую надежную конструкцию из-за границы и переделать ее, чтобы пришло королевство. Saipa производит примерно столько же автомобилей, сколько и Iran Khodro, кладя яйца в корзину старого малолитражного автомобиля Kia под названием Pride. Большинство американских автолюбителей, вероятно, не слышали о Pride, но они могут помнить его по названию на американском рынке Ford Festiva, продававшегося здесь с 1986 до 1993 года. Хотя дизайн и разработка были первоначально выполнены Mazda в Японии, автомобиль был лицензирован Kia (она построила Festivas, которые мы получили здесь), которые затем начали бизнес с Saipa из Ирана в 1993 году.

    Saipa добилась огромного успеха в продаже седана Saba и хэтчбека Nasim, оба из которых переименованы в Kia Pride и собраны на месте. Имея под капотом 63 л.с., они недостаточно быстры, чтобы обогнать растущую траву, но мощности достаточно для основных транспортных средств, которые обеспечивают эти автомобили. Водители даже могут управлять своими Sabas и Nasim так, как задумано природой, с честными пятиступенчатыми механическими коробками передач.

    В 2003 году, после 10 лет успешных продаж, Saipa добавила новый вариант своего малолитражного автомобиля на базе Pride с обновленным листовым металлом и новым интерьером. Он называется 141 и до сих пор выпускается вместе со своими собратьями по платформе.

    Но, по-видимому, Саипа не удовлетворилась наличием модельных циклов длины Saab. Итак, в мае этого года, всего через семь лет после выпуска модели 141, компания Saipa представила серийную версию того, что она описывает как совершенно новую модель: Tiba (на фарси «газель»). По данным исследовательского подразделения Saipa, он основан на глубокой эволюции платформы Kia Pride. Он получает новый двигатель — 1,5-литровый мощностью около 80 л.с. — и свежий листовой металл.

    Из Ирана новости как для Ирана Ходро, так и для Сайпы хорошие. Государственные СМИ сообщают, что Iran Khodro планирует построить 730 000 автомобилей в следующем году и находится на грани открытия производственных и торговых предприятий в Венесуэле. Точно так же Сайпа говорит, что бизнес процветает, и что она планирует экспортировать 20 процентов Tibas, которые она может построить, в различные страны, такие как Гана.


    Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf