logo1

logoT

 

Как определить люфт в рулевом управлении


что это такое, каким инструментом проверяется люфт рулевого колеса или колонки, допустимая норма свободного хода

Автомобиль — это не только средство передвижения, но и механизм, который может подвергать опасности человеческую жизнь. Частое использование изнашивает детали авто и вызывает их неисправность. Из этой статьи вы узнаете о люфте руля и как его убрать, причинах возникновения и о том, как его замерить. Также станет понятно, какое значение люфта может допускаться.

  • Что такое люфт рулевого управления
  • Допустимый люфт рулевого колеса
  • Каким инструментом проверяется
    • Как проверить
  • Возможные причины люфта и их диагностика
    • При выключенном двигателе
    • При движении
    • При торможении
  • Как устранить люфт
    • В рулевой колонке
      • Видео: Устранение люфта руля
    • Рулевого колеса

Что такое люфт рулевого управления

Люфт в переводе с немецкого означает «воздух». Это выражение используется для обозначения свободного хода. На практике в деталях и элементах образуется щель между сопряжёнными частями рулевой системы, которая со временем может увеличиваться. Определить люфт можно градусом поворота в определённых элементах управления. В идеально исправном состоянии степень действия не должна сопровождаться изменениями.

Допустимый люфт рулевого колеса

Опытный водитель знает, что уровень воздействия на механизм рулевого управления напрямую зависит от амплитуды люфта. Чем выше его градус, тем больше усилий необходимо приложить.

В сумме люфт не должен переходить отметку в 10° у легковых машин, у автобусов — 20°, у грузовых автомобилей — 25°.

Каким инструментом проверяется

Люфтомер — инструмент, который определяет величину люфта. Существует электронный и механический. Выбирать, каким лучше пользоваться, только вам, ведь всё зависит от удобства в использовании, хотя предназначение у них одно. Работа прибора заключается в измерении максимального суммарного люфта датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчёта по его сигналам о начале поворота рулевого колеса.

Как проверить

Когда управление автомобилем даёт явные признаки неполадок, то причину стоит искать в свободном движении руля, оно может превышать допустимые нормы . Машина перестаёт работать с вами в тандеме, либо реагирует, но поздно. Важно отметить, что если регулируя рулевой механизм, устранить увеличившийся ход не удаётся, то авто нельзя использовать.

Возможно, истёк срок эксплуатации крепления механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг. Предельной нормой люфта для руля, наружный диаметр которого равен 400 мм, будет 17 мм — превышение этого значения считается отклонением.

Возможные причины люфта и их диагностика

Выделяют следующие причины появления люфта:

  1. Из-за ослабевания гайки крепление руля стало более свободным.
  2. Ослабились регулировочные тяги, которые предназначены для регулировки схождения колёс автомобиля.
  3. Механизм, который соединяет рулевую систему и присоединяется к кузову, ослабляется, либо происходит просадка прокладок между конструкцией и кузовом.
  4. Наружные наконечники тяг сильно износились, увеличивая амортизацию средства передвижения.

Практически каждый автолюбитель может самостоятельно выяснить причины возникновения люфта, придерживаясь определённого алгоритма. Для этого достаточно обладать некоторыми знаниями или обратиться в специализированный автосервис

При выключенном двигателе

С целью определения неисправности при выключенном двигателе, необходимо провести диагностику:

  1. Автомобиль следует разместить на ровной местности, чтобы колёса были направлены прямо.
  2. Поворачивая рулевое колесо постепенно в разные стороны, следует проверять все узлы данной системы. Для этого рекомендуется пригласить помощника. Вы почувствуете вибрацию в неисправных узлах во время движений рулём.

Важно! Если колёса установлены прямо, а спицы руля расположены не горизонтально, это является признаком нарушения регулировки колёс. Также это может говорить о наличии дефектов в рулевом управлении или подвеске.

При движении

Во время движения необходимо прислушаться к работе деталей рулевого управления и оценить наличие посторонних вибраций. Наличие характерного звука свидетельствует о том, что узел неисправен. При этом стук усиливается во время езды по неровной дороге или во время преодоления препятствий, например, переезде через рельсы ж/д.

При торможении

Во время торможения авто не должно происходить никаких лишних движений . Если будет слышен посторонний звук, возможны неисправности с тормозными колодками. Также машина может не своевременно среагировать на нажатую педаль тормоза или тормозить рывками — всё дело в тормозных дисках.

Как устранить люфт

Отрегулировать управление не сложно, для этого не требуется большая разновидность инструментов. Потребуется лишь простой набор принадлежностей, которые помогут выполнить настройку элементов крепления.

В рулевой колонке

Когда люфтомер показывает в колонке нежелательный результат, рекомендуется попробовать отрегулировать винты на карданных шарнирах. Всё это расположено на рулевом валу. Найдите винт регулировки и установите предельное значение. После выполните повторную проверку, и если свободный ход всё ещё высокий, то проблема не в этом.

Высокие параметры люфтомера свидетельствуют о том, что необходимо отрегулировать шарниры тяг. Эта процедура не из лёгких, так как потребуется домкрат, смотровая яма или эстакада. Если окажется, что шарниры расхлёстаны, следует подтянуть их крепления. Также проверьте натяжение рулевых тяг.

Видео: Устранение люфта руля

Рулевого колеса

Ниже рассмотрен алгоритм действий, предназначенных для повышения безопасности вождения.

Важно! Запрещается сильно затягивать регулировочный болт. При повышенном трении самостабилизация передних колёс во время движения практически отсутствует и автомобиль постоянно отклоняется от траектории движения.

Инструкция, как устранять неисправность:

  1. Колёса необходимо установить в положении прямо и проверить уровень масла в редукторе.
  2. Снять винт регулировки рулевого колеса от защитного колпачка.
  3. Ослабить гайку, пока не получится поднять стопорную шайбу.
  4. Быстро повернуть руль влево и вправо под углом около 10°, одновременно регулируя винт шлицевой отвёрткой, пока люфт не примет допустимые параметры. При этом важно сильно не перетянуть его.
  5. После этого следует затянуть гайку, придерживая винт от прокручивания.

Теперь вы знаете об основных причинах, которые могут привести к возникновению люфта. Достаточно важно приложить усилие и оперативно исправить неполадку, т. к. она напрямую влияет на безопасность во время движения. Чтобы разрешить эту проблему, следует провести диагностику и обратиться за помощью в специализированное СТО.

Люфт рулевого колеса

Какой допустимый люфт рулевого колеса грузовых и легковых автомобилей?  Как выполнить измерение люфта рулевого колеса?

Что такое люфт?

Люфт — распространённый термин не только в автомобильной механике, но и механике в целом. Он означает промежуток, зазор, свободный ход рулевого колеса (возникает при изменении направления).

Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля чаще всего начинается с того, что автомобиль начинает уводить в сторону, руль вибрирует, в передней части при езде, особенно по бездорожью (а при ухудшении ситуации даже и просто слегка на неровной дороге). Кроме того неприятные “симптомы люфта” – потеря плавности хода, посторонние шумы при повороте руля.

Причины возникновения люфта

Популярные причины появления зазора:

  • Огромная нагрузка на подвеску. Чаще всего – из-за езды по дорогам плохого качества, использование шин, сделанных из резины низкого качества. Львиную часть нагрузки элементарно на себя вынуждена брать система рулевого управления.
  • Из-за изношенности «летят» наконечники тяги. Срок эксплуатации наконечников тяги может очень сильно разниться. Одно дело, если транспорт ездит сугубо по городским асфальтированным дорогам, и иное - по проселочным дорогам с грязью и бездорожью. Грязь способствует очень быстрому выходу из строя наконечников.
  • Ослабление гаек. Проблема теоретически быстро решаема, но то, что  такая проблема есть на практике многие визуально даже не догадываются. Дело в том, что гайка “спрятана” за подушками безопасности.
  • Использование некачественного гидравлического масла.
  • Износ шлицов, шарниров.
  • Поломка подшипников ступицы, шаровой опоры.

Допустимые люфты рулевого колеса

Если в документации автомобиля не указаны другие значения максимального люфта рулевого колеса, то цифра (в градусах) не должна превышать:

  • Более 10 для легковых авто.
  • Более 25 градусов – для грузовых авто.
  • Более 20 градусов – для автобусов.

Такие нормы люфта рулевого колеса прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Данный документ учитывается при техническом осмотре в России, Казахстане, Беларуси.

Измерение люфта рулевого колеса, согласно документу, - это измерение суммарного люфта в рулевом управлении. Под ним при этом нужно понимать угол поворота рулевого колеса образованный между:

  • Положением, которое соответствует началу поворота управляемых колесной базы в одну сторону.
  • Положением, которое соответствует началу поворота колёс в противоположную сторону от позиции, соответствующей прямолинейному движению автомобиля или автобуса.

Как проверить люфт руля?

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Это может быть, например, асфальтированная бетонная площадка.

Подготовьте колёсную базу. Оптимальное направление при установке – в направлении продольной оси кузова.

Если на колёсах есть грязь, устраните её. Иначе можно получить искажённые данные.
Перед тем, как проводить непосредственно измерения, рулевое колесо важно несколько раз повернуть влево-право. Это важно для понимания того, в какой именно момент колёса меняют своё направление.

Каким инструментом проверяется люфт?

Для проверки угла используйте люфтометр.

Самый простой измерительный прибор - механический, компонентами которого являются раздвижные кронштейны, передвижная каретка, динамометр, угломерная шкала. Люфтометр приставляется упорами к ободу руля. Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне. 

Но более удобное в использовании и выигрывающего по точности – электронное измерительное оборудование. Вместо динамометра, который фиксирует начало поворота колеса, на нём стоит датчик. С помощью него можно зафиксировать непосредственно момент начала поворота колеса.

Как устранить люфт?

Если норма зазора отличается от нормы, нужна дотошная диагностика:

  • Важно определить источник стука. Очень часто водители думают, что причина – в свободном ходу, а на самом деле причина связана с неисправностью иного узла транспортного средства.
  • Проверьте работу подвески. Нередко ей приходится ремонтировать или вовсе заменять.
  • Проверьте, всё ли в порядке с  рулевой планкой.  Иногда для решения проблемы достаточно просто её подтянуть, повернув регулировочный винт.
  • Обязательно проверьте шаровые наконечники, резиновые пыльники. Их замена также бывает необходима достаточно часто при рассматриваемой проблеме.
  • Если есть проблемы с монтажом руля, важно понять причину. Чаще всего корень проблемы – изношенное зубчатое крепление. Его замена быстро «угомонит» свободный ход.

Если вышеназванные действия не помогают решить вашу проблему, задумайтесь: а не ремонтировали ли вы недавно ходовую. Плохо затянутая гайка подшипника может быть непосредственным «подстрекателем» проблем с системой рулевого управления.
 
Если проблема в некачественном масле, о чём говорилось при рассмотрении причин, то верный метод борьбы с «разыгранным» свободным ходом – это элементарная замена масла.
   

Как «прокачаться» в знаниях, которые касаются системы рулевого управления?

Отличная «прокачка» знаний, которые касаются – это работа с обучающими и тестовыми модулями на базе платформы ELECTUDE, объединёнными в электронный продукт «Система рулевого управления автомобиля».

Модули помогают узнать максимум полезной информации, начиная от принципов работы и функционирования системы, продолжая нюансами, которые касаются прямого и непрямого рулевого управления транспортными средствами.
 
 

Часто задаваемые вопросы о рулевом управлении: Чрезмерный люфт в рулевом колесе

Чрезмерный люфт в системе рулевого управления можно определить как: когда рулевое колесо может быть повернуто более чем на один-полтора дюйма без колес вращающийся . Когда руль разболтался, «имеет люфт», водителям сложно правильно определить положение передних колес. Системы рулевого управления обычно своевременно предупреждают о проблемах, а чрезмерный люфт, как правило, вызывается изношенными рулевыми рейками и наконечниками рулевых тяг. Однако, поскольку детали рулевого управления считаются «критическими с точки зрения безопасности деталями», лучше устранять любые проблемы как можно скорее.

Для выявления потенциальных проблем рекомендуется визуальный осмотр системы рулевого управления. Лучший способ сделать это, когда автомобиль находится на земле, опираясь всем своим весом на систему рулевого управления и подвески, поскольку подъем автомобиля приводит к блокировке или заклиниванию компонентов друг относительно друга, устраняя любой свободный ход. Попросите помощника повернуть руль из стороны в сторону, но только до тех пор, пока не почувствуете сопротивление. Поворачивая руль таким образом, вы увидите:

  • Свободный ход рулевых тяг:

Наконечники поперечной рулевой тяги, как следует из названия, находятся на концах рулевой рейки и «привязывают» рейку к поворотному кулаку или держателю ступицы. Любой свободный ход в них влияет на трекинг и обычно проявляется в виде неравномерного износа внешнего края шин. Плохое отслеживание также приведет к тому, что автомобиль будет блуждать/уклоняться в сторону во время движения или торможения.

  • Свободный ход рулевой рейки:

В большинстве легковых автомобилей используется реечное рулевое управление. Рулевая рейка представляет собой прямой стержень со шлицами на концах. Эти шлицы входят в зацепление с аналогичными шлицами на шестерне и позволяют рулевому управлению функционировать при повороте колеса. Рулевые рейки довольно прочные, и, как правило, с ними мало что выходит из строя. Во всяком случае, втулки по обеим сторонам рейки имеют тенденцию выходить из строя, и именно они допускают люфт в рулевом управлении.

  • Свободный ход в шаровых шарнирах:

Чтобы реагировать на действия водителя и поворачивать колеса, шаровые шарниры позволяют подвеске двигаться вверх и вниз, позволяя поворотному кулаку поворачиваться. Изношенные шаровые шарниры влияют на развал колес и приводят к плохой реакции на действия водителя, а также к склонности автомобиля к уводу в сторону.

Для обслуживания компонентов подвески часто требуются специальные инструменты и оборудование. Развал-схождение необходимо выполнять после замены любого компонента подвески. Перед началом любых работ с автомобилем всегда обращайтесь к рекомендациям по ремонту изготовителя автомобиля.
В приведенной ниже таблице перечислены общие признаки и способы устранения люфта в системе рулевого управления.

Вероятная причина Средство
Неравномерный износ шин. Замените неисправные детали рулевого управления. Выполните сход-развал колес.
Незакрепленное крепление рулевого механизма (рейки или коробки). Затянуть болты крепления рулевого механизма/заменить втулки крепления.
Ослабленные подшипники колес. Отрегулируйте или замените подшипники.
Износ промежуточного рычага или сошки (если они установлены). Замените промежуточный рычаг или сошник.
Изношенные наконечники рулевых тяг. Заменить наконечники рулевых тяг.
Изношенные концы стойки. Замените концы стойки.
Износ рулевой муфты. Заменить рулевую муфту.

FAI предлагает широкий ассортимент деталей рулевого управления и подвески для всех марок легковых и легких коммерческих автомобилей. Более подробную информацию можно найти здесь .

 

 

Что такое рулевое управление? - SuperSteer

Свободный ход рулевого управления, вероятно, является жалобой номер один, которую мы слышим от владельцев автобусов в нашем магазине. Это происходит, когда рулевое колесо можно двигать руками вперед-назад, но автомобиль не рулится. Другими словами, руль имеет чрезмерный «люфт».

 

Легко понять, почему свободный ход руля является такой проблемой. Многие различные компоненты составляют рулевое управление современных автодомов. В компонентах рулевого управления у вас есть рулевое колесо, муфта, две или три универсальные муфты, рулевой механизм, шлицы секторного вала, шатун, тяга, коленчатый рычаг, наконечники рулевых тяг и наконечники рулевых тяг. втулки.

Как правило, это кумулятивный эффект, при котором несколько компонентов способствуют чрезмерному люфту в рулевом управлении. Мы видели все: от люфта на дюйм или два в любом направлении рулевого управления до крайних случаев, когда мы удивлялись, как клиент вообще мог управлять автобусом!

 

В любом случае люфт рулевого управления довольно распространен, и его можно уменьшить или даже устранить. Мы диагностируем проблему с помощью так называемого «теста в сухом парке». Ставим вагон на стеллаж со смотровой площадкой под ним. Один техник находится в кабине автобуса, двигая руль вперед-назад. Он ищет люфт в рулевом валу, рулевом кардане или муфте, а иногда даже в самом рулевом колесе. В то же время под вагоном в досмотровом отсеке находится еще один техник. Во время этой части теста мы приглашаем клиента в инспекционную площадку, чтобы он мог сам увидеть, что происходит. Многие магазины хотят, чтобы покупатель не ходил в магазин, но мы хотим, чтобы покупатель участвовал в процессе до тех пор, пока не будет начат ремонт. Я спрашиваю наших клиентов: «Если бы вы собирались построить свой дом на склоне горы, разве вы не хотели бы знать, на что похож фундамент?» Шасси — это основа вашего дома на колесах, и мы считаем, что вам важно знать, что там происходит.

 
Первым компонентом, который мы проверяем под кузовом, является рулевой механизм. В автодомах используется так называемый возвратно-поступательный шариковый тип, и они обычно имеют определенный люфт в силу своей конструкции. В компонентах рулевого механизма должен быть некоторый люфт, и это часто может выражаться в люфте самого рулевого управления (мы подробно рассмотрим рулевые коробки в следующем выпуске). Мы часто держим чертежи рулевых коробок на наших полках, или мы можем отправить ваши чертежи, но на это требуется некоторое время.

 
Продолжая наш путь к колесам, мы должны проверить рулевую тягу, которая крепится к рулевому механизму, которая называется «руль рулевого управления». У некоторых шатунов есть сменные сочленения, которые изнашиваются, и в этом случае мы можем заменить сочленение, но иногда сочленение просто не было должным образом затянуто на заводе и расшатывалось. «Секторный вал» выходит из рулевого механизма и имеет на нем шлицы; если гайка не была затянута должным образом, в шлицах может быть люфт, а также вал может быть поврежден в результате какого-либо несчастного случая, например, если автобус съехал с дороги и ударился о яму или большой камень.

 
Следующий компонент называется «тяговое звено», которое может изнашиваться и часто может быть заменено продуктом послепродажного обслуживания. Наконец, шарниры и втулки поперечной рулевой тяги проверяются на люфт и, если они изношены, могут быть заменены продуктами от ряда поставщиков компонентов.

 
В некоторых системах рулевого управления тяга рулевого управления поддерживается таким механизмом, как «промежуточный рычаг» или «угловой рычаг». Одной из вещей, которыми славится наше производственное подразделение SuperSteer, являются кривошипы, которые мы изготавливаем для поддержки рычажного механизма на шасси P32, шасси Freightliner XC с прямой осью, а также направляющие опоры, которые мы предлагаем для пикапов GM, фургонов и автомобилей Class. C автодома. В конструкциях оригинального оборудования используется втулка втулочного типа, которая может создавать люфт в рулевом механизме, когда он начинает изнашиваться. Проблема в том, что вы не можете предварительно нагрузить (отрегулировать зазор) втулку без определенной степени привязки. Наши продукты заменяют втулки скольжения коническими роликоподшипниками. Они не только намного лучше несут нагрузку, но также могут быть предварительно загружены для точного движения.

 
На шасси P32 также имеется компонент, называемый «шатунным рычагом». Он крепится к нижней части углового рычага и к центральному звену рулевого управления. Все давление от рулевого механизма проходит через коленчатый рычаг. Единственный способ диагностировать люфт в этом компоненте — запустить двигатель и использовать гидроусилитель руля. В противном случае вы не сможете приложить достаточное усилие к суставу, чтобы игра стала очевидной. Если этот компонент требует замены, SuperSteer также предлагает запасной коленчатый рычаг.

 
Ослабление направляющего рычага грузовиков, фургонов и автодомов GM класса C может привести к изменению схождения (когда колеса смотрят внутрь или наружу) по мере движения автомобиля по дороге, а схождение является наиболее важным фактором износа шин. угол. Фактически, схождение, отклоненное всего на 1/8 дюйма, равно 28 футам бокового трения на милю, что приводит к значительному ускорению износа шин. Наша опора натяжного ролика SuperSteer имеет более прочный литой алюминиевый корпус и конические роликовые подшипники.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf