Одной из причин повышения расхода топлива и нестабильной работы, а в некоторых случаях и полного прекращения работоспособности двигателя автомобиля является загрязнение топливной системы. Для каждого водителя важно вовремя уметь диагностировать такую проблему и устранить ее на начальных этапах.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы питания двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных элементах, функциях и назначении отдельных решений в устройстве топливной системы.
Содержание статьи
Большинство автомобилистов весьма поверхностно представляют себе, что такое топливная система. А между тем, она состоит из бака, топливного насоса, фильтра, системы впрыска и топливных магистралей. Причина загрязнения чаще всего одна – низкое качество используемого топлива. Даже если оно кажется чистым, внутри устройств, фильтров и на внутренних поверхностях магистралей со временем образуются смолистые и лаковые отложения. Они, разумеется, ухудшают прохождение топлива и его подачу в камеры сгорания, что сказывается на работе мотора.
По большому счету чистка топливной системы автомобиля в виде профилактики должна проводиться через каждые 15-20 тысяч километров пробега. Особенно это касается дизельных двигателей, где система впрыска очень чувствительна к загрязнениям. Недаром некоторые компоненты топливной системы являются расходными материалами. Например, топливный фильтр, который отлично знаком владельцу любого транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания.
Кроме того, причиной загрязнения может стать невнимательность самого водителя. Например, когда он, заливая в бак горючее из канистры, допускает попадание туда различных посторонних веществ: ржавчины, песка и прочего мусора.
К сожалению, многие признаки того, что топливная система нуждается в чистке, совпадают с симптомами других неисправностей автомобиля. Однако есть наиболее характерные случаи, когда можно предполагать именно эту проблему:
Самый точный ответ могут дать только в автосервисе, после диагностики при помощи специального устройства. Его подключают к топливной рампе и оценивают уровень перепада давления в ней во время открытия форсунок. И если там будет не все в порядке, то предложат промывку топливной системы. В большинстве случаев, осуществить эту операцию можно самостоятельно.
Кстати, иногда на заправках продается бензин с этанолом и присадками. Так называемый вариант «эко». Он как раз и служит для профилактической очистки системы. При этом следует помнить, что соотношение такого бензина к обычному, залитому в бак, не должно быть более чем 1 к 4. В противном случае наблюдается произвольное повышение и падение оборотов двигателя на холостом ходу. Кроме того, такое горючее не рекомендуется использовать в старых отечественных автомобилях – чревато выходом из строя топливопроводов.
Отдельно стоит сказать о промывке топливной системы дизельного двигателя. Ее тоже можно осуществить в домашне-гаражных условиях. Для этого понадобится банка сольвента (промывочная жидкость) и два бензостойких резиновых шланга по 80 см длиной. При этом диаметр одного 10 мм, а второго 8 мм. Они одним концом надеваются на тнвд вместо штатных, а вторым погружаются в банку с сольвентом. После этого двигатель нужно запустить и дать ему поработать на холостом ходу 10-15 минут, заглушить. Выждать около получаса, чтобы очистка подействовала на отложения и снова запустить. Процесс повторяется до полной выработки жидкости, после чего родные шланги устанавливаются на свои места.
Итак, выше были описаны самые распространенные и проверенные способы промывки топливной системы двигателей своими руками. Все, что потребуется для работы, это наличие свободного времени, некоторых простых инструментов, а также специальной очистительной жидкости, приобрести которую не составит труда в любом автомагазине.
В процессе эксплуатации автомобиля, не важно, дизельного или бензинового, во впускном тракте и в камере сгорания постепенно накапливаются всевозможные смолистые и лаковые отложения, которые со временем могут вызвать серьезные проблемы. Для их удаления требуется периодическая промывка топливной системы. В зависимости от того, с какими временными интервалами проводится эта процедура, применяются разные методы.
Содержание
Основная причина загрязнения топливной магистрали – недостаточно высокое качество отечественного топлива. По статистике, российские автовладельцы сталкиваются с этой проблемой в несколько раз чаще, чем европейские.
Дело в том, что в топливе отечественного производства содержится значительно большее количество серы и других примесей, чем это допускают европейские нормы. Помимо того, что при сгорании такие нефтепродукты сильнее загрязняют атмосферу, они засоряют и топливную систему автомобиля. Свою лепту вносит и исходный фракционный состав горючего.
Особенно сильно от отложений страдают форсунки. Под влиянием высокой температуры (порядка 120 градусов) и давления (до 5 бар) эти отложения затвердевают и превращаются в наросты, которые бензин растворить не в состоянии. В результате форсунки закоксовываются и перестают работать в нормальном режиме:
Возможна и обратная ситуация, когда форсунка забивается в полностью или частично открытом состоянии. В этом случае она перестает держать давление и постоянно льет топливо в цилиндр.
Стоит отметить, что тип двигателя не имеет значения. Форсунки дизелей страдают от отложений ничуть не меньше, особенно электронные, применяющиеся в системах Common Rail, работающие с высоким давлением.
Закоксованность форсунок немедленно отражается на работе двигателя автомобиля. Топливо в цилиндры начинает поступать неравномерно, в результате часть цилиндров могут работать на излишне бедной смеси, а часть – на богатой. При этом мотор теряет мощность и приемистость, тяжело заводится, особенно в холодную погоду, его «лихорадит» при прогреве и на холостых оборотах, повышается расход топлива.
Поскольку описанные выше симптомы характерны и для других неполадок, необходимо точно установить их причину. Существует несколько способов диагностики. Наиболее предпочтительно снять их с двигателя и проверить на специальном стенде герметичность, производительность и качество распыления.
Также можно провести тест баланса при помощи специального датчика. Для этого датчик подключается к топливной рампе и регистрирует уровень давления. В момент открытия форсунки давление в рампе падает, после чего постепенно нарастает. Оценив уровень падения давления в моменты открытия разных форсунок, можно сделать вывод об их загрязненности.
Есть и другие способы диагностики, однако два приведенных являются наиболее достоверными.
Прежде всего, следует определиться, снимать форсунки с двигателя или нет. Если не производить демонтаж, трудоемкость значительно уменьшится, но в этом случае не удастся напрямую проконтролировать качество выполненной работы, эффект можно оценить только по косвенным признакам.
Если форсунки снять, можно, во-первых, проверить их на стенде, а во-вторых, наглядно будет виден результат промывки.
Этот метод имеет два недостатка.
Борьбу с отложениями можно вести тремя методами. Эффективность у них разная, поэтому выбор должен основываться на степени засоренности топливной системы.
Наиболее простой и доступный способ борьбы с отложениями своими руками – залить специальную жидкость в топливный бак и ездить, как обычно. В этом случае осуществляется промывка топливной системы целиком, в том числе и топливного бака, а не только форсунок.
Вариантов автохимии для этих целей много, эффективность у них может сильно различаться, поэтому лучше приобрести жидкость известного производителя.
Этот способ подходит для ликвидации небольших отложений своими руками и в качестве профилактики загрязнений. Следует учитывать, что если пробег у автомобиля большой, и прежде топливная система не прочищалась, промывка топливного бака грозит тем, что множественные отложения на его стенках забьют сетку топливного насоса, топливный фильтр, а в худшем случае – еще и форсунки, т.е. проблема только усугубится.
Поэтому промывочную жидкость лучше всего применять как профилактическое средство после полной очистки топливной системы с периодичностью не более 10 тыс. км.
Достоинства этого способа: промывка топливной системы целиком, низкая стоимость и простота. Главный недостаток в том, что сильные загрязнения удалить не удастся. Кроме того, автовладелец не может проконтролировать качество очистки.
Если делать это на станции техобслуживания, то к топливной рампе подключается специальная установка, подающая моющий сольвент. Систему питания при этом необходимо отключить от топливного бака. Установки бывают одно- или двухконтурными. Одноконтурная установка подает сольвент напрямую в рампу, а топливо, которое забирает насос из бака, возвращается обратно по малому кругу. При помощи двухконтурной установки осуществляется промывка топливной системы, за исключением топливного бака.
Очевидно, что предпочтительнее использовать двухконтурную установку. Если же такой возможности нет, а топливная магистраль сильно загрязнена, необходимо вначале промыть рампу, чтобы удалить из нее грязь и не забить окончательно форсунки.
При помощи сольвента можно промыть форсунки и самостоятельно. Чтобы выполнить работу своими руками, потребуется приобрести промывочную жидкость, новый топливный фильтр, топливные шланги для забора сольвента и отведения излишков через «обратку» и топливный насос погружного типа, запитывающийся от аккумуляторной батареи.
Можно сэкономить на насосе, изготовив самостоятельно нагнетатель сифонного типа, в котором при помощи насоса или компрессора будет поддерживаться давление в 3 атм. Для этой цели подойдет пластмассовая канистра с плотно завинчивающейся крышкой. К ней необходимо подвести шланги для нагнетания воздуха и забора жидкости.
Промывка выполняется следующим образом:
По окончании промывки отсоединенные шланги вновь подключаются к топливной рампе.
Аналогичным образом выполняется промывка топливной системы дизеля. Единственное отличие заключается в том, что для дизельного двигателя нет необходимости приобретать отдельный топливный насос или изготавливать нагнетатель. Для того чтобы подать моющее средство в форсунки, нужно отключить от ТНВД шланги подачи топлива из бака и «обратки», а вместо них подключить купленные в магазине. Противоположные концы необходимо опустить в емкость с сольвентом, предварительно закрепив на шланге подачи топливный фильтр.
Промывка топливной системы дизеля таким методом дает лучший результат, нежели промывка рампы и форсунок бензинового мотора. У дизельного двигателя промывается весь топливопровод.
Следует учитывать, что чистящая жидкость может отрицательно подействовать на моторное масло, хотя производители и утверждают, что масло от попадания сольвента не теряет своих свойств. Поэтому желательно совместить промывку с заменой масла. Кроме того, в результате процедуры могут прийти в негодность свечи зажигания бензинового двигателя, поэтому желательно для промывки воспользоваться резервным комплектом.
Самый кардинальный способ удалить отложения из форсунок бензинового или дизельного двигателя связан с их демонтажом. Как правило, к нему прибегают, если после того, как была проведена промывка топливной системы сольвентом, форсунки продолжают работать с перебоями.
В условиях автомастерской форсунки очищаются на стенде при помощи ультразвука или моющего средства. Можно выполнить очистку и своими руками. Для этого понадобится жидкость для очистки карбюратора типа «CarbCleaner» (любая подойдет и для бензиновой, и для дизельной форсунки), небольшой кусок шланга из бензостойкой резины, внутренний диаметр которого примерно равен диаметру форсунки, хомуты, изолента. Также необходимо позаботиться о том, как подать напряжение от аккумулятора на снятую форсунку.
Процедура выполняется следующим образом. Снятая с двигателя форсунка вставляется в отрезок шланга и затягивается хомутом. Трубку от баллончика с моющей жидкостью необходимо обмотать изолентой так, чтобы она плотно вставлялась в шланг с другой стороны, вставить и также затянуть хомутом.
Промывать удобнее с помощником: один из промывающих будет нажимать на клапан баллончика, и подавать чистящую жидкость в форсунку под давлением, второй – импульсно подавать напряжение на ее контакты. Постоянная подача напряжения может вызвать пробой в обмотке электромагнитного клапана.
Промывка выполняется в несколько циклов: подается моющая жидкость – грязь откисает – вновь подается средство. Как правило, эффект от такой очистки ничуть не хуже того, которого можно добиться в автосервисе на стенде. Если же отложения настолько твердые, что удалить их не удается, остается два варианта: попытаться удалить их ультразвуком или купить новую форсунку.
Практические советы
Технический совет
Для техников
Установка нового топливного насоса в старый топливный бак может привести к преждевременному износу или, что еще хуже, к полному отказу нового насоса . Это связано с тем, что грязь, мусор и загрязнения, застрявшие в топливном баке, могут засорить совершенно новый сетчатый фильтр, который, скорее всего, был причиной предыдущего неисправного топливного насоса.
Засоренный топливный фильтр приведет к нехватке топлива в топливном насосе и не позволит топливной системе получать правильное количество топлива и/или оптимальное давление топлива. Это может привести к преждевременному износу и повреждению Ваш вновь установленный топливный насос , а также другие детали топливной системы автомобиля. В тяжелых случаях загрязнения скопление мусора на блоке подачи топлива может привести к неточным показаниям уровня топлива в современных системах с впрыском топлива.
К симптомам засорения топливного фильтра относятся: проблемы с запуском, разбрызгивание, колебания, обратный выброс, потеря мощности при ускорении, низкая эффективность использования топлива и/или двигатель не запускается. И если вы планируете хранить свой автомобиль в течение нескольких месяцев, рассмотрите возможность добавления присадка к топливу в бак. Это поможет топливу оставаться свежим, предотвращая расслоение топлива в баке.
Если вы заменяете топливный насос, рассмотрите возможность очистки топливного бака, чтобы продлить срок службы вашего нового топливного насоса. Мы рекомендовали слить и снять бак с автомобиля , а также выполнить описанные ниже шаги для выбора наилучшего метода очистки.
Перед чисткой подумайте о безопасности
10 шагов по очистке топливного бака
* Для вашего удобства компания Delphi Technologies Aftermarket предлагает комплект для очистки топливного бака (FC01), в состав которого входит чистящий раствор с низким пенообразованием, специально разработанный для легкой обработки и промывки топливного бака емкостью до 40 галлонов.
Сбрасывание топливного бака может быть не лучшим вариантом для тех, у кого топливный бак седловидного типа и/или кто ездит на полноприводном, полноприводном или заднеприводном автомобиле, поскольку карданный вал мешает. А иногда снятие выхлопной трубы только для того, чтобы добраться до топливного бака, может быть более хлопотным, чем оно того стоит. Мы знаем, что никто не может уронить бак, поэтому мы создали новый раствор для очистки — Палочка для очистки топливного бака. Проверь!
5 шагов по использованию палочки для очистки топливного бака
**Обратите внимание: Если салфетка из микрофибры сильно загрязнилась после использования нескольких салфеток, топливный бак необходимо сбросить для более глубокой очистки или замены на новый топливный бак.
Найдите набор для чистки топливного бака (FC01) и палочку для чистки топливного бака (FC02) в нашем онлайн-каталоге или свяжитесь с торговым представителем Delphi Technologies для получения дополнительной информации.
Во-первых, вам нужно внимательно осмотреть топливную систему — сделайте это, управляя автомобилем, чтобы увидеть, как она работает. Он должен двигаться плавно, вы должны легко ускоряться и легко увеличивать и уменьшать скорость. Состояние двигателя и пробег автомобиля влияют на поведение автомобиля.
Если топливный фильтр вашего автомобиля чистый, посмотрите на цвет топлива. Если топливо кажется темным, вам необходимо промыть топливную систему автомобиля. Откройте крышку топливного бака и почувствуйте запах топлива. Если он имеет запах лака, топливо не годится.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Осмотрите топливный бак и топливопроводы, чтобы определить их состояние. Если какие-либо топливные магистрали повреждены, это приведет к попаданию конденсата. Со временем при нормальном использовании топливный бак может стать хрупким или заржаветь.
При каждом включении двигателя в камерах сгорания остаются остатки топлива. Когда двигатель остывает, испарившиеся газы оседают на каждой поверхности в камере, даже на топливной форсунке и форсунке. Поскольку это происходит со временем, остаток может снизить эффективность топливной форсунки и ее способность подавать топливо в двигатель . Этого нельзя избежать, но когда двигатель работал особенно тяжело (например, при высоких температурах или при движении в гору), может быть целесообразно дать двигателю остыть, прежде чем выключать его. Более осторожное вождение в конце поездки может помочь продлить срок службы топливных форсунок.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Циклы нагрева и охлаждения двигателя автомобиля могут оставлять загрязнения, такие как осадок, на форсунках . Это также сделает их очистку значительно более трудоемкой и трудоемкой. Хотя это можно сделать дома, будьте осторожны и работайте над этим только в том случае, если у вас есть необходимые знания.
Различные виды мусора могут забивать топливные форсунки из-за самой топливной системы, а также газа . Хотя газ, наполненный примесями, в наши дни встречается редко, на многих крупных заправках есть высококачественный бензин. Даже в этом случае мусор все равно попадет внутрь и повредит топливную систему. Топливный фильтр улавливает большую часть примесей, но небольшое их количество все же сможет проникнуть внутрь.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
При работе с автомобилем важно всегда носить защитные очки. При необходимости следует надевать другие средства индивидуальной защиты, например обувь с закрытым носком или латексные перчатки.