«Тормозные диски под замену» — обычный вердикт автосервисов при биении руля или бороздах на рабочей поверхности дисков. Однако цена за комплект новых тормозных дисков кусается. Можно ли продлить им жизнь с помощью проточки? Разбираемся, есть ли смысл точить тормозные диски и как делать это правильно.
Тормозные диски — это основа тормозной системы. Именно они замедляют машину, взаимодействуя с тормозными колодками. Только с идеально ровными дисками тормозной путь минимален, а на рулевом колесе и педали тормоза отсутствуют вибрации. Разница тормозного пути автомобилей с ровными и кривыми дисками при скорости 120 км/ч может достигать 10–20 метров, что весьма существенно. В медленном городском потоке негативный эффект от повреждённых дисков, конечно, будет меньше — но иногда тех самых сантиметров и не хватает, чтобы остановиться вовремя.
Другой важный фактор: большинство современных автомобилей оборудованы ABS и системой стабилизации, которые используют тормозные диски и колодки, притормаживая колёса по отдельности. Алгоритмы работы этих систем рассчитаны на исправное состояние дисков. Если у дисков присутствует биение, работа электронных систем серьёзно нарушается, что может создать опасную ситуацию при резком торможении.
Устройство тормозных дисков автомобиля сложнее, чем кажется на первый взгляд — это не просто круглые чугунные болванки, а технологичные и довольно хрупкие детали.
Движущийся автомобиль обладает кинетической энергией. При торможении она переходит в тепловую, а образовавшееся тепло рассеивают тормозные диски — для лучшего отвода тепла передние диски делают вентилируемыми. При серии резких замедлений температура тормозных дисков доходит до 500 °C — они в прямом смысле раскаляются докрасна, причём делают это неравномерно. Пик температуры находится в области контакта диска с тормозными колодками; на других участках температура ниже, в том числе за счёт охлаждения воздухом. Из-за температурных перепадов диск постепенно деформируется и изнашивается неравномерно, что и приводит к биению.
Более быстрый способ коробления диска — «шоковое» охлаждение. Если после агрессивной езды с резкими разгонами и торможениями попасть колесом в глубокую лужу, от тормозного диска повалят клубы пара — все автомобилисты видели такую картину. Из-за быстрого охлаждения диск искривляется, возникает биение его рабочей поверхности относительно оси вращения. Результат — вибрации на руле при торможении.
Рабочая поверхность диска страдает не только из-за перепадов температур. Кольцевые неровности, борозды и задиры на дисках возникают из-за тормозных колодок низкого качества, их критического износа (до металла) или попадания песка и грязи между диском и тормозными колодками. Свою лепту вносит и обычная коррозия — тормозные диски делаются из чугуна, поэтому быстро ржавеют.
Любое повреждение рабочей поверхности тормозных дисков влечёт ухудшение их работы. Даже если вы не чувствуете биение на руле, кольцевая выработка на диске или бурт на внешней кромке снижают площадь прилегания тормозных колодок — особенно новых, которые ещё не приработались под его дефекты. Поэтому при плановой замене колодок всегда выполняют проверку дисков.
Проблемный тормозной диск нужно заменить или проточить. Качественные диски стоят дорого (тем более, что менять их нужно парой), а проточка является более дешёвой альтернативой замене. Она представляет собой ремонт диска: с рабочей поверхности стачивают повреждённый слой металла, и диск снова становится как новым, что позволяет отсрочить его замену. Квалифицированно выполненная проточка убирает биение диска и обеспечивает максимальную площадь прилегания новых колодок к рабочей поверхности, что восстанавливает заводскую эффективность торможения.
Перед проточкой обязательно замеряется остаточная толщина тормозных дисков — минимальная толщина указана в инструкции к автомобилю или непосредственно на дисках. Слишком тонкие тормозные диски не смогут полноценно отводить тепло и станут хрупкими при нагреве в процессе работы, поэтому должны быть заменены.
Нужно учесть, что проточка «съедает» 0,25–0,5 мм толщины диска (в зависимости от глубины повреждений), поэтому механик должен определить, останутся ли диски в заводских допусках после процедуры. Если толщина дисков уже приближается к минимальной, протачивать их нет смысла — проездить на них долго после проточки вы не сможете.
Для выполнения проточки тормозной диск обязательно демонтируется с автомобиля. Установок, которые протачивают диск непосредственно на ступице без снятия с машины, лучше избегать — они не обеспечивают параллельности рабочей и привалочной поверхностей диска. Лучше протачивать тормозные диски со снятием, на стационарном станке. Например, в автосервисах Гиперавто используют полуавтоматические корейские токарные установки Auto Pro-Up DBL-STAR, предназначенные специально для проточки тормозных дисков и барабанов. Параллельность поверхностей в них обеспечивает конструкция станка: диск точно крепится на валу с помощью комплектных оправок.
Рабочие поверхности диска протачиваются в несколько проходов — механик контролирует процесс, регулируя толщину снимаемого резцом металла в зависимости от глубины борозд и биения диска.
В пару к проточенным дискам всегда устанавливают новые тормозные колодки.
К сожалению, тормозные диски невозможно протачивать бесконечно. Регламентный износ диска (разница между номинальной и минимальной толщиной) обычно составляет 3 мм — в среднем запаса толщины хватает на 2–3 проточки. Когда остаточная толщина подбирается к минимально допустимой, тормозные диски нужно заменить на новые.
Также существуют дефекты дисков, при которых проточка просто не поможет. Это трещины, выкрашивания и глубокие механические повреждения — такой диск нужно сразу менять на новый, не пытаясь чинить его.
Подводя итог, проточку можно назвать разумной экономией, позволяющей безопасно восстановить характеристики тормозных дисков. Но только при квалифицированном выполнении на стационарном станке (со снятием), с обязательными замерами остаточной толщины рабочей поверхности и при отсутствии структурных дефектов диска. Если хоть одно из этих требований не соблюдается, лучше купить новые тормозные диски — безопасность важнее.
Всем интересно
См. все
См. все
См. все
См. все
Скрежет тормозов — это звук, возникающий, когда суппорт и тормозной диск сближаются во время торможения. Скрежет тормоза обычно возникает, когда вы нажимаете на педаль тормоза.
Существуют 3 основные ситуации, которые могут вызвать притирание тормозов:
Если вы заметили, что ваши тормоза скрипят при замедлении, это, вероятно, связано с недостаточной толщиной тормозных колодок. Ваши тормозные колодки должны быть достаточно толстыми, чтобы обеспечить достаточную производительность и тормозную способность. Со временем, когда вы используете свои тормозные колодки, они в конечном итоге изнашиваются.
Если ваши тормозные колодки тоньше рекомендуемой толщины, они начнут скрипеть при каждом нажатии на педаль тормоза. Этот неприятный звук известен как трение тормозов и указывает на то, что пришло время обновить тормозные колодки. Если вы проигнорируете этот шум, тормозные колодки будут продолжать изнашиваться, а визг превратится в скрежет.
Если ваши тормоза издают резкий скрежет при замедлении, вероятно, тормозной диск и суппорт царапают друг друга. Звук часто появляется, когда автомобиль полностью останавливается, но вы также можете услышать его, когда нажимаете на педаль тормоза. Лучший способ решить эту проблему — как можно скорее заменить тормозные колодки, но на этом этапе вам также может потребоваться заменить оба диска или роторы.
Если вы слышите скрежет тормозов при движении с постоянной скоростью, это может быть связано с камнями или галькой, застрявшими между суппортом и ротором. В этом случае вам нужно как можно скорее удалить мусор из системы. Отсутствие немедленных действий может серьезно повредить педаль тормоза и другие рабочие компоненты.
Хотя вы можете удалить камни и мусор из тормозов, всегда лучше нанять профессионала, особенно если вы новичок в работе с автомобилями. Если вы слышите скрежет тормозов, вам следует записаться на прием к автомеханику и попросить его осмотреть ваш автомобиль.
Еще одна распространенная причина скрежета тормозов — резкое торможение. Когда вы резко нажмете на тормоз, вы можете услышать скрежет и почувствовать дребезжание педали тормоза. Однако, если ваши тормозные колодки достаточно толстые, вам не нужно заменять тормозные колодки.
Если вы слышите скрежет при резкой остановке, это, скорее всего, вызвано вашей антиблокировочной тормозной системой (ABS). При аварийной остановке автоматически включается ABS, чтобы предотвратить блокировку колес и занос автомобиля. Система работает, прокачивая тормоза для поддержания устойчивости и контроля, что приводит к скрежету и грохоту педали тормоза.
Вот несколько причин, по которым ваши педали тормоза издают скрип:
Износ тормозных колодок является наиболее вероятной причиной притирания тормозов. Тормозные колодки обычно поставляются с идеальным сочетанием графита, металла, меди и латуни. Однако при интенсивном использовании тормозная колодка полностью изнашивается, а металлическая опорная пластина под колодками будет тереться о тормозной диск. Прежде чем издавать какие-либо скрежещущие звуки, ваши тормозные колодки будут часто издавать визжащие звуки. Этот визжащий звук также известен как трение тормозов и указывает на необходимость замены тормозных колодок.
Если быстро не заменить тормозные колодки, визг перейдет в скрежет. Помните, что ваши тормоза также могут скрипеть по мере износа тормозных колодок. Визг — еще один распространенный шум, но он также связан с накоплением тормозной пыли. Если ваши тормоза скрипят, но работают четко, скорее всего, на тормозных колодках есть грязь или легирующие элементы.
Хотя тормозные колодки имеют относительно длительный срок службы, тормоза изнашиваются, если вы не замените их через 25 000–60 000 миль.
Ваши тормозные диски — это блестящие диски, к которым прижимаются суппорты, чтобы замедлить движение вашего автомобиля. Поскольку они расположены очень низко над землей, грязь и вода могут попасть внутрь, что приведет к ржавчине или искривлению ротора.
Скрип тормозов может быть вызван неплоскими тормозными дисками, в то время как изношенный ротор часто издает пронзительный визг через рулевую колонку. Когда вы тормозите, вы также заметите, что у вас изношен ротор, потому что есть много звуковых волн, которые вы можете почувствовать через педаль тормоза и карданный вал.
Колесные подшипники позволяют вашим шинам вращаться бесконечно без перегрева. Когда один или несколько подшипников изнашиваются и внутрь попадает мусор, вы можете услышать скрежет колесных подшипников. Вот несколько признаков неисправности ступичных подшипников:
Проблемы с ступичными подшипниками возникают редко, поскольку межсервисный интервал обычно составляет от 75 000 до 100 000 миль.
Хотя тормозные колодки низкого качества имеют более низкую цену, они часто приводят к более частым ремонтам и увеличивают износ других деталей тормозной системы. Более дешевые тормозные колодки также содержат большое количество металла, из-за чего они с большей вероятностью издают скрежещущие и скрипящие звуки при торможении.
Тормозная система, как правило, сложная, с множеством рабочих компонентов, и эти детали тормоза со временем требуют повторной смазки. Без надлежащей смазки тормоза вашего автомобиля могут издавать скрежещущий шум, вызванный болтами суппорта.
Болты суппорта надежно удерживают тормозные суппорты на месте. Однако со временем они могут начать ржаветь, что вызывает скрежет. Вы можете продлить срок службы болтов суппорта, смазывая их маслом раз в месяц, но замена болтов суппорта дешева, а детали стоят от 10 до 20 долларов плюс работа.
Если ваш автомобиль не используется в течение нескольких месяцев, ржавчина может быть источником шума тормозов. В дополнение к шуму тормозов, вы также должны проверять тормозную жидкость, срок службы батареи, шины и т. д. Ездя на автомобиле не реже одного раза в месяц, вы можете избежать большинства серьезных проблем, перечисленных выше.
Непрерывный визг или скрежет может указывать на то, что что-то, например, небольшой камень, кусок щебня или любой другой мелкий предмет застрял в вашем тормозном суппорте.
Посторонние предметы, застрявшие в тормозной системе, могут привести к значительному повреждению тормозного диска. Вы можете попытаться удалить объект, постепенно перемещая свой автомобиль вперед и назад в безопасном месте и выуживая объект. Если это не сработает, лучше всего как можно скорее обратиться к опытному механику.
Если тормоза вашего автомобиля начинают скрипеть, самое простое решение — обратиться к механику для их проверки и замены тормозных колодок, дисков или того и другого. Существует множество причин скрежета, и вам необходимо определить точную проблему, прежде чем вы сможете ее устранить.
Если вас беспокоят проблемы с тормозами, в NuBrakes к вам приедут наши технические специалисты, чтобы вы могли выбрать дату и время ремонта, которые лучше всего подходят для вашего графика, без риска отказа тормозов. Свяжитесь с нами сегодня и получите бесплатную оценку ремонта тормозной системы.
manley099/Getty Images
Тормоза — одна из важнейших систем безопасности автомобиля. Никогда не игнорируйте скрежет во время движения или торможения. Когда дело доходит до тормозов вашего автомобиля, всегда лучше перестраховаться, чем сожалеть.
К счастью, большинство тормозных шумов считаются нормальными и не указывают на проблему. Постоянные или странные скрежещущие звуки могут быть признаком того, что ваше тормозное оборудование просто нуждается в смазке, или предупреждением о том, что один или несколько компонентов тормозной системы изношены или нуждаются в обслуживании.
На этой странице
Замена тормозных колодок и дисков может быть выполнена своими руками. Проведите небольшое исследование, чтобы найти высококлассные колодки и диски для вашего автомобиля и вашего стиля вождения.
Изношенное, отсутствующее или сломанное оборудование тормозного суппорта, особенно крепежные болты и регулировочные прокладки, может вызвать истирание двумя способами:
Обслуживание оборудования калибра при установке новых тормозов может быть ремонтом своими руками. Тщательно удалите ржавчину, грязь и мусор с суппорта. Снимите и очистите все детали из закаленной стали (калибр скользящих штифтов), замочив их в не содержащем хлор очистителе тормозов (не в обезжиривателе) и используя пластиковую щетку. Не «сломайте» затвердевшее покрытие, очистив его напильником или проволочной щеткой.
При установке новых колодок замените все крепежные детали тормозов (антидребезг, пружинные зажимы и прокладки). Смажьте скользящие штифты и точки контакта суппорта соответствующей высокотемпературной тормозной смазкой. И помните, безопасность превыше всего: всегда надевайте маску, защитные очки и перчатки при замене тормозов.
Удаление незначительной поверхностной ржавчины — задача, которую можно выполнить своими руками. Тем не менее, даже если ротор находится в пределах требований производителя к минимальной толщине покрытия, всегда лучше заменить роторы, если на них обнаружены какие-либо серьезные питтинги или износ.
Неисправный подшипник ступицы может качаться, вызывая чрезмерное биение ротора, что приводит к неравномерному износу тормозных колодок. Следовательно, тормоза скрежещут или визжат, или тянут в сторону при остановке.