Железный лязг и грохот из-под капота, «гирлянда» на приборной панели, масляный след на асфальте… Вот он, страшный сон водителя! Но с этими ужасами можно столкнуться и вживую, если упустить уровень масла. Разберемся, как правильно следить за ним.
Про важность масла слышали все — оно защищает двигатель от износа, смазывая его детали. Для стабильной работы мотора нужно не только подобрать масло подходящей вязкости, но и следить за его количеством. Недостаток или избыток масла могут создать большие проблемы.
Низкий уровень моторного масла ведет к масляному голоданию: детали либо получают недостаточно смазки для корректной работы, либо не смазываются вообще. Растёт температура, увеличивается износ двигателя, возникает риск заклинивания поршней и клапанов.
Слишком высокий уровень масла тоже опасен. Многие автолюбители считают, что переизбыток смазки не вредит двигателю — кашу маслом не испортишь. Это не так. Масло выше уровня быстрее вспенивается и образует нагар в цилиндрах. Разрушаются прокладки и сальники, появляются течи, растёт нагрузка на масляный насос.
Вот почему важно следить за маслом в двигателе и регулярно проверять его уровень.
Уровень масла влияет на его давление, которое измеряет специальный датчик в блоке цилиндров. По давлению можно косвенно судить и об уровне: при опасных значениях на приборной панели загорается лампа давления масла, знакомая каждому водителю — красная маслёнка.
Всегда проверяйте, работает ли масляный индикатор: он должен загораться вместе с другими лампами при включении зажигания и быстро гаснуть после запуска двигателя. Если маслёнки на панели нет, нужно искать причину — перегоревшую лампочку или неисправный датчик.
Если лампа давления масла зажглась на ходу, нужно немедленно остановиться и заглушить мотор. А лучше даже наоборот: заглушить двигатель сразу, включив нейтраль, и накатом ехать к обочине. Проверьте уровень масла — возможно, его недостаточно. Ехать дальше нельзя: придётся либо долить масло до нормы, либо вызывать эвакуатор.
Но полагаться только на лампочку не стоит, ведь с ней связан датчик давления масла, а не уровня. Исправный масляный насос способен поддерживать давление даже при опасно низком уровне, и индикатор будет предательски молчать. Или наоборот: маслёнка может моргать из-за изношенного насоса или некачественного фильтра при нормальном количестве масла. Поэтому нужно регулярно замерять его уровень вручную с помощью щупа.
«Моя машина не ест масло. Просто я часто его проверяю и вычерпываю щупом»
(Автомобильный юмор)
Масляный щуп — простой и проверенный временем инструмент для проверки уровня масла, который есть в любом двигателе. Он не зависит от датчиков и лампочек, а результат видно сразу.
На конце щупа есть риски. Нижняя (может быть обозначена MIN или LOW) соответствует минимальному уровню масла, верхняя (MAX или FULL) — максимальному.
Желательно проверять уровень масла щупом перед каждой поездкой — правда, мало кто из водителей так делает. Но заглядывать под капот хотя бы раз в неделю нужно. Не стоит ждать, пока загорится красная лампочка — может быть слишком поздно.
Проверка уровня масла возможна двумя способами. В обоих автомобиль должен стоять на ровной поверхности с выключенным двигателем.
Проверка масла на холодном двигателе. Обычно масло замеряют именно так, до поездки. Это логично: проверил уровень с утра, и ездишь весь день спокойно. Но вот воспользоваться автозапуском, заведя машину из дома, не получится, что неудобно зимой. На этот случай есть второй способ проверки.
Проверка масла на горячем двигателе. Для замера после поездки нужно заглушить мотор и подождать 10–15 минут, чтобы масло стекло в картер. Так проверка будет более точной.
Точный алгоритм проверки уровня масла есть в инструкции к автомобилю.
Если уровень оказался ниже или выше нормы, заводить мотор нельзя. Сперва нужно долить недостающее масло, либо избавиться от лишнего.
Для начала нужно найти то же масло, что уже залито в двигатель — параметры есть в сервисной книжке. Не стоит смешивать масла разных производителей и типов. Разумно сразу покупать масло с небольшим запасом, оставляя его на долив, либо возить отдельную «литрушку» на экстренный случай.
Открыв крышку масляной горловины (обычно на ней красуется маслёнка, цифра вязкости или надпись Engine Oil), вставьте воронку и заливайте масло маленькими порциями, регулярно проверяя уровень с помощью щупа. От верхней до нижней риски примерно 0,5–1 л масла, в зависимости от автомобиля.
Чтобы откачать излишек масла, нужно посетить ближайшую аптеку — понадобится капельница и большой шприц. Шланг капельницы нужно отрезать по длине масляного щупа и надеть на носик шприца.
Достаньте щуп, вставьте в его горловину сделанный «специнструмент» и аккуратно откачивайте масло с помощью шприца. Не увлекайтесь: регулярно вытаскивайте шланг и проверяйте уровень с помощью щупа. Удаляйте масло до тех пор, пока в двигателе не останется нужное количество.
Только не выливайте масло из шприца на землю — слейте его в отдельную бутылку, чтобы утилизировать при следующем визите в сервис.
Масло может не только сгореть в процессе работы, но и вытечь наружу, причём очень быстро. Поэтому, кроме замеров щупом, нужно обращать внимание на масляные пятна и подтёки.
Полезная привычка — бросить взгляд под переднюю часть машины перед поездкой. Если на асфальте чернеют свежие масляные пятна — убедитесь, что они не ваши. Откройте капот и внимательно осмотрите двигатель. Подтёки могут быть глубоко: на датчике давления масла, сальниках коленвала (переднем и заднем) или на самом блоке. Лучше вооружиться фонариком.
При малейших подозрениях проверьте масло щупом, прежде чем заводить машину. Долейте его до нужного уровня при необходимости. И срочно обратитесь в сервис, если нашли утечку — она может усилиться.
Если сальники просто «потеют», — масло не капает на землю, но покрывает двигатель черной «шугой» — можно на какое-то время отсрочить ремонт, или даже избежать его, залив «Антитечь». Это специальная присадка к маслу (герметик масляной системы), которая возвращает эластичность прокладкам и сальникам и устраняет течь.
Следуйте этим простым советам: регулярно проверяйте уровень масла, следите за красной маслёнкой на приборной панели, осматривайте автомобиль и не игнорируйте проблемы. Тогда водительские легенды-ужастики вас не коснутся.
Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца.
Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы масло успело стечь в картер, и приступать к делу.
Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесенными отметками «Min» и «Max».
Щуп для проверки уровня масла в двигателе
Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы ее легко было заметить.
Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, и чистыми бумажными полотенцами.
Процедура проверки уровня масла пройдет легко и быстро, если придерживаться приведенной ниже инструкции.
Оценка цвета и консистенции масла в двигателе
За уровнем масла нужно следить постоянно независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.
Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остается в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.
Но при определенных ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащенный турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.
Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.
При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости. Ее недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.
Изношенный ГРМ, как последствие нехватки масла в двигателе
Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.
С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.
Залегание поршневых колец, как последствие избытка масла в моторе
Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:
Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.
Читайте также: Сколько масла в двигателе автомобиля?
Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объеме. Подробнее об объемах масла в двигателе рассказано в этой статье.
Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:
Отверстие для заливки масла в ДВС
Читайте также: Какое масло заливать в двигатель?
Каждый производитель авто дает свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат. Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.
Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Ее вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведенным здесь рекомендациям.
Масло — это источник жизненной силы двигателя вашего автомобиля. Убедиться, что масла всегда достаточно, — это самый простой способ избежать катастрофического отказа двигателя и связанных с этим огромных затрат на ремонт.
Это особенно важно, если вы водите старый автомобиль. Когда одометр автомобиля переваливает за отметку в 100 000 миль, износ двигателя может привести к тому, что он будет сжигать небольшое количество масла каждый раз, когда вы едете. Эта потеря накапливается, что может привести к тому, что уровень масла упадет слишком далеко между заменами масла. Автомобили с большим пробегом также более подвержены утечкам масла. Обе эти проблемы являются причинами для регулярной проверки масла, чтобы определить, как часто вам нужно его доливать.
Проверяйте свое масло раз в неделю в течение месяца, и вы будете знать, как быстро оно истощается — и истощается ли оно вообще. Как только вы это узнаете, вы сможете проверять его реже, скажем, раз в месяц. Вот как проверить масло:
Убедитесь, что автомобиль припаркован на ровной поверхности с выключенным двигателем, коробкой передач в режиме парковки (или механической коробкой передач на более низкой передаче) и включенным стояночным тормозом. . Поднимите капот. Если вы не знаете, как это сделать, обратитесь к руководству пользователя.
Большинство автомобилей имеют рычаг открывания капота под приборной панелью с левой стороны. Под передним краем капота есть защелка безопасности, которую вам придется разблокировать, прежде чем вы сможете поднять капот.
Getty Images
Щуп на большинстве автомобилей легко обнаружить, так как он имеет небольшую цветную ручку (обычно желтую или оранжевую), отмеченную символом масленки.
Полностью вытяните щуп из трубки, в которой он находится. Это похоже на вытаскивание меча из ножен. Приготовьте тряпку или бумажное полотенце и вытрите масло с конца щупа. На кончике щупа вы увидите две линии: нижняя указывает на то, что уровень масла опустился на одну кварту. Верхняя линия означает, что картер (масляный бак автомобиля) заполнен. Некоторые щупы также помечены такими словами, как «полный» и «добавить».
Getty Images
Медленно вставьте щуп в трубку и надавите на него до упора. Теперь извлеките его и внимательно посмотрите на наконечник, на котором должно быть масло. Если уровень масла находится между двумя линиями, в вашем автомобиле достаточно масла. Если он находится на нижней отметке или ниже, пришло время добавить кварту.
Getty Images
После добавления литра масла подождите несколько минут, пока масло стечет в картер, а затем снова проверьте его, чтобы убедиться, что уровень находится как минимум между верхней и нижней отметками. Уровень масла не обязательно должен быть на верхней отметке, чтобы ваш двигатель имел достаточную смазку для безопасной работы.
30 долларов США в Walmart
Сейчас скидка 25%
$ 20 по адресу Walmart
$ 11 на Walmart
$ 19 на Walmart
Анализ масла с помощью щупа может показаться немного глупым, но он работает. Не говоря уже о том, что это дешево и быстро. Есть только одна проблема - выяснить, что на самом деле означает масло на щупе. Не беспокойтесь. Прослушайте пять простых уроков по чтению показаний масляного щупа.
При горячем двигателе припаркуйтесь на ровной поверхности и выключите двигатель. Подождите пару минут, пока масло не вернется в масляный поддон.
Откройте капот и найдите на двигателе щуп — металлическую петлю или рукоятку, торчащую из конца металлического стержня. Если вы не можете его найти, руководство пользователя должно помочь.
Держа тряпку или толстое бумажное полотенце в одной руке, потяните за металлическую петлю или рукоятку, а другой извлеките щуп. Протрите смоченный маслом прямой конец щупа и вставьте его обратно в стержень, из которого вы его вытащили.
Подождите несколько секунд и снова вытащите щуп.
Сколько масла должно быть на щупе? Осмотрите конец щупа и обратите внимание, где заканчивается масло. Есть маркировка, указывающая уровень, до которого должно доходить масло. Иногда вместо меток есть дырочки.
Если масло не проникает внутрь маркировки или отверстий на щупе, вам необходимо добавить как минимум одну кварту масла. Если щуп не показывает уровень масла, необходимо немедленно долить масло. Количество масла для подпитки, которое вы ожидаете добавить, будет варьироваться в зависимости от возраста вашего автомобиля, типа двигателя, общего пробега и условий вождения. Щуп – это индикатор аномально высокого расхода масла. Реальное беспокойство начинается примерно с одной кварты на каждые 1000 миль (0,95 литров на каждые 1600 километров). Пришло время планировать капитальный ремонт, если проблема достигает одной кварты каждые 500 миль (800 километров).
Нормально ли быть на литр меньше? Боковая панель внизу этой статьи может ответить на этот вопрос.
В некоторых случаях уровень масла мог подняться с момента последней проверки или слишком много масла на щупе. Это может быть вызвано конденсацией воды (от сгорания), конденсацией топлива или утечкой охлаждающей жидкости - все это вызывает беспокойство.
Разбавленное топливом моторное масло (из-за прорыва газов или утечки) может существенно снизить вязкость масла и концентрацию тонких присадок. Запах дизельного топлива часто можно обнаружить прямо из щупа.
Свободная и эмульгированная вода вредна для масла и двигателя. Для водителей, совершающих короткие поездки, конденсация воды может быть более острой, если ваш двигатель оснащен гибким топливом (FFV) и вы сжигаете смесь бензина и спирта. Важно помнить, что при сгорании в вашем двигателе образуется вода — больше воды, чем потребляется топлива. Большая часть воды выходит через выхлопную трубу, но если двигатель холодный, большая часть воды может конденсироваться в картере.
Простой способ обнаружить воду в отработанном моторном масле — нанести каплю масла из щупа на горячий выпускной коллектор. Если он потрескивает (звучит как жареный бекон), это свидетельствует о загрязнении воды. Имейте в виду, что существует некоторый риск того, что капля масла может загореться. Узнайте больше об использовании теста на кракле.
Совершенно новые автомобили, импортированные из Японии, могут иметь повышенный уровень масла из-за коротких запусков двигателя (до 50), необходимых при транспортировке автомобиля со сборочного завода, через океан и, наконец, на стоянку дилера. В этом случае может потребоваться замена масла и фильтра.
Утечка охлаждающей жидкости является серьезной проблемой, связанной с высоким уровнем масла. См. Урок № 5.
Какой бы ни была причина высокого уровня масла, это состояние необходимо быстро исправить.
Примечание: случайная заливка масла в двигатель тоже может вызвать проблемы. При вращении коленчатого вала масло будет взбиваться, вызывая аэрацию и, в конечном итоге, может образовываться устойчивая пена. Это может привести к перегреву моторного масла, окислению и падению давления масла. Губчатую аэрированную нефть трудно перекачивать. Он истощает двигатель и важные смазанные поверхности.
Масло не похоже на хорошее вино, которое со временем становится только лучше. Вместо этого он стареет со скоростью, на которую влияют условия вождения, качество топлива, возраст двигателя, качество моторного масла и климат. Если вовремя не заменить масло, оно испортится и не сможет защитить двигатель.
Итак, давайте внимательно посмотрим на масло на щупе. Масло должно выглядеть гладким, блестящим и немного прозрачным. Если на нем есть шламовые отложения или зернистые частицы грязи, пришло время заменить масло. То же самое верно, если масло выглядит слишком густым, слишком темным (непрозрачным) и/или имеет гнилостный запах тухлого сыра.
Если вы все еще не знаете, нужна ли вам замена масла, рассмотрите возможность проведения выборочной проверки промокательной жидкостью.
Окисленное и загрязненное масло потеряет межфазное натяжение. Простой тест на поверхностное натяжение заключается в том, чтобы поместить каплю отработанного масла из щупа на поверхность воды. Если капля масла растекается по поверхности воды (вместо того, чтобы собираться в комки, как новое масло), возможно, пора заменить масло.
Коричневые пузырьки или засохший коричневый осадок над линией уровня масла на щупе могут быть признаком того, что охлаждающая жидкость (вода и антифриз) просочилась в двигатель. Масло на щупе может даже выглядеть как шоколадное молоко. Никогда не пробуйте моторное масло в качестве теста на антифриз.
Еще одним ярким признаком утечки охлаждающей жидкости является белый выхлопной дым со сладковатым запахом. В этом случае уровень масла на щупе может фактически подняться, что указывает на утечку значительного количества охлаждающей жидкости в картер.
Чтобы подтвердить утечку охлаждающей жидкости, выключите двигатель, дайте ему постоять в течение часа или двух, отвинтите сливную пробку и используйте прозрачную стеклянную или пластиковую бутылку для сбора жидкости. Поскольку и вода, и антифриз тяжелее масла, они будут скапливаться на дне масляного поддона. Соберите пару унций жидкости и немедленно затяните слив. Проверьте жидкость на наличие гликоля и воды. Гликоль и вода часто выглядят как густая майонезная паста, в зависимости от того, как долго охлаждающая жидкость находится в картере. Вы также можете обнаружить сладкий запах антифриза.
Если вы обнаружили охлаждающую жидкость в моторном масле, ваш двигатель следует немедленно отвезти на ремонт.
Вот и все — анализ масла с помощью щупа за пять простых уроков. Проверка уровня масла никогда не может быть прежней.
Изучили ли вы приемы, не упомянутые здесь, по использованию щупа для анализа отработанного моторного масла? Если да, поделитесь этими идеями, но будьте осторожны, когда-нибудь они могут появиться в печати!
Автопроизводители и руководства для владельцев часто говорят, что можно подождать, пока уровень масла не упадет ниже отметки, чтобы добавить масло. Однако помните, что картер большинства легковых автомобилей сегодня вмещает всего около четырех литров масла. Это означает, что вы используете двигатель с меньшим количеством масла на 25 процентов (одна кварта), что может быть неразумно.
Моторное масло выполняет множество важных функций, помимо контроля трения и износа. Масло не только смазывает внутренние детали двигателя, но и помогает охлаждать подшипники и другие поверхности трения. Таким образом, масло в двигателе служит поглотителем тепла, собирая нежелательное тепло и отводя его за счет теплопроводности или конвекции из двигателя.
В типичных условиях вождения расход топлива на литр может не иметь большого значения с точки зрения температуры подшипников или общего смазывания двигателя. Однако двигатель также необходимо защищать в наихудших условиях, например, в жаркую погоду, во время буксировки или при неисправной системе охлаждения.
Точно так же, когда у вас на 25 процентов меньше масла, у вас также на 25 процентов меньше критически важных присадок — присадок, которые продлевают срок службы масла и двигателя.