logo1

logoT

 

Какой карбюратор поставить на ниву


Какой карбюратор лучше поставить на Ниву 21213

Отечественный автопром спустя более пятидесяти лет продолжает твердо удерживать лидирующие позиции на авторынках. Семейство ВАЗов имеет вполне приемлемую цену и достаточно просты в обслуживании.

Огромный спрос появился на советский внедорожник ВАЗ-21213, а также его аналоги. Данный тип автомобилей ВАЗ достиг огромных успехов в мировом автоспорте, ставя недостижимые рекорды. Подобная модель автомобилей очень активно экспортируется в европейские страны и не только.

Автовладельцы, у которых не слишком много опыта в обслуживании данного типа авто, достаточно часто сталкиваются с различными проблемами, связанными с эксплуатацией и ремонтом Нивы. Одной из таких распространенных проблем является ремонт и замена карбюратора.

Многие водители не знают, какую модель лучше выбрать, чем они отличаются между собой и чем руководствоваться при выборе того или иного.

Читайте также: Какой карбюратор ставить на Нива 2121

Зачастую карбюраторы на разных моделях Нивы очень схожи и устроены одинаково. Располагаются они в двигательной системе и делают из топлива необходимую горючую смесь, смешивая горючее с воздухом, и подают его в двигатель. Устроены карбюраторы также одинаково. К основным элементам относят:

  1. Поплавковую камеру (жиклер).
  2. Диффузор.
  3. Дроссельную заслонку.

В зависимости от модели авто, в карбюраторе может быть от одной до четырех камер; открываться заслонки могут последовательно или одновременно; движение горючей смеси может быть горизонтальным, нисходящим или восходящим.

Не очень опытным автовладельцам можно пользоваться схемой карбюратора, на которой все детали будут указаны и описаны их местоположение и функции. С ее помощью найти и заменить ту или иную деталь будет значительно проще.

Модель Нивы 21213 сменила свою предыдущую версию ВАЗ-2121 и стала более совершенной и улучшенной. В обновленной модели появились:

  • двигатель объемом 1,7 литра, основоположником которого стал мотор от советской «шестерки»;
  • пятиступенчатая коробка передач;
  • карбюратор «Солекс»;
  • бесконтактное зажигание с микроконтроллером.

Для того чтобы быть всегда уверенным в своем авто, необходимо досконально знать всю его «внутрянку», понимать его особенность, разбираться в его деталях. Далее в статье рассмотрим структуру карбюратора Нивы 21213, чтобы иметь представление об этой детали и знать тонкости его работы.

Карбюратор на Ниву 21213 какой поставить

Изначально, когда модель ВАЗ 21213 проектировалась и выпускалась производителем, в нее устанавливался карбюратор марки «Озон». В 1994 году производитель принимает решение модернизировать Ниву. Помимо двигателя и прочих деталей, был заменен карбюратор на модель «Солекс». По поводу того, какой из агрегатов лучше, автовладельцы спорят по сегодняшний день. Мнения владельцев Нивы разошлись и, действительно, существует очень много «за» и очень много «против» касаемо каждого типа карбюратора. В том, какая же модель агрегата лучше, попытаемся разобраться и мы.

Читайте также: Как включить полный привод на Нива Шевроле

На Озоне установлен прерыватель старого типа, а также отсутствует вакуум-корректор. На Солексе не установлен микропереключатель на экономайзере, что негативно сказывается на чистоте выхлопов и расходе топлива. У обоих типов карбюратора есть как свои плюсы, так и свои минусы. Но инженеры ВАЗа отдали предпочтение Солексу как более современной модели. Однако многие автовладельцы часто сетуют на этот тип карбюратора из-за его некорректной работы. Специалисты считают, что причиной этого может быть низкое качество бензина. Также причина порой кроется в необходимости замены топливного или воздушного фильтра, кроме того, для правильной работы карбюратора его и всю вентиляционную систему нужно регулярно прочищать от масляных загрязнений. Некоторые водители Нивы, где установлен «Озон», самостоятельно меняют карбюратор на «Солекс». По мнению большинства, это положительно отражается на работе их авто.

Регулировка карбюратора ВАЗ-21213

Порой регулировка может устранить большую часть проблем и менять карбюратор не будет необходимости. Когда при движении ощущаются рывки, провалы, неустойчивый холостой ход, можно попробовать отрегулировать агрегат. Знание расхода горючего при таких проблемах будет дополнительным плюсом. Работы по регулировке карбюратора на ВАЗ-21213 можно выполнить самостоятельно без помощи автослесаря. Данные работы не будут сложнее, чем регулировка ВАЗ-2121.

Автовладельцы различают два способа регулировки:

  1. Необходимо снять карбюратор.
  2. Можно регулировать без снятия детали.

Конечно же, второй способ у автовладельцев является более предпочтительным. Это занимает меньше времени и хлопот.

Сначала снимаем воздушный фильтр, но перед этим автомобиль должен проработать несколько минут. Далее можно отсоединять топливный шланг и снимать крышку с карбюратора. После этого с помощью штангенциркуля меряем расстояние между началом корпуса поплавковых камер и уровнем топлива. Показания, которые соответствуют норме это 24-25 мм. Если данные не отвечают норме, рычажок кронштейна поплавков следует подогнуть. Скорее всего, такую манипуляцию придется проделать не единожды, пока достигнете желаемого результата. Каждое свое действие контролируем замером расстояния. Когда показания достигают нормы, крышка надевается на карбюратор и прикручивается обратно.

Читайте также: Как на Ниве работает блокировка дифференциала

Далее необходимо отрегулировать двигатель на холостом ходу. Для этого нужно винт качества смеси закрутить полностью, а затем открутить его на 4 оборота. Завести двигатель, включить дальние фары и кулер. Рукоятку подсоса утапливаем полностью. Количество оборотов нужно довести до 800 в минуту. Далее поднять до максимума и снова понизить до 900. Так делаем пока работа мотора станет не стабильной. В этот момент винт качества отворачивает на 1 оборот и с его помощью достигаем нужного уровня. В летнее время он должен быть около 800-900, в зимнее – 900-1000 оборотов в минуту.

 

 

Как вам статья?

Лучший карбюратор на ваз 2121 нива

Карбюратор на моделях 2121, 21213 и других машинах в общих чертах имеет одно и то же устройство. Функционально оно располагается в двигательной системе, и с его помощью топливо перемешивается до состояния горючей смеси. Карбюратор, как правило, состоит из нескольких основных элементов — поплавковой камеры, так называемого жиклера (с распылителем), диффузора, дроссельной заслонки. Он может иметь от одной до четырех камер на разных автомобилях, последовательное или одновременное открытие заслонок дросселя, горизонтальное, нисходящее или восходящее движение рабочей смеси.

Элементы устройства карбюратора на моделях Нивы

Отечественный внедорожник

Схема карбюратора также включает: рычаг привода от ускорительного насоса, диафрагму, регулировочный винт и воздушный канал от пускового устройства, запорный клапан (электромагнитный), воздушную заслонку, игольчатый клапан, штуцер от подачи топлива, экономайзер для мощностных режимов, блок для подогрева карбюратора, штуцеры для вентиляции картера, для подачи разрежения для вакуумного регулятора в зажигании и др. элементы.

Нива 2121 имеет следующую последовательность прохождения топливных элементов через камеру карбюратора. Во-первых, топливо переходит из топливного бака в поплавковую камеру в отрегулированном количестве. Поплавок при этом поднимается или опускается при движении топлива.

Дальше путь топлива лежит через жиклер в распылитель, находящийся в узкой части в диффузоре, с одновременным поступлением в карбюратор воздуха через наружную трубу. Затем дроссельные заслонки подают то или иное количество топлива в цилиндр двигателя через впускной коллектор, отлитый из алюминиевых сплавов. Коллектор крепится к двигателю на шпильки через прокладки, обладающие термостойкими качествами.

«Солекс» и «Озон»

На модель ВАЗ 2121 Нива можно поставить карбюратор типа «Озон» с серийным обозначением 2107-110-7010-10 или 2107-110-7010-20. Они отличаются друг от друга тем, что первый вариант имеет прерыватель старого образца, не имеет вакуумкорректора. Второй же карбюратор не обладает микропереключателем от экономайзера, который влияет на экологичность выбросов и оказывает некоторое влияние на расход топлива.

Вот эта деталь автомобиля

На Ниву 21213 ставят карбюраторы типа «Солекс» (модель 21073-110-7010). Их считают достаточно «капризными», что в первую очередь обуславливается халатностью самих владельцев. На некорректную работу устройства влияет в первую очередь некачественное топливо с большим количеством примесей, т. к. у этой модели забор топлива происходит через отверстия в дне поплавковых камер (у других моделей эти элементы подняты над дном).

Кроме того, проблемы возникают у тех «нивоводов», которые не меняют своевременно топливный или воздушный фильтр, а также не уделяют внимание надлежащей очистке карбюратора от выбросов масляной копоти через систему вентиляции.

Регулировка карбюратора ВАЗ обычно проводится в части поплавкового механизма или в системах пусковой системы и холостого хода. Это очень ответственные операции, которые лучше доверять мастерам.

Поплавковый механизм на машине Нива 2121 корректируется в части положения поплавков относительно друг друга и относительно стен поплавковой камеры. Кроме того, может потребоваться регулировка механизмов в положении открытого и закрытого игольчатого клапана. Чтобы не нарушать хорошую регулировку, автовладельцу нужно аккуратно обращаться с крышкой карбюратора при снятии, следить за уровнем изношенности запорного конуса от иглы (ее седла и язычка), а также оси кронштейна крепления.

Проводим регулировку своими силами

Нива 21213 может подвергаться регулировке пусковой системы по зазору у кромок заслонок, если карбюратор снят, или по частоте вращения коленвала непосредственно на машине. В первом случае зазор в месте нахождения нижней кромки (в направлении движения воздуха) от дроссельной заслонки устанавливается шириной 1,1 мм. Его регулируют винтом, который имеет шестигранник 0,7 см на головке и шлицем от хвостовика. Эта операция проводится при повернутом против часовой стрелки рычаге кулачка от управления пусковой системой (до упора). В таком же положении зазор у нижней кромки от воздушной заслонки устанавливают на величину в 3 мм с помощью винта в крышке от диафрагменного механизма в пусковой системе (нужно ослабить контргайку). Одновременно шток от диафрагмы должен быть в принудительном порядке утоплен до конца в регулировочный винт. После регулирования винт фиксируется контргайкой.

Принцип питания карбюраторного двигателя

Регулировка пусковой системы Нивы прямо в автомобиле позволяет сэкономить время:

  1. С двигателя нужно снять воздушный фильтр, вытянуть на себя манетку управления от воздушной заслонки, запустить движок.
  2. При принудительном открытии воздушной заслонки (путем касания плоской отверткой на треть ее полного угла поворота) с помощью винта (рядом с рычагом на оси от дроссельной заслонки от первой камеры) устанавливают исходную частоту вращения в 2,08.мар,0 тыс. оборотов в минуту (на прогретом двигателе).
  3. Убирают отвертку, опускают воздушную заслонку и с помощью упора винта (рядом с диафрагмой) устанавливают частоту, меньшую на 100 оборотов в минуту по сравнению с исходной (нужно подобрать соответствующее положение воздушной заслонки).
  4. После этого винт можно зафиксировать с помощью контргайки.

Если у вас есть газоанализатор, то настройка карбюратора в части пусковой системы может быть выполнена, ориентируясь на количество в отработанных газах СО (оксида углерода). Если при полностью вытянутой манетке от управления воздушной заслонкой норма газа равна 8%, то все в порядке. Если газа меньше, чем данная величина, то винт на крышечке от диафрагменного механизма закручивают, если больше — раскручивают и проводят повторные замеры.

Отрегулировать холостой ход у машины Нива 2121 нужно для того, чтобы в отработанных газах было меньше оксида углерода, и для того, чтобы двигатель работал устойчиво. На станциях технического обслуживания такие работы проводят с газоанализаторами на СН. В гараже регулировку можно провести с помощью тахометра.

Принцип питания карбюраторного двигателя

В этих целях на прогретом двигателе отверткой прокалывается заглушка из пластмассы, затем винт качества вращается в разные стороны, пока не будут достигнуты максимальные обороты на холостом ходу. Потом, при помощи винта количества (имеет ребристую пластмассовую ручку), нужно установить повышенное число оборотов (на 50-70 об/мин. больше, чем на стандартном холостом ходу). Операции с винтами нужно повторить еще два раза. Затем на моделях 2121 или 21213 на холостом ходу, на оборотах, повышенных на 50-70 об/мин, заворачивается винт качества, при этом обороты должны упасть до нормальных (т. е. снизиться на 50-70 оборотов).

Ремонт карбюратора при провалах и рывках

Ремонт карбюратора может понадобиться, если двигатель дает неустойчивую работу на холостом ходу, при этом не всегда помогает регулировка винтами количества и качества. Часто причина кроется в переобогащении смеси, которое может быть следствием неправильной регулировки системы поплавков или неисправностями в системе вакуумного экономайзера для мощностных режимов. В последнем случае может потребоваться замена разорванной диафрагмы или ремонт клапана экономайзера, через который просачивается топливо.

Модель 2121 может давать при движении рывки, раскачивания или провалы. В этом случае может быть несколько причин их возникновения, для устранения которых, возможно, потребуется ремонт карбюратора. Провалы, появляющиеся при медленном открытии заслонки дросселя, часто связаны с забиванием жиклера от холостого хода. Здесь необходимо провести регулировку уровня топлива и проверить уровень засоренности в главных топливных жиклерах.

Если автомобиль дает глубокий провал при попытках открытия первой или второй дроссельных камер, то помимо засорения жиклеров, причина может быть в плохой установке малых диффузоров в соответствующие гнезда.

Когда Нива 21213 дает небольшие подергивания на малой и средней скоростях, вяло разгоняется, то дело может быть в плохой дозировке топлива со стороны запорного клапана из-за его износа. В этом случае нужен ремонт в части замены запорного клапана с запорной иглой из металла, на клапан, имеющий эту иглу из другого материала.

Машины серии 2121 иногда дают провалы при любом открытии дроссельных заслонок резкого типа, которые потом в течение 5 секунд исчезают при работе двигателя в том же темпе. Часто такие проблемы связаны с неисправностью ускорительного насоса, которая влечет отсутствие или неправильное падение бензиновых потоков. К подобной ситуации приводит разрыв диафрагмы, разрушение уплотнительного кольца из резины на держателе от распылителя или разрушение нижней части клапана.

Сколько карбюратора вам нужно для вашего приложения?

| Практическое руководство – Двигатель и трансмиссия

Правильный выбор размера и выбора карбюратора был темой гонок на стенде дольше, чем большинство из нас может вспомнить. Однако есть одна фундаментальная истина, когда речь идет о размерах и выборе карбюратора; существует очень мало карбюраторов, подходящих для вашего применения и стиля вождения. Чтобы сделать это правильно, требуется больше, чем простые догадки и даже формулы, которые мы использовали на протяжении поколений.

У каждого из нас есть свои любимые атомайзеры, однако выбор карбюратора — непростая наука, потому что каждое применение отличается. Начните свои расчеты с традиционных формул для определения размера карбюратора, а затем определите, что делает рецепт вашего двигателя уникальным. Вы можете основывать размер карбюратора только на рабочем объеме двигателя; однако этот подход неэффективен, поскольку помимо смещения в игру вступает слишком много других элементов. Профиль распределительного вала, выбор головки блока цилиндров, тип впускного коллектора, ожидаемые максимальные обороты, передаточное число, тип трансмиссии и зубчатая передача, выхлопная система и то, как автомобиль будет использоваться большую часть времени, должны быть учтены. Если вы гонщик выходного дня , вам может понадобиться более одного размера и типа карбюратора в зависимости от места проведения гонок.

В первую очередь при выборе карбюратора учитываются рабочий объем, выбор кулачка, ожидаемые максимальные обороты двигателя и VE (объемный КПД) при самых высоких оборотах двигателя. Чтобы рассчитать размер карбюратора, вы должны сначала понять объемный КПД (VE). Поскольку двигатели внутреннего сгорания представляют собой воздушные насосы, VE показывает, насколько эффективно двигатель перемещает воздушно-топливную смесь в камеры сгорания и из них. Чем больше воздуха/топлива мы сможем заправить в каждый канал ствола, тем больше будет VE. Каждое отверстие цилиндра втягивает воздушно-топливную смесь, сжимает и воспламеняет смесь и вытесняет горячие газы. Другими словами, VE - это отношение массы воздуха/топлива к рабочему объему цилиндра, что означает, что цель состоит в том, чтобы заполнить его как можно большим объемом.
Как мы определяем расчетную VE двигателя? В среднем максимальное VE составляет около 70-75 процентов для уличного двигателя. Радикальный уличный двигатель будет больше похож на 80-85. Напротив, гоночные двигатели достигают максимума в 90-100 процентов или более VE, если двигатель находится на вершине своей игры. Принудительная индукция может видеть более 100 процентов VE.

Чтобы ввести базовый размер карбюратора двигателя, начните со следующей формулы:

350 x 5500 =
3456

Примером может служить дорожный двигатель Chevrolet объемом 350 куб. см с 75% VE. Возьмите 350 ci, умноженные на 5500 максимальных ожидаемых оборотов, равных 1,9.20 000.

Затем возьмите 1 920 000 и разделите это число на 3 456 об/мин и получите 557 куб. футов в минуту, что требует карбюратора на 600 куб. Если вы ожидаете максимум 6500 оборотов в минуту, вам понадобится карбюратор от 650 до 700 кубических футов в минуту. Эти размеры — только начало выбора карбюратора — базовый уровень. Радикальный профиль кулачка, головки блока цилиндров с большими отверстиями и одно- или двухплоскостной впускной коллектор еще больше определяют, какой карбюратор нам понадобится. Карбюратор на 600 кубических футов в минуту может неплохо работать на стандартном Chevy 350. Тем не менее, в ту минуту, когда вы начнете добавлять дополнительные мощности, такие как более горячий кулачок, двухплоскостной впускной коллектор и алюминиевые головки, вам понадобится 700-750 кубических футов в минуту.

Эти базовые формулы приближают нас к размеру карбюратора двигателя, но не бьют по гвоздю. В результате мы должны продвинуть эту формулу на шаг вперед. Начните с предполагаемого VE, который всегда открыт для обсуждения, в зависимости от того, насколько радикальным является двигатель. Чтобы максимально использовать VE, мы должны смотреть на впускной коллектор, безнаддувный или принудительный впуск, конструкцию головки блока цилиндров, карбюратор, профиль кулачка и даже размеры отверстия / хода.

Когда у вас есть базовые номера, вы должны выбрать не только размер карбюратора, который вам нужен, но и марку и тип. Вакуумные или механические вторичные. Одинарный или двойной насос. Дроссель или не дроссель. Сменные воздухоотводчики или стационарные. Одинарный или двойной дозирующий блок. И, наконец, насколько карбюратор совместим с дроссельной заслонкой и рычагами автоматической коробки передач.

Когда дело доходит до выбора марки карбюратора, все производители предлагают что-то хорошее. Вам просто нужно решить, какой бренд будет работать лучше всего для вас. Посмотрите на конструктивные особенности, возможности настройки, гибкость и то, как карбюратор будет относиться к вашему двигателю, транспортному средству и манере вождения. Эстетика играет большую роль при выборе карбюратора, потому что важно, чтобы вам нравился внешний вид карбюратора, когда вы открываете капот, особенно в шоу-каре.

Выбор карбюратора начинается с основных характеристик вашего двигателя и того, как вы собираетесь его использовать большую часть времени. Помимо только что представленных основных математических формул, вот элементы, которые следует учитывать при выборе карбюратора:

  • Рабочий объем
  • Диаметр и ход поршня
  • Как он будет использоваться большую часть времени
  • Впускной коллектор: двухплоскостной или одноплоскостной?
  • Профиль распределительного вала и его степень
  • Передаточное число коромысла (определяющее подъем клапана)
  • Тип головки блока цилиндров: портированный или нетронутый
  • Выхлопная система, включая коллекторы
  • Эстетика: вам нравится, как это выглядит?
  • Тип трансмиссии: автоматическая или механическая и тип передачи
  • Передаточное число

Мы обязательно получим аргументы по этому поводу. Однако, когда вы покупаете карбюратор или даже корпус дроссельной заслонки EFI, вам нужно учитывать каждый элемент и то, как каждый из них повлияет на производительность.

Рабочий объем должен быть вашим первым соображением, потому что это самая основная часть определения размера карбюратора. Вы бы не установили карбюратор на 850 кубических футов в минуту на стандартный 283. Точно так же вы не стали бы сочетать карбюратор на 450 кубических футов в минуту с большим блоком на 500 кубических футов. Двигателю требуется достаточный поток воздуха для удовлетворения минимальных требований. Тем не менее, вы не хотели бы перегружать мельницу с малым рабочим объемом слишком большим количеством воздуха и топлива.

С учетом смещения учитываются внутренний диаметр и ход поршня. Большой диаметр/короткий ход имеет другую динамику, чем маленький диаметр/длинный ход. Двигатели с коротким ходом больше ориентированы на высокие обороты и мощность, в то время как силовые установки с длинным ходом больше ориентированы на крутящий момент и более низкие обороты.

То, как вы собираетесь использовать двигатель большую часть времени, напрямую влияет на выбор карбюратора. Ежедневным водителям и дорожным круизерам требуется меньше карбюратора, чем их гоночным собратьям. Если вы каждый день ездите на гонщике выходного дня, вам, вероятно, понадобится два карбюратора — один для круиза и один для гонок. И не забывайте, в каких гонках вы собираетесь участвовать. Дрэг-рейсинг отличается от шоссейных гонок. Если у вас ограниченный бюджет, ищите компромиссный карбюратор, который позволит вам ездить как ежедневно, так и в гонках по выходным. Но не обманывайте себя; вы не можете иметь лучшее из обоих миров.

Впускной коллектор вашего двигателя также следует выбирать в зависимости от того, как вы будете ездить большую часть времени. Если вы строите круизер, выберите хороший двухплоскостной коллектор, такой как Edelbrock Performer RPM, который обеспечивает как крутящий момент от низкого до среднего, так и достаточную мощность на высоких оборотах. Точно так же, если вы строите гоночный автомобиль, выбирайте хороший одноплоскостной коллектор, такой как Edelbrock Victor Series, с большой камерой.

Дрэг-рейсинг — это полностью открытый дроссель, высокие обороты и мощность. Шоссейные гонки больше связаны с крутящим моментом и мощностью. Вам нужен грубый крутящий момент на поворотах, который переходит в лошадиные силы на прямых. Если ваш двигатель не может развить крутящий момент на выходе из поворотов, вам понадобится другая стратегия.

Крутящий момент достигается за счет использования проставки карбюратора. Толщина прокладки зависит от зазора капота и производительности. Проставки карбюратора обеспечивают крутящий момент, потому что они увеличивают скорость. Проблема заключается в толщине прокладки и в том, сколько ее вам нужно. Вы можете иметь слишком большую толщину прокладки и потерять мощность. Если у вас есть роскошь доступа к динамометрическому стенду и свобода набора проставок карбюратора, выбор становится проще.

Профиль кулачка напрямую влияет на выбор карбюратора. Центры лепестков, перекрытие клапанов, подъем клапана и продолжительность — все это факторы при выборе углеводов. Это приводит нас к головкам цилиндров. И здесь все усложняется, потому что отверстия головки блока цилиндров и конфигурация камеры различаются, даже когда мы работаем с одинаковыми отливками. Набор головок блока цилиндров Chevy с малым блоком вторичного рынка по сравнению со стандартными железными головками определяет размер карбюратора. Так же как и таланты хорошего грузчика головки блока цилиндров. Размер камеры и степень сжатия. Алюминиевые головки могут сойти с большей компрессией, что также влияет на выбор карбюратора.

Коллекторы и выхлопная система являются еще одним фактором, поскольку они влияют на продувку выхлопных газов. Непосредственно к этому элементу привязан профиль кулачка и нечто, известное как перекрытие клапана. Чем меньше первичная и вторичная трубы вашего коллектора, тем больше противодавление и скорость выхлопных газов. Большие первичные и вторичные трубы дают меньшее противодавление и соответствующую скорость.

С закрытым двигателем мы можем перейти к трансмиссии и передаточному числу заднего моста. Коробка передач, будь то автоматическая или ручная, определяет динамику и размер карбюратора. Уличная автоматика, как правило, требует вторичного вакуума и постепенного включения, когда вы нажимаете на педаль газа. Вторичные механические передачи более совместимы с механическими коробками передач. То же самое можно сказать и о передаточном числе осей. Крейсерские передачи, такие как от 2,80: 1 до 3,25: 1, лучше подходят для вакуумных вторичных передач. Напротив, шестерни от 3,75: 1 до 5,30: 1 лучше работают с механическими вторичными звеньями. Вы начинаете получать картину? Выбор карбюратора зависит от всего двигателя и автомобиля.

Выбор карбюратора начинается с самой базовой динамики вашего двигателя, рабочего объема, диаметра цилиндра и хода поршня. VE (объемная эффективность) — это количество воздуха/топлива, которое мы можем всосать в каждый цилиндр. Поршень в нижней мертвой точке по сравнению с поршнем в верхней мертвой точке известен как рабочий объем - это область над поршнем, когда он находится в нижней мертвой точке. У вас может быть 350 ci с большим отверстием и коротким ходом, или вы можете иметь маленькое отверстие и длинный ход. И то, и другое определяет размер и выбор карбюратора. В свое время выбор головки блока цилиндров был весьма ограничен заводскими отливками и тем, что вы могли сделать с портами и камерами. На сегодняшний день выбор головок цилиндров самый большой из когда-либо существовавших для всех отечественных двигателей. Думайте о типе и размере карбюратора, когда покупаете головки цилиндров. Похоже, мы больше ориентируемся на размер и форму впускного отверстия, чем на выпускное. Какое отношение это имеет к выбору карбюратора? Сводится к способности головки блока цилиндров улавливать выхлопные газы в сочетании с выбором кулачка. Конструкция камеры и форма порта / чаши влияют на размер и тип карбюратора. Камеры с хорошей закалкой менее склонны к детонации. Работа портов и камер улучшает поток и защиту клапанов. Два впускных коллектора Pontiac от Edelbrock расположены рядом. Слева - одноплоскостной высотный фланцевый коллектор Victor Dominator для гоночных автомобилей. Справа - двухплоскостное квадратное отверстие Performer RPM для улицы и полосы. Конструкция коллектора определяет выбор карбюратора. Двухплоскостной коллектор использует эту разделенную камеру, питающую длинные впускные каналы, что дает нам хороший крутящий момент от низкого до среднего для уличного использования. Высокие потолки направляющих обеспечивают мощность на высоких оборотах. Это квадратный фланец в стиле Холли. Существуют также двухплоскостные воздухозаборники вторичного рынка с расширенным отверстием, предназначенные для крупногабаритных вторичных карбюраторов Rochester (Quadrajet), Holley, Edelbrock и Carter и Autolite/Motorcraft серии 4300D. Напротив, этот одноплоскостной гоночный коллектор имеет строго высокие обороты с его короткие направляющие и огромная камера предназначены для карбюраторов Dominator с фланцами. Вот двухплоскостной двухплоскостной впускной коллектор Ford FE 428 Police Interceptor. Длинные бегуны обеспечивают как большой крутящий момент от низкого до среднего, так и мощность на высоких оборотах. Коллектор с квадратным фланцем предназначен для карбюраторов на основе Holley. Прокладки для карбюраторов имеют ряд преимуществ в зависимости от высоты. Думайте о прокладке карбюратора как о расширении камеры впускного коллектора. Прокладки увеличивают скорость и объем, что улучшает как мощность, так и крутящий момент. Они также предлагают дополнительные преимущества при высоких оборотах в зависимости от высоты. Чем выше ваша проставка, тем большей мощности вы можете ожидать на высоких оборотах. Напротив, более короткая проставка улучшит крутящий момент и меньше повлияет на мощность. Это 2-дюймовая прокладка Edelbrock PN 8712 поверх коллектора Victor для шоссейных гонок. Вот прокладка с четырьмя отверстиями, которая больше связана с крутящим моментом от низкого до среднего, чем с мощностью. Здесь также показана прокладка открытой камеры поверх прокладки с четырьмя отверстиями. По идее, эта распорка должна иметь прокладку с четырьмя отверстиями. Выбор зависит от того, насколько хорошо работает ваш двигатель. Проставки также защищают карбюраторы от тепла коллектора. Не многие из нас могут позволить себе роскошь доступа к динамометрическому стенду двигателя или шасси. Тем не менее, динамометрические испытания являются доказательством того, что высота проставок может повлиять на мощность. Когда мы тестируем различные прокладки для карбюраторов, мы узнаем, как они влияют на мощность. Уличные двигатели выигрывают от использования 1-дюймовой прокладки, которая в большинстве случаев увеличивает крутящий момент. 2-дюймовая проставка, напротив, может увеличить мощность, но снизить крутящий момент. Обратите внимание на эту проставку Wilson PN 024110 для Dominator, которая предназначена для увеличения скорости и улучшения VE, что приводит к увеличению мощности и крутящего момента на высоких оборотах. Dominator не карбюраторный уличный, но суть вы поняли. Прокладка Wilson направляет воздух и топливо в камеру с постоянно увеличивающейся скоростью как для мощности, так и для крутящего момента. Существует множество теорий относительно того, какую базовую прокладку карбюратора использовать в конкретном случае. Наше убеждение - это открытая прокладка карбюратора с открытой камерой. Тем не менее, прокладка с четырьмя отверстиями при использовании прокладки с четырьмя отверстиями. Мы получим аргументы по этому поводу; тем не менее, вы хотите, чтобы между карбюратором, проставкой и впускным коллектором была твердая прокладка карбюратора. Выбор кулачка оказывает прямое влияние на размер и тип карбюратора. Мягкий уличный профиль с упором на крутящий момент потребует меньше куб. футов в минуту, чем радикальный уличный / полосовой кулачок со 110 центрами лепестков и большим перекрытием клапанов. Чем выше пиковые обороты двигателя, тем больше требуется куб. футов в минуту. Это классический 650 куб. футов в минуту Holley PN 0-80783C с вакуумными вторичными насосами (стрелка) и одним ускорительным насосом в первичной камере. Модернизированный классический карбюратор на базе Holley 4160 был опорой Holley с начала 60-х годов. Энтузиасты любят этот карбюратор за его простоту. Вы можете использовать электрический дроссель Holley или выбрать ручной. Он спроектирован для работы с механической или автоматической коробкой передач. Вакуумные вторичные дроссели больше подходят для круизов, чем для гонок. Вентури и размер отверстия дроссельной заслонки определяют кубометры в минуту в этом классическом однонасосном 750 куб. Вы можете улучшить поток на первичных фильтрах, сняв дроссельную заслонку. Вы также можете использовать вентури с плавным ходом, чтобы удалить стояки напряжения и оптимизировать поток воздуха. Карбюраторы HP серии Holley готовы к гонкам и подходят для уличного движения, а это означает, что HP станет хорошим уличным карбюратором, если вы не заботитесь о воздушной заслонке и хотите улучшить воздушный поток. . Для гонок HP — это класс, основанный на проверенной временем конструкции 4150 с двойным дозирующим блоком и двойным насосом. HP больше подходит для уличных/полосных гонок и доступен в размерах от 650 до 1000 кубических футов в минуту. Более того, у него есть сменные воздухоотводчики и усилители, которые упрощают настройку. Технология Quick Fuel обеспечивает семейство карбюраторов с потрясающими характеристиками для любого вообразимого применения. Это черный карбюратор серии HR мощностью 850 кубических футов в минуту, который был заказан для Ford FE 39.0 рабочий объем 431 куб.см. Мы говорим о ходе и максимальном крутящем моменте, которые исходят от выбора этого двойного насоса QFT мощностью 850 кубических футов в минуту. HR предлагает сменные воздухоотводчики и ускорители, двойные дозирующие блоки и смотровые окошки топливного бака. Нам нравится карбюратор Holley Ultra XP, который на 38 процентов легче и доступен в размерах от 500 до 1000 кубических футов в минуту. Самая маленькая, двухствольная установка Ultra XP мощностью 500 кубических футов в минуту, предназначена для использования на кольцевых дорожках. Ultra XP доступен в твердом анодированном покрытии Hard Core Grey с черной заготовкой для улучшенной защиты от коррозии. Он также доступен в корпусе из алюминия, полированного в барабане, с черными или красными дозирующими блоками и опорной плитой на ваш выбор. Ultra XP выпускается в моделях 600, 650, 750, 850 и 9.50 куб. футов в минуту. Holley Ultra Street Avenger — это бизнес-модель с двойным насосом и двойным дозирующим блоком 4150. Эти карбюраторы имеют те же замечательные особенности, что и их алюминиевые собратья, такие как алюминиевая отделка, полированная барабаном; быстросменные вакуумные вторичные элементы для легкой настройки для оптимизации производительности; четыре вакуумных порта для всех необходимых вакуумных принадлежностей; предустановленный на заводе электрический дроссель для легкого холодного пуска; топливные фильтры; и прилагаемый комплект топливопровода, чтобы сэкономить ваше время. Ultra Street Avenger поставляется с анодированными дозирующими блоками и опорной плитой, изготовленной из алюминиевых заготовок 6061-T6, и смотровыми стеклами уровня топлива для легкой регулировки уровня топлива. Быстрый способ определить размер карбюратора (поток) - это размер дроссельной заслонки. Эти дроссельные заслонки 1,690 дюймов в диаметре, что дает вам некоторое представление о кубических футах в минуту. Карбюраторы имеют идентификационные номера, которые также помогают определить куб. Дроссельные заслонки крепятся винтами, которые были зачищены или установлены с помощью фиксатора резьбы. Карбюраторы с квадратным отверстием на основе Holley обычно считаются уличными / полосовыми. Это Holley Dominator с большим фланцем, впервые представленный в 1969 году исключительно для использования в гонках, хотя некоторые достаточно сумасшедшие, чтобы использовать их на улице. Holley Ultra Dominator 3-го поколения отличается переработанным основным корпусом, современными калибровками, топливные баки большого объема и размер до 1475 кубических футов в минуту. В новом Dominator используются топливные баки большой емкости с увеличенным на 20% топливным баком, чтобы предотвратить голодание при полностью открытой дроссельной заслонке, встроенная топливная полка для минимизации аэрации топлива и внутренние перегородки для контроля движения топлива. Более того, в Dominator используется полностью алюминиевая конструкция, 12-отверстие вставки усилителя заготовки, полностью настраиваемые дозирующие блоки, регулируемое внешнее рычажное соединение, точки крепления датчика положения дроссельной заслонки и рифленые (регулируемые вручную) бордюрные винты холостого хода. Купи карбюраторы - это инфраструктура. Размер топливной магистрали и производительность насоса имеют решающее значение для обеспечения мощности и крутящего момента. Вам нужен топливный насос, который соответствует потребляемой мощности. Размер топливной магистрали должен быть достаточно большим для доставки. Хотя обычно используется диаметр 5/16 дюйма, вам понадобится диаметр не менее 3/8 дюйма, даже если вы используете двигатель с умеренным уличным двигателем. Наиболее распространенные размеры топливопроводов: 5/16, 3/8 и 7. /16 дюймов. Для большинства уличных удилищ и кастомов мощностью 350-500 л.с. достаточно 3/8 дюйма. В целях безопасности максимально укрепите свою систему. Выбирайте плетеный гибкий шланг из нержавеющей стали. Если бюджет требует армированной резины, используйте шланг высокого давления для впрыска топлива в карбюраторных двигателях. Современное топливо содержит агрессивные присадки, которые наносят ущерб обычному топливному шлангу. После того, как вы выбрали правильный карбюратор, рекомендуется иметь под рукой детали для настройки и ремонта карбюратора, жиклеры, прокладки, запасные силовые клапаны, поплавковые клапаны и тому подобное. И, наконец, выбор карбюратора идет рука об руку с тем, что у вас есть для продувки выхлопных газов. Следует учитывать размер трубы коллектора и выхлопной системы в сочетании с типом глушителя.
Trending Pages
  • Cadillac XT4 2024 года. Первый взгляд: внедорожник выходит на огромный экран
  • Toyota Tundra TRD Pro vs. : Зимние метели утомляют наш электрический пикап
  • Land Rover Defender 130 2023 года. Первая поездка: вместительность
  • Дилерская настройка за 395 долларов приносит мощность ZR2 на базу Пикапы Chevy Colorado 2023 года
Trending Pages
  • 2024 Cadillac XT4 First Look: The SUV Goes for a Huge Screen Play
  • Toyota Tundra TRD Pro vs.
    Chevrolet Silverado 1500 ZR2: The Other Off-Road Trucks
  • Rivian Годовой обзор R1T: зимние метели утомляют наш электрический пикап0077

Правильный выбор карбюратора для пяти распространенных комбинаций двигателей

| Практическое руководство — Двигатель и трансмиссия

Выбор правильного карбюратора: Эксперты предлагают лучший выбор для пяти основных комбинаций двигателей настроенная комбинация, которая обеспечивает высокую производительность во всем диапазоне оборотов. И, как вы узнаете из каждой статьи в журнале, поста в блоге или видео на YouTube, ни один отдельный компонент не станет катализатором идеальной производительности.

Однако некоторые детали вносят большой вклад в общую работу двигателя. Распределительный вал, очевидно, является одним из главных, как и карбюратор. Как правило, многие производители двигателей в домашних условиях склонны серьезно выбирать карбюраторы, предполагая, что они могут «сбросить» их во время настройки, чтобы получить идеальную комбинацию. Это может сработать в некоторых случаях, но это не обязательно самый эффективный или действенный метод.

Чтобы выбрать наиболее подходящий карбюратор, используйте базовую формулу: рабочий объем двигателя, умноженный на максимальные обороты, разделенный на 3456. Например: типичный малый блок объемом 355 куб. см (с перестройкой на 0,030 больше) с максимальной частотой вращения двигателя 6000 об/мин будет хорошо работать с карбюратором на 616 куб. футов в минуту ((355 x 6000) 3456 = 616,32).

Но подождите — это еще не все! Вам также нужно будет умножить результат на базовый объемный КПД двигателя — его способность обрабатывать заряд воздуха/топлива. Для стокового двигателя это 80 процентов. Для слегка модифицированного двигателя это около 85 процентов, а для сильно модифицированных двигателей с высокой степенью сжатия - около 95 процентов.

Таким образом, для этого двигателя 355 показатель 616 куб. 524 кубических фута в минуту на мягком двигателе; и 585 кубических футов в минуту в сочетании с высокой степенью сжатия и высокой производительностью. И поскольку карбюраторы не продаются с такими конкретными показателями расхода, вы должны выбрать модель шкафа выше этого рейтинга, например, карбюратор на 600 или 650 кубических футов в минуту.

Извините. Мы должны были предупредить вас, что математика будет связана с этой историей.

Holley и Summit Racing размещают на своих веб-сайтах интерактивные калькуляторы выбора углеводов, которые учитывают различные варианты объемной эффективности, а сайт Edelbrock предлагает ряд формул объемной эффективности. Ни один из них, однако, не принимает во внимание другие факторы, такие как впускной коллектор (низкоэтажный или многоэтажный, одноплоскостной или двухплоскостной), пропускная способность головок блока цилиндров и наличие добавочной мощности. Черт возьми, вес автомобиля и даже скорость сваливания главной передачи и гидротрансформатора могут повлиять на выбор оптимального карбюратора.

Когда дело доходит до карбюратора Holley, возникает вопрос о вакуумных или механических вторичных компонентах. Для большинства комбинаций уличных и уличных/полосных двигателей вам понадобятся вакуумные вторичные агрегаты для большей управляемости. Механические вторичные карбюраторы — классическая конструкция с двойным насосом — должны быть зарезервированы для действительно высокопроизводительных комбинаций и, как рекомендует Холли, для более легких автомобилей со снаряженной массой 3100 фунтов или меньше.

Карбюраторы Edelbrock, основанные на классической конструкции Carter AFB, относятся к вторичному механическому типу, поэтому единственный реальный выбор после определения соответствующего номинала в кубических футах в минуту — выбрать электрический или ручной дроссель. И вы, вероятно, хотите электрический. Карбюраторы Edelbrock имеют дверцу вторичного воздуха, карбюраторы серии Performer имеют нерегулируемую дверцу с противовесом под вторичными усилителями, а карбюраторы серии Thunder имеют дверцу вторичного воздуха, которая подпружинена и регулируется над вторичными усилителями. Он предназначен для более легких или тяжелых транспортных средств, что позволяет открывать его раньше или позже, с простой регулировкой пружины.

Со всеми предостережениями, касающимися применения, мы хотели свести к минимуму загадку карбюратора и выбрали простой выход: мы привлекли экспертов Смитти Смита из Edelbrock и Блейна Бернетта из Holley для получения рекомендаций по оптимальному выбору карбюратора для пяти теоретических сборок двигателей, начиная с от малых блоков к большим блокам и к набирающему популярность свопу LS. Мы предполагали, что все они будут использоваться с автоматическими коробками передач.

Опять же, могут быть различия в зависимости от транспортных средств, в которые будут устанавливаться двигатели, но их ввод обеспечивает хороший общий обзор выбора карбюратора, используемого в основном на улице, а иногда и на полосе. Применяются стандартные заявления об отказе от ответственности: ваш пробег может варьироваться, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем использовать тяжелую технику, предложение недействительно в Теннесси и так далее.

На улице или на улице правильный выбор карбюратора имеет важное значение для оптимальной работы. Помимо основной формулы для определения надлежащего требования к куб. футам в минуту (рабочий объем x макс. об/мин) 3456, другие факторы включают в себя степень, в которой двигатель рассчитан на высокую производительность (объемный КПД), трансмиссию и даже вес автомобиля.

Объемный КПД выше в высокопроизводительном двигателе, где правильный распределительный вал и дополняющие его компоненты лучше справляются с подачей и отводом воздуха. Высокая степень сжатия также оказывает большое влияние на объемную эффективность, поскольку дополнительное сжатие обеспечивает большую мощность и, следовательно, большую эффективность, чем комбинация сопоставимого размера с более низкой степенью сжатия.

Среди основных производителей карбюраторов Holley и Edelbrock только Holley предлагает модели с механическими вторичными контурами. Они будут из легендарной линейки Double Pumper. Другие карбюраторы Holley имеют вторичные шестерни с вакуумным приводом, которые рекомендуются для универсального уличного использования и умеренных уличных / полосовых двигателей.

Базовое семейство четырехцилиндровых карбюраторов Holley включает меньшие серии 4150 и 4160, а также более крупную серию 4500, широко известную как Dominator. Показанная здесь серия 4150 является более ориентированной на производительность версией карбюраторов меньшего размера благодаря вторичному дозирующему блоку со съемными форсунками. Вторичная дозирующая пластина модели 4160 не имеет съемных форсунок, но ее можно преобразовать в модель 4150.

Четырехцилиндровые карбюраторы Edelbrock основаны на классическом Carter AFB, который также породил карбюратор Quadrajet, используемый на бесчисленных моделях производства GM. Они рассчитаны на производительность до 800 кубических футов в минуту и ​​содержат функцию, называемую регулируемым вторичным клапаном (AVS), которая позволяет изменять скорость открытия вторичных клапанов простым поворотом винта.

Хотя производительные карбюраторы Holley и Edelbrock поставляются практически готовыми к запуску из коробки, может потребоваться некоторая корректировка топливной кривой. Силовые клапаны и форсунки можно поменять местами в Holleys (см. здесь), в то время как в карбюраторах Edelbrock ту же функцию выполняют дозирующие стержни с форсунками. Карбюраторы Holley предоставляют более широкий спектр возможностей для настройки, но с конструкцией Edelbrock, как правило, легче работать и вносить коррективы.

Двигатели с наддувом имеют уникальные требования к карбюратору. В безнаддувном двигателе вакуум в двигателе падает почти до нуля при полностью открытом дросселе (WOT). Тот, в свою очередь, открывает силовой клапан для обогащения смеси. При наддуве это не так, и результатом может быть детонация, разрушающая двигатель, потому что цепь силового клапана закрывается, и двигатель катастрофически обедняется. Карбюраторы "Blower" модифицированы для обеспечения избыточного давления на WOT, что исключает возможность закрытия силового клапана.

Двигатель №1

Тип: 350 Small-Block
Цель Dyno: 325 л.с. Перестройка классического 350 с ограниченным бюджетом, но стремление к большему, чем завод, предлагаемый в задушенной смогом упаковке 1970-х или 80-х годов. Имея это в виду, наш теоретический маленький блок будет иметь алюминиевый двухплоскостной воздухозаборник поверх набора дышащих головок и распределительного вала с мягкими роликами. Ничего экзотического или дорогого — просто простая и доступная комбинация для второго поколения Camaro, C10 или G-body.

Блейн Бернетт (Холли): Здесь подойдет карбюратор Ultra Street Avenger мощностью 650-670 кубических футов в минуту.

Smitty Smith (Edelbrock): Для повседневного использования таких небольших блоков предлагается карбюратор Performer Series 600 куб. футов в минуту — либо PN 1405 с ручным дросселем, либо PN 1406 с электрическим дросселем.

Двигатель №2

Тип: 383 Small-Block
Цель Dyno: 450 л.с. Поскольку он будет использоваться в основном на улице, с несколькими ежегодными набегами на драгстрип, мы выберем открытый воздухозаборник, чтобы оптимизировать возможности улицы/полосы. Алюминиевые головки с отверстиями и агрессивный роликовый распределительный вал с подъемом более 0,525 дюйма и сравнительно большим углом разделения кулачков дополняют его способность крутящего момента на низких оборотах с мощностью на более высоких оборотах.

Burnett (Holley): В зависимости от нескольких других факторов для автомобиля, в который он входит, карбюратор Ultra Street Avenger мощностью 670-770 кубических футов в минуту будет соответствовать всем требованиям. Это также было бы хорошим выбором для системы Holley Terminator EFI, которая поддерживает до 600 лошадиных сил.

Smith (Edelbrock): Это было бы идеальной комбинацией для одного из наших карбюраторов Thunder Series 800 кубических футов в минуту — PN 1812 для ручной воздушной заслонки или PN 1813 для электрической воздушной заслонки.

Двигатель №3

Тип: 454 Big-Block
Dyno target: 425 л.с.

Подобно нашему базовому 350-му маленькому блоку, это бюджетный большой блок с газовым насосом, используемый почти исключительно на улице. В нем будет использоваться что-то вроде доступных железных головок с прямоугольным портом от Chevrolet Performance с большими впускными направляющими объемом 325 куб. См и одним из их распределительных валов с гидравлическими роликами, обеспечивающими продолжительность 211/230 градусов и подъемную силу 0,510 / 0,540 дюйма при LSA 112 градусов. С одноплоскостным воздухозаборником это был бы отличный, удобный для уличного движения шиномонтаж для грузовика, Chevelle или раннего Monte Carlo.

Burnett (Holley) : Классическая двойная помпа 750 — бесспорный выбор. Он был создан для такой комбинации, даже если автомобиль весит более 3100 фунтов.

Smith (Edelbrock): Один из карбюраторов Edelbrock Performer Series объемом 800 кубических футов в минуту идеально подходит для мягкого биг-блока. Используйте PN 1412 для ручного дросселя или PN 1413 для электрического дросселя.

Двигатель №4

Тип: 572 Big-Block
Цель Dyno: 600 л.с. Мы говорим не о самой плохой из плохих сборок, где деньги не имеют значения, а о специально созданной, ориентированной на гусеницу комбинации с большими головками, большим кулачком и клапанным механизмом, который выдержит набеги, генерируемые наддувом. в высокие обороты. Мысль здесь 10- или даже 9-второй эт. в правильном транспортном средстве, с ограниченным уличным временем для ночных круизов и т. д.

Бернетт (Холли) : Продувочный карбюратор Demon мощностью 850 кубических футов в минуту подойдет здесь лучше всего. Он создан специально для двигателей с принудительной индукцией, увеличивая сигнал вакуума при наддуве, чтобы обогатить смесь и избежать детонации.

Smith (Edelbrock): Честно говоря, эта комбинация, вероятно, превзойдет диапазон карбюраторов Edelbrock, но на большом блоке 572, в котором используется блок с высокой декой (10,2 дюйма), я бы предложил наш впуск Super Victor. коллектор PN 2927, скажем, с карбюратором 4500-й серии и усилителем мощности по вашему выбору.

Двигатель №5

Тип: LS3 Замена на LS
Цель Dyno: 500 л.с. Семейство LS компактно и легко, а заводские головки цилиндров обеспечивают исключительную пропускную способность воздушного потока, что приводит к большой мощности. С правильным распределительным валом безнаддувный 6,2-литровый LS3 преодолеет отметку в 500 л.с. с одним шатуном, привязанным сзади. Наша теоретическая комбинация была бы простой: стоковый низ, распределительный вал Comp Cams XFI с подъемом 0,566/0,576 дюйма и 113-градусным LSA, вот и все.

Бернетт (Холли): Street Avenger мощностью 770 кубических футов в минуту отлично работает с карбюраторным двигателем LS с глубоким дыханием. Это то, что Chevrolet Performance рекомендует для своих двигателей LS.

Smith (Edelbrock): Карбюратор Edelbrock Thunder Series 800 кубических футов в минуту — PN 1812 для ручного дросселя или PN 1813 для электрического дросселя — это то, что вам нужно.


Learn more

     ico 3M  ico armolan  ico suntek  ico llumar ico nexfil ico suncontrol jj rrmt aswf